Детство и юность
Петр Петрович Кончаловский (1876-1956) русский художник. Родился 21 февраля 1876 года Харьковской губернии. Является ярким представителем авангардизма и соцреализма. Он автор нескольких тысяч пейзажей, портретов и натюрмортов. Многие его работы заслужили внимания публики при еще при его жизни.
Отец художника — Петр Петрович (1839-1904) был талантливым издателем и переводчиком. Свое детство он провел в родительском доме. Отец мальчика был причастен к революции, его арестовали и отправили в ссылку в Холмогоры. Фамильный дом был конфискован. Позже мальчик с семьей переехали в Харьков, где ребенок начинает обучение в художественной школе.
Петя оказался способным учеником, в 1889 году семья снова переезжает, в этот раз в Москву. Там юный художник начинает посещать курсы Строгановского училища. Однажды Петр едва не бросил обучение живописи и поступил на отделение точных наук в Московский университет. Но этот выбор оказался ошибочным, он не смог оставить занятия живописью и уехал в Париж для продолжения учебы.
В юности
Почти два года художник обучался в известной академии Жулиана и за этот период полностью пришел к решению, что будет заниматься только живописью
Вскоре на работы перспективного художника стали обращать внимание. Окончив учебу Петр Кончаловский возвращается в родную страну и поступает в академию художеств
Во время учебы он долгое время проводил в оранжерее, рисуя природу. В 1907 году Кончаловский получает диплом Академии художеств.
Автопортрет (1943)
Выставки Николая Крымова
Николай Петрович Крымов демонстрировал работы на всевозможных выставках различных художественных объединений начала 1900-х годов, таких как «Голубая роза», «Маковец», «Венок», «Союз русских художников».
Премьера индивидуальных выставок Крымова произошла не где-нибудь, а в Третьяковской галерее в 1922 году. Многие картины для экспозиции предоставили из своих собраний несколько десятков коллекционеров. Работы признанного мастера активно расходились по собирателям живописи ещё при его жизни. В 1954 году состоялась его следующая успешная персональная выставка. На этот раз в Академии художеств СССР.
После смерти Крымова выставки его творений проводили: в 1967 году в Академии художеств СССР, в 1984-м в Центральном доме художника. В октябре 2009 года к 125-летию живописца выставка его произведений из частных собраний прошла в московской галерее «Наши художники», а в июле 2014 года в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко, приуроченная к 130-летию Николая Крымова.
[править] Литература
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959. С.21.
- Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961. С.32.
- Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Плакат. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. М.: Министерство культуры РСФСР, 1960. С.64.
- Ленинград. Зональная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1965. С.41.
- Вторая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. М.: Советский художник, 1965. С.30.
- Третья республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. М.: Министерство культуры РСФСР, 1967. С.43.
- Наш современник. Каталог выставки произведений ленинградских художников 1971 года. Л.: Художник РСФСР, 1972. С.18.
- Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1976. С.27.
- Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 60-летию Великого Октября. Л.: Художник РСФСР, 1982. С.19.
- Валерий Васильевич Пименов. Выставка произведений. Составитель каталога Г. Г. Макаров. Автор вступ. статьи И. М. Блянова. Л.: Художник РСФСР, 1983.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987. С.102.
- Связь времён. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. СПб.: ЦВЗ «Манеж», 1997. С.295.
- Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб: НП-Принт, 2007. С.357, 365, 366, 370, 372, 395, 397.
- Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: Первоцвет, 2007. С.61.
- Художники Петровской Академии наук и искусств. СПб.: ИПП «Ладога», 2008. С.142-143.
- Иванов С. В. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб: Галерея АРКА, 2019. С.340-342, 352, 357, 372, 378, 380, 394, 395.
Выставки ленинградских художников
Первая выставка ленинградских художников 1935 года • Выставка 1950 года • Выставка 1951 года • Весенняя 1954 года • Весенняя 1955 года • Осенняя 1956 • Выставка 1957 года • Всесоюзная выставка 1957 года • Осенняя 1958 года • Выставка 1960 года в ЛОСХ • Выставка 1960 года в ГРМ • «Советская Россия» 1960 года • Выставка 1961 года • Осенняя 1962 года • Зональная 1964 года • Весенняя 1965 года • «Советская Россия» 1965 года • «Советская Россия» 1967 года • Осенняя 1968 года • Весенняя 1969 года • Выставка ленинградских художников 1970 года • Наш современник 1971 года • По родной стране 1972 года • Наш современник 1972 года • Наш современник. Зональная 1975 года • Выставка женщин-художников 1975 года • Изобразительное искусство Ленинграда 1976 года • Портрет современника 1976 года • Выставка 60 лет Октября 1977 года • Осенняя 1978 года • Зональная 1980 года • Выставка к 150-летию железных дорог страны • Ленинградские художники 1994 года • Этюд в живописи 1994 года • Лирика художников военного поколения 1995 года • Живопись. Ленинградская школа 1996 года • Натюрморт. Ленинградская школа 1997 года • Памяти учителя 1997 года
Детство и юность
Николай Ге был сыном помещика. Ребенок родился 15 (27) февраля 1831 года в Воронеже. Прадед мальчика оказался французским эмигрантом, бежавшим в Россию в 1789-м от тягот революции. Мать скончалась от холеры, когда сын был младенцем. Детям Ге повезло: крепостные крестьяне перевезли их в город под опеку бабушки. Там болезнь была не так распространена, поэтому они смогли выжить. После завершения эпидемии семья воссоединилась.
Отец практически не занимался воспитанием наследников: эта участь легла на плечи бабушки и няни. Старшие ребята интересовались точными науками, в то время как Николай питал страсть к художественному творчеству. Детство он провел в деревне. Затем был отдан на воспитание в частный пансион Гедуэна, расположенный в Киеве, а спустя год стал учеником Первой киевской гимназии.
Здесь творческие способности и приверженность юноши к живописи заметили педагоги. После выпуска из учебного заведения в 1847-м Николай прислушался к рекомендациям отца и поступил в Университет Святого Владимира, где приобщился к точным наукам.
Решив сменить ход биографии, Ге переехал в Петербург, где жил старший брат. Молодой человек боялся ослушаться отца и посвятить себя искусству, хотя втайне лелеял эту мечту. Ему пришлось продолжить обучение в Санкт-Петербургском императорском университете. Параллельно с получением образования Николай посещал Эрмитаж и занимался живописью. В 1850 году грезы начинающего мастера все же стали явью. Он стал студентом академии художеств и подопечным Петра Басина.
Будучи поклонником Карла Брюллова, Ге погружался в изучение азов, копируя художественные приемы, присущие произведениям кумира. В 1854-м он написал «Суд царя Соломона», а спустя год студента наградили Малой золотой медалью за картину «Ахиллес оплакивает Патрокла». Выпускным проектом Ге стало полотно «Саул у Аэндорской волшебницы», принесшее Большую золотую медаль и привилегию поездки в Европу, финансируемой учебным заведением.
Художник, педагог и сценографист
Революция мало изменила образ жизни живописца. Он был человеком исключительно искусства, далёким от политики. С властями не ссорился, но и не заигрывал, сторонился всего чуждого. К русскому авангарду начала ХХ века относился критически, характеризовал его едкими словами. Имел чёткое и устоявшееся представление о роли художника и его творчества в жизни и искусстве, был олицетворением классических художественных традиций, впитанных им с творчеством и школой Репина, Коровина, Серова, Левитана.
Свои знания и умения Крымов старается применить в работе над журналом «Путь освобождения», популяризируя искусство среди рабочих и солдат. С 1919 года художник ведёт педагогическую деятельность: преподаёт в Пречистенском практическом институте, Высших художественно-технических мастерских и художественном училище памяти 1905 года. Крымов обладал ценным даром распознавать индивидуальность в каждом ученике, чтобы впоследствии все усилия педагога направить на её развитие.
Сценография – ещё одно поприще, где Николай Петрович получил признание. В 1922 году очень удачно и ярко оформил театральную постановку по А.П. Чехову для гастрольной поездки в Америку Станиславского К.С. с театром. Затем работал над декорациями пьес Островского А.Н. во МХАТе.
Все годы Крымов много и вдохновенно пишет, выставляется. В 1922 году в Государственной Третьяковской галерее состоялась первая персональная выставка художника, для которой более 50 коллекционеров предоставили ранее приобретённые ими работы художника. В 1928 году Крымов стал членом Общества московских художников. С этого года каждое лето живописец проводит в любимой им Тарусе.
Биография художника Александра Бенуа
Художник Александр Николаевич Бенуа родился в 1870 году, в Петербурге, в семье известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. В семье будущего художника просто почитали искусство, однако родители настояли на том, чтобы сын поступил в Петербургский университет и получил профессию юриста.
Во время обучения в университете Александр Николаевич самостоятельно изучал историю искусств, занимался рисованием, освоил акварельную живопись. История умалчивает о том, каким юристом был Бенуа. В 1894 году (в год окончания университета Александром) вышел третий том «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. В этот том вошла глава о русском искусстве, автором которой был Александр Бенуа.
И о Александре Николаевиче сразу заговорили, как о талантливейшем искусствоведе, который просто перевернул устоявшиеся представления о развитии русского искусства.
В 1897 году, после поездок во Францию, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей под общей темой «Последние прогулки Людовика XIV». Публика была в полном восторге, а критики заговорили о появлении нового талантливого самобытного художника.
Прогулка короля
Купальня маркизы
Фантазия на Версальскую тему
Представление султанше
Людовик XIV кормит рыб
Король прогуливается в любую погоду
Прогулка короля
Прогулка короля
В 1893 году Бенуа пишет серию акварельных пейзажей окрестностей Петербурга. Нужно сказать, что его пейзажи – это скорее дань истории, чем природе. Художника в большей мере увлекают исторические персоны, архитектура, костюм. А природа служит лишь великолепной декорацией изображенных живописцем событий.
Ораниенбаум
Аллея
Картины Петербурга
Парад при Павле I
Карнавал на Фонтанке
Ораниенбаум. Японский сад
Китайский павильон. Ревнивец
С 1897 по 1898 годы Бенуа пишет серию акварельных картин о Версальских парках. И снова критики говорят не о великолепии природы, а о явно воссозданном духе ушедших времен, атмосфере красивого великолепного былого.
Водный партер в Версале
Пруд в Версале
Фонтаны Версаля
Версаль
Версаль под дождём
Версаль. У Курция
Каштаны весной. Версаль
Следующей большой темой в творчестве художника становится Петергоф, Ораниенбаум и Павловское. И снова величие архитектуры, фонтаны, парки и история.
Беседка в парке. Павловск
Петергоф
Петергоф
Большой дворец. Петергоф
В конце девятнадцатого века Александр Бенуа создает объединение «Мир искусства» в котором становится основным теоретиком и вдохновителем, много пишет, выступает в печати и становится автором еженедельных «Художественных писем» в газете «Речь».
Не забывает Бенуа и о истории искусства – в 1901 и 1902 годах на свет появляется широко известная книга «Русская живопись в XIX веке». Издатель Бенуа начинает публиковать серии «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов». Выпуск этих серий прекращается, по вполне понятным причинам, в 1917 году.
Был ещё журнал «Художественные сокровища России» и великолепный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». И всё это было сделано при самом активном и непосредственном участии (и под руководством) Александра Николаевича Бенуа.
А ещё было увлечение книжной графикой и создание иллюстраций для целого ряда произведениям А.С. Пушкина. И труды великолепного театрально художника Бенуа. Он создавал эскизы костюмов и декораций к театральным спектаклям, балетам и операм. Я не буду утомлять вас перечислением всего сделанного на этом поприще – иному художнику только театрального творчества хватило бы на всю жизнь с избытком. Чего стоит одно участие в управлении театром МХТ совместно с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко!
Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Декорация к трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы»
Эскиз декорации к «Соловью» Стравинского
Итальянская комедия
Итальянская комедия
Революция 1917 года железной рукой перечеркнула огромное количество проектов и начинаний Александра Николаевича Бенуа и он занялся работой в самых различных организациях, которые пытались сохранить памятники старины и искусства.
С 1918 года Бенуа заведовал картинной галереей Эрмитажа, разработал новый план общей экспозиции музея, который был замечен и отмечен ещё оставшимися в России любителями живописи.
С 1926 года художник живет и работает в Париже. Он уже практически не пишет картин – его просто съедает тоска по Родине. Эскизы костюмов и декораций для театра Дягилева, участие в создании театральных постановок…
И мемуары. Просто ценнейшие воспоминания и размышления о людях, событиях, искусстве.
Умер художник в феврале 1960 года. Похоронен в Париже.
Пакт Рериха
* Н.К.Рерих поражал всех своей работоспособностью и размахом идей. В 1929 году, после возвращения из экспедиции, он подготовил и опубликовал на различных языках проект договора о защите культурных ценностей. Проект получил всемирную известность и широкий отклик среди мировой общественности. Во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта.* Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей.
* В рамках Пакта был утвержден, предложенный Рерихом отличительный знак, которым предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры. Это было «Знамя Мира» — белое полотнище, на котором изображены три круга — прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности.* 15 апреля 1935 года в Вашингтоне более 20-ти стран подписали договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» — Пакт Рериха.* По инициативе общественных организаций мира в честь подписания Пакта Рериха 15 апреля отмечается Международный день культуры.
Система тона
В воспоминаниях современников художник Крымов, картины которого сейчас хранятся в музеях и частных коллекциях, предстает человеком принципиальным и последовательным, на все имеющим свою точку зрения. Среди его взглядов особо выделяется теория «общего тона», разработанная и многократно опробованная им. Суть ее в том, что главное в живописи не цвет, а тон, то есть сила света в цвете. Крымов учил студентов видеть, что вечерние краски всегда темнее дневных. Излагая теорию, он предлагал сравнивать белый цвет листа и Николай Петрович обосновывал в своих статьях, а затем показывал в работах, что естественность пейзажу дает именно правильно выбранный тон, а выбор цвета становится второстепенной задачей.
Любовь к родным пейзажам
С первых работ молодого художника было ясно его особое видение природы и тишины в самых непримечательных картинках, даже среди крыш и домов, сараев и заборов. Снег, избушки, деревья, вода, светотени на них – пейзажные композиции непременно находят отклик в сердцах зрителей, в том числе ценителей искусства и взыскательных коллекционеров.
Крымов не любит путешествовать, никогда не был за границей, даже посещение Крыма не впечатлило его. Любимыми и бесконечно дорогими сердцу были для живописца уголки родной природы: окрестности Звенигорода, рязанские места, Таруса. Здесь он получал самые сильные импульсы, побуждающие браться за кисть и переносить на холсты чудесные виды. После 1910 года художник прекратил работу с натуры, стал писать по памяти или придуманные пейзажи, всё то, что некогда очаровало и впечатлило, что хотелось запечатлеть.
Живопись
Русскому мастеру удалось побывать в разных уголках Европы. Продолжительное время он жил в Италии. Ге создал полотна «Смерть Виргинии», «Разрушение Иерусалимского храма». Замечая подражание манере Брюллова в своих набросках, автор решил повременить с историческими работами и вернулся к натуре, работая в жанре пейзажей.
К 1861-му Николай Николаевич занялся «Тайной вечерей», и в 1863-м она оказалась на вернисаже академии художеств, сильно впечатлив посетителей выставки. Копирование полотна запретили цензурой. Холст приобрел сам император. Ге оказался на пике успеха, получил статус профессора и членство в Императорской академии художеств.
Вернувшись в 1864 году во Флоренцию, мастер уделял большое внимание библейским сюжетам. В 1867-м он завершил «Вестников Воскресения»
Равно как и последующий холст «Христос в Гефсиманском саду» полотно не снискало симпатии публики.
Относясь к числу художников-передвижников, для одной из выставок Ге подготовил картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Она была восторженно встречена экспертами и заняла достойное место в собрании Павла Третьякова.
С 1869 года живописец творил в Петербурге, где создал работу «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском», посвященную Александру Пушкину. Чувствуя, что вдохновение покидает его, мастер уехал из страны.
Нужда и нестабильное финансовое положение заставили писать портреты на заказ. Николай Николаевич переживал творческий кризис и осмысливал вопросы морали и религии в своих произведениях. В 1880-м появилась картина «Милосердие», ставшая подтверждением метаний мастера. Образ Иисуса Христа на холсте был выполнен вопреки традиционным канонам, поэтому полотно подверглось шквалу критики, а впоследствии Ге уничтожил его.
Создав ряд произведений религиозного характера, Николай Николаевич не оставлял работу над портретами, а также создал рисунки к произведению друга Льва Толстого «Чем люди живы». К этому периоду относится и скульптурный портрет Л. Н. Толстого авторства Ге.
Холст «Что есть истина?» не пришелся по духу соотечественникам, считавшим полотно богохульственным. В Европе картину увидели благодаря стараниям поклонника живописца, вывезшего ее за рубеж, но работа осталась недооцененной. Та же судьба преследовала «Суд Синедриона» и «Распятие». Несмотря на недопонимание со стороны публики, автор был доволен произведениями. В 1893 году Ге написал автопортрет, считающийся одним из лучших его творений.
Теория «общего тона» Николая Крымова
Будучи теоретиком искусства, Крымов выработал так называемую «теорию общего тона». Он считал, что в живописном полотне важную роль играет верно выбранный основной тон. Он подчиняет себе и наполняет светом цвета, создает общий колорит картины. Цвет — показатель освещенности предмета. Для определения точной степени освещенности Крымов предлагал использовать огонь горящей спички или свечки на фоне изображаемого объекта. Николай Петрович говорил, что один и тот же белый дом в полдень и на закате — это тонально и в цвете два разных пятна.
Николай Крымов. Изменение в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток. Учебный пейзаж-таблица, 1934
Семья
* В одной из поездок по делам Археологического общества Николай Рерих знакомится с удивительной девушкой — Еленой Ивановной Шапошниковой. 28 октября 1901 года состоялась их свадьба. * В 1902 году в семье Рерихов родился сын Юрий, ставший впоследствии всемирно известным востоковедом, в 1904 году — Святослав, пошедший по стопам отца и ставший художником с мировым именем.* «Ладой» называл Николай Константинович свою «другиню и вдохновительницу» Елену Ивановну.* Многие картины, общественные начинания Н.К.Рериха являются результатом совместного творчества, в котором Елена Ивановна принимала активное участие.* Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское».
Талантливый сценограф
Получив школьный аттестат, Дмитрий пошел постигать азы сценографического искусства в Школу-студию МХАТ на постановочный факультет. По окончании вуза в 1976 году Крымов устроился сценографом в театр на Малой Бронной. Здесь он принимал участие в оформлении целой серии спектаклей, поставленных отцом: «Отелло», «Лето и дым», «Продолжение Дон Жуана», «Месяц в деревне». Кроме того, он оформил несколько постановок МХАТ им. Чехова — «Живой труп», «Тартюф», «Попытка полета». В разное время Дмитрий Анатольевич успел потрудиться во многих столичных театрах, в том числе театре эстрады, ЦДТ, театре им. Моссовета, театре им. Маяковского и других. Кроме того, Крымов плодотворно сотрудничал и с театрами других городов Советского Союза — Таллина, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Волгограда.
В 90-е годы после скоропостижной кончины отца, а затем и матери он ушел из театра. Тогда казалась, что насовсем, так как театр бил по живому — с ним были связаны самые главные потери и глубокие разочарования. В промежутке между служением Мельпомене Крымов всерьез занялся станковым искусством и с головой ушел в графику, живопись и инсталляцию. Его картины выставлялись в Русском музее, музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и на площадках ряда зарубежных стран. Также работы автора есть в частных собраниях у коллекционеров из Израиля, Германии, США.
Но жизнь заставила вернуться туда, где он нашел призвание, и Дмитрий Анатольевич не стал вновь искушать судьбу. На сцене театра им. Станиславского он неожиданно для многих ставит «Гамлета», а затем идет преподавать в ГИТИС, где окончательно осознал потребность в театральном искусстве.
Детство
* Николай Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге, в семье нотариуса.* В семье Рерихов было четверо детей. Их детство проходило традиционно: летом — усадьба с её деревенским привольем, зимой — учёба, рождественские праздники, прогулки по Невскому проспекту, занятия музыкой.* Беззаботная пора быстро пролетела и в восьмилетнем возрасте Николай Рерих перешагнул порог известной тогда в Петербурге частной гимназии Карла Ивановича Мая.* Собеседование при приёме он прошел легко. И опытный педагог, директор гимназии К.И. Май, сказал: «Будет профессором!» Проницательность старого учителя оправдалась.
Уникальный художник
Кончаловский — русский интеллигент дворянского происхождения. В своих работах особенно глубоко раскрывает тему повседневной жизни. Самые простые вещи пишет таким образом, что они становятся доступными простому обывателю. Особенную любовь художник испытывал к природе, что заметно во многих его полотнах. Кончаловский уникальный художник. Его заслуга в том, что в те кровавые годы он умудрялся писать картины и пейзажи, наполненные жизнью.
В настоящее время сохранилась мастерская живописца на Садовом кольце, где жил сам Михаил Булгаков. Этим зданием до сих пор владеет семья Кончаловских. Петр Кончаловский после революции 1917 года становится ведущим художником.
Владея особыми навыками и чувством цвета в своих картинах он передает радость и счастье жизни. При этом известны его некоторые его работы, которые отличаются драматизмом и комизмом. Художник всегда считал себя реалистом в живописи, потому отказывался писать портреты по фотографии.
Все свои работы Петр Кончаловский выставлял на суд своей супруге. Если они ей не нравились, то участь работы была решена. Произведения загрунтовывалось и писалась новая работа. Петр Кончаловский известнейший советский и российский художник, унаследовал школу живописи самого Сезанна. Был признан выдающимся при жизни и сейчас остается востребованным среди ценителей его творчества.
Зима и лето
С натуры Крымов писал только летом, когда они с женой уезжали загород или гостили у знакомых. Художник всегда подыскивал жилье с балконом, чтобы иметь возможность работать на воздухе и изображать живописные пейзажи.
Зимой же мастер творил по памяти, дополняя реальные картины новыми элементами. Эти работы, как и написанные с натуры, передавали красоту и гармонию природы, ее тайную и явную жизнь. Одно из полотен, которые таким образом создал художник Крымов, — «Зимний вечер» (1919). Даже если не знать названия картины, время суток на ней не вызывает сомнений: тень постепенно накрывает снега, на небе видны розоватые облака. За счет игры цвета и света художник смог передать тяжесть сугробов, под которыми спит земля, игру лучей заходящего солнца, не видимого на полотне, и даже ощущение мороза, подгоняющего путников домой, к теплу очага.
Система тона
В воспоминаниях современников художник Крымов, картины которого сейчас хранятся в музеях и частных коллекциях, предстает человеком принципиальным и последовательным, на все имеющим свою точку зрения. Среди его взглядов особо выделяется теория «общего тона», разработанная и многократно опробованная им. Суть ее в том, что главное в живописи не цвет, а тон, то есть сила света в цвете. Крымов учил студентов видеть, что вечерние краски всегда темнее дневных. Излагая теорию, он предлагал сравнивать белый цвет листа и накрахмаленной рубашки. Николай Петрович обосновывал в своих статьях, а затем показывал в работах, что естественность пейзажу дает именно правильно выбранный тон, а выбор цвета становится второстепенной задачей.
Видео-инструкция
В нашей статье мы рассмотрели способы узнать о всех своих предках, которые жили до революции, по имени и фамилии абсолютно бесплатно и без регистрации. В большинстве случаев понадобится обратиться в государственные архивы, в которых находятся многие метрические книги и прочие документы той эпохи. Поскольку государственные архивы довольно часто выполняют запросы на платной основе, есть резон обратиться за помощью к волонтёрам, работающим на базе поисковых генеалогических ресурсов. Многие из них работают лишь на личном энтузиазме, и смогут помочь вам в осуществлении ваших поисков.
Детские годы
Родился в Москве 20 апреля 1884 года в большой и дружной семье: родители Пётр Алексеевич и Мария Егоровна имели 12 детей. Жили в небольшом доме с садом близ Патриарших прудов. Часто устраивали музыкальные вечера, театральные постановки и живые картины. Отец в своё время учился в Московском училище живописи, где получил хорошее академическое образование, был дружен с Иваном Ивановичем Шишкиным. Пётр Алексеевич преподавал рисование в гимназиях. Любовь к природе, образное видение окружающего мира прививал он и своим детям, к художественному воспитанию которых относился очень внимательно. Именно отец стал первым учителем Николая.
Литература[ | ]
- Общество художников-станковистов (ОСТ), в сборнике: Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. Материалы, документы, воспоминания, М., 1962, с. 208—22;
- Лучишкин С., Общество станковистов, «Творчество», 1966, № 1.
- Костин В., ОСТ (Общество станковистов), Л., 1976.
- Северюхин, Д. Я.; Лейкинд, О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820—1932). Справочник. СПб: Изд. Чернышева. — 1992. — 400 с.
- Деготь Е. , Русское искусство XX века
- Лабас А. Воспоминания. Palace Editions, 2004.
- Булатова М. А. Театральное пространство города в живописи художников группы ОСТ // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2013. — С. 314—319. — ISSN 2312—2129
- Воронина О. Ю. Кинофикация живописи 1920-х годов. Опыт художников Общества станковистов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2020.— С. 383—395. ISSN 2312—2129.
Учёба в Академии художеств и Петербургском университете
* В Академии художеств Н.К.Рерих занимается в классе знаменитого пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи.* В 1897 году Николаю Рериху вручили диплом на звание художника. Его дипломная работа называлась «Гонец. Восстал род на род». Эту работу прямо с выставки приобрёл для своей коллекции П.М. Третьяков.
* Через год в 1898 году Николай Рерих заканчивает юридический факультет Петербургского университета.* Отец надеялся, что старший сын наследует его нотариальную контору и станет юристом. Но, к тому времени, Николай Рерих уже выбрал другой жизненный путь и будущее звало его к новым горизонтам. * После окончания учебы Николай Рерих поступил на службу в Общество поощрения художеств помощником директора музея и одновременно — помощником главного редактора журнала «Искусство и художественная промышленность». * Каждое лето Николай Константинович, к тому времени уже активный член Археологического общества, совершает археологические экспедиции, которые дают ему богатый материал для творчества.* Он создаёт серию архитектурных этюдов, которая и сейчас помогает увидеть красоту русского зодчества.
Первые успехи и этапы развития
Уже в 1906 году его картина «Крыши под снегом» оказалась настолько хороша, что её приобрел Васнецов Аполлинарий Михайлович, педагог училища. Ещё через год по предложению Валентина Серова, который был тогда членом попечительского совета Третьяковской галереи, произведение талантливого ученика поступило в коллекцию музея. Ко времени окончания МУЖВЗ в 1911 году, Николай Крымов уже был известным живописцем.
Николай Крымов. Крыши под снегом, 1906
Творчество выдающегося пейзажиста искусствоведы условно делят на такие промежутки:
Заметный след в его творчестве принадлежит «звенигородскому периоду». Каждое лето с 1920 по 1927 год Крымов отправлялся в подмосковный Звенигород. Окрестности города были связаны с Исааком Левитаном, которого Николай Петрович считал своим самым любимым художником и даже учителем, хотя непосредственно у него он не учился. Крымов увлеченно писал здесь природу и картины, посвященные теме русской деревни.
Недостижимая гармония
С 1910-х в творчестве Крымова стали отчетливо проступать классические мотивы, характерные для французских пейзажистов XVII века. Клод Лоррен и Никола Пуссен разработали композицию с тремя планами, в каждом из которых доминировал определенный цвет: коричневый, зеленый и на третьем плане — голубой. Картины, написанные в такой манере, сочетали реальность и фантазию одновременно. Они передавали вполне земные пейзажи, но гармония, царившая на полотне, была недостижимо совершенной.
Николай Крымов — художник, никогда не повторявший слепо за учителями или признанными гениями прошлого. Классическую манеру Пуссена и Лоррена он соединял в своих работах с примитивизмом, как в картине «Рассвет», и позже с собственной теорией тона. Со временем он отошел от написания пейзажей только с натуры. Николай Петрович стал дополнять увиденное в реальности фантазией, воспроизводя сюжеты по памяти и создавая ту самую гармонию, мечта о которой преследовала большинство мастеров начала прошлого века.