Орест адамович кипренский: картины (портреты), краткая биография

Кипренский Орест Адамович (13 марта 1782 — 5 октября 1836)

Выдающийся русский художник-портретист.
Был внебрачным сыном крепостной крестьянки, детство провёл в крепостной
семье. Получил вольную и был определён в воспитательное училище при
петербургской академии художеств. В Академии К. учился 15 лет и по окончании
(в 1803) состоял при ней 6 лет пенсионером.
Уже в эти годы К. проявил блестящий талант рисовальщика, достигая в
своих натурных и композиционных рисунках большой свободы, экспрессии
и эмоциональной выразительности.

В 1805  К. была исполнена картина «Дмитрий Донской на Куликовом
поле», в которой отразились патриотические настроения передовой дворянской
интеллигенции. За эту картину художник получил золотую медаль 1-й степени.

Но подлинное призвание К. сказалось в первом же написанном им
портрете А. К. Швальбе
(1804), выделявшемся выразительной, энергичной характеристикой
и высоким живописным мастерством. В
1804 исполнены портреты А. Р. Томилова, Е. П. Корсакова, И. В. Кусова,
в которых при известной парадности проявилась уже характерная для К.
человечность образа.

С 1809 К. работал в Москве и Твери. К этому времени откосятся портреты
Ев. Давыдова, К. П. Ростопчиной, Ф. В. Ростопчина (1809), мальчика Челищева,
автопортрет , портреты Н. С. Мосолова и И. А. Гагарина (1811). Правдиво
передавая индивидуальные черты моделей, К. сумел воплотить в своих лучших
портретах большое общественное содержание, показать человеческое достоинство
и глубину духовной культуры изображаемых людей: за их внешним спокойствием
всегда ощущаются живые человеческие чувства.

Вернувшись в 1812 в Петербург, он приступил к созданию серии карандашных
портретов участников Отечественной войны: среди них были герой Березины
К. И.  Чаплиц, братья А. П. и М. П. Ланские, ополченцы А. Р. Томилов
и П. А. Оленин (1813), поэт К. Н. Батюшков (1815) и др.
В 1814-16 исполнены портреты Д. Н. Хвостовой, В. С. Хвостова , поэта
В. А. Жуковского  и др., принадлежащие к замечательным созданиям
художника, приобретшего уже широкую известность.

В 1816 К. уехал в Италию для изучения живописи старых мастеров. Его
слава распространилась далеко за пределы России. В 1819 флорентийская
Академия художеств заказала К. автопортрет для галереи Уффици.
Продолжая работать в эти годы над портретами (К. М. Голицина, ок. 1819,
Е. С. Авдулиной, 1822), художник обращался к аллегорическим и античным
темам (эскизы и картон «Аполлон, поражающий Пифона», картина «Анакреноова
гробница», 1820). Черты условности и отвлечённости проявилась в картинах
«Молодой садовник» (1817) и «Девочка в маковом венце» (1819).
Возвратившись на родину в 1823, к. создал яркие реалистичные портреты:
декабриста И. А. Анненкова (1823), Н. П. Трубецкого (1826), Е. А. Телешовой,
автопортрет (1828) и др. . Особое значение имеет портрет А. С. Пушкина
(1827), вдохновенно передающий облик гениального поэта, его «дум высокое
стремление».

Наступившая после разгрома декабристов николаевская реакция заставила
художника вновь уехать в 1828 в Италию, где он умер.
Последние годы его жизни полны творческих метаний: он исполнил поверхностную
сентиментальную картину «Мальчик — ладзароне» (1831), пышный и внешне
эффектный портрет М. А. Потоцкой и С. А Шуваловой. Наиболее значительные
произведения последних лет — картина «Читатели газет в Неаполе» (1831),
навеянная национально-освободительным движением в Польше, и портрет
скульптора Б. Торвальдсена (1833).
Основные произведения К. хранятся в Третьяковской галерее в Москве и
в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Творчество

В 1804 году живописец подготовил для выставки Академии художеств первую работу — написал портрет Адама Швальбе. В качестве основной техники автор использовал прием лессировки. Картина, выполненная в темно-золотистом тоне, напоминала произведения старых мастеров и вызвала много восторженных отзывов.

Через год для академического конкурса Орест создал полотно «Дмитрий Донской на Куликовском поле». Работа на исторический сюжет, написанная в стиле французского классицизма, стала лучшей — студент получил Большую золотую медаль. Также Кипренский участвовал в росписи строившегося в городе на Неве Казанского собора — создал икону «Богоматерь с младенцем». Но в дальнейшем иконопись не увлекала творца, как и пейзажи.

Популярным жанром у светской петербургской публики в начале XIX столетия стали портреты. К тому времени их могли позволить себе не только цари и полководцы, но и знатные купцы. У молодого художника появились заказчики, в том числе и торговец Иван Кусов, образ которого запечатлел живописец в 1808-м.

Известность автору принес портрет Александра Челищева, который позднее оказался героем Отечественной войны 1812 года. На картине, созданной в направлении романтизма, зрители увидели подростка, почти ребенка, с нежной кожей и удивительными «внимательными» глазами. Психологизм впоследствии стал неотъемлемой особенностью живописи автора.

В 1809 году Кипренский отбыл из Петербурга в Москву, чтобы продолжить работать там. За время пребывания в Белокаменной живописец написал парные портреты супругов Растопчиных. В отличие от модных «парадных» картин этого жанра, Орест представил мужа и жену по-домашнему скромными, что придало полотнам глубину.

Ярким произведением этого периода стал «Портрет лейб-гусарского полка полковника Евграфа Владимировича Давыдова». Больше столетия после появления этого творения считалось, что на нем изображен знаменитый гусар и партизан Денис Давыдов.

На самом деле перед публикой «предстал» Евграф Владимирович Давыдов. Причиной путаницы стала неверная расшифровка экспертами подписи к полотну самого автора. В 1812-м он получил звание академика, а в 1815-м стал советником Императорской академии художеств.

В 1816 году живописец впервые поехал за границу благодаря протекции императрицы Елизаветы Алексеевны, которая высоко ценила талант творца. Италия вдохновила Ореста величественными зданиями, прекрасной скульптурой и живописью. Здесь мужчина познакомился с образцами искусства эпохи Античности и Возрождения.

В Риме и Неаполе Кипренский писал заказные портреты, а также рисовал местных жителей. Талант автора не остался незамеченным — от Флорентийской академии живописцу поступило предложение создать автопортрет для галереи Уффици. Орест стал первым из русских мастеров, кто удостоился такой чести.

Вернувшись в Россию в 1823 году, Орест Адамович столкнулся с трудностями в работе: из-за «итальянских» слухов заказов было мало. В этот период ему помог граф Дмитрий Шереметьев, предложивший художнику работать в мастерской при дворце. Постепенно о скандальном происшествии забыли. Именно там в 1827-м Кипренский создал портрет Александра Пушкина.

В том же году на свет появилось полотно «Бедная Лиза», изобразившее главную героиню повести Николая Михайловича Карамзина. Живописцу удалось запечатлеть на картине богатую эмоциональную палитру. В лице девушки читались легкая грусть и тихое счастье, скромность и возвышенность.

Через год творец покинул Россию и переехал в Италию. Здесь, едва находя средства к существованию, автор в последние годы жизни продолжал писать жанровые картины «Неаполитанские мальчики», «Читатели газет в Неаполе» и портреты.

Шедевр живописца

Наиболее ярким примером мастерства Кипренского считается картина “Читатели газет в Неаполе”, созданная им в 1831 году. Сейчас это произведение искусства хранится в Третьяковской галерее. До сих пор искусствоведы не могут разгадать весь смысл этого полотна. На картине изображены люди, читающие газетный переплет. Глядя на название заголовка, можно понять, что речь идет о польских событиях. В Польше произошло восстание в 1830 году, которое вскоре было подавлено царским военизированным отрядом. Из-за этих событий в стране отменили Конституцию, принятую 1815 году и переданную Александром Первым польскому народу.

И конечно, при взгляде на изображенных людей возникает невольный вопрос: кто они? Сам Кипренский говорил о русских путешественниках. Но многие полагают, что на картине присутствуют польские революционеры, раз речь идет о событиях в этой стране. Все волнения, которые происходили в Европе в 18 веке, продолжившиеся в 19-м, стали толчком для живописцев, начавших создание политических портретов и картин.

Свое мнение о данном полотне высказали знаменитые художники и знатоки. Они с уверенностью говорят, что работы Кипренского можно смело сравнить с полотнами великого Леонардо Да Винчи. И возможно, это действительно так.

Скандал в Италии

Творческой карьере Кипренского всерьёз помешала одна странная и мрачная история, когда в его мастерской нашли мёртвую натурщицу. Несмотря на то, что убийцей признали слугу, тень от случившегося преступления пала и на хозяина. Двери Европы закрылись для Ореста, и ему пришлось распрощаться с мечтами о европейской славе и финансовом благополучии.

«Отечество люблю более самого себя… Радуюсь, что я родился русским, и живу в счастливый век Александра I и Елисаветы Несравненной», — писал Кипренский, живя в Италии. На любимую родину художник и вернулся, встретив финал земной жизни в нищете и забвении, к которому привело завершение эпохи романтизма в искусстве.

Сочинение по картине Портрет мальчика Челищева Кипренского 8 класс

Орест Адамович Кипренский — великий русский живописец, известный своими восхитительными детскими портерами. Одним из таких произведений является «Портрет мальчика Челищева», оригинал которой располагается в Третьяковской галереи. «Портрет мальчика Челищева» — это детский портрет, где автор постарался изобразить именно внутренний мир ребёнка, а не лишь его внешность, как это любили делать раньше.

На холсте изображён маленький мальчик, лет восьми, с его ещё пухленькими детскими щёчками и нежной кожей. Автор просто изумительно передал всё детское лицо. На картине видна превосходная игра цветов, это подчёркивает его яркие глаза и сочные губы

Причёска тоже не уделена вниманием, изображены даже мельчайшие детали. При одном просмотре на картину, кажется, что этот маленький мальчик с лохматой причёской стоит прямо перед тобой и смотри на тебя своими детскими глазками

Одет главный герой произведения в чёрный бархатный плащ, закрывающий часть шеи, белую рубашку и яркий светло-красный жилет с вшитыми двумя пуговицами. Вся его одежда какая-то необыкновенная, как будто пропитана этим детским разумом.

Цветовая гамма картины сама выделяется при одном просмотре на полотно, все краски расположены чётко и логично, а на самой картине нет ни единой детали, которая могла бы отвлечь от внешности мальчика.

Кажется, что этот умным ребёнок понимает, что его безобидное детство подходит к концу, наступает время взрослеть и переходить в жизнь, когда надо трудиться. Кажется, что ты начинаешь слышать мысли мальчика, понимать его внутренний мир.

Как бы то ни было, это полотно позволяет понять этот восхитительный период в жизни маленького героя — период, когда можно делать всё безнаказанно, а все преграды растворяются под натиском этой детской радости.

Домашний портрет

Василий Тропинин предположительно по заказу Соболевского, а, может быть, и самого Александра Сергеевича, изобразил Пушкина-поэта в свободной позе, в халате с небрежно повязанным шейным платком.

Эта одежда символична и означала в те времена стремление к вольности и свободе. На этом портрете поэт захвачен мыслью, он творит. Лицо одухотворено внутренним волнением. Рукопись на столе подсказывает, что лишь на минуту Александр Сергеевич оторвался от нее. Взгляд невольно останавливается на руке, которая лежит на ней. Два перстня украшают ее. Один из них – талисман, с которым поэт не расставался и посвятил ему стихотворение.

Этот портрет необыкновенно хорош, но далеко не полно характеризует сложную личность. В совершенно ином ключе создал в том же 1827 году Орест Кипренский портрет Пушкина.

Творчество портретиста

Еще в годы обучения в Академии художеств Кипренского вдохновляла романтика. Чтобы отыскать ее, он мог часами бродить по берегу Невы и читать стихи, а в дальнейшем находил ее в каждом своем новом портрете. Полководцы, купцы, художники, моряки или крестьяне — все представали на его портретах с утонченным чувственным миром.

На ранних этапах творчества художник находился под влиянием Левицкого и Угрюмова, но позже он выработал собственную художественную манеру изображения романтических образов и великолепно передавал едва уловимые чувства модели.

Однако путь к славе у Ореста Адамовича был извилистым. Одним из первых портретов, который художник представил в Италии, был потрет его отчима Адама Швальбе (относится к числу лучших работ Кипренского). Итальянцы немедленно обвинили русского живописца в том, что он выдал работу какого-то известного художника вроде Рубенса за свою. Мастера никак не могли поверить, что кто-то из «медвежьей России» способен создать такой шедевр. Но Кипренский быстро убедил общественность в обратном и стал одним из первых русских портретистов, снискавших славу за рубежом.

О.А. Кипренский. Портрет Адама Швальбе. 1804 г.

В Италии, где он прожил несколько лет, у Кипренского охотно заказывали графические и масляные портреты. Среди них был и автопортрет, выполненный по заказу старейшего в Италии музея — флорентийской Галереи автопортретов Уффици. Заметим, что Кипренский стал первым русским художником, чей автопортрет попал в Уффици.

Не меньший успех ему принес и портрет А.С. Пушкина. Именитый поэт никогда не оставался доволен своими портретами, но работа Кипренского ему очень понравилась. Он даже посвятил живописцу стихи, назвав его «любимцем моды легкокрылой». Интересно, что именно этот портрет в дальнейшем печатали в учебниках и литературе, посвященной Пушкину.

О.А. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина. 1827 г.

В это же время художник создал картину «Бедная Лиза», которая также привела публику в восторг. Он написал ее в 1927 году в память об ушедшем из жизни годом ранее Карамзине, авторе повести «Бедная Лиза». Хотя Кипренский не писал этот портрет с реальной модели, образ был тщательно продуман и посвящен всем женщинам, попавшим в положение Лизы. В частности, такая же судьба постигла и его собственную мать, которую соблазнил помещик, а затем выдал замуж за крепостного Швальбе. На картине девушка представлена невинной, переживающей искреннюю нежную любовь.

О.А. Кипренский. «Бедная Лиза», 1927 г.

В первой половине девятнадцатого века Кипренский оказал значительное влияние на развитие жанра русского портрета

Ему удалось обратить внимание других художников и ценителей искусства на то, что каждый русский человек индивидуален. Задачу живописца он видел в первую очередь в том, чтобы уловить эту индивидуальность, все тонкие черты личности и передать их в портрете. Через портретную живопись он также утвердил свой идеал гармонично развитого человека

Через портретную живопись он также утвердил свой идеал гармонично развитого человека.

Кипренская живопись

Женские изображения – особая часть творческого пути Ореста Адамовича. Каждая картина Кипренского раскрывает душу творца, передает глубину образа, облика. Все это благодаря мастерству. Наиболее популярными считаются портреты Щербатовой, Авдулиной и Хвостовой. А самой выдающейся работой является изображение Ростопчиной. За широкой и добродушной улыбкой этой красивой женщины скрываются духовные и эмоциональные переживания. В рисунке явно присутствует драматизм, некий душевный кризис.

С 1813 по 1814 год Орест создал несколько карандашных портретных рисунков мальчиков и девочек разных возрастов. Каждый из них передает тончайшую грань детской натуры.

В те же годы Кипренский, картины которого уже пользовались популярностью, получил академическое звание, а через несколько лет стал советником в родной Художественной академии. Та пора считается наиболее удачной в плане признания таланта мастера.

Библиография

  • Поспелов Г. Г. Портретные рисунки Кипренского. — М.: Советский художник, 1960. — 72 с. — 8000 экз.
  • Орест Кипренский. Эпоха и герои: Альбом / Авт.-сост. И. В. Кислякова; Оформление художника А. Д. Крюкова. — М.: Изобразительное искусство, 1977. — 144 с. — 40 000 экз. (в пер.)
  • Орест Кипренский. Эпоха и герои: Альбом (К 200-летию со дня рождения О. А. Кипренского) / Авт.-сост. И. В. Кислякова; Оформление художника А. Д. Крюкова. — Изд. 2-е, доп. — М.: Изобразительное искусство, 1982. — 144 с. — 35 000 экз. (в пер.)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, 

Орест Кипренский: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Орест Кипренский: жизнь и творчество художникаПроголосуйте

Орест Кипренский: жизнь и творчество художника

Орест Адамович Кипренский (13 (24) марта 1782 — 5 (17) октября 1836) — русский художник, график и живописец, мастер портрета.

Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С.

Дьяконова, родился 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской (д. Нежново, где установлена мемориальная доска, а в 2014 году планируется установка памятника) (близ Копорья, на территории нынешней Ленинградской области).

По документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе.

Получив вольную, в 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года. Жил в Москве (1809 год), Твери (1811 год), Петербурге (1812 год), а в 1816—1822 и с 1828 года — в Риме и Неаполе.

В июле 1836 года Кипренский женится на Анне-Марии Фалькуччи, для чего ему предварительно пришлось принять католичество.

Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён там же в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте.

Творчество Кипренского

О. Кипренский — первый по времени русский портретист XIX века.

Его великолепные тонко прописанные портреты в которых он получил истинное признание. В его портретах отражается красота волнения, утонченный внутренний мир образов, постоянно раскрывая все новые качества человека.

Первый портрет в 1804 году на выставке в Санкт Петербурге который принес ему признание был Портрет Адама Швальбе, в 1805 г. картина Дмитрий Донской на Куликовом поле за, которую он был награжден большой золотой медалью.

Современники сравнивали его работы с жанрами лирической поэзии, стихотворным посвящением друзьям, что было хорошо распространено в Пушкинское время.

В 1816 году Кипренский отправился в Италию где его портреты очень понравились итальянской публике и для галереи Уффици во Флоренции получает заказ Автопортрет, удостоенный по тем временам таким вниманием как великий живописец. Кипренскому было присвоено звание академика. Кипренскому было присвоено звание академика

Кипренскому было присвоено звание академика.

Во время Отечественной войны рисовал множество графических портретов ветеранов войны в 1813 г. Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова.

Некоторые замыслы художника остались не осуществленные. Орест Кипренский выдающийся мастер портретного искусства, получивший особую известность среди художников России.

Работы художника

  • Портрет Е. В. Давыдова
  • Портрет В. А. Жуковского
  • Портрет Д. Н. Хвостовой, жены В. С. Хвостова
  • Портрет отца, А. К. Швальбе
  • Портрет Екатерины Авдулиной, 1822
  • Портрет князя Н.П. Трубецкого, 1826
  • Портрет О. А. Рюминой, 1826
  • Бедная Лиза, 1827
  • Портрет А. С. Пушкина, 1827

Библиография

  • Поспелов Г. Г. Портретные рисунки Кипренского. — М.: Советский художник, 1960. — 72 с. — 8000 экз.
  • Орест Кипренский. Эпоха и герои: Альбом / Авт.-сост. И. В. Кислякова; Оформление художника А. Д. Крюкова. — М.: Изобразительное искусство, 1977. — 144 с. — 40 000 экз. (в пер.)
  • Орест Кипренский. Эпоха и герои: Альбом (К 200-летию со дня рождения О. А. Кипренского) / Авт.-сост. И. В. Кислякова; Оформление художника А. Д. Крюкова. — Изд. 2-е, доп. — М.: Изобразительное искусство, 1982. — 144 с. — 35 000 экз. (в пер.)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: 

Портретист или художник исторического жанра?

Этот вопрос не был ясен даже для самого художника. Академию художеств он окончил по классу исторической живописи и считал, что именно в этом жанре его призвание. В то же время свои замечательные портреты он считал в основном только заработком. Ему хотелось писать большие исторические полотна. И вот создана историческая картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

Орест Кипренский «Князь Димитрий Донской после Куликовской битвы» (1805). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Князь Димитрий Иванович (1350-1389) правил Москвой после 1359 г. Он объединил русских воинов на борьбу с татарским полчищем хана Мамая.8 сентября 1380 г. татары были разбиты на Куликовом поле, за что князь Димитрий Иванович получил почётное прозвище Донской.Князь шёл в бой, как простой воин, поднимая боевой дух армии. Потери были огромные, но сражение было выиграно. Димитрий Донской был тяжело ранен. На картине показан эпизод, когда после битвы люди нашли раненого князя среди мёртвых.Академия художеств присудила Кипренскому за эту работу Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу. Только в 1816 г. он смог поехать в Европу – после окончания наполеоновских войн. По пути он остановился в Женеве, и здесь за ряд работ его избрали членом Женевского художественного общества.Но портреты по-прежнему были его лучшими работами. Например, портрет С. Щербатовой.

Орест Кипренский. Портрет С.С. Щербатовой (1819). Итальянский карандаш, сангина на бумаге. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Кем была она, эта юная женщина с задумчивым и одухотворённым лицом?Софья Степановна Щербатова (в девичестве Голицына) изображена на портрете в возрасте 19 лет. Она уже жена А.Г. Щербатова, вдовца, генерала от инфантерии, участника войны 1812 г., отмеченного многими наградами. Он старше своей юной жены на 22 года.Портрет Софьи Щербатовой написан Кипренским во время свадебного путешествия супругов. Несмотря на разницу в возрасте, этот союз был счастливым, в семье было 6 детей.В Москве салон молодой княгини со временем стал «центром всей старой столицы». В ее альбоме подписывались Пушкин, Жуковский, Вяземский, Тютчев, Тургенев, Гоголь, Баратынский, Мицкевич, Лист, Рубини, Россини, Патти, Полина Виардо. Ей посвящали ноты и стихи. Но она была известна своей простотой и трудолюбием, любовью к людям. Овдовев, она активно занималась благотворительностью и меценатством: организовала вместе с доктором Гаазом Никольскую общину сестер милосердия. По инициативе её сына Александра в Москве открылась городская больница, которую впоследствии назовут Щербатовской (ныне это Русаковская детская больница). Александр передал в дар Москве дом, оставшийся в наследство от матери, здесь устроили детскую больницу. В наши дни она известна как городская клиническая детская больница имени Филатова.

Библиография

  • Поспелов Г. Г. Портретные рисунки Кипренского. — М.: Советский художник, 1960. — 72 с. — 8000 экз.
  • Орест Кипренский. Эпоха и герои: Альбом / Авт.-сост. И. В. Кислякова; Оформление художника А. Д. Крюкова. — М.: Изобразительное искусство, 1977. — 144 с. — 40 000 экз. (в пер.)
  • Орест Кипренский. Эпоха и герои: Альбом (К 200-летию со дня рождения О. А. Кипренского) / Авт.-сост. И. В. Кислякова; Оформление художника А. Д. Крюкова. — Изд. 2-е, доп. — М.: Изобразительное искусство, 1982. — 144 с. — 35 000 экз. (в пер.)

Орест Кипренский: картины художника

Голова юноши. Портрет девушки с косой — Орест Кипренский

Товий и его слепой отец — Орест Кипренский

Богоматерь с младенцем — Орест Кипренский

Портрет И. В.Кусова — Орест Кипренский

Портрет А. С.Пушкина — Орест Кипренский

Группа из двух натурщиков — Орест Кипренский

Орест Кипренский — все картины

Творчество. Свобода. Живопись.

Орест Кипренский: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

Это интересно: У человека девять чувств, а не пять?

Интересные факты

  • До сих пор не известно, откуда у живописца появилась фамилия Кипренский. Некоторые биографы, дававшие характеристику его творчеству, выдвигали предположение, что ее корни ведут к прозвищу богини Афродиты Киприда.
  • Когда Орест Адамович представил в Риме портрет отчима, публика не поверила его авторству: итальянцы полагали, что это полотно Рембрандта или Питера Пауля Рубенса.
  • Когда художник писал портрет графа Алексея Давыдова, он вынужден был прятаться за колонну, чтобы не раздражать работой капризного дворянина.
  • О непростой жизни мастера Константин Паустовский написал книгу.

«Русский Ван Дейк»

По части мастерства Кипренский не уступал лучшим живописцам Европы. Доказательством этому служит история с портретом отца Швальбе. «Я выставлял портрет отца моего, — писал художник из Неаполя в 1836-м. — Здешняя Академия, рассматривая картину, со мною сыграла следующую шутку: портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Вандика, а некто — в Рембрандты пожаловал». Палитра Кипренского была настолько разнообразной, что даже опытные искусствоведы допускали ошибки. Например, целая эпопея поисков связана с портретом гусара Давыдова, написанным художником в Москве. Более 100 лет считалось, что на полотне изображён знаменитый «рубака и весельчак» Денис Давыдов. Но затем всё же оказалось, что это его двоюродный брат Евграф.

Зарекомендовав себя талантливым портретистом, Кипренский в 1812-м был удостоен звания академика за серию работ, среди которых были портреты знаменитых личностей: принца Ольденбургского и князя Гагарина. Впрочем, любые творения художника были настолько живыми и эмоциональными, что один из современников заметил: «Оставаясь наедине с портретами Кипренского, я слышу голоса людей».

Живописец не пытался приукрасить мир или изображаемую им натуру. Он подходил с одинаковой тщательностью и естественностью к воплощению любого образа, будь то садовник, государственный деятель или творческая личность. Среди последних Кипренский запечатлел баснописца Ивана Крылова, поэтов Василия Жуковского и Константина Батюшкова, Александра Пушкина.

Портрет «солнца русской поэзии», заказанный лицейским другом Антоном Дельвигом, стал одним из немногочисленных пушкинских изображений при жизни. Поэт «рисоваться» не любил, а по поводу портрета высказался лаконичной стихотворной рифмой: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Но всё-таки «любимец моды легкокрылой» лукавил. Конечный результат ему понравился, иначе после смерти Дельвига он не приобрёл бы портрет «волшебника милого», как он величал Ореста, для своего кабинета.

[править] Биография

Место погребения в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте, Рим

Место погребения в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте, Рим

Место погребения в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте, Рим

Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, родился 13 () марта 1782 года на мызе Нежинской (д. Нежново, где установлена мемориальная доска, а в 2014 году планируется установка памятника) (близ Копорья, на территории нынешней Ленинградской области). По документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе.

Получив вольную, в 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года. Жил в Москве (1809 год), Твери (1811 год), Петербурге (1812 год), а в 1816—1822 и с 1828 года — в Риме и Неаполе.

В июле 1836 года Кипренский женится на Анне-Марии Фалькуччи, предварительно присоединившись к Католической церкви.

Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён там же в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

Портрет Александра Сергеевича Пушкина

Исследователи творчества Пушкина говорят, что до 1827 года никто толком не смог создать портрет поэта. Какие-то гравированные «уродцы», выдуманные «лицеисты» с баками (которые Пушкин отрастит, кстати, только после ссылки, уже в Михайловском), романтичные юноши с острым подбородком давали очень отдаленное представление о его истинной внешности. А в 1827 году были созданы сразу два портрета, которые стали по-настоящему каноничными, не смотря на огромное различие в их интонациях. Позже русские и советские художники, изображая Пушкина в любом возрасте и в любой период его жизни, писали поэта таким, каким он предстал на картинах Тропинина и Кипренского (, ). У живописного Пушкина отняли юность и лишили зрелости – ему везде 28.

Портреты Кипренского и Тропинина не похожи так, как не похожи Петербург и Москва. Официальный, мундирный, застегнутый на все пуговицы, гордый, величественный, погруженный в свои мысли, торжественный – это Пушкин столичного художника Кипренского. Домашний, взлохмаченный, порывистый, трогательный, мечтательный и собранный, но при этом все равно величественный и торжественный в своем домашнем халате – это Пушкин москвича Тропинина.

Василий Андреевич изобрел этот полюбившийся москвичам «халатный жанр», часто, заказывая портрет для семейной галереи, местные дворяне просили изобразить их непременно в халате. По одной из версий, именно за эту способность к непринужденности, домашности и интимности в изображении модели выбрал Тропинина Сергей Соболевский. Он заказал художнику портрет Пушкина и особо настаивал, что хочет видеть своего друга на нем таким, «как он бывал чаще, не приглаженным и припомаженным». По другой версии, Пушкин заказал портрет сам, чтоб подарить Соболевскому.

Портрет Тропинин писал с натуры – и в первый же день знакомства создал очень живой этюд к будущей работе, по первому впечатлению

Он слабее в живописном, колористическом, композиционном решении, но гораздо ценнее для литературоведов и читателей, которым важно увидеть настоящего Пушкина – «голубые глаза поэта здесь исполнены особенного блеска, поворот головы быстр, и черты лица выразительны и подвижны»

С готовой же картиной случилась запутанная и почти детективная история – по пути к Соболевскому ее подменили подделкой, а подлинник нашелся случайно только спустя 30 лет в меняльной лавке. 80-летний старик Тропинин его опознал, почистил и вскрыл новым слоем лака, но наотрез отказался подновлять то, что создал в молодости и при личной встрече.

Современники признавали поразительное сходство портрета с натурой. И домашний халат на Пушкине не выглядит пошло, это, говорят искусствоведы, скорее римская царственная тога, это скорее свободная одежда свободного человека. Очень важный смысл в те годы для обоих – для вернувшегося из ссылки поэта и получившего вольную художника.

Menu

Не вызывает сомнения тот факт, что оба портрета и кисти Кипренского и кисти Тропинина — выдающиеся произведения русской живописи. Уже при жизни Пушкина считали гением. Тем более интересно как рассматривали его современники, каким видели и каким хотели донести его образ до будущих поколений.

Содержание портрета Кипренского – это мысль и вдохновение, красота творческого деяния и высокое предначертание «избранника муз». Чистое, незамутненное чело, лицо спокойное и значительное, величавая, полная достоинства поза. Взгляд, устремленный вдаль, поверх зрителей, строгий сюртук и плед, перекинутый через плечо. Перед нами предстает поэт, историческое и всеобъемлющее значение которого не вызывает сомнений. Подмечена затаенная скорбь и тревога в глубине глаз, едва уловимая горечь в изгибе губ. Художнику удалось не только передать сходство, характер и психологию модели, но и уловить, и донести до зрителя редкостное мгновение творческого вдохновения, рождение поэтической мысли.
Тропинин видел Пушкина несколько иначе. Он не слагал возвышенных гимнов и элегий, он говорил чистым и ясным языком. В его произведении Пушкин дома, он одет в просторный халат, рубашку с мягким открытым воротом, вокруг шеи небрежно повязан платок. Образ поэта становится от этого мягче, интимнее, доступнее. Но художник не приземляет Пушкина, не низводит изображение великого поэта до уровня обычного жанрового портрета. Облик Пушкина исполнен высокой духовности, значительности, чувства собственного достоинства. Это не классик и романтик, как у Кипренского. Общительный и остроумный, злой и язвительный к врагам, нежный и мягкий с друзьями, мыслитель и писатель, поэт и прозаик – таким предстает Пушкин в портрете кисти Тропинина.

Портрет, написанный Кипренским, дает образ Пушкина – великого русского поэта. Тропинин пишет Пушкина таким, как он есть: в домашнем халате, растрепанным. В портрете Тропинина нет поэтической силы, присущей работам Кипренского, но зато он ближе к жизни и человечнее. Только всеобъемлющий гений Пушкина мог воедино соединить контрасты истории и культуры. Кипренский и Тропинин, каждый по-своему, отобразили одну из граней. Оба эти портреты великолепно дополняют друг – друга.

Портретное рисование

Краткая биография Кипренского гласит, что художнику удавалось поймать тонкую душевную нить героя картины. В предвоенный период Кипренский сделал портретное изображение бравого гусара. На рисунке запечатлен решительный и открытый человек, отличающийся яркими горящими глазами, смелостью настоящего бойца. За этим красивым лицом можно заметить напряженную силу, готовность к совершению подвига. Портрет явно показывает, что человек ждет сражения и верит в победу.

Во время Отечественной войны 1812 года Орест перешел с кисти на быстрый карандаш. Работал молодой портретист задорно, смело и горячо. Глядя на портреты участников войны, можно отметить их героизм, отвагу, одушевление победой и веру в торжество. Рисунки отличаются искренностью и стремлением к достижению поставленных целей. Живопись Кипренского передавала его душевную близость с изображаемым человеком.

В 1825-1827 годах Орест нарисовал портрет великого поэта А. С. Пушкина. Картина передает зрителю не простое изображение человека, а часть души самого художника, его личность, настроение, судьбу и отношение к людям. Конечно же, Кипренскому удалось передать в портрете Пушкина частичку себя.

Полотна Кипренского никогда не стареют, ведь рисовал он портреты, на которых запечатлена красивая внешность и душа человека, сохраняющаяся веками. Его работы заставляют задуматься над бытием, призывают всех стать добрее и лучше.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: