…Узнать биографию всемирно известного художника в его родном местечке
Хаим Сутин родился в Смиловичах в 1893 году и был десятым ребенком в бедной еврейской семье. Мальчик с детства увлекался рисованием, но родители не поддерживали его увлечение. В 14 лет Хаим сбежал в Минск и поступил в рисовальную школу, а позже продолжил образование в Вильне.
В 1913-м Сутин переехал в Париж. Он нашел прибежище в «Улье» – доме, где селились многие художники-эмигранты. Там можно было умереть от холода, но зато в компании друзей. Через «Улей» также прошли Шагал, Модильяни и другие художники, ставшие известными на весь мир.
Сутин не примкнул к какому-то одному направлению, писал в присущем ему одному стиле. В основном это были натюрморты, пейзажи и портреты. Он изображал знакомых женщин, зарисовывал селедку, купленную на обед, бычьи туши, увиденные на соседней скотобойне. Примерно через 80 лет его картину «Бычья туша» (таких, кстати, было несколько) продадут на аукционе за 13,8 миллиона долларов.
Но Сутин еще этого не знал и получал за свои творения небольшие гонорары. Правда, недолго. В отличие от многих других художников Хаиму Сутину удалось избежать голодной жизни.
В 1927 году в Париже прошла его первая персональная выставка. Цены на картины художника взлетели, со временем появились коллекционеры, заинтересовавшиеся его творчеством. В 37 лет он купил дом, машину, обзавелся водителем и продолжал писать и делать себе имя.
В Смиловичи Сутин так и не вернулся. В начале войны в гетто погибли его родители. Он сам жил в постоянном страхе, хотел бежать в Америку, но умер от язвы в 1943 году.
Во второй половине XX века интерес к картинам Сутина проявлялся еще не слишком активно. Возможно, из-за влияния абстрактного искусства. Например, в 1977 году его работа «Маленький кондитер» стоила 18 тысяч долларов, но в новом тысячелетии спрос на его полотна взлетел. В 2013 году та же картина стоила уже в сто раз больше и ушла с молотка за 18 миллионов долларов. Это можно объяснить интересом к живописи начала XX века, в которой Сутин определенно был одним из гигантов, любовью к экспрессионизму или увлеченностью творчеством и личностью художника.
В Смиловичском музее нет подлинников Сутина. До недавнего времени его картин в Беларуси не было вообще. Лишь в 2012-м Белгазпромбанк купил «Большие луга в Шартре», а позже на аукционе за 1,8 млн долларов приобрел его полотно «Ева».
Тем не менее даже французские искусствоведы иногда приезжают целыми делегациями в Смиловичи, чтобы посмотреть на малую родину Сутина, где он вырос и где похоронены его родители. В поселке сохранились старые дома, глядя на которые, можно приблизительно представить, как рос Сутин. Первый зал «Пространства Хаима Сутина» в музее посвящен именно его детству, семье, историям первых лет его жизни, школам, где он учился рисовать. И хоть для того чтобы стать известным художником, Сутину пришлось бежать в Минск, потом в Вильню, а потом в Париж, его творчество и стиль сформировались во многом под влиянием детского окружения и обстановки, в которой он вырос.
…Познакомиться с творчеством Шраги Царфина
Сутин был не единственным прославившимся художником из Смиловичей. В 1900 году в том же поселке родился Шрага Царфин. Он был на 7 лет младше Хаима, но мальчики были знакомы, иногда Шрага даже учился у Сутина рисовать. Царфин вспоминал, что в детстве Сутин разрисовывал стены дома, а он сам – конторские книги отца.
Отучившись в Вильне, Царфин в отличие от Сутина отправился не во Францию, а в Израиль, где и начал свою карьеру художника, в основном он увлекался экспрессионизмом. В 1924-м два художника из Смиловичей встретились в Париже, в этот период Царфин увлекся живописью на ткани и эскизами для домов высокой моды. Царфин прожил до 75 лет и успел написать множество картин, организовать несколько выставок.
Долгое время Царфин оставался в тени и не был известен в Беларуси. В 2011 году Белгазпромбанк приобрел 12 работ Шарги Царфина, они стали базой корпоративной коллекции. В Смиловичском музее открылся зал, посвященный творчеству этого художника. В поселок даже приезжали его родственники, которые рассказали, как нежно вспоминал о родном местечке Царфин. В экспозиции музея представлены документы и фотографии, связанные с биографией художника, а также его палитра и образцы тканей, выполненных по его эскизам.
Вы здесь
Введение
ВведениеХаим Сутин. Ретроспектива
- ГМИИ им. А.С. Пушкина …
- Бесплатно
Play
Pause
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Внимание! Номера экспонатов в аудиогиде не совпадают с номерами, изображенными на табличках со знаком наушников на экспозиции. Хаим Сутин
Хаим Сутин
Смиловичи под Минском, 1893/1894 – Париж, 9.8.1943
Выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива» — первая в России масштабная выставка этого уникального художника. Выставка состоит из трех частей, каждая из которых посвящена одному из жанров, в которых работал Сутин: портреты, натюрморты и пейзажи. В каждом разделе представлены полотна старых мастеров, оказавших влияние на творчество художника, и картины американских и европейских мастеров послевоенного поколения, ставших своего рода восприемниками творческого гения Сутина, таких, как Марк Ротко, Джексон Поллок, Вилемм де Кунинг, Франк Ауэрбах.
Хаим Сутин — уроженец маленького еврейского местечка на западных рубежах российской империи, десятый из одиннадцати детей еврея-закройщика. В 1910 году поступил в рисовальную школу в город Вильно, который называли тогда «литовском Иерусалимом».
А уже в 1913 году Сутин отправился в Париж, где поселился в известной коммуне художников «Улей». Сутин поступил в Академию Кормона и регулярно посещал Лувр, часами изучая картины классиков живописи — Рембрандта, Шардена, Коро, Курбе, а также Тициана, Тинторетто, Эль Греко…
В Париже Сутина по мере сил поддерживали его земляки — такие же неизвестные художники Пинхус Кремень и Михаил Кикоин. В 1915 году Сутин познакомился с Амедео Модильяни, итальянским художником и скульптором. Модильяни перебрался в Париж в 1906 году и сразу вошел в круг парижской богемы. Он одним из первых оценил художественный дар Сутина и представил его торговцу картинами Леопольду Зборовскому, уговорив тому взять на себя все заботы о продвижении художника.
В 1918 году Сутин впервые покидает Париж и отправляется в городок Сере во Французских Пиренеях, где создает более 200 полотен.
Сутин также подолгу живет и работает на юге Франции в Кань-Сюр-Мер и в Вансе. Пишет по заказу Зборовского многочисленные пейзажи. Зборовский верит в коммерческий успех этих картин.
В 1923 году, когда американский коллекционер и филантроп Альберт Барнс приобрел около 50 полотен художника, к Сутину приходят признание и коммерческий успех. В этом же году Барнс организует большую выставку вновь приобретенных произведений сначала в Париже, а затем в США.
С середины 1920-х годов выходят монографии, посвященные творчеству Хаима Сутина, произведения художника выставляются на многих коллективных выставках в различных галереях Франции, Англии, США. В 1927 году в престижной галерее Анри Бинга проходит первая персональная выставка Сутина.
Тогда же Сутин сближается с четой страстных коллекционеров Мадлен и Марселеном Кастен, которые после трагической смерти Зборовского в 1932 году взяли на себя все заботы о художнике. Сутин подолгу живет в имении Кастенов неподалеку от Шартра. С началом Второй мировой войны Сутин поселяется в сельской местности Шампиньи-сюр-Ведр. Напряженная атмосфера и постоянные угрозы безопасности жизни обостряют хроническую язвенную болезнь. После экстренной операции в Париже Сутин умирает в 9 августа 1943 года.
Аудиогид озвучили Алексей Мошкин и Таисия Коротышева.
Текст аудиогида подготовлен Т.О. Коротышевой, сотрудником ГМИИ им. А.С. Пушкина, ассистентом куратора выставки.
Tour stops
Предоставлено
ГМИИ им. А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства.
Все аудиогиды
17 Отзывы
-
АртЛЮ
5 out of 5 rating
04-13-2020спасибо
-
Галина
4 out of 5 rating
01-18-2018мне показалось, что картина Марка Ротко «без названия» висит на боку!! нужно повернуть по часовой стрелке на 90 град.
-
Федорыч
4 out of 5 rating
01-18-2018Собираюсь на выставку и хорошо заранее послушать о жизни Художника
-
Андреева
5 out of 5 rating
01-05-2018Очень хочется на каждую выставку иметь возможность попасть с таким туром,особенно для людей с ограниченными возможностями передвижения. Спасибо
-
Даша
5 out of 5 rating
12-27-2017Спасибо
Открыть в приложении
Смерть
В 1943 году у Сутина обострилась язвенная болезнь. Мнения врачей больницы городка Ришелье, где Хаим скрывался от преследований нацистов, по поводу необходимости операции разделились. Художника для конспирации положили в катафалк и повезли в Париж. До французской столицы добирались двое суток, окольными путями через Нормандию. 9 августа мужчина скончался от прободной язвы, перешедшей в перитонит.
На похоронах художника присутствовало несколько человек, в том числе Пабло Пикассо и прорвавшаяся в Париж по поддельным документам Герда Грот. Могила Сутина находится на кладбище Монпарнас.
На малой родине живописца, в Смиловичах, в 2008 году открыт музей «Пространство Хаима Сутина». В 2009-м в серии «Художники русской эмиграции» вышла монография Михаила Германа «Хаим Сутин».
Живопись
В портретах, пейзажах и даже натюрмортах Сутина сквозит отчаяние. Рыбы и зайцы на картинах Хаима не просто мертвы, а садистки убиты, что видно по застывшему выражению страдания на их мордах. Если Владимир Путин поцеловал пойманную щуку, перед тем как отправить добычу в уху, то Сутин до того, как съесть селедку, обязательно ее зарисовывал.
К рисованию Хаим относился как к единственно возможной форме существования. Рисовал зачастую набело — без набросков. При создании полотен для каждой краски из палитры Сутин использовал отдельную кисть.
Однако свои картины художник нередко уничтожал — разрывал в клочья или сжигал. В дни достатка Хаим скупал свои ранние произведения, чтобы растерзать их.
Интерес к работам уроженца Смиловичей и цены на них постоянно растут. Полотно Сутина «Ева», приобретенное в 2012 году «Белгазпромбанком» на аукционе «Сотбис» за $ 1,8 млн, стало самой дорогой картиной, хранящейся в Республике Беларусь. Банкиры-меценаты также вернули в эту страну ряд работ Марка Шагала и Льва Бакста. На рубеже 2017 и 2018 годов в Москве в Государственном музее изобразительных искусств состоялась выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива».
Аукционные рекорды, стоимость картин Сутина
Художник за свою жизнь сполна познал, что такое нищета и голодная жизнь. Но сегодня на доход от его картин можно долгие годы жить в достатке. Выясним, сколько стоят картины Сутина в настоящее время.
Произведения мастера выставляются на аукционах достаточно часто, однако каждое появление очередного шедевра вызывает живой интерес и острую борьбу. Многие готовы отдавать не только миллионы, но и десятки миллионов долларов за работы гениального художника. Для примера рассмотрим четыре самых крупных ухода.
Картина «Невеста» была создана Сутиным в 1924 году и за годы своего существования успела побывать во многих коллекциях и на многочисленных выставках. Так, она была в руках известного актера Эдварда Г. Робинсона, вошедшего в сотню величайших звезд кино, принадлежала парижской галерее André Weil и японской галерее Nichido и в конечном итоге попала в крупную коллекцию Дж. Уайтхеда. Именно из последней она и поступила на торги Christie`s в 2015 году.
Х. Сутин. «Невеста». 1924 г.
В этом же году на Sotheby`s появилась картина «Камердинер» — типичная работа из серии художника, в которой он изображал незнакомых позеров разных профессий (поваров, камердинеров и т.д.). Все они неизменно сидели на стульях, облаченные в рабочую одежду. Художник изображал их на свой манер: с вытянутым лицом, подчеркнутыми чертами лица, делая наибольший упор на эмоциональную составляющее персонажа и не отвлекаясь на фон.
Картину выставили на торги с эстимейтом 6,5-8,5 млн фунтов, а продали за 11 млн фунтов (17 млн долларов). Успех ждал и другую картину с аналогичным названием, представленную на Sotheby`s в 2010 году. Она ушла за 12 млн долларов по средней границе эстимейта.
Х. Сутин. «Камердинер». Около 1927 г.
Еще одна работа из этой же серии была представлена на Christie`s в 2013 году. Это «Маленький кондитер», которая также после продажи художником принадлежала известным коллекционерам и многократно экспонировалась на выставках. За годы жизни Сутин создал шесть портретов, на которых были запечатлены повара, и каждый из них отличается тонкостью передаваемых образов мастеров. Представленная работа ушла с торгов за 18 млн долларов при эстимейте 16-22 млн долларов.
Х. Сутин. «Маленький кондитер». Около 1927 г.
Наконец, рекордной считается продажа картины «Бычья туша», представленной на Christie`s в 2015 году. Холст имеет отличный провенанс и изначально был заявлен по весьма высокой цене. В итоге его купили за 28 млн долларов при эстимейте 20-30 млн долларов.
Х. Сутин. «Бычья туша». Около 1923 г.
Далее мы выясним, как определить цену холста, как и где продать картину Сутина.
Творчество
Сутин был одним из создателей французского экспрессионизма. Как художник он сложился очень рано. В композиции ранних парижских работ, особенно в натюрмортах, чувствуется влияние П. Сезанна («Натюрморт с трубкой», 1914–15, Труа, коллекция П. Леви; «Натюрморт с лимоном», 1916, Нью-Йорк, коллекция И. Левик).
К началу 1920-х гг. стиль Сутина окончательно определился, и это проявилось в первую очередь в пейзажах юга Франции: извивающиеся пастозные мазки его живописи создают разорванную форму; появляется вздыбленная композиция с высоким, как правило, горизонтом и крупным, приближенным к первому плану изображением («Пейзаж Сере», 1920–21, Гарвардский университет, Фогг-Арт Музей; «Пейзаж с кипарисами», 1922–23, Нью-Йорк, коллекция А. А. Лист).
В 1927 в одной из парижских галерей состоялась первая персональная выставка Сутина. Он познакомился с Марселеном и Мадлен Кастен, которые вслед за Зборовски возьмут опеку над художником. Через пару лет Хаим познакомился с историком искусств Эли Фором, который напишет первую монографию, посвященную его творчеству.
С этого времени и на протяжении всей жизни экспрессионистское начало в творчестве Сутина, присущее ему с самых ранних работ и особенно проявлявшееся в экспрессивности цвета, только усиливалось: он шел от неистовой живописи к еще более неистовой. При этом Сутин никогда не отказывался от натуры: все свои сюжеты он находил в окружающей жизни, трансформируя обыденное в трагедию, в апокалипсические видения, созданные только живописными средствами — мучительным противоречием цвета, яростным движением кисти («Гладиолусы», 1921–22, Нью-Йорк, коллекция Р. Колина; «Слуга», 1928, Вашингтон, Национальная галерея искусства; «Маленькая городская площадь», 1930, Чикаго, Институт искусств). Трагическое восприятие жизни уходит корнями в воспоминания о детстве, о еврейской среде, от которой Сутин всю жизнь отказывался, преодолевая в себе ее влияние, но не смог его преодолеть.
Помимо пейзажа, излюбленными жанрами Сутина были портрет и натюрморт. В портрете Сутин находился под некоторым влиянием Модильяни: их работы близки композиционно — как и Модильяни, Сутин предпочитает поколенное или погрудное изображение анфас, приближенное к первому плану и несколько уплощенное, с минимальным количеством деталей. Портреты Сутина отличаются контрастным цветом и контрастом между резкой, экзальтированной живописью и незначительностью или уродством лиц портретируемых.
К натюрмортам Сутина больше всего подходит именно французское определение этого жанра — «мертвая природа»; в большинстве из них присутствует смерть в ее жестоком, неприглядном виде («Мясная туша», 1925, Нью-Йорк, Галерея искусств Олбрайт-Нокс; «Заяц на зеленой ставне», 1924–25, Труа, коллекция П. Леви; «Висящий индюк», 1926, Нью-Йорк, коллекция Р. Цейслера). Композиционно натюрморты организованы гораздо более строго, чем пейзажи, подчиняясь, в основном, вертикально-горизонтальному, а не диагональному ритму.
Наибольшие изменения в творчестве Сутина претерпел колорит: в 1920-х гг. это хаотическое переплетение зеленого, желтого, красного, коричневого, фиолетового, затем пятна укрупняются, доминантным становится кроваво-красный, с которым контрастирует яркий синий, иногда фиолетовый; в конце 1930-х гг. ведущим становится зеленый, в который вкраплены все остальные цвета палитры, напряженные до предела и оттеняемые резкими ударами белил («Зеленые деревья», 1936, частная коллекция; «Большое дерево», 1942, частная коллекция).
В 1935 году произведения художника впервые выставляются в США в рамках коллективной экспозиции в Чикаго. А ещё через 2 года состоится выставка 12 картин художника в Государственном музее Пти Пале в Париже в рамках коллективной выставки «Мастера независимого искусства 1895—1937». Там он знакомится с немкой Гердой Грот, которая скрывается от нацистского режима — она будет его подругой три года.
Личная жизнь
Большую часть жизни Хаим прожил в нищете. Появлявшиеся средства от продажи картин быстро тратились как Сутиным, так и его приятелями, и голодные времена возвращались. Он был неопрятен, страдал нервным тиком, имел плохие зубы и несоразмерно маленькие руки.
По воспоминаниям современников, художник обычно сторонился женщин и стеснялся разговаривать с девушками и дамами. Тем не менее отдельные сведения о личной жизни Сутина сохранились.
Первой любовью парня стала Дебора Мельник, мечтавшая о карьере певицы в оперном театре Вильно. Однако попытка познакомиться с девушкой не увенчалась успехом.
Удачнее для Хаима закончилось общение с дочерью виленского врача Рафелкеса, приглашавшего бедных прихожан синагоги к себе в дом обедать. Сутин сделал предложение девушке, она возмущенно отказалась. Чтобы загладить сердечную рану Хаима, отец красавицы оплатил художнику билеты в Париж.
Натурщицы, которых находил для Сутина Модильяни, скрашивали в Париже одиночество уроженца Смиловичей. Амедео пристрастил Хаима к выпивке: однажды парижане обнаружили в мусорном баке тело парня и приняли его за труп. Художник был жив, но мертвецки пьян.
Уже став известным, Хаим встретил в Париже Дебору Мельник и закрутил с ней роман. В 1925 году женщина родила дочь Эми. Сутин не признал отцовство — утверждал, что Дебора переспала со всем Монпарнасом, а детей иметь вообще не может из-за венерической болезни. Когда Эми выросла, стала художницей и работы подписывала фамилией Сутин.
В 1930 году в пародийном варианте повторилась история из юности Хаима. Художник влюбился в Мари-Зелин — дочь искусствоведа Эли Фора, относившегося к Сутину как к сыну и считавшего художника гением. Из-за отказа девушки отношения живописца с Фором разладились.
После смерти Зборовского мужчине покровительствовали супруги Мадлен и Марселен Кастен. Хаим 5 раз с мая по сентябрь жил в поместье обеспеченной четы.
В 1937 году Сутин познакомился с главной любовью своей жизни — немецкой рыжеволосой еврейкой Гердой Грот, бежавшей во Францию, чтобы избежать преследования нацистов. К моменту их встречи Хаим походил на скелет, любой прием пищи вызывал у живописца спазм в желудке. Герда 3 года совмещала для художника роли жены, матери и опекуна — отпаивала Сутина отварами и водила по врачам.
Американцы приглашали Хаима переехать в страну свободы, однако мужчина отказался. По мнению художника, в США не было интересных для рисования деревьев.
В 1940 году Герду отправили в спецлагерь на Пиренеях. Пока подруга Хаима находилась в заключении, Мадлен Кастен свела Сутина с аристократкой Мари-Бертой Оранш, которая стала последней женщиной в жизни живописца.
Биография Хаима Сутина
13.01.1893- Хаим Соломонович Сутин родился в Смиловичах
под Минском (ныне Беларусь), в бедной еврейской семье. Отец будущего
художника был портным (по другим сведениям, синагогальным служкой). С раннего
детства Хаим проявлял любовь к рисунку и живописи
1907-чтобы освободиться от влияния семьи (родители не
разделяли точку зрения относительно будущей карьеры художника сына) и не
изменить своему призванию, Хаим убегает из дома в Минск. Там он посещает лекции
рисунка у Крегера — художника, известного только в узких кругах
1910-Сутин и его друг Кикоин едут в Вильно, где
записываются в Школу изящных искусств. Будущие художники мечтают увидеть
Париж
Июнь 1913-Сутин приезжает в Париж, где записывается в ателье
Кормона в академии изящных искусств. Однако Сутин очень быстро меняет слишком
«академическую» Академию на посещения Лувра, который становится его настоящим
университетом. Здесь он изучает признанные произведения классиков живописи,
греческую и египетскую скульптуру, картины Гойи, Эль Греко, Тинторетто, Жана
Фуке, Рембрандта, Коро и Шардена. Из современников Сутин больше всего ценит
Курбе и Сезанна. Сутин интересовался музыкой и литературой. Среди его любимых
авторов были Монтень, Расин, Сенека, Достоевский, Пушкин, Бальзак и Рембо,
среди композиторов — Бах и Моцарт. Первые годы в Париже художник живет в
нищете. Перед тем, как переехать на Сите Фальгьер в пятнадцатом округе
Парижа, Сутин живет и работает в «Ла Рюш», «Улье», международном общежитии
бедных художников на левом берегу Сены, которое было создано в 1902
скульптором Альфредом Буше. Здесь Сутин знакомится с Марком Шагалом, Фернаном
Леже, Робером Делоне, скульпторами Константином Брынкуши, Осипом Цадкиным,
Анри Лораном, Жаком Липшицем и Александром Архипенко. Он встретит, прежде
всего, Модильяни, с которым его соединит крепкая, но непродолжительная дружба
(из-за преждевременной смерти последнего)
1918-переезжает на юг Франции (Ванс, Кан-сюр-Мер и Сере),
где остается почти на семь лет. Его впечатляет красота местных пейзажей; три
года работает в бешеном темпе
1922-привозит в Париж около двухсот написанных работ.
Американский коллекционер Альберт Барнс покупает у художника около пятидесяти
произведений. В следующем году торговец произведениями искусства Леопольд
Зборовски продает много полотен Сутина. Через 10 лет после прибытия в Париж
он выбирается из нищеты и тратит все, что зарабатывает
1925-после лет, проведенных на юге Франции, Сутин
возвращается в Париж, где въезжает в просторное ателье на улице Мон
Сен-Готар, недалеко от площади Данфер-Рошро. Именно здесь он выполнит серию
бычьих туш и многочисленные натюрморты с рыбой и птицей
1927-первая персональная выставка Сутина в одной из
парижских галерей; знакомится с Марселеном и Мадлен Кастен, которые вслед за
Зборовски возьмут опеку над художником
1929-знакомится с историком искусств Эли Фором, который
напишет первую монографию, посвященную его творчеству
1935-произведения художника впервые выставляются в США в
рамках коллективной экспозиции в Чикаго
1937-выставка 12 картин художника в Государственном музее
Пти Пале в Париже в рамках коллективной выставки «Мастера независимого
искусства 1895—1937». Знакомится с Гердой Грот, немкой, которая скрывается от
нацистского режима; она будет его подругой три года
1939-Сутин уезжает в Йонн
1941-после неудачных попыток получить право на въезд в США
укрывается в Шампиньи
9.08.1943-Хаим Сутин умирает в Париже.
Творчество художника
В период знакомства с работами классиков живописи Сутин более всего увлекся живописью Сезанна. Это заметно в его ранних пейзажах и натюрмортах с искривленным пространством и особенностью построения композиции. Примером таких работ могут послужить пейзажи «Красная лестница в Кане» и «Деревья в Осере». Заметим, что его первые работы были спонтанны и полны экспрессии, чего не скажешь о более поздних пейзажах.
Х. Сутин. «Красная лестница в Кане». 1923 г.
Сутина многие считали человеком со странностями и даже безумцем. Пока другие художники рисовали цветы или фрукты, Сутин подвешивал в мастерской туши крупных животных или птицы и часами зарисовывал их. Из-за того, что работа шла медленно, в мастерской часто стояла жуткая вонь, сводившая с ума соседей.
По словам художника, рисуя туши, он пытался избавиться от того шока, который пережил еще в детстве, впервые увидев забитое отцом животное. Ситуацию усугубляли и сцены, увиденные в парижских бойнях.
Х. Сутин. «Бычья туша». 1924 г.
Многочисленные картины с изображением еды появились в том числе и по причине постоянного голода. Многолетний голод довел художника до хронической физической и душевной боли, которая не уходила даже тогда, когда появились деньги. Рассматривая его картины, зритель может сам ощутить эту боль, независимо от того, какой именно сюжет он рассматривает: вид растерзанной туши или натюрморт с гладиолусами. Даже в простых сценах часто преобладали кроваво-красные цвета, что придавало им трагизм.
Х. Сутин. «Красные гладиолусы». 1919 г.
Помимо натюрмортов и пейзажей Сутин много работал с портретами. Хотя в них наблюдалось сходство с моделями, все же писал он их в своей оригинальной манере. А интересовала художника куда больше сильная эмоция позера, чем его внешность, одежда или детали интерьера. Живописная манера Сутина при создании портретов приближалась к стилю его приятеля Модильяни. Он точно так же предпочитал ограничение цветовой гаммы, вытянутые лица и простые фоны без деталей. Порой искажению подвергались и черты лица, но при этом сильная эмоция передавалась с предельной точностью.
Х. Сутин. «Цыган». 1923 г.
Творчество Хаима Сутина оказало огромное влияние на целую плеяду художников, среди которых были Марк Ротко, Д. Поллок и многие другие.
Детство и юность
Ранняя биография Сутина полна неясностей. Исследователи жизни и творчества художника спорят о дате рождения Хаима, о профессии и имени его отца (по одним данным, мужчина работал портным, а по другим — служкой в синагоге).
Два факта бесспорны: будущий живописец был десятым из 11 детей, родившихся в семье Сутиных, и, как все отпрыски этой фамилии, появился в местечке (маленьком городке) Смиловичи под Минском. Большинство биографов сходятся на том, что Хаим родился в январе 1893 года.
В детстве будущему художнику довелось испытать голод и побои. От постоянного недоедания у мальчика развилась язва желудка, от которой Хаим мучился всю жизнь. Ортодоксальный иудаизм, исповедуемый Сутиными и их соседями, запрещал пластическое изображение людей и животных. Страсть Хаима к рисованию приходилась не ко двору.
В 14 лет подросток сбежал из Смиловичей в Минск. Жил случайными заработками и учился в рисовальной школе Якова Кругера, где подружился со сверстником-единомышленником — сыном подрядчика Михаилом Кикоиным.
В последний предвоенный год Сутин приехал в Париж и поселился в «Улье» — общежитии молодых художников на Монпарнасе. По воспоминаниям Кикоина, добравшегося до Франции за год до друга, Хаим спал на деревянной ширме, привязанной к двум стульям. Впрочем, в теплое время года обитатели «Улья» предпочитали ночевать на улице: внутри помещения свирепствовали клопы.
В том же общежитии жил уроженец Витебска Марк Шагал, но отношения между ним и Сутиным не сложились. На жизнь Хаим зарабатывал, разгружая вагоны с рыбой.
Юноша поступил учиться в студию Фернана Кормона при Академии художеств. Живописец, творивший в жанре реализма, либерально относился к молодым коллегам, не требуя от начинающих художников ни сдачи экзаменов, ни знания французского языка. Кормон бегло просматривал рисунки абитуриента и принимал решение о зачислении.
Однако в Академии художеств Хаим оказался строптивым учеником. Уроженцу Смиловичей не нравилось выполнять эскизы и копировать работы мастеров.
Настоящее образование Сутину дал Лувр. В музее юноша бесконечно любовался живописью предшественников и современников. Любимым художником Хаима был Рембрандт, чью картину «Говяжья туша» Сутин многократно воспроизводил.
С началом мировой войны Сутина и Кикоина зачислили в трудовую армию: молодые выходцы из Российской империи рыли окопы. Однако Хаима отчислили по здоровью. На заводе «Рено» при изготовлении снарядов он повредил палец и был демобилизован окончательно.
Вскоре началась дружба Хаима с Амедео Модильяни, которую в 1920 году прервала кончина итальянца сефардского происхождения. Причиной смерти художника-экспрессиониста стал туберкулезный менингит.
Модильяни успел написать портрет Сутина, на котором уроженец Смиловичей выглядит более привлекательным, чем на автопортрете. Амедео свел Хаима с меценатом Леопольдом Зборовским, начавшим покупать работы долговязого, одержимого живописью парня. В 1922 году 52 полотна художника приобрел американский коллекционер Альберт Барнс.
Как оценить картину Сутина
Сложность с определением стоимости конкретной работы гениального художника заключается в том, что разные картины имеют различную ценность. Произведение любого живописца может быть оценено в зависимости от сложности проделанной художником работы (размеры, красочность, время создания, особенность исполнения и прочее), от наличия других картин на аналогичную тему, находящихся в крупных музеях, от провенанса, представления в выставках и т.д.
Назвать ориентировочную стоимость на основании всех этих параметров помогут специалисты в ходе проведения экспертизы картины Сутина. При этом полотно тщательным образом исследуется как в лабораторных условиях, так и по информационным источникам. В случае с таким именитым художником ошибка в определении цены может стоить больших денег, так что обращение к эксперту предпочтительнее самостоятельной оценки.
Оценить картину Сутина можно, например, в Центре независимой экспертизы им. Бенуа.
Гениальный художник-экспрессионист Хаим Сутин
Хаим Соломонович родился в поселке Смиловичи Российской империи в 1893 году. Мальчик вырос в большой еврейской семье, жившей в бедности. Родители не разделяли интересов ребенка к живописи, поэтому в 14 лет Хаим убежал из семьи в Минск, где учился рисованию в школе Я. Кругера. Следующими шагами к художественной карьере стала вначале Школа изящных искусств в Вильно, затем Академия изящных искусств в Париже.
Х. Сутин (1893–1943).
Так как у юноши не было денег, чтобы платить за жилье и образование, ему приходилось много работать и вести голодную жизнь. По словам М. Талова, который некоторое время жил с молодым художником, терзаемый голодом Сутин вначале зарисовывал с трудом добытую еду и лишь потом съедал ее. Возможно, это послужило причиной такого сильного драматизма его картин с изображением туш животных или рыбы.
Неудовлетворенный методами академической французской школы, Хаим погрузился в изучение лучших картин Лувра, знакомство с произведениями классиков литературы и музыки. Тогда же он познакомился с классиками мировой живописи, встретился с М. Шагалом, А. Архипенко, Р. Делоне, А. Модильяни и др.
Известность и материальный достаток пришли к художнику после того, как в 1923 году он продал около двухсот своих картин. Сутин стал одним из самых ярких представителей Парижской школы. Вобрав в себя множество идей и техник других мастеров, живописец создал оригинальный стиль, который лег в основу французского экспрессионизма. Страсть к живописи, большая работоспособность и уникальный стиль стали причиной того, что художника ставили в один ряд с такими титанами, как Пикассо или Ван Гог. К числу известных его работ относятся такие: «Бычья туша». «Кондитер», «Невеста» и ряд других.
Художник периодически представлял свои работы на выставках в Лондоне, Чикаго, Вашингтоне и других городах. В сложные времена, когда началась травля евреев, он переезжал с места на место, пытаясь найти безопасный дом. Однако опасность подстерегала не только снаружи, но и изнутри. Заработанная в юности от голодной жизни язва, обострилась в трудное военное время и унесла художника из жизни в возрасте 50 лет.
После смерти Сутина во многих городах Европы и США прошли мемориальные выставки с его картинами. Сегодня большая часть из них сосредоточена в крупных музеях в разных городах мира. А в Париже в 1963 году в честь гениального художника установили памятник.
Памятник Сутину в центре Парижа.