Передача галереи в дар Москве
Неожиданно летом 1892 г. умер младший из братьев Третьяковых, Сергей Михайлович. Он оставил завещание, в котором просил присоединить свои картины к художественному собранию старшего брата: «Так как брат мой Павел Михайлович Третьяков выразил мне свое намерение пожертвовать городу Москве художественную коллекцию и в виду сего предоставить в собственность Московской городской думе свою часть дома… где помещается его художественная коллекция… то я часть этого дома, мне принадлежащую, предоставляю в собственность Московской городской думе, но с тем, чтобы Дума приняла те условия, на которые брат мой будет предоставлять ей свое пожертвование…» Завещание не могло быть выполнено, пока галерея принадлежала П.М. Третьякову. 31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о передаче в дар городу своего собрания, а также собрания Сергея Михайловича (вместе с домом). В сентябре Дума на своем заседании официально приняла дар, постановила благодарить Павла Михайловича и Николая Сергеевича (сына Сергея Михайловича) за дар, а также решила ходатайствовать о присвоении подаренной коллекции наименования «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». П.М. Третьяков был утвержден попечителем Галереи. Не желая участвовать в торжествах и выслушивать благодарности, Павел Михайлович отправился за границу. В августе 1893 г. Галерея была официально открыта для посещения. Как попечитель, он приобретал картины на выделяемые городом средства, а также продолжал дарить приобретенные им самим. В ноябре 1898 г. Третьяков отправился по делам в Петербург, вернувшись в Москву, почувствовал себя плохо. 4 декабря 1898 г. Павел Михайлович Третьяков скончался.
«Вера — это великая вещь!»
Некоторые проекты Павла Корина не были реализованы: мозаика на станции метро «Арбатская», где он хотел продолжить тему «Становление Руси», мозаичный фриз для Большого зала Дворца Советов, мозаика «У Лукоморья» в Центральном детском магазине на Лубянке. Более подробно о творчестве Павла Корина можно узнать в его виртуальном музее.
Подготовила Надежда Прохорова
по материалам виртуального музея Павла Корина
Помогите Правмиру
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Помогите нам быть вместе!
ПОМОЧЬ
… и немного мировой славы
Мировую известность Павлу Пухову принесли публикации в британском Guardian, в которых его назвали «русским Бэнкси». Бэнкси — это британский анонимный художник, мастер социального протеста, граффити которого направлены против реалити современного мира. Павел на него похож только тем, что уже с 2005 года занимался социальным уличным искусством, но не относил себя к целиком политизированным художникам. Вообще подобные обороты всегда не нравятся тем, кого так называют. Когда японский мастер хоррора Кодзи Судзуки узнал, что журналисты назвали его японским Стивеном Кингом, то ответил «Это ещё неизвестно, кто у нас чей — может быть это Стивен Кинг американский Судзуки». Но такое негативное восприятие не говорит о том, что один художник недоволен другим. Просто им не нравится такое клише, когда одного мастера подгоняют под другого. P183 хорош сам по себе, как и Бэнкси очень талантлив, умён и хорош по-своему, хотя никому и не удалось выяснить, кто же он такой.
Дальнейшее развитие галереи
И. Крамской «Портрет П.М. Третьякова»
Третьяков высоко ценил талант И.Н. Крамского, с которым особенно сблизился в 1876 году. В это время художник жил у Третьякова в доме в Лаврушинском переулке, где писал портрет Веры Николаевны Третьяковой. Воспользовавшись недомоганием и вынужденным бездействием вечно занятого Третьякова, художник стал писать и его портрет. С тех пор началась дружба семьями. Сближению способствовали и общие художественные взгляды, и убеждение в общественной, гражданской миссии искусства. В это время Третьяков становится искренним сторонником только что возникшего Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), он оказывает материальную и моральную поддержку художникам-передвижникам. Отныне большая часть картин для галереи покупается на выставках ТПХВ или даже до них, прямо в мастерских художников. В 1870-е годы в собрании Третьякова появляются картины «Христос в пустыне» И.Н. Крамского, «Сосновый бор» И.И. Шишкина, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н.Н. Ге и другие.
И. Крамской «Христос в пустыне»
Была приобретена Третьяковым также Туркестанская серия картин В. Верещагина по очень высокой цене. Он хотел подарить ее Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, но там не нашлось для нее помещения, и картины остались у Третьякова. Коллекция все росла, приобретаемые картины он размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. Места не хватало, поэтому в 1872 г. было начато строительство двух первых собственно музейных залов, в 1874 году они были готовы. Залы сообщались с жилыми помещениями. Руководил строительными работами муж одной из сестер Третьякова, архитектор А.С. Каминский. Туркестанская серия Верещагина заставила задуматься о новой перестройке. В 1882 году, после ее возвращения в галерею, были пристроены 6 новых залов. Значительно пополнилась коллекция Третьякова в 1880-е годы: картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова»; произведения И.Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Царь Иван Грозный и сын его Иван»; работы В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», И.Н. Крамского «Неутешное горе», Н.А. Ярошенко «Всюду жизнь» и другие. В галерее появляются картины В.Д. Поленова, И.И. Левитана, А.М. Васнецова, И.С. Остроухова. В 1885 году к дому в Лаврушинском пристраивается еще 7 залов.
К этому времени Павел Михайлович при выборе произведений полностью полагается на свой вкус. Иногда его выбор встречает непонимание известных художников, но он остается верным себе. Например, в1888 г. он покупает картину В.А. Серова «Девушка, освещенная солнцем», которую не сумели оценить современники, а также картины молодого М.В. Нестерова «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею», также отрицательно оцененную известными мастерами живописи, и «После дождя. Плес» И.И. Левитана.
М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»
Каждое утро ровно в восемь Третьяков выходит из внутренних комнат в свою галерею, пристально рассматривает какую-нибудь картину и вдруг неожиданно говорит: «Перова – во второй ряд возле угла. Я во сне видел, что картина там висит, — хорошо».
Вновь расширяются экспозиционные площади, и в 1892 году прибавляется еще 6 залов. В этом же году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве.
Наследие художника
В последние годы Павел Дмитриевич Корин восстанавливал полотна Васнецова и Нестерова. Многие годы собирал старинные иконы, считая иконопись образцом художества и творческого стремления. Всю уникальную коллекцию и дом художник завещал Третьяковской галерее.
Это был выдающийся художник и реставратор, превыше всего ценящий веру человека в Бога, в Родину, в народ. Эта светлая вера сопровождала его всю жизнь, она во всех его произведениях.
Русь Уходящая Корина – притягательная загадка
Биография Павла Филонова, несгибаемого аналитика от искусства
Биография художника Федотова П. А. его картины – окно в XIX век
Работы и не совсем понятный смысл их
Работы P 183 в основном направлены на расширение видения обычных вещей. Он умел посмотреть на что-то совершенно другими глазами. В результате уличный фонарь становится душкой от очков, изменяется гештальт привычных объектов. Обложка шоколадки «Алёнка», ставшая образом использования ностальгии по СССР в коммерческой продукции «нулёвых», претерпевает ещё одно изменение. Паша 183 монстрирует образ, в нём появляются сюрреалистические черты.
P183 никогда не входил в команды. Он работал с их представителями, многих знал лично, создавал их портреты. Хорошо известны его образы художников из группы «Зачем». Они продолжают цикл портретных зарисовок самых разных персонажей, среди которых много девушек и девочек, которые одновременно исполнены трагизмом, лиризмом и инаковостью. Философия P183 продолжается и в этом. Обычная фраза «Спички кончаются» становится маркером надвигающейся тьмы.
Илья Репин и Иван Айвазовский: как сделать из мариниста портретиста
Все мы знаем Айвазовского как великолепного мариниста. Мало кто вспомнит его «сухопутные» произведения, а уж портреты тем более. Людей художник изображал крайне редко — в основном отводил им скромное место где-то там, в уголочке, чтобы пейзаж не портили. Человеческие фигуры получались у Айвазовского как ветерок над морем: легко, неуловимо и символично.
Однако это не помешало живописцу создать серию из двадцати картин, героем которых стал Пушкин. Айвазовский познакомился с поэтом в 1836 году на выставке в Академии художеств, но рисовал его по памяти уже годы спустя.
Например, посмотрите на работу «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца». Нашли поэта? Ну да, он один из тех двух всадников в углу картины. Который? Возьмите лупу!
И. К. Айвазовский «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца» (1899)
Посмотрим на другую картину — «Пушкин на берегу Черного моря». Поэт отдыхает на каменистом берегу. Выражение его лица мы видим недостаточно четко, чтобы определить по нему, насколько холодны камни, на которых он сидит.
И. К. Айвазовский «А. С. Пушкин на берегу Черного моря» (1887)
И вот нам попадается на глаза «Прощание Пушкина с морем». Пушкин-гигант во весь рост на большом холсте (228×157 см). Сейчас-то мы заглянем в его глаза и увидим в них отражение сосредоточенного Айвазовского с кисточкой в зубах. Стоп! А в отражении — кто-то другой!
Открытые после 1990 года
- 1991 — Музей «Бункер Сталина» (ул. Фрунзе, 167)Строительство секретного бункера началось в конце февраля 1942 года. Это самый мощный из рассекреченных бункеров, его глубина — 37 метров. В строительстве принимало участие 2900 рабочих и около 800 инженерно-технических работников. Из всех строителей бункера известны лишь главный инженер проекта Юрий Островский, главный архитектор Михаил Зеленин и начальник геомаркшейдерских работ Иван Дробинин. Объект расположен под зданием современной Академии культуры и искусства, в котором ранее располагался куйбышевский обком.
- 1991 — Художественная галерея «Мария» (ул. Галактионовская, 132)Экспозиция картин и предметов искусства. В постоянной экспозиции галереи много работ самарских художников.
- 1997 — Музей истории города Самары имени Михаила Челышова (ул. Фрунзе, 49)В экспозиции музея — небесный покровитель города митрополит Алексий, основание в 1586 году Самары царем Федором Иоанновичем. В музее представлены все епископы Самарской епархии, все дореволюционные самарские губернаторы, некоторые из городских голов и председателей горисполкома Самары.
- 1997 — Самарский епархиальный церковно-исторический музей (ул. Радонежская, 2)Экспозиция музея представляет историю Русской Православной Церкви в Самарском крае. Посетитель может осмотреть воспроизведенную обстановку кельи митрополита Мануила (Лемешевского), центральное место в ней занимает картотека библиографических ссылок к его основному труду «Биографический словарь архиереев РПЦ с момента крещения Руси до 50-х годов XX века». Значительная часть экспозиции посвящена церковному искусству — здесь представлены иконы местных иконописцев и иконописных мастерских, монастырских мастерских, иллюстрированные рукописи, старопечатные книги и т.д.
- 1998 — Международный центр духовной культуры «Радуга» (ул. Мичурина, 23)Выставка компьютерных репродукций произведений мастеров живописи и фотопейзажей.
- 2005 — Галерея «Виктория» (ул. Максима Горького, 125)
- 2007 — Музей Самарского цирка (ул. Молодогвардейская, 220)Открыт 8 сентября 2007 года в честь 100-летия Самарского цирка. В коллекции музея документы об истории цирка, костюмы артистов и т. д.
Музей «Самара космическая»
- 2007 — Муниципальный музей «Самара космическая» имени Дмитрия Козлова (пр. Ленина, 21) Музей открылся в постаменте ракеты-носителя «Союз-У», построенном по проекту архитекторов В. Жукова и А. Темникова, в День космонавтики 12 апреля 2007 года. В создании музейной экспозиции участвовали самарские предприятия и конструкторские организации ракетно-космической отрасли. Помимо вертикально установленной ракеты «Союз-У» в музее есть целый ряд уникальных экспонатов, например, спускаемый аппарат спутника-разведчика «Янтарь-4К1» и единственный оставшийся после завершения программы «Энергия-Буран» 800-килограммовый «лепесток», откатанный на Самарском металлургическом заводе.
- 2008 — Музей самарского футбола (ул. Молодогвардейская, 148). Большая часть экспозиции музея посвящена футбольному клубу «Крылья Советов» (основан 3 мая 1942 года). Самарский футбол, 100-летие которого отмечалось в 2011 году, представлен в музее и историей других региональных команд: куйбышевских «Металлурга», «Локомотива», «Динамо», тольяттинской «Лады», самарского «Юнита», «Сызрани-2003» и Академии имени Юрия Коноплева в поселке Приморском. Музей-центр имеет оригинальный дизайн: помимо традиционной и весьма разнообразной музейной экспозиции в нём представлены фрагменты футбольного стадиона, ворота, искусственный газон, живописные и фотографические художественные работы, уникальные исторические арте-факты, связанные с легендами самарского, советского и мирового футбола, а также инсталляции на футбольные темы.
- 2010 — Музей истории образования городского округа Самара (ул. Рабочая, 19)
- 2012 — Музей модерна в особняке Курлиной (ул. Фрунзе, 159)
- Галерея «XI комнат» (ул. Самарская, 148)
- Галерея «Арт-Пропаганда» (ул. Куйбышева, 68/70)
- Галерея «Вавилон» (ул. Ульяновская, 18)
- 2009 — Арт-Портал (ул. Победы, 14)
- Галерея «Новое пространство» (Проспект Ленина, 14А)
- 2011 — Самарский железнодорожный музей (ул. Литвинова, 323)
- 2015 — (пгт. Петра-Дубрава)
Борис Вальехо и Джули Белл: спортивное фэнтези
Супруги Борис Вальехо (которого в 1990-е в России называли Борисом Валеджио) и Джули Белл — американские художники, работающие в жанре фэнтези. Множество их рисунков с полуголыми воинственными мужчинами и женщинами в окружении драконов, единорогов и прочих мифических созданий знакомы нам по обложкам книг и альбомов, календарям и футболкам.
Оба художника влюблены в человеческое тело и прорисовывают персонажей с анатомической точностью. Борис в молодости занимался бодибилдингом, а Джулия — спортом. Здоровое и крепкое тело для них — это жизнь.
Супруги позировали друг другу и всячески помогали в творчестве.
Источник
Они вместе рисуют комиксы и иллюстрируют фантастические произведения. Джулия со скрупулезной точностью выписывает природу и животных, а к изображению декоративных элементов и драгоценных камней у нее особенная страсть, так как одно из ее любимых направлений в искусстве — ар-нуво.
Источник
Портрет А.М. Горького, 1932
С портрета Максима Горького началась карьера Павла Корина как живописца современников.
Корин и Горький познакомились в сентябре 1931 года, тогда писатель пришел в гости к молодому художнику в его дом-мастерскую на чердаке дома на Арбате. С того момента началась их большая дружба — Горький стал для Корина в каком-то смысле защитой от идеологически правильных и скептично настроенных по отношению к художнику соотечественников.
Подсказал новое название картины («Русь уходящая» вместо «Реквиема») и таким образом спас от многих неприятностей. Пригласил в поездку по Италии — посмотреть великих мастеров. Италия стала для художника настоящей академией искусств. Впоследствии именно Горький организовал обустройство новой мастерской Корина.
Исаак Левитан: сено лучше черепов
Любитель уединенных прогулок и мастер лирического пейзажа Исаак Левитан написал в 1879 году картину «Осенний день. Сокольники». Он показал ее другу Николаю Чехову, художнику и брату знаменитого писателя. Николай посмотрел на полотно и предложил добавить фигуру загадочной женщины в черном. Предложил — и сам сделал. Итоговая версия понравилась Павлу Третьякову, который поспешил купить работу.
И. И. Левитан «Осенний день. Сокольники» (1879). Источник
Людей Левитан изображал неохотно и редко, но нельзя сказать, что они живописцу совсем не давались. Он 11 лет отучился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и блестяще прошел итоговое испытание: написал этюд с обнаженного натурщика — хотя в годы учебы он отказывался рисовать черепа, скелет и всё, что ассоциировалось у него со смертью.
Константин Коровин вспоминал, как поспорил с Левитаном, нужно ли художнику знать анатомию. Слова последнего объясняют многое в его творчестве: «Я хочу писать стог сена, в нем же нет костей и анатомии…»