Алексей Саврасов художник
Алексей Саврасов родился в Москве в семье купца 1830 г. 24 мая.
Еще в ранней молодости у Алексея Саврасова заметили тягу к рисованию и живописи, желание его отца было конечно противоположное, так как, сам отец был купцом 3-й гильдии и хотел устроить жизнь сына в коммерческом направлении.
Тем не менее желание молодого художника было поступить учиться на художника и он поступает в Москве в училище живописи, выбрав пейзажную тему под учительством Рабуса К. И.
Развивая способности пейзажиста Алексей Саврасов постоянно находился в поисках новых решений написания пейзажей с особой палитрой красок, до селе не использованной другими художниками.
в 1854 году художник переезжает под Санкт Петербург и плодотворно работает в окрестностях Финского залива, создавая новые романтические пейзажные произведения – картины Вид в окрестностях Ораниенбаума и Морской берег в окрестностях Ораниенбаума, чем привлекает на себя внимание общества, как классный мастер пейзажа. В1857 году умирает его любимый учитель Рабус, поэтому случаю Саврасовупредлагают возглавить обучение пейзажу в училище
В это же время закрепившийся в славе художник решает жениться, его избранницей оказывается Софья Герц, которая была сестрой его коллеги по учебе
В1857 году умирает его любимый учитель Рабус, поэтому случаю Саврасовупредлагают возглавить обучение пейзажу в училище. В это же время закрепившийся в славе художник решает жениться, его избранницей оказывается Софья Герц, которая была сестрой его коллеги по учебе.
В их доме часто собираются художники и известные личности, частым гостем бывает Третьяков П. М. Хорошую дружбу Саврасов заводит с художником Василием Перовым, скооперировшись они помогают друг другу в совместном творчестве.
В 1869 году художник создает свое знаменитое произведение, картина Лосиный остров, за что ему присуждается 1-я премия от общества любителей изобразительного искусства.
Некоторое время мастер работает в Ярославле, в окрестностях Нижнего Новгорода и Казанью. создавая ряд полотен под названием Волга под Юрьевцем, Разлив Волги под Ярославлем.
Создает одну из самых популярных картин Грачи прилетели, которую Саврасов будучи членом передвижных выставок, выставил на всеобщее обозрение на 1-й передвижной выставке художников передвижников.
В 1871 году умирает его дочь, опечаленный горем художник долго находится в унынии. в 1874 году создает картину с драматически печальным видом Могилы над Волгой.
Некоторый спад его творчества заметен к концу 70-х годов, тем не менее в 80-е годы художник создает трогающие взгляд зрителя своим поэтизмом произведения, из которых выделяются картины Лунная ночь над озером, и картина Вечер. Поле с воронами, Сумерки. Сосны на берегу озера и картина Оттепель.
К концу жизни художник Саврасов живет в нужде, испытывая финансовые трудности, одинокий и не кому не нужный он умер в 1897 году
Вечер – Саврасов Алексей Алексей | Сквозняк из прошлого. Истории произведений
Удивительно трагична и в то же время плодотворна судьба Алексея Кондратьевича Саврасова. Ранний взлет, счастливое начало и расцвет творческой карьеры, и … ощущение не сложившейся жизни в конце пути. Но не писать он не мог.
Отдохновение он находил в природе и говорил своим ученикам – «Надо быть влюбленным в природу, тогда можно писать». Талантливый мальчик Алексей Саврасов из купеческой среды, рисовавший с детства, в 14 лет, вопреки воле отца, поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В 21 год молодой художник создает свой первый шедевр – «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», которым был сразу замечен, получив высокое покровительство Великой княжны Марии Николаевны. А уже в 24 года Саврасов становится академиком живописи и его картины приобретает П.М. Третьяков.
В 1871 году стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, представив на первой выставке передвижников самую свою знаменитую картину «Грачи прилетели».
Последние два десятилетия жизни Алексея Кондратьевича Саврасова были крайне тяжелыми как в бытовом плане, так и в творческом – потеря детей, семейные неурядицы, безденежье породили пагубную привычку, переросшую в страсть, которая мешала и опустошала его, выжигая душу. И именно тогда, в поздний период творчества, как известно, очень неровный, могучая сила дарования художника помогала ему. Из-под его кисти нередко выходили талантливые произведения.
В конце 1870-х – начале 1880-х у А. Саврасова прослеживается неоднократное обращение к удачно найденной композиции, раскрывающей поэтическую грусть осеннего вечера.
Это большое полотно – почти полтора метра на метр, было долгое время не известно зрителю, но в нем разработана та композиция, которая повторяется потом у художника в одноименном произведении 1880 года, хранящемся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств: так же на первом плане стылая вода, только в первом варианте – это большая дорожная лужа, а во втором – мелководная речушка; так же справа на небольшой возвышенности деревья, за которые закатилось холодное осеннее солнце. По-видимому, художника привлекла простота мотива, через которую можно было выразить удивительную задушевность и проникновенность чувств. Саврасов воистину проникнут любовью к этому скромному виду! Повышенная чувствительность натуры художника и его обостренная восприимчивость к природным изменениям развили в нем особое свойство – умение вслушиваться в музыку природы и понимать ее потаенный язык. Высочайшего мастерства кисть создает ту общую цветовую гамму серо-голубых и теплых коричнево-зеленых тонов, построенных на тонких градациях, которые дают возможность передать в состоянии природы трудно уловимые нюансы освещения, воздушную среду, соединяющую в неразрывное целое все элементы композиции. В пейзаже человек присутствует незримо, духовно. Природа остается наедине с собой и целиком раскрывает тайны своего бытия тому, кто пришел к ней незаметно и слил с ней свое существование. Искомое художником единство «объективного» и «субъективного»: состояния природы – тишины вечера, и строя чувств – трогательно-печальных размышлений, воссоздает момент соприкосновения человеческой души и жизни природы.
Мотив вечерней зорьки, осветившей небо, верхушки пожелтевших деревьев и коричневую землю, местами покрытую травой… Изображенные на первом плане небольшая речка, теряющаяся среди оврагов, и поросший деревьями пологий холм в глубине открывают взору бескрайность равнинного пейзажа. Высокое небо с легкими, как бы тающими облаками, помогая художнику дать ощущение пространства, живет в пейзаже. Золотисто-розоватое – оно отражает свой свет в воде. Так сопрягая небесный и земной мотивы, художник выражает драгоценное чувство единства мира.
Лариса Смирных, искусствовед
Александра Шемякина, искусствовед