Явление Христа народу (1837-1857)
Главной идеей грандиозного полотна Иванова является напоминание о событии, изменившем историю человечества – пришествии Христа в мир людей.
В одном произведении соединено два эпизода из Евангелия от Иоанна: проповедь Иоанна Крестителя перед собравшимися людьми из Иудеи, их крещение в водах Иордана и явление Христа народу.
Событие происходит на фоне красивейшего пейзажа под вековым оливковым деревом. По выжженной солнцем каменистой равнине смиренно ступает к людям сын Божий. Его темные одежды резко контрастируют с голубыми очертаниями гор. Силуэт Христа несколько размыт. В этом есть некая таинственность. По всей вероятности, автор намеренно делает акцент не на фигуре сына Божия, пришедшего в мир для избавления человечества от грехов, а на реакцию иудеев к этому явлению. В статье «Исторический живописец Иванов» Гоголь пытался «рассказать» картину:
Каждый персонаж картины достоин отдельного исследования.
На первом плане картины показаны люди разных сословий и верований, пришедшие к Священной реке, чтобы очиститься от грехов. Они смотрят на Крестителя по-разному: с умилением, с недоверием, со злобой.
Иоанн Креститель является центральной фигурой композиции. Это высокий человек, одетый в верблюжью шкуру и светлый плащ. Он призывает народ к покаянию и указывает на явившегося Спасителя. В левой руке он держит крест – символ новой веры. Его жест говорит о восторге, с которым он встречает Мессию.
Слева от Иоанна стоит группа апостолов (будущих учеников Христа), оживленно обсуждающих свершившееся чудо. В центральной группе показан сомневающийся молодой мужчина с черной бородой, кутающийся в длинный синий хитон. Его опущенные вниз глаза говорят о его неуверенности в правоте пророка. Седобородый мужчина в темном плаще с боязнью прислушивается к словам Иоанна. Это скорее всего язычники, слушающие проповедь о пришествии Спасителя и не верящие в чудо.
В водах Иордана остановился старик, опирающийся на палку. Рядом с ним обнаженный мальчик, только что совершивший омовение. Они с любопытством всматриваются в Христа и уже готовы принять новую религию.
Справа от пророка расположились на земле люди, еще не определившиеся в выборе веры. Их лица озлоблены. Враждебно настроенными к проповеднику героями являются книжники и первосвященники, сторонники старой веры.
Ближе всех к зрителю виден зажиточный господин, которому подает одежду раб с веревкой на шее. Невольник с умилением слушает пророка. Слова Крестителя произвели на него настолько сильное впечатление, что можно быть уверенным в том, что раб обязательно примет христианство. По мнению художника, новая вера должна объединять людей разных сословий.
Справа спускается с холма толпа фарисеев и саддукеев, не принявших Христа – посланника Бога. Среди них заметна фигура беззаконника в коричневом облачении, в этом персонаже узнается друг художника Н. В. Гоголь
На конях сидят римские легионеры, наблюдающие за порядком.
Иванов долго искал натуру для пейзажа. Оливковое дерево можно назвать лучшим пейзажным этюдом художника.
Под деревом еле видна группа кающихся людей, воздевших руки к небесам и передвигающихся к вершине холма.
Автор следует академическим законам (требующим идеальной правильности от изображения) постольку, поскольку они служат «идеологии», но его следование нельзя назвать абсолютным. Известен факт: художник С. К. Зарянко заметил неверность в расположении стоп Христа. По мнению искусствоведов, автор сознательно обращается к опыту иконописцев, изображавших Спасителя не идущим, а летящим «по земле».
Н. В. Гоголь дал следующее описание этой картины:
В своей работе художник показал людей разных сословий и вероисповеданий, их неоднозначные (противоречивые) чувства по отношению к новой вере.
Рядом с этим шедевром все остальные академические произведения художника заметно меркнут. Продолжительность работы над картиной всей жизни вызывает восхищение. Называть Иванова «автором одной картины» не совсем правомерно. Автору потребовалось выполнить свыше 600 подготовительных этюдов. Метод работы художника над этим шедевром – тщательнейшее исследование всех возможных вариантов ее написания и поиск единственно-точного исполнения. Задолго до выбора сюжета в 1829 году Иванов писал о своей задаче:
В 1831 году художник сообщал своей сестре об особенностях работы:
Сформулировав задачу, он обдумывал достойный сюжет, отвечающим художественным принципам исторической живописи, которой был верен.
Члены ОСТ[ | ]
Всего ОСТ объединял более 30 художников.основные:
- Анненков, Юрий Павлович
- Вильямс, Петр Владимирович
- Волков, Борис Иванович
- Гончаров, Андрей Дмитриевич
- Дейнека, Александр Александрович
- Купреянов, Николай Николаевич
- Лабас, Александр Аркадьевич
- Лучишкин, Сергей Алексеевич
- Меркулов, Юрий Александрович
- Пименов, Юрий Иванович
- Тышлер, Александр Григорьевич
- Штеренберг, Давид Петрович
прочие:
- Аксельрод, Меер (Марк) Моисеевич
- Алфеевский, Валерий Сергеевич
- Антонов, Федор Васильевич
- Барто, Ростислав Николаевич
- Барщ, Александр Осипович
- Берендгоф, Георгий Сергеевич
- Булгаков, Борис Петрович
- Бушинский, Сергей Николаевич (с 1928)
- Вайнер, Лазарь Яковлевич
- Васильев В.
- Вялов, Константин Александрович
- Горшман, Мендель Хаимович
- Денисовский, Николай Федорович
- Доброковский, Мечислав Васильевич
- Зернова, Екатерина Сергеевна
- Кищенков (Лик) Л. И.
- Клюн, (Клюнков) Иван Васильевич
- Козлова, Клавдия Афанасьевна
- Костин, Сергей Николаевич
- Коляда, Сергей Авксентьевич
- Кудряшев, Иван Алексеевич
- Купцов, Василий Васильевич
- Игумнов, Андрей Иванович (с 1929)
- Люшин, Владимир Иванович
- Мельникова, Елена Константиновна
- Никритин, Соломон Борисович
- Нисский, Георгий Григорьевич
- Пархоменко, Константин Кондратьевич
- Перуцкий, Михаил Семенович
- Побережская А. И.
- Попков, Иван Георгиевич
- Прусаков, Николай Петрович
- Тряскин, Николай Адрианович
- Тягунов, Владимир Петрович
- Шифрин, Ниссон Абрамович
- Щипицын, Александр Васильевич
- Эллонен, Виктор Вильгельмович
«Явление Христа народу»
Начался титанический подготовительный труд. Для вдохновения Иванов отправился в путешествие по Италии. Он работал в Венеции, где копировал работы колористов XVI века, в частности картины Тициана «Мученичество Святого Петра Доминиканца» и «Взятие на небо Божией Матери», подолгу бывал в Ливорно, где зарисовывал местных жителей, писал пейзажи в маленьких городах и искал местность, напоминающую Восток. Он даже просил Академию художеств проспонсировать поездку в Иерусалим, на реку Иордан, но на свое письмо получил ответ: «Рафаэль не был на Востоке, а создал великие творения».
В 1838 году мастерскую Иванова посетил наследник престола цесаревич Александр Николаевич. К тому моменту художник обозначил на картине цветовые пятна и грубо проработал объем и форму основными тонами. Гость остался очень доволен полотном и дал Иванову содержание на три года. В подарок цесаревичу Иванов преподнес несколько акварельных жанровых композиций: «Октябрьский праздник», «Итальянка на ярмарке покупает себе золотые вещи», «Ave Maria».
Александр Иванов. Жених, выбирающий серьги для невесты. 1838. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Иванов. Октябрьский праздник. 1842. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Иванов. Аве Мария. 1839. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
После визита наследника императора Общество поощрения художников продлило содержание еще на один, последний год. С этого момента Иванов урезал все свои расходы, чтобы только закончить работу. Поддержки и денег со стороны у него не было, потому что он твердо решил не зарабатывать искусством. Не писал на продажу ни одной картины, не создавал портреты на заказ, а в свою мастерскую пускал бесплатно.
В конце 1838 года Иванов познакомился с Николаем Гоголем. Писатель в то время находился в Италии, и он захотел лично увидеть художника, который пишет грандиозное полотно. Позже Гоголь написал своим друзьям, просил помочь живописцу: «Не скупитесь! Деньги все вознаградятся. Достоинство картины уже начинает обнаруживаться всем. Весь Рим начинает говорить гласно, судя даже по нынешнему ее виду, в котором далеко еще не выступила вся мысль художника, что подобного явления еще не показывалось от времен Рафаэля и Леонардо да-Винчи».
Однако чем дольше Иванов работал над картиной, тем больше в ней находил недостатков. Чтобы персонажи получались максимально яркими и выразительными, он создавал несколько этюдов для каждого героя — карандашом и масляными красками. По пятницам и субботам ходил в римскую синагогу и внимательно всматривался в движения, мимику и черты лиц местных прихожан, делал множество заметок из Священного писания.
Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иванов вел аскетичный образ жизни. Его день начинался рано: в пять утра художник уже был на ногах и принимался за работу, в полдень на два часа прерывался, а затем трудился допоздна. Он любил работать в одиночестве, редко бывал в людных местах. Каждое лето художник проводил в окрестностях Рима, где делал самые разные зарисовки. Здоровье все чаще стало его подводить, и он по несколько месяцев не мог работать. Немногие понимали это стремление к совершенству. Василий Жуковский недоумевал, почему художник работал так долго: «Куда он пишет такую картину, ее ведь и повесить некуда будет».
Помимо «Явления», Иванов пробовал себя и в других жанрах живописи. Он создавал бытовые сцены, например «Октябрьский праздник в Риме у Понте-Молле» и «Октябрьский праздник в Риме. Сцена у лоджии»; писал пейзажи с «купающимися мальчиками»: «Мальчики на Неаполитанском заливе», «Семь мальчиков в цветных одеждах и драпировках», этюд «Обнаженный мальчик».
Аппиева дорога при закате солнца (1845)
Аппиева дорога является устойчивым символом Древнего Рима. Она ведет из Рима в Капую. Прокладывали ее по правилам инженерного искусства в IV веке до н.э. под присмотром цензора Аппия Клавдия. Один из древнеримских поэтов назвал Аппиеву дорогу «царицей всех дорог». Со временем вдоль обочин появились гостиницы, постоялые дворы, гробницы.
Существует предположение, что художник хотел показать в своей работе историческое значение дороги «свозь века».
Древние развалины гробниц с акведуком и горизонтальной линией с графическим изображением города как будто задают исторический вектор, объединяя в единое целое время и пространство.
В вечерней дымке тонет силуэт собора святого Петра.
В цветовой гамме скрывается решение художественной задачи — построения пространства, где цвет играет такую же значимую роль, как и следование законам перспективы.
Литература
- Александр Андреевич Иванов. Письма и записные книжки // Мастера искусства об искусстве: в 7 т. / Под общ. ред. А. А. Губера — М.: Искусство, 1969. — Т. 6: Искусство народов СССР XIV—XIX вв. / Ред. А. А. Фёдоров-Давыдов. — 543 с.; л.ил. — С.272-320.
- Алленов М. М. Александр Александрович Иванов. — М., 1980. — 208 с.
- Алленов М. М. Александр Андреевич Иванов. Л.: Художник РСФСР, 1989. — 32 с. — (Мастера русской живописи). — 50 000 экз. — ISBN 5737001873
- Алленов М. М. О некоторых особенностях композиционного построения картины Иванова «Явление Мессии» // Советское искусствознание’79.1. — М.: Советский художник, 1980.
- Алленов М. М. Александр Иванов . — М.: Трилистник, 1997. — 103 с. : ил. — (Мой музей). — ISBN 589480003X, ISBN 9785894800035
- Алпатов М. В. Александр Андреевич Иванов: Жизнь и творчество. Т. 1-2. — М.: Искусство, 1956.
- Анисов Л. М. Александр Иванов. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 320 с. — (ЖЗЛ) — ISBN 5235026101.
- Бакушинский А. А. Иванов и Пуссен // Искусство. — 1933. — № 5. — С.107-114.
- Бернштейн Б. К вопросу о формировании эстетических взглядов Александра Иванова // Искусство. — 1957. — № 2.
- Бернштейн Б. Александр Иванов и славянофильство // Искусство. — 1959. — № 3.
- Бернштейн Б. Снова об Иванове и Пуссене // Вопросы искусствознания. — 1993. — № 2-3. — С.25-40.
- Загянская Г. А. Пейзажи Александра Иванова. Проблема живописного метода художника. — М.: Искусство, 1976. — 119 с.,32 л.ил.
- Зуммер В. Система Библейских композиций А. Иванова // Искусство. — 1914. — № 7-12;
- Зуммер В. О вере и храме Ал. Иванова. — Киев: Издание журнала «Христианская мысль», 1918.
- Зуммер В. Эсхатология Ал. Иванова // Учёные записки Научно-исследовательской кафедры истории европейской культуры, посвящ. акад. В. П. Бузескулу по случаю 70-летия со дня его рождения. — Харьков: , 1929. — Вып. 3. — С.387-409.
- Зуммер В. Проблематика художественного стиля Ал. Иванова: Cтиль библейских эскизов // Известия Азербайджанского государственного университета. Серия «Общественные науки». — Баку, 1925. — Т. 2-3. — С.84-103.
- Машковцев Н. Творческий путь Александра Иванова // Аполлон. — 1916. — № 6-7. — С.1-39.
- Мокрицкий А. Н. Явление Христа народу: Картина Иванова. — М.: Тип. И. Чуксина, 1858. — 72 с.
- Неклюдова М. Г. Александр Андреевич Иванов / Оформление Э. И. Копеляна; Ред. Я. В. Брук; Науч. ред. Т. М. Коваленская; Государственная Третьяковская галерея. — Л.: Художник РСФСР, 1966. — 64 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз. (обл.)
- Новицкий А. П. Опыт полной биографии Ал. Иванова. — М.: Изд. худож. фототип. К. А. Фишер, 1895. — , IV, XIV, 253 с.
- Поликаров В. П. Философские предпосылки творчества А. Иванова // Советское искусствознание’74. — М.: Советский художник, 1975. — С.177-199.
- Ракова М. А. Иванов. — М.: Искусство, 1960. — 54 с.
- Романов Н. Александр Андреевич Иванов и значение его творчества: С портретом и пятью рисунками. — М.: Издание магазина «Сотрудник школ» А. К. Залесской; Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1907. — 67 с., л. ил.
- Романов Н. Картина Иванова «Аполлон, Кипарис и Гиацинт» // Старые годы. — . — Январь-февраль.
- Собко Н. Иванов, Александр Андреевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Сомов А. И. Иванов, Александр Андреевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Степанова С. С. Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова. Личность и художественный процесс. — CПб.: Искусство-СПб, 2011. — 287 с., л. цв. ил. — ISBN 9785210016386
«Явление Христа народу»
Начался титанический подготовительный труд. Для вдохновения Иванов отправился в путешествие по Италии. Он работал в Венеции, где копировал работы колористов XVI века, в частности картины Тициана «Мученичество Святого Петра Доминиканца» и «Взятие на небо Божией Матери», подолгу бывал в Ливорно, где зарисовывал местных жителей, писал пейзажи в маленьких городах и искал местность, напоминающую Восток. Он даже просил Академию художеств проспонсировать поездку в Иерусалим, на реку Иордан, но на свое письмо получил ответ: «Рафаэль не был на Востоке, а создал великие творения».
В 1838 году мастерскую Иванова посетил наследник престола цесаревич Александр Николаевич. К тому моменту художник обозначил на картине цветовые пятна и грубо проработал объем и форму основными тонами. Гость остался очень доволен полотном и дал Иванову содержание на три года. В подарок цесаревичу Иванов преподнес несколько акварельных жанровых композиций: «Октябрьский праздник», «Итальянка на ярмарке покупает себе золотые вещи», «Ave Maria».
Александр Иванов. Жених, выбирающий серьги для невесты. 1838. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Иванов. Октябрьский праздник. 1842. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Иванов. Аве Мария. 1839. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
После визита наследника императора Общество поощрения художников продлило содержание еще на один, последний год. С этого момента Иванов урезал все свои расходы, чтобы только закончить работу. Поддержки и денег со стороны у него не было, потому что он твердо решил не зарабатывать искусством. Не писал на продажу ни одной картины, не создавал портреты на заказ, а в свою мастерскую пускал бесплатно.
В конце 1838 года Иванов познакомился с Николаем Гоголем. Писатель в то время находился в Италии, и он захотел лично увидеть художника, который пишет грандиозное полотно. Позже Гоголь написал своим друзьям, просил помочь живописцу: «Не скупитесь! Деньги все вознаградятся. Достоинство картины уже начинает обнаруживаться всем. Весь Рим начинает говорить гласно, судя даже по нынешнему ее виду, в котором далеко еще не выступила вся мысль художника, что подобного явления еще не показывалось от времен Рафаэля и Леонардо да-Винчи».
Однако чем дольше Иванов работал над картиной, тем больше в ней находил недостатков. Чтобы персонажи получались максимально яркими и выразительными, он создавал несколько этюдов для каждого героя — карандашом и масляными красками. По пятницам и субботам ходил в римскую синагогу и внимательно всматривался в движения, мимику и черты лиц местных прихожан, делал множество заметок из Священного писания.
Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иванов вел аскетичный образ жизни. Его день начинался рано: в пять утра художник уже был на ногах и принимался за работу, в полдень на два часа прерывался, а затем трудился допоздна. Он любил работать в одиночестве, редко бывал в людных местах. Каждое лето художник проводил в окрестностях Рима, где делал самые разные зарисовки. Здоровье все чаще стало его подводить, и он по несколько месяцев не мог работать. Немногие понимали это стремление к совершенству. Василий Жуковский недоумевал, почему художник работал так долго: «Куда он пишет такую картину, ее ведь и повесить некуда будет».
Помимо «Явления», Иванов пробовал себя и в других жанрах живописи. Он создавал бытовые сцены, например «Октябрьский праздник в Риме у Понте-Молле» и «Октябрьский праздник в Риме. Сцена у лоджии»; писал пейзажи с «купающимися мальчиками»: «Мальчики на Неаполитанском заливе», «Семь мальчиков в цветных одеждах и драпировках», этюд «Обнаженный мальчик».
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Большая российская энциклопедия — Большая российская энциклопедия, 2004. — ISBN 978-5-85270-320-0
- ↑ 1 2 Иванов Александр Андреевич // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
- ↑ Иванов // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- ↑ Сомов А. И. Иванов, Александр Андреевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Сомов А. И. Иванов, Андрей Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Большая золотая медаль была получена от Общества поощрения художников.
- ↑ Собко Н. Иванов, Александр Андреевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- ↑ Явление Христа народу (изображение от Google в высоком разрешении)
- ↑ Энциклопедия русской живописи / О.Ю. Николаева. — «ОЛМА Медиа Групп», 2010. — С. 176. — 496 с. — ISBN 978-5-373-02769-4.
- ↑ Могила на плане Новодевичьего кладбища (№ 12) // Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб.: Товарищество А. С. Суворина – «Новое время», 1914. — ISBN 5-94030-052-9.
- ↑ Могила А. А. Иванова в Александро-Невской Лавре
- ↑ «Новости», 1890 г., № 311 (некролог).
- ↑ А. Иванов. Шаповалов, Иван Савельевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Сочинения
Пименов Юрий Иванович написал немного сочинений, но каждое из них пробирает до глубины души. Список его произведений краток, зато емок. Писал мужчина с довольно большими перерывами, как для писателя. Однако сам себя вовсе не считал писателем. В 1958 году он написал сочинение «В Подмосковье», которое есть в сборнике его рассказов «Записки художника».
Через два года в СССР вышел его сборник «Год путешествий». В этом же — 1960 — году он издал «Искусство жить или «искусство ничего»». Новый сборник появился только через 8 лет и назывался он «Новые кварталы». В 1974 году — «Таинственный мир зрелищ» .
«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» (1834-1836)
Это полотно стало очередным отчетом для ОПЗ за два дополнительных года проживания в Италии. За него художник получил звание академика.
На картине представлена евангельская история явления Христа после смерти Марии Магдалине, принявшей его сначала за садовника.
Автор обращает внимание зрителя на контраст земного и небесного. Бесстрастное лицо Христа полно величия
Выражение лица Марии меняется на глазах от удивления к радости, от радости к любовному порыву
Бесстрастное лицо Христа полно величия. Выражение лица Марии меняется на глазах от удивления к радости, от радости к любовному порыву.
Одежды Марии Магдалины и Христа контрастируют по цвету. Красный цвет является символом земного беспокойства, белый цвет – символ небесного покоя.
Противопоставление присутствует в жестах героев: руки Марии устремлены к Иисусу, который усмиряет ее душевный порыв царственным жестом. Вот строчки из Евангелия от Иоанна:
Завершая работу, художник писал своему отцу:
Художнику было важно показать «утреннюю глуботу», в которой героиня не сразу узнала Христа
Личная жизнь
В жизни Иванова, полностью посвятившему себя творчеству, было несколько попыток создать семью.
В 1829 году Александр влюбился в дочь преподавателя музыки в Академии художеств, француженку мадемуазель Гюльпен. Ради женитьбы на ней он готов был пожертвовать поездкой в Италию, на которую к тому моменту Общество поощрения художников уже выделило средства. Отец был против женитьбы сына: дело в том, что женатые выпускники Академии теряли возможность уехать за границу. Отец и друзья художника уговорили его отказаться от женитьбы и продолжить обучение в Италии.
Живя в Италии, художник вел замкнутый, даже аскетический образ жизни. В 1947 году он, бывая с визитами в доме С.С. Апраксиной, влюбился в ее дочь, молодую русскую аристократку Марию Владимировну. Он был уверен, что она согласится стать ему спутницей жизни, но девушка предпочла другого. Любовная неудача привела художника к болезненному душевному состоянию, усилению недоверчивости и подозрительности. С тех пор он стал настолько замкнутым, что перестал пускать в свою студию даже коллег-художников и близких.
Портрет художника Александра Иванова
Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением (1831-1834)
Каждые два месяца подопечные, проживающие на средства ОПХ в Италии, представляли своим попечителям в оговоренные сроки письменные отчеты и законченные полотна. Одной из таких работ была картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». В ней отражено увлечение автора живописью Возрождения и, прежде всего, творчеством Рафаэля.
Перед нами герои античных мифов: Аполлон, Гиацинт и Кипарис.
Образ Аполлона является олицетворением музыки, одухотворяющей мир.
Любимец Аполлона Гиацинт учится игре на флейте. Из мифологии известна трагическая судьба Гиацинта. Он был нечаянно убит Аполлоном во время метания диска. Из крови Гиацинта появились одноименные цветы.
Рядом с Аполлоном сидит еще один его любимец Кипарис. Его лицо опечалено. У ног Кипариса лежит смертельно раненный олень. Согласно мифологии, Кипарис горько оплакивал смерть любимого оленя, и Боги, услышав мольбу просителя, превратили оленя в дерево печали – кипарис.
Этот мифологический сюжет, по мнению автора, подчеркивает преображающую силу высокого искусства, воспевающее прекрасное. Произведение написано по правилам академического искусства (задний план полотна занимает пейзаж, что является непременным атрибутом академической картины).
Литература[править | править код]
- Александр Андреевич Иванов. Письма и записные книжки // Мастера искусства об искусстве: в 7 т. / Под общ. ред. А. А. Губера — М.: Искусство, 1969. — Т. 6: Искусство народов СССР XIV—XIX вв. / Ред. А. А. Фёдоров-Давыдов. — 543 с.; л.ил. — С.272-320.
- Алленов М. М. Александр Александрович Иванов. — М., 1980. — 208 с.
- Алленов М. М. Александр Андреевич Иванов. Л.: Художник РСФСР, 1989. — 32 с. — (Мастера русской живописи). — 50 000 экз. — ISBN 5737001873
- Алленов М. М. О некоторых особенностях композиционного построения картины Иванова «Явление Мессии» // Советское искусствознание’79.1. — М.: Советский художник, 1980.
- Алленов М. М. Александр Иванов . — М.: Трилистник, 1997. — 103 с. : ил. — (Мой музей). — ISBN 589480003X, ISBN 9785894800035
- Алпатов М. В. Александр Андреевич Иванов: Жизнь и творчество. Т. 1-2. — М.: Искусство, 1956.
- Анисов Л. М. Александр Иванов. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 320 с. — (ЖЗЛ) — ISBN 5235026101.
- Бакушинский А. А. Иванов и Пуссен // Искусство. — 1933. — № 5. — С.107-114.
- Бернштейн Б. К вопросу о формировании эстетических взглядов Александра Иванова // Искусство. — 1957. — № 2.
- Бернштейн Б. Александр Иванов и славянофильство // Искусство. — 1959. — № 3.
- Бернштейн Б. Снова об Иванове и Пуссене // Вопросы искусствознания. — 1993. — № 2-3. — С.25-40.
- Загянская Г. А. Пейзажи Александра Иванова. Проблема живописного метода художника. — М.: Искусство, 1976. — 119 с.,32 л.ил.
- Зуммер В. Система Библейских композиций А. Иванова // Искусство. — 1914. — № 7-12;
- Зуммер В. О вере и храме Ал. Иванова. — Киев: Издание журнала «Христианская мысль», 1918.
- Зуммер В. Эсхатология Ал. Иванова // Учёные записки Научно-исследовательской кафедры истории европейской культуры, посвящ. акад. В. П. Бузескулу по случаю 70-летия со дня его рождения. — Харьков: , 1929. — Вып. 3. — С.387-409.
- Зуммер В. Проблематика художественного стиля Ал. Иванова: Cтиль библейских эскизов // Известия Азербайджанского государственного университета. Серия «Общественные науки». — Баку, 1925. — Т. 2-3. — С.84-103.
- Кожевников В. А. Значение А. А. Иванова в религиозной живописи. — М., 1907. — 4 с.
- С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 77. — 454 с.
- Копировский А. М. Система монументальных росписей Александра Иванова («Библейские эскизы») — богословие внутри религиоведения // Вестник РХГА. — 2014. — Т. 15. — Вып. 2. — С.65-73.
- Машковцев Н. Творческий путь Александра Иванова // Аполлон. — 1916. — № 6-7. — С.1-39.
- Мокрицкий А. Н. Явление Христа народу: Картина Иванова. — М.: Тип. И. Чуксина, 1858. — 72 с.
- Неклюдова М. Г. Александр Андреевич Иванов / Оформление Э. И. Копеляна; Ред. Я. В. Брук; Науч. ред. Т. М. Коваленская; Государственная Третьяковская галерея. — Л.: Художник РСФСР, 1966. — 64 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз. (обл.)
- Новицкий А. П. Опыт полной биографии Ал. Иванова. — М.: Изд. худож. фототип. К. А. Фишер, 1895. — , IV, XIV, 253 с.
- Поликаров В. П. Философские предпосылки творчества А. Иванова // Советское искусствознание’74. — М.: Советский художник, 1975. — С.177-199.
- Прокофьев П. [ Чижевский, Дмитрий. ] Религиозная утопия Ал. А. Иванова // Путь. — 1930. — № 24 (октябрь). — С.41-57.
- Ракова М. А. Иванов. — М.: Искусство, 1960. — 54 с.
- Романов Н. Александр Андреевич Иванов и значение его творчества: С портретом и пятью рисунками. — М.: Издание магазина «Сотрудник школ» А. К. Залесской; Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1907. — 67 с., л. ил.
- Романов Н. Картина Иванова «Аполлон, Кипарис и Гиацинт» // Старые годы. — 1916. — Январь-февраль.
- Собко Н. Иванов, Александр Андреевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Сомов А. И. Иванов, Александр Андреевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Степанова С. С. «Воскресение Христово видевше…»: Эскизы Александра Иванова для храма Христа Спасителя
- Степанова С. С. Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова. Личность и художественный процесс. — CПб.: Искусство-СПб, 2011. — 287 с., л. цв. ил. — ISBN 9785210016386
- Философов Д. В. Иванов и Васнецов в оценке Александра Бенуа // Мир искусства. — 1901. — № 10. — С.217-233.
- Хомяков А. С. Картина Иванова: Письмо к редактору // Русская беседа. — 1858. — Кн. I. — С.1-22.
Биография художника Иванов Александр Андреевич
Живописец, график
Сын известного живописца А. И. Иванова; первоначальное художественное образование получил под руководством отца. В 1817–1828 состоял «посторонним» учеником ИАХ в классе исторической живописи, занимался под руководством отца и А. Е. Егорова.
В 1824 за программу «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» был награжден малой золотой медалью, в 1827 за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» и картон со слепка «Лаокоон с детьми» — большой золотой медалью из средств Общества поощрения художников, в 1828 получил звание классного художника.
В 1830 отправлен пенсионером ОПХ в Италию; по пути посетил Германию, Австрию, города Северной Италии, Флоренцию. В 1831 прибыл в Рим.
В 1830–40-х неоднократно предпринимал путешествия по Италии, с целью «изучить характер всех школ»: в 1834 путешествовал по Северной Италии (Болонья, Венеция, Падуя, Виченца, Верона, Брешия, Бергамо, Милан, Парма), в 1839 — по Средней и Северной Италии, в 1846 посетил Палермо, в 1847 — Флоренцию, Ливорно, Геную, Милан; неоднократно бывал в Неаполе.
Создавал произведения на библейские сюжеты; обращался к пейзажу, выполнил множество жанровых зарисовок и акварелей. В 1831 по заданию ОПХ копировал фрески Микеланджело «Сотворение Адама» в росписях потолка Сикстинской капеллы.
В 1836 за присланную в Совет ИАХ картину «Явление Христа Марии Магдалине» был удостоен звания академика.
С 1833 работал над эскизами к картине «Явление Христа народу», в 1837 приступил к исполнению картины, Работал с перерывами до начала 1850-х, выполнив за этот период более 400 подготовительных этюдов.
В 1851 получил книгу Д. Штрауса «Жизнь Христа», послужившую основополагающим источником в разработке плана и системы росписей на библейские сюжеты на стенах задуманного художником особого храма. В 1851–1857 воплотил идеи росписей в серии «библейских эскизов».
В 1857 совершил поездку в Вену и Интерлакен для лечения, в сентябре того же года посетил Лондон. В мае 1858 возвратился в Петербург, где состоялась выставка картины «Явление Христа народу» с этюдами к ней, вызвавшая противоречивые оценки критики (приобретена Александром II и пожертвована в Московский Румянцевский музей после смерти художника).
Ретроспективные выставки творчества Иванова проходили в Москве (1897, 1898, 1926, 1956, 1981–1982) и Ленинграде (1956).
Иванов — выдающийся русский художник первой половины XIX века.
Его ранние работы («Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», 1824; «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару», 1827; «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», 1829; «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», 1831–1834) в целом отвечают классицистической традиции; им свойственны уравновешенность композиции, равномерное распределение масс на плоскости, фигур и предметов по планам, плавный контурный рисунок, локальный колорит. Произведения зрелого периода («Явление Христа народу», эскизы к картине, цикл «библейских эскизов», 1837–1857) тяготеют к эстетике позднего романтизма, что выразилось в ощущении глубинности пространства, динамики форм, стремлении к эмоциональной выразительности. Характерной особенностью зрелого творчества мастера является ярко выраженный религиозно-философский, нравственный характер работ.
Подготовительные работы к «Явлению» составляют самостоятельную область художественной деятельности Иванова. Демонстрирующие достижения в изучении натуры (постижении пространства, воплощении в персонажах определенных качеств и состояний), они вместе с тем отличаются философской глубиной ее восприятия.
Особенно выразительны выполненные на пленэре пейзажные этюды, в которых Иванов стремился объективно передать все многообразие жизни природы, познать основные законы ее развития и основные элементы: воду, землю, растительность, небо.
Этюды голов и фигур, напротив, представляют собой сложный синтез работы с живой натуры и по образцам классического искусства.
Произведения Иванова находятся в крупнейших музейных собраниях России — Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее.