Вячеслав никонов

Детство и юность

Вячеслав появился на свет 5 июня 1956 года в одном из роддомов Москвы. Его отец, Алексей Дмитриевич Никонов (1917-1992), доктор исторических наук, в молодости служил в народном комиссариате внутренних дел СССР, затем преподавал в МГИМО и долгое время работал в Институте мировой экономики и международных отношений АН СССР, сотрудничал и был членом редколлегии в партийном журнале «Коммунист».

Вячеслав Никонов с семьей (отцом, дедом, сестрами) в детстве

Его мать, Светлана Вячеславовна Молотова (1929-1989), доктор исторических наук, дочь всесильного сталинского наркома Вячеслава Михайловича Молотова, работала в Институте всеобщей истории. Слава родился в обеспеченной семье, жившей по советским меркам очень хорошо. У него было две сестры, Лариса от первого брака матери и летчика-испытателя В.С. Ильюшина, и Любовь.

До 1973 года Слава проучился в московской спецшколе №1 с углубленной подготовкой по иностранным языкам. Хорошее знание английского и французского языков – результат обучения в спецшколе. В период школьного обучения у Славы проявилась тяга к гуманитарным предметам. По окончанию школы Вячеслав, имея родителей историков, в своем выборе дальнейшей деятельности не сомневался.

Вячеслав Никонов с дедом Вячеславом Молотовым

Первая известность

Первое признание Васнецов получил как живописец, творящий в бытовом жанре, примеры таких картин – это «С квартиры на квартиру», «Богомольцы», «Книжная лавочка» и другие. В этот период художник примкнул к передвижникам и участвовал в их выставках. И вдруг, неожиданно, на одной из таких выставок он показывает свою картину «Витязь на распутье».

Васнецов напишет потом:

Видимо, к этой теме живописца подтолкнули воспоминания из детства. Коллеги-передвижники отнеслись к новому увлечению Васнецова очень скептически, даже обвиняли его в отступлении от передвижнической идеологии. Сам Крамской негодовал из-за смены художественной линии в творчестве Васнецова. Виктора Михайловича критиковали за отход от социально-бытовой тематики, за отдаление от жизни крестьян.

Виктор «‎Васнецов Витязь на распутье»‎, 1882 Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Думаю, все эти люди, известные живописцы и критики-искусствоведы были глубоко не правы. Ведь Васнецов вырос среди крестьян, дружил с ними, общался, знал множество народных преданий и сказок. Он не отступил, он просто подошел с другой стороны, с более позитивного и красивого ракурса. Васнецов не стал продолжать писать проблему, несправедливость, угнетение, он обратился к народному фольклору, который намного лучше и больше может рассказать об этом самом народе.

Академию Художеств Виктор не окончил, так как жизнь в столице требовала серьезных затрат, вместо учебы приходилось работать, но удостоверение о том, что слушателем курсов Васнецов был, ему выдали.

Новый век

С началом нового столетия началась у Васнецова и новая работа, которой стал цикл картин под названием «Поэмы семи сказок». Картины «Спящая царевна», «Ковер – самолет», «Кощей бессмертный» и другие стали частью этого цикла. Новый век принес новые мировые события и порядки.

Первая Мировая война стала драмой не только общечеловеческой, но и личной трагедией художника, ведь двое его сыновей сражались на фронте. В этот период Васнецов пишет картину «Архангел Михаил», как человек верующий он верит в то, что высшие силы помогут его детям и другим сражающимся на войне вернуться живыми домой.

На события 1917 года живописец откликается картиной «Баба-яга». Расскажу подробнее про эту картину, так как она очень хорошо показывает отношение Васнецова к революции.

Виктор Васнецов «Баба-Яга», 1917 Местонахождение: Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия

Человек он был патриархального уклада, царский режим уважал, а вот новый социалистический строй, возникающий на родине, не принимал и относился крайне негативно. Посмотрите на эту картину, Баба-яга изображена довольно страшной и злобной старухой, она символизирует новый режим, красный цвет её юбки, соответственно, символ социализма, а маленький мальчик, которого уносит злая баба – это всё то, с чем художник связывает разрушенный имперский уклад жизни.

Несмотря на неприятие большевизма и новой власти Васнецов не уезжает из страны, оставаясь верным своей родине. Живописец продолжает писать сказочные сюжеты, но теперь в них больше мрачных тонов, чаще встречается красный фон. В картинах чувствуется сопереживание художника к страданиям родины.

«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» – одна из картин, на которых видно отчаяние. Васнецов понимает, что красная машина социализма сметает всё на своем пути и возврата к мирной жизни при царе уже не будет.

«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1913 годМестонахождение: Дом-музей В.М. Васнецова, Москва, Россия

Картину «Спящая царевна» художник пишет около 20-ти лет до самой своей смерти. Это были сложные времена, в стране был кризис, порой не было красок, не всегда удавалось отапливать помещения, но Васнецов работал даже в этих условиях. Покинул этот свет художник 23 июля 1926 года, так и не завершив последнюю свою работу – портрет друга – художника Михаила Нестерова.

Виктор Михайлович Васнецов, помимо написания своих чудесных картин, множество которых купил Павел Третьяков, оформил фасад Третьяковской галереи, расписал не один храм и создал множество эскизов зданий. Конечно, в памяти человечества он запомниться более как гениальный живописец, но нельзя отрицать и умалять его вклад, помимо русского искусства, в русскую культуру в целом.

Москва – как много в этом звуке…

Со своими друзьями – живописцами Репиным и Поленовым Васнецов год проводит во Франции в городе – законодателе мод Париже. После заграничной поездки все трое поселяются в Москве и начинают писать картины на исторические сюжеты. Васнецов обратился к “Слову о полку Игореве” и создал полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами», из-за которого среди передвижников начался спор, брать ли эту картину на выставку или нет.

Эта дискуссия возникла потому, что главным критерием в живописи передвижников было изображение действительности, а картина Васнецова была сказочно красива, но и имела сказочный контекст.

Сам же автор говорил: “Перед моей картиной стоят больше спиной”, что, на мой взгляд, было не заслуженно по отношению к этому шедевру. Лишь немногие поняли и приняли эту картину, почувствовали в ней истинно русский дух. Одним из таких – тонко чувствующих искусство был Павел Третьяков, который купил «После побоища Игоря Святославича с половцами» для своей коллекции.

Виктор Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880 Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия

Васнецов продолжает творить в своём сказочном стиле, в 1881 году из-под его кисти вышла «Алёнушка». В абрамцевской усадьбе Саввы Мамонтова – крупного промышленника и мецената художник создал эскиз избушки на курьих ножках, которая была там построена для детворы. В то время в Абрамцево объявили конкурс на проект небольшой церкви для усадьбы, Васнецов его выиграл. Эскиз церкви он выполнил в неорусском стиле, к которому стал тяготиться в живописи.

В 1882 году приусадебная церквушка по проекту Васнецова была построена, именно она стала первой архитектурной постройкой в стиле зарождающегося русского модерна.С этой церковью связано и ещё одно событие в творческой жизни Виктора Михайловича, в ней он написал образ Богородицы с младенцем. Этот образ он ещё раз повторит уже в Киевском соборе, так этот образ запомниться всем как Васнецовская Божья Матерь.

Виктор Васнецов, фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1893 год

Существует легенда о происхождении прототипа этого образа. Как-то раз вернувшись домой, Васнецов увидел свою жену в свете солнца, она была с ребенком на руках. Так воображение художника создало ещё один шедевр.

Виктор Михайлович Васнецов «Портрет А. В. Васнецовой» 1878 г.

Перебравшись из Абрамцева непосредственно в Москву, Васнецов строит дом по собственному эскизу. Там рождается картина «Иван-царевич на сером волке», которая будет выставлена на 17-й выставке передвижников. На этот раз публика и коллеги встречают полотно тепло и восторженно, Васнецов – сказочник уже стал привычен и полюбился многим. Художника окончательно признали и присвоили звание профессора живописи.

К девятисотлетию крещения Руси был построен Владимирский собор, расписывать который пригласили Виктора Михайловича. В связи с этим событием он создал несколько картин на религиозный сюжет, самые известные из которых «Крещение Руси» и «Крещение князя Владимира». Васнецов говорил:

Был в творчестве живописца и опыт декоратора, когда в 1884 году открылась Частная опера Мамонтова. Он декорировал оперу «Русалка» и «Снегурочка», благодаря которой появилась одноименная картина. Картина «Царь Иван Васильевич Грозный» появилась благодаря опере «Псковитянка».

Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия

В 1898 году кисть и воображение Васнецова создали, пожалуй, самую известную картину мастера «Богатыри», которую многие называют Три богатыря. Интересный факт: прошло целых 30-ть лет с тех пор, как у художника возник замысел полотна, был создан карандашный эскиз и появилась готовая картина.

Васнецов оформил переиздание сочинений Пушкина к его столетнему юбилею. Виктор Михайлович создал несколько книжных миниатюр к «Песне о вещем Олеге».

Не в священники, а в художники

Многие родители хотят, чтобы дети пошли по их стопам, хотел этого и отец Виктора Михайловича Васнецова – сельский священник, в семье которого 15 мая 1848 года родился живописец. В то время многодетная семья жила недалеко от города Вятка в селе Лопьял. Мать будущего живописца рано покинула этот свет, сыновей воспитывал отец – Михаил Васильевич.

Детство Виктора прошло далеко от городской суеты, благодаря чему мальчик научился с ранних лет ценить красоту родного края. Отец рисовал пейзажи на прогулках с детьми по округе села, видимо, от него сыну и передалась тяга к живописи.

Виктор Михайлович Васнецов «Портрет М. В. Васнецова»‎ 1870 г.

Мальчика, когда он подрос, Михаил Васильевич отдал в духовную семинарию. Отец был образованным человеком, привить знания он пытался и своим детям. Помимо наук, он занимался с сыновьями резьбой по дереву, рисованием. Обособленный уклад жизни позволил мальчикам прикоснуться к старославянским обычаям, поверьям и сказкам.

Именно этот быт повлиял на художественное восприятие Виктора Михайловича. Семинария была не тем местом, в котором хотел учиться творческий мальчик, поэтому он отправился в Санкт-Петербург поступать в знаменитую Академию Художеств.

Личная жизнь

Первая жена, Ольга Михайловна, экономист. Познакомились в МГУ. Брак со временем, после рождения первенца, распался.

Второй брак продлился недолго, имя супруги не указано в автобиографии.

Состоит в браке с Ниной Михайловной Никоновой (1979 года рождения), предпринимателем и бывшим депутатом из Смоленска.

С женой Ниной Михайловной

  • Сын от первого брака, Алексей Вячеславович (1979 года рождения), помогает отцу в его Фонде «Политика», советник.
  • Сын от второго брака, Дмитрий Вячеславович (1989 года рождения).
  • Сын от второго брака, Михаил Вячеславович (1993 года рождения).
  • Сын от третьего брака, имя не афишируется (2012 года рождения).
  • Внук, Николай (2018 года рождения).
  • Внук, Вячеслав (2020 года рождения).

Заслуженному художнику России Вячеславу Пичугину исполнилось 85. Мастер по-прежнему влюблён в свою профессию.

Он говорит, что один из самых счастливых на планете. Вячеслав Пичугин влюблен в свою профессию. Причем, взаимно. Мастерская для него — рай, где отдыхает душа.

Вячеслав Пичугин, заслуженный художник России:

— Мне кажется, я еще из мастерской не выходил, еще кисти не помыл, уже — 85! ха Как так бывает?

В молодости увлекался боксом. Форму старается держать и в 85. Начинает каждый день у мольберта.

Вячеслав Пичугин:

— Ни выходных, ни проходных нет. Я уже привык здесь. Это мой второй дом. Работы тоже мои, они родные, я к ним возвращаюсь. Часто возвращаюсь, потому что они тоже у меня, как дети родные.

Увлечение живописью началось в школе. Учителя жаловались маме, что рисует на уроках. Рисовал юный Пичугин почему-то вождей: Сталина и Ленина.

Вячеслав Пичугин

— Однажды маму вызывают. Вам же, говорят, за это могут срок припаять. Смотрите, какие карикатуры он на вождей рисует. ха-ха А мне казалось, они здорово нарисованы, похожи (ха-ха)

Ученик Илюшинской школы, выпускник Свердловского художественного училища, Пичугин один из первых профессиональных художников Кургана. По его эскизу канашинские мастерицы соткали ковер в подарок Хрущёву.

КОРР.: что осталось вообще?

— Ничего. Вот я такой вот безалаберный. даже ни фотографий нет. Хотели же музей Хрущева сделать. так и не сделали. Потому что его вскоре сняли. И всё и мой ковер где-то повис.

Однако прославился мастер своими пейзажами и натюрмортами. Его работы хранятся в музеях России и Зарубежья, есть в частных коллекциях. На многих полотнах — его любимые зауральские сирени.

Ольга Луцко, искусствовед:

— Художника с таким даром колориста надо еще поискать. Причем, это художник, который очень тонко чувствует какие-то нюансы тонкие в отношении цветовых, так и декоративные, очень яркие, насыщенные такие. И работы у него очень разные.

Из-за перенесенных операций художник передвинул юбилейную выставку на осень: не хотелось без новых работ. На творческий вечер пришли друзья и коллеги. Поздравить отца приехала из Англии дочь Екатерина.

Екатерина Миклош, дочь (г. Кэмбридж, Великобритания):

— Папа он нас всегда окружает дома, дома у меня, мне везет, работы его на стенах висят в нашем английском домике. Когда есть время, я открываю краски и пытаюсь рисовать, иногда срисовываю его работы (ха-ха).

Сейчас Вячеслав Пичугин готовится к новой выставке. Поклонники творчества художника надеются увидеть на его полотнах сирени ЭТОЙ весны.

Живописец из глубинки

Денег у семьи не было, чтобы отправить Виктора в столицу. Нашел выход знакомый молодого человека, он устроил лотерею, на ней были распроданы первые картины юного художника. Вырученных денег хватило, чтобы отправить Витю в Петербург учиться. В 1867 году он уже сдавал экзамены в Академию Художеств.

Как бы то ни было абсурдно и глупо, но узнать результаты вступительных испытаний неуверенный в своих силах и способностях юноша не пришел. Он остался в Санкт-Петербурге, надеясь попытать счастье в следующем году, так как был уверен в собственном провале на экзаменах.

Год Васнецов провел, работая рисовальщиком в картографии и посещая школу поощрения художников, где познакомился с Крамским и Репиным. Через год полный надежд юноша вновь прибыл в Академию Художеств подавать документы. Он с удивлением узнал, что уже год мог учиться в этом заведении, так как сдал экзамены с первого раза. С энтузиазмом молодой человек принялся за учебу и на первом году уже получил серебряную медаль за свои работы.

Заключение

В.А. Никонов свое имя получил в честь знаменитого деда Вячеслава Молотова. Детство, юность и молодость он провел рядом с живым свидетелем слома старой Российской империи, трех революций, четырех войн, индустриализации и коллективизации, Большого террора. Кем, как не историком ему суждено было стать? И в исторических исследованиях он не лез в древние века.

Новая и новейшая история захватывали своими темпами развития человеческой цивилизации, словно проснувшейся от средневековой дрёмы. Великие гуманисты и великие войны, техническая революция и революционный слом старых монархий, падение империй и возрождение республик, агрессивный капитализм, обороняющийся социализм и недоступный коммунизм.

Еще во время обучения в МГУ Вячеслав Алексеевич заинтересовался новейшей историей США и сделал это увлечение основной темой своих научных исследований. МГУ дал знания и сформировал мировоззрение. Опираясь на это, В.А. Никонов формирует свой, нестандартный взгляд на происходящие вокруг события и доступным языком способен донести его до слушателя, далекого от научных исторических баталий. Эту его способность заметили на телевидении, и теперь он частый гость аналитических программ и ведущий своего ток-шоу.

С 1984 года В.А. Никонов практически ежегодно выпускает интересные монографии и учебные пособия по истории России и США, по геополитике и ключевым вопросам современности. Стал он и летописцем жизни своего знаменитого деда В.М. Молотова, выпустив несколько книг о его юности, молодости и зрелых годах. Фоном в этих книгах проходит непростая, но очень интересная история СССР. В.А. Никонов не скрывает своей пристрастности в описании жизненного пути знаменитого деда, но это простительно для внука.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: