Биография
Родился 14 марта 1898 года в Орле в дворянской семье. Отца звали Алексей Алексеевич, он был карачевским мещанином, мать — Александра Николаевна, учительница.
2-я Курская, 7 — дом в Орле, где родился Виктор Шестаков
2-я Курская, 7 Мемориальная доска
В юношестве занимался в художественной студии Орловского общества любителей изящных искусств, участвовал в выставках общества 1914—1915-х годов. По окончании Первой Орловской мужской гимназии в 1917 году устроился художником в театр «Комедия в Орле», а позднее в Орловский драматический театр. Был заведующим художественной секцией «Культпросвет» отдела политического просвещения Орловского окружного комиссариата, где познакомился с Зинаидой Райх — тогда заведующей театрально-кинематографической секцией Орловского окружного военного комиссариата.
В 1917 году поступил на юридический факультет Московского университета. С марта 1918 года посещал 1-е Государственные свободные художественные мастерские, а в 1921 году стал студентом живописного отделения ВХУТЕМАСа, где учился до 1924 года, так и не окончив.
В 1922 году Всеволод Мейерхольд пригласил орловского знакомого своей супруги (З. Райх) художником в только что созданный Театр Революции.
С 1927 по 1929 год Шестаков являлся главным художником Театра им. Мейерхольда.
Шестаков известен как конструктивист в театре, автор урбанистических спектаклей: «Человек-масса» (1922), «Озеро Люль» (1923), «Эхо» (1924). В 1923 году был избран председателем группы конструктивистов, был членом «Левого фронта искусств».
В конце 1930-х Виктор Шестаков работал в нескольких московских театрах, в том числе и II- МХАТе. Его декорации отличаются монументальной простотой, отсутствием сложных конструкций, активным введением пейзажа в театральную декорацию, (спектакли «Начало жизни» Л. Первомайского 1936 г., «Васса Железнова» Максима Горького 1937).
С 1946 по 1957 гг. — главный художник Театра им. Ленинского комсомола.
Макеты В. Шестакова принимали участие в Парижской выставке (1925), в разделе «театральное искусство» художнику присудили золотую медаль.
В 1927 году на фабрике Совкино выступил художником игрового кинофильма «Жена» (не сохранился). А в начале 1930-х уже в качестве режиссёра причастен к созданию «Будьте такими» (совместно с Арташесом Ай-Артяном), «Токарь Алексеев» (сохранился не полностью) и «Нельзя ли без меня?».
Могила В. А. Шестакова. Новодевичье кладбище
Главный художник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1937 году, где оформил главный павильон.
Многие годы занимался живописью, главным образом писал пейзажи(«Сосны», 1926; «В поле», 1925; «Апрель», 1938; «Дождь», 1946 и др.), но при жизни никогда не выставлялся.
С 1924 года занимался педагогической работой (руководил студией юниоров в Театре Революции). В 1930-е годы преподавал на режиссерском факультете в ГИТИСе, в 1940—50-е гг. руководил театрально-декорационным отделением Училища памяти 1905 года. С начала Великой Отечественной войны под его руководством была организована мастерская из студентов Московского государственного художественного института им. Сурикова, в которой участвовали и многие педагоги. Мастерская выпускала плакаты, листовки, карикатуры, агитационные лозунги.
Работы художника находятся в Государственном Центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина в Москве, Картинной галерее в Орле, Центральным Государственном архиве литературы и искусства (ЦГАЛИ).
Семья: жена — Мария Исааковна Бахрак.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (5 уч.).
Учебные военные годы
Борис Иогансон хорошо подготовил Виктора Сорокина. Его приняли в художественный институт сразу на второй курс. Там он занимался в мастерской С. Герасимова. Студента впечатлили работы Европейских импрессионистов. В стенах института к художнику пришло профессиональное понимание живописи. Его произведение «Татарская деревня» даже отправили на выставку молодежи. В первые месяцы войны Сороки вступил добровольцем в маскировочную бригаду. Он рисовал на крышах домов кроны деревьев для цветомаскировки зданий от бомбежек.
Виктор Сорокин (справа) и коммунар-студиец Н.А Пушкин (1930-ые)
В октябре 1941 года институт был эвакуирован в Самарканд. Начался новый виток в творчестве. Природа Средней Азии отличалась своими контрастными красками. Художнику пришлось решать новые художественные задачи. Там появились на свет картины «Самаркандский пейзаж» и «Портрет пожилой женщины». Дорабатывать их пришлось уже в Москве по возвращении из эвакуации. Именно картина из Самарканда стала выпускной работой, которая позволила с отличием окончить институт.
Театральные постановки
- «Алинур» Ю. Бонди, Вс. Мейерхольда по мотивам сказки О. Уайльда «Звёздный мальчик»
- «Васса Железнова» М. Горького
- «Вишневый сад» А. Чехова
- «Воздушный пирог» Б. Ромашова
- «Горе уму» А. Грибоедова
- «Доходное место» А. Островского
- «Жаркое лето» Ф. Кравченко
- «Круг» С. Моэма
- «Лес» А. Островского
- «Мандат» Н. Эрдмана
- «Мужество» В. Кетлинской
- «Начало жизни» Л. Первомайского
- «Озеро Люль» А. Файко
- «Осенние скрипки» И. Сургучёва
- «Отважная Джерен» Л. Черкашиной
- «Полковник Фостер признаёт себя виновным» Р. Вайяна
- «Пятьдесят три обморока» А. Чехова
- «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина
- «Семья» И. Попова
- «Семья Ферелли теряет покой» Л. Хеллман
- «Смерть Пазухина» М. Салтыкова-Щедрина
- «Спартак» В. Волькенштейна
- «Хорошая жизнь» С. Амаглобели
- «Человек-масса» Э. Толлера
- «Эхо» В. Билль-Белоцерковского
Основные моменты биографии
Биография художника в кратком перечислении дат:
- 1936 год. Сорокин поступил сразу на 2 курс художественного института в Москве.
- 1939 год. Принимал участие во Всесоюзной выставке, посвященной 20-летию ВЛКСМ. Там выставлялись молодые художники.
- 1941 год. Художник был эвакуирован в Самарканд вместе с художественным институтом, где находился до 1943 года.
- 1945 год. Виктор Семенович закончил с отличием институт, защитив дипломную картину «Самаркандский пейзаж».
- 1946 год. Участвовал во Всесоюзной выставке. Министерство культуры СССР купило его работу «Самаркандский пейзаж». Сорокина приняли в товарищество художников г. Москвы и в Союз художников СССР.
- 1948 год. Сорокин переехал жить в Елец. Там он начал преподавать в художественном училище уроки живописи.
- 1957 год. Художника перевели работать в Липецк.
- 1960 год. Виктор Семенович участвует в 1-ой художественной выставке «Советская Россия».
- 1971 год. Живописцу был вручен Орден Трудового Красного Знамени.
- 1973 год. В Ельце в первый раз состоялась персональная выставка художника.
- 1976 год. Получил звание «Заслуженный художник РСФСР».
- 1986 год. Сорокину вручили Орден Дружбы народов.
- 1991 год. Виктору Семеновичу присвоили звание «Народный художник России».
- 1994 год. Художник стал Почетным гражданином г. Липецка.
- 1997 год. Академия художеств Российской Федерации вручила Сорокину Золотую медаль. Он получил орден «Знак почета».
- 2000 год. Прошли персональные выставки в Малом Манеже в Москве и во Франции.
- 2001 год. Виктор Семенович Сорокин скончался в Липецке 25 августа.
Заключение
В работах талантливый живописец отражал свое внутреннее мировоззрение. Главным в нем была страстная любовь к жизни. Особенно на завершающем этапе жизненного пути
Сорокин стал дорожить каждым неповторимым мигом своего существования в этом мире. У него была одна задача – успеть прочувствовать и эти переживания передать на холст. Поздние его полотна рекомендуется смотреть издали. Тогда можно увидеть, как мешанина красок превращается в трехмерную картину. Он один из немногих Творцов кисти, который овладел эффектом пространственности в живописи. Все свое творчество он посвятил одной цели – дух людей поднимать.