дальнейшее чтение
Пол Джордж Коноди, Филиппино Липпи (Джордж Ньюнес, Ltd., 1905).
Исторические романы
- Линда Гордая, Скиния Солнца (Godstow Press, 2005), литературный роман, действие которого происходит во Флоренции во время Заговора Пацци, строго придерживается известных фактов. Филиппино фигурирует как ближайший друг повествователя Томмазо деи Маффеи здесь и в следующих двух романах Трилогии Боттичелли.
- Линда Гордая, Паллада и Кентавр (Godstow Press, 2004), касается последствий заговора Пацци и натянутых отношений Лоренцо де Медичи с его женой и Полициано.
- Линда Гордая, Возрождение Венеры (Godstow Press, 2008), последний том Трилогия Боттичелли, охватывает 1490-е годы и смерть Лоренцо.
- Линда Гордая, Подарок для мага (Godstow Press, 2012), роман о фра Филиппо Липпи и Козимо Медичи. Особенности рождения и детства Филиппино.
Биография Филиппо Липпи
Филиппо Липпи (по отцу — Филиппо ди Томазо) родился во Флоренции, предположительно 8 октября 1406 г., в семье бедного мясника. В раннем детстве потерял родителей и остался на попечении тетки, от которой несколько времени спустя был взят на воспитание, из милости, братией монастыря дель-Кармине, где 15 лет от роду принял обет монашества («фра» — сокращение от итал. frate, то есть брат).
Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время в Падуе (1434), в Прато (1453-65) и наконец в Сполето, где и умер 9 октября 1469 г.
Был учителем Сандро Боттичелли. Имел сына-художника, которого тоже звали Филиппо.
Творчество[ | ]
Мадонна с младенцем и двумя ангелами (Мадонна под вуалью) Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений. В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи. Его мадонны — очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены.
Особенно стоит выделить картину «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», написанную художником уже в зрелом возрасте. Фактически это семейный портрет: для образа Мадонны ему позировала его жена, для младенца и ангела, которого мы видим на переднем плане, — его дети
Обращает на себя внимание и то, что волосы Мадонны у самого пробора выщипаны — как предписывала флорентийская мода того времени
Из фресковых работ этого высоаровитого художника наиболее замечательные находятся в соборе Прато (сцены из жития св. Стефана, среди которых особенно хороши «Погребение св. Стефана» и «Пир Ирода») и в соборе Сполето (два ряда сцен из жития Богоматери, в том числе прелестное «Коронование Приснодевы»).
Относительно станковых картин Липпи надо заметить, что он первый стал придавать им круглую форму — писать картины, для которых итальянцы усвоили название quadri tondi (рус. тондо) и которые вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквах, взамен распространенных перед тем триптихов. Флорентийские галереи содержат в себе много произведений Липпи в этом роде. Таково, между прочим, восхитительное «Коронование Марии» (галерея Уффици) и «Мадонна со сценой Рождества Богородицы на заднем плане» во дворце Питти. Из картин Липпи, встречающихся вне Италии, особенно любопытны: «Венчание Богоматери» (кругл. формы) в луврском музее, «Пресв. Дева, поклоняющаяся Младенцу Христу» в берлинском музее, «Св. Иоанн-Предтеча» в Лондонской национальной галерее и «Крещение Господне» там же. Несколько работ Липпи хранится в Государственном Эрмитаже.
Интересные факты из жизни художника
Бросив в 1431 г. монастырскую жизнь, Липпи продолжал, однако, носить иноческую одежду. Старинные биографы рассказывают, будто он был захвачен в Анконе берберийскими пиратами, увезен ими в Африку и провёл там несколько лет в рабстве. И будто Липпи так поразил хозяина своим искусством, что тот отпустил его на волю.
Однако это предание не подтверждается документами.
Напротив того, не подлежит сомнению другой эпизод в жизни Липпи — похищение им в 1456 г. из женского монастыря в Прато молодой монахини Лукреции Бути и женитьба на ней, вследствие которой ему пришлось испытать много неприятностей и тревог, пока папа, по ходатайству Козимо Медичи, не освободил супругов от монашеского обета и не признал их брак законным. Однако и после того, несмотря на свою громкую известность, Липпи не знал покоя и по причине своей беспорядочной жизни и расточительности был преследуем кредиторами.
Влияние Савонаролы
В эти годы Филиппино Липпи, как и все флорентийцы, видел проблемы, связанные с взлетом и падением Савонаролы, а также борьбу между двумя партиями, одна в пользу брата (Пьяньони), а другая в пользу Медичи ( Паллески), которые противостоят друг другу несколько раз, иногда открыто. В эти годы искусство идет двумя путями, по указанию сторонников той или иной стороны. Таким образом, наряду с роскошными произведениями аристократии, связанной с Медичи, существует также производство произведений строгого аскетизма, связанных с проповедью брата Ферраре , которая беспокоит многих художников. Не похоже, чтобы Филиппино пережил мистический кризис, как это случилось с Боттичелли, но скорее работал на обе стороны.
Пара панелей с изображением святых Иоанна Крестителя и Магдалины , которые сегодня находятся в галерее Академии , возможно, части триптиха с крестом между Марией и Святым Франциском на золотом фоне, бывшие в Берлине , разрушенные во время Второй мировой войны. Война остается классическим примером работы интенсивного мистицизма.
Другие работы
На месте
- В церкви Сан-Микеле в Форо в Лукке , запрестольный образ четырех святых , около 1483 года.
- В церкви Бадиа Фиорентина во Флоренции, Явление Богородицы святому Бернару , около 1486 года, темпера, дерево, 210 × 195 см .
- В капелле Карафа , в церкви Святой Марии Минервы , Рим, Триумф Святого Фомы , Чудо целомудрия , Успение и Благовещение (1488-1493), фрески
- В базилике Санта-Мария-Новелла , Флоренция, фрески в часовне Филиппо Строцци (1487-1502)
- В базилике Санто-Спирито (Флоренция) , Пала Нерли , 1490-1493 гг., Дерево, масло.
- В базилике Сан-Доменико , Болонья Мистическая свадьба Святой Екатерины , 1501 г.
В музеях: произведения, произведенные до 1493 года.
- Флорентийская галерея Академии : Благовещение , 1472 г.
- Палатинская галерея , Флоренция: смерть Лукреции , ок. 1475
- Сцены из «Истории Эстер» , два кассони, написанные около 1475 г. в сотрудничестве с Сандро Боттичелли и разошедшиеся по разным адресам : « Эстер, выбранная Ахашверошем» , Музей Конде , с боковыми панелями в Национальной галерее Канады и Музее Хорна, и « Труа-сцены истории Эстер» , Лувр Музей с боковыми панелями в Палаццо Паллавичини Роспильози и в Национальной галерее Канады.
- Museo dell’Opera del Duomo , Прато : Сент-Люсия , ок. 1475
- Городской музей, Прато , Скиния «Песня на Меркатале», 1498 г., фреска. Эта скиния, разрубленная на части во время бомбардировки в 1944 г., теперь восстановлена и реконструирована.
- Szépmüvészeti Múzeum, Будапешт :
- Мадонна с младенцем со святым Антонием Падуанским и братом , до 1480 г., темпера, дерево, 57 × 41,5 см
- Святой Иероним , ок. 1475–1480, дерево, темпера, 46,5 × 34,2 см
- Caisse d’Epargne de Florence: Мадонна с младенцем и ангелами , ок. 1475, тондо
- Галерея Сабауда (Турин) , Три архангела с Товиасом (ок. 1480-1482), картина на панно, 100 × 127 см
-
Музей Уффици :
- Поклонение младенцу , 1480 г.
- Портрет старика , 1485 г., фреска перенесена
- Автопортрет , гр. 1485 г., перенесенная фреска
- Мадонна и святые Иоанн Креститель, Виктор, Бернар и Зенобия (Мадонна дельи Отто) , 1485 г.
- Кающийся святой Иероним , 1490 г.
-
Национальная художественная галерея , Вашингтон
- Товиас и Ангел , 1472-1482, дерево, масло, 33 × 23 см
- Коронация Богородицы , ок. 1485
- Портрет юноши , ок. 1485
- Музей Томаса-Анри , Шербур , Положение во гроб , 1480, 95 × 65 см
- Эрмитаж , Санкт-Петербург , Поклонение младенцу , Эрмитаж, 1480-1483 гг., Темпера на медной пластине, тондо 83 см.
- Городской музей Сан-Джиминьяно , Ангел Благовещения и Богородица Благовещения (1483-1484), стриженое дерево диаметром 110 см.
- Музей Каподимонте в Неаполе : Благовещение со святыми , 1485 г.
- Метрополитен-музей , Нью-Йорк , Мадонна с младенцем , ок. 1485, темпера, масло, золото на дереве, 81,3 × 59,7 см
- Национальная галерея Шотландии , Эдинбург , Рождество с двумя ангелами, c. 1490 г., дерево, темпера, масло, 25 × 37 см.
В музеях: произведения, возвращенные во Флоренцию после 1493 г.
- Флоренция, музей Уффици :
- Поклонение волхвов , 1496 г.
- Аллегория , 1498 г.
- Мюнхен , Старая пинакотека : Явление Христа Марии , 1493, дерево, масло, 156,1 × 146,7 см
- Эль-Пасо , Художественный музей, Святой Иероним в своем кабинете , ок. 1493
- Копенгаген, Государственный музей искусства : встреча Анны и Хоакима у Золотых ворот Иерусалима , 1497 г., 112,5 × 124 см
-
Берлин , Государственный музей :
- Аллегория музыки с музой Эрато , ок. 1500, темпера на панели 61 × 51 см.
- Дева держит книгу
- Прато , Гражданский музей: Распятие , ок. 1501, темпера на деревянной табличке, 312 × 235 см
- Флоренция, Galleria dell’Accademia во Флоренции : Святой Иоанн Креститель и Мария Магдалина происходят из часовни Валори церкви Сан-Проколо во Флоренции. Они служили ставнями для Распятия, когда-то хранившегося в Берлине и разрушенного в 1945 году.
- Генуя , Палаццо Бьянко : С. Себастьяно и С. Джованни Баттиста и Франческо, Мадонна с Бамбино и Анджели , 1502–1503, центральная часть 298 × 185 см , Чимеза 95 × 185 см .
- Мехико , Музей Сумайя : Богородица с младенцем и Иоанном Крестителем , ок. 1502
- Галерея Академии во Флоренции , Снятие с креста , начатое в 1503 году, завершено Перуджино , картина 333 × 218 см
Рисунки
Лионский музей изящных искусств , Пьета с ангелом и двумя коленопреклоненными святыми , рисунок пером, коричневые туши, 15,2 × 18,5 см