Рафаэль – имя великого художника
В отличие от многих известных художников, Рафаэль прожил счастливую жизнь. Судьба была благосклонна к этому человеку, названному в честь одного из ангелов (“Рафаэль” – это итальянская интерпретация имени “Рафаил”). Мастер много и плодотворно работал, при жизни получил признание народа. Великий художник появился на свет в 1483 году. Повзрослевший Рафаэль Санти стал помощником своего отца, что считал рождение сына настоящим подарком. Санти-старший занимался росписью алтарей и, я не сомневаюсь, с ранних лет прививал мальчику любовь к живописи.
Несмотря на то, что фамилия Санти достаточно известна, о Рафаэле часто говорят, используя одно его имя. Достаточно произнести лишь его, чтобы стало понятно, о ком идёт речь. Как вы понимаете, таких мастеров совсем немного.
Рафаэль Санти «Автопортрет», 1506 годМестонахождение картины: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
О Рафаэле можно встретить немало домыслов и выдумок – его личность привлекала к себе внимание во все времена. Не стоит стараться приравнять его образ к некоему среднестатистическому портрету художника
Он не предавался удовольствиям и не тратил денег без раздумья, напротив, большую часть жизни Рафаэль был едва ли не затворником, что посвящал свои мысли любимому делу и размышлениям на религиозные темы. Впрочем, они у него нередко приобретали уникальную философскую “окраску”.
Создание «Сикстинской Мадонны»
Поворотным этапом биографии Рафаэля стала работа в мастерской Пьетро Перуджино, одного из знаменитых мастеров эпохи Возрождения. Своим ученикам он нередко поручал завершать начатые работы. Вероятно, именно под его руководством Рафаэль стал писать своих первых “Мадонн”. Конечно, «Сикстинская Мадонна» стала самой известной работой живописца, однако всего у него насчитывалось более трёх десятков картин с таким сюжетом.
«Сикстинская мадонна» замыкает главную анфиладу залов Дрезденской галереи
Великолепный шедевр Рафаэля был создан около 1513 года. Что необычно для того времени, картина писалась не на деревянных панелях, а на холсте. Более того, само полотно считалось огромным по своим размерам (они составляют 295×196 см). К этому времени художник уже нашёл собственный стиль, создал немало работ с изображением Богоматери, приобретя бесценный опыт.
Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна», 1513—1514 годаМестонахождение картины: Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия
ПЕРУДЖИНО, ПЬЕТРО (ПЬЕТРО ВАННУЧЧИ)
мастерская
МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ
Первое десятилетие XVI века
холст (перевод с дерева), масло
51 x 38 см
Инв.: 2665
Позолотой в виде точек обозначен нимб над головой Мадонны; тонкой контурной линией передан орнамент у ворота платья Мадонны, по краю плаща и на поясе. Живопись под слоем позднего загрязненного, потемневшего лака. На обороте холста: Строг (в овале) 986 и надпись: Переложена съ дерева 1865 года. С.Петербургъ. A.Сидоpoff.
В собрании графов Строгановых считалась работой Пьетро Перуджино; под его именем поступила в ГМИИ. Впервые опубликовавший картину Харк (Harck 1896) отнес ее к мастерской, а Кавальказелле (Crowe, Cavalcasene 1914) приписывал одному из двух учеников Перуджино — Эузебио да Сан Джорджо или Джерино да Пистойя. Лазарев (Lasareff 1926; Лазарев 1930) признавал работой самого мастера и датировал началом 1490-х годов. Скарпеллини (Scarpellini 1984), автор монографии о творчестве Перуджино, назвал московскую картину репликой, исполненной в мастерской художника. Того же мнения придерживается и Тодини (Todini 1989).
Известны другие варианты этой композиции, исполненной в мастерской Перуджино. Один из них — в Галерее Боргезе в Риме (инв. 401; Della Pergola, 1959, p. 92, № 164, fig. 162), другой — в Музее Фицуильяма в Кембридже (инв. 120). Картина из собрания ГМИИ, несомненно, лучшая из трех.
Изображение Мадонны с Младенцем в разных вариантах часто встречается в произведениях самого Перуджино. В композиции из собрания Штеделевского художественного института во Франкфурте-на-Майне Младенец сидит на колене Мадонны; в другой — из коллекции Робилио в Бьелле — Младенец стоит на ее левом колене (Castellaneta, Camesasca 1969, № 235, 84). Мотив московской картины повторяется и в ряде алтарных работ Перуджино, где Младенец обычно представлен с другой стороны: см. полиптих в церкви Санта Мария Нуова в Фано, композицию в Палаццо Комунале в Сенигалье, Пала деи Дечемвири в Пинакотеке Ватикана. Поза Младенца повторена также в композиции из Национальной пинакотеки в Болонье (Castellaneta, Camesasca 1969, № 526, 54, 496, 50). Этот мотив, пользовавшийся особой популярностью, многократно повторялся как непосредственными учениками, так и последователями Перуджино в небольших картинах для частных заказчиков. Поскольку влияние мастера распространялось на всю Центральную Италию, нет уверенности в том, что автор картины из собрания ГМИИ происходил именно из Умбрии.
Близкая композиция, возможно, копия мастерской Перуджино, находилась в собрании великой княгини Марии Николаевны (Врангель 1913а, с. 52, № 20 — как мастерская Перуджино). Картина из собрания ГМИИ предположительно исполнена в первом десятилетии XVI века.
Происхождение: собр. графов Строгановых, Петербург; 1922 из Строгановского дворца-музея (Петроград) передана в Эрмитаж; с 1930 в ГМИИ.
Выставки: 1922 Петроград. Кат., № 44 (Перуджино).
Литература: Harck 1896, S. 432 (Мастерская Перуджино); Бенуа 1901, с. 177; табл. 104 (здесь и след. — Перуджино); Врангель 1913а, с. 52, № 20 (копия мастерской Перуджино); Venturi 1913, VII, 2, p. 567; Crowe, Cavalcasene 1914, V, p. 367 (Школа Перуджино); Lasareff 1926, p. 223-224, pl. С (здесь и далее — Перуджино); Лазарев 1930, с. 19; Путеводитель музея 1934, с. 46; Путеводитель ГМИИ 1938, с. 94; Кат. ГМИИ 1948, с. 60-61; Альбом ГМИИ 1956, с. 6, табл. 1; Кат. ГМИИ 1957, с. 108 ил.; Кат. ГМИИ 1961, с. 146 ил.; Алпатов 1963, ил. 70; Musée de Moscou 196З, p. 38-39 ill.; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 62-63 ил.; Berenson 1968, p. 328; Castellaneta, Camesasca 1969, № 257; Antonova 1982, p. 62-63, № 23 ill.; Scarpellini 1984, p. 311 (Мастерская Перуджино); Кат. ГМИИ 1986, с. 137, ил. 13 (здесь и далее — Перуджино); Альбом ГМИИ 1988, с. 12; Альбом ГМИИ 1989а, № 85 ил.; Фейнберг, Гренберг 1989, с. 41-43 ил.; Todini 1989, р. 268 (здесь и след. — Мастерская Перуджино); Маркова 1992, с. 107 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 95-96 ил. (здесь и след. — Перуджино); Guidebook 1995, р. 94,96 ill.; Кат. ГМИИ 1995, с. 111 ил. (Перуджино ?); Путеводитель ГМИИ 1998, с. 162-163 ил. 77 (Перуджино).
Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»
Categories: Автор — Алевтина_Князева. Это цитата этого сообщенияЛеонардо да Винчи «Мадонна Литта»
Сюжет картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»
Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Согласно раннехристианской традиции, художник показывал Марию целиком сосредоточенной на ребенке, тогда как взгляд маленького Иисуса был устремлен на зрителя. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта».
Дева Мария изображена на фоне двух окон в виде арок, из которых льется голубой прозрачный свет, усиливая темный фон за ее спиной. Спереди фигура Богоматери с младенцем освещена мягким светом, источник которого расположен как бы перед изображением. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Мальчик нежно приник к ней.
Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой — держит щегленка.
Символика полотна Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»
Она заложена и в сюжете, и в композиции картины. Одухотворенный взгляд Богоматери подчеркнуто сконцентрирован на сыне, поскольку для нее Он является центром Вселенной. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами».
Такая символика присутствовала на раннехристианских фресках, найденных в римских катакомбах. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери.
Через это кормление Он принимает и человеческую душу. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Историкам известен тот факт, что Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека.
Фигурка щегла на картине как бы подтверждает идею о том, что в сцене вскармливания младенца материнским молоком происходит другое таинство – духовное кормление.
Судьба великой картины
До того как художественное произведение оказалось в залах Эрмитажа, оно хранилось в коллекции миланского герцога Литта. Отсюда возникло название картины. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация.
Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию.
Особенность восстановления полотна заключалась еще и в том, что автор при ее создании сам немало экспериментировал, создавая новые соединения красящих пигментов, смешивая масло и темперу и используя специальный клей, синтезированный из мельчайших частиц козьего пергамента и имевший кристальную прозрачность.
Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. Дата и авторство картины Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м.
Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Такое предположение связано с данными о том, что Леонардо получил в 1506 году заказ на изображение Мадонны от французского короля Людовика XII и от Папы Льва X, который просил написать Мадонну с младенцем на руках.
И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото — в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.
Дата и авторство картины
Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов.
Такое предположение связано с данными о том, что Леонардо получил в 1506 году заказ на изображение Мадонны от французского короля Людовика XII и от Папы Льва X, который просил написать Мадонну с младенцем на руках.
И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото — в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.
http://fb.ru/article/138978/tayna-shedevra-leonard…nchi-madonna-litta#image386948
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Сочинение по картине Леонардо да Винчи. Мадонна Лита
Я помню, когда впервые увидела ее. Это было на уроке истории искусств, мы изучали эпоху Возрождения и наконец-то добрались до ее самого высокого расцвета. Учительница доставала репродукции, показывала нам и отдельно по каждой рассказывала какую-то историю. Я помню, что многие скучали, не смотря на такую увлекательную тему урока: «Леонардо да Винчи. Жизнь и творчество гения».
Нет, я расскажу не о его самой знаменитой картине. Меня гораздо больше поразила, вдохновила и разбудила его Мадонна Литта. И дело не только в том, что я художник, которого обязательно должны вдохновлять великие произведения. Нет, дело в том, какую глубину я увидела в картине и что я при этом почувствовала…
Я стояла перед ней в Эрмитаже. Это мгновение я не забуду никогда в своей жизни. Мое настоящее знакомство с ней длилось всего несколько минут, но осталось в сердце навсегда. Освещенная светом, она держит свое дитя на руках, и нет ничего прекраснее этого священного материнства. Я помню, как мы пришли в залл, наполненный людьми.
Леонардо да Винчи. Мадонна Лита.
А я стояла рядом с Ней, недалеко у окна, за шторой… стояла и беззвучно плакала. Никогда еще настолько сильно я не ощущала все величие и ничтожность нашего мира. Такой молчаливый и яркий контраст между Вечностью и Проходящим бесследно. То, что потоком проходит мимо, не глядя и не останавливаясь, и то, что остается в веках.
Хотелось закричать на весь зал, чтобы хоть кто-то обратил внимание на то, что именно было нарисовано на картине. Ведь на самом деле всех интересует только дата создания, ведь это же так круто — сфотографироваться с картиной, которой больше 500-та лет! И никто не попытался прочувствовать, понять ЕЕ, дотронуться до волшебства, которым пронизано все в Ней
А я смотрела на Нее и чувствовала свет, исходящий изнутри. Искусство должно радовать тех, кто к нему прикасается. Я знаю, есть мнение, что только через страдания рождается художник и творец. Но то произведение, которое он являет миру, должно нести в себе радость, покой и свет.
Я смотрела на нее и улыбалась. Ведь она смогла разбудить во мне способность видеть, слышать и чувствовать полной грудью. Способность останавливаться и наслаждаться мгновением вечности, прикасаясь к чему-то божественному. Прошло уже десять лет, а я до сих пор помню, как дрожала моя душа от нахлынувших чувств. Между мной и картиной свершилась магия.
Автор сочинения: sivanna
Стихи
https://www.youtube.com/watch?v=GTcqobpVYNoVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Павел Алешин. Новые открытия в поэзии Микеланджело (https://www.youtube.com/watch?v=GTcqobpVYNo)
Последние три десятилетия жизни Микеланджело занимался не только зодчеством, он писал много мадригал и сонет, которые не были опубликованы при жизни автора. В поэзии он воспевал любовь, прославлял гармонию и описывал трагедию одиночества. Впервые стихи Буонарроти были опубликованы в 1623 г. Всего сохранилось около трех сотен его стихов, чуть менее 1500 писем из личной переписки и около трех сотен страниц личных записей.
Символы и образы «Сикстинской Мадонны» – описание картины
Своё название «Сикстинская Мадонна» получила из-за предназначения. Холст был написан для алтаря Святого Папы Римского Сикста Второго, что жил в III веке и прошёл путь великомученика. Именно он и изображён на полотне в левой части картины. Папа указывает рукой на крест, что символизирует страдания, что пришлось пройти этому человеку.
Папа Римский, фрагмент картины «Сикстинская мадонна»
В правой части холста можно увидеть изображение Святой Варвары, что почиталась как покровительница Пьяченцы.
Очень символично расположение Мадонны и маленького Иисуса у неё на руках. Они словно бы вписываются в “мученический треугольник”, что сулит тяготы и муки в дальнейшей жизни. Глядя на лицо Богородицы, понимаешь, что в её глазах – ясное видение будущего, грусть, смешивающаяся с нежностью.
Святая Варвара, фрагмент картины «Сикстинаская мадонна»
Не менее загадочной деталью картины является зелёное покрывало, что видно в левой верхней части. Как предполагают исследователи, оно может быть отсылкой к словам из Евангелия, где говорится о завесе, что “раздралась надвое, сверху донизу”, когда Христос умер на кресте. Эта завеса символизирует вход в Царство небесное.
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля – картина, полная скрытых символов, образов и тайн. Без преувеличения её можно назвать одним из величайших шедевров, что создало человечество за время своего существования. Как ни странно, но долгое время полотно оставалось в Пьяченце, скрытое от взоров публики.
Фрагмент картины «Сикстинская мадонна»
Лишь в XVIII веке было получено разрешение вывезти её в Дрезден, чтобы продемонстрировать широкой аудитории. Именно так начинается путь славы «Сикстинской Мадонны». Сегодня её популярность не ослабевает, а все желающие увидеть работу Рафаэля отправляются в Галерею старых мастеров Дрездена, где и находится полотно.
Внешние ссылки [ править ]
vтеПьетро Перуджино | |
---|---|
Картины |
|
Авторитетный контроль |
---|
Анализ произведения
На картине мастера Мадонна склоняет голову, а ее прическа обрамляет лицо; волосы разделены прямым пробором и заплетены в закрепленные по обе стороны косички. Именно такой образ Девы Марии наиболее часто встречается в произведениях Перуджино. Пейзаж, являющийся фоном, отличается от того, что изображено на заднем плане двух других знаменитых копий «Мадонны с Младенцем».
Ни одна из трех известных версий картины не была подписана автором, что, по мнению искусствоведов говорит о том, что Перуджино трудился над созданием образа Девы Марии и Маленького Спасителя вместе со своими учениками. При этом имена помощников также не были указаны. Как бы там ни было, в 1833 году, при инвентаризации, проводившейся в связи с наследственным делом, эксперты посчитали, что картина из коллекции кардинала Боргезе принадлежит кисти Перуджино. История умалчивает о том, как работа мастера оказалась частью художественного собрания знаменитого княжеского рода.
Современникам мастера был понятен аллегорический смысл красного платья Богородицы, означающий ее причастность к Царствию Небесному и олицетворяющий собой божественную любовь. В палитре, используемой художником, таится скрытый религиозный подтекст произведения. Так, голубой цвет накидки Мадонны также традиционно символизировал небесную любовь и истину, а золотая звезда на ее плече служила напоминанием о том, что в католической традиции периода раннего средневековья у Девы Марии наличествовал титул Stella Maris (в переводе с латинского – «Звезда Морей»). На картине Перуджино Мадонна выглядит несколько отстраненной от Младенца, и эта отчужденность Маленького Христа и Богородицы позволила сохранить сакральную природу божественных образов.
Borghese Gallery in Rome,
История [ править ]
Картина была третьей, заказанной Изабеллой д’Эсте для ее студии , после двух полотен Андреа Мантенья , Парнаса и Триумфа добродетелей . Картины коронации Изабеллы д’Эсте и правления Комуса будут завершены Лоренцо Коста .
Тема была предложена придворным поэтом Изабеллы, Париде да Чересара , о чем свидетельствует переписка между Изабеллой и Перуджино, который тогда вел активную деятельность во Флоренции . Нотариальный договор содержал все подробности литературной темы, а также рисунок, на котором должна была быть основана работа. Например, когда Перуджино нарисовал обнаженную Венеру, а не одетую, маркиза энергично протестовала.
В 1505 году, когда картина была доставлена, маркиза не была полностью удовлетворена. Она заявила, что предпочла бы, чтобы картина была написана маслом, а не темперой, используемой в соответствии с ее указаниями, чтобы следовать стилю Мантеньи. Перуджино, которого, вероятно, не устраивал небольшой формат произведения, получил за работу 100 дукатов .
После исчезновения династии Гонзага, картина была подарена Карл I Невер к Ришелье , и , таким образом , переехала в Париж. Позже он был приобретен государством и попал в собрание Лувра.
Копии картины
В искусствоведческих кругах известно о двух копиях картины Перуджино «Мадонна с Младенцем». Одна из них, написанная на холсте, находится в Москве, и входит в коллекцию Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Вторая работа, выполненная на деревянной доске, является частью сокровищницы Музея Фицуильяма в Кембридже
Дева Мария изображена сидящей, она осторожно держит на коленях Младенца Христа. Очень схожая по композиции работа, напоминающая зеркальное отражение творения Перуджино, украшает алтарный полиптих базилики Санта-Мария-Нуова, в старинном городке Фано
Произведение датируется 1497 годом. По мнению искусствоведов, эта работа воплощает в себе художественную манеру Перуджино, предвосхищающую изящество творений Рафаэля.
Описание картины Мадонна Литта – Леонардо Да Винчи
Картину “Мадонна Литта” художник Леонардо да Винчи написал в начале 90-х годов 15-го столетия. Размер картины 42 x 33 см, дерево, темпера. В картине “Мадонне Литта” – в произведении итальянского живописца иного, более камерного характера нежели ранние работы, отчетливо выразились элементы нового искусства эпохи Высокого Возрождения.
https://www.youtube.com/watch?v=pE2NJWEur20
Общий замысел картины восходит, бесспорно, к самому мастеру, что подтверждается его собственноручным рисунком женской головы для головы мадонны, хранящимся в Лувре, и той особой красотой композиционного решения, которая в те годы была недоступна никому, кроме Леонардо да Винчи. Однако живописное исполнение картины менее совершенно. Это связано, по-видимому, с тем, что в работе над картиной принимал участие ученик Леонардо Амброджо де Предис.
Картина “Мадонна Литта” по своему типу напрашивается на сравнение с “Мадонной с цветком”, в сопоставлении с которой становится особенно наглядным решающий качественный скачок, который произошел в творчестве Леонардо да Винчи. Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством.
Достаточно обратить внимание на то, как красиво до предела обобщенный и в то же время живой силуэт фигуры мадонны сочетается с геометрически строгими очертаниями двух симметрично расположенных оконных проемов или как безошибочно точно, но в то же время естественно ее голова помещена в простенке между этими окнами. Мягкая лепка ее лица выигрывает от контрастного соседства с голубым небом, видимым в просвете окон
Чувство радости материнства в картине “Мадонна Литта” углубилось благодаря содержательности самого образа Марии – в нем нашел свое зрелое выражение тип леонардовской женской красоты.
Тонкому прекрасному лицу мадонны особую одухотворенность придают полузакрытые глаза и едва уловимая улыбка – кажется, что она улыбается своим грезам.
Картина “Мадонна Литта” написана художником не маслом, а темперой – ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща и насыщенно красного платья мадонны.
(2 votes, average: 5.00
Историческая справка
Пьетро Перуджино был современником Леонардо да Винчи, а также наставником и учителем Рафаэля Санти, оказавшим определенное влияние на ранние произведения молодого живописца. Прославленный художник писал портреты и картины религиозной тематики, работая в разных городах. Пьетро Перуджино также руководил двумя крупными мастерскими. Характерный стиль и тонкость созданных им образов оказывали огромное влияния на творчество художников, творивших в центральной Италии в конце XV века.
Некоторые исследователи утверждают, что в ранние годы жизни Перуджино обучался искусству живописи у Пьеро делла Франческа, с 1470 года, оказавшись во Флоренции, он поступил в мастерскую Андреа Верроккьо, а позже работал вместе с Сандро Боттичелли. В 1480 – 1482 годы мастер возглавлял группу художников, расписывавших стены и своды Сикстинской капеллы в Ватикане. Однако в последующем некоторые фрески кисти Перуджино, расположенные у алтаря, были уничтожены, дабы освободить место для «Страшного суда» Микеланджело (1535 – 1541 годы).
Архитектура
Вторую половину жизни Микеланджело все чаще стал обращаться к архитектуре. Маэстро при строительстве архитектурных памятников эпохи Возрождения успешно рушил старые каноны, вложив в работу весь накопленный годами багаж знаний и умений.
Базилика Святого Лаврентия
В “Базилике Святого Лаврентия” (“Basilica di San Lorenzo”) Микеланджело работал не только над надгробиями Медичи. Церковь, построенную в 393 г. при реконструкции в XV веке дополнили Старой Сакристией по проекту Филиппо Брунелле́ски (Filippo Brunelleschi).
Позднее Микеланджело стал автором проекта Новой Сакристии, пристроенной с другой стороны церкви. В 1524 г. по заказу Климента VII (Clemens PP. VII) архитектор спроектировал и построил здание библиотеки Лауренциана (Biblioteca Medicea Laurenziana) с южной стороны церкви. Сложная лестница, полы и потолки, окна и скамьи – каждая мелочь была тщательно продумана автором.
Ворота Пиа
“Порта Пиа” (“Porta Pia”) – ворота на северо-востоке стены Аврелиана (Mura aureliane) в Риме на античной Номентанской дороге (Via Nomentana). Микеланджело сделал три проекта, из которых заказчик папа Пий IV (Pius PP. IV) одобрил наименее затратный вариант, где фасад напоминал занавес театра.
Автор не дожил до окончания строительства ворот. После того как в 1851 г. ворота частично были разрушены молнией, папа Пий IX (Pius PP. IX) приказал их реконструировать, изменив первоначальный внешний облик строения.
Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири
Титулярная базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Basilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) расположена на римской площади Республики (Piazza della Repubblica) и возведена в честь Богоматери, святых великомучеников и божьих ангелов. Папа Пий IV поручил разработку плана строительства Микеланджело в 1561 г. Автор проекта не дожил до завершения работ, которое пришлось на 1566 г.
Загадки картины
Сама картина художника до сих пор вызывает массу вопросов у исследователей и ценителей искусства. В первую очередь, загадкой остаётся образ главной героини. Кто позировал Рафаэлю для создания его прекрасной «Сикстинской Мадонны»?
Некоторые историки считают, что натурщицей могла быть Форнарина, возлюбленная мастера. Увы, история не сохранила даже имени девушки (в переводе с итальянского “Форнарина” значит “булочница”), оставив лишь прозвище, полученное девушкой из-за профессии своего отца-пекаря.
Рафаэль Санти «Форнарина», 1518—1519 годаМестонахождение картины: Палаццо Барберини, Рим, Италия
Есть даже легенда о пылкой любви Рафаэля к Форнарине. Потрясённый её красотой, художник предложил пекарю 3000 золотых, после чего забрал его дочь к себе. Форнарина стала возлюбленной и натурщицей мастера, а её образ можно встретить в нескольких работа Рафаэля.
Что же случилось с ней после смерти художника? Кто-то утверждает, что Форнарина стала римской проституткой, кто-то — что она постриглась в монахини.
Личная жизнь
Доподлинно неизвестно, были у Микеланджело близкие отношения с его пассиями или нет, но гомосексуальная природа его влечения сквозит во многих поэтических произведениях маэстро.
Многие их сонетов и мадригалов он в возрасте 57 лет посвятил 23-летнему Томмазо деи Кавальери (Tommaso Dei Cavalieri). Многие их совместные поэтические произведения говорят о взаимной и трогательной любви друг к другу.
В 1542 г. Микеланджело повстречал Чеккино де Браччи (Cecchino de Bracci), который скончался в 1543 г. Маэстро был так опечален потерей друга, что написал цикл из 48 сонет, воспевающих скорбь и печаль по невосполнимой утрате.
Один из позирующих Микеланджело юношей, Фебо ди Поджио (Febo di Poggio), постоянно просил деньги, подарки и украшения у мастера взамен на ответную любовь, получив за это прозвище “маленький шантажист”.
Второй юноша, Жерардо Перини (Gherardo Perini), также позирующий скульптору, не постеснялся воспользоваться благосклонностью Микеланджело и попросту обворовал своего поклонника.
На закате лет скульптор ощутил прекрасное чувство привязанности и к представительнице женского пола, – вдове и поэтессе Виттории Колонне (Vittoria Colonna), с которой был знаком уже более 40 лет. Их переписка представляет собой знаменательный памятник эпохи Микеланджело.
Интересные факты
- Талант Микеланджело проявлялся в том, что он видел свои работы еще до их создания. Мастер лично выбирал куски мрамора для будущих скульптур и сам занимался их транспортировкой до мастерской. Он всегда хранил и берег необработанные глыбы как уже готовые шедевры.
- Будущий “Давид”, представший перед Микеланджело огромным куском мрамора, оказался той скульптурой, от которой отказались уже два предыдущих мастера. В течение 3-х лет маэстро работал над шедевром, представив в 1504 г. обнаженного “Давида” публике.
- В 17-летнем возрасте Микеланджело поссорился с 20-летним Пьетро Торриджано (PietroTorrigiano), тоже художником, который в драке сумел сломать нос своему сопернику. С тех пор на всех изображениях скульптора он представлен с изуродованным лицом.
- “Пьета” в базилике Святого Петра так сильно впечатляет зрителей, что на нее неоднократно покушались личности с нестабильной психикой. В 1972 г. австралийский геолог Ласло Тот (Laszlo Toth) совершил акт вандализма, нанеся скульптуре 15 ударов молотком. После этого “Пьету” поместили за стекло.
- Любимая скульптурная композиция автора Пьета “Оплакивание Христа” оказалась единственной подписанной работой. Когда шедевр представили в базилике Святого Петра, люди начали высказывать предположения, что его создателем является Кристофоро Солари (Cristoforo Solari). Тогда Микеланджело, пробравшись ночью в собор, выбил на складках одежды Богоматери “Микеланджело Буонаротти флорентинец изваял”, но впоследствии он жалел о проявленной гордости, больше никогда не подписывая свои произведения.
- Во время работы над “Страшным судом” мастер случайно упал с высоких лесов, сильно повредив ногу. Он увидел в этом плохое знамение и не захотел больше работать. Художник заперся в комнате, никого туда не пуская и решив умереть. Но знаменитый доктор и друг Микеланджело – Баччо Ронтини (Baccio Rontini) пожелал вылечить своенравного упрямца, а поскольку двери перед ним не открылись, с большим трудом пробрался в дом через погреб. Врач заставил Буонарроти принять лекарства и помог ему выздороветь.
- Сила искусства мастера с течением времени только набирает силу. За последние 4 года больше сотни человек обратились за медицинской помощью после посещения залов с выставленными работами Микеланджело. Особенно впечатляет зрителей статуя обнаженного “Давида”, перед которой неоднократно люди теряли сознание. Они жаловались на потерю ориентации, головокружение, апатию и тошноту. Медики госпиталя “Санта-Мария-Нуова” (“Santa Maria Nuova”) называют подобное эмоциональное состояние “синдром Давида”.