Избранные работы
«Оборона Петрограда», 1928 г.
«Оборона Севастополя», 1942 г.
«Хоккеисты», мозаика, 1959 — 1960 гг.
- Три женские фигуры , 1920-е годы
- Кабаре , 1921 год
- Перед спуском в шахту , 1924 г.
- Футбол , 1924 год
- После дождя. Курск , 1925 г.
- Весна , 1925 год.
- Лыжники , 1926 год
- Теннис , 1926 год
- На стройке новых цехов , 1926 г.
- Ода весне , 1927 год
- Механизируем Донбасс! (плакат), 1930 г.
- Китай на пути освобождения от империализма (плакат), 1930
- Надо стать самим специалистами (плакат), 1930
- Обложка книги , 1931 год
- Наемник интервентов , 1931 г.
- Бег по пересеченной местности , 1931 г.
- Девушка у окна. Зима 1931 года
- Мать , 1932 год.
- Полдень , 1932 год.
- Футболист , 1932 год
- В воздухе , 1932
- Ночной пейзаж с лошадьми и сухой травой , 1933 год
- Девочки плавают , 1933 год
- Сухие листья , 1933 год
- Отдыхающие дети , 1933 год
- Коммунисты на допросе , 1933 год
- Физкультурница / Работать, строить и не ныть! (плакат), 1933 г.
- Без работы в Берлине , 1933 год.
- Пирс , 1933 год
- Гонка , 1933 год
- Лыжники , 1934 год
- Пейзаж со стадом , 1934 год
- Крымские пионеры , 1934 г.
- Парашютист над морем , 1934 год.
- Quirinal Place, Рим , 1934 год.
- Испанские лестницы , 1934 год
- Итальянский мотив , 1935 год.
- Парк , 1935 год
- Портрет СИЛ в соломенной шляпе , 1935 г.
- Тюильри , 1935 год.
- Набережная Сены , 1935 год.
- Негритянский концерт , 1935 г.
- Скука , 1935 год
- , 1935 г.
- Обед в Донбассе , 1935 г.
- Первая пятилетка , 1936 г.
- Модель , 1936 год
- Стахановцы , 1937 год
- Женщина в красном , 1939 год
- Сирень
- Никитка — Первый русский летчик , 1940
- Левый марш , 1941 г.
- Подмосковье. Ноябрь 1941 г.
- Площадь Свердлова в декабре 1941 г.
- Вечер. Патриаршие пруды, 1941 г.
- Сгоревшая деревня , 1942 год.
- Эвакуация колхозного скота
- Колхозницы роют противотанковые рвы на подступах в Москве
- Ремонт танков на прифронтовом заводе
- Танки идут на фронт
- Наступление началось
- Оборона Севастополя , 1942 г.
- Сбитый с ног туз , 1943 год
- Сидящая обнаженная женщина , 1943 год
- Под оккупацией , 1944 год
- Простор , 1944 год
- Над разрушенным Берлином , 1944 год.
- Берлин. День Декларации 1945 г.
- Стадион в Берлине , 1945 год.
- Под Курском. Река Тускор , 1945 г.
- Эстафета (скульптура), 1945 г.
- Боксер (скульптура), 1947 год
- Забег на 100 метров (скульптура), 1947 г.
- Окно студии , 1947 год
- В Севастополе , 1947 год.
- Автопортрет , 1948 год.
- Пространство стройплощадок под Москвой , 1949 г.
- Лыжники (мозаика)], 1950 г.
- Футболисты (скульптура), 1950 г.
- Перед забегом (скульптура), 1951
- Обнаженная девушка , 1951
- Дачный поселок Кратово , 1951 г.
- В Севастополе , 1947 год.
- На катке в Кратове , 1951 г.
- Снегурочка , 1954 год
- Несущая с мячом , 1954
- Натюрморт. Клубника , 1955 год
- Обнаженная модель , 1955 год
- Футболисты (скульптура), 1955 г.
- Тракторист , 1956
- В Севастополе , 1956 г.
- Ставить выстрел (скульптура), 1957 г.
- Голова парашютиста (мозаика), 1957 г.
- Доброе утро (мозаика)], 1959–1960.
- Хоккеисты (мозаика)], 1959–1960 гг.
- Октябрьские лозунги мира у Нарвских ворот , 1960 г.
- Доярка (мозаика), 1962 г.
- Красногвардеец (мозаика), 1962 г.
- Вилла в Риме , 1965 год
- Молодой конструктор , 1966 год
- На Юге (фрагмент), 1966 г.
- Летнее приволье
- Бегущая спортсменка (скульптура)
- Кот и повар
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА (1899—1969)
Патриотическая героика мирного индустриального строительства, суровые военные будни и незабываемые дни великой победы над фашизмом, светлая радость материнства и острый накал спортивной борьбы — все эти темы получили воплощение в произведениях живописца, графика, скульптора, мастера монументально-декоративного искусства, лауреата Ленинской премии, народного художника СССР, Героя Социалистического Труда А. А. Дейнеки.
Пафос новой советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции.
Трудовому подвигу народа — строителя социализма посвящены лучшие произведения художника 1930-х гг. Колорит картин Дейнеки теплеет. В эти годы его образы приобретают тонкий лиризм. Особенно ярко эти черты проявились в картине «Мать» (1932, ГТГ). Ее героиня — женщина- труженица, здоровая, крепкая и вместе с тем женственная. Для Дейнеки она идеал нового человека, развитого физически и духовно, свободного и гармонического, прекрасного нравственно и физически.
А. А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1928. Холст, масло. Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Москва.
Этот идеал художник воплощает в многочисленных работах на темы спорта, подчеркивая его облагораживающее воздействие на людей. Произведения Дейнеки, воспевающие совершенство человека нового общества, резко контрастируют с картинами, созданными художником во время зарубежных поездок. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, ГТГ). Мир, озаренный светлыми мечтами, юность Страны Советов, уверенная в своем будущем, предстают на этой картине.
Но каким суровым становится этот мир на полотнах, созданных в дни Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. Ощетинившаяся противотанковыми ежами и надолбами столица, собирающая силы для решительного контрудара («Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»), героические защитники Севастополя («Оборона Севастополя»), тревожные будни тыла («Тревожные ночи»).
В послевоенные годы Дейнека вновь обращается к изображению повседневного труда и быта советских людей. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г.). Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. В начале 1950-х гг. Дейнека создает мозаики для здания Московского государственного университета на Ленинских горах, а в 1958 г. — панно для советского павильона на Международной выставке в Брюсселе. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии.
«Художник обязан глубоко и зорко видеть и понимать, чем живет его родина. Знать, что хочет видеть. Обязан это так показать, чтобы зритель сказал: я это видел, знаю, я это люблю» — так сам художник определил цель своего творчества. И этому он неуклонно следовал всю свою жизнь.
Высокая культура театрально-декорационного искусства сочетала богатую живописную фантазию с поисками в области сценических конструкций (А. А. Веснин, А. Я Головин, В. А. Симов, В. А. и Г. А. Стенберги, Ф. Ф. Федоровский, Г. Б. Якулов в РСФСР,
A. Г. Петрицкий на Украине), начало развиваться кинодекорационное искусство (В. Е. Егоров, Е. Е. Еней, И. А. Шпинель). К высшим достижениям мирового искусства графики принадлежат гравюры на дереве В. А. Фаворского, А. И. Кравченко, П. Я. Павлинова, украинца В. И. Касияна, армянина Акопа Коджояна, рисунки В. М. Конашевича,
B. В. Лебедева, П. В. Митурича, Н. А. Тырсы, акварели Л. А. Бруни, А. В. Фонвизина, украинца А. А. Шовкуненко, офорты И. И. Нивинского, сочетающие большую графическую культуру с глубоким реалистическим восприятием советской жизни.