биография
Спиллиарт родился в Остенде , был старшим из семи детей парфюмера Леонара-Юбера Спиллиарта и его жены Леони (урожденной Джонкхере). С детства проявлял интерес к искусству и рисованию. Плодовитый рисовальщик и самоучка, он был преимущественно художником-самоучкой. Болезненный и затворник, он большую часть своей юности рисовал сцены из обычной жизни и бельгийской деревни.
Когда ему был 21 год, Спиллиарт отправился работать в Брюссель к Эдмонду Деману, издателю произведений писателей-символистов, которые Спиллиарт должен был иллюстрировать. Особенно ему понравились работы Эдгара Аллана По .
Акварель , гуашь , пастель и уголь — часто в сочетании — были средствами, с помощью которых он создал многие из своих лучших работ, среди которых есть ряд монохромных автопортретов, выполненных в первые годы двадцатого века. Выразительное использование черного цвета Спиллиертом находит параллели в творчестве Одилона Редона , оказавшего значительное влияние. Картины Спиллиерта, часто изображающие одинокую фигуру в сказочном пространстве, передают чувство меланхолии и тишины.
Его более поздние работы показывают концентрацию на морских пейзажах. Он умер 23 ноября 1946 года в Брюсселе.
Работа
Среди наиболее известных работ Леона Спиллиерта — изображения Digue la nuit и Clair de Lune et Lumières . Обе работы находятся в Музее Орсе в Париже.
Большинство работ Спиллиерта отмечены гнетущей инопланетной и элегической атмосферой. В Digue la nuit (1908) художник удаляет любые натуралистические характеристики пейзажа, изображенного на изображении, и создает стилизацию, в которой место, служащее шаблоном, переделывается, чтобы стать зеркалом состояния души. Уединение, тайна и галлюцинации подсказаны пейзажем.
В « Clair de Lune et Lumières» (около 1909 г.) колоннада и аркады фасада бального зала Kursaal на морской дамбе в Остенде послужили Спиллиарту основой для композиции городского пейзажа. На этой пастельной картине он улавливает жуткую трансформацию архитектуры в ночное время и странности, исходящие от искусственного освещения. Своими космическими, метафизическими чертами Clair de Lune et Lumières раскрывает влияние Ван Гога и напоминает «Звездную ночь» .
Автопортрет перед зеркалом , 1908 год
Пилот дирижабля , 1910, Фонд Феба.
В период 1902–1909 годов Спиллиарт сконцентрировался на создании сложных, глубоких автопортретов интроспективного характера. Его автопортрет 1903 года ( Portrait de l’artiste par lui-même ) представляет собой драматическую самопрезентацию с призрачными привидениями на заднем плане и кривым лицом в позе трех четвертей. Это изображение можно рассматривать как прототип для портретов в три четверти, созданных Спиллиартом позже.
Творчество[ | код]
Леон Спиллиарт был ярчайшим представителем символизма в искусстве Бельгии, при этом известны и его живописные, и графические работы. В живописи Спиллиарта преобладают тёмные тона или хорошо очерченные контрасты между тёмным и светлым. Определённая тематика присутствует во всём его творчестве: женские фигуры, часто гротескные; натюрморты, очень простые по композиции и выдержанные в очень строгих тонах; столь же простые пейзажи, часто с лестницей или дорожкой света на воде. Около 1910 года он много изображал дирижабли. Его очень занимали сюжеты, связанные с жизнью и смертью, в частности, он неоднократно изображал распятие
В последний период своего творчества Спиллиарт всё больше уделял внимание пейзажу и во время войны писал почти исключительно стволы деревьев.
Биография[ | код]
Женщина на дамбе (1908), Королевский музей изящных искусств, Брюссель
Родился в Остенде в семье мелкого предпринимателя. В 1899 году, в возрасте 18 лет, начал посещать Академию художеств в Брюгге, но через несколько месяцев бросил учёбу. В 1900 году вместе с отцом посетил Всемирную выставку в Париже, где познакомился с работами современных ему художников-символистов, таких как Ян Тороп, Джованни Сегантини, Густав Климт, Фердинанд Ходлер и Уолтер Крейн. С 1903 по 1904 год работал у известного брюссельского издателя Эдмона Демана, где познакомился со знаменитым поэтом Эмилем Верхарном. В 1903 году, после неудачного романа с дочерью своего работодателя, Спиллиарт впал в депрессию, попытался наняться на службу в Бельгийское Конго, но не был принят по медицинским противопоказаниям. В январе 1904 года с помощью рекомендательного письма Верхарна он поступил в издательство в Париж и работал там до ноября того же года.
В 1907 году по просьбе Демана Спиллиарт выполнил иллюстрации к книге поэта Фернана Кромменлинка «Скульптор масок» (Le sculpteur de masques). Хотя иллюстрации рассматривались как творческая неудача, Спиллиарт подружился с Кромменлинком. В 1908 году через Верхарна он познакомился в Вене со Стефаном Цвейгом.
В 1911 году Леон Спиллиарт участвовал в Салоне независимых (фр. Salon des Indépendants) в Брюсселе. Это была крупная выставка, в которой приняли участие, например, Александр Архипенко, Альбер Глез, Робер Делоне и Фернан Леже, а для того, чтобы представить раздел кубизма, приезжал Гийом Аполлинер. Работы Спиллиарта имели успех у художественной критики, что стало прорывом в его карьере. В 1912 году его работы были выставлены в галереях в Париже и Брюсселе.
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, он был мобилизован на гражданскую службу. 23 декабря 1916 года он женился на Ракели Фергисон, и в марте следующего года они переехали в Брюссель. 15 ноября 1917 года родилась их единственная дочь Мадлен. Между тем Спиллиарт бежал от военной службы в нейтральную Швейцарию и оставался там до конца войны. Он даже попытался через Цвейга установить контакт с Лениным, но из этого ничего не вышло. В 1918 году он вернулся в Бельгию.
В том же году в популярной серии Collection du Petit Artiste (нид.) (рус. вышла его книга «Зимние радости» (фр. Plaisirs d’Hiver). В 1920 году он подписал свой первый контракт с крупной галереей «Sélection, Atelier d’Art moderne» в Брюсселе. Сотрудничество оказалось не очень удачным, так как галерея явно предпочитала живопись в стиле экспрессионизма (крупнейшим представителем которого в Бельгии был Констант Пермеке). В 1922 году прошла первая персональная выставка Спиллиарта в другой брюссельской галерее, «Centaure». После этого существенную часть времени он с семьёй проводил в южной Франции. В 1927 году умер его отец, что означало для художника финансовые трудности и необходимость больше продавать свои работы. Так, он сотрудничал с сюрреалистическим журналом Variétés. В 1929 году в галерее «Galerie Georges Giroux» Брюсселе прошла большая персональная выставка Спиллиарта. В 1932 году, после путешествия в Италию, Австрию и Швейцарию, семья переехала в Брюссель, так как дочь художника начала музыкальное образование.
Во время Второй мировой войны Спиллиарт оставался в оккупированном немцами Брюсселе, но отклонял все предложения выставляться в Германии. В 1944 году в Брюсселе во Дворце искусств прошла его большая персональная выставка. 23 ноября 1946 года художник умер в Брюсселе от стенокардии, похоронен в Остенде.
Приложения
Библиография
- Мария-Клэр Адес (реж.), Спиллиарт: ранние произведения, 1900-1918 , Париж, Musée Galerie de la Seita, 1997, 191 стр. — Каталог выставки.
- Хелен Бьери Томсон (реж.), Леон Спиллиерт. Vertiges et visions , Париж, Editions d’art Somogy, 2002, 96 с.
- Энн Адрианс- Панни , Спиллиарт: взгляд души , Бертрамс, 2006 г. ( ISBN 90-5544-628-9 ) .
- Ален Якобс, Леон Спиллиарт в коллекциях Королевской библиотеки Бельгии / in de verzamelingen van de Koninklijk Bibliotheek van België , Брюссель, Королевская библиотека Бельгии, 2006 г. ( ISBN 2-87093-161-1 ) .
- Стефан Ламбер , будучи мной, всегда сильнее. Внутренние пейзажи Леон Спиллиард , Арлеа , 2020 ( ISBN ) .
- Ева Бестер , Леон Спиллиарт , « В противном случае , 2020» ( ISBN ) .
Внешние ссылки
-
Авторитетные записи :
- ( )
- Ресурсы изобразительного искусства :
- Литературный ресурс
(ru) База данных Интернет-спекулятивной фантастики
: