Церковь санта мария делла салюте

Рядом находится:

Национальная библиотека св. Марка — крупнейшая библиотека Венеции. Её собрание насчитывает около 13000 рукописей, 2883 первопечатные книги и 24055 книг XVI века. Начало библиотеке …

Галерея Академии, называемые также Музеем Академии в Венеции — художественный музей, в котором хранится самая большая коллекция венецианской живописи XIV—XVIII веков. Академия и му…

Дворец дожей в Венеции — великий памятник итальянской готической архитектуры, одна из главных достопримечательностей города. Находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым …

Ка’ Дарио или Палаццо Дарио — дворец в Венеции, в районе Дорсодуро. Дворец представляет собой великолепный образец архитектуры Ренессанса. Мозаичный фасад из цветного мрамора притя…

Ка’ Реццонико — дворец в Венеции, в районе Дорсодуро, на Гранд-канале. С 1936 года во дворце находится музей Венеции XVIII века. Название дворца происходит от фамилии богатого, но …

Ка’ Фоскари — дворец в Венеции принадлежащий дожу Франческо Фоскари. Дворец расположен на широком изгибе Гранд-канала в районе Дорсодуро, где в течение исторической Регаты размещаю…

Кампанила собора Святого Марка — колокольная башня собора Святого Марка в Венеции. Находится на площади Сан-Марко. Впервые на этом месте в VIII веке была построена часовая башня. В…

Кафе «Флориан», знаменитое венецианское кафе, расположенное на площади Сан Марко, 29. «Флориан» считается самым старым кафе Италии и является одним из символов Венеции….

Коллекция Пегги Гуггенхайм — небольшой музей в Палаццо Веньер дей Леони на Большом канале в Венеции, один из нескольких музеев фонда Соломона Гуггенхайма. В постоянную экспозицию в…

Капелла Карафа

По бокам от главного нефа расположены капеллы. Во многих из них похоронены кардиналы. Дело в том что, Санта-Мария-сопра-Минерва является титульной церковью и всегда принадлежит одному из кардиналов папского конклава. Естественно, там же этих кардиналов и хоронили.

Надгробие одного из кардиналов в обилии украшено масонскими символами

Наибольшего внимания заслуживает капелла Карафа с росписью Филиппино Липпи (1488–1493).  Во-первых фреске более 500 лет, она выполнена известным флорентийским живописцем. Работы Филиппино Липпи выставляются в галерее Уффицы, в музее изящных искусств в Вашингтоне, старой пинакотеке Мюнхена, а в Санта-Мария-сопра-Минерва вы можете увидеть одну из них совершенно бесплатно и без очереди, народу в церкви мало, по сравнению с соседним Пантеоном, можно сказать, что его в ней почти совсем нет.

Во-вторых интересно изучить сюжеты фресок. Они иллюстрируют пристрастие кардиналов и Пап к увековечиванию своих образов в произведениях искусства. Считалось, что императоры Древнего Рима стояли на одном уровне с богами, но и Святые отцы впоследствии не отставали в честолюбии от императоров. Изначально капелла называлась – капеллой Святого Фомы Аквитанского, теперь же чаще всего ее называют капеллой Карафы по фамилии кардинала, заказавшего роспись и впоследствии похороненного  в ней. Таким образом мы видим, что деньги победили святость.

И как же кардинал запечатлел себя? Оказывается его образ вставлен в известнейший религиозный сюжет «Благовещенье». Святой Томас представляет кардинала Карафу Святой Деве Марии. Похоже, что кардинал тоже ставил себя на одну ступень с богами подобно императорам.

Капелла Карафа

Потолок капеллы расписан изображениями сивилл. Теоретически считается, что сивиллы – героини античной мифологии, но практически в церквях Рима с их изображениями сталкиваешься очень часто. Предсказательницы будущего играют большую роль в живописи эпохи Возрождения. Их изображали известнейшие мастера Рафаэль, Микеланджело, Липпи  и многие другие.

Исторический

Церковь построена в XII — го  века на месте предыдущей деревянной церкви, вместе с монастырем обычных канонов , кому она вверена (аффилированной с Конгрегации Санта — Мария — ди — Frigionaia  (это) в 1414 и в 1445 году к тому , что от Латеранского ). При поддержке венецианского папа Евгений IV Религиозно перестроения в середине XV — го  века в архитектуре в стиле готика на основе работы Бартоломео Бон .

В XVI — го  века, Палладио начал большую работу в монастыре, но в течение последующих столетий, комплекс постепенно утратил свое значение. В 1768 году приказ каноников Латеранского был отменен, а в 1807 году церковь и монастырь, уже находившиеся в упадке, были предназначены, вместе с резиденцией старой Скуола Гранде , для размещения Академии изящных искусств .

Святая Екатерина Сиенская

В церкви похоронена Святая Екатерина Сиенская (годы жизни 1347-1380). Это очень почитаемая в католической церкви святая. Считается что она сыграла роль в переселении Пап из Авиньона в Рим. Более того она оставила после себя множество литературных произведений и писем, способствовала развитию литературного итальянского языка в те не легкие времена, когда любой выделяющийся из серой массы человек приковывал к себе строгий взгляд Святой Инквизиции.

Захоронение Святой Екатерины Сиенской в Санта-Мария-сопра-Минерва

Правда останки Святой все таки подвергли разделению. В Средние века шла настоящая охота за Святыми костями и сиенцы выторговали себе череп Екатерины. Ведь на поклонение мощам в город тянулись паломники, а паломники это деньги, власть и могущество.

Вот такие интересные истории хранит в себе древняя церковь Санта-Мария-сопра-Минерва. Как и везде в Риме в ней сплетаются в единый и неразделимый клубок христианские и языческие образы. С одной стороны  меня в Риме немного шокировало такое близкое соседство языческих символов и христианских святынь, а с другой стороны веротерпимость итальянцев сохранила для нас удивительные произведения искусства и памятники истории. Хорошо, что мы такие разные.

А мы после двинулись к Капитолийскому холму.

Все фотографии без watermark взяты из Википедии.

Возможно вам будет интересно почитать статью-обзор районов Рима для проживания – Как выбрать отель в Риме или где лучше жить в Риме. Там я даю краткое описание районов Рима и ориентирую по ценам на отели в каждом районе.

Кристо делла Минерва

Слева от алтаря вы можете увидеть шедевр работы  Микеланджело Буонарроти – «Несение креста», немного подправленный его учениками. Дело в том, что во времена Микеланджело ничего предосудительного не видели в том, чтобы изображать людей обнаженными, даже если речь шла о религиозных сюжетах, а позднее нравы в обществе стали более строгими и было принято решение скрыть  откровения при помощи набедренных повязок.

Сама скульптура вызывает некоторые сомнения. На кресте, изображенных пропорций, нельзя никого распять и вызывает сомнения посох в правой руке. Вы можете себе представить, чтобы приговоренный к казни взял в последний путь еще и посох путника? Предполагается, что крест был достаточно тяжелый и загружать себя дополнительными вещами странно. Хотя возможно, что это все аллегории: посох, например аллегория долгого пути на небеса.

Микеланджело Буонарроти – «Несение креста»

Мраморный слоник

Площадь украшает совершенно замечательный мраморный слоник, работы Бернини, с египетским обелиском на спине. Это довольно странная для Европы композиция установлена на площади по желанию очередного Папы в 1667 году. Любопытно, что описание слона с обелиском на спине впервые было опубликовано в романе эпохи Возрождения «Гипнэротомахия Полифила» (1499 год). Т.е. слоник Бернини это скульптурная иллюстрация популярного романа. Его содержание есть в Википедии.

Слон с египетским обелиском на спине
Замечательный слоник Бернини

Первая мысль, которая пришла в мою голову после прочтения краткого пересказа «Гипнэротомахии Полифила» была: «А ученые точно уверены, что в 1499 году римляне были христианами?». Можете сами почитать пересказ этого опуса. Главные герои романа собирались служить Венере, даже страшно представить, что они под этим подразумевали. Сегодня ученые мужи утверждают, что не нужно это все понимать буквально, мол это аллегории.

Музей Санта Мария Новелла

Кладбище Авелли располагается вдоль одноименной улицы и представляет собой ряд аркосолиевых ниш, предназначенных для установки саркофагов. Здесь захоронены: Доменико Гирландайо, представители наиболее значимых семей Флоренции, в том числе Медичи, Гонди, Корсини, Пончиатики, Альберти, Корсини и пр.

В Испанскую капеллу, украшенную впечатляющим циклом фресок работы Андреа Бонайуто, можно попасть через внутренний дворик. Она была построена в 1343-55 гг. и получила свое название благодаря располагавшейся здесь испанской колонии во времена Элеоноры Толедской, первой супруги великого герцога тосканского Козимо I Медичи.

Сегодня часовня является частью музея Санта Мария Новелла, также как и три прилегающих к базилике монументальных монастыря:

  • Зеленый – построен в середине XIV в. и назван по цвету пигмента, доминирующего в цикле фресок Паоло Уччелло (первая половина XV в.). Из монастыря можно попасть в трапезную;
  • Большой, или Великий – считается самым крупным во Флоренции. Появился после Зеленого монастыря, во второй половине XVI в. Украшен многочисленными фресками известных флорентийских живописцев;
  • Обитель усопших – самая старая часть монастырей получила название благодаря находящимся здесь захоронениям с надгробными плитами и памятниками. Часть обители была снесена при строительстве вокзала Санта Мария Новелла. Фрески находятся в стадии серьезной деградации, последний ущерб им был нанесен во время сильнейшего наводнения в 1966 г. Часовни-усыпальницы, в свое время, патронировали представители знатных флорентийских семей. В ряде комнат расположилась Доминиканская библиотека, содержащая более 40 тыс. томов древних и современных изданий.

Еще одной достопримечательностью комплекса Санта Мария Новелла является часовня Пап – значимая часть папских апартаментов при Большом монастыре. Здесь можно увидеть ценнейшие фрески молодого Понтормо – представителя флорентийской школы живописи и одного из основоположников маньеризма, основанные на сюжетах ватиканских комнат Рафаэля, а также росписи Ридольфо дель Гирландайо. Часовня была возведена в 1515 г., по случаю прибытия во Флоренцию папы Льва X. Объект закрыт для широкой публики, так как входит в структуру Школы карабинеров. Попасть сюда можно только по предварительному запросу.

С южной стороны монастырских дворов находится древняя парфюмерно-фармацевтическая аптека Санта Мария Новелла, самая старая в Европе. Она непрерывно работает, начиная с XVII века. Вход в нее осуществляется со стороны Виа делла Скала.

Архитектура и внутреннее убранство собора

Санта-Мария-делла-Салюте поражает своим внушительным размером и изысканной архитектурой, выполненной в стиле барокко. Базилику отделяют от воды Гранд-канала мраморные ступени невысокой лестницы. Конструкция храма довольно необычная для традиционного зодчества религиозной Венеции. Восьмиугольное здание увенчано огромным медным куполом высотой 60 метров, который опирается на большие столбы, окружённые шестью капеллами. Издали сооружение выглядит очень грандиозно. Днём под лучами солнца мрамор сияет, а ночью стены отражают воды канала. С южной стороны церкви сделана пристройка, образующая апсид, в которой расположен главный алтарь. Его венчает купол только меньшего размера. Позади сооружения высятся две колокольни.

Между рёбрами многогранной кровли находятся 15 арочных окон, благодаря которым внутренний объём храма днём наполняется светом. Фасад собора украшен карнизом, контрфорсами, колоннами, барельефами и беломраморными статуями. Главный вход в храм построен в виде триумфальной арки, окаймлённой скульптурами Богородицы, архангела Михаила, Иоанна Предтечи, ветхозаветных царей и пророков.

Просторный и светлый внутренний зал оформлен арочными перекрытиями, которые поддерживаются пилястрами. Роскошное внутреннее убранство поражает своим величием и красотой. Пол покрыт мраморной плиткой, образующей замысловатые концентрические круги. Главной концепцией святилища является насыщенное декорирование капелл художественными панно, изображающие религиозные сюжеты, скульптурами и колоннами с барельефами на помосте.

Основная религиозная композиция собора находится в главном алтаре. Здесь установлена икона «Мадонна дела Салюте», вывезенная с острова Крит в 1670 году во время войны Венецианской республики с Турцией. Образ заключён в мраморное обрамление. Над иконой расположены небольшие статуи, создающие собой сюжетную линию в аллегоричной форме. Венецию символизирует молодая девушка, которая взывает о помощи Мадонну с ребёнком на руках. Справа от них можно увидеть пожилую женщину в лохмотьях, олицетворяющую чуму, которая стремглав убегает от маленького ангела. Данную скульптурную композицию создал известный мастер Джусто Лекур в 1674 году.

Базилика восхищает обилием произведений великого венецианского живописца Вечеллио Тициана. Его изумительные полотна на библейские темы украшают свод огромной ризницы. Это такие картины, как: «Каин и Авель», «Давид и Голиаф», «Жертвоприношение Авраама». Особого внимания заслуживает один из самых ранних его шедевров, написанный в 1510 году — «Святой Марк на престоле». Художник талантливо изобразил сцену мольбы врачей, обращённой к апостолу Марку, о спасении от чумы святых Роха и Себастьяна, являющимися покровителями тяжелобольных людей. Главное панно Тициана, которое украшает святыню — «Сошествие Святого Духа на апостолов». Картина расположена в главном алтаре.

Базилика хранит три уникальных алтарных образа работы неаполитанца Луки Джордано: «Вознесение Девы Марии», «Рождество пресвятой Богородицы», «Введение Девы Марии в храм». Данные росписи он создавал по собственным фантазиям за довольно-таки короткие сроки, за что получил прозвище «Лука, работающий быстро»

Искусная работа Якопа Тинторетто «Брак в Кане Галилейской» непременно привлечёт внимание посетителей храма. Полотно описывает брачный пир по мотивам евангельского сюжета

На заднем плане картины во главе стола восседает Христос, превративший воду в вино. Художник выдвигает вперёд образы водоносов, которые обслуживают гостей.

История строительства собора

В XVII веке население Венеции подверглось нашествию чумы. Медицина средневековой Европы ещё не познала природу микробной палочки, вызывающей эту болезнь, поэтому венецианцы предполагали, что всему виной отравленный воздух. Основными мерами защиты от чумы являлись карантинные лагеря для кораблей, стоящих на рейде в лагуне, а также маски с длинными носами. Такие методы защиты от инфекции носили чисто психологический характер и не приносили эффекта. Ужасная пандемия унесла более 100 000 человеческих жизней.

Многие считали, что кошмарная инфекция это небесная кара, посланная наказать венецианцев за людские грехи. Согласно преданию, правительство Венецианской республики от безысходности и отчаяния дало обет пресвятой Деве Марии. Было обещано, что если она поможет избавить Венецию от страшной болезни, то в честь неё будет воздвигнут величественный собор. В результате произошло чудо — чума отступила. Для высшей знати наступил час выполнить свои обязательства, данные небесным силам.

Большой Совет во главе с дожем Николо Контарини провели конкурс на лучший проект будущего храма. Автором шедевра был избран выдающийся зодчий того времени – Бальдассаре Лонген. Молодой архитектор с энтузиазмом приступил к возведению необыкновенной церкви. Перед ним поставили задачу построить достаточно вместительную святыню, чтобы члены привилегированных общин, богатые купцы и простые венецианцы могли поклониться и помолиться. Главная идея архитектора заключалась в том, чтобы храм был увенчан огромным куполом. Таким образом, предполагалось показать, как Дева Мария защищает Венецию этой полусферой от чумы.

Основной проблемой для строителей была ограниченность участка, где планировалось возведение церкви. По замыслу зодчего основание святыни должна быть в форме восьмиугольника, чтобы вместить наибольшее количество прихожан. Слабый грунт требовал дополнительного укрепления. Для упрочнения оседающей почвы установили более миллиона деревянных свай. Известняк и кирпичи, покрытые мраморной стружкой, являлись основным кладочным материалом на строительство храма. Возведение церкви длилось на протяжении полувека. Зодчий Лонген не дожил до официального освящения базилики. Стройка окончательно была завершена в конце 1681 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: