Библиография
- Русские художники в Бретани , коллективная работа (Р. Н. Антипова, Жан-Клод Маркаде, Димитри Виченей, Сирил Махров, К. Бонченн, В. Брау, Ф. Ле Штум, Т. Моженок, И. Обухова-Зелинска, М. Вивье -Branthomme), Бретонский ведомственный музей в Кемпере, Éditions Palentines, 2006, стр. 36 к стр. 37 ( ISBN 2-911434-56-0 ) .
- Жан-Клод Маркаде, Русский авангард 1907-1927 гг., Фламмарион, 2007 г. ( ISBN 2-08-120786-9 )
Альбомы, Монографии
- (ru) Поспелов, Глеб Геннадьевич, «Лики России» Бориса Григорьева (Лики России) , Москва, Искство (издательсуство),1999 г., 198 с. ( ISBN 5-210-01345-6 )
- (ru) Науч. рук. Петрова, Евгения Николаевна, Каталог выставок художника , Санкт-Петербург., Palace Editions,2011 г., 288 с.
Статьи
- (ru) Курдюкова Дарья, « Художник — это хирург с руками циника. Художник — хирург с циничными руками. », 1 , Независимая газета,15 сентября 2011 г.
- (ru) Вакар, Ирина Анатольевна — Вакар Ирина., «Одинокий, но сильный». Борис Григорьев (Одинокий но сильный) », 1 , Наше наследие, п о 107,2013
биография
Борис Григорьев родился в Москве в 1886 году. Его мать Клара фон Линденберг — шведка. Он был признан и усыновлен в четыре года отцом Дмитрием Григорьевым и получил образование в своей семье, когда он был незаконнорожденным ребенком. Его отец был трейдером, а сам он стал бухгалтером, а затем сотрудником в банке в Рыбинске . Позже он расскажет, что его детство, проведенное в Рыбинске, было не очень счастливым из-за его русско-шведского происхождения и изначального статуса внебрачного ребенка.
С 1903 по 1907 год учился на курсах Института изящных искусств Строгонова в классе Дмитрия Щербиновского , затем Абрама Архипова . Затем в качестве вольнослушателя учился в Российской академии художеств в Санкт-Петербурге (до 1913 года). , где его интересовала живопись Александра Киселева и Дмитрия Кардовского . Он воспользовался близостью Швеции, живя в Санкт-Петербурге, чтобы навестить семью своей матери в 1909 году. В том же году он участвовал в создании «Студии импрессионистов», труппы молодых художников- футуристов во главе с теоретиком. , авангардистский музыкант и художник Николай Коулбин . В 1913 году он был в Париже, где прожил четыре месяца и начал создавать свои впечатляющие произведения на тему парижской жизни. С 1913 по 1918 год Григорьев был членом общества художников « Мир искусства», испытавшего влияние модерна и западноевропейской символики . Принимает участие в многочисленных выставках. Его считают представителем «левых» в русском авангарде . С 1918 г. преподавал в Строгоновском институте в Санкт-Петербурге и стал членом профессионального союза художников города.
Григорьеву удалось тайно переправить свою семью в Финляндию в 1919 году, а оттуда он уехал в Берлин. В 1921 году он оказался в Париже. В 1926 году художник стал популярным, его картины пользуются спросом в галереях и многих коллекционерах. Он писал поэту Василию Каменскому : «Теперь я стал первым хозяином мира. Я не буду извиняться за это предложение. Вы должны знать себя, иначе вы не будете знать, что делать со своей жизнью. И моя жизнь священна из-за моей работы, и мои сорок лет доказывают это. Я не боюсь конкуренции, ни команды, ни темы, ни размера, ни скорости исполнения. »
Он посетил Соединенные Штаты в 1928 и 1929 годах, а в 1936 году — Латинскую Америку. В 1929–1930 годах он создал монументальную картину «Лица мира», посвященную Лиге Наций , которую Прага приобрела в 1932 году.
Григорьев умер во Франции в Кань-сюр-Мер на7 февраля 1939 г.где он поселился в 1927 году на вилле, которую он назвал « Бориселла » (его жену звали Элла).
Работает
Рисунки и иллюстрации
С 1911 г. Григорьев тесно сотрудничал с журналами «Сатирикон» и «Новый Сатириком». Его чертёжные качества, характерные черты лучше всего раскрываются в его многочисленных карандашах из серии «Близость» (1916—1918). Григорьев выражает свои личные впечатления, атмосферу Парижа, мир цирка, кабаре, публичных домов.
Живя за границей, он продолжает свои иллюстрации к известным русским писателям: серию «Детство» Максима Горького , 1931 г .; сериал на тему «Братья Карамасовы» Федор Достоевский 1932–1933; в начале XXI — го века рисунки находятся в коллекциях , принадлежащих его наследников.
Портреты
Григорьев известен как мастер рисунка и портрета. Его работы соответствуют авангарду, но без крайностей по форме. Он предпочитает представлять своего объекта ролью, которую он играл, а не самим собой. Ему нравится гротеск, но он использует его, чтобы показать интеллект своих персонажей, а не в сатирическом или насмешливом смысле.
«Рассея»
Рассея, Россия инстинктов передана Григорьевым со всей глубокой жестокостью этого образа жизни среди крестьян в деревнях глубокой России. За несколько лет до Григорьева участники « Ослиного хвоста» (группа художников) уже проявляли увлечение этими же популярными сюжетами: деревнями, народными гуляниями. Его серия картин «Рассея» известна: альбом этих картин был издан в 1918 году, включая рисунки и картины, а также текст, в том числе часть пера самого Григорьева. Портреты и пейзажи в этом альбоме проникнуты глубокой меланхолией.
Театр
Также за границей он сделал эту тему известной, опубликовав после русской версии 1921 года немецкую версию Rasseïa и в 1923 и 1924 годах версию на французском и английском языках переработанного альбома под названием «Лики России». от МХАТ .
Другие темы
Григорьев также широко использует такие предметы, как кафе и кабаре, цирки, проститутки на тротуарах и в публичных домах. Тривиальность предметов, взятых из повседневной жизни, не столько имитирует реальность, сколько дает максимальную выразительность. Это влияние примитивного искусства на русском искусстве первой четверти XX — го века , который находится на Григорьевой. Его тривиальность утверждала Натали Гончаров в 1913 году, когда она писала: «Я считаю чрезвычайно интересным то, что сейчас называют мелкобуржуазной тривиальностью, потому что на нее не повлияло искусство больших голов, чьи мысли направлены исключительно на высоту для мира. единственная причина того, что они не могут до них добраться, а также потому, что мелкобуржуазная банальность доминирует сегодня и характеризует современную эпоху — нечего бояться — она вполне может быть предметом художественной заботы ». В 2005 году «Рассея» переиздана в новом сборнике старых книг.
Бретань в творчестве Григорьева
Борис Григорьев жил в Бретани с 1914 года. Об этом свидетельствуют хранящиеся в Третьяковской галерее серия рисунков, а также картина «Марше де Генгам» . До 1917 года он несколько раз ездил во Францию, затем в конце 1920 года Франция стала его постоянным местом проживания, а Бретань — одним из его любимых регионов. В 1922 и 1923 годах он все еще оставался в Бретани. Как правило, на его картинах изображен единственный персонаж, несущий глубокую традицию и впечатляющий своей серьезностью и спокойной позой рук. Бретонский цикл включает около тридцати картин, но также и около тридцати рисунков. Художник находится в Бретани в состоянии постоянного вдохновения. Он много работает. Он проводит, как он сам говорит, «католический цикл» в центре Бретани и ее «приходов», «шествий», крещений, помилований. Монументальная стабильность его моделей напоминает о вечных основах человеческого существования.