Смерть
Биография Сислея оборвалась 29 января 1899 года, причиной смерти был рак горла. Уже через год талант художника признали, когда коллекционер Исаак де Камондо купил его картину за 43 тыс. франков.
Работы живописца стали примерами «идеального импрессионизма» благодаря передаче света, выбору цветов и тематики. Альфред отдавал предпочтение деревенским пейзажам, изображению неба и водной глади. Он стремился отобразить изменчивость погоды — дождь, туман или солнечный день. Художник восхищался зимой с искрящимся снегом, который рисовал в оттенках белого, голубого и розового.
Помимо работ, в память о художнике сохранились черно-белые фото, а также портреты, созданные его современниками.
Индивидуальные доказательства
- ↑ В: Wallraf-Richartz-Museum & Fondation Corboud , по состоянию на 11 сентября 2019 г.
- Беата Айкхофф: В: musenblaetter.de , 10 сентября 2011 г.
- Брюс Бернард: Великие импрессионисты. С. 94.
- ↑ Брюс Бернард: Великие импрессионисты. , С. 91
- Выставка: В: Von der Heydt-Museum / simskultur.net , 2011, по состоянию на 11 сентября 2019 г.
- Anne Grages: В: Westdeutsche Zeitung , 6 сентября 2011 г.
личные данные | |
---|---|
ФАМИЛИЯ | Сислей, Альфред |
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА | Сислей, Альфред Артур (полное имя) |
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ | Британский художник-импрессионист |
ДАТА РОЖДЕНИЯ | 30 октября 1839 г. |
МЕСТО РОЖДЕНИЯ | Париж |
ДАТА СМЕРТИ | 29 января 1899 г. |
МЕСТО СМЕРТИ | Moret-sur-Loing |
Работы (подборка)
картина | заглавие | Возник | Размер, материал | Выставка / коллекция / владелец |
---|---|---|---|---|
Каштановый проспект в Целль-Сен-Клод | 1865 г. | 125 × 205 см, холст, масло | Musée du Petit Palais в Париже | |
Пролив Марлотта | 1866 г. | 65 × 92 см, холст, масло | Музей Артизон в Токио | |
Первый снег в Лувесьенн | 1870 г. | 54 × 73 см, холст, масло | Музей изящных искусств в Бостоне | |
Мост в Вильнёв-ла-Гаренн | 1872 г. | ??, Масло на холсте | Метрополитен-музей в Нью-Йорке | |
Деревня на берегу Сены | 1872 г. | 59,2 × 80 см, холст, масло | Эрмитаж в Санкт-Петербурге | |
Насосный машинный цех в Марли | 1873 г. | 46 × 65 см, холст, масло | Ny Carlsberg Glyptotek в Копенгагене | |
Дорога в Хэмптон-Корт | 1874 г. | Масло на холсте | Новая пинакотека в Мюнхене | |
Мост Хэмптон-Корт | 1874 г. | 46 × 61 см, холст, масло | Музей Вальрафа-Рихарца в Кельне | |
Под мостом в Хэмптон-Корт | 1874 г. | 50 × 76 см, холст, масло | Художественный музей в Винтертуре | |
Наводнение в Порт-Мали | 1876 г. | 60 × 80 см, холст, масло | Музей изящных искусств в Руане | |
Берега Сены осенью | 1879 г. | 46 × 65 см, холст, масло | Städelsches Kunstinstitut во Франкфурте-на-Майне | |
Натюрморт, виноград и орехи | около 1880 г. | 38 × 55,5 см, холст, масло | Музей изящных искусств в Бостоне | |
Дома на берегу реки Луан | 1889 г. | 33 × 41 см, холст, масло | Частная коллекция | |
Берег Луны возле Морэ | 1892 г. | 73 × 92 см, холст, масло | Частная коллекция | |
Канал Loing | 1892 г. | 60 × 74 см, холст, масло | Музей Орсе в Париже | |
Церковь Морет | 1893 г. | 65 × 81 см, холст, масло | Музей изящных искусств в Руане | |
Соломенная рента | 1895 г. | 60 × 73 см, холст, масло | Коллекция галерей Acquavella в Гамбурге |
Жизнь
Альфред Сислей родился во Франции в семье английской пары Уильяма Сислея и Фелисии Селл. Он всю жизнь сохранял британское гражданство. Его отец был купцом и разбогател на торговле с Южной Америкой .
После школы Альфред Сислей был отправлен в Лондон в 1857 году, чтобы изучать торговлю. Но он предпочел быть художником, поэтому он вернулся в Париж в 1862 году и поступил в мастерскую художника Шарля Глейра , где познакомился с Пьером-Огюстом Ренуаром и Клодом Моне . Он дружил с ними обоими всю свою жизнь.
Огюст Ренуар : Пара в зеленом ( Les Fiancés ), около 1868 года, холст, масло
В июне 1866 года он начал отношения с Мари Лескуэзек, также известной как Эжени Лескуэзек. В результате отношений родилось двое детей. Пара наконец поженилась в 1897 году. Интимное изображение пары, написанное Ренуаром около 1868 года, часто интерпретируется как портрет двоих; однако эта связь не является достоверной. Картина находится в Музее Вальрафа-Рихарца в Кельне .
Первыми художественными моделями Сислея были английские пейзажисты начала 19 века, такие как Уильям Тернер , Джон Констебл и Ричард Паркс Бонингтон , с картинами которых он познакомился в Лондоне, а затем французские художники Жан-Батист Камиль Коро и Гюстав Курбе . В Парижском салоне 1867 года он впервые выставил свою картину, но примерно с 1870 года он все чаще обращался к импрессионистам и их стилю живописи.
Во время франко-прусской войны 1870/1871 гг. Семья Сислей потеряла свое состояние, которое до тех пор также помогало Альфреду. Сислей оставался без гроша с тех пор до своей смерти, хотя он смог продать некоторые картины, в том числе. к Эдуара Мане и певец Жан-Батист Фор . Именно благодаря этому обстоятельству и поддержке арт-дилера Поля Дюран-Рюэля и критика Теодора Дюре Сислей смог удержать свою семью и себя на плаву и, по крайней мере, купить принадлежности для рисования и краски.
Сислей был — в отличие от других импрессионистов — таким же застенчивым, Винсент Ван Гог назвал его в письме брату «самым застенчивым и нежным из импрессионистов». За свою жизнь он так и не добился заслуженного художественного внимания.
Позже выяснилось, что с 1895 года он страдал от рака горла, от которого он умер в 1899 году. И Ренуар, и Моне пришли на его похороны. Незадолго до смерти Камиль Писсарро писал о нем: «Он великий и замечательный художник. На мой взгляд, он равен самым важным мастерам ».
На работу
Особенно известны изображения Сены и ее мостов в парижских пригородах того времени. В отличие от Ренуара и Моне, которые часто писали те же мотивы, что и Сислей, он изображает пейзажи и места в минуты покоя. «Пейзаж, кажется, впал в транс из-за своей красоты, только небо и вода находятся в движении». Его картины «… замечательны из-за чудесных оттенков зеленого, розового, фиолетового, голубиного и голубого. кремовый цвет». С годами сила, экспрессия и интенсивность цвета в картинах Сислея увеличивались. До самой смерти Сислей оставался верным стилю импрессионизма в своем собственном мощном стиле живописи.
1890-е годы
Изображение | Имя | Год | Размеры (см) | Текущее местоположение | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|
Улица в Море | 1890 | 60 × 73.2 | Художественный институт Чикаго | ||
Аллея тополей возле Морэ-сюр-Луан | 1890 | 65 х 81 | Musée d’Orsay, Париж | ||
Луна и мельницы Морэ, эффект снега | 1891 | 58,7 х 81,6 | Институт искусств Кларка, Уильямстаун, Массачусетс | ||
Саммерс Сен-Мартен, недалеко от Морэ-сюр-Луан | 1891 | 73 х 60 | Musée Marmottan, Париж | ||
Канал дю Луан зимой | 1891 | Национальный музей изящных искусств в Алжире, Алжир | |||
Rue Eugène Moussoir в Moret: Winter | 1891 | 46,7 х 56,5 | Метрополитен-музей, Нью-Йорк | ||
Канал дю Луан | 1892 | 73,5 х 92,5 | Musée d’Orsay, Париж | ||
Изгиб в суете | 1892 | 66 х 92,5 | Museu Nacional d’Art de Catalunya, Барселона | ||
Uphill Road в Саншайн | 1893 | Musée des Beaux-Arts de Rouen, Франция | |||
Мост в Море | 1892 | 73,5 х 92 | Musée d’Orsay, Париж | ||
Небольшие луга при ненастной погоде | 1892 | Musée d’art et d’histoire de Meudon, Германия | |||
Церковь в Море в утреннем солнце | 1893 | 65 х 81 | Musée des Beaux-Arts de Rouen, Франция | ||
Церковь в Морет в утреннем солнце | 1893 | 80 х 65 | Художественный музей Винтертура, Швейцария | ||
Церковь Морет, полдень | 1893 г. | ||||
Церковь Море-сюр-Луан: дождливая утренняя погода | 1893 | 81,3 х 65,9 | Художественная галерея Хантера, Университет Глазго | ||
Церковь в Море, вечер | 1893 | 83 х 64 | Частная коллекция | ||
Церковь в Море (вечер) | 1894 | 101 х 82 | Petit Palais, Париж | ||
Церковь в Море после дождя | 1894 | 73 х 60,5 | Детройтский институт искусств, СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ | ||
Церковь в Море, Зима | 1893–94 | 81,3 х 54,3 | Будапештский музей изящных искусств, Венгрия | ||
Церковь в Море | 1893 г. | 55 х 46 | Музей Кальве, Авиньон, Франция | ||
Сахурские луга в утреннем солнце | 1894 | 73 х 92,1 | Метрополитен-музей, Нью-Йорк | ||
Уголок Морэ-сюр-Луан | 1895 | 33.7 × 42.6 | Художественный институт Чикаго | ||
Лесная поляна | 1895 | 56,4 х 65,4 | Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания | ||
Баржи на канале Луанг, весна | 1876 | 54 х 65 | |||
Banks of the Loing | 1896 | Частная коллекция | |||
Banks of the Loing | 1896 | 46.3 × 55.3 | Художественный институт Чикаго | ||
У реки Лоинг | 1896 | Musée des Beaux-Arts de Rouen, Франция | |||
Хижины у реки Лойн, утро | 1896 | 60 х 73 | |||
Хижины вдоль канала Луанг, эффект солнечного света | 1896 | Частная коллекция | |||
Bords de Riviere или же Les Oies | 1897 | 21,2 х 32 | Бруклинский музей, Нью-Йорк Кливлендский художественный музей | ||
Кардиффский судоходный переулок | 1897 | 54 х 65 | Musée des Beaux-Arts de Reims, Франция | ||
Бристольский канал из Пенарта, вечер | 1897 | Мемориальный художественный музей Аллена, Оберлин, Огайо | |||
Скалы в Пенарте, Вечер, Отлив | 1897 | 54 х 65 | |||
Сильный ветер | 1897 | 55 х 66,5 | |||
Langland Bay | 1897 | 54 х 65 | Музей Вальрафа-Рихарца, Кельн, Германия | ||
Langland Bay | 1897 | ||||
Леди Бухта, Уэльс | 1897 | Musée des Beaux-Arts de Rouen, Франция | |||
Леди Бухта | 1897 | ||||
Бухта Леди, залив Лэнгланд, утро | 1897 | 65,7 х 81,3 | |||
Леди Бухта перед бурей | 1897 | 65 х 81 | |||
Залив Лэнгленд, Сторр Рок, Утро | 1897 | 65 х 81 | Художественный музей Берна, Швейцария | ||
Сторр-Рок, Леди Бухта | 1897 |
1890-е годы
Изображение | Имя | Год | Размеры (см) | Текущее местоположение | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|
Улица в Море | 1890 | 60 × 73.2 | Художественный институт Чикаго | ||
Аллея тополей возле Морэ-сюр-Луан | 1890 | 65 х 81 | Musée d’Orsay, Париж | ||
Луна и мельницы Морэ, эффект снега | 1891 | 58,7 х 81,6 | Институт искусств Кларка, Уильямстаун, Массачусетс | ||
Саммерс Сен-Мартен, недалеко от Морэ-сюр-Луан | 1891 | 73 х 60 | Musée Marmottan, Париж | ||
Канал дю Луан зимой | 1891 | Национальный музей изящных искусств в Алжире, Алжир | |||
Rue Eugène Moussoir в Moret: Winter | 1891 | 46,7 х 56,5 | Метрополитен-музей, Нью-Йорк | ||
Канал дю Луан | 1892 | 73,5 х 92,5 | Musée d’Orsay, Париж | ||
Изгиб в суете | 1892 | 66 х 92,5 | Museu Nacional d’Art de Catalunya, Барселона | ||
Uphill Road в Саншайн | 1893 | Musée des Beaux-Arts de Rouen, Франция | |||
Мост в Море | 1892 | 73,5 х 92 | Musée d’Orsay, Париж | ||
Небольшие луга при ненастной погоде | 1892 | Musée d’art et d’histoire de Meudon, Германия | |||
Церковь в Море в утреннем солнце | 1893 | 65 х 81 | Musée des Beaux-Arts de Rouen, Франция | ||
Церковь в Морет в утреннем солнце | 1893 | 80 х 65 | Художественный музей Винтертура, Швейцария | ||
Церковь Морет, полдень | 1893 г. | ||||
Церковь Море-сюр-Луан: дождливая утренняя погода | 1893 | 81,3 х 65,9 | Художественная галерея Хантера, Университет Глазго | ||
Церковь в Море, вечер | 1893 | 83 х 64 | Частная коллекция | ||
Церковь в Море (вечер) | 1894 | 101 х 82 | Petit Palais, Париж | ||
Церковь в Море после дождя | 1894 | 73 х 60,5 | Детройтский институт искусств, СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ | ||
Церковь в Море, Зима | 1893–94 | 81,3 х 54,3 | Будапештский музей изящных искусств, Венгрия | ||
Церковь в Море | 1893 г. | 55 х 46 | Музей Кальве, Авиньон, Франция | ||
Сахурские луга в утреннем солнце | 1894 | 73 х 92,1 | Метрополитен-музей, Нью-Йорк | ||
Уголок Морэ-сюр-Луан | 1895 | 33.7 × 42.6 | Художественный институт Чикаго | ||
Лесная поляна | 1895 | 56,4 х 65,4 | Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания | ||
Баржи на канале Луанг, весна | 1876 | 54 х 65 | |||
Banks of the Loing | 1896 | Частная коллекция | |||
Banks of the Loing | 1896 | 46.3 × 55.3 | Художественный институт Чикаго | ||
У реки Лоинг | 1896 | Musée des Beaux-Arts de Rouen, Франция | |||
Хижины у реки Лойн, утро | 1896 | 60 х 73 | |||
Хижины вдоль канала Луанг, эффект солнечного света | 1896 | Частная коллекция | |||
Bords de Riviere или же Les Oies | 1897 | 21,2 х 32 | Бруклинский музей, Нью-Йорк Кливлендский художественный музей | ||
Кардиффский судоходный переулок | 1897 | 54 х 65 | Musée des Beaux-Arts de Reims, Франция | ||
Бристольский канал из Пенарта, вечер | 1897 | Мемориальный художественный музей Аллена, Оберлин, Огайо | |||
Скалы в Пенарте, Вечер, Отлив | 1897 | 54 х 65 | |||
Сильный ветер | 1897 | 55 х 66,5 | |||
Langland Bay | 1897 | 54 х 65 | Музей Вальрафа-Рихарца, Кельн, Германия | ||
Langland Bay | 1897 | ||||
Леди Бухта, Уэльс | 1897 | Musée des Beaux-Arts de Rouen, Франция | |||
Леди Бухта | 1897 | ||||
Бухта Леди, залив Лэнгланд, утро | 1897 | 65,7 х 81,3 | |||
Леди Бухта перед бурей | 1897 | 65 х 81 | |||
Залив Лэнгленд, Сторр Рок, Утро | 1897 | 65 х 81 | Художественный музей Берна, Швейцария | ||
Сторр-Рок, Леди Бухта | 1897 |
Личная жизнь
Со своей будущей женой, Мари Эжени Лекуэзек, художник познакомился в 1866 г. Девушка была из хорошей, но бедной семьи. Эжени торговала цветами и подрабатывала в качестве натурщицы для художников.
Альфред Сислей и его жена, худ. Пьер-Огюст Ренуар (1868 г.)
У Альфреда и Эжени завязался роман, который вызвал неодобрение родителей Сислея. В 1867 г. у пары родился сын Пьер. Ещё через 2 года появилась дочь Жанна, которая впоследствии пошла по стопам отца и стала художницей.
В 1868 г. портрет супругов написал их друг Огюст Ренуар. Официально пара оформила отношения только в 1897 г. Через год Эжени скончалась от рака горла.
Творчество
Вместе с единомышленниками из школы Глейра Сислей основал клуб импрессионистов. Художники поселились в окрестностях Фонтебло, где рисовали пейзажи на открытом воздухе. Это позволяло им более реалистично передавать эффекты солнечного света. Но работы мастеров не пользовались популярностью, их неоднократно отклоняли на выставках в Париже.
На раннее творчество французского живописца оказали влияние Джон Констабел и Уильям Тернер. Студенческие работы не сохранились, но, по утверждениям современников, они были мрачнее и созданы с использованием темных тонов, зеленого и бледно-голубого.
В отличие от своих товарищей по клубу импрессионистов Альфред не стремился к славе и деньгам. Художнику хватало средств, которые отец давал на содержание. Но беззаботная жизнь закончилась, когда Сислей сыграл свадьбу с девушкой, которая не понравилась семье. Он лишился наследства и был вынужден постоянно переезжать, ведь не мог оплатить аренду жилья.
Альфред оставался верен творчеству, в 1873-м он основал общество художников-живописцев. Уже через год при его содействии состоялась первая выставка импрессионистов, где Сислей представил 5 работ. Но событие не принесло ему известности, и картины по-прежнему плохо продавались на аукционах. К тому же пейзажист оказался в тени своего друга Моне, творения которого были похожи по стилю.
В последующие годы живописец выживал только благодаря помощи богатых покровителей, которые верили, что признание таланта Альфреда еще впереди. Чтобы семья импрессиониста не умерла от голода, коллекционер Поль Дюран Рюэль каждый месяц покупал у него картины, а парижский кондитер бесплатно угощал детей Сислея.
С помощью спонсоров художнику удалось 3 раза посетить Англию. Результатом первой поездки стало собрание из 20 творений, на которых изображены лондонские пейзажи. Но, несмотря на очарование Великобританией, мужчина оставался верен Франции. Он неоднократно подавал заявку на получение французского гражданства, но получал отказы.
Несмотря на бедность и неудачи, Сислей сохранял любовь к жизни и искусству. Всё изменилось в 1897 году, когда состоялась масштабная выставка работ художника. На ней были представлены почти 150 картин, но ни одна из них в итоге не была продана. Это опустошило мужчину и привело к ухудшению его душевного и физического состояния.
Скромное обаяние простоты
В 1880 году Сислей переехал с семьей в Море-сюр-Луан, где и оставался до самой смерти. Художник устал бороться не только за признание и успех, но и просто за выживание, и его одолевала депрессия. Больше он уже не принимал участия ни в одной из выставок импрессионистов. Однако творчества Альфред Сислей не оставил, жил очень скромно, замкнуто, но не полным затворником.
Скоро в Море у него появилось много знакомых, хотя и не близких по духу — среди них не было никого, кто мог бы назвать себя другом живописца. Сислей много работал, пробовал технику пастели, создал серию больших полотен, изображающих местную старинную церковь.
С 1890 по 1898 год художник регулярно отправлял свои работы в Салон. Их выставляли, но ни известности, ни заработка это так и не приносило. Лето 1898 года семья провела в Корнуолле и южном Уэльсе. Там Альфред наконец оформил официальный брак с Эжени, которая до сих пор была в глазах общества его любовницей, и стал законным отцом их детей. Но в том же году Эжени заболела раком горла. Болезнь протекала тяжело, и Альфреду пришлось оставить живопись, чтобы ухаживать за женой. Законными супругами они пробыли всего год. К тому времени Сислей знал, что сам страдает тем же заболеванием и что его дни тоже сочтены. После похорон жены он письмом попросил Моне приехать, поручил заботам старого друга своих детей и вскоре умер.
Альфред Сислей «Лужайки весной» (1880-1881)
Альфред Сислей «Мост Море летом» (1888)
После кончины Сислея Клод Моне распродал его картины — другого имущества у Альфреда не было. Удалось выручить всего лишь 160 000 франков.
А через год свершилось чудо. В 1900 году «Наводнение в Марли» было продано за… 43 000 франков! А ведь когда-то сам Сислей получил за нее всего 180 франков. Как будто у всех внезапно открылись глаза. Зрители словно только что увидели и оценили тихие, немного отстраненные, но тем более естественные и правдивые пейзажи, тончайшую колористику, простоту и искренность полотен Альфреда Сислея. Художник не дожил до славы и признания всего один год.
Сегодня он по праву считается создателем самых тонких и лиричных пейзажей в импрессионизме.
Поделиться ссылкой
Англичанин или француз?
Когда заходит разговор об импрессионистах, возникает прочная ассоциация с Францией и только с Францией. Однако фамилия Сислей, хотя и похожа на французскую, — английского происхождения. И Альфред Сислей, несмотря на то, что родился в семье англичан, побывал в Англии всего лишь трижды за всю свою жизнь.
Старинный английский род Сислеев имел с Францией прочные связи. Дед художника был женат на француженке, вел торговлю с французами, и неизвестно, где больше времени он проводил, на континенте или на острове. Родители Альфреда жили во Франции, там же родился и будущий художник.
Семья занималась коммерцией и была довольно состоятельной. Отец, разумеется, хотел, чтобы сын-наследник продолжил его дело. В 1857 году Альфреда отправили в Англию, чтобы он освоил азы торгового дела, а заодно и улучшил свой английский (по-французски юноша говорил куда лучше). Однако заниматься коммерцией он не пожелал: молодого человека тянуло к кистям и краскам. Нельзя сказать, чтобы родители одобряли такой поворот дела, но и препятствовать особо не стали. Отец назначил сыну достойное содержание и разрешил отправиться в Париж, чтобы поступить в мастерскую для обучения, что он и сделал в 1862 году, попав в творческое ателье Глейра. Учеба давалась Сислею легко, его только не устраивало то же, что и всю художественную молодежь, — академизм.
Довольно скоро Альфред познакомился с Моне, Ренуаром и Базилем. Эти люди были по-настоящему близки ему по духу, он разделял их взгляды и с радостью наполнялся идеями и энергией, исходящей от друзей. Когда мастерская Глейра закрылась, все четверо отправились работать на пленэр у легендарного леса Фонтенбло, неподалеку от Барбизона.
Из всей компании Альфред Сислей был, пожалуй, самым застенчивым, обладал крайне мягким характером и, как говорил Ренуар, не мог отказать даже женщине. Но благодаря этой мягкости Альфред быстро становился своим в любой компании, уживаться с ним было очень легко.
Поездки в Барбизон и его окрестности наложили неизгладимый след на все творчество Сислея. Он изначально чувствовал желание работать именно в жанре пейзажа, и совершенно неудивительно, что его кумиром стал Камиль Коро.
литература
- Брюс Бернард (ред.): Великие импрессионисты. Революция в живописи. Дельфин, Мюнхен, 1987 г., ISBN 3-7735-5323-4 .
- Раймонд Коньят: Сислей. Südwest-Verlag, Мюнхен 1982, ISBN 3-517-00759-5 .
- Вивьен Кулдри: Альфред Сислей. Английский импрессионист. Дэвид и Чарльз, Ньютон-Эббот, Девон 1992, ISBN 0-7153-9920-9 .
- Франсуа Даульт: Альфред Сислей. Schuler, Мюнхен, 1975, ISBN 3-7796-5051-7 .
- Франсуа Даульт: Сислей — сезоны. Bibliothèque des Arts, Париж и др. 1992, ISBN 2-85047-184-4 .
- Герхард Финк : Альфред Сислей — настоящий импрессионист. Музей фон дер Хейдта, Вупперталь 2011, ISBN 978-3-89202-080-6 , каталог выставки.
- Карола Леппинг: дань уважения Сислею . Книги по запросу, Norderstedt 2004, ISBN 3-8334-1878-8 .
- Жан Леймари, Мишель Мелот: французские импрессионисты. Графические работы Мане, Писсарро, Ренуара, Сезанна, Сислея. Хирмер, Мюнхен, 1972 г., ISBN 3-7774-2490-0 .
- Ричард Шон: Сислей. Phaidon Press, Лондон 1999, ISBN 0-7148-3892-6 .
Преследуемый несчастьями
Казалось, что жизненный путь художника будет если не прост, то достаточно безоблачен. Его первые работы, по-ученически тщательно прописанные, с явными признаками манеры барбизонцев, в особенности Коро и Добиньи, были приняты очень спокойно. Самый выдержанный по характеру в компании импрессионистов, он и писал так же, без надрыва, без отчаянного поиска, но планомерно применяя все приемы и техники, вновь открываемые его друзьями и им самим.
В 1863 году они вместе организовывали Салон отверженных. На эту неспокойную пору пришлись и перемены в личной жизни Сислея. Примерно в середине 1860-х годов у него разгорелся роман с натурщицей Эжени Лескузе. В 1867 году она родила от Альфреда сына, а два года спустя — дочь, хотя в браке они не состояли. Такое поведение сына Сислей-старший расценил как недостойное, он был крайне разгневан и лишил Альфреда содержания. В сущности, начиная с этого момента и до конца жизни художник был вынужден бороться с нищетой.
В 1870 году началась франко-прусская война. Многие друзья Альфреда покинули Францию, а для него война имела самые тяжелые последствия. Его отец разорился, вместе с этим пропала надежда получить после него наследство. Из-за наступления прусских войск Сислей был вынужден спешно покинуть Париж, бросив все небольшое имущество, в том числе картины, которые так и не нашлись по его возвращении. До нашего времени из ранних полотен Альфреда Сислея дошли только те, что уже были проданы, — меньше двадцати картин.
Альфред Сислей «Городок Вильнёв-ла-Гаренн» (1872)
Вернувшись после войны, Сислей решил остановиться в Вуазене, к западу от Парижа. В этот период он много работал, найдя свой неповторимый стиль и оттачивая мастерство. Тогда были написаны одни из лучших его картин: «Канал в Аржантее» (1872), «Поля близ Аржантея» (1873), «Сена у Буживаля весной» (1876), «Наводнение в Пор-Марли» (1876), а также великолепная серия видов Хэмптон-корта, которую он привез из короткой поездки в Англию.
Художник старался принимать активное участие в выставках своих друзей, помогал всем, чем мог, но его произведения, раз за разом терялись на фоне более ярких работ Моне, Ренуара, Писсарро. Картины Сислея не имели успеха, то есть не продавались, а ведь теперь это был его единственный источник дохода. Вместе с семьей Альфред неоднократно менял квартиры, раз за разом снимая все более дешевую. Понимая, что он никогда не продаст полотна, выставляя их на «бунтарских» выставках, да еще в таком невыигрышном положении, в 1879 году Сислей решил снова отправить их в официальный Салон. Но вновь потерпел неудачу.
Альфред Сислей «Осень: Берег Сены вблизи Буживаля» (1873)
Альфред Сислей «Баржи в Бийянкуре» (1877)
Детство и юность
Альфред Сислей родился 30 октября 1839 г. в Париже в состоятельной британской семье. Он был четвёртым и последним ребёнком английского коммерсанта Уильяма Сислея, торговца шёлком, и Фелиции Селл, образованной женщины, увлекавшейся музыкой и литературой. Родители мальчика приходились друг другу двоюродными братом и сестрой.
Уильям руководил французским отделением налаженного семейного предприятия и видел сына продолжателем дела. Когда Альфреду исполнилось 18 лет, родители отправили его в Лондон обучаться коммерции. Юноша поселился у родственников.
Однако, вопреки ожиданиям родителей, в Лондоне молодой человек увлёкся живописью. На него большое впечатление произвели картины Тёрнера и Констебла в Национальной галерее. Альфред решил стать художником. После 4-х лет, проведённых в Лондоне, он вернулся в Париж.
В 1862 г. Альфред поступил в престижную французскую Школу изящных искусств, учился в мастерской Шарля Глейра. Там он познакомился с молодыми художниками-единомышленниками: Моне, Ренуаром, Базилем.
Отец не был доволен решением сына, но принял его, и назначил Альфреду достойное денежное содержание.
Портрет Альфреда Сислея
Краткая биография
- С 1861 г. Альфред вместе с друзьями-художниками много работал на открытом воздухе. Они писали пейзажи, наблюдали за природой, экспериментировали с цветом, старались передать эффекты естественного освещения, мимолётность мгновения и своё впечатление от увиденного.
- В 1863 г. Сислей и другие художники-новаторы покинули мастерскую Глейра, не разделяя его сугубо академический подход. Но картины молодых живописцев не пользовались спросом, Салон их не принимал.
- До 1866 г. Сислея финансово поддерживал отец, но после женитьбы сына на «неподходящей» девушке, он перестал давать Альфреду деньги. А после франко-прусской войны семейный бизнес и вовсе потерпел крах. Все оставшиеся годы Сислей прожил в глубокой бедности в съёмных домах в разных пригородах Парижа.
- С 1872 по 1875 гг. художник с семьёй проживал в городке Лувесьенн, где написал около 80 картин.
- В 1873 г. он основал «Акционерное общество художников-живописцев».
- В том же году написал пейзажи «Дорога в Лувесьенне», который сегодня находится в Музее д’Орсэ в Париже, и «Мороз в Лувесьенне», представленный в экспозиции ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве.
- В 1874 г. «Общество» организовало первую выставку группы художников, после которой за ними закрепилось название «импрессионисты». На ней Сислей представил публике 5 работ.
- 1874 г. датируется известная картина художника «Снег в Лувесьенне».
- В том же 1874 г. Сислей совершил краткую поездку в Англию. Там он написал несколько пейзажей («Мост в Хэмптон-Корте», «Плотина в Молси» и др.).
- В 1875 г. художник переехал в деревню Марли-ле-Руа, где жил до 1878 г. Из картин, созданных там в 1875 г., можно выделить «Водопой в Марли», «Сена в Порт-Марли, груды песка».
- В 1875 г. живописец создал картину «Луг», которую можно назвать квинтэссенцией импрессионистского пейзажа, спонтанного, свободного и будто неоконченного. Картина хранится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
- В 1876 г. художник написал одну из самых известных своих картин – «Наводнение в Порт-Марли».
- На выставке импрессионистов 1876 г. было показано 8 полотен Альфреда Сислея.
- На Третьей выставке появилось сразу 17 картин художника. Но работы живописца не пользовались спросом, теряясь на фоне «более ярких» картин коллег.
- В 1879 г. художник написал «Весну в окрестностях Парижа», которую приобрёл его друг доктор Жорж де Беллио.
- С 1880 г. Альфред с семьёй переехал в городок Мор-сюр-Луан, расположенный в 100 км от столицы.
- В 1880-1881 гг. пейзажист работал над картиной «Лужайки весной», изображающей цветущую вербу на берегу реки.
- В 1881 г. Сислей вновь совершил краткий визит в Англию.
- С 1882 г. художник перестал участвовать в собраниях импрессионистов.
- В 1882 г. Альфред написал «Ветреный день в Венё». Картину приобрёл коллекционер и меценат Поль Дюран-Рюэль, который иногда помогал художнику. Сейчас она выставлена в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
- Ещё одной работой художника из собрания Эрмитажа является полотно «Берега в Сен-Маммесе» 1884 г.
- В 1885 г. была написана картина «Опушка леса в Фонтенбло», которую сегодня можно увидеть в Государственном музее им. А. С. Пушкина в Москве.
- В 1888 г. был написан радостный и солнечный пейзаж «Мост в Морэ летом».
- В 1890 г. была создана картина «Улица в Морэ».
- В 1891 г. художник написал одну из самых светлых своих картин последних лет «Мост в Морэ. Утро».
- В 1893 г. Сислей написал «Церковь в Морэ». Всего он создал около 15 картин с изображением этого храма.
- В 1897 г. состоялась большая выставка картин живописца. Из 150 работ, представленных на выставке, ни одна не была продана, что повергло мастера в отчаяние.
- В том же году Альфред в третий раз побывал в Великобритании. В путешествии его сопровождала жена. В Англии художник увлеченно писал море, самыми известными работами, созданными в этой поездке, стали «Побережье, Ленгленд», «Бухта Ленгленд».
- 29 января 1899 г. в возрасте 59 лет Альфред Сислей скончался от рака горла, всего через несколько месяцев после смерти своей жены от этой же болезни.
Художник Альфред Сислей
Заключение
Альфред Сислей был французским живописцем английского происхождения, виртуозным мастером пейзажа. Менее известный из всех импрессионистов, он был наиболее верным и последовательным этому направлению.
Художник Альфред Сислей
Известный критик Арман Сильвестр назвал Сислея «самым гармоничным и нерешительным» из всех импрессионистов.
Он всю жизнь писал только пейзажи. На картинах художника часто присутствуют дороги, мосты, реки, но практически нет людей. Он изображал их только в виде едва заметных фигурок, органично вписанных в пейзаж. Значительное место на своих полотнах живописец уделял небу, считая его ключом всей композиции.
Сислей создавал чарующие изображения природы. Его работы отличаются простой и безупречной композицией, лиричностью, особой воздушностью, лёгкостью и чистотой.
Последние 30 лет жизни Сислей провёл в нищете, работы его продавались редко и за небольшие деньги. Признание к художнику пришло только после смерти.