Картина «У больного учителя»
(1897 год)
Богданов-Бельский известен также как мастер портрета. Он создал замечательный портрет А. М. Горького.
В 1903 году художнику было присвоено звание академика, в 1914 году его избирают в действительные члены Академии художеств. Вскоре после образования «Общества имени Куинджи» в 1909 году Богданов-Бельский становится его председателем и остается им до 1921 года.
После Великой Октябрьской социалистической революции художник много работал. Активный член Товарищества передвижных выставок, он участвует в передвижной выставке 1918 года.
В 1921 году художник уехал в Латвию.
Умер художник в 1945 году.
Николай Петрович Богданов-Бельский вошел в историю русской живописи как тонкий художник, открывший интересный и своеобразный мир деревенской детворы, жадно стремящейся к знаниям.
Т. КЕДРИНА, по материалам журнала “Семья и школа”, 1968 год
Богом данный
Первая часть фамилии художника появилась по причине того, что незаконнорожденный сын полунищей крестьянки не мог претендовать на настоящую фамилию своего отца. Поэтому он стал Богдановым – «Богом данным». Зато у второй части происхождение куда более благородное: она появилась по названию родного уезда в 1905 году, при получении художником звания академика. «Мою простонародную фамилию как бы облагородил сам государь, вписав ее собственноручно в диплом через дефис – “Бельский”» – так описывает появление на свет ее обладатель.
А начинал свой путь будущий портретист высшего света российской знати деревенским пастухом. Но маленького Колю так тянуло к знаниям, что в холодное время года, когда пасти было некого и негде, он пешком проделывал путь до соседнего селения Шопотово, где обучался в церковно-приходской школе
Со временем, обратив внимание на его одаренность, тамошний священник устроил мальчика в более продвинутое учебное заведение
Профессор московского университета дворянского происхождения по фамилии Рачинский организовал в селе Татево народную школу для детей крестьян, где обучал их математике, ботанике, церковно-славянскому языку и прочим наукам. Рачинский стал попечителем Николая и решил сделать все возможное, чтобы позвоить развить наметившийся у него художественный талант.
Сначала опекун определил его на обучение в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре, назначив содержание 25 рублей – настоящее состояние по тем временам для безродного крестьянского мальчика. А затем помог попасть в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где будущий художник оттачивал мастерство под наставничеством Маковского и Поленова.