Площадь сан-марко в венеции

Музеи на площади Сан-Марко

Музей Коррера

В музейном комплексе Коррера вы найдете немало интересного: шедевры живописи и скульптуры, оружие, картинную галерею с произведениями искусства 12-17 веков, собрание картин музея Рисорджименто, древние карты и деньги, военные трофеи, способные рассказать обо всех увлекательных вехах истории.

Сначала музей возводился как резиденция императора Наполеона. Его пристраивали к Прокурациям, но завершить проект в срок не удалось, поэтому после строительства в нем обосновалась династия Габсбургов. Имя музею дало первое собрание предметов искусства, оставленном городу аббатом Теодором Корреро. Тогда коллекция размещалась в завещанном дворце, но позднее была перенесена в Новую Прокурацию.

Жемчужиной музея считается оружие Франческо Морозини. Его крайне трудно заподозрить в молитвеннике, некогда принадлежавшем адмиралу. Это лишний раз напоминает о том, что в то смутное время и в церкви нельзя было чувствовать себя в безопасности.

Картинная галерея комплекса славится подлинниками полотен Витторе Карпаччо, Джованни Беллини, Лоренцо Венециано, Паоло и других признанных мастеров. Неизменно вызывает массу впечатлений «Пьета» кисти Антонелло да Мессины, а также статуи Антонио Кановы.

Музей открыт для посетителей ежедневно круглый год. Вы можете заглянуть в него с 10:00 до 17:00 – с ноября по март и с 10:00 до 19:00 – с апреля по октябрь.

Археологический музей Венеции

20 залов внутри Новой Прокурации отведены под коллекцию археологических объектов, найденных в Греции, Египте и Этрурии. Это керамика, скульптуры, драгоценности и монеты. Посетители могут полюбоваться уникальной скульптурой «Ледой и лебедью», образцами клинописи времен фараона Навуходоносора II и подлинными саркофагами.

Библиотека Марчиана

Сегодня библиотека носит имя Святого Марка и заслуженно считается крупнейшим собранием классических текстов на планете. Здесь можно увидеть древнейшие итальянские манускрипты и не только. В фонде бережно хранится свыше 13 тысяч рукописных книг и бумаг, а количество книг, датируемых XVI веком, оценивается цифрой более 27 000. Сюда в свое время попали книги из тех монастырей, что были закрыты Наполеоном.

На хранение музею переданы такие реликвии, как оригиналы нот Франческо Кавалли, семейный кодекс Гонзаго, завещание Марко Поло. Марчиана впервые ввела практику включения в свои хранилища копий всех публикуемых в стране книг. Для этого в 1603 году был принят специальный закон.

Над проектированием и строительство здания библиотеки работал Джакопо Сансовино в 1537 году, а спустя 10 лет завершил грандиозную постройку Винченцо Скамоци. Украшением занимались такие знаменитые художники, как Веронезе, Мелдолла и Сальвиати.

Только два дня в году двери библиотеки закрыты для посетителей. Это 25 декабря, а также 1 января. В остальное время в нее можно заглянуть ежедневно с 10:00 до 17:00 – с ноября по март и с 10:00 до 19:00 – с апреля по октябрь.

Это далеко не полный список достояний, которые можно увидеть на площади Сан-Марко. Посетить все культовые достопримечательности, а также «нетуристические» места можно во время экскурсий в Венеции, представленных на нашем сайте.

Пьяцетта Святого Марка (Piazzetta San Marco)

Площадь Святого Марка в южной части имеет ответвление, которое называют пьяцетта (дословно «маленькая площадь»). Раньше на месте Пьяцетты Святого Марка (Piazzetta San Marco) была гавань. Она была внутренней для площади Сан-Марко. Но её засыпали и присоединили к основной площади в качестве атриума.

Пьяццетта ограничена с востока Дворцом Дожей. С запада возвышается библиотека Марчиана, спроектированная архитектором Якопо Сансовино. Южную часть омывает Канале-ди-Сан-Марко (или Bacino San Marco).

Итак, чтобы вы понимали, Пьяцетта Сан Марко — это небольшая территория, которая начинается от Кампанилы собора Святого Марка и заканчивается у Гранд-канала.

Вид сверху на площадь Сан Марко и Пьяцетта Сан Марко

Украшают Пьяцетту две большие колонны (Святого Марка и Святого Теодора), прибывшие в Венецию в 1125 году. Они стали трофеями с востока. Венеция, будучи мощной морской державой, в 1099 году предоставила военную помощь Константинополю, откуда в виде военных трофеев и прибыли колонны.

Слева колонна Святого Марка, справа колонна Святого Теодора

На левой колонне высится крылатый бронзовый лев, датируемый 4-м веком н.э. Его считают символ Святого Марка. Другую колонну венчает изваяние с мраморной головой Митридата Понтийского, водружённой на торс римлянина времён императора Адриана. Это фигура символизирует Святого Теодора.

слева Святой Теодор, справа статуя символизирующая Святого Марка (птица на голове льва в композицию не входит)

Особенности собора

Собор Святого Марка представляет собой здание в форме греческого креста и является типичной византийской базиликой. Первоначально церковь имела суровый романский фасад, но за время многочисленных перестроек в архитектуре собора смешались разные архитектурные стили. В оформлении интерьера использованы мрамор с Востока, греческие и романские барельефы, византийские и итальянские скульптурные композиции. Несмотря на это, архитекторам собора удалось создать очень гармоничный интерьер.

Интересные особенности собора Святого Марка:

  • Квадрига на лоджии. Это великолепный образец античной скульптуры. Представляет собой четвёрку лошадей, установленных на фасаде собора. Предположительно, квадрига была изготовлена в 5 веке. Привезена в Венецию из Византии.
  • Купола. Собор Святого Марка имеет пять куполов, которые облицованы свинцовыми пластинами. В их архитектуре легко заметить черты православной и исламской архитектуры.
  • Мозаики. Великолепные средневековые мозаики покрывают своды, купола и верхнюю часть стен собора. Их общая площадь составляет 4000 м².
  • Сокровищница. Великолепные религиозные и художественные реликвии. Самыми ценными экспонатами этой коллекции являются предметы, привезённые венецианцами после разграбления Константинополя в 1204 году.
  • Иконостас, украшенный статуями двенадцати апостолов.
  • Главный алтарь с потрясающим Пала д’Оро (алтарный византийский средневековый образ из перегородчатой эмали).
  • Мраморный пол 12-го века с мозаичными вставками. 

Роскошь фасада собора Сан-Марко

Церковь, освященная в 1094 году, к счастью, сохранилась до наших дней.

Купола центрального фасада Сан-Марко

Мозаика над порталом Сант Алипио

Разумеется, в измененном виде. Работы по ее украшению, облицовке драгоценными сортами мрамора, созданию мозаичного декора непрерывно велись столетиями. Окончательный облик собора сформировался в XV веке. Именно тогда его фасад был украшен пышным увенчанием в виде растительного орнамента.

Что нужно знать о фасаде Сан-Марко:

  1. Фасад, увенчанный тремя куполами, разделен на две части — нижняя часть состоит из пяти порталов, а верхняя заканчивается арками. Между ними — лоджия, в центре которой красуются позолоченные кони. Они производят впечатление легкости и неудержимого движения вперед, как будто действительно скачут. Квадрига Сан-Марко является выражением безграничной свободы.
  2. Мозаика над порталом Сант Алипио представляет особенный интерес как своим религиозным содержанием, так и изображением собора в то время (XIII век). В самом центре — мозаичное изображение Христа с Книгой заветов, олицетворяющее правительство, которому должны подчиняться граждане. Содержание мозаики позаимствовано из Книги заветов.
  3. Фигуры людей, переносящих в собор останки евангелиста Марка, разделены на семь групп. Два прелата с епископским посохом перед главным порталом несут на плечах гроб, а дож и правительственные сановники расположились вблизи правых порталов. Другие сановники выходят из левых порталов навстречу святому Марку. Золотой фон, на котором представлен собор и вся процессия, как бы выносит изображение за пределы реальности.
  4. Квадрига коней на фасаде собора Сан-Марко была вывезена венецианцами с ипподрома Константинополя в 1204 году. После взятия города во время IV Крестового похода. Неизвестны ни время, ни место ее изготовления, ни сплав металлов, из которого она отлита. Зато существует множество предположений: Греция или Рим, бронза или медь, IV век до н. э. или II век н. э. Несмотря на передовые исследования, еще никому не удалось найти точные и научно обоснованные подтверждения.
  5. В прошлые века кони являлись символом могущества Венецианского государства. Чтобы лишить город символа, Наполеон, после взятия Венеции, велел отправить коней в Париж. После их возвращения при австрийцах квадрига вновь заняла прежнее место на фасаде собора Сан-Марко.
  6. Четыре люнета верхней части фасада украшены мозаиками XVII столетия, выполненными А. Гаэтано по картонам Маффио Вероны на сюжеты из жития Христа. Особенно прекрасны эти мозаики на закате, когда лучи солнца освещают их, создавая изумительную игру бликов. Любоваться этим зрелищем можно прямо с площади Сан-Марко — весенним или летним вечером.

В конце XIV века началось сооружение готического увенчания из лиственных гирлянд и остроконечных башенок, украшающего верхнюю часть люнетов. Работы велись под руководством мастеров Дела Мазенье и продолжались несколько лет при участии многочисленных скульпторов, многие из которых происходили из Тосканы.

Дворец Дожей

Дворец Дожей на площади Сан Марко

Во время рассвета Венецианской республики, было принято решение обновить дворец Дожей (правителя Венеции). Здание, которое вы видите это постройка XIV веке. Три предыдущих постройки были либо разрушены огнём, либо временем, либо просто не соответствовали венецианскому величию.

Во дворце находились:

  • Частные апартаменты дожа;
  • Магистратура — тут заседали Сенат, Совет, располагались различные Коллегии;
  • Гражданский и церковный суд;
  • Трибуна — с балкона второго этажа дож обращался к жителям;
  • Тюрьма, их было две.

Парадный фасад дворца получился очень эффектным, ажурные арки и колонны первого этажа создают впечатление воздушности и легкости.

Главный фасад выходит в сторону лагуны, фасад который смотрит на Пьяцетту зеркальная копия с незначительными отличиями.

Если присмотреться к деталям, то отличий очень много.

На втором этаже есть две колонны из розового мрамора. Считается, что все смертные приговоры зачитывали стоя между этими колоннами.

Внимательно изучите капители колонн первого этажа, они украшены сюжетами из городской жизни. На одной из них высечена очень печальная история, про любовь и смерть.

Со стороны лагуны есть колонна Надежды (четвертая колонну слева). Ходит легенда: когда суд был не уверен в виновности осуждённого, а его вида была слишком весомой, осуждённому предлагали пройти проверку на венецианском детекторе лжи.

Суть проверки в следующем, осуждённому следовало прислониться к колонне спиной и обойти её кругом. Если его нога касалась земли, значит вина доказана и бедолагу ждала смертная казнь.

Во внутреннем дворе находится Лестница Гигантов. Она названа в честь богов Марса и Нептуна, статуи которых установлены по обе стороны. Здесь давали присягу избранные дожи, а некоторых тут же и казнили.

Основные залы дворца находятся на втором и третьем этажах.

Список залов дворца дожей:

  • Большого Совета — занимает южное крыло здания. В нём решались основные вопросы внутренней и внешней политики;
  • Судьбы — служил для процесса избрания венецианских дожей и прочих чиновников;
  • Гербовый Зал — тут располагались личные апартаменты и приёмная дожа;
  • Скарлатти — ещё одна приёмная;
  • Гримани — личная комната дожа;
  • Четырёх Дверей — приёмная для посетителей Коллегии, Сената и Совета Десяти;
  • Антиколлегии — служил для приёма иностранных послов;
  • Коллегии — тут решались национальные и внешнеполитические вопросы Венецианской Республики;
  • Сената — в нём проводились совещания сенаторов, обсуждались финансово-торговые, дипломатические и военные вопросы;
  • Компаса — в зале находился ящик для анонимных доносов, а потаённые двери вели в помещение инквизиторов и тюрьму Пьомби;
  • Совета Десяти — проводились заседания органа власти, отвечающего за государственную безопасность. Тут судили политических преступников и изменников родины. В зале есть потайная лестница, она ведёт в тюрьму Пьомби;
  • Оружейный — сейчас тут находится богатая коллекция средневекового оружия.

Музей Марчиано

Небольшая дверь рядом с главным входом в церковь ведет в музей Марчиано. Здесь вы увидите оригиналы четырех знаменитых лошадей, которые когда-то стояли в галерее над главным входом. 

Эти медные лошади, покрытые золотом, были частью военного трофея, привезенной дожем из Константинополя. Затем Наполеоном конфисковал статуи и увез их в Париж, но в скором времени они были возвращены в Венецию и размещены в галерее.

И наконец, чтобы защитить фигуры лошадей от загрязнения, их поместили в музей Марчиано.

Также особого внимания заслуживают великолепные старинные гобелены 13-16 веков, византийские скульптуры 12-го века, а также алтарь по образу Пала д’Оро, написанный в технике византийской иконописи в 1345 году Паоло Венециано и его сыновьями, с изображениями сцен из жизни Святого Марка.

Собор Святого Марка на площади Сан-Марко

Главная религиозная достопримечательность Венеции находится в районе Sestiere San Marco, на одноименной центральной площади (Piazza San Marco), которая является визитной карточкой города. Большинство туристов спешат, чтобы познакомиться со значимыми памятниками страны, на знаменитую Сан-Марко в Венеции (площадь).

Собор, история которого насчитывает несколько веков, показывал мощь и величие Венецианской республики. Изначально планировалось, что в базилике будут находиться мощи святого Марка, которые в 829 году были спасены итальянскими торговцами от осквернения мусульман и привезены в город на воде из Александрии. Как свидетельствует легенда, странствующему апостолу пришел во сне ангел, объявивший, что после смерти он обретет покой в Венеции, и купцы выполнили его последнюю волю. Когда святыня прибыла в город, апостол получил статус его покровителя.

В 832 году появился первый вариант собора, который через 150 лет был серьезно разрушен пожаром, однако останки святого не пострадали. Позднее базилику отреставрировали, и она вновь радовала прихожан. Ее первоначальный архитектурный облик был достаточно аскетичен.

Строительство

31 января 828 года толпа горожан в порту Венеции встретила мощи святого Марка с ликованием и выбрала его новым покровителем города взамен византийского святого Фёдора. Останки евангелиста не стали переносить в старую церковь, а временно поместили в охраняемый каструм Дворца Дожей (Palazzo Ducale). Венецианцы решили возвести отдельный храм для своего главного святого.

Первая церковь, ок. 829–976 гг.

Строительство первой церкви, посвящённой евангелисту Марку, было начато в 829 г. дожем Джустиниано Партисипацио и завершено в 832 г. его братом дожем Джованни Партисипацио .

Как подтвердили раскопки, древняя постройка располагалась на месте нынешней крипты собора и походила, скорее всего, на раннехристианскую Базилику Сан-Витале (Basilica di San Vitale) в Равенне (Ravenna). Сохранившийся фундамент даёт некоторые представления о структуре первой церкви. Центральный купол над местом захоронения мощей и план здания в форме греческого креста относят её к Мартириуму – особому виду культового сооружения христиан, архитектура которого была позаимствована у римских мавзолеев имперской эпохи.

Вторая церковь, 976- ок. 1063 г.

Пожар 976 года, устроенный повстанцами во Дворце Дожей, уничтожил рядом стоящую церковь Сан-Марко и ещё около 200 домов Венеции. Новый дож Пьетро I Орсеоло, избранный вместо свергнутого народным восстанием дожа Пьетро IV Кандиано, за два года отремонтировал храм за собственные деньги.

Внешний вид второй церкви так и не удалось установить, но она не могла значительно отличаться от первой, учитывая короткий срок восстановительных работ. Известно, что именно в это время над гробницей святого Марка, находящейся в апсиде, был построен кирпичный свод, который более надёжно защищал мощи. Это полузакрытое святилище позже будет включено в склеп третьей церкви.

Третья церковь, 1063 г.

В 1063 году при доже Доменико I Контарини началось строительство нынешней Базилики Святого Марка. Она была возведена над старой церковью, остатки которой использовались для обустройства склепа.Новая базилика существенно отличалась размерами и формами от предыдущей: появились кирпичные купола, мощные цилиндрические своды, аркады, притвор перед западным фасадом, новый алтарь.

Освящение церкви состоялось 8 октября 1094 года. В этот же день мощи святого были помещены в новый склеп. Это событие обросло легендой. По некоторым источникам в то время место хранения останков евангелиста были утеряно, настолько надёжно их спрятали из-за боязни хищения. Они нашлись благодаря чуду. По окончании торжественной мессы вдруг одна из колонн правого предела раскололась и из неё выпал ящик, в котором находились благоухающие мощи святого.

Советую почитать: кто такие венецианские Дожи?

Последующие вмешательства

Заметные изменения коснулись отделки и внутреннего убранства, которые придали венецианскому собору черты романского и готического стилей, а также восточной исламской архитектуры.

Внешний облик базилики заметно обогатился в XIII в. за счёт более высоких куполов, облицовки дорогим мрамором и использования декоративных элементов, таких как колонны, рельефы и скульптуры. Часть из них строители сняли с дворцов и церквей Венеции, тогда как другие были привезены из Константинополя, в разграблении которого венецианцы участвовали во время Четвёртого крестового похода 1204 года.

Новая церковь Венеции резко отличалась по структуре и стилю от более привычных прямоугольных базилик Италии и являлась отсылкой к византийской традиции возведения храмов. Таким образом, частная церковь при Дворце Доже (которая оставалась таковой до 1807 г.), стала символом тесной политической и экономической связи Венеции и Византии.

Собор Святого Марка снаружи

До 1807 года бывшая часовней дожа, был собор Святого Марка (Basilica di San Marco) впервые упоминается в исторических хрониках в 829 году, когда мощи Святого Марка были привезены в Венецию из Александрии.

Современное здание, скопированное с церкви Апостолов в Константинополе, датируется 1063 годом.

В 1075 году дож издал закон, обязывающий все возвращающиеся корабли привозить что-то ценное для украшения базилики. Этот факт объясняет наличие в соборе Святого Марка более 500 колонн из редкого мрамора, порфира, алебастра и яшмы, привезенных с Востока.

Интерьер украшен 4 240 квадратными метрами золотых мозаик, в основном 12-го и 13-го веков.

Между 1500 и 1750 годами некоторые из старых секций были заменены «современными» мозаиками таких художников, как Тициан и Тинторетто. Мозаики, золотой алтарь, красивые часовни и сокровищница превратили собор Святого Марка в одно из самых любимых туристических достопримечательностей Италии.

Южный фасад собора Сан Марко

С 1503 года южный фасад был закрыт. До этого времени он служил в качестве входа со стороны венецианской лагуны

Но даже, несмотря на то, что большая часть южного фасада закрыта Дворцом дожей, его красота все равно привлекает внимание с Гранд-Канала

Различные скульптуры и мозаики дополняют его богатую архитектуру

Наряду с двумя грифонами в первой арке, обратите внимание на византийскую мозаику Богородицы, с 13-го века, расположенную между арками верхнего этажа. Перед фасадом находятся две мраморные пилястры, Пилястри Акритани, покрытые великолепными барельефами 6-го века

Также как и сам мощи Святого Марка, пилястры были военным трофеем, вывезенные венецианцами в 1256 году из порта захваченного города Акра. Скульптура четырех тетрархов установлена на углу южного фасада и выполнена из порфира, предположительно в Египте в 4-м веке

Перед фасадом находятся две мраморные пилястры, Пилястри Акритани, покрытые великолепными барельефами 6-го века. Также как и сам мощи Святого Марка, пилястры были военным трофеем, вывезенные венецианцами в 1256 году из порта захваченного города Акра. Скульптура четырех тетрархов установлена на углу южного фасада и выполнена из порфира, предположительно в Египте в 4-м веке.

Северный фасад собора Сан Марко

Северный фасад выходит на пьяцетту Леончини (Piazzetta dei Leoncini). Здесь есть один единственный вход – Порта деи Фьори (Porta dei Fiori), «врата цветов», украшенный скульптурным изображением Рождества Христова 13-го века, обрамленным листвой, ангелами и пророками.

Два других барельефа изображают трон судьи (7 или 8 век) с шестью овцами по бокам (символизирующими Двенадцать Апостолов) и колесницу Александра Македонского (10 век), запряженную грифонами.

Портик и галерея

Как и во всех византийский базиликах, в соборе Святого Марка есть портик, который служит прихожей перед входом в саму церковь. Мозаики куполов и арок портика датируются 13-м веком, кроме изображения Святого Марка, которое добавили в декор свода в 1545 году.

Они изображают (справа налево): Сотворение Мира, Каина и Авеля, Ноев Ковчег, Вавилонскую башню и истории Авраама, Иосифа и Моисея.

Каждый из трех порталов, ведущих в собор, обрамлен мраморными колоннами с богато украшенными капителями (6-9 века). В правом портале есть бронзовая дверь (10 век), покрытая серебряными надписями на греческом языке. Во внешней стене установлены Гробницы дожей, относящиеся к 12 веку.

Над портиком находится открытая галерея. До 1981 года там стояли четыре знаменитых бронзовых коня, смотря вниз на площадь Святого Марка. 

Когда-то они были частью квадриги, вывезенной из Константинополя. После падения Константинополя дож Энрико Дандоло привез лошадей в Венецию в качестве военного трофея.

В 1797 году Наполеон конфисковал статую и увез в Париж. Но в 1815 году они были возвращены в Венецию. Оригинальные фигуры лошадей можно увидеть в соборе в музее Марчиано. Те, что сейчас находят снаружи – это их копии.

Кампанила

Кампанила Сан-Марко, стоящая рядом с кафедральным собором, возвышается над землёй на 98,6 метров и является одной из самых высоких в Италии. Венецианцы с любовью называют её «Хозяин дома» (El paron de casa).

Советую почитать про самые высокие башни Италии

Первое сооружение на этом месте, построенное в IX в., являлось смотровой площадкой и маяком. Начиная с XII в. и по XVI в. череда реконструкций изменила облик колокольни до нынешнего. Неоднократные землетрясения, молнии, наводнения, пожары не уничтожили достопримечательность Венеции, каждый раз Кампанила Сан-Марко возрождалась.

Последнее ужасное обрушение произошло в 1902 году после попытки внести изменения в конструкцию башни для постройки лифта. Виновных, конечно, не казнили, как это было во времена Средневековья, и, к счастью, случайных человеческих жертв также не было (если не считать смерть кошки смотрителя колокольни). Городские власти Венеции приняли решение построить новую башню, соблюдая при этом ставший уже известный принцип «где была и как была» (dov’era e com’era). Восстановленная Кампанила Сан-Марко с усиленной конструкцией была торжественно открыта 25 апреля 1912 года по случаю праздника покровителя города.

Билеты и время работы колокольни

Колокольня открыта каждый день с 9:30 до 21:15 (последний вход: в 20:45; билет: 10 евро; бесплатно для детей до 6 лет). В случае неблагоприятных погодных условий (туман, сильный ветер, сильный мороз) колокольня закрывается для посещений.

Важно учитывать, что время ожидания в очереди в кассу может составлять от 1 до 3 часов. Чтобы сэкономить время, советую заранее зарезервировать билеты онлайн

Только великая торговая и военно-морская держава, которой была Светлейшая Республика Венеция, могла создать в течение нескольких столетий такой зримый памятник своей мощи, власти и богатства.

Сокровищница и музей собора

Для того, чтобы попасть в сокровищницу, нужно пройти в дальний угол храма, обойдя с правой стороны алтарь. Сокровищница представляет собой два помещения, в одном из которых выставлены христианские святыни, в другом — сокровища, привезенные с разных концов земли. Наибольшей популярностью пользуется реликварий — множество туристов и верующих приходят сюда для того, чтобы взглянуть на мощи почитаемых святых. В помещении сокровищницы представлены произведения искусства и драгоценности времен античности и Средневековья.

Музей Сан-Марко был создан в XIX веке для собрания предметов, отражающих историю возникновения и развития собора. Все предметы экспозиции музея занимают несколько этажей.

Здесь находятся:

  • оригинальная знаменитая квадрига;
  • мозаичные произведения;
  • различные символы Венецианской республики: флаги, гербы.

Также в одном из помещений музея находится балкон, с высоты которого открывается великолепный вид на внутреннее убранство всего храма.

Музей и сокровищница открыты ежедневно с 9.45 до 16.45, вход платный.

Апостол Марк – небесный покровитель Венеции

Такое ревностное отношение венецианцев к реликвии неслучайно. Святой Марк считается небесным покровителем Венеции, сменив на этом «посту» первого небесного патрона города – святого Феодора Тирона.

Площадь Святого Марка (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com)

Новый покровитель во многом был выбран по идеологическим соображениям: в IX в. н. э. Венеция вышла из-под контроля Византийской империи, приобретя статус самостоятельной республики.

Новой державе был нужен свой святой покровитель взамен прежнего хранителя, бывшего символом свергнутой власти. В качестве такового венецианцы избрали апостола Марка.

По преданиям, святитель держал путь из Аквилеи, где проповедовал заветы Христа, но в пути был остановлен ненастьем, переждать которое он выбрался на один из островов близи бухты Венеции. Здесь ему пришло видение, в котором божий посланник возвещал апостолу, что именно в этих землях он найдет свой покой.

Крылатый лев на фасаде базилики Сан-Марко, Венеция, Италия (Bernard Tey / flickr.com)

Пророчество сбылось в 829 г., на следующий год после обретения святых мощей. Именно в это время началось возведение базилики в честь евангелиста Марка. А уже в 832 г. Собор Сан Марко открыл свои двери для прихожан.

Появление нового покровителя сказалось и на внешнем облике Венеции: поменялась архитектура города – повсеместно стали появляться статуи крылатых львов, которые считаются символичным воплощением святителя Марка.

К сожалению, собор Святого Марка простоял недолго. В 976 г. храм сгорел в результате городских беспорядков, вспыхнувших во время восстания против дожа Пьетро Кандиано.

Восстановительные работы начались только спустя век, в 1063 г. во времена правления дожа Доменико Контарини. Новый собор возвели за 30 лет, и уже в 1094 г. состоялась церемония освящения. Однако работы над оформлением собора Сан Марко длились не одно столетие, и каждое поколение горожан вносило свою лепту в облик базилики.

Фасады

Три фасада Базилики Сан-Марко, которые первоначально соответствовали строгому романскому стилю, приобрели свой нынешний роскошный вид в XIII–XV вв.

Северный фасад, эдикулы и люнеты которого украшены статуями Учителей Церкви и аллегорическими фигурами, уступает по разнообразию и богатству отделки двум другим.

Западный фасад

Из трёх фасадов главным является западный с пятью величественными порталами, обрамлёнными ярусами византийских колонн.

Арки входов и расположенные над ними люнеты с готическим венцом оформлены мозаикой, выполненной в XVII-XVIII вв. с сохранением средневековой иконографии и стилистики. Дверь центрального портала, украшенная бронзовыми пластинами, относится к VI в. Она была привезена из Константинополя и послужила образцом для остальных, выполненных местными мастерами в XII–XIV вв.

Центральная арка террасы увенчана статуей святого Марка, а чуть ниже находится крылатый лев, державший книгу с приветствием ангелов: «Мир тебе, Марк, мой евангелист».

В верхнем ряду террасы в эдикулах размещены фигуры евангелистов, а по краям – статуи Богородицы и Архангела Михаила, как напоминание о дате основания Венеции – 24 марта 421 года, в праздник Благовещения.

Южный фасад

Южный фасад, обращённый в сторону Дворца Дожей и моря, впечатляет богатым декором. В оформлении присутствуют редкий мрамор, колонны , статуи святых Антония Аббата и Павла Отшельника, а также аллегорических фигур Стойкости и Справедливости.

Из скульптур южного фасада привлекает внимание композиция из красного порфира «Четыре тетрарха» (Monumento ai Tetrarchi)

Ранее она украшала одно из зданий Филадельфиона — важной площади Константинополя. Группа из попарно обнявшихся мужчин относится к первой половине IV века и изображает императоров-соправителей периода тетрархии (система совместного управления Римской империи) или трёх сыновей и племянника Константина Великого

Группа из попарно обнявшихся мужчин относится к первой половине IV века и изображает императоров-соправителей периода тетрархии (система совместного управления Римской империи) или трёх сыновей и племянника Константина Великого.

История собора

Местом нахождения мощей евангелиста святого Марка до 828 года был город Александрия. При подавлении вспыхнувшего там крестьянского восстания мусульманские каратели подвергли разрушению много христианских церквей и уничтожали святыни. Тогда два торговца из Венеции поплыли к берегам Александрии, чтобы уберечь мощи святого Марка от вандализма и вывезти их на родину. Чтобы пройти таможню, они прибегли к хитрости, спрятав корзину с останками святого Марка под свиными тушами. Их надежда, что мусульманские таможенники побрезгуют прислоняться к свинине, оправдалась. Они успешно пересекли границу.

Первоначально мощи апостола разместили в церкви Святого Теодора. По приказу дожа Джустиниано Партечипацио для их хранения возле Дворца дожей возвели базилику. Город обрел покровительство святого Марка, его знак в виде золотого крылатого льва стал символом столицы Венецианской республики.

Пожары, охватившие Венецию в Х-XI веках, стали причиной нескольких перестроек храма. Его реконструкцию, близкую к сегодняшнему облику, завершили в 1094 году. Пожар 1231 года повредил церковное сооружение, в результате чего были выполнены восстановительные работы, закончившиеся созданием алтаря в 1617 году. Величественный храм снаружи и изнутри предстал красивее прежнего, украсившись статуями святых, ангелов и великомучеников, изумительным резным декором фасадов.

Собор стал главным культовым местом Венецианской республики. В нем проводились коронации дожей, получали благословение известные мореплаватели, отправляясь в далекие путешествия, сходились горожане в дни празднований и бед. Сегодня он служит резиденцией венецианского патриарха и является достопримечательностью мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Мозаики нартекса

Нартексом называют церковный притвор, предваряющий вход в базилику. Его пристройка с мозаичными картинами, иллюстрирующими ветхозаветные сюжеты, относится к XII-XIII столетиям. Перед глазами здесь предстают:

Купол о сотворении мира, оформленный золотыми чешуйками и привлекающий внимание изображением 6 дней сотворения мира из книги Бытия.
Арки дверей, открывающих вход в храм, привлекают внимание циклом мозаик о жизнеописании прародителей, их детей, событиями всемирного потопа и некоторыми библейскими сценами.
Три купола Иосифа в северной стороне притвора знакомят с 29 эпизодами из библейского жизнеописания Иосифа Прекрасного. На парусах куполов предстают фигуры пророков со свитками, где написаны пророчества о явлении Спасителя.
Купол Моисея расписан мозаикой 8 сюжетов деяний, совершенных пророком Моисеем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: