Джорджо вазари. художник и искусствовед в одном лице

Самые знаменитые картины Мазаччо

Основоположник живописи эпохи Ренессанса, мастер флорентийской школы, Мазаччо (настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди) родился в 1401 году в семье мастера по изготовлению и росписи сундуков. С раннего возраста мальчик привлекался к семейному делу, где его талант был замечен отцом и дедом. Переехав во Флоренцию, из-за смерти отца, а потом отчима, стал главным кормильцем большой семьи. Его художественный талант был замечен ведущими художниками Мазолино, Донателло и Брунеллески. Обучение, сотрудничество с этими великими мастерами вывели талант Мазаччо на самый высокий уровень. Неприглядное прозвище Мазаччо (Грязнуля) художник получил из-за полной отдачи своей жизни живописи. Его не интересовало ничего, кроме красок и работы.

Триптих Сан-Джовенале (1422)

Первая крупная датированная работа Мазаччо — небольшой триптих, выполненный на дереве. Он был обнаружен совершенно случайно в 1961 году в церкви св. Ювеналия недалеко от городка Сан-Джованни-Вальдарно. В центре этого алтарного триптиха изображена Мадонна с младенцем Иисусом Христом на руках, у её ног преклонили колени два ангела. Боковые части триптиха посвящены святым Амвросию, Ювеналию, Варфоломею и Блезу.

Все фигуры изображены на золотом классическом фоне готического религиозного стиля. Фигуры изображены в скованных готических позах, ограниченных рамками требований к церковным изображениям. Первые признаки ренессанса в этой работе проглядываются в использовании перспективы в построении трона Богоматери. Эта работа была выполнена Мазаччо в начале творческой карьеры, но уже здесь видно, что художник стремиться построить перспективу, сделать объёмными складки одежды.

Описание[ | ]

На картине изображён святой Иероним Стридонский, церковный писатель и переводчик Священного писания, почитаемый как один из Отцов Церкви. Хотя Иероним никогда не был кардиналом, существует иконографическая традиция изображать его в пурпурной кардинальской мантии; этой традиции следует и Антонелло. В картине ощущается дух гуманистической культуры: святой представлен не как отшельник в келье, а, скорее, как учёный-гуманист, размышляющий над прочитанным в тиши собственного кабинета. Кабинет, однако, расположен в просторном помещении с высокими сводами (возможно, трёхнефной готической церкви), а сам Иероним восседает словно бы на сцене, к которой ведут три ступеньки. Зритель видит его сквозь каменную арку, обрамляющую картину и подчёркивающую глубину изображённого пространства. В картине преобладают тёплые коричневые и серые тона; на их фоне ярким пятном выделяется одеяние Иеронима.

Фрагмент картины: пейзаж за окном слева Фрагмент картины: пейзаж за окном справа

Кабинет наполнен многочисленными предметами: святого окружают книги, бумаги, вазы с растениями, шкатулки; на верхней полке стоит миниатюрное распятие; на стене висит полотенце; у подножия ступенек лежит снятая обувь

Подобное внимание к деталям — несомненная дань фламандской традиции. Слева находится арка с уходящим вглубь интерьером и окном, за которым виднеется тщательно прорисованный пейзаж; справа — аркада с тонкими колоннами и ещё два оконных проёма

В верхней части стены также имеются три окна. Б. Р. Виппер отмечает мастерство Антонелло в передаче воздушной и световой атмосферы в замкнутом пространстве и подчёркивает, что картина — первый настоящий интерьер в итальянской живописи. В. Н. Лазарев видит нидерландское влияние в том, как Антонелло решает задачу передачи света и передаёт эффекты, возникающие при отражении света от разных плоскостей и фактур.

Антонелло строит пространство по законам перспективы, решая при этом сложные задачи, такие как изображение кафельного пола, многочисленных предметов, разноплановых интерьеров и заоконного пейзажа. Однако по мнению В. Н. Лазарева, его перспектива не имеет единой точки схода линий: художник просто сочетает на плоскости увиденные с разных точек зрения архитектурные элементы, слабо связанные друг с другом. Д. Арган полагает, что пространство на картине сужается и уплотняется, пока не достигает абсолютного фокуса в фигуре святого. Он считает, что совпадение линий перспективы и световых лучей на картине столь совершенно, что концентрация света на лице Иеронима достигается за счёт отражения лучей от плоскостей страниц лежащей перед ним раскрытой книги.

Читающий Иероним

Многое в композиции картины говорит о том, что, несмотря на близость манеры её автора к нидерландцам, она всё же принадлежит кисти итальянского мастера. Так, Лазарев отмечает преобладание горизонтальных линий, нехарактерное для нидерландских художников, предпочитающих вытянутость по вертикали. Б. Р. Виппер считает, что такой элемент, как просцениум с птицами, словно вводящий зрителя в пространство картины, типичен для североитальянской живописи, в которой всегда ценилась оптическая иллюзия.

На картине присутствуют четверо животных — лев, кошка, павлин и куропатка — каждое из которых имеет определённое символическое значение. Что касается самого святого, то на картине Антонелло он предстаёт не почтенным бородатым старцем, каковым его обыкновенно изображали художники, а человеком скорее средних лет, безбородым, с характерными чертами лица. Это заставляет предположить, что в образе Иеронима Антонелло мог изобразить кого-то из современников. Высказывается, в частности, предположение, что этим современником мог быть Николай Кузанский, выдающийся теолог и мыслитель, бывший к тому же кардиналом. Вполне возможно, что Антонелло написал его портрет в образе святого по заказу папы Пия II.

Поклонение (1426)

Эта картина — единственная работа Мазаччо, которая имеет точную дату создания. Об этом свидетельствуют официальные документы. Она является фрагментом большого Пизанского полиптиха, считавшегося утерянным, но к счастью, большая его часть найдена и хранится в музеях. Размер картины небольшой — всего 20×60 см. Работа выполнена на деревянной доске темперой.

Обилие персонажей делают эту прекрасную картину настоящей миниатюрой, иллюстрацией к сюжету о Рождестве Христа. Она изображает поклонение Волхвов, принёсших богатые дары младенцу Иисусу. Длинная процессия выстроилась перед Марией, которая держит на руках новорождённого пухленького младенца. Прекрасные изображения животных дополняют картину, а спокойный по тональности горный пейзаж подтверждает мастерство художника. Лёгкие облачка плывут по ультрамариновому небу. Такого же цвета покров Девы Марии и одного из волхвов. Особое место в картине занимают лошади. Они изображены в разных ракурсах, что придаёт картине динамизм и глубину.

Мазаччо отличался от своих коллег-современников тем, что он единственный умел правильно «поставить» фигуру на плоскость. До Мазаччо фигуры просто висели в пространстве, у него же — все люди стоят на земле.

Рождество (год создания неизвестен)

Эта работа является лицевой частью Берлинского тондо, выполненного темперой по дереву. Диаметр картины 56 см. Это специфическая вещь, поднос, его дарили женщине в честь рождения ребёнка. Лицевая часть подноса изображает Рождество, а тыльная сторона украшена изображением ангела, играющего с собакой.

Рождество — сложная композиция, изобилующая различными фигурами, архитектурными деталями, с использованием перспективы. Небольшие размеры и монументальность картины делают её настоящим шедевром ренессанса. Обстановка и костюмы героев соответствуют времени художника. Очень красочная и яркая картина выполнена с величайшим мастерством.

Описание жизни святого

Подобно протестантам, стремившимся перевести Библию на языки разных народов, чтобы сделать Слово Божье доступным для большего числа обычных верующих, католическая церковь решилась канонизировать латинский текст Священного Писания, созданный в конце IV века святым Иеронимом, образованнейшим человеком своего времени, хорошо знавшим античную и христианскую литературу.

Он принял крещение уже в зрелом возрасте. Глава римско-католической церкви благословил святого Иеронима переводить с греческого языка на латынь тексты Нового и Ветхого Заветов. Он был возведен в священнический сан и стал первым епископом Рима. Как и другие отцы-основатели Церкви, праведник самоотверженно боролся с еретиками, которые попирали культ святых, выступали за ограничения в использовании латинского языка в теологических текстах, и сравнивали институт папства с деяниями вавилонской блудницы. Неудивительно, что картина «Пишущий Святой Иероним» понравилась кардиналу Шипионе (Сципионе) Боргезе и попала в его художественную коллекцию.

В религиозной живописи, относящейся к периоду, когда еще не проводилось реформирование римско-католической церкви, праведника изображали часто со львом и в красной кардинальской шапке. С внедрением преобразований в иконографии стала наблюдаться некоторая упрощенность, появилась тенденция обращения к истокам, свидетельством чего может служить благочестивый образ, созданный скульптором Джованни Лоренцо Бернини в его работе «Святой Иероним», которая сейчас в сиенском соборе. В произведении мастера читается строгость, сдержанность и грусть.

Мастера эпохи Возрождения, такие как Антонелло да Мессина и Альбрехт Дюрер, изображали Иеронима в виде почтенного ученого, работающего в комнате с богатым убранством. Караваджо поместил своего героя в обстановку, кажущуюся максимально аскетичной. Яркий свет подчеркивает мускулистость его натруженных рук, а явственно видная параллель между склоненной головой святого и лежащим на столе черепом говорит, с одной стороны, о смертности человека, а с другой – о вечности Слова Божия.

Borghese Gallery in Rome,

Композиция

На картине представлен святой Иероним, один из учителей Церкви, почитаемый в традиции римского католицизма. Художники разных эпох часто обращались к образу аскета и праведника. Караваджо не единожды изображал христианского отшельника и на других своих полотнах, например, в работе «Святой Иероним в размышлении» (находится в монастыре Монсеррат, Барселона). Определенная небрежность в передаче бороды героя, очертаниях книг и складок накидки говорит о том, что живописец спешил, создавая свое произведение. Некоторые искусствоведы склонны считать картину Караваджо незаконченной работой.

Примечания[ | ]

  1. 12 National Gallery.
  2. Hagen, 2005, с. 93.
  3. Marcantonio Michiel. Notizia d’opere di disegno nella prima metà del secolo XVI, esistenti in Padova, Cremona, Milano, Pavia, Bergamo, Crema e Venezia. — Iacopo Morell, 1800. — P. 74.
  4. 12Арасс Д. Деталь в живописи. — СПб: Азбука-классика, 2010. — С. 314–315.
  5. 123 Лазарев, 1972, с. 142.
  6. 123Арган Дж. К. История итальянского искусства. — М: Радуга, 1990. — Т. 1. — С. 300.
  7. 12 Hagen, 2005, с. 95.
  8. Hagen, 2005, с. 94.
  9. 12Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс. XIII-XVI века. — Москва: Искусство, 1977. — Т. 2. — С. 53—54.
  10. 12 Лазарев, 1972, с. 143.
  11. Hagen, 2005, с. 97.
  12. Fera, 2007, с. 105.
  13. 123 Jolly, 1983, с. 240.
  14. Jolly, 1983, с. 243.
  15. Иероним Стридонский. К Евстохии. О хранении девства(неопр.) . Проверено 30 июня 2020.
  16. 12 Jolly, 1983, с. 250.
  17. Jolly, 1983, с. 247.
  18. 12345 Hagen, 2005, с. 96.
  19. 12 Jolly, 1983, с. 249.
  20. 12 Jolly, 1983, с. 245.
  21. 123 Fera, 2007, с. 108.
  22. Fera, 2007, с. 113.
  23. Jolly, 1983, с. 246.
  24. Jolly, 1983, с. 244.

Творчество Мондриана

Живопись Вазари представляет собой яркий образец тосканского маньеризма.

Первая дошедшая до нас картина Вазари — «Погребение Иисуса» (1532 год, дом-музей Вазари в Ареццо). Вазари работал чрезвычайно быстро, хотя и пользовался помощью многих молодых художников, имена которых тоже сохранились. В собственном жизнеописании он описывал все свои работы в самых мелких подробностях.

После многих поездок он в 1540 году работал в Болонье над картиной «Трапеза св. Григория». По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье. Все лица этой картины — портреты современников Вазари, их имена указаны в его книге.

Успех Вазари в архитектуре был переменчив. Вазари был талантлив в декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре. Он неудачно перестроил несколько зданий, не сумев сохранить единство архитектурного образа.

Здание для папы Юлия III в Риме и здание Уффици во Флоренции, начатое Вазари, свидетельствуют в пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит комплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей св. Стефана в Пизе и многое другое.

Жизнеописания

Непреходящая слава и значение личности Джорджо Вазари (1511–1574) для истории искусства основаны, прежде всего, на его литературном труде «Жизнеописания крупнейших художников, скульпторов и архитекторов». Это объемное произведение создано на основе многочисленных материалов и источников, собранных им по всей Италии. В нем даны биографии итальянских художников и скульпторов, начиная со Средневековья и кончая XVI веком. Биографии следуют в хронологическом порядке, начиная с жизнеописания Чимабуэ и заканчивая биографией Микеланджело. Только во второе, трехтомное, издание 1568 года вошли биографии поздних мастеров и современников автора. Определенным статьям соответствуют гравюрные портреты.

Обложка жизнеописаний

«Жизнеописания» Вазари и по сей день — неисчерпаемый источник информации, несмотря на то, что исследователи нашли в них множество ошибок и неточностей. Весьма остроумные анекдоты из жизни великих художников выставляют некоторых из них в совершенно новом свете. Они изобилуют воспоминаниями современников и житейскими подробностями. «Жизнеописания» представляют собой живое и наглядное изображение ведущих художников, скульпторов и архитекторов Италии. Так, из «Жизнеописаний» стало известно, что в XIII веке. Чимабуэ первым начал писать картины на досках, а Мазаччо «был скромным, приветливым, добродушным человеком, равнодушным к одежде, еде и прочим радостям мира сего». Нечто подобное мы узнаем о Донателло, который не принял в подарок от семейства Медичи роскошного одеяния, так как старое казалось ему более удобным. Фра Анджелико, «ангелоподобный брат», никогда не брал в руки кисть, не сотворив молитву. Помимо этого, как явствует из «Жизнеописаний», он не мог без слез писать сцену Распятия Христа. Черты лица Рафаэля и его характер, по словам автора, были так же прекрасны и изящны, как и его произведения. Понтормо описан в книге Вазари как эгоист, эксцентричная натура и мизантроп. Поэтому считает Вазари, из-под его кисти выходили недоступные пониманию современников произведения.

Персей и Андромеда

Биографии выстроены Вазари по античной исторической схеме — расцвет, упадок, новое рождение. Под расцветом он понимает античность, под упадком — Средневековье, а под новым рождением — начавшееся в XIV веке Возрождение. Новое рождение, в свою очередь, подразделяет на три этапа: детство (XIV век), юность (XV век) и зрелые годы (XVI век). Впервые в истории искусства Вазари критически рассматривает работы различных мастеров с точки зрения стиля. Его критериями оценки являются «inventione» (находка, изобретение, идея) и «disegno» (рисунок, линия) — два признака, которые он называет отцом и матерью всех искусств. Максимально полный расцвет искусства Вазари видел в трудах своего современника Микеланджело. Вазари писал, что тот был послан самим Богом с небес на землю, во Флоренцию, чтобы творить в этом городе. Божественный Микеланджело представляет собой сверкающий апофеоз творения. По мнению Вазари, лишь он сумел не просто следовать античному искусству, а превзойти его по красоте, грации и богатству творческих замыслов.

Живописец

Джорджо попал в историю не только как теоретик искусства, но и как живописец, график и архитектор. Он разработал проект флорентийского дворца Уффици, превращенного позднее в музей, где и по сей день хранятся главные шедевры мастеров, о которых Вазари писал в своем трактате.

Аллегория непорочного зачатия

Биография

Джорджо Вазари был уроженцем Ареццо (Arezzo), одного из старейших городов Тосканы. Он родился в 1511 году, в большой семье простого ремесленника, занимающегося гончарным делом. Еще в раннем возрасте проявлял склонность к творчеству, и уже 12-летним подростком обучался декоративному искусству у французского художника Гильома де Марсилья (Guillaume de Marcillat), приехавшего в Ареццо для росписи фресок и витражей кафедрального собора.

В 1524 году Вазари оказался во Флоренции, где познакомился со своим будущим учителем, живописцем Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto). Там же он встретил Микеланджело (Michelangelo), ставшим ему впоследствии не только наставником, но и другом. Находясь в столице флорентийской республики, юный художник получил покровительство представителей влиятельного клана Медичи. Вскоре, из-за изменившейся политической обстановки, Вазари был вынужден вернуться в родной город, где ему, после смерти отца пришлось содержать братьев и сестер.

Несмотря на юный возраст, он получал заказы, обучаясь одновременно ювелирному делу, которое, в те времена приравнивалось к рангу искусства.

Ему была присуща исключительная трудоспособность, он много путешествовал, в поисках работы переезжал из одного города в другой. Вместе с тем Вазари отличался везеньем, он умел расположить к себе влиятельных особ и снискать их благосклонность, что во многом способствовало профессиональному росту. Очень скоро, молодой художник и архитектор завоевал большую популярность среди современников и стал получать многочисленные приглашения. Он жил и непрестанно творил в Пизе, Риме, Флоренции и Болонье.

Джорджо Вазари сумел разбогатеть, достичь высокого социального положения и уважения соотечественников, и получил звание дворянина. Многое было сделано им и в области художественного образования: уже умудренный опытом мастер долгие годы занимался преподавательской деятельностью, а в 1561 году, при финансовой поддержке великого герцога Тосканы Козимо I Медичи (Cosimo I de Medici) стал одним из основателей флорентийской Академии изящных искусств (Accademia di belle arti di Firenze).

Джорджо Вазари умер в 1574 году, во Флоренции, в возрасте 62 лет. Похоронен на родине в Ареццо  в церкви Успения Пресвятой Девы Марии (Santa Maria della Pieve di Arezzo).

Советую скачать книгу “Коллекционер жизней. Джорджо Вазари и изобретение искусства”, авторов Ноя Чарни, Ингрида Роланда.

Коридор Вазари во Флоренции

Одним из самых известных и необычных архитектурных творений мастера считается крытая галерея, соединяющая здания Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) и Палаццо Питти (Palazzo Pitti), расположенные на противоположных берегах реки Арно.

Коридор Вазари (Corridoio Vasariano) – так называется 750-метровое сооружение, был возведен в рекордно быстрые для того времени сроки (5 месяцев) в 1565 году. Проект осуществлялся по заказу Козимо I, и был приурочен к торжественному заключению династического брака между сыном великого герцога Тосканы, Франческо I Медичи (Francesco I de Medici), и представительницей старинного монаршего рода Габсбургов, Иоанной Австрийской (Giovanna d’Austria), младшей дочерью императора Фердинанда I.

Влиятельный клан Медичи переехал в 1560 году в более просторный Палаццо Питти, находящийся на западном берегу реки Арно. Сооружение коридора, объединяющего новую резиденцию со Старым Дворцом (Палаццо Веккьо), где происходили заседания правительства Флоренции, позволяло титулованным особам, не выезжая в город, быстро, а главное инкогнито, попадать из одного здания в другое.

Пространство крытого перехода условно разделялось на несколько секций. Войти сюда можно было как из Галереи Уффици, так и через личные апартаменты герцогини Элеоноры Толедской (Eleonora di Toledo). Коридор начинался с огромного помещения, получившего название «Зал Пятисот» (Salone dei Cinquecento).

Просторный холл был построен еще во времена правления Джироламо Савонаролы (Girolamo Savonarola), вмещал пять сотен народных представителей Флоренции и олицетворял демократическую власть. При Козимо I помещение использовалось для проведения торжественных приемов и балов. На стенах и потолках, высота которых была значительно увеличена архитектором, появились панно и фрески, выполненные Вазари, описывающие жизнь представителей клана Медичи.

Особый интерес вызывает участок перехода с круглыми слуховыми окошками и металлическими решетками, простирающийся вдоль набережной к старинному мосту Понте Веккьо (Ponte Vecchio).

Несмотря на многочисленные реставрационные работы, этот отрезок коридора сохранился практически в первозданном виде.

Именно здесь хранится около полутора тысяч ценных полотен именитых живописцев, относящихся к XVI-XVII векам, в том числе уникальная по своим размерам коллекция автопортретов, состоящая исключительно из подлинников.

В экспозиции можно найти и картину с изображением Джорджо Вазари, кисти самого мастера. Доступ в этот участок коридора осуществляется только в рамках специальных экскурсионных программ по предварительной записи.

Секция галереи, проходящая через жилые дома и торговые помещения на мосту, оборудована панорамными окнами с видом на Флоренцию и реку Арно. В 1939 году, по приказу итальянского диктатора Бенито Муссолини (Benito Mussolini), смотровые отверстия были увеличены. Примечательно, что во времена Козимо I мясные и рыбные лавки, располагавшиеся на Понте Веккьо, заменили на ювелирные магазины, дабы зловонный запах не беспокоил величественных особ. Павильоны, торгующие украшениями из золота и драгоценных камней, функционируют здесь и в наши дни.

В галерее есть участок, вплотную прилегающий к древней церкви Санта Феличита (Santa Felicita). Для великого герцога тосканского и членов его семьи в стене храма было вырублено окно и сооружен импровизированный балкончик, находясь на котором, можно было присутствовать на богослужении, оставаясь незамеченным для всех прихожан.

На последнем участке крытого перехода размещена выставка автопортретов современных художников. Здесь была проведена масштабная реставрация в 2013 году. Галерея заканчивается выходом во двор Палаццо Питти и раскинувшимися за дворцом садами Боболи (Giardino diBoboli), представляющими собой уникальный парковый ансамбль с гротами, причудливыми статуями и фонтанами.

В наши дни коридор Вазари является частью музейного комплекса Уффици, и считается одной из самых интересных достопримечательностей Флоренции.

К сожалению для туристов и ценителей искусства, в феврале 2019 года администрацией города было принято решение о закрытии для посещений этого уникального архитектурного сооружения, хранящего сотни бесценных экспонатов. Коридор Вазари станет доступным для гостей Флоренции в 2021 году.

В Жития лучших художников, скульпторов и архитекторов

Обложка Le Vite

Впервые опубликованная в 1550 году , работа, известная также под сокращенным итальянским названием Le Vite , была предметом второго издания в 1568 году. Первое издание включает жизни только тех авторов, которые умерли на момент написания, за исключением Микеланджело. . Джорджо Вазари заказывает там художников, которые предшествовали ему или современны ему в исторической перспективе. Он собирает данные, как о художниках, так и их произведениях: биографические обзоры, каталоги произведений, анекдоты и легенды. Он первым в «Житиях» использовал термин «  Возрождение  » для определения своего времени: rinascimento de la bella maniera, воплощенный Рафаэлем и Микеланджело, цель которого — подражание творчеству древних и которое, по его словам, появляется в вторая половина XII — го  века).

Это произведение сегодня выступает как один из основополагающих элементов истории искусства . Именно от Вазари пришел термин «готика», в котором странная архитектура средневековья сравнивалась с варварством людей готов .

Описание

Святой Иероним напряжённо работает, в руке его перо, голова окружена сиянием. На столе только подставка для книг, на ней труд Святого Иеронима, распятие и чернильница. Композиция картины характерна для эпохи Возрождения. На переднем плане, мирно спит маленькая собачка и грозный лев, это обязательная часть легенды о Иерониме Блаженном. У Альберта Дюрера, собаки, вероятно, наиболее часто изображаемые животные.

Большое количество деталей и их тщательная проработка удивительны. Картина насыщена мелкими объектами — символами, которые бросаются в глаза наблюдателя. Вопросов возникает больше чем ответов на них, и это и заставляет о многом напряжённо думать. Этот приём типичен для Северного Возрождения и Альбрехта Дюрера.

Детали:

  • Лев и собачка.
  • Череп
  • Книги
  • Песочные часы
  • Широкополая шляпа
  • Чётки
  • Тыква
  • Тапочки
  • Подушки
  • Восковая табличка с монограммой и годом написания. Дюрер был первым художником, который начал систематически подписывать свои работы. Он размещал на них свои монограммы. Это размещение авторского знака, вызвало общее одобрение, а также подражание.

Одно из распространённых толкований-интерпретаций, «трёх мастерских гравюр», — изображение трёх различных способов жизни. Дар Иеронима Блаженного — жизнь монаха. Путь к святости, через смирение, созерцание и молитву.

Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев

Несмотря на большое число архитектурных работ и плодовитость мастера в живописи, Джорджо Вазари увековечил свое имя благодаря тому, что стал основоположником такой науки, как искусствоведение. Его фундаментальный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti») стал для потомков главным источником знаний о 178 великих итальянских творцах эпохи Возрождения.

Вазари впервые давал критический анализ художественным произведениям мастеров и систематизировал теоретическую базу истории искусств. Он ввел такое понятие как «Ренессанс», а также «Раннее (XIV век), Среднее (XV век) и Высокое (XVI век) Возрождение». Была проведена колоссальная и кропотливая работа по сбору и обработке материалов: использовались автобиографии, письма, отзывы и воспоминания современников.

Все жизнеописания художников, скульпторов и архитекторов изложены в хронологическом порядке. Галерея исторических портретов охватывает период с середины XIII до середины XVI веков. Некоторые главы дополнены гравюрами, выполненными в том числе и самим автором книги. Сведения представлены в форме занимательных новелл, повествующих об интересных и курьезных биографических данных деятелей искусств, особенностях их характера, привычках, друзьях и врагах. За описаниями обстоятельств жизни следует полный перечень работ и их подробный искусствоведческий анализ. Вазари дает тщательную оценку стилю исполнения, манере, техническим приемам и особенностям. В литературном труде представлена история жизни и описание творений и самого автора.

https://www.youtube.com/watch?v=fg-fVW5_rTYVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Виктор Арсланов. Лекция 19. Часть 1-3: «Жизнеописания» Вазари (https://www.youtube.com/watch?v=fg-fVW5_rTY)

К созданию своего монументального литературного труда Вазари приступил примерно в 1540-1546 годах. Поводом к тому, по утверждению исследователей, стала встреча с историком и ученым-гуманистом Паоло Джовио (Paolo Giovio), занимавшимся жизнеописаниями знаменитых людей. В 1550 году книга вышла в свет и имела колоссальный успех у современников.

Спустя еще 18 лет была издана вторая отредактированная версия пятитомной работы, дополненная теоретическими трактатами и портретами. Существенные поправки, касающиеся стиля повествования, были внесены по поручению автора, сначала писателем Аннибале Каро, а потом монахом Маттео Фаэтани, знавшими толк в литературе.  В России переведенное на русский язык произведение Вазари (в сокращенном виде с биографиями 12 деятелей искусств) стало доступным для читателей в 1933 году.

Несмотря на субъективизм и имеющиеся неточности, с художественной и научной точки зрения, фундаментальный литературный труд итальянского мастера не теряет своей актуальности вот уже пять веков, и по прежнему остается настольной книгой как узких специалистов, так и всех, кто интересуется историей, живописью и скульптурой.

Историческая справка

Произведение «Пишущий Святой Иероним» было создано для кардинала Шипионе (Сципионе) Боргезе в XVII веке. Известный историк, биограф и искусствовед, Джованни Пьетро Беллори, утверждал в своей книге «Жизнь современных художников, скульпторов и архитекторов», изданной в 1672 году, что холст Караваджо попал в галерею знаменитого княжеского рода в середине XVII века, тогда же он стал украшать стены так называемой «Комнаты Моро» (Stanza del Moro).

В 1693 году авторство шедевра «Пишущий Святой Иероним» было подтверждено и приписано Караваджо. Однако, с 1790 года в искусствоведческих кругах появились предположения о том, что картина принадлежала кисти испанского живописца Хусепе де Рибера, позже эту версию признали безосновательной. Большинство исследователей утверждают, что произведение относится к позднему периоду творчества Караваджо, и датируется приблизительно 1606 годом.

Мадонна с младенцем (1426)

Эта картина выполнена темперой на доске из тополя. В те времена эту краску художники создавали сами, растирая натуральные пигменты с яичным желтком и клеем. Изображение получалось бархатным и мягким. Работа отображает стремление мастера выполнить качественный рисунок фигуры с идеальными пропорциями. В ней присущ дух Возрождения.

Великолепно выписанный мраморный трон, на котором восседает Богородица с младенцем — настоящий шедевр. У ног Мадонны пара маленьких ангелов играет на лютнях, а два серафима выглядывают из-за величественного трона. Глубокий синий цвет хитона Мадонны прекрасно сочетается с пурпуром её платья и нежным тельцем младенца. Выразительные складки подчёркивают формы фигуры. Печальный лик Мадонны обращён на младенца Христа, по-детски тянущему пальчики в рот.

Новаторство художника, его эксперименты с формой и цветом подчёркивают его великое мастерство и стремление к идеалу.

Архитектор

Не все архитектурные творения Вазари можно назвать успешными. Так, в частности, в работе над монументальными объектами мастеру не всегда удавалось сохранить единство стиля и форм, но в декорировании зданий чувствовался большой талант и неповторимый почерк.

https://www.youtube.com/watch?v=_dFdk7Up_YQVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: «Джорджо Вазари — архитектор». Лекция искусствоведа Марины Лопуховой | Часть 2 | ВАЗАРИ 2016 (https://www.youtube.com/watch?v=_dFdk7Up_YQ)

Сохранилось несколько архитектурных работ, выполненных по замыслу Вазари, отличающихся особой красотой и оригинальностью. К числу самых значимых относятся:

Вилла Джулия

Вилла Джулия (Villa Giulia) – архитектурный комплекс, возведенный в Риме для Папы Юлия III. Строительство началось в 1550, и завершилось спустя пять лет.

Грандиозный проект, выполненный в соавторстве с такими знаменитыми мастерами, как Джакомо да Виньола (Vignola), Бартоломео Амманати (Bartolomeo Ammannati) и Микеланджело, представлял собой великолепный дворец, состоящий из трех ансамблей.

Рыцарская площадь

Рыцарская площадь (Piazza dei Cavalieri) в Пизе и дворец рыцарского ордена святого Стефана, перестроенный из комплекса нескольких зданий. Работа осуществлялась в 1558 году по заказу герцога Тосканского Козимо I Медичи.

Фасад украшен в традиционной для средневековья технике граффито (graffito) с витиеватыми рельефными узорами, аллегорическими фигурами, зодиакальными знаками, надписями, а также установленными позже мраморными бюстами знатных граждан и фамильными гербами. Дворец носит название Палаццо делла Карована (Palazzo della Carovana), в наши дни в стенах великолепного здания размещена учебная и административная база итальянского государственного центра высшего образования и научных исследований (Scuola Normale Superiore).

Галерея Уффици

Галерея Уффици (Palazzo degli Uffizi) во Флоренции, сооружение которой началось в 1560 году и закончилось спустя 20 лет, уже после смерти Вазари.

Первоначально здание должно было играть роль главного административного центра, вмещающего в себя основные органы городского управления, канцелярию, архив и библиотеку. Первый проект, предложенный архитектором, был существенно изменен. В итоге дворец приобрел вид сооружения, состоящего из двух корпусов, соединенных между собой большой аркадой.

Оригинальное оформление фасада, наполненное легкостью и изяществом, признано истинным архитектурным шедевром Вазари.

Практически сразу после окончания строительства, с 1581 года в здании Уффици разместилась выставка искусств с уникальными экспонатами, коллекция которых постоянно пополнялась. Вот уже несколько веков старинный музей остается самой популярной туристической достопримечательностью не только Флоренции, но и всей Европы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: