Жанры с начала и до конца. натюрморты (1)

Творчество


Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 г. и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса). Перед нами — рассматриваемые с высокой точки зрения предметы, в каждом из которых заложены ассоциации с бренностью и тщетой: чаша с тлеющими угольками, курительные приспособления, перевёрнутый бокал, череп. Колорит выдержан в коричневато-зелёных тонах и является одним из первых примеров нидерландского монохромного натюрморта. Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. Более уравновешенную композицию находим в другом натюрморте того же года (Гаага, Королевская галерея Маурицхейс) и в «Столе с завтраком» (1631, Дрезденская картинная галерея). В обеих картинах предметы расположены на нейтральном фоне и объединены чёткой диагональной композицией.

В начале 1630-х гг. Хеда прибегал к композиционным решениям Гиллиса и Флориса ван Дейка, но, в отличие от них, не боялся нарушить симметрию, располагая белую скатерть в правой или левой части и оставляя середину стола непокрытой. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг. писалась уже совершенно смятой. Еда ранее представлялась нетронутой, предназначенной лишь для обозрения и любования, а в более поздних натюрмортах видны признаки трапезы. Расположение предметов стало носить не празднично-торжественный, а как бы случайный, естественный характер.

Хеда любил писать серебряные чаши с мерцающими бликами, кубки из венецианского стекла, перламутровые раковины. С исключительным мастерством он передавал отражения и блики на блестящих и гладких поверхностях, как видно на примере замечательного натюрморта, хранящегося в Государственном музее в Амстердаме. Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Художник почти всегда использовал в своих работах одни и те же мотивы, но, меняя расстановку, он создавал оригинальные композиции, представляющие новый взгляд на привычные предметы. Для его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче предметов и вместе с тем загадочная поэтичность, создающая романтическое ощущение таинственности. В полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и искусность в передаче формы, цвета, фактуры каждой мелочи самой по себе, но и живое и искреннее наслаждение, с которым раскрывается красота предметного мира.

После 1640 г. картины Хеды стали больше по размерам, богаче и красочнее по колориту (например, натюрморты в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Чтобы достичь большей монументальности композиции, Хеда в зрелый период творчества применял не традиционный горизонтальный, а вертикальный формат.

См. также: Нидерландский натюрморт XVII века

Главный представитель натюрморта

Основными представителями голландского натюрморта являются: Ян Брейгель Старший , Осиас Бирт , Клара Петерс , Флорис ван Дайк , Николаес Гиллис , Дэвид Байи , Франс Снайдерс , Ян Давидс. де Хем , Абрахам ван Бейерен , Виллем Кальф , Питер Клас , Виллем Клас Хеда , Виллем ван Алст , Бальтазар ван дер Аст , Ян Фит , Рэйчел Рюйш , Ян ван Хейсум .

Также следует упомянуть Себастьяна Стоскопфа (1597–1657) в отношении французских натюрмортов этого периода . Для его работы характерно сокращение до нескольких предметов, таких как чашки, кубки и стаканы. Во Франкфурте-на-Ханау был натюрморт, созданный голландскими эмигрантами, такими как Лукас ван Фалькенборх . Помимо Штоскопфа, в него входили такие художники, как его учитель Даниэль Соро , его сыновья и ученики Исаак и Питер , Питер Биноа , Франц Годин и Георг Флегель . В отличие от натюрмортов в Голландии и Фландрии, и семья Соро, и по большей части Биноа остались верны своим мотивам и не переключились на мотивы «барокко».

Массовая продукция

Покупатели требовали цветочные натюрморты, а художники их производили. Дешево и быстро. Без сантиментов. Как это делалось?

Не знаю почему, но лишь о дельфтском живописце Якобе Фосмаере (Jacob Vosmaer 1574–1641) искусствоведы говорят, что он был первым художником, никогда не видевшим большинства цветов, которые писал. Хм, словно хоть чья-то работа с цветочной натуры в 17 веке задокументирована… Думают, что Фосмаер пользовался самыми простыми гравюрами (черно-белыми). Такие находились, например, в 884 страничной книге Rembert Dodoens (1516–1585) “Stirpium historiae pemptades sex”, выпущенной в Антверпене в 1583 году. Гравюры эти резали Arnaud Nicolai и Gerard Jansen van Kampen по рисункам Pieter van der Borcht. Для примера страница с лилией и рябчиком (рябчик тут это цветок, а не птичка, и речь о рябчике впереди).

11 Гравюра из книги Stirpium historiae pemptades sex Лилия и рябчик императорский 1583, 33.9х21.5 см.

Фосмаер преуспевал, картины его были дороги, из известных нам цен самая высокая – 130 гульденов. Как и его предшественники и преемники, для повышения производительности он изготавливал сразу по несколько идентичных работ, не заботясь внести какие-либо изменения в композицию. Вот три варианта одного букета (две панели были когда-то и кем-то обрезаны, лишь одна сохранилась полностью).

12 Якоб Фосмаер Ваза с цветами ок. 1613, Метрополитен, Нью Йорк, 85.1х62.5 см.

13 Якоб Фосмаер Ваза с цветами ок. 1613, частная коллекция, 110х79 см.

14 Якоб Фосмаер Ваза с цветами ок. 1613, частная коллекция, 81х58 см.

Для таких картин не надо было ничего, кроме усидчивости и скромного технического навыка. Любопытно, что такое механическое зарабатывание денег и НЕтворчество художников 17 века иногда мешает искусствоведам 20-го. Один из выдающихся знатоков голландской живописи Walter Liedtke предположил, что у Фосмаера то (№ 12 и № 13) были парные картины, которые хитро вели диалог своей одинаковостью. О существовании же третьей (а, вероятно, и пятой, и десятой) Liedtke просто не знал. Факт, что букеты у других живописцев тоже похожи друг на друга, как как две (три, четыре…) капли воды, историк искусства почему-то проигнорировал. Вот как трудно сейчас привыкнуть к тому, что Искусство (с большой буквы) когда-то было Зарабатыванием Денег и Ремеслом, а искусством лишь в малой степени. С чем бы сравнить эти картины?.. Обои это искусство? Иногда. Обои это живопись? Никогда. Голландские букеты это украшение стен (обои), а изредка – живопись.

Современное восприятие старинных букетов заведомо искажено тем, что подавляющее большинство картин (речь идет о 90% написанного) не дошло до нас. Самая грубая штамповка (особенно, если сейчас она стоит сотни тысяч евро) может вполне показаться изысканным и высоким творчеством. Впрочем, и четыреста лет тому назад штамповка мимикрировала под вдохновение, зоркий глаз и трепетную работу. Лучшими цветочными картинами считались «написанные с натуры», чего по большому счету никогда не бывало. Художники пользовались немногочисленными эскизами, но уверяли своих клиентов в уникальности своих панелей и холстов. Никто не хвастался, что гирлянда написана в десятый раз по кальке с одного и того же наброска! Впрочем, публика не привередничала, ей хотелось модной красоты у себя на стене, и она ее получала.

Знаменитые художники

«Пионерами» жанра следует все-таки назвать некоторых художников группы «малых голландцев». Среди самых ярких имен – Ян Брейгель Старший, Ван Дейк, Якоб де Гейн Младший, Питер де Хох.

Ян Брегель Старший. Букет цветов.

Среди нидерландских художников следует отметить известных рисовальщиков – Аброзиуса Босхарта Старшего и Младшего., Бальтасара ван дер Аста, Якоба де Гейна Младшего и Яна Давидса де Хема. Основное их направление – цветочные композиции, натюрморты со снедью и дичью.

Так называемые научные натюрморты, с отсылкой к наукам, религии, символике, писали Питер Стенвейк, Давид Байи, Любен Бажен.

Различного рода сервированные столы, с красивыми завтраками, посудой и утварью писали Флорис ван Дейк, Хан сван Эссен, Адриан Корте.

Среди советских художников стоит отметить И. Машкова. Его серии натюрмортов «Снедь московская» рассказывает о продуктах-богатырях, могучих, сочных, великолепных (1). Изображения говорят о жизнеутверждающем взгляде на мир, оптимизме, свойственном советским людям. Сходные черты можно увидеть на картинах П. Кончаловского, М. Сарьяна и др.

И.И. Машков. Снедь Московская. Хлебы (8)

Много писали в данном направлении известные художники К. Коровин, И. Грабарь, П. Кончаловский, К. Петров-Водкин.

В XIX-XX вв. классический натюрморт претерпевает изменения. Его начинают изображать кубисты – Пабло Пикассо, Жорж Брак. Послевоенные метафизики и сюрреалисты также обращаются к этому жанру – протестные картины пишут Джоржо Моранди, Рене Магритта, Сальвадор Дали. Немало натюрмортов в творчестве одних из самых известных художников – Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри Матисса.

Пьер Огюст Ренуар уделял натюрмортам очень много внимания. Основными объектами его картин были фрукты и цветы. Винсент Ван Гог любил цветочные пейзажи, в сочетании с кухонной утварью вазами и винными бутылками.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи (9)

Концепция и история концепции

При рассмотрении натюрморта и его развития необходимо различать более широкий и более узкий родовой термин . Все изображения предметных композиций и натюрмортных аранжировок считаются натюрмортами в более широком смысле, особенно до становления натюрморта в качестве отдельного жанра живописи в 17 веке. Натюрморты в широком смысле, скорее всего, существовали во все времена и во всех культурах. К ним относятся картины на шелке и фарфоре из Китая и Японии, а также декоративные мозаики и настенные фрески античности.

Термин stil leven (голландский: stil = неподвижный и leven = существование) для картины можно впервые найти около 1650 года в голландском инвентаре . До и после этого основные живописные объекты определяли обозначение картины (например, 1614 Een koocken en fruytbort ; 1624 Een bancket schilderytgen ; 1631 Een dootshooft ; 1669 Een biertje met een toebackje ; 1691 Een oesterbanketje met een roemer и т. Д.). . Арнольд Хоубракен принял термин stilleven для таких картин в своей работе над искусством De groote schouburgh из Nederlantsche konstschilders en schilderessen (1718–1721) в начале 18 века . В 1675 году Иоахим фон Сандрарт ввел термин « стационарные предметы» в первом крупном источнике немецкой историографии искусства — Немецкой академии благородного строительства, живописи и живописи . Слово « натюрморт» , образованное от голландского термина, появилось в немецком языке в середине 18 века. Французский термин, такой как nature morte или vie coye, возможно, был придуман в теоретических дискуссиях французской академии в 17 веке, но также задокументирован только для середины (или конца) 18 века — как и английское выражение натюрморт. . В начале 19 века термин натюрморт утвердился как название жанра в различных переводах ( stilleven , nature morte , natura morta , натюрморт и т. Д.).

и отображать информацию об изображении

Питер Клас . Натюрморт с дымящимися инструментами и музыкальными инструментами , 1623 г., холст, масло, 69 × 122 см, Лувр , Париж Эта картина известного голландского художника-натюрморта представляет собой аллегорию пяти чувств. Кроме того, она объединяет множество различных видов натюрмортов , которые появились в Нидерландах в 17 веке — курение натюрморты , ванитас натюрморты, и питание натюрморты .

литература

Справочная литература

  • Шедевры натюрморта. Малая электронная библиотека. Том 27. CD-ROM, Directmedia Publishing, Берлин 2007, цифровая библиотека , ISBN 978-3-89853-327-0 .
  • Эрмен Базен, Хорст Герсон, Рольф Линненкамп и другие: лексика живописи Киндерла. Том 11. Киндлер, Цюрих, 1985, стр. 282-286.
  • Общая художественная лексика (AKL). Художники всех времен и народов. К.Г. Заур, Мюнхен / Лейпциг, 1991ff. ISBN 3-598-22740-X .
  • Вальтер Бернт: голландские художники 17 века. 800 художников с 1470 иллюстрациями, 3 тома Münchner Verlag, Мюнхен, 19XX.
  • Эрика Гемар-Кёльтч: голландский художник-натюрморт XVII века. Лука-Верлаг, Линген 1995, ISBN 3-923641-41-9 .
  • Фред Г. Мейер, Адриан ван дер Виллиген: словарь голландских и фламандских художников-натюрмортов, работающих маслом. 1525-1725. Primavera Press, Лейден 2003, ISBN 90-74310-85-0 .
  • Вольф Штадлер и др.: Лексикон искусства. Живопись, архитектура, скульптура. Том 11. Карл Мюллер Верлаг, Эрланген, 1994, стр. 167-176.
  • Герхард Штраус, Харальд Ольбрих: Лексикон искусства. Архитектура, изобразительное искусство, прикладное искусство, промышленный дизайн, теория искусства. Том 7. Seemann, Leipzig 1994, pp. 64-67.
  • Ульрих Тиме, Феликс Беккер (ред.): Общая энциклопедия изящных художников от античности до наших дней . Лейпциг 1907-1950 гг.
  • Ганс Фоллмер: Общий лексикон изящных художников XX века. Добавил Века. Лейпциг с 1953 по 1962 год.

Очерки и статьи

  • Клаус Гримм: Кухонные предметы — Фотографии с рынка — Рыбный натюрморт. В: Герхард Лангемейер, Ганс-Альберт Петерс (Ред.): Натюрморт в Европе. (Aust.kat .: Вестфальский государственный музей истории искусства и культуры, Мюнстер и Государственный художественный зал Баден-Баден, 1980). Landschaftsverband Westfalen-Lippe, Мюнстер, 1979, стр. 351–378.
  • Эдди де Йонг: « Интерпретация ван стиллевенс: границы в могелийхеден». В: Эдди де Йонг: Kwesties van betekenis. Subject en motief in de Nederlandse schilderkunst van de zeventiende eeuw. Primavera Pers, Leiden 1995, ISBN 90-74310-14-1 , стр. 130-148.
  • Воутер Т. Клок: Миграция с юга на север. В: Гер Люйтен (Ред.): Рассвет Золотого Века. Искусство Северных Нидерландов 1580-1620 гг. (Aust. Cat .: Rijksmuseum, Amsterdam 1993/94). Вандерс, Зволле 1993.

литература

Справочная литература

  • Hermain Bazin, Horst Gerson и Rolf Linnenkamp u. а .: Живописная лексика Киндерла . Киндлер, Цюрих, 1985, стр. 282-286 (том 11).
  • Общая художественная лексика (AKL). Художники всех времен и народов. KG Saur, Мюнхен и Лейпциг, 1991ff., ISBN 3-598-22740-X .
  • Вальтер Бернт: голландские художники 17 века. 800 художников с 1470 иллюстрациями, 3 тома Münchner Verlag, Мюнхен, 19XX.
  • Эрика Гемар-Кёльтч: голландский художник-натюрморт XVII века. Лука-Верлаг, Линген 1995, ISBN 3-923641-41-9 .
  • Фред Г. Мейер и Адриан ван дер Виллиген: словарь голландских и фламандских художников-натюрмортов, работающих маслом. 1525-1725. Primavera Press, Лейден 2003, ISBN 90-74310-85-0 .
  • Wolf Stadler u. а .: Лексикон искусства. Живопись, архитектура, скульптура. Карл Мюллер Верлаг, Эрланген, 1994, стр. 167-176 (том 11).
  • Герхард Штраус и Харальд Ольбрих: Лексикон искусства. Архитектура, изобразительное искусство, прикладное искусство, промышленный дизайн, теория искусства. Seemann, Leipzig 1994, pp. 64-67 (том 7).
  • Ульрих Тиме, Феликс Беккер (Hrsg.): Общий лексикон изящных художников от античности до наших дней . Лейпциг 1907-1950 гг.
  • Ханс Фоллмер: Общий лексикон изящных художников XX века. Добавил Века . Лейпциг с 1953 по 1962 год

Цветы, 16 век

Самый первый живописный натюрморт с цветами (Мемлинг из Тиссен-Борнемиса), написанный около 1490 года, – случайность и исключение. Для того чтобы появился жанр букетов, надо был ждать еще полвека. Но и дотерпев до наступления нужного срока, мы почти никаких цветов найти не сможем: почти все картины середины 16 века (их упоминает Мандер) не сохранились. Но есть и исключение: Лутгеру том Рингу Младшему (Ludger tom Ring II 1522-1584) приписывают сейчас целую дюжину ваз и кувшинов с ирисами, лилиями, нарциссами и прочими красавцами. Том Ринг был из Вестфалии, а не голландец, но жил от Низких земель недалеко (Мюнстер), а цветы свои вообще писал в Антверпене, словом, варился он в том же нидерландском котле.

2 Лутгер том Ринг Младший Нарциссы, барвинки и фиалки в кувшине ок. 1562, Маурийхейс, Гаага, 35х15.5 см.

Станковая ли это картина, дверца ли от шкафа (а думают и так), нам не узнать. Будем считать ее тем, чем она кажется СЕЙЧАС – одним из первых цветочных натюрмортов. Изображение… простое… Нынче такие называют «примитивом», но надо отметить, что художник сильно старался. Выписал веревку, которой букет перевязан, написал отражение ножки кувшина на круглой глазурованной поверхности самого сосуда, на листьях не забыл прожилки. Живопись эта совсем недалека от графики, каждая деталь там обведена, а потом закрашена.

2 а деталь

2 б деталь

Нарциссы тут – экзотика, их привезли в Европу в середине 16 века, и невиданные цветы сразу же угодили на натюрморт. Такой подход не изменится и через сто лет, художники будут почти всегда писать на картинах с букетами редкое и экстраординарное – экзотические и дорогие растения, драгоценный фарфор, ракушки, которые станет модно коллекционировать. Как и у том Ринга столы 17 века усеют листья растений, лепестки или случайно упавшие цветы. Все это время натюрморт будет усложняться, у том Ринга в этом кувшине три вида цветов, а через сто лет на обычном натюрморте зацветут в полную силу и 20, и 30 видов, а Рулант Саверей втиснет в одну картину 63 растения (№ 19). Лишь позже в поисках оригинальности будут иногда писать и наоборот – единственный цветок в вазе.

Самый лучший и дорогой

После относительного застоя конца 30-х и 40-х годов 17 века, цветочный натюрморт, воспряв, продолжил усложняться. Количество деталей увеличивалось, тонкость и гладкость работы возрастали. То есть направление развития этого жанра вполне совпало с тем, куда в то же самое время ехала целиком вся востребованная голландская живопись (например, лейденские искусные мастера). Пятнышек, бликов, паутинок и муравьев на картинах стало больше. Лучшие букеты теперь обретали объем, цветы могли заслонять один другой, композиции бывали и ассиметричны, как у Анны Рейш (№ 21).

Вот еще один пример без симметрии (более или менее). Не дорогой, простоватый, скучный и малоизвестный сейчас Abraham de Lust (????–1694/1696), которого аукционы иногда путают с еще менее известным Antoni Hendricksz Lust. Путают, потому что аукционам все равно.

28 Abraham de Lust Стеклянная ваза с цветами 1650-е гг., частная коллекция, 68х59.5 см.

Во второй половине века суть живописи не изменилась. Та же самая идея – сделать богато – никуда не делась, просто теперь «богато» стало означать гораздо больше труда и времени.

Самым громкославным мастером поздней цветочной (фруктовой и прочей натюрмортной) живописи считается Ян Давидс де Хем (Jan Davidsz. de Heem 1606-1684), работавший в Голландии, а в основном во Фландрии. Знаменитый и успешный (обучение у него стоило 200 гульденов в год).

29 Ян Давидс де Хем Ваза с цветами ок. 1670, Маурийхейс, Гаага, 74.2х52.6 см.

У де Хема детали прописаны так, что видны косточки в прозрачных ягодах крыжовника и пыльца на тычинках. Хотя все лепестки и мохнатость насекомых выписаны с мастерством, но по-прежнему картина графична, колорита и тона, главных изобразительных инструментов живописи, тут мало. Все же картины сбалансированы, с ходу такой холст не напишешь, для того нужны и умение и традиция. Все элементы, которые были у Босхарта (и у прочих ранних), тут гораздо утонченнее, разнообразнее. Главная же задача та же – составить картину из десятков тщательных фрагментов (и де Хем хорошо справлялся). Вот несколько деталей. Отражение-блик, куда уместились переплет окна, небо, облако, предметы на подоконнике. Блики такие полюбились всем, и все писали переплеты, но де Хем делал их миниатюрнее.

29 а деталь

Тот же переплет окна виден и на бликах черешни.

29 б деталь

Ягоды ежевики, разной степени зрелости и разного цвета, каждая костянка вылизана.

29 в деталь

Не вполне здоровые листья с прожилками.

29 г деталь

И опять не натура, опять цветы и фрукты из разных времен года Это коллаж из зарисовок (и готовых решений), например, ежевику художник когда-то зарисовал без плодоножек, потому и в картине их нет. Розы (да и прочие цветы) выглядит сахарно-сиропными, художник традиционно «улучшал» натуру, делал ее идеальной, усовершенствованной, а главное –привычной для публики… Весьма правильный подход, картина ведь не документ и не слепок с природы. У голландцев цветочная картина это иллюзия, да и не иллюзия даже, а чудо для восхищения покупателя. Для того и выписан с безумной тщательностью весь этот парад аттракционов. Дальше де Хема в иллюзионистском направлении идти уже невозможно – как ни увеличивай резолюцию монитора, достигнув определенного уровня, качество картинки уже не улучшится.

Полностью картину можно рассмотреть тут:https://www.mauritshuis.nl/en/explore/the-collection/artworks/vase-of-flowers-1099/

Еще букет де Хема, так как по одному трудно составить представление.

30 Ян Давидс де Хем Натюрморт с цветами в стеклянной вазе ок. 1650-1683, Ряйксмузеум, Амстердам, 54.5х36.5 см.

Эти мАстерские букеты были дороги. В конце 17 века изображения цветов с фруктами, а еще с битой дичью стали модными. Хоубракен приводит рассказ, что за цветы, обрамляющие медальон (где другой художник позже написал портрет Вильяма III) де Хем получил колоссальную сумму в 2000 гульденов. Букеты де Хема уже не плоские, а объемные. Они кажутся мне все же не интересным искусством, а ловким (и вызывающим удивление) фокусом. Скажем, если кто-то сделает букет из хрупкого цветного фарфора или даже разноцветного пластика, то тоже воскликнешь «ух, ты!».

Самые лучшие голландские гирлянды и букеты оказались бы хороши, если бы они не были частью индустрии по массовому производству идентичной экстраординарной красоты. Тем не менее, лучшие из них исполнены мастерски и вполне могут радовать глаз.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: