Интерпретация
Несколько подсказок дают возможность предположить контекст картины. Высокий угол обзора, с которого зритель видит на офис, подразумевает, что зритель может смотреть из проходящего надземного поезда. Более того, Хоппер позже сообщил Норману Геске, куратору художественного центра Уокера, который приобрел картину в 1948 году, что идея картины была «вероятно, впервые была навеяна частыми поездками на поезде «L» в Нью-Йорке после наступления темноты — проблески офисных интерьеров, будучи настолько мимолетными, что оставили свежие и яркие впечатления в моей памяти». Это не престижный офис — факт, подкрепленный ромбовидной формой комнаты и небольшим размером рабочего стола мужчины. Слева, еще меньший письменный стол с пишущей машинкой может быть рабочим местом девушки. Что подразумевает, что она может быть секретарем.
Тем не менее это угловой офис, что указывает на то, что в этой небольшой организации это самый престижный кабинет, и поэтому мужчина, возможно, является менеджером или начальником.
Как и на многих других своих картинах, Хоппер демонстрирует движение с помощью занавесок. На этой картине качающееся кольцо шторки, возможно, свидетельствует о порыве ветра от проходящего поезда.
Порыв ветра, также может объяснить еще тот факт, что на полу рядом со столом лежит лист бумаги, который, возможно, только что сорвался со стола и привлек внимание девушки. Один критик писал: «Хотя комната ярко освещена, мы чувствуем, что происходит что-то странное
Помимо отношений между этими двумя фигурами, тревожное настроение возникает из-за того обстоятельства, что они, очевидно, перебирают конфиденциальный материал в этот поздний час в поисках некоего документа». Концентрация мужчины говорит о том, что этот вопрос для него критически важен — он не потрудился снять пиджак, несмотря на то, что достаточно тепло (все окна открыты) — и он, кажется, не заметил ветра смахнувшего лист бумаги на пол
Один критик писал: «Хотя комната ярко освещена, мы чувствуем, что происходит что-то странное. Помимо отношений между этими двумя фигурами, тревожное настроение возникает из-за того обстоятельства, что они, очевидно, перебирают конфиденциальный материал в этот поздний час в поисках некоего документа». Концентрация мужчины говорит о том, что этот вопрос для него критически важен — он не потрудился снять пиджак, несмотря на то, что достаточно тепло (все окна открыты) — и он, кажется, не заметил ветра смахнувшего лист бумаги на пол.
Другой критик отмечал: «В этой картине Хоппер предлагает больше подсказок о происходящем, чем он обычно делает. Слева от стола лежит лист бумаги, который только что увидела женщина. Можно предположить, что когда эта чувственная девушка потянется к листу, ее действия привлекут мужчину. На задней стене Хоппер выделил часть стены, освещенную искусственным светом, который, в свою очередь, выделяет пространство, где мужчина и женщина будут взаимодействовать друг с другом. »
Ранее названия для картины включали «Комната 1005» и «Сердечно ваш» подкрепляя идею о том, что между мужчиной и женщиной существует более глубокая связь или что они совместно работают над вопросом, который предполагает высокую степень доверия между ними. В конце концов, Хоппер выбрал более двусмысленный вариант: «Офис ночью» .
Как и в других ночных картинах, Хоппер должен был реалистично воссоздать сложность комнаты, освещенной несколькими перекрывающимися источниками различной яркости. В этой картине, как в «Полуночниках», его мастерство в решении этой проблемы является ключом к успеху. В «Офисе ночью» свет исходит от трех источников: верхнего света, лампы на столе мужчины, которая проливает небольшое пятно интенсивного света, и от уличного фонаря, дающего свет в открытое окно с правой стороны. Хоппер писал, что перекрытие света от потолочного светильника и света снаружи создало особые технические трудности, поскольку требовало использования разных оттенков белого для передачи идеи о степенях тени. Тщательное изучение угла позади девушки обнаруживает слабую тень, которую та отбрасывает в слабом свете потолочного светильника, почти затерявшуюся из-за резко вытравленной тени шкафа в ярком свете уличного фонаря.
История
Вдохновение и творчество
В конце декабря 1939 года и в начале января 1940 года Хоппер прошел через творческий кризис. В это время, согласно записям в дневнике, который вела его жена Джозефина («Джо»), он занялся чтением книги французского поэта и эссеиста Поля Валери.
25 января 1940 года, по настоянию Джо, они посетили выставку итальянских мастеров в Музее современного искусства в Нью-Йорке
В дневнике Джо отмечается, что их внимание было привлечено, в частности, к картине Боттичелли «Рождение Венеры», которую она видела, до свадьбы, в Уффици. До этого времени Эдвард видел только фотографии этой картины
Джо очень нравилась эта картина, в то время как Эдвард отверг её как «только еще одну симпатичную девушку» — пренебрежительную характеристику, заставляющую его биографа Гейл Левин заключить, что этот комментарий выдал «более глубокое волнение».
На следующий вечер Эдвард объявил (как выразилась Левин) «что ему нужно выйти, чтобы „помедитировать“ новую картину». Его путешествие по городу, похоже, включало поездку на надземном поезде. Через день после этого, 27 января, он совершил еще одну поездку, чтобы купить холст, показав, что он готов начать писать новую картину. В дневнике Джо на эту дату отмечается, что «у него появился черно-белый рисунок мужчины за столом в кабинете и девушка слева от комнаты и эффект освещения».
Затем последовало несколько набросков, когда Хоппер правил изображение на бумаге, чтобы оно более точно соответствовало его видению. Как и раньше, Джо служила моделью для женской фигуры. Её записи в дневнике 1 февраля:
Каждый день Хоппер работал над картиной «пока не становилось совсем темно». К 19 февраля полотно достигло такой степени завершенности, что Джо заметила: «Каждый день я не вижу, как Э. может добавить еще один штрих», но также и то, что изменения делали «эту картину… более ощутимой, а не суетливой… сводится к основам … так понял. »
22 февраля готовая картина была доставлена в галерею, где были предложены различные варианты названия: от помощника владельца галереи: «Сердечно Ваш; комната 1506.», сам Хоппер предложил «Время и половина времени и т. д.» . Все предложенные названия были записаны Джо в журнале их картин: Эдварда и её.
Заметки о картине из дневника Хоппера
Вскоре после свадьбы в 1924 году, Эдвард и Джо завели дневник, в котором он, используя карандаш, делал эскизные рисунки каждой из своих картин вместе с точным описанием определенных технических деталей. Затем Джо добавляла дополнительную информацию, раскрывая темы картины.
Запись о картине «Офис ночью», содержит следующие заметки о картине, записанные почерком Джо:
Собственность и история выставок
Картина оставалась в собственности Хоппера в течение нескольких лет. Согласно записям в дневнике Джо, она была показана в 1945 году на выставке, посвященной 75-летию Клуба Салмагунди, на которую Эдвард был приглашен. На выставке картина получила приз в 1000 долларов.
В дневнике содержится вычеркнутая заметка, в которой говорится, что картина была продана весной 1948 года в Институт искусств Батлера в Янгстауне, штат Огайо, за «1500 -1/3», оплаченную 27 июля 1949 года. Еще одно примечание, приведенное ниже, противоречит этому, утверждая, что картина была продана Центру искусств Уокера в Миннеаполисе за ту же сумму 27 июня 1949 года.
В заключительной записке дневника, также почерком Джо, говорится: «Джон Клэнси оценил стоимость страховки 15 000–1964».
В 2006 году картина несколько месяцев экспонировалась в Музее американского искусства Уитни.
Биография и творчество
Родился в Нюаску, штат Нью-Йорк, в семье владельца магазина. С детства любил рисовать. В 1899 году переезжает в Нью-Йорк с намерением стать художником. В 1899-1900 годах учился в школе художников по рекламе. После этого он поступает в школу Роберта Генри, которая в то время отстаивала идею создания современного национального искусства США. Главным принципом этой школы было: «Воспитай себя сам, не позволяй мне воспитывать вас». Принцип, направленный на рождение индивидуальности, пусть и настоянный на отсутствии коллективизма, значительных национальных художественных традиций.
В 1906 году Эдвард Хоппер отправился в Париж, где продолжил обучение. Кроме Франции, он побывал в Англии, Германии, Голландии и Бельгии. Это был калейдоскоп стран и разных культурных центров. В 1907 году Хоппер возвращается в Нью-Йорк.
В 1908 году Эдвард Хоппер принял участие в выставке, устроенной организацией «Восьмерки» (Роберт Генри и его ученики), но успеха не имел. Он еще больше работает, совершенствует свой стиль. В 1908-1910 годах он снова изучает искусство в Париже. С 1915 по 1920 годы — это период активных творческих поисков художника. Рисунки этого периода не сохранились, потому что Хоппер все их уничтожил.
Живопись не давала прибыли, поэтому Эдвард работает в рекламном агентстве, делает иллюстрации для газет.
Первую свою гравюру Хоппер выполнил в 1915 году. Всего он сделал около 60 офортов, лучшие из которых сделаны между 1915 и 1923 годами. Здесь проявилась основная тема творчества Эдварда Хоппера — одиночество человека в американском обществе и в мире.
Гравюры принесли художнику некоторую известность. Он представлял их на выставках, получал награды. Вскоре состоялась персональная выставка, которую организовал клуб Уитнивской художественной студии.
К середине 1920-х гг. Хоппер вырабатывает собственную художественную манеру, которой остаётся верен до конца жизни. В его фотографически выверенных сценах из современной городской жизни (зачастую выполненных акварелью) одиноко застывшие, безымянные фигуры и чёткие геометрические формы предметов передают ощущение безысходной отчуждённости и затаённой в повседневном угрозы.
Основным вдохновением Хоппера как художника становится город Нью-Йорк, а также провинциальные городки («Мито», «Конструкции Манхэттенский моста», «Восточный ветер над Вихоукендом», «Шахтерский городок в Пенсильвании»). Вместе с городом Хоппер создал своеобразный образ человека в нем. У художника совсем исчез портрет конкретного человека, он заменил его на обобщенный, суммарный вид одиночки, отдельного городского жителя. Герои картин Эдварда Хоппера — это разочарованые, одинокие, опустошенные, застывшие люди, изображенные в барах, кафе, гостиницах («Комната — в гостинице», 1931 год, «Западный мотель», 1957 год).
Уже в 20-х годах имя Хоппер вошло в американскую живопись. Он имел учеников, поклонников. В 1924 году он женился на художнице Джозефин Верстиль. В 1930 они приобрели дом на Кейп-Корд, куда и переехали. Вообще Хоппер открыл новый жанр — портрет дома — «Дом Тэлбота», 1926 год, «Дом Адамса», 1928 год, «Дом капитана Килли», 1931 год, «Дом у железной дороги», 1925 год.
Успех принес Хопперу материальный достаток. Он оставляет свою работу в рекламном агентстве. В 1933 году Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал персональную выставку Эдварда Хоппера, которая принесла ему огромный успех и всемирную славу. После неё художника приняли в Национальную академию рисунка.
Не обращая внимание на успех продолжал плодотворно работать до 1964 года, когда он тяжело заболел. В 1965 году Хоппер написал свою последнюю картину — «Комедианты»
15 мая 1967 года Эдвард Хоппер скончался в Нью-Йорке.
Предполагая стать книжным иллюстратором, Хоппер в 1906-10 гг. трижды посещал художественные столицы Европы, но остался равнодушен к авангардным течениям в живописи. В молодости примыкал к натуралистической «школе мусорного ведра ». В 1913 г. принял участие в скандально известном Армори-шоу в Нью-Йорке . Работал над рекламными постерами и гравюрами для нью-йоркских изданий.
Многочисленные репродукции произведений Хоппера и их кажущаяся доступность (в сравнении с «высоколобым» авангардом французского искусства) сделали его одним из самых популярных художников в США. В частности, своим любимым художником называет его кинорежиссёр и художник Дэвид Линч . Отдельные критики относят Хоппера — наряду с Де Кирико и Бальтюсом — к представителям «магического реализма » в изобразительном искусстве. Искусство
Хоппера устанавливает и законы видения и понимания, которые соотносят кажущиеся
поверхностными ситуации с более глубокими темами.
История
Вдохновение и творчество
В конце декабря 1939 года и в начале января 1940 года Хоппер прошел через творческий кризис. В это время, согласно записям в дневнике, который вела его жена Джозефина («Джо»), он занялся чтением книги французского поэта и эссеиста Поля Валери.
25 января 1940 года, по настоянию Джо, они посетили выставку итальянских мастеров в Музее современного искусства в Нью-Йорке
В дневнике Джо отмечается, что их внимание было привлечено, в частности, к картине Боттичелли «Рождение Венеры», которую она видела, до свадьбы, в Уффици. До этого времени Эдвард видел только фотографии этой картины
Джо очень нравилась эта картина, в то время как Эдвард отверг её как «только еще одну симпатичную девушку» — пренебрежительную характеристику, заставляющую его биографа Гейл Левин заключить, что этот комментарий выдал «более глубокое волнение».
На следующий вечер Эдвард объявил (как выразилась Левин) «что ему нужно выйти, чтобы „помедитировать“ новую картину». Его путешествие по городу, похоже, включало поездку на надземном поезде. Через день после этого, 27 января, он совершил еще одну поездку, чтобы купить холст, показав, что он готов начать писать новую картину. В дневнике Джо на эту дату отмечается, что «у него появился черно-белый рисунок мужчины за столом в кабинете и девушка слева от комнаты и эффект освещения».
Затем последовало несколько набросков, когда Хоппер правил изображение на бумаге, чтобы оно более точно соответствовало его видению. Как и раньше, Джо служила моделью для женской фигуры. Её записи в дневнике 1 февраля:
Каждый день Хоппер работал над картиной «пока не становилось совсем темно». К 19 февраля полотно достигло такой степени завершенности, что Джо заметила: «Каждый день я не вижу, как Э. может добавить еще один штрих», но также и то, что изменения делали «эту картину… более ощутимой, а не суетливой… сводится к основам … так понял. »
22 февраля готовая картина была доставлена в галерею, где были предложены различные варианты названия: от помощника владельца галереи: «Сердечно Ваш; комната 1506.», сам Хоппер предложил «Время и половина времени и т. д.» . Все предложенные названия были записаны Джо в журнале их картин: Эдварда и её.
Заметки о картине из дневника Хоппера
Вскоре после свадьбы в 1924 году, Эдвард и Джо завели дневник, в котором он, используя карандаш, делал эскизные рисунки каждой из своих картин вместе с точным описанием определенных технических деталей. Затем Джо добавляла дополнительную информацию, раскрывая темы картины.
Запись о картине «Офис ночью», содержит следующие заметки о картине, записанные почерком Джо:
Собственность и история выставок
Картина оставалась в собственности Хоппера в течение нескольких лет. Согласно записям в дневнике Джо, она была показана в 1945 году на выставке, посвященной 75-летию Клуба Салмагунди, на которую Эдвард был приглашен. На выставке картина получила приз в 1000 долларов.
В дневнике содержится вычеркнутая заметка, в которой говорится, что картина была продана весной 1948 года в Институт искусств Батлера в Янгстауне, штат Огайо, за «1500 -1/3», оплаченную 27 июля 1949 года. Еще одно примечание, приведенное ниже, противоречит этому, утверждая, что картина была продана Центру искусств Уокера в Миннеаполисе за ту же сумму 27 июня 1949 года.
В заключительной записке дневника, также почерком Джо, говорится: «Джон Клэнси оценил стоимость страховки 15 000–1964».
В 2006 году картина несколько месяцев экспонировалась в Музее американского искусства Уитни.
Джозефина Хоппер
С молодой художницей Джозефиной Нивисон Эдвард познакомился начале 20-х. Их пара стала наглядной иллюстрацией теории о притяжении противоположностей. Он — высокий угрюмый интроверт консервативных взглядов, она — маленькая, хрупкая и крайне общительная либералка. Девушка полностью подчинила свою карьеру избраннику и стала для него не только спутницей жизни, но и менеджером, музой и моделью. Именно образ Джо воплощался в фигурах всех героинь Эдварда.
Благодаря ей Хопперу в 1923 году удалось представить на выставке в Бруклинском музее шесть своих акварелей, которые собрали исключительно восторженные отзывы критиков. Вот так на 41 году жизни к Хопперу наконец пришла популярность и финансовый успех, позволивший оставить работу в претившем ему агентстве. А вскоре Эдвард и Джо обзавелась «бьюиком», на котором исколесили все северо-восточные штаты от Мэна до Род-Айленда.
Эдвард Хоппер «Дом Райдерса» (1933)
Ещё несколько удачных сделок с крупными музеями — и пара арендовала летний домик в Саус-Труро. До конца жизни художник, известный в первую очередь своими урбанистическими зарисовками, проводил тёплые месяцы на природе наедине с женой. Там были написаны многие из его идиллических деревенских пейзажей. Впрочем, даже тут он не изменил своему меланхоличному стилю.
Союз с Джо со стороны хоть и казался воплощением идеальных отношений, в действительности был полон конфликтов и борьбы. «Они проводили вместе почти 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Это было бы трудно для любой пары», — замечала Гейл Левин, исследовательница творчества Хоппера.
Эдвард Хоппер «Офис в маленьком городе» (1953)
Эдвард Хоппер «Автомат» (1927)
Особенности стиля
Хоппер был человеком крайне замкнутым и неохотно говорил о своём творчестве. Он считал, что все ответы можно найти на холсте: «Если вы можете описать что-то словами, то нет никакой причины это рисовать». Искусствоведы на протяжении десятилетий настойчиво приписывают его работам глубинные смыслы и скрытые подтексты. В то время как сам художник утверждал, что всё, чего он хочет — это рисовать солнечный свет.
«Всё, чем я хочу заниматься — это рисовать и запечатлять солнечный свет на стенах домов».Э. Хоппер
Освещению в своём творчестве Хоппер действительно уделял много внимания. В любом его зрелом произведении отчетливо прослеживается заигрывание со светом и тенью. Картина «Раннее воскресное утро» представляет пустынную Седьмую Авеню в Нью-Йорке, залитую рассветным сиянием.
Ставни магазинов закрыты, на улице ни души. Чтобы понимать, почему сюжет воскресного утра сопровождается столь зримой тишиной, стоит вспомнить, что картина была создана в период Великой Депрессии. Тёмные окна магазинов тут же наполняются новым смыслом, а солнце становится символом надежды.
Эдвард Хоппер «Комнаты у моря» (1951)
Хоппер был художником крайне методичным и не подступал к холсту без сложившейся в голове картинки. Вместе с женой он вёл подробный список своих работ, где рядом с зарисовками соседствовали краткие тезисы, описывающие будущее произведение. Хопперовские персонажи всегда расположены в равновесии с окружающей обстановкой, а та в свою очередь отличается геометричностью и продуманностью до мелочей.
«Чтобы идея пришла в голову, требуется много времени. Потом мне нужно долго об этом думать. Я не начинаю рисовать, пока всё не проработано в голове. Когда я добираюсь до мольберта, у меня уже всё готово», — описывал художник свой подход к работе. Стилю, в котором реализм соседствовал с нарочитой упрощённостью деталей и форм, он следовал неизменно, не оглядываясь на художественный мейнстрим. Однако путь к своему «я» занял у него почти 40 лет.
Эдвард Хоппер (1899)
«Школа мусорных вёдер»
Талант к рисованию Эдвард проявил в раннем детстве и тут же обрел поддержку родителей: те не скупились на холсты, краски и учебные пособия для сына. Его мать, Элизабет, обожала искусство и увлечённо посвящала мальчика в мир литературы и театра, а также регулярно брала его с собой на художественные выставки. Вскоре подросток изъявил желание учиться на художника. Родители настояли на факультете коммерческой живописи, чтобы обеспечить ему шанс на стабильный заработок.
В Нью-Йоркской школе искусства и дизайна Эдвард быстро проявил себя способным учеником. Одним из его учителей стал Роберт Генри. Художник, только что вернувшийся из Парижа, был преисполнен духом творческой свободы и недовольством академической школой живописи. Он учил своих студентов использовать свой талант, чтобы «будоражить мир», ставя в пример Эдуарда Мане и Эдгара Дега.
Из желания преподавателя разбудить в подопечных индивидуальность и помочь им обрести личный стиль родилась «Школа мусорных ведер». Работы её представителей были посвящены реалистичному изображению повседневной жизни нью-йоркских рабочих и бедняков. Одним из членов группы новаторов был и Эдвард Хоппер.
Эдвард Хоппер (1948)
Европейское влияние
Вдохновленный творчеством импрессионистов, Хоппер мечтал о Париже. Но путешествие в Европу было ему не по карману, так что в 1905 году Эдвард устроился иллюстратором в рекламное агентство. Хотя художник и испытывал отвращение, рисуя обложки для торговых каталогов, он ясно видел перед собой цель и не отступал от намеченного пути.
Во Франции американец смог собственными глазами увидеть не только работы импрессионистов, но и шедевры рук Вермеера и Рембрандта. «Ночной дозор» кисти последнего молодой художник описал как «самую удивительную картину», которую он когда-либо видел.
Из города на берегу Сены Хоппер вернулся крайне вдохновленным. Вскоре его поездки в Европу стали регулярными, а оплачивал он их по-прежнему благодаря работе в рекламе. Несмотря на очарование заграничными художниками, он старался нащупать свой исключительный стиль. Пока Дега и Писсарро наполняли свои работы энергией жизни и светлыми красками, Хоппер отдавал предпочтение тёмной палитре. Он методично выстраивал свой визуальный мир из молчаливых сцен и безлюдных пространств.
Эдвард и Джозефина Хопперы в мастерской художника (1964)
Одиночество
Хопперы были неразлучны. А вот персонажи Эдварда, наоборот, всегда одиноки в толпе, в паре и наедине с собой. Для описания атмосферы его картин лучше всего подходят эпитеты «меланхоличная» и «тяжёлая». В их сюжетах всегда присутствует недосказанность, а зрителю отводится роль подглядывающего за чужой рутиной.
Не вторгаясь в личное пространство героев, мы всё же чувствуем, будто стали свидетелями какого-то интимного момента, не предназначенного для посторонних глаз. Будь то работа девушки за швейной машинкой в одноимённой картине, бесцельное разглядывание пейзажа мужчиной в «Офисе в маленьком городе» или размышления над чашкой кофе в пустом кафе в «Автомате».
Эдвард Хоппер «Комната в Нью-Йорке» (1932)
Эдвард Хоппер «Офис ночью» (1940)
Тему отношений между мужчиной и женщиной художник раскрывал в своих «парных» произведениях. «Комната в Нью-Йорке» — это рассказ о союзе, утратившем близость. Он погружен в чтение газеты, а она, отвернувшись, бесцельно перебирает клавиши пианино.
В «Офисе ночью» выстраивается настоящая психологическая головоломка. Мы видим согбенного над бумагами мужчину за столом и женщину за его спиной, достающую папку из картотеки. Что они делают в офисе в столь поздний час? Какие отношения их связывают? Все эти вопросы художник оставляет без ответа.
Одна из самых узнаваемых работ Хоппера и едва ли не единственная его групповая картина «Полуночники» — образ мрачный и гнетущий. Ночные посетители закусочной погружены в собственные мысли, а взгляд единственного работника направлен сквозь них на тёмную улицу. Из заведения нет видимого выхода, что ещё больше концентрирует ощущение изоляции, отрешённости и заставляет задуматься о проблеме одиночества в современном мире.
Эдвард Хоппер «Комедианты» (1965)
Последние годы жизни Хоппера были омрачены тяжёлым творческим кризисом. Художник бесконечно сетовал на отсутствие вдохновения: «Хотел бы я больше рисовать. Мне надоело читать и ходить в кино». Работой, которая подвела финальную черту в его творчестве, стала картина «Комедианты».
Сейчас эти актёры пантомимы, вышедшие на поклон невидимой публике, выглядят словно пророчество. По мнению Джо, в этом произведении Эдвард хотел показать последний — предсмертный — поклон мужа и жены. Спустя год Хоппера не стало. А через десять месяцев, вслед за мужем, ушла и Джозефина — верная спутница и муза художника.
Photo: Edward Hopper (1933) / Louise Dahl-Wolfe