Павел федотов: жизнь и творчество художника

Творчество

Сняв эполеты, художник оказался в тяжёлой жизненной ситуации. Пенсия была скудная, а на неё приходилось не только помогать семье, которая впала в крайнюю нужду, но и покупать холсты, кисти, краски. Однако любовь к искусству была настолько сильной, что трудности Федотов преодолевал оптимистично. Он поставил перед собою цель – быть настоящим живописцем, и уверенно к ней шёл.

«Свежий кавалер»

На Васильевском острове Павел снял у хозяйки небольшую бедную комнату и начал обучение в Академии художеств. Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Поначалу он много над собой работал, переучивался и привыкал к правильному рисунку, ведь за долгие годы рука художника изломалась на постоянных карикатурах. Из-за этого в Академии профессор Зауервейд и наставник Павла великий русский живописец Карл Брюллов заподозрили, что у Федотова нет никаких способностей к художеству.

В Академии Павла обучали батальной живописи, но она молодому художнику была совсем не по душе. Приходя домой, он принимался за свои любимые сюжеты из обыденной жизни. В этом действительно была его сила, ведь Федотов отличался наблюдательностью и остроумием, тонко подмечал в людях разных сословий их типичные черты, знал обстоятельства их жизни. Даже увидевший его наброски баснописец И. А. Крылов написал Павлу Андреевичу письмо, в котором советовал остановиться всё-таки на жанровой живописи.

«Разборчивая невеста»

Послушав совета, Федотов оставил занятия в Академии и стал рисовать то, что ему хотелось. Чтобы по максимуму заниматься живописью, Павел урезал все расходы на себя, питался за 15 копеек в кухмистерской, разделяя скудный обед со своим денщиком Коршуновым (это добрейшей души солдат, который беззаветно и искренне был предан своему офицеру).

В 1846 году Павел Андреевич маслом написал картину «Свежий кавалер». В 1847 году по сюжету крыловской басни художник нарисовал полотно «Разборчивая невеста». От этих картин пришёл в восторг сам Карл Брюллов. Совет Академии художеств выдвинул Федотова на звание академика и выделил ему денежное пособие. Теперь художник мог творить, не думая о бытовых проблемах.

Огромный успех и окончательное материальное благосостояние принесли Павлу Андреевичу его новые картины:

  • «Всё холера виновата»;
  • «Сватовство майора»;
  • «Игроки»;
  • «Завтрак аристократа»;
  • «Вдовушка».

«Сватовство майора»

Помимо живописи Федотов мастерски писал стихи, солдатские песни, басни, романсы и элегии. Он нигде их не издавал, разрешая переписывать только близким знакомым.

Кадетский корпус

Несмотря на бедность, гражданский чин титулярного советника позволил отцу Андрею Илларионовичу определить Павла в Первый Московский кадетский корпус. Мальчику на тот момент было одиннадцать лет. В 1826 году отец привёз его в Головинский дворец, где размещалось это военное учебное заведение. Корпус был любимцем у императора Николая I, ведь в его стенах воспитывали будущую офицерскую элиту России, потому и уклад здесь царил военный.

Подъём в шесть утра, с восьми часов уже начинали заниматься, каждый день обязательные строевые учения. Отпуска предоставлялись в праздничный или воскресный день только москвичам и лишь тем, у кого в течение недели не было никаких взысканий.

Федотов пользовался правом отпуска регулярно, так как с первых же дней учёбы зарекомендовал себя одним из лучших кадетов. Поведение у подростка всегда было примерное, в учёбе он показывал отличные результаты.

Здесь преподавали общепринятые школьные предметы – иностранные языки, физику, словесность, риторику, историю. Наряду с этим, кадетов обучали и военным дисциплинам – фортификации, артиллерии, тактике. Ребята занимались танцами, гимнастикой и фехтованием. Павел наибольший интерес проявлял к химии и математике.

Федотов внешне был среднего роста и особенной физической силы никогда не проявлял. Телосложение у него было близкое к атлетическому, но присутствовали признаки невропатической конституции. Внешностью Павел обладал представительной, можно даже сказать, аристократической.

Парень имел весёлый и общительный характер, часто проводил досуг в кругу других кадетов. К этому времени он начал сам сочинять песни и романсы. Здесь же в кадетском корпусе Федотов впервые почувствовал серьёзную тягу к живописи. Ему вдруг захотелось не просто рисовать, а посвятить этому делу всю жизнь.

Руководству кадетского корпуса не очень нравилось, что все поля учебных тетрадей Павла разрисованы портретами учеников, учителей, надзирателей. Да ещё вдобавок ко всему это было в карикатурном виде. Однако приходилось признавать, что карикатуры и портреты делал он весьма талантливо.

В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). Среди других кадетов первенствовал он во всём, будь то точные науки, занятия в поле или учебные поединки на рапирах и саблях. Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале.

Ученья свет…

Несмотря на творческие увлечения сына, после окончания школы прагматически настроенные родители-инженеры заставили его пойти учиться на физический факультет Таганрогского государственного радиотехнического университета. Однако Алексей, получив на вступительных экзаменах «тройку» по математике и «пятерку» по физике, перешел без экзаменов на физико-математический факультет Таганрогского института имени А. П. Чехова.

Учился он очень успешно. Уверенно шел на красный диплом и даже получил Ленинскую стипендию. В то же время юношу по-прежнему не оставляли мысли о совсем иной возможной его судьбы, о которой он мечтал с детства. Поэтому параллельно с обучением в педагогическом университете юноша пытался поступать во все подряд театральные институты. Однако ни одна из его попыток не увенчалась успехом.

Тогда Алексей Федотов выбрал хитрый маневр — он поступил на театральный факультет Воронежского государственного института искусств, какое-то время был его студентом, а затем перевелся в город Москву и завершил свое актерское обучение уже выпускником Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина.

Детство

Ясельно-детсадовский период Алексей провел в Невинномысске, а взрослеть уехал к Черному морю, в портовый город Таганрог Ростовской области, куда после окончания строительства отправились его родители. Здесь же, в Таганроге, жили и обе бабушки мальчика.

Домна Титовна Моторкина, бабушка по материнской линии, кроме дочери Валентины, имела еще пятерых детей. В годы Великой Отечественной войны она носила снаряды и копала окопы.

Александра Семеновна Федотова, мать папы Алексея, также оставалась в родном Таганроге в годы фашистской оккупации.

Пока внук подрастал, они несколько раз навещали его в Невинномысске, заодно подбивая сына и дочь вернуться домой в Таганрог. И добились своего.

Алексей Федотов с родителями отправился к бабушкам.

В 1985 году там же, в Таганроге, у будущего актера родилась сестра Лена, впоследствии связавшая свою жизнь с медициной. Она стала стоматологом.

Алексей же с раннего детства хотел быть только артистом. И никем другим.

Уже в четыре года будущий мастер пародии одевался в мамины платья и, водрузив на голову шляпу своей родительницы, бегал по дому, пугая всех. В седьмом классе он записался в любительский ансамбль русского народного танца, в составе которого даже пару раз выезжал на гастроли. А еще через год Алексей Федотов вошел в состав школьного театрального кружка, параллельно начав учиться игре на фортепиано.

Биография

Есть в Ставропольском крае город с красивым поэтическим названием — Невинномысск, раскинувшийся на берегах реки Кубани на месте некогда стоявшей здесь казачьей станицы.

На 70-е годы прошлого столетия пришелся самый пик развития Невинномысска, охарактеризовавшийся его масштабным строительством. Бывшая станица стремительно покрылась строительными лесами промышленных предприятий, жилых площадей и социально-культурных объектов, стремительно превращаясь в молодой индустриальный центр края.

В растущий город массово хлынули специалисты всех рабочих специальностей. Приехала туда и молодая семья инженеров Федотовых — Владимир Васильевич и Валентина Алексеевна, которые 23 августа 1973 года стали папой и мамой. У них родился чудесный сын, будущий актер Алексей Федотов.

Родители

Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве. Его отец, Федотов Андрей Илларионович, был отставным прапорщиком, в армии служил в екатерининские времена. Последние два десятилетия ХVIII века старший Федотов участвовал практически во всех военных походах и кампаниях. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. Когда Андрей Илларионович выходил в отставку, ему было пожаловано дворянство и чин поручика, однако это не смогло уберечь его от бедности.

Суровый, угловатый и жёсткий отец был необыкновенно педантичен. Впоследствии художник рассказывал, что осуждал его за подозрительность, при этом удивлялся неумолимой врождённой правдивости. Старший Федотов передал сыну черты, которые присущи настоящим мужчинам: ставить перед собою цели и добиваться их, всегда осознавать своё место в строю, быть сдержанным, чувствовать долг перед отечеством.

Семья была многодетной. Мама, Наталья Алексеевна (девичья фамилия Калашникова), занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием сыновей и дочек.

16 июля 1815 года в Огородниках Никитского сорока города Москвы, в церкви Харитония Павла крестили. Его крёстными родителями были дворянская дочь Толстая Екатерина Александровна и советник коллегии Петровский Иван Андреевич.

Московский период: художник выручает семью

Несмотря на то, что у самого не всё ладилось, Павел Федотов сумел помочь своей семье. В начале 1849 года он вынужден уехать в Москву – тяжело заболел отец, а сестра, беременная вторым ребёнком, овдовела, над семьёй нависли долги. Надо было взять на себя все хлопоты и раздобыть денег. Помогла выставка, успех которой окрылил художника и вселил в него новые надежды. Живописец полюбился московской публике, которая в свою очередь была рада помочь семье художника. «В участи моего отца и сестры-вдовушки первые лица в городе приняли участие», – вспоминал успокоенный за родных Федотов.

Вместе с тем появились и свежие настроения – на смену высмеивания пошлых глупостей пришло стремление уделить внимание светлому и радостному. Так, начали появляться портреты, наполненные лиризмом

Болезнь и смерть

Постоянные напряжения рук, глаз и мозга, особенно когда работал по ночам и вечерам, отразились на здоровье Павла Андреевича. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. Несмотря на чин, прекрасные внешние данные, признание как художника, Федотов не был ни разу женат. У него постепенно пропадало зрение, часто болела голова, иногда проявлялись бессонница и нервные расстройства. Павел стал задумчивым и молчаливым. А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении.

В 1852 году после того, как он купил гроб и стал ложиться в него, примеряясь, друзья поместили Павла в психиатрическую клинику. У Федотова начались чудовищные галлюцинации, он бился там головою о стену, а его били в пять кнутов, чтобы усмирить. Иногда он успокаивался, делал некоторые зарисовки и даже обучал художеству других душевнобольных.

«Художник, женившийся без приданого, в надежде на свой талант»

В ноябре 1852 года у Федотова начался плеврит (в простонародье «водяная болезнь»). Буквально перед смертью к Павлу Андреевичу вернулось сознание. Он изъявил желание приобщиться Святых Тайн, прочитал отцовское письмо, долго обнимался со своим верным денщиком Коршуновым и очень много плакал. 26 ноября 1852 года жизнь великого художника оборвалась.

Его похоронили на православном Смоленском кладбище в военном мундире. В 1936 году прах перезахоронили на Тихвинском кладбище в некрополе мастеров искусств.

Кино

Смерть Алексея Федотова наступила ровно через двадцать лет после того как в жизни актера появился волшебный мир кинематографа.

Его дебютной работой стал телеспектакль «Каменное сердце», вышедший в 1995 году.

За эти двадцать лет, отпущенные ему судьбой, он успел сыграть в более чем пятидесяти сериалах и фильмах, среди которых наиболее значимыми были «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «Дом Надежды», «Крот-2», «Русский спецназ», «Повторение пройденного».

В 2003 году увидел свет сериал с участием Алексея Федотова «Три цвета любви», рассказывающий историю любви трех мужчин к их бывшей однокласснице, а также о поколении семидесятых, живущем в современном мире.

В 2001 году вышел девятый сезон детективного сериала «Тайны следствия», посвященный деятельности работников прокуратуры Санкт-Петербурга и расследованиям запутанных дел отечественной криминальной действительности.

Еще через год на телеэкранах появился сериал «Груз», в котором актер сыграл главную роль. Эта киноработа была посвящена суровым будням фельдъегерского спецотряда, каждый пакет документов которого является предметом охоты конкурирующих сил.

Настоящую же славу и узнаваемость Алексею Федотову принесла роль Никиты Захаржевского в сериале «Черный ворон».

Лёва Федотов: что было в тетрадях

После того, как закончилась война, были обнаружены дневники Льва Федотова. Информация, которая в них содержалась, сделала его известным. В 15 тетрадях, которые были тщательно пронумерованные, мальчик записывал не только события из своей жизни. Заносил свои мысли. Первая тетрадь датируется 1941 годом, а последняя — 23 июля 1941 года. В тетрадях описанны реальные события, что подтвердили одноклассники и друзья Льва Федотова. Друг молодого человека, Юрий Трифонов, впоследствии ставший известным писателем, в 1980 году обратился к матери Льва, с просьбой разрешить использовать записи из дневников для постановки пьесы «Дом на набережной».

После внимательного изучения аналитических выкладок и прогнозов, записанных в дневниках, выяснилось следующее. Лёва Федотов точно спрогнозировал дату начала войны, ее ход, и некоторые другие события. Существует информация о шестнадцатой тетради, в которой содержалась информация о будущем. Этот труд юный прорицатель положил в портфель, и спрятал в одной из подземных галерей. Со слов очевидца, Михаила Коршунова, они вошли в один из подземных ходов, который был прорыт под Москвой-рекой. Через сложные лабиринты попали в большой зал с высоким сводом. Там Лев Федотов оставил тетрадь с предсказаниями. По его словам, человечество пока не готово узнать информацию о грядущих временах.

Значительно позже Михаил пытался отыскать место, где они оставили тетрадь, но потерпел неудачу. Точный путь он не помнил, а подземные галереи представляют собой запутанный лабиринт. По одной из версий, диггеры в подземных катакомбах нашли портфель темно-коричневого цвета, в котором лежала объемная тетрадь. Надпись на тетради была такой: «Лева Федотов. История будущего». На 48 страницах мелким, но разборчивым почерком, были описаны грядущие события. Информация, которую содержала тетрадь, была обнародована.

«Ботаник» с кулаками

О школьнике с провидческим даром первым рассказал писатель Юрий Трифонов в романе «Дом на набережной». Лева тоже жил в этом знаменитом московском доме, учился в одной школе с Юрой и выделялся феноменальными способностями в любой области. Он был талантливым литератором, художником, музыкантом, у него был глубокий интерес к естественным наукам и необычайно широкий для подростка кругозор. К тому же Лева отличался бесстрашием – демонстрировал его, например, проходом по перилам балкона на 9 этаже или во время исследований с мальчишками глубоких подземных ходов. Их было немало в предвоенной Москве. Особенно ценилась его способность постоять за друзей: Федотов был грозой хулиганов – прекрасно владел джиу-джитсу, без конца тренировал ребро ладони для «убийственного» удара и умел овладеть любой, самой экстремальной ситуацией. Дневники он вел восемь лет. Это были 15 толстенных рукописных тетрадей, из которых после войны уцелело только четыре.

Личная жизнь

Для Алексея его семья была единственным сокровищем и самой закрытой темой, о которой он совершенно не распространялся, считая, что у актера должна быть тайна, а приобретать популярность за счет семейных скандалов и специально распространяемых сплетен, как это часто делают в отечественном шоу-бизнесе, считал делом постыдным.

Единственное, что актер сделал достоянием общественности, — это то, что он женат с 1998 года. Его спутницей жизни стала коллега по Театру сатиры на Васильевском — актриса Наталья Евгеньевна Лыжина (Федотова).

Наталья родилась 18 июня 1970 г. в городе Фрунзе. Как и муж Алексей, она обучалась в Воронежском институте искусств, став с 13 июня 1995 года актрисой Театра сатиры. Вместе с будущим мужем она играла в таких постановках, как «Пеппи — Длинный Чулок» и «Васса Железнова». Вместе они снимались и в сериале «Черный ворон».

11 июня 2004 года у Алексея и Натальи родилась дочь Настасья.

Супруги всегда были вместе — и на работе, и дома. Это была счастливая семья

Строя свою совместную семейную жизнь и актерскую карьеру, Алексей и Наталья, несмотря на свою постоянную занятость, успевали уделить время и внимание и собственному ребенку

Но однажды все изменилось.

Историческое ясновидение шут в интернете

Главные и самые достоверные связаны с Великой Отечественной войной, ее ходом от первых до последних дней. Федотов дает достаточно точный прогноз ее начала в 1941 году: «Война начнется или во второй половине июня, или в начале июля, не позже – германцы будут стремиться окончить войну до морозов». Он предсказывает первые поражения – людские потери, сдачу городов: «Мы потеряем много территории, но она будет нами взята обратно».

Есть точные предсказания ряда победных сражений и блистательной общей победы в войне. «Но встречаются и вовсе невероятные прозрения», – замечает Ирина Волкова: «Удивительно, что еще за две с половиной недели до начала Великой Отечественной войны он предсказывает и холодную войну. Он даже указывает противоборствующие стороны – это Советский Союз и его союзники по антигитлеровской коалиции: «Будем воевать с ними после совместной победы над фашистской Германией», – пишет Лева. Есть у него предсказание полета человека на другую планету. Но он говорит не о Луне, а о Марсе. При этом заявляет, что первыми высадятся на планете американцы и что произойдет это в 1969 году – дата указана точно». Помимо предсказаний, которые уже сбылись, были и другие, не менее фантастические для своего времени – сегодня они особенно интригуют.

Трагический финал жизни

Свежий кавалер 1846 г.

В 1850 году Павел Андреевич вернулся в Петербург. На подъёме успеха очень много работает, отягощают его жизнь только постоянные мысли о добыче средств. Возникший диссонанс между творческим подъёмом и почти нищетой сказался на здоровье, на самой слабой его стороне – психике. Развитие болезни усугубила несчастливая любовь, одиночество и всё-таки бедственное положение семьи в Москве, несмотря на старания художника.

Психические отклонения оказались серьёзными, они находили отражение в творчестве Федотова, картины которого потемнели и теперь имели грустные и религиозные сюжеты. Жизнерадостный художник замкнулся и стал молчалив. Друзья весной 1852 года устроили его в частную лечебницу для душевнобольных, император самолично назначил ему 500 рублей в год на содержание, но живописцу становилось всё хуже. Затем его перевели в больницу Всех Скорбящих Радости. Расстройство прогрессировало.

26 ноября 1852 года 37-летний художник умер, по словам критика Владимира Стасова, «произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура».

Первые картины и перспектива

Разборчивая невеста 1847 г.

Герой первого такого полотна, ради которого художник освоил технику маслом, чиновник-хвастун («Свежий кавалер», 1847). В начале следующего года появилась «Разборчивая невеста». Живописец чрезвычайно внимателен к деталям – на картинах каждый предмет выразителен, выбор оттенков обоснован, любая мелочь значительна. Показав эти работы Карлу Брюллову, теперь Федотов услышал похвалу, а также предложение участвовать в выставке Академии художеств.

Препятствием стали лишь материальные трудности – было только начато «Сватовство майора», а денег не было. Брюллов выхлопотал пособие живописцу от Академии, а также зачисление того в кандидаты – если новую картину примут, то Федотов станет академиком.

С этого дня все помыслы и энергия живописца подчинены одной цели – он целенаправленно бродит по Петербургу, заходит в трактиры, бывает в купеческих домах, и везде цепким взглядом выискивает кричащие и просящиеся на холст детали. Так же скрупулёзно подбирает типажи действующих лиц. В результате к концу 1848 года картина была готова и восторженно принята (вместе с первыми двумя).

Начальное образование

Проживали Федотовы в маленьком деревянном домике на окраине Замоскворечья. Особенного надзора за детьми никто не вёл, в те времена на их улицах царили такие патриархальные нравы, что все соседи жили, как одна большая семья. Подрастающая детвора целыми днями летом кувыркалась на сеновалах, а зимой каталась с горок на салазках.

С ранних детских лет у Павла проявлялись незаурядные способности. Мальчик обладал потрясающей зрительной памятью. Любая прочитанная страница по несколько дней стояла у него перед глазами. А любое случайно увиденное им лицо он мог тут же нарисовать на первом попавшемся клочке бумаги.

Начав обучение в церковно-приходской школе, Федотов пел в хоре корпусных певчих в качестве тенора-солиста. Благодаря этому он познакомился с нотами и обучился игре на гитаре и фортепиано.

История

Стихотворные описания П. А. Федотова
  • Рацея (Объяснение картины «Сватовство майора»)
  • Поправка обстоятельств, или женитьба майора

В конце 1843 года Павел Федотов, прослуживший перед этим около десяти лет в лейб-гвардии Финляндском полку, подал в отставку, поселился на 16-й линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге и полностью посвятил себя художественной деятельности. Имея изначальное намерение стать баталистом, вскоре он понял, что ему больше по душе бытовой жанр, в рамках которого в 1844—1846 годах им была создана серия многофигурных сепий. В 1846 году Федотов написал свою первую картину — «Свежий кавалер», а в 1847 году — ещё одно полотно, «Разборчивая невеста». В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора» (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году. Для окончания работы над картиной по ходатайству Карла Брюллова Федотов получил от Императорской Академии художеств 700 рублей ассигнациями, которые, в частности, можно было использовать на натурщиков, костюмы и прочие материалы. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры» — платье невесты было специально для этого случая заказано; многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат.

Сватовство майора (авторский вариант-повторение, холст, масло, 56 × 76 см, 1850—1852, ГРМ)

В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств, или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова — «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён „Помпеи“», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика.

Федотов сочинил для своей картины стихотворное описание — так называемую рацею, которую он сам читал посетителям выставки 1849 года. По другим данным, сначала Федотов сочинил краткое стихотворное описание, а более длинная рацея с подробным описанием картины была создана им к двум персональных выставкам 1850 года в Москве, на которых демонстрировалась картина «Сватовство майора», — в галерее А. Ф. Ростопчина и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину; испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге; в описании его коллекции, изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название — «Приезд жениха (Сватовство майора)». В 1925 году, после расформирования Румянцевского музея, полотно поступило в Государственную Третьяковскую галерею.

В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название — «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 × 76 см; ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года», датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года). Этот вариант-повторение до 1870 года находился в собрании московского мецената Василия Кокорева, а затем — в Царскосельском Александровском дворце, откуда в 1897 году был передан в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей). Согласно надписи, сделанной на обратной стороне полотна реставратором А. Сидоровым, в 1886 году масляный слой с изображением был перенесён со старого холста на новый. Хотя сюжет и расположение персонажей в целом сохранены, вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи.

Краткая биография

  1. В 1833 г. Федотову получает чин прапорщика.
  2. В 1834 г. Павел Андреевич прибывает для прохождения службы в лейб-гвардии Финляндский полк и поступает в Академию художеств.
  3. Зимой 1837 года Финляндский полк совершает поход в 167 вёрст (около 178 км). За это офицеры удостаиваются благодарности императора.
  4. В этом же году к гвардейцам приезжает великий князь Михаил Павлович. Эта встреча настолько впечатлила Федотова, что он начинает работу над своим первым масштабным полотном «Встреча великого князя». Когда картину показали Михаилу Павловичу, он пожаловал художнику кольцо с бриллиантом и приказал представить тому отпуск.
  5. Август–декабрь 1837 года Павел Андреевич провёл дома в Москве. Здесь он нарисовал портрет отца и картину «Прогулка», где изобразил свою семью и себя.
  6. В 1839 году художник начинает большую картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». Увидев ещё не законченный холст, государь назначил Федотову ежемесячное жалованье в 28 р. 60 к и позволил уволиться, чтобы посвятить себя искусству. Но художник не решился оставить военное дело.
  7. 1842 год – Федотов написал картину «Отдых во время кампании».
  8. 1843 год – художника повысили до командира роты. Новый статус совсем не оставлял времени для рисования. Но ему удалось закончить полотно «Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка. Установка офицерской палатки».
  9. В 1844 году, находясь в звании капитана, Павел Андреевич увольняется со службы. Ему назначили небольшую пенсию. Федотов снял маленькую комнату на Васильевском острове и снова начал учиться в Академии художеств.
  10. В 1846 г. Павел Андреевич заканчивает картину «Свежий кавалер». Это было первое законченное сюжетное полотно.
  11. В 1847 году Федотов создаёт произведение «Разборчивая невеста». Оно выполнено по мотивам басни Крылова. Академия художеств высоко оценила последние две работы.
  12. В 1848 году Павлу Андреевичу присвоили звание академика и выделили денежное пособие.
  13. В этом же 1848 году прошла Академическая выставка, которая принесла мастеру известность. В журналах было напечатано несколько хвалебных статей критиков.
  14. В 1849 году выставлены уже три произведения: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Полотна были хорошо приняты посетителям выставки, но не были одобрены цензурой. В некоторых журналах началась травля Павла Андреевича. Его даже вызывали на допросы, запретили литографии с холста «Свежий кавалер». Не стало заказов на рисунки.
  15. В конце 1849 года Павел Андреевич узнаёт, что его отец болен и отправляется в Москву. В это же время у беременной сестры погибает муж. После смерти отца, все заботы о сёстрах и племянниках легли на его плечи.
  16. В 1850 году Федотов возвращается в Петербург. За время отсутствия в Москве он создал несколько произведений: «Человек, играющий с собакой», «Портрет Фёдора Ефимыча Яковлева» и «Завтрак аристократа».
  17. В 1851 году Федотов пишет картину «Вдовушка». На создание этого полотна его вдохновила участь собственной сестры.
  18. Весной 1852 года стали заметны изменения в поведении Павла Андреевича. Постоянная напряжённая работа по ночам стала причиной ухудшения зрения, головных болей, бессонницы. Финансовые проблемы привели к нервным расстройствам.
  19. Летом 1852 года, друзья поместили Федотова в психиатрическую больницу. Периоды сильных галлюцинаций сменялись прозрениями сознания, он даже обучал живописи других больных.  Но, из-за жестокого обращения персонала с пациентами, друзьям Павла Андреевича пришлось перевезти его в больницу Всех скорбящих.
  20. В 1852 году, 26 ноября, Федотов скончался от плеврита. Ему было 37 лет. Перед смертью он находился в ясном уме. Павел Андреевич был похоронен в военном мундире на православном Смоленском кладбище.
  21. В 1936 году его прах перезахоронили на Тихвинском кладбище в некрополе мастеров искусств.

Портрет Павла Федотова

Фантастика или откровение?

Лев Федотов писал о том, что в будущем изобретут таблетку, которая «при попадании в организм человека позволит управлять его волей и настроением». Теперь «таблетки управления» логично назвать встроенным микрочипом. Он прогнозировал, что человечество, освоив Землю и надземное пространство, будет обживать недра как «подземные квартиры». И что со временем преобразуется сама телесная оболочка человека – вплоть до обретения им бессмертия.

Ирина Волкова полагает, что Лев Федотов был увлечен идеями русского космизма. Так называлось философское течение начала XX века, основанное футурологом Николаем Федоровым. Среди известных космистов был Константин Циолковский. Федотов, скорее всего, разделял взгляды биокосмизма – утопии о распространении влияния человека в космосе. По словам Ирины Волковой, которая профессионально занимается мемуарами юношества довоенного периода, почти все их авторы были провидцами:

«Был еще интереснейший юный субъект Юрий Баранов. Он погиб на войне, предвидел свою гибель. Таких молодых людей было немало. Думаю, дело в очень необычной организации их личностей и их мышлений. Все они, так или иначе, были космистами, ощущали слитность со своей планетой. Чувство причастности ко всему вырабатывало у них более тонкое восприятие действительности и возможность экстраполировать текущие события на будущее. В базовых прогнозах они не ошибались никогда».

Лев Федотов прожил всего 20 лет. И его главной кличкой с детства была и осталась «Леонардо», в честь да Винчи. Возможно, он действительно был гением. В генетике есть наблюдение о том, что ребенок с задатками гениальности рождается, как правило, в браке самого обычного человека с человеком необычным, к тому же с какой-нибудь патологией. «Обычной» у Льва была мама, ее он в дневниках называет «мамаша» или «родительница моя». Необычным был отец, к которому Лев был привязан и который передал ему и героические наклонности, и интерес ко всему, и сильное литературное дарование. Отец страдал эпилепсией и тоже рано ушел из жизни, как и сын.

Во время службы

В чине прапорщика будущий художник отправился в Петербург – он получил распределение в лейб-гвардии Финляндский полк. Поначалу вёл подобающий образ жизни: посещал светские вечера, балы, офицерские посиделки с шампанским и картами. При себе всегда были карандаш и бумага: рисовал виды из окон, прохожих, товарищей по одному и группами. Все отмечали схожесть и остро подмеченные особенности.

Жизнь на одно жалование вскоре стала в тягость, пришлось оставить развлечения. И это к счастью – Федотов стал серьёзней относиться к службе и, главное, к занятиям рисованием. Начал с копирования известных картин признанных мастеров. Часто исследовал Петербург на предмет интересных планов, заходя в разные закоулки – выискивал любопытное, особенно его интересовало всё, что касается жизни простых людей.

1834 год – важная биографическая страница художника Федотова. Он поступил на курсы рисования при Императорской Академии художеств, сразу во второй класс, этап изучения студентами анатомии. Вечерние занятия имели свободное посещение, но Павел занятий никогда не пропускал. Всё свободное время он также посвящал искусству: рисовал портреты сослуживцев, сцены из полковой жизни, а также изучал творчество фламандских и голландских художников. Ван Остаде, Брауэр, Тенирс-мл. в своё время стали мастерами жанровых сцен, пронизанных иронией, что было близко и Федотову.

Заключение

Существуют разные мнения по поводу необычного дара Левы Федотова. Есть мнение, что талантливый мальчик обладал аналитическим умом, и умел делать выводы. Исходя из информации, которая была ему доступна. Некоторые люди считают, что молодой человек обладал экстрасенсорными способностями. Также существует мысль, что на сознание молодого человека вполне могла повлиять окружающая обстановка.

Дом на берегу Москвы-реки был построен в очень необычном месте. Раньше здесь находилась домовая церковь Малюты Скуратова. После того, как ее реконструировали, под фундаментом нашли останки нескольких сотен человеческих тел. Потом была организована Болотная площадь, на которой казнили преступников, и людей неугодных власти. Возможно, что энергетический след, который оставили эти события повлиял на восприятие мира талантливым юношей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: