Галерея картин Мунка
Хронология творчества Эдварда Мунка
1892: «Фризы жизни». В 1889 Мунк (большую часть года живший во Франции) открыто высказался насчет натурализма в так называемом «Сен-Клудском манифесте». Законченная в 1897 картина «Меланхолия» характеризуется движением к абстракции: цветовые поля Мунк ограничивал контурными линиями. Формы, цвета и линии упрощены и стилизованы. Работа должна была отразить состояние души друга, страдающего от несчастной любви к замужней женщине. В 1892 он впервые отказался от участия в «Осеннем салоне» в Осло, отвернувшись от сообщества норвежских художников. В том же году он начал работать над так называемыми «Фризами жизни», основанными на записях из личного дневника. Самой известной и наиболее часто интерпретируемой работой цикла стала картина «Крик» (1893), символизирующая одиночество современного человека и его страх перед жизнью. В основе картины лежит чувство, пережитое Мунком во время одной из прогулок: «Солнце ушло прямо вниз — небеса стали красными, будто кровь. Я ощутил, как все вокруг меня исходит криком, пронизывающим природу». Другие знаменитые работы цикла «Фризы жизни» — «Страх» (1894), «Ревность» (1895) и «Отчаяние» (1898).
В конце 90-х появились первые картины без страха и отчаяния, характерного для прежних работ Мунка. Так, на картине «Плодородие» (1898) изображены люди на фоне гармоничной природы. Жизненные установки художника постепенно становились все более позитивными, о чем свидетельствуют, в частности, картины с изображениями полярной ночи.
1902: Мастер портрета. На рубеже веков Мунк завершил «Фризы жизни» и впервые выставил их в 1902. Одновременно художнику приходилось бороться с тягой к алкоголю; эта проблема усугублялась связью с его возлюбленной Туллой Ларсен. В1902 они расстались. Большую часть года Мунк проводил в Берлине, где стал популярным портретистом. Его портреты получали высокие оценки за то, что превосходно отражали характер человека. Верный своему девизу: «Я пишу мозгом», Мунк тратил несколько недель, наблюдая за заказчиком, чтобы затем написать портрет за какие-то несколько часов.
1910: Документальное отражение упадка. В 1905 он закончил одну из двенадцати вариаций картины «Девушка на мосту»; все они отличаются общим жизнерадостным настроем. Через два года Мунк воплотил в отдельных картинах свое потерпевшее фиаско влечение к Тулле Ларсен: в «Амуре и Психее» мы видим мужчину и женщину, которых неумолимо разделяет падающий между ними свет. На картине «Марат» изображено убийство мужчины женщиной. Мунк работал экспрессивными, широкими мазками, такой экспериментальный стиль характерен для серии «Зеленая комната» (1907). В 1908 Мунк перенес нервный срыв и более восьми месяцев провел в психиатрической клинике. После этого он уехал в Норвегию, где посвятил себя в основном написанию ландшафтов. В поздних автопортретах он безжалостно отразил собственный упадок. В 1927 в Берлине и Осло состоялись ретроспективы работ Мунка. В 1940 Мунк, после начала второй мировой войны отказавшийся от каких-либо контактов с оккупантами, написал свой последний автопортрет. Через четыре года он умер в Экели в возрасте 80 лет.
Дж. Лeнc
Tags:
- выставки мунка
- картины мунка
- крик мунка
- норвежский художник
- фриз жизни
- эдвард мунк
- экспрессионизм
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
Память и отражение в мировой культуре
Незадолго от смерти художник справился с алкоголизмом и вдобавок отказался от кофе, заменив его чаем. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Мунк заинтересовался кинематографом и частенько ходил на американские и европейские фильмы.Он умер 23 января 1944 года сидя в кресле; возле тела нашли томик Достоевского – «Бесы».Мунк завещал родному Осло (Христиания была переименована ещё при жизни художника) около 1000 полотен, 15499 графических работ, 4500 акварелей и бесчисленное количество писем, дневниковых записей и литературных заметок. Прожив насыщенную жизнь и оставив такое колоссальное наследство, он, разумеется, стал знаковой фигурой эпохи. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Сам Мунк изображён в ней отрешённым от жизни, а процесс создания искусства – кошмаром наяву. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. С приходом к власти большевиков, книги Пшибышевского, как и многих других сатанистов, мистиков и оккультистов, были запрещены.Российская империя пережила серьёзное увлечение Мунком в 1910-х годах. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка; русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже.После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Образ многократно тиражировался в рекламе, комиксах, манге, аниме, появлялся на обложках музыкальных альбомов. Писатель-фантаст Александр Грин видел на какой-то выставке картину, написанную в подражание Мунку. Она называлась «Дорога никуда». Грин позаимствовал наименование для своего романа. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу.Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sotheby’s за 119,9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе.