История живописи
По воспоминаниям Мунка, первые наброски « Вампира» относятся ко времени, когда он работал над «Больным ребенком» , то есть к 1885/86 годам. Однако Рейнхольд Хеллер датировал первые рисунки этого мотива 1890 годом. В то же время в записной книжке Мунка была запись , озаглавленная « Интермеццо» : «Он сидел, обняв ее за тело. Ее голова была так близко к нему. Каким-то образом было так чудесно чувствовать ее глаза, ее рот, ее грудь так близко к тебе Он уткнулся лицом к ней на колени. Она склонила над ним голову, и он почувствовал на своей шее две теплые, горящие губы. По его телу пробежала дрожь, дрожь от похоти. И он судорожно обнял ее «.
Хеллер приписывает первоначальный опыт Мунка его несчастной любви к Милли Таулоу, жене его двоюродного брата Карла Таулоу. Однако возможно, что разные женщины из окружения художника были объединены в «женщину-вампира». В те годы, когда была написана картина , особенно сильное влияние на художника оказала Дагни Юэль , жена Станислава Пшибышевского. Различные историки искусства идентифицировали ее как модель Мадонны , мотивированную копию Вампира . Мунк обрабатывал оба мотива параллельно как принты.
С 1890 года Мунк работал над этой темой в многочисленных рисунках и акварелях . Сюда также входит исследование « Молодой человек и шлюха» , в котором Мунк изобразил себя на груди берлинской проститутки. Другой вариант, противоположный мотиву вампира , можно найти в офорте Трост 1894 года. Здесь мужчина утешительно обнимает плачущую женщину с длинными волосами.
Адольф Пол , друг художника, вспомнил первое создание картины вампиров . Однажды он посетил Мунк в его студии и нашел женщину с огненно-рыжими волосами, которая упала ей на плечо «как запекшаяся кровь». Мунк попросил своего друга встать на колени перед женщиной: «Она наклонилась ко мне и прижалась губами к моей шее ее рыжие волосы обтекали меня. Мунк начал рисовать и за короткое время закончил вампира ».
В феврале 1988 года норвежский похититель произведений искусства Пол Энгер украл одну из рам Вампира из музея Мунка в Осло
Шесть лет спустя он был также разоблачен как мозг, стоящий за кражей «Крика» из того же музея, что вызвало большое внимание общественности
Версия изображения 1894 года, которая находилась в частной собственности с 1903 года, была продана на аукционе Sotheby’s в 2008 году . Она стоила 38 миллионов долларов и была самой дорогой картиной Мунка в то время, до того как в 2012 году рекорд был побит версией «Крик» . В то время разноцветная графика Вампира стоимостью 1,5 миллиона долларов была самой дорогой графикой художника.
Типичен ли «Крик» для Мунка?
«Крик» — это не единственная пугающая зрителя картина. Все-таки Мунк был человеком, склонным к меланхолии и даже депрессии. Так что в его творческой коллекции немало вампиров и убийц.
Слева: Вампир. 1893 г. Музей Мунка в Осло. Справа: Убийца. 1910 г. Там же.
Изображение персонажа со скелетоподобной головой тоже было Мунку не в новинку. Такие же лица с упрощенными чертами лица он уже рисовал. За год до этого они появились на картине «Вечер на улице Карла Иоанна».
Эдвард Мунк. Вечер на улице Карла Иоанна. 1892 г. Коллекция Расмуса Мейера, Берген
Вообще Мунк сознательно не прорисовывал лица и руки. Он считал, что любую работу нужно смотреть на расстоянии, чтобы воспринять её целиком
А в таком случае не важно, прорисованы ли ногти на руках
Эдвард Мунк. Встреча. 1921 г. Музей Мунка, Осло
Тема моста была очень близка Мунку. Он создал бесчисленное количество работ с девушками на мосту. Одна из них хранится в Москве, в Пушкинском музее.
Эдвард Мунк. Девушки на мосту. 1902-1903 гг. Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А. С. Пушкина), г. Москва
Так что отголоски «Крика» мы находим во многих работах Мунка. Если внимательно к ним приглядеться.
История создания картин “Вампир” и “Пепел”Эдварда Мунка
Осенью 1892 года Мунк был приглашен с выставкой в Берлин. Он сам привез картины, сам вешал их, придавая этой выставке большое значение. Выставка вызвала скандал, и ее пришлось закрыть. Но имя Мунка с этого момента стало известным в среде интеллигенции, художников, и художник остался в Германии, где прожил до 1909 года.
В Германии Мунк сошелся с кружком прогрессивной интеллигенции, в основном состоявшим из таких же, как он, иностранцев.
Среди них были Август Стриндберг, Станислав Пшибышевский. Именно в Берлине, в этой среде, у Мунка родилась идея «Фриза жизни» .
Более тридцати лет художник работал над этой «симфонией» (по собственному его выражению) .
О количестве и точном составе «Фриза» исследователи творчества Мунка спорят до сих пор. Но несомненно, в эту работу входили «Звездная ночь» , «Голос» , «Вампир» , «Мадонна» , «Крик» , «Страх» , «Смерть в комнате больного» , «Пепел» , «Ревность» и некоторые другие.
Эти картины в основном были написаны в 1890-е годы, в периоды летних поездок в Норвегию. Во «Фриз жизни» Мунк включил картины, написанные до того, как он задумал «Фриз» . Это «Поцелуй» , «Меланхолия» .
Заклейменная нацистами как “дегенеративная”, картина норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка “Любовь и боль” (“Вампир”).
Мунк написал “Любовь и боль” в 1894 году для большой серии “Фриз жизни”, в которую входило и самое знаменитое его полотно – “Крик”. У картины с двумя названиями существуют четыре варианта.
Вампир 1895 Мунка – попеременно под названием Любовь и Боль – фокусируется на концепции женского пола, как кровососущего.
Женщина наклоняется над человеком, который, кажется беспомощным и пассивным, ее рот, возможно, готов укусить в шею. Ее красные волосы длинные и свободные, и выглядит, как кровь капает на них обоих, это не единственный яркий цвет, темная и полная клаустрофобии сцена.
И хотя нет никаких видимых клыков вампира или традиционно запекшейся крови, Мунк, безусловно, создал впечатление, что любовь может иногда превращатся в ужас.
Пепел является примером попытки производить наиболее убедительные образы состояний сознания и психологических условиях. На картине изображено прощание после любви, мужчина в отчаянии, женщина равнодушна.
Название Пепел относится к дыму сгоревшего журнала, который проходит вдоль края картины, означающий смерть любви. (?)
Индивидуальные доказательства
- Кармен Сильвия Вебер (ред.): Эдвард Мунк. Вампир. Литература о «Вампире» Эдварда Мунка, ключевом образе раннего Нового времени , с. 21.
- Кармен Сильвия Вебер (ред.): Эдвард Мунк. Вампир. Чтения о «Вампире» Эдварда Мунка, ключевом образе раннего Нового времени , с. 31.
- Герд Волл: Полное собрание графических работ . Орфей, Осло 2012, ISBN 978-82-93140-12-2 , стр. 70-73.
- Цитата по: Кармен Сильвия Вебер (ред.): Эдвард Мунк. Вампир. Чтения о «Вампире» Эдварда Мунка, ключевом образе раннего Нового времени , стр. 23-25.
- Цитата по: Кармен Сильвия Вебер (ред.): Эдвард Мунк. Вампир. Литература о «Вампире» Эдварда Мунка, ключевом образе раннего Нового времени , с. 25.
- Кармен Сильвия Вебер (ред.): Эдвард Мунк. Вампир. Чтения о «Вампире» Эдварда Мунка, ключевом образе раннего Нового времени , стр. 25–29, цитата на стр. 29.
- ↑ Рейнхольд Хеллер: Эдвард Мунк. Жизнь и работа . Престел, Мюнхен, 1993. ISBN 3-7913-1301-0 , стр. 82.
- Рейнхольд Хеллер: Эдвард Мунк. Жизнь и работа . Престел, Мюнхен, 1993. ISBN 3-7913-1301-0 , стр. 81-82.
- Кармен Сильвия Вебер (ред.): Эдвард Мунк. Вампир. Чтения о «Вампире» Эдварда Мунка, ключевом образе раннего Нового времени , стр. 7, 21–23, 29.
- Кармен Сильвия Вебер (ред.): Эдвард Мунк. Вампир. Чтения о «Вампире» Эдварда Мунка, ключевом образе раннего Нового времени , стр. 11–19.
- Кармен Сильвия Вебер (ред.): Эдвард Мунк. Вампир. Чтения о «Вампире» Эдварда Мунка, ключевом образе раннего Нового времени , стр. 21–23.
- Кармен Сильвия Вебер (ред.): Эдвард Мунк. Вампир. Литература о «Вампире» Эдварда Мунка, ключевом образе раннего Нового времени , с. 23.
- Кармен Сильвия Вебер (ред.): Эдвард Мунк. Вампир. Чтения о «Вампире» Эдварда Мунка, ключевом образе раннего Нового времени , стр. 29, 37–39.
- Кармен Сильвия Вебер (ред.): Эдвард Мунк. Вампир. Литература о «Вампире» Эдварда Мунка, ключевом образе раннего Нового времени , с. 27.
- Петра Bosetti: Internet Archive ) Info: архив ссылка была вставлена автоматически и еще не была проверена. Проверьте исходную и архивную ссылку в соответствии с инструкциями, а затем удалите это уведомление. . В: искусство — художественный журнал от 24 сентября 2008 г.
- См. Pål Enger в норвежской Википедии о букмоле .
- Том Бэзли: Преступления в мире искусства . Praeger, Санта-Барбара 2010, ISBN 978-0-313-36047-3 , стр. 24-25.
- . В: Der Spiegel от 23 сентября 2008 г.
- Питер Диттмар: . В: Die Welt от 25 февраля 2012 г.