Лоуренс альма-тадема

История одной картины: Как кот спас младенца во время наводнения и вошёл в историю

С давних времен художники исторического жанра, как правило, в сюжеты своих полотен закладывали реальные исторические события, что вполне логично. Так трагедия, произошедшая на голландском побережье в 1421 году, спустя четыре века нашла свое отображение в живописной работе британского художника нидерландского происхождения — Лоуренса Альмы-Тадемы.

Наводнение Святой Елизаветы 1421 года

Трагическое событие, произошедшее шесть веков тому назад, имело ужасающие последствия. А случилось это в ноябре 1421 года, когда прибрежную территорию Нидерланд охватило крупнейшее наводнение, вызванное штормовым «приливом Святой Елизаветы», именно в тот день, когда католики чтят память святой Елизаветы Тюрингской. Отсюда и произошло название этого мощнейшего наводнения. А что и вовсе любопытно в этой истории, так это то, что именно за двадцать лет до этого события, день в день — 18 ноября 1401 года произошло первое наводнение Святой Елизаветы, которое смыло с побережья десятки деревень и унесло сотни жизней их жителей. Но в сравнении со вторым оно было куда менее разрушающим и катастрофическим.

Наводнение Святой Елизаветы (1421).

Итак, наводнение 1421 началось 18 ноября. Стихия разыгрывалась постепенно… Поднялся штормовой прилив, и мощный ветер свирепо погнал воды Северного моря от Дордрехта в сторону Нидерландов. Навстречу морской воде не с меньшей силой неслись воды рек Мааса и Ваала, которые очень сильно поднялась из-за обильных ливней. Они- то частично разрушили сооружения плотин с внутренней стороны, ослабив их сопротивление напору воды, прорывающейся с моря. В катастрофический момент воды рек и Северного моря столкнулись, и мощнейшей лавиной хлынули на берег, снося все на своем пути. В считанные часы бурлящие потоки затопили около трехсот квадратных километров прибрежной местности. В результате под водой оказались семьдесят два населённых пункта с большой численностью населения. Количество утонувших и без вести пропавших исчислялось тысячами. При приблизительных подсчетах была названа цифра в пределах 10 тысяч человеческих жизней. Разрушения несли катастрофический характер: большинство построек было разрушено, скот и запасы урожая были смыты в море. Для оставшихся в живых эта катастрофа стала страшным испытанием.

Предание о коте, спасшем младенца

Неофициальная история умалчивает, а легенды и предания, дошедшие до наших дней, гласят, что после наводнения был найден выживший в катастрофе малыш, спасенный от верной гибели обычным домашним котом. А то место, где это произошло было названо Киндердам — «Детская дамба».

Именно эта легенда о младенце, выжившем в той страшной катастрофе, легла в основу полотна «Наводнение в Бисбосе в 1421 году», написанной спустя четыре века Лоуренсом Альмой –Тадемой – художником исторического жанра, одним из самых высокооплачиваемых живописцев викторианской эпохи. Лоуренс на своем полотне изобразил этот легендарный эпизод в тот момент, когда вода отступила, и оставшиеся в живых вышли из своих укрытий, чтобы осмотреться. Перед пострадавшими открылась жуткая картина. Деревня практически была смыта с лица земли. А у самой дамбы была замечена детская колыбель, которую туда прибило после схода большой воды. Ее сильно било волнами о дамбу, а по ее деревянным перилам как сумасшедший скакал кот. И никто из очевидцев даже не мог предположить, что в колыбели мог кто-то выжить. Однако решено было несчастного кота спасти – живое же существо как- никак.

Женитьба, новая тема

В начале 1863 года умерла мать художника, в конце сентября того же года изменился семейный статус Лоуренса – он женился. Супругой его стала француженка Мари-Полин де Буажирар, семья которой жила в Бельгии. В свадебное путешествие молодые отправились в Италию. Здесь, при знакомстве живописца с новыми историческими материалами, он загорелся античной Грецией и Древним Римом. В результате его искусство вновь преображается. Ярким примером является картина «В перистиле», где единственным персонажем становится женщина, естественная и прекрасная в своей сущности.

У супругов со временем появилось две дочери, Лоранс и Анна, сын Эжен умер в младенчестве. После женитьбы художник стал уделять больше внимания женщинам как героиням своих картин, появлялись на полотнах и дети. Жена позировала ему для различных образов, задуманных художником. В галерее живописца кроме её портретов появились другие малофигурные работы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: