Познай мир
Когда войско Александра Македонского захватило древний ассирийский город Анхиал, глазам греков предстал величественный памятник основателю города Сарданапалу. Тогда же грекам стала известна старая легенда о страшной и необычной смерти этого правителя. Эта легенда дошла до наших дней благодаря трудам древнегреческих историков Ктезия, Диодора Сицилийского и Афинея. Так, по рассказу Диодора, Сарданапал всю свою жизнь посвятил пирам, праздникам и увеселениям, совершенно не заботясь о государственных делах. На упомянутом памятнике были вроде бы даже выбиты слова: «Ешь, пей, забавляйся, все остальные человеческие радости не стоят и щелчка». Неудивительно, что с таким правителем дела в Ассирии шли не лучшим образом, и наконец подданные Сарданапала восстали. После жестокой двухлетней войны Сарданапал был осаждён в столице государства Ниневии. Поняв бессмысленность дальнейшей борьбы, он приказал сжечь себя во дворце, вместе с родными, приближёнными, рабами и со всеми своими несметными богатствами.
В дошедших до нас ассирийских источниках (немногочисленных и противоречивых), имеются сведения о нескольких Сарданапа лах. Учёные считают, что судя по важнейшим вехам царствования, Сарданапал из истории Диодора — это царь Ашурбанапал, реальная историческая фигура, о которой известно довольно много. Но вот незадача, в отличие от ленивого и изнеженного Сарданапала Ашурбанапал был деятельным и энергичным царём, прекрасным военачальником и администратором. При нём Ассирия достигла своего наивысшего расцвета, обзавелась лучшей из всех существовавших до того библиотекой, много строила и вела победоносные войны с соседями. Каким же образом Ашурбанапал стал вдруг вялым и ленивым обжорой?
Во время очередного затяжного военного похода Ашурбанапал а в стране вспыхнул мятеж. Восстало несколько покорённых народов, а предводителем мятежа стал старший брат Ашурбанапала Шамашшумукнн, бывший наместником в Вавилоне. В своё время их отец Асархаддон передал власть над империей младшему брату, как более способному. Шамашшумукин, конечно, был недоволен и при первом удобном случае попробовал захватить власть. Отсутствие организаторского таланта сказалось: как только Ашурбанапал вернулся из похода, Шамашшумукин был обречён. Не желая попасть живым в руки брата, Шамашшумукин собрал всё своё имущество и запалил огромный костёр, в котором и сгорел со своими многочисленными жёнами. Таким образом, в образе Сарданапала соединились жизни и характеры двух братьев. Впрочем, по некоторым другим источникам, сжёг себя, чтобы не попасть в плен к врагам, не брат, а сын Ашурбанапала — Синшаришкун.
В 1821 году историей, рассказанной Диодором и Ктезием, вдохновился великий английский поэт Джордж Гордон Байрон. Трагедия «Сарданапал» была написана им за 4 месяца в итальянской Равенне. Сам Байрон считал «Сарданапала» чисто литературным произведением и не предназначал его для постановки на сцене. Только через пятнадцать лет в лондонском Дрюри Лейн состоялась премьера трагедии. Вопреки опасениям Байрона постановка была признана очень успешной. Но ещё в 1827 году трагедия вдохновила французского художника Эжена Делакруа на создание картины «Смерть Сарданапала».
Сарданапал, покорившийся судьбе, но не боящийся её, лежит, окружённый роскошными тканями, богатой утварью, драгоценностями. Свирепые и равнодушные прислужники готовы умертвить прекрасных наложниц царя, не желающего, чтобы кто-то наслаждался всем тем, что было когда-то дорого ему. Приказ поджечь дворец уже отдан, и все обречены. Самого пламени мы не видим, но его отблесками озарены люди и предметы на картине, и эти кровавые отблески резко контрастируют с нечеловеческим спокойствием тирана. «Смерть Сарданапала» считают самой романтической картиной Делакруа. Выставленная в Салоне, она вызвала возмущение критиков своей «непристойностью» и «смакованием жестокости». Также недовольство «знатоков», привыкших к максимальной точности каждой детали, вызвала «незаконченность» картины, которая вблизи производила впечатление мастерского наброска, с размытыми контурами и грубыми мазками. Нужно сказать, сам Делакруа был совершенно уверен в провале картины. «Меня освищут…», написал он в день открытия выставки. Но времена академической, фотографически точной живописи безвозвратно уходили, и «Смерть Сарданапала» ныне занимает своё законное место в одном из лучших музеев мира — в Лувре.
биография
Фердинанд Виктор Эжен Делакруа, французский художник и живописец, родился 26 апреля 1798 года в Шарантон-Сен-Морис, Франция, в департаменте долины Марны, недалеко от Парижа. Он закончил свое первое обучение, увлекшись чтением классической литературы, в лицее Луи-ле-Гран, а в 1815 году он начал свое обучение у Пьера-Нарсиса Герена, восхищаясь Жаком-Луи Давидом и его неоклассическим стилем.
В 1819 году ему была заказана картина на религиозную тематику «Дева Месси», в которой прослеживается влияние Рафаэля, а «Дева Святого Сердца» датируется двумя годами позже. Заинтересованный красочным и роскошным стилем Питера Пауля Рубенса, он очень впечатлен «Плотом Медузы» его друга Теодора Жерико, который приводит его к созданию «Лодки Данте», его первой крупной работы, которая была принята в 1822 году. в Парижском салоне: картина Делакруа вызывает шум и не ценится академическим миром, несмотря на то, что она была приобретена для Люксембургской галереи.
в 1825 Эжен Делакруа совершает поездку в Великобританию, по случаю которой у него есть возможность посетить Ричарда Бонингтона и Томаса Лоуренса: во время этого опыта он с любопытством обнаружил использование цвета, типичного для британского искусства того периода, что привело его к задумать и завершить «Портрет Луи-Огюста Швитера», единственный портрет внушительных размеров его жизни.
Между тем, он также посвящает себя созданию литографий с изображением произведений Уильям Шекспир и они черпают вдохновение из «Фауста» Гете; жестокие и чувственные темы появляются в «Битве Гиаура и Хасана» и в «Женщине с попугаем», завершившейся между 1826 и 1827 годами. Вскоре после этого картина «Смерть Сарданапала» изображает знаменитого ассирийского царя в осаде, наблюдая за солдаты, которые убивают его наложниц и его слуг.
в 1829 Эжен Делакруа рисует «Убийство епископа Льежского», концентрат романтические темы вдохновлен Вальтером Скоттом, в котором изображено убийство Людовика Бурбона.
Отрывок, характеризующий Смерть Сарданапала
– Обещай мне… Прошу, обещай мне… ты сумеешь его сберечь… Что бы ни случилось… обещай мне… Мужчина ничего не отвечал, только ласково гладил её худенькие руки, видимо никак не находя нужных в тот момент спасительных слов. – Он должен появиться на свет сегодня! Он должен!.. – вдруг отчаянно крикнула девушка. – Он не может погибнуть вместе со мной!.. Что же нам делать? Ну, скажи, что же нам делать?!! Её лицо было невероятно худым, измученным и бледным. Но ни худоба, ни страшная измождённость не могли испортить утончённую красоту этого удивительно нежного и светлого лица! На нём сейчас жили только глаза… Чистые и огромные, как два серо-голубых родника, они светились бесконечной нежностью и любовью, не отрываясь от встревоженного молодого человека… А в самой глубине этих чудесных глаз таилась дикая, чёрная безысходность… Что это было?!..
о были все эти люди, пришедшие ко мне из чьего-то далёкого прошлого? Были ли это Катары?! И не потому ли у меня так скорбно сжималось по ним сердце, что висела над ними неизбежная, страшная беда?.. Мать юной Эсклармонд (а это наверняка была именно она) явно была взволнована до предела, но, как могла, старалась этого не показывать и так уже полностью измученной дочери, которая временами вообще «уходила» от них в небытиё, ничего не чувствуя и не отвечая… И лишь лежала печальным ангелом, покинувшим на время своё уставшее тело… На подушках, рассыпавшись золотисто-русыми волнами, блестели длинные, влажные, шелковистые волосы… Девушка, и правда, была очень необычна. В ней светилась какая-то странная, одухотворённо-обречённая, очень глубокая красота. К Эсклармонд подошли две худые, суровые, но приятные женщины. Приблизившись к кровати, они попытались ласково убедить молодого человека выйти из комнаты. Но тот, ничего не отвечая, лишь отрицательно мотнул головой и снова повернулся к роженице. Освещение в зале было скупым и тёмным – несколько дымящихся факелов висели на стенах с двух сторон, бросая длинные, колышущиеся тени. гда-то эта зала наверняка была очень красивой… В ней всё ещё гордо висели на стенах чудесно вышитые гобелены… А высокие окна защищали весёлые разноцветные витражи, оживлявшие лившийся в помещение последний тусклый вечерний свет. Что-то очень плохое должно было случиться с хозяевами, чтобы столь богатое помещение выглядело сейчас таким заброшенным и неуютным… Я не могла понять, почему эта странная история целиком и полностью захватила меня?!. И что всё-таки являлось в ней самым важным: само событие? Кто-то из присутствовавших там? Или тот, не рождённый ещё маленький человек?.. Не в состоянии оторваться от видения, я жаждала поскорее узнать, чем же закончится эта странная, наверняка не очень счастливая, чужая история! Вдруг в папской библиотеке сгустился воздух – неожиданно появился Север. – О!.. Я почувствовал что-то знакомое и решил вернуться к тебе. Но не думал, что ты будешь смотреть такое… Не нужно тебе читать эту печальную историю, Изидора. Она принесёт тебе всего лишь ещё больше боли.
Делакруа «Смерть Сарданапала»
Прием [ править ]
Смерть Сарданапала Делакруа вызвала споры и поляризацию на ее выставке в Парижском салоне 1828 года. Главным фигуральным объектом Делакруа был Сарданапал, король, готовый уничтожить все свое имущество, включая людей и предметы роскоши, в погребальном костре, наполненном кровью и излишеств. Сарданапал не был классическим героем, как Гораций в одноименной картине Жака-Луи Давида . Сарданапал Делакруа был противоположностью неоклассических традиций, которые отдавали предпочтение приглушенным цветам, жесткому пространству и общему моральному содержанию. Он также использовал ракурснаклонить сцену смерти прямо в пространство аудитории, в отличие от приглушенного порядка традиционных академических картин . Дороти Бюсси цитирует одного критика работы, который назвал картину «фанатизмом уродства», когда она появилась в Салоне в 1828 году .
Линда Ночлин утверждала, что эта картина возмутила салон, потому что современники воспринимали ее как деструктивную сексуальную фантазию самого Делакруа — крах различия между «Другим» ориентализма (то есть Сарданапалом) и западным человеком.
Композитор Ференц Лист был вдохновлен картиной Делакруа (и пьесой Байрона) на сочинение итальянской оперы Сарданапало на эту тему, сказав принцессе Кристине Бельджоджозо, что ввиду самосожжения короля его финал будет стремиться к тому, чтобы вся аудитория горит ». Он завершил Акт 1 только в 1852 году и после этого отказался от проекта. Завершенный первый акт получил премьеру в 2018 году.
Визуальный анализ [ править ]
Версия картины 1844 года (73,71 см × 82,47 см) из Художественного музея Филадельфии .
Эжен Делакруа Ла Морт де Сарданапаль , 392 см × 496 см (145 дюймов × 195 дюймов) из Лувра
Главный фокус Смерти Сарданапалабольшая кровать, задрапированная тканью насыщенного красного цвета. На нем лежит человек с незаинтересованным взглядом, наблюдающий за сценой хаоса. Он одет в струящиеся белые ткани и украшен роскошным золотом вокруг шеи и головы. У его ног мертвая женщина лежит на нижней половине большой кровати. Она — одна из шести присутствующих в этой сцене, все в разной одежде, и все в разных муках смерти от рук полдюжины мужчин в этой сцене. Несколько человек получают ножевые ранения, и один человек умирает от ранения, нанесенного самому себе мечом, а мужчина на переднем плане слева пытается убить замысловато украшенную лошадь. Молодой человек, стоящий у правого локтя короля, стоит за боковым столиком, на котором стоит замысловатый золотой графин и чашка. У изголовья кровати золотые головы слона,а также различные ценные безделушки, разбросанные среди бойни. На заднем плане видны несколько архитектурных элементов, но их трудно различить.
Делакруа использовал живописный мазок в этой картине, что позволяет отчетливо ощущать движение в работе. Эта сцена хаотична и жестока, что подтверждается движением, оружием и используемыми цветами. Краснота кровати выделяется на несколько затемненном темном фоне. Белизна мантии Сарданапала, кремовые линии конечностей умирающих женщин и мерцание золотых предметов на протяжении всей сцены быстро притягивают взгляд зрителя к картине.
В работе присутствует асимметрия , но композиция остается сбалансированной
Одна женщина, откинувшаяся на голову слона на краю кровати, — единственная фигура, которая привлекает внимание зрителя. Все остальные на картине сосредоточены на поставленной задаче: смерти.
Возвращение в Париж
Начиная с 1833 года французский художник получил большое количество заказов, направленных на украшение различных общественных зданий в городе Париж: в этот период он начал работать в Палате депутатов дворца Бурбонов, в Salon du. Рой, а позже он также занимается росписью библиотек Люксембургского дворца и дворца Бурбонов.
В 1834 году он пригласил в свой дом Жанну-Мари ле Гийу, экономку, которая будет заботиться о нем до конца его дней, внося свой вклад в защиту его частной жизни с уважением и преданностью. В 1838 году выставлялся в Салоне «Ярость Медеи«, Вызывая глубокую сенсацию: должна быть представлена сцена из греческой мифологии, в которой Медея схватила своих детей, чтобы убить их кинжалом, который она рисует, и мстит, таким образом, за брошенных. Джейсона.
16.10 В постели с Делакруа. Что нового предложил художник, изобразив помятые простыни?
Posted at 20:13h
in Живопись, Искусство
by
Моему удивлению не было предела, когда я впервые увидела акварель «Неубранная постель» на выставке Эжена Делакруа в Лувре два года назад. Тот ли это великий французский художник, который написал «Свободу, ведущую народ»? Или не менее масштабные и впечатляющие «Ладью Данте», «Резню на Хиосе» и «Смерть Сарданапала»?
Смерть Сарданапала, 1827, Эжен Делакруа, Musée du Louvre, Париж
Впрочем, на последнем полотне уже присутствует кровать, которую, к слову, называют одной из самых известных в истории искусства. Причина понятна: опочивальня ассирийского царя Сарданапала – место драматических событий. Перед тем, как покончить с собой, царь, возлежа на ложе, наблюдает за убийством своих слуг, наложниц и даже любимого коня.
Что же заставило Делакруа написать картину, которую каждый из нас видит по утрам, – неубранную постель? По мнению Аники Рейнеке и Анны Рол, авторов научной статьи «Порядок и хаос: постель как пространство живописи и материальности текстиля», Делакруа был не единственным живописцем, заинтересовавшимся подобным сюжетом в первой половине XIX века.
Неубранная постель, 1845, Адольф Менцель, Staatliche Museen, Берлин
Спальня: пустая кровать, 1827, Уильям Тернер, Tate, Лондон
Ему и таким художникам, как Адольф Менцель и Уильям Тернер, были интересны смыслы, которые несет в себе постельное белье – «хаотическое и однотонное». Кровать для них перестала быть просто реквизитом.
Неубранная постель, в которой отсутствует человек, превратилась в «аллегорию человечности» и объединила в себе оба течения своей эпохи: романтизм и реализм. Несмотря на то, что сама постель очень реалистична, мы вольны представить себе, что же именно происходило в ней до того, как она опустела.
И ведь если подумать, то в постелях происходит много важных событий: в них люди занимаются любовью, рождаются, спят, читают, едят, болеют и умирают. Наши постели полны жизни, а значит – достойны места в истории искусства. Что и доказали художники XX века – к примеру, Роберт Раушенберг или Трейси Эмин, превратившие постель в объект искусства.
Моя кровать, 1998, Трейси Эмин, частная коллекция
Кровать, 1955, Роберт Раушенберг, Museum of Modern Art, Нью-Йорк
Но вернемся в XIX век к Делакруа.
Говорят, что однажды французский писатель, актер и режиссер Саша Гитри собирался купить «Неубранную постель» на аукционе, но один из друзей его отговорил. Все предыдущие владельцы акварели хотели избавиться от нее как можно скорее.
Неубранная постель, ок. 1824-1828, Эжен Делакруа, Musée du Louvre, Париж
Причина? Якобы Делакруа написал в складках простыней лицо Медузы. Как только владелец картины его находил, он больше не мог видеть ничего другого, его наслаждение превращалось в наваждение.
Вы уже рассмотрели Медузу? Как хорошо, что сегодня эта акварель хранится в Лувре и нашему спокойствию ничто не угрожает.
Фрески и более поздняя жизнь
В 1838 году Делакруа выставил « Медею, собирающуюся убить своих детей» , которая произвела фурор в Салоне. Его первая крупномасштабная обработка сцены из греческой мифологии, картина изображает Медея , сжимающую своих детей, кинжал, вытащенный, чтобы убить их в отместку за то, что ее бросил Ясон . Три обнаженные фигуры образуют ожившую пирамиду, залитую ярким светом, проникающим в грот, в котором спряталась Медея. Хотя картина была быстро куплена государством, Делакруа был разочарован, когда ее отправили в Музей изящных искусств Лилля ; он намеревался повесить его в Люксембурге, где он присоединился бы к «Барке Данте » и « Сценам из резни на Хиосе» .
С 1833 года Делакруа получал многочисленные заказы на украшение общественных зданий в Париже. В том же году он начал работу в Салоне короля в Палате депутатов во Дворце Бурбонов , которая не была завершена до 1837 года, и завязал пожизненную дружбу с художницей Мари-Элизабет Блаво-Буланже . В течение следующих десяти лет он рисовал как в библиотеке Бурбонского дворца, так и в библиотеке Люксембургского дворца. В 1843 году он украсил церковь Сен-Дени-дю-Сен-Сакремент большой Пьетой , а с 1848 по 1850 год он расписал потолок в Галерее Аполлона в Лувре . С 1857 по 1861 год он работал над фресками для капеллы ангелов в церкви Сен-Сюльпис в Париже. Среди них « Борьба Иакова с ангелом », «Святой Михаил, убивающий дракона» и «Изгнание Илиодора из храма». Эти заказы дали ему возможность сочинять в больших масштабах в архитектурном окружении, как это делали мастера, которыми он восхищался, Паоло Веронезе , Тинторетто и Рубенс.
Работа была утомительной, и в эти годы он страдал от все более хрупкого телосложения. Помимо своего дома в Париже, с 1844 года он также жил в небольшом коттедже в Шампросе , где находил передышку в сельской местности. С 1834 года и до самой смерти о нем преданно заботилась его экономка Жанна-Мари ле Гийу, которая ревностно охраняла его частную жизнь и чья преданность продлила его жизнь и его способность продолжать работать в более поздние годы.
В 1862 году Делакруа участвовал в создании Национального общества изящных искусств . Его друг, писатель Теофиль Готье , стал председателем, а художник Эме Милле исполнял обязанности заместителя председателя. Помимо Делакруа, в состав комитета входили художники Каррье-Бельез и Пюви де Шаванн . Среди экспонентов были Леон Бонна, Жан-Батист Карпо , Шарль-Франсуа Добиньи , Гюстав Доре и Эдуард Мане . Сразу после его смерти в 1863 году общество организовало ретроспективную выставку 248 картин и литографий Делакруа и прекратило проведение дальнейших выставок.
Зима 1862–1863 годов была для Делакруа чрезвычайно суровой; он страдал от тяжелой инфекции горла, которая, казалось, усиливалась в течение сезона. Во время поездки в Шампросе он встретил в поезде друга и утомился после разговора. 1 июня он вернулся в Париж к врачу. Через две недели, 16 июня, ему стало лучше, и он вернулся в свой загородный дом. Но к 15 июля он был достаточно болен, чтобы снова обратиться к своему врачу, который сказал, что больше ничем не может ему помочь. К тому времени единственной пищей, которую он мог есть, были фрукты. Делакруа осознал серьезность своего положения и написал завещание, оставив подарок каждому из своих друзей. Своей доверенной домработнице Дженни Ле Гийоу он оставил достаточно денег, чтобы она могла жить, и приказал продать все в своей студии. Он также вставил пункт, запрещающий любое изображение его черт лица, «будь то с помощью посмертной маски, рисунка или фотографии. Я прямо запрещаю это». 13 августа Делакруа умер вместе с Дженни. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Его дом, ранее располагавшийся вдоль канала Марны , теперь находится недалеко от съезда с автомагистрали, ведущей из Парижа в центральную Германию.
Наследие
Памятник Делакруа в Люксембургском саду
Могила Делакруа на кладбище Пер-Лашез
При продаже его работ в 1864 году Делакруа было приписано 9140 работ, в том числе 853 картины, 1525 пастелей и акварелей, 6629 рисунков, 109 литографий и более 60 альбомов для рисования. Количество и качество рисунков, сделанных в конструктивных целях или для того, чтобы запечатлеть спонтанное движение, подчеркивали его объяснение: «Цвет всегда занимает меня, но рисунок занимает меня». Делакруа создал несколько прекрасных автопортретов и ряд памятных портретов, которые, кажется, были сделаны исключительно для удовольствия, среди которых был портрет коллеги-художника барона Швитера, вдохновенное маленькое масло скрипача Никколо Паганини и портрет Фредерика Шопена. и Жорж Санд , двойной портрет его друзей, композитора Фредерика Шопена и писательницы Жорж Санд ; картина была вырезана после его смерти, но сохранились отдельные портреты.
Иногда Делакруа писал чистые пейзажи ( «Море в Дьеппе », 1852 г.) и натюрморты ( «Натюрморт с лобстерами », 1826–1827 гг.), оба из которых демонстрируют виртуозное исполнение его работ, основанных на фигурах. Он также хорошо известен своим журналом , в котором он красноречиво выразил свои мысли об искусстве и современной жизни.
Поколение импрессионистов было вдохновлено творчеством Делакруа. Ренуар и Мане сделали копии с его картин, а Дега приобрел портрет барона Швитера для своей частной коллекции. Его картина в церкви Сен-Сюльпис была названа «лучшей настенной росписью своего времени».
Современный китайский художник Юэ Миньцзюнь создал собственную интерпретацию картины Делакруа « Резня на Хиосе », которая сохранила то же название. Сама картина Юэ Миньцзюня была продана на Sotheby’s почти за 4,1 миллиона долларов в 2007 году.
Его карандашный рисунок «Мавританская беседа на террасе » был обнаружен как часть .
Смерть Сарданапала — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Смерть Сарданапала» (фр. La Mort de Sardanapale) — историческая картина французского художника Эжена Делакруа.
Картина впервые была выставлена в Салоне Лувра в 1827—1828 годах и сразу же вызвала отрицательные отзывы критиков. Её критиковали за авторские ошибки в перспективе и за царящий на переднем плане хаос. Также Делакруа был обвинён в эротомании и смаковании жестокости. Однако художнику удалось передать происходящее живыми и яркими красками, целью Делакруа было потрясти и взволновать зрителя.
Делакруа взял сюжет картины из драмы Джорджа Гордона Байрона «Сарданапал», но с некоторыми изменениями. На художника также повлияло длительное пребывание в Испании и Марокко.
Легенда об ассирийском царе такова: он был известным распутником, своим равнодушием к делам страны доведшим её до восстания. После неудачной попытки подавить мятеж, Сарданапал решает покончить жизнь самоубийством. На картине изображён тот момент, когда царь приказывает также убить своего любимого коня, собак и женщин, уничтожить все свои сокровища. Сам Делакруа писал, что образ Сарданапала — суровое предупреждение для тех, кто не стремится в своей жизни к добродетели.
Несмотря на отчаянное решение царя, на картине он выглядит расслабленным и наслаждается устроенной им оргией. Горящая на заднем плане башня символизирует равнодушие Сарданапала к своему погибающему царству, а слон со сломанными бивнями — потерянную власть.
Сам Делакруа был вдохновлен пьесой лорда Байрона «Сарданапал» (1821), а его полотно, в свою очередь, вдохновила Гектора Берлиоза на создание кантаты («Сарданапал», 1830), а Франца Листа на создание оперы («Сарданапал», 1845—1852, не окончена).
- Rose-Marie Hagen, Rainer Hagen. Bildbefragungen – Meisterwerke im Detail. — Köln: Taschen, 1994.
- Maneyre-Dagen, N. Leer la pintura. — Spes Editorial, S.L., 2005. — ISBN 84-8332-598-5.
Заметки [ править ]
- ^ Запись в каталоге Лувра
- ^ Google Art Project, по состоянию на 11 февраля 2013 г.
- ↑ Элизабет Фрейзер, « Сарданапал Делакруа : жизнь и смерть королевского тела», Французские исторические исследования 26: 2 (2003): 315–349. См. Также Элизабет Фрейзер, Делакруа, Искусство и наследие в постреволюционной Франции (Cambridge University Press, 2004).
- ↑ Бюсси, Эжен Делакруа , 56.
- ^ Ночлин, Линда (1989). «Воображаемый Восток». Политика видения: очерки об искусстве и обществе девятнадцатого века . Нью-Йорк: Харпер и Роу. С. 42–43.
- ^ Дэвид Триппетт (2018), 385
- ↑ Коннолли, Кейт (17 августа 2018 г.). «Утерянная опера Листа:« прекрасное »произведение, наконец, ожило через 170 лет» . Theguardian.com .
- ^ https://www.cam.ac.uk/Lisztopera
Описание картины Эжена Делакруа «Смерть Сарданапала» Картины художников
Поэма, написанная в 1821 г. Байроном по мотивам легенд о царе Сарданапале, через 6 лет сподвигла легендарного творца масштабных полотен на создание великой композиции драматического характера.
На картине мы видим, как великий Сарданапал возлежит, облокотившись, на собственном ложе в то время, когда враги уже готовы через пробоины в стенах укрепления ворваться в осажденный город. Царь спокойно наблюдает жуткое зрелище кровавой резни и невероятной растерянности.
Все персонажи картины, за исключением спокойно наблюдающего за всем Сарданапала и слуги, который услужливо подает ему кубок с ядом с целью совершения самоубийства, изнемогают от адской боли, насилия и страха. Это произведение мастера Делакруа является отличительным полотном, характерным для французского романтического направления в начале XIXв.. Ощутимо присутствует в нем и могущественная энергетика, и холодный блеск золота, и
роскошное сияние камней. А передает автор всю эту роскошь, используя яркие сочные краски, которые наносит большими четкими мазками.
По легенде, Сарданапал царствовал Ассирии (VII в. до н. э), где вел роскошный и беспутный образ жизни. А когда индоевропейское племя мидян взяло в осаду его столицу, он через два года, проведенные жителями в осажденном городе, врагам решил не сдаваться: было приказано город и все его богатства просто уничтожить. Сам же приготовился принять яд, но перед этим велел сжечь своих жен, слуг и все сокровища в большом костре вместе с ним. Не пожалел даже возлюбленную — наложницу Мирру, ей оказали особую честь смешать свой пепел с его.
Этот жуткий костер полыхал почти 15 дней. Зрелище не для слабонервных! Картина в прочем тоже вызывает бурю эмоций и чувств отнюдь не позитивных. Особенно поражают детали на таком масштабном холсте.
Прислал: Фомина Анастасия . 2017-10-08 21:37:06
Путешествие в Северную Африку
В 1832 году Делакруа, после французского завоевания Алжира, отправился в Северную Африку, проехав через Испанию, будучи частью дипломатической миссии в Марокко: здесь он не уделял много внимания изучению местного искусства, но, проще говоря, у него есть возможность отделиться от гнетущей парижской среды, наслаждаясь возможностью соприкоснуться с древней культурой.
Вдохновленный и свободный, в ходе этого путешествия он завершает более ста рисунков и картин под влиянием местного населения, от которых он остается в восторге. В Алжире, например, он изображает некоторых женщин, оставаясь незамеченными (это картина «Женщины из Алжира в своих квартирах«), Но, очевидно, ему приходится иметь дело с трудностями в поиске мусульманских женщин, готовых выпендриваться. В Танжере же он сделал несколько набросков города.