Портреты хальса: мир искусства. школьная энциклопедия франс хальс молодой человек с перчаткой

Историческая обстановка

Пафос портрета заключён в своеобразном самоутверждении модели, что вызывает у художника двойственное к ней отношение. Тема активного самоутверждения личности была вообще одной из ведущих в творчестве Халса. Она имеет глубоко исторические корни, возникнув в результате становления развитого национального и социального самосознания не только голландского бюргерства, но и всего голландского народа, одержавшего победу над сильнейшим противником в лице Испании, долго владевшей Нидерландами и причинившей неисчислимые бедствия и страдания стране. Чувство законной гордости новых хозяев страны, сломивших власть дворян и ныне получивших её не по праву наследования, а благодаря личным способностям и достоинствам, Халс подметил одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в двадцатые и тридцатые годы.

Обыватель во дворянстве

Халс выразил претензии приобретших власть бюргеров с не наименьшей горечью и драматичностью, чем его современник Мольер. Более всего заказчика выдаёт лицо, на котором нельзя прочитать ничего, не считая ограниченности разума и беспомощности нрава. Изображённый был торговцем зерном в Харлеме, обеспеченный выскочка, объездивший пол-Европы по своим делам и в подражание знатным обзаведшийся шикарным домом. Он одет по новейшей моде: шпага аттестует его быстрее как офицера, ежели коммерсанта. В те времена ещё длилась война с Испанией, и каждый бюргер был готов защищаться с орудием в руках. Но в этом жесте Халс увидел не проявление храбрости, а пустую браваду. У ног его героя розы, знак «Vanitas» (суеты сует), — намёк на быстропроходящее цветение жизни.

Характеристика творчества Франса Халса

У Халса необычайно свободная, размашистая манера письма, уверенность рисунка, сероватый, но энергичный и гармоничный колорит, удивительная виртуозность накладки тонов. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Его произведения находятся в различных музеях мира: в Берлинском музее, в Амстердамской и Кассельской галереях, в Дрезденской, Венской и Лондонской галереях, 3 работы в Лувре.Есть работы Халса и в России: 4 портрета хранятся в Государственном Эрмитаже в Петербурге.Его творчество занимает почётное место в голландской живописи. У него было много учеников, среди которых и его сыновья – пятеро сыновей Халса стали художниками-портретистами.

Франс Хальс: биография

От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет. Но о нем лично известно немного. Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. Затем семья переехала в Харлем, который находится примерно в двадцати километрах от Антверпена. Во время его рождения не было мира на его родине. осаждали города, брали штурмом, разоряли. В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. Поэтому, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св. Луки, которая в те времена являлась аналогом Академии живописи, молодой Хальс становится для начала реставратором.

Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. А еще через год он женится. В браке родится пять сыновей, и все пойдут по стопам отца — станут портретистами. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620-1640 годы. Но потом его начинают забывать. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. Картины почти не заказывают. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. В ней он и умирает. В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником.

Парадный портрет

«Портрет Виллема Хейтхейссена» поступил в «Старую пинакотеку» из собрания герцога Лихтенштейнского. Он выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка и, несомненно, в чём-то пародирует его композицию. Изображение в полный рост, горделивая осанка, взгляд сверху вниз на зрителя из-под полуприкрытых век, упор одной руки в бедро и выставленная вперёд шпага в другой — все эти элементы подсмотрены Халсом. Однако ж все они в чём-то малом шаржированы: нескладна постановка фигуры, локоть слишком выпячен, далеко отставлена шпага, складки декоративного занавеса падают без должного благородного эффекта. Кажется, что всё с чужого плеча — антураж дисгармонирует с фигурой «мещанина во дворянстве».

Историческая обстановка

Пафос портрета заключён в типичном самоутверждении модели, что вызывает у художника двоякое к ней отношение. Тема активного самоутверждения личности была вообщем одной из ведущих в творчестве Халса. Она имеет глубоко исторические корешки, возникнув в итоге становления развитого государственного и общественного самосознания не только лишь голландского бюргерства, да и всего голландского народа, одержавшего победу над наисильнейшим противником в лице Испании, длительно владевшей Нидерландами и причинившей неисчислимые бедствия и мучения стране. Чувство легитимной гордости новых владельцев страны, сломивших власть дворян и сейчас получивших её не по праву наследования, а благодаря личным возможностям и плюсам, Халс подметил одним из первых и не один раз воплощал в почти всех портретных видах в двадцатые и тридцатые годы.

Парадный портрет

«Портрет Виллема Хейтхейссена» поступил в «Старую пинакотеку» из собрания барона Лихтенштейнского. Он выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка и, непременно, в чём-то пародирует его композицию. Изображение в полный рост, горделивая осанка, взор сверху вниз на зрителя из-под полуприкрытых век, упор одной руки в бедро и выставленная вперёд шпага в другой — все эти элементы подсмотрены Халсом. Но ж они все в чём-то малом шаржированы: нескладна постановка фигуры, локоть очень выпячен, далековато отставлена шпага, складки декоративного занавеса падают без подабающего великодушного эффекта. Кажется, что всё с чужого плеча — антураж дисгармонирует с фигурой «обывателя во дворянстве».

Антонис ван Дейк. Портрет Филиппа Ле Ро. 1630. Собрание Уоллеса. Лондон

Антонис ван Дейк. Лорд Джон Стюарт и лорд Бернард Стюарт. Ок. 1638. Государственная галерея. Лондон

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: