Франсиско гойя

Особенности творчества

При изучении краткой биографии Франсиско Гойя следует отметить перемены в содержании творчества художника. Изначально его произведения отличались смелым выбором цветовой палитры. Будучи непринуждёнными по композиции, они содержали сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений. Это картины «Зонтик», «Молодой бык», «Игра в жмурки».

Однако со временем настроение его полотен стало меняться. На смену лёгкости и светлым оттенкам пришли контрастные сочетания и ощущение трагизма. Ярким примером этого периода стала картина «Сон разума рождает чудовищ».

Франциск Гойя завоевал известность как портретист. К самым знаменитым его портретам относятся «Семья герцога Осуна», «Семья короля Карла IV», «Ла Тирана» и другие.

Одной из выдающихся работ Гойи стала серия офортов «Капричос» — объёмный труд на 80 листах, раскрывающий все лицемерие политических, духовных и моральных основ испанского общества.

Глухота и обострение чувств

Летом 1793 года Гойя вернулся в Мадрид. Разворачивалась война с Францией, художник по заказу писал портреты испанских командиров.

Изменение физического состояния не могло не повлиять на творчество мастера: жизнерадостные краски и сцены мирной жизни сменились ужасами и гротеском. Тогда родилась объёмная серия из 80 работ под общим названием «Капричос». Вместо королевских особ, святых и соблазнительных мах разум художника теперь захватили демоны и призраки. Но вмешалась инквизиция и картины были запрещены.

В жизни художника обострилась и потребность в любви. Между Гойей, которому под 50, и молодой герцогиней Альбой вспыхивает роман. Сохранилась записка художника другу: «Теперь наконец я знаю, что значит жить!» Он пишет множество её портретов, страдает, сгорает страстью, Альба наслаждается властью над пылким мастером и своими чарами опутывает его ещё глубже. Эта игра продолжалась семь лет.

Фон

Франсиско Гойя вырос в сельской местности Испании, а затем в 17 лет переехал в Мадрид. В Мадриде Гойя нашел личного наставника в лице Франсиско Байё, который помог Гойе встать на верный путь к достижению его цели — стать придворным художником короля Испании. Гойе понадобится помощь для достижения этой цели, поскольку он отличался от многих выдающихся художников Испании того времени. Гойя, хотя до приезда в Испанию посещал академию искусств, считал, что академии невероятно переоценены. Он считал, что «В живописи нет правил». и посчитали смешным, что широкая публика думала, что они есть. Гойя не интересовался руководящими принципами техник рококо и неоклассицизма, а вместо этого имел желание сосредоточиться на «реализме и поп-культуре».

Однако при жизни Гойи коррида не всегда приветствовалась в популярной испанской культуре. Было несколько резких критиков корриды, особенно во время Испанское Просвещение, но никто не был более выдающимся, чем Варгас Понсе, директор Королевской исторической академии в Испании. Однако, несмотря на то, что Понсе мог произвести столько шума, именно мнение королей решало, какую роль коррида будет играть в испанской культуре.Король Карл III запретил бой и убийство быков в 1785 году и был полностью запрещен его преемником королем Карлом IV в 1805 году. Жозеф Бонапарт и с возвращением к испанскому правлению при Фердинанде VII в 1814 году, коррида была «полностью восстановлена, и в последующие годы она снова стала популярной». Это было непросто для Гойи, так как, хотя он был глубоко заинтересован в боях быков, большая часть публики в его родной стране стремилась отключиться от них, и поэтому многие годы не могли изображать корриды, потому что они не продавались. После того, как коррида была узаконена, Гойя выпустил свой La Tauromaquia в 1816 г.

В 1824 году Франсиско Гойя был сослан из Испании в Бордо, Франция где он прожил 4 года до своей смерти в 1828 году. Там Гойя спросил своего друга Хоакина Марию Феррер о том, что он думает о том, как во Франции использовать репродукции корриды. Гойя был разочарован, когда Феррер «явно расстраивал парижский интерес к таким гравюрам». Гойя продолжал производить Suerte de Vargas и подарит его Ферреру в июле 1824 года. Считается, что это Феррер написал на обратной стороне картины: «Pintado en Paris en Julio de 1824. Por Dn. Франко. Гойя. JMF ».

Известные картины Франсиско Гойи

Ряд знаковых произведений знаменитого испанца.

Франсиско де Гойя — знаменитый испанский художник и гравер. Свою первоначальную известность он приобрел как создатель прекрасных гобеленов, но подлинная слава к нему пришла уже как к придворному художнику испанской короны. Уникальность произведениям Гойи придают творческий подход и смелое использование красок. Стиль мастера вдохновил многих подражателей и оказал серьезное влияние на мир искусства.

Зонтик (1777)

Это произведение входит в серию из 63 работ, которую художник создавал в начале своей карьеры. Считается, что работа над этим циклом помогла мастеру изучить способы взаимодействия людей, что впоследствии оказалось важным при создании более поздних шедевров. «Зонтик» сочетает в себе мотивы французской и испанской моды.

Собака (1823)

В группу известных «Черных картин», созданных Франсиско в поздние этапы творчества, входит и изображение собаки, которую легко потерять в художественном пространстве картины. Обычно работа интерпретируется как символ борьбы человека с неприятностями и злыми силами.

Махи (1797–1805)

Оба произведения («Маха обнаженная» и «Маха одетая») расположены рядом в одном зале музея Прадо (Мадрид). Среди художников, создавших картины под впечатлением от этих работ Гойи, следует отметить Игнасио Сулоага и Эдуарда Мане. По сей день неизвестно, кто послужил моделью для главной героини картины, но традиционно в качестве источника вдохновения художника называют 13-ю герцогиню Альба.

На постаменте памятника художнику, установленному перед зданием музея Прадо, помещено скульптурное изображение по мотивам картины «Обнаженная Маха».

Великий козел (1821–1823)

«Черная картина» часто рассматривается искусствоведами как сатира на тему суеверности и изображает Сатану, выступающего перед группой ведьм.

Карл IV и его семья (1801)

Портрет демонстрирует нарочито пышно одетого короля Испании и его семью. Следует заметить, что нежелание художника льстить и привирать привело к тому, что Гойя, как считают современные исследователи, показал в портрете монарха и его семьи коррупционный характер их власти. Вероятно, едва видимый слева человек — автор работы.

Бедствия войны (1810–1820)

Эта серия из 82 гравюр входит в число наиболее значительных работ Гойи. Искусствоведы разделяют серию на три части:

  • Первые 47 гравюр демонстрируют ужасы войны.
  • Вторые 18 работ изображают последствия голода.
  • Последние 17 отражают разочарование, связанное с восстановлением монархии Бурбонов.

Данная серия — феноменальная визуализация авторской позиции, в которой содержатся негодование и смелые политические заявления.

Бедствия войны. 39 работа из серии.

Сон разума рождает чудовищ (1799)

Частью серии «Капричос», состоящей из 80-ти работ, является и эта композиция. Спящий среди инструментов художник находится в окружении монстров, которые символизируют невежество и другие пороки общества.

Сатурн, пожирающий сына (1819–1823)

Этот шедевр базируется на римском мифе, согласно которому титан Сатурн съедал своих детей, поскольку ему было предсказано погибнуть от руки одного из сыновей. Однако пророчеству было суждено сбыться. «Сатурн, пожирающий сына» — тревожный портрет, входящий в серию «черных картин».

Третье мая 1808 года (1814)

Второго мая 1808 года народ Мадрида восстал против французских оккупантов. Гойя изображает эту сцену в картине «Третье мая 1808». В центре полотна — ответный удар французских войск, в результате которого сотни испанцев были расстреляны. Революционная по стилю и уровню символизма картина вдохновила Пабло Пикассо на создание знаменитой «Герники».

Игра в жмурки (1791)

http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/1000-fransisko-de-goyya-biografiya.htmlhttp://fb.ru/article/385670/goyya-ofortyi-opisanie-osobennosti-temyihttp://artrue.ru/style/romanticism/goya/izvestnye-kartiny-fransisko-goji.html

Возвращение в родной город

Здесь буквально сразу молодой художник получает предложение участвовать в росписи самого крупного храма Сарагосы Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар. Гойя берётся за работу, выполненные эскизы получают одобрение и до середины 1772 года Франсиско увлечённо выписывает на потолке в базилике фреску «Поклонение имени Бога». Капитул (коллегия, совет) церкви был восхищён этой работой. Незамедлительно поступает следующее предложение: роспись оратория (помещения для молитв) дворца Собрадиэль. Появились у молодого дарования и знатные покровители, во власти и силе которых была существенная помощь в продвижении и применении таланта. В это время Гойя стал зарабатывать уже в разы больше своего учителя.

Сумасшедший дом

Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес родился в 1746 году в небольшой деревушке на севере Испании в семье мастера по золоту. Франсиско был младшим из троих сыновей.

В конце 1750-х годов семья переехала в Сарагосу. Около 1759 года Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. В течение трех лет Гойя копировал гравюры. В эти годы он получил свой первый заказ от приходской церкви. Это была рака для хранения мощей.

После неудачной попытки в 1763 году поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо Гойя стал учеником придворного живописца Франсиско Бай-еу. В 1773 году Гойя женился на сестре своего учителя, что укрепило его положение в художественном мире того времени.

В 1780 году Гойю приняли В Королевскую Академию.

В 1786 году он стал придворным художником испанского короля.

В 1712 году Гойя подвергся тяжелой и загадочной болезни, которая сопровождалась параличом, слепотой и едва ли не полным безумием. Ему удалось победить недуг, но он перестал слышать, и его постоянно одолевали страхи, что он не сумеет завершить задуманное.

  • В творчестве Гойи появились «фантазии и выдумки», упростилась манера письма.
  • Знакомство с семьей герцога Альба впоследствии послужило созданию его самых известных шедевров: «Маха одетая» и «Маха обнаженная» Ослепительная и энергичная герцогиня после смерти своего мужа в 1796 году стала любовницей художника и вдохновила его на создание этих картин.
  • Гойе чудом удалось сохранить имя натурщицы в тайне и избежать тюрьмы, представ перед судом инквизиции, так как обнаженная натура была запрещена.
  • В конце 1790 годов увидела свет и первая серия офортов мастера — «Капричос» («Капризы»), которая была посвящена жестокому осмеянию человеческих слабостей и предрассудков.
  • В 1814 году Гойя написал знаменитый расстрел повстанцев.
  • «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» считается главной картиной Гойи.
  • Война, начавшаяся как освободительная, переросла в страшную гражданскую войну.

Картины этих лет — мир мрака, ужаса, страха, страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. Они получили название «черной живописи» Гойи. В это время стали известны фрески «Дома глухого».

  1. Гойя и вошел в историю живописи как мастер вопллощения темных снов и фантазий.
  2. Последние годы художник провел во Франции в Бордо, стремясь избавиться от испанской действительности, создавая более жизнерадостные произведения.
  3. Умер Гойя в возрасте 82 лет в 1828 году.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям картин Франсиско Гойи не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Гравюра 14. Какая жертва!

Франсиско Гойя. Капричос. Какая жертва! 1797-1799 гг. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org

Эта история стара, как мир. Миловидную девушку выдают замуж за уродливого горбача. Она бедна, но красива. Он богат, но уродлив. Она товар. Он покупатель. Свобода девушки отдаётся за благополучие ее семьи.

Ее родители выглядят довольными (кстати, отец девушки тоже лицом страшен, а мать миловидна). Расстроена только пожилая женщина. Скорее всего, няня или крестная девушки.

Только она понимает, что девушка обречена на несчастье. А как же иначе. Взгляните, насколько уродлив и похотлив ее суженый.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: