Краткое содержание
У одного состоятельного мужчины в семье росло два сына. В момент, когда оба отрока повзрослели, младший наследник пожелал стать свободным и начать жить отдельно от семейства. Он попросил отца выделить причитающуюся ему долю. Так, старец-родитель согласился и разделил богатство между братьями по Моисееву закону: младшему — третью часть имения; старшему — две трети.
Через несколько дней младший, еще пока легкомысленный, сын ушел из поместья, поселился в чужом государстве и вскоре растратил все имеющиеся наследство. Причиной этому стал распутный образ жизни, потакание земным страстям.
Когда отрок потратил все, что у него оставалось, в стране начался голод. Нужно было работать, чтобы прокормить себя. Блудный сын мог устроиться свинопасом на своих же некогда полях. Но такая работа — унизительный труд для того времени: иудеи считали свиней нечистыми животными. Однако отрок настолько сильно голодал, что готов был питаться кормом для скота. Поразмыслив и осознав свой грех против Бога и семьи, решил вернуться на родину, к отцу в надежде, что будет принят хотя бы наемником. Рабы в поместье отца в избытке ели хлеб, а он, настоящий сын своего отца, жил впроголодь. По возвращении домой, надеясь снова быть принятым в семью, хотел искренне попросить у родителя прощения.
Разглядев младшего сына издалека, отец очень обрадовался. Казалось, что живым он уже не увидит своего ребенка. Отрок сознался, что виноват, что согрешил по отношению к родителю и против Господа. Признал себя недостойным сыном.
Рабы принесли блудному сыну одежду
Радости родителя не было предела. Отец не стал до конца выслушивать слова раскаяния, а приказал переобуть, переодеть младшего отрока в лучшую одежду. Старец, как и всякий родитель, всем сердцем любил сына и готов был простить любые проступки.
На радостях глава семейства решил устроить пир. Закололи телёнка, приготовили лучшие угощения. Отец ликовал: «Мой блудный сын был мертв, а теперь ожил! Находился без сознания, а теперь проснулся!».
В момент, когда пир шел горой, старший брат возвращался домой после тяжелого рабочего дня. Близился вечер. Услышав шум, радостное ликование людей, он удивился. Впервые видел, чтобы его отец устраивал празднество с таким размахом. Старший брат спросил у одного из рабов, по какому случаю праздник. Раб ответил, что домой вернулся блудный сын. В честь события созвали гостей, приготовили вкуснейшие кушанья.
Старший отрок холодно отнесся к милосердию и доброте старика. В душе затаилась обида, презрение, жажда справедливости и зависть. Брату показалось, что отец любит больше младшего сына. Он выразил негативные чувства, сказав, что родитель никогда настолько не ценил его труд, преданную службу. Никогда не ценил его самого, хотя сын остается верным родителю с раннего детства.
И отец дал вот какой ответ: «Все, что есть у меня — есть у тебя. Ты — всегда был и есть рядом со мной. А младший брат долгое время находился в беспамятстве, словно был мертв. Теперь же он ожил, т.к. осознал свой поступок и неправоту!»
Прообраз Бога. Господь с трепетом встречает каждого грешника
Краткое содержание: идея, сюжет
Христос рассказывает о поступке младшего из двух сыновей «некоторого человека». Содеянное выглядит шокирующим даже сейчас, когда мало кто соблюдает Божию заповедь о почтении к родителям. Желая жить отдельно от отца, юноша требует от него «следующую ему часть имения», то есть то, что отошло бы сыну по кончине родителя. Митрополит Антоний Сурожский говорит, что это, по сути, требование к отцу:
Здесь не просто отсутствие любви, но предательство чувств отца взрастившего своего ребенка, отвержение его, предательство.
Бартоломе Эстебан Мурильо .»Блудный сын»
Уйдя «на страну далече», сын за краткое время расходует полученное, наконец, остается без гроша – вплоть до того, что вынужден наняться пасти свиней, но даже такая работа не дает пропитания. Он голодает, кажется, даже животные, которых он пасет, более сыты.
Вторая часть притчи – о том, как это падение на самое дно вдруг отрезвляет грешника.
Мурильо, Бартоломе Эстебан. Блудный сын в нищите
- Сначала он сознает нелепость своего положения: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода» (Лк. 15:17). Почему? Просто по собственной глупости, бесчувственности.
- Затем приходит осознание: он не просто поступил необдуманно, но «согрешил на небо» и пред родителем. Юноша принимает решение отправиться к отцу с покаянием. Он не видит себя достойным вновь стать сыном того, от кого сам же отрекся, но надеется хотя бы стать «наемником», слугой.
Дальше происходит неожиданное: оказывается, отец все это время ждал, надеялся на покаяние чада. Увидев его издали, он, престарелый, бежит навстречу, обнимает со слезами, даже не дослушивает давно заготовленные слова:
Слова «прими меня в число наемников твоих» сын проговорить не успевает: счастливый отец зовет слуг, требует принести лучшую одежду, обувь, а главное – перстень, знак того, что согрешивший снова становится хозяином этого дома.
Возвращение блудного сына. Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682) 1670 гХолст, масло236.3 х 261 смНациональная галерея (Вашингтон)
Третья часть рассказа совсем кратка. Она уже не о прощенном грешнике. Речь о его старшем брате, все это время прилежно трудившемся. Вот и теперь, возвращаясь с поля под вечер, он с некоторым недоумением слышит радостное пение, клики, и узнает: брат вернулся и… удостоился даже пира в свою честь!
Как? Жгучая, так по-человечески понятная обида праведно, честно живущего человека, не дает ему разделить радость отца. Осуждать ли этого юношу? Многие толкователи считают: да, его чувства не чисты. Здесь зависть, злость, осуждение брата… Но – положа руку на сердце – не случалось ли почти каждому из нас переживать подобное состояние? Точно ли мы – праведнее старшего брата?
Заметим: отец не осуждает его:
- он лично выходит из дома, уговаривая сына войти на пир;
- а на слова обиды, гнева – не сердится, но… объясняет: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:31-32).
Христос ничего не говорит, примирились ли братья, также ни слова – о том, какой оказалась потом судьба покаявшегося грешника. Все это оставлено на размышление слушающих.
Сказка
В притче представлены три персонажа: отец, старший сын, который верно следует заповедям своего отца и не оставляет его; и второй, младший сын, блудный сын, который, устав от своей изначальной верности, уходит от отца и отправляется открывать мир и его достопримечательности.
После того, как он растратил свое состояние под рабством своих страстей, которые в конечном итоге не принесли ему удовлетворения, и оказавшись под игом другого очень жесткого господина, он решил расстаться с ним и вернуться к своему хорошему отцу, богатому и милому, который никогда не переставала любить его, думать о нем и терпеливо ждать его. «Поскольку он был еще далеко, отец увидел его; и, тронутый состраданием, он побежал, бросился ему на шею и покрыл его поцелуями ». Отец приказывает приготовить пир для своего сына, который по праву принадлежит ему: «Отец сказал своим слугам:« Скорее принесите самое красивое платье и наденьте его; надеть кольцо на палец и обувь на ноги; и принеси жирного теленка, убей его; и давайте есть, пир, потому что мой сын умер, и он ожил; он пропал, и его нашли »».
Старший сын не понимает отношения своего отца: «Я служил тебе столько лет, ни разу не нарушив твоего приказа, и ты никогда не давал мне, мне, ребенка, чтобы пировать с моими друзьями. Но когда вернулся твой сын, пожирающий твоё имение вместе с куртизанками, ты зарезал для него откормленного теленка! «. Тогда отец сказал старшему: «Ты, дитя мое, всегда со мной, и все, что мое, — твое». Но надо было пировать и радоваться, потому что твой брат здесь умер, а он ожил ».
Последнее объяснение аналогично тому, что Христос дает в заключении притчи о заблудшей овце : «Я говорю вам: вот как будет больше радости на небесах для одного грешника, который пал сам за себя. праведники, не нуждающиеся в покаянии ».
Кто автор
История содержится только у одного Евангелиста, св. Луки, в 15 главе. Однако считать его «автором» притчи, конечно, неверно: ведь Апостол лишь записал сказанное Учителем.
Еврейская традиция
Кроме Евангельской, существует также версия притчи, восходящая к устной традиции иудеев. Ее связывают с праздником новолетия, именуемым Рош Хашана, или Днем трубных звуков, когда на молитвенных собраниях звучит рог – шофар.
Интересный фактПразднование Нового года, которому предшествует сугубое покаяние, связывается с историей ушедшего от отца сына. Согласно иудейской версии, он, живя на чужбине, даже забыл родной язык, так что отец узнал его лишь по голосу – его крик символизирует шофар.
Стоит сказать, что эта версия притчи возникла среди хасидов – течения иудаизма XVIII в., а потому не может считаться древней.
Притча о блудном сыне
Евангелие от Луки, глава 15:11-32
Текст на церковнославянском языке
¹¹ Рече же: человек некий име два сына: ¹² и рече юнейший ею отцу: отче, даждь ми достойную часть имения. И раздели има имение. ¹³ И не по мнозех днех собрав все мний сын, отиде на страну далече, и ту расточи имение свое, живый блудно. ¹⁴ Изжившу же ему все, бысть глад крепок на стране той, и той начат лишатися: ¹⁵ и шед прилепися единому от житель тоя страны: и посла его на села своя пасти свиния: ¹⁶ и желаше насытити чрево свое от рожец, яже ядяху свиния: и никтоже даяше ему.
¹⁷ В себе же пришед, рече: колико наемником отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю? ¹⁸ востав иду ко отцу моему, и реку ему: отче, согреших на небо и пред тобою, ¹⁹ и уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя яко единаго от наемник твоих.
²⁰ И востав иде ко отцу своему. Еще же ему далече сущу, узре его отец его, и мил ему бысть, и тек нападе на выю его, и облобыза его. ²¹ Рече же ему сын: отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой. ²² Рече же отец к рабом своим: изнесите одежду первую и облецыте его, и дадите перстень на руку его и сапоги на нозе: ²³ и приведше телец упитанный заколите, и ядше веселимся: ²⁴ яко сын мой сей мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся. И начаша веселитися.
²⁵ Бе же сын его старей на селе: и яко грядый приближися к дому, слыша пение и лики: ²⁶ и призвав единаго от отрок, вопрошаше: что (убо) сия суть? ²⁷ Он же рече ему, яко брат твой прииде: и закла отец твой телца упитанна, яко здрава его прият. ²⁸ Разгневася же, и не хотяше внити. Отец же его изшед моляше его.
²⁹ Он же отвещав рече отцу: се, толико лет работаю тебе и николиже заповеди твоя преступих, и мне николиже дал еси козляте, да со други своими возвеселился бых: ³⁰ егда же сын твой сей, изядый твое имение с любодейцами, прииде, заклал еси ему телца питомаго. ³¹ Он же рече ему: чадо, ты всегда со мною еси, и вся моя твоя суть: ³² возвеселитижеся и возрадовати подобаше, яко брат твой сей мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся.
Поль Гюстав Доре. Библия в гравюрах
На современном русском: синодальный перевод
Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Личная трагедия Рембрандта
Рембрандт создал “Блудного сына” сразу после постигшей его трагедии. Умер его сын Титус. Ему едва исполнилось 26 лет.
Он был рождён от его первой жены. Любимой Саскии. Которая скончалась, когда мальчику было 10 месяцев. Ребёнок был очень желанным. До него пара потеряла трёх детей ещё в младенчестве.
Титус был очень любящим сыном. Он верил в гений отца. И делал все, чтобы отец продолжал творить.
Рембрандт. Титус в образе монаха. 1660 г. Музей Рейксмюсеум, Амстердам. Wikipedia.org
После того, как кредиторы отобрали у Рембрандта дом и его богатую коллекцию, пришлось переселиться на окраину города.
Едва подросший Титус организовал предприятие по продаже картин. Картины отца продавались плохо. Сын торговал картинами других художников. Чтобы отец спокойно работал в своей мастерской.
И вот Титус умер от чахотки.
Только работа могла спасти Рембрандта от полного безумия. Отогнать мысли о самоубийстве.
Он решил написать Блудного сына. Как оплот своей мечты. Однажды вновь обнять своего сына. Немощный, старый, больной. Каким был на тот момент сам Рембрандт. Способный лишь на лёгкое прикосновение. Но лишь бы обнять.
Глубина отцовской любви передана через кисть и краски. Мы сопереживаем Рембрандту. Хотя об этом и не догадываемся. Но эти бессознательные чувства притягивают наши взгляды к картине ещё сильнее…
“Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать” Ван Гог (о Рембрандте).
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии
других читателейсмотрите ниже . Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Перейти на главную страницу
Англоязычная версия статьи
Чему учит библейская притча
Размышляя о ней, игумен Нектарий (Морозов) пишет, как, видимо, нелегко далось сыну покаяние: стыдно, страшно, к тому же унизиться до слуги тяжело.
«А отцу, отверзающему свои объятия, легко? Или точнее так – Отцу… Что они такое, объятия эти? Непростой вопрос?.. Но только в каждом храме есть на него ответ – вряд ли случайный, вряд ли напрасный. В каждом храме – икона этих объятий, их единый и ничем более не заменимый образ. Я не про гравюры с изображением отдельных эпизодов из этой притчи – их-то в храмах как раз нет. Я про Распятие…».
Простертые длани Спасителя – и есть «объятия Отча».
Господь не просто «делает тысячу шагов» навстречу человеку – Он умирает ради него:
Наталья Сазонова
Основной смысл притчи
Несмотря на то, что притча о блудном сыне представляет собой краткое сказание, оно содержит в себе глубочайший смысл для христиан. Блудный сын — это любой человек, отдаливший от Творца и предавшийся греховной жизни.
Святые отцы толкуют текст так:
- для любого человека покаяние — великая сила очищения души;
- следует ценить пребывание в доме родителей, не рваться рано на свободу;
- падения есть у всех, проступки — не повод отлучаться от Церкви;
- пока жив человек, у него есть возможность в любой момент изменить жизнь к лучшему и приблизиться к Царствию Небесному;
- после смерти ничего изменить нельзя;
- почитание родителей — обязательное условие жизни;
- положение грешника без Бога — бедственно;
- что посеет человек, то и пожнёт.
Притчи Христа — это короткие истории, изложенные простым языком. Это один из способов обучения людей духовной мудрости, пониманию смысла жизни на Земле. Текст молитвословов, богослужений, суть и история церковных праздников на протяжении целого года, нравоучений, — все это основано на притчах Христовых. Сказание о легкомысленном отроке и его неблагоразумном поступке относится к разделу зарождения и роста Царствия Божия в душе.
Чтение, осмысление библейских текстов позволяет по-новому взглянуть на свое бытие. Через притчи мы общаемся с Богом, который ждет от нас смирения, послушания, любви к ближнему.
Love in Portofino
Леон задумывает операцию по отслеживанию путей контрабанды плутония и уничтожению Гюнтера. Он решает всё осуществить тайно, в одиночку, и после направить результат израильской разведке. Герой прячет Айю в деревне и готовится к опасному делу.
Продолжение после рекламы :
После разговора с бывшей любовницей Николь и аналитических размышлений Леон определяет место, где отец и сын Бонке перегрузят украденный плутоний на яхту, чтоб переправить на Ближний Восток. Это итальянский портовый городок Портофино, где у Бонке и у Николь виллы. Не желая расставаться надолго с возлюбленной, певец берёт её с собой, планируя красочный «шпионский спектакль». Кроме них, слежку за Гюнтером тайно ведут израильские спецслужбы, которые узнают Леона в гриме старухи.
В день задуманной героем операции по уничтожению Гюнтера Айю настигает приступ долгого сна. Оставив девушку в отеле и написав два письма — для неё и разведки, Леон плывёт в залив и, выследив яхту, топит врага. При всплытии его захватывает охрана Гюнтера и увозит на Ближний Восток.
Проснувшись и прочитав письма возлюбленного, героиня не следует инструкциям, а начинает самостоятельно искать Леона. В кафе на побережье Портофино Айю видит Николь, обсуждающая со своим родственником странную смерть семьи Бонке: Елена и Фридрих разбились на автомобиле, когда поехали опознавать тело Гюнтера, утонувшего спьяну. Такова официальная версия для полиции.
Король Карл III
В ноябре 1947 года Елизавета стала супругой Филиппа Маунтбеттена. Ее избранник – бывший принц Греческий и Датский, накануне их бракосочетания получил титул герцога Эдинбургского.
Спустя год в семье произошло счастливое событие: в Букингемском дворце на свет появился старший из детей королевы Елизаветы II и ее единственного супруга, Карл III. Полное имя первого наследника – Чарльз Филипп Артур Джордж, а большую часть жизни он известен под именем принц Чарльз, так как дольше остальных монархов в истории Британского королевства оставался принцем Уэльским. Наследником престола он стал в трехлетнем возрасте.
Начальное образование Чарльз получал дома, под руководством своей гувернантки. После окончания школы старший сын Елизаветы стал студентом Кембриджского университета и получил диплом бакалавра искусств.
Первый брак Чарльз заключил в 1981 году с принцессой Дианой, супруга подарила ему двух наследников: принцев Уильяма и Гарри. Однако семейная жизнь Чарльза и Дианы сложилась неудачно: отношения мужа и жены стали портиться, с 1992-го они официально стали проживать раздельно и окончательно развелись спустя 4 года.
После развода за Дианой сохранился титул и права на воспитание сыновей. Судьба женщины оказалась трагической: в 1997 году она погибла, попав в автомобильную аварию. Второй супругой Чарльза в 2005 году стала герцогиня Камилла Паркер-Боулз, детей в новой семье не родилось.
Embed from Getty ImagesКороль Карл III
Наследник королевского трона занимается благотворительностью, под его руководством работает более 350 структур и организаций
Особое внимание Чарльз уделяет вопросам экологии и охраны окружающей среды. В числе его интересов и хобби отмечают следующие: живопись, архитектура, альтернативная медицина, игра в поло, рыбалка
После смерти матери в сентябре 2022 года 73-летний Чарльз унаследовал трон, став старейшим (на момент начала правления) королем Британии.
Принцесса Анна
В 1950 году во дворце родилась Анна Елизавета Алиса Луиза, единственная дочь из четверых детей королевы Елизаветы II. Девочка с ранних лет отличалась упрямством и умением добиваться желаемых целей. Образование наследница получала в закрытом учебном заведении, параллельно с изучением общеобразовательных предметов дочь королевы изучала иностранные языки, брала уроки танцев и игры на музыкальных инструментах. С родителями у Анны с детских лет сложились теплые и доброжелательные отношения. От матери ей передалась любовь к лошадям и конному спорту.
В обязанности принцессы, к выполнению которых она приступила после окончания школы, входят встречи с политическими деятелями и официальными лицами, участие в различных церемониях и торжественных мероприятиях. В рамках дипломатических миссий она выезжает за пределы страны не меньше трех раз в год. Анна известна как самая трудолюбивая представительница монаршей семьи, она готова неустанно посвящать себя делам, идущим во благо народа.
Embed from Getty ImagesПринцесса Анна
Принцесса Анна занимается благотворительностью, помогает незащищенным слоям населения во всем мире, в том числе и в странах Африки. Кроме этого, борется за права женщин, патронирует учебные заведения Англии, входит в Международный олимпийский комитет и представляла Великобританию на Олимпиаде в Сочи в 2014 году.
В 1973-м произошли перемены в личной жизни принцессы Анны: состоялось ее венчание с Марком Филлипсом. В браке на свет появились двое детей, которые впоследствии подарили матери пятерых внуков.
Наследники принцессы не удостоились королевских титулов: так пожелала их мать, объяснив, что хочет, чтобы они жили обычной жизнью. Брак Анны с Марком Филлипсом продлился до 1992 года. После развода принцесса вскоре вышла замуж еще раз: ее мужем стал коммандер (сейчас вице-адмирал) Тимоти Лоренс.
Весной 1974 года на дочь Елизаветы было совершено покушение: по их лимузину открыл стрельбу преступник, находившийся за рулем обогнавшей и перекрывшей им дорогу машины. В результате инцидента водитель принцессы и охранник получили ранения. Нападавшим оказался психически нездоровый человек.
Источники
Д’Адда, Роберта (2006). Рембрандт. Милан: Скира..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»»»»»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}
В чем суть, смысл
Притча также – описание всякого грехопадения и пути покаяния:
- удаление от Бога есть отвержение Источника жизни, а потому никакое дело без Него не может быть благоуспешно; может быть потому, что без Бога человек перестает видеть смысл; вот и блудный сын тратит имение отца – просто, чтобы тратить;
- Бог никогда не принуждает человека быть с Собой – отец безропотно отдает сыну имение, не ропщет, не наказывает – лишь отпускает;
- печалясь о сыне, отец не ищет его, не уговаривает вернуться, лишь ждет – так для Господа неприкосновенна свобода человека; даже если она ведет ко злу, это – его выбор, пусть даже неправильный, вызывающий скорбь;
- но лишь намерение изменить свою жизнь, показанное человеком произволение привлекает к грешнику обильную Божию помощь, благодать.
Притча о блудном сыне: в чем смысл?
Краткое содержание притчи о блудном сыне и её пересказ были представлены выше. В этой притче Господь Иисус Христос иносказательно показывает отношение Бога к людям и к нашим падениям, отхождению от веры, Его милосердие и прощение.
Человек, знакомый с христианством, верящий в Бога, который Отец всему живому, может отойти от веры, соблазнившись земными развлечениями и суетой. Взять своё имущество и уйти в далекую страну – отойти далеко от Бога, потерять с ним всякую связь. Какой-то запас благодати и духовной силы у него будет, как были деньги поначалу у блудного (или заблудшего) младшего сына. Но с течением времени силы иссякнут, на душе станет пусто и тоскливо. Придет голод, как пришел он к младшему сыну, только не физический, а духовный. Ведь люди, по христианскому учению, созданы Богом для общения и единения с Ним и друг с другом.
И если человек тогда, отчаявшись, вспомнит о своём Отце Небесном, то захочет вернуться. Но будет чувствовать раскаяние и недостоинство быть Сыном Божиим, как и младший сын в притче чувствовал, что недостоин называться сыном. Тогда мы возвращаемся к Богу с покаянием, умоляя его помочь, утешить нашу опустошенную душу, наполнить её светом веры хоть немного – уже не в качестве детей Божиих, а хотя бы как его наёмники (не зря в православных молитвах говорится «рабы Божии»).
Но Бог есть Любовь, как сказано в Евангелии от Иоанна. И Он в своей любви не гневается на нас и не вспоминает наших согрешений – ведь мы вспомнили о Нём, возжелали Его добра, вернулись к Нему. Поэтому Он радуется нашему прозрению и возвращению к истине. Мы были мертвы во грехе, но ожили. И покаявшимся, вернувшимся к вере людям Господь даёт многое, часто счастливо устраивая судьбы, и всегда посылая в измученные души спокойствие и благодать. Также как отец в притче дал вернувшемуся сыну всё лучшее, что имел.
Образ старшего брата здесь – люди, которые формально не отходили от веры, не совершали тяжелых грехов, но забыли главную заповедь – о любви. Старший брат с обидой и ревностью говорит отцу, что он старался все делать правильно, а младший сын нет. За что же ему почет? Так бывает и у верующих, которые осуждают «грешников» и могут в церкви обсуждать чужие наряды, неподходящие к случаю, или неверное поведение. И забывают при этом, что если человек пришёл в церковь, обратился к вере — нужно радоваться за него, ведь все люди — наши братья и сестры, также сотворенные Господом, который бесконечно рад их возвращению из тьмы.
Эпилог
В аббатстве Святой Марии, рядом с израильской деревней Абу-Гош под Иерусалимом, происходит ежегодный музыкальный фестиваль. Ораторию «Блудный сын» поют знаменитый контратенор Леон Этингер вместе с восьмилетним сыном Гаврилой. У мальчика альт, как у отца в детстве. Он немного похож на Леона, но без отцовской неистовости. Скорее, он напоминает Большого Этингера — Герцля. В зале аншлаг. Присутствующая здесь Магда размышляет о превратностях судьбы и природы, подарившей одному сыну Леона слух и голос и обделившей талантом другого. Она жалеет, что Меир никогда не позволит познакомить детей. Женщина восхищается Айей, признавая, что певец счастлив с ней.
Реклама :
Айя встречает в аэропорту Шаули, прилетевшего слушать ораторию. По дороге в аббатство героиня увлечённо рассказывает о своей работе кинорежиссёра-документалиста. Старый холостяк Шаули любуется Айей и завидует Леону. Он сравнивает героиню с библейской Руфью, символом праведности и преданности своей семье.
Расхождения с Притчей несущественны
В картине мастер несколько отошёл от классического текста.
Несоответствия сводятся к следующему:
- У Рембрандта старший брат – свидетель встречи. В классическом тексте он появляется, когда отец дал уже распоряжения о пиршестве в честь младшего. До этого старший работал в поле;
- У Рембрандта сын пал на колени перед отцом, тихо положившим ему на плечи ладони, тогда как в оригинале отец бежит навстречу блудному сыну, падает ему на шею и целует.
Но противоречий нет. Видимо, Рембрандт, отец и грандиозный мастер художественного изображения душевных переживаний, чувствовал так, как с болью воплотил в картине. Ведь все горестные, несбыточные мечты величайшего художника на закате жизни были связаны только с потерей сына: «…был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».
Тема возвращения в романе Чарльза Диккенса
Сам писатель называл притчу прекраснейшим в истории людей рассказом. По крайней мере несколько его романов – как бы попытка заглянуть несколько дальше самой притчи, посмотреть, как может сложиться жизнь человека, однажды сделавшего неверный выбор, пусть вставшего затем на верный путь. Таков герой романа «Большие надежды», Пип. Он оставляет деревню ища лучшей доли, но, наконец, осознает, что именно там был счастлив. Однако возвращается он домой ко дню свадьбы некогда любимой им девушки, выходящей за другого: жизнь не повернуть, за выбор приходится платить.
Кадр из фильма по роману Чарльза Диккенса «Большие надежды» оригинальное название Great ExpectationsВеликобритания, США,2011Дуглас Бут в роли Пипа
Таков взгляд человеческий. Но иным образом смотрит на покаявшегося Господь.
Принц Эндрю
Второй сын королевской четы, Эндрю Альберт Кристиан Эдвард, известный как принц Эндрю, родился в Лондоне в 1960 году. До 5-летнего возраста мальчик воспитывался гувернанткой, затем стал учеником частной школы в графстве Беркшир. После школы Эндрю стал студентом Королевского военно-морского колледжа, получив профессию пилота вертолета.
В 1982 году началась его военная карьера: сын королевы участвовал в боевых вылетах во время Фолклендской войны. С 1982-го по 1987-й занимал должность королевского адъютанта, затем работал инструктором в вертолетной эскадрилье, был командиром минного тральщика, пилотом, штабным офицером. Военную карьеру Эндрю завершил в 2001 году в звании коммандера.
Embed from Getty ImagesПринц Эндрю
Дальше деятельность члена монаршей семьи была связана с международной торговлей и инвестициями, обязанностью принца стало представлять Великобританию на конференциях и международных ярмарках.
Супругой принца Эндрю в 1986 году стала Сара Фергюссон, она родила мужу двух дочерей, принцесс Беатрис и Евгению Йоркскую. После свадьбы Сара и Эндрю получили герцогские титулы. Их брак просуществовал до 1996-го.