Легенды и тайны Кремлёвской колокольни
Колокольня «Иван Великий». До сих пор в народе живёт миф, что в Первопрестольной существовал некий запрет на строительство сооружений, чья высота превышала его размеры – 81 метр.
Лишь спустя век после окончания строительства кремлёвской колокольни (1604 год) возвели более высокое сооружение – Меншикову башню (Церковь Архангела Гавриила). Её высота превышала «Ивана Великого» на 3,2 метра.
«Пальму первенства» удалось удерживать лишь до 1723 года, пока в шпиль храма не ударила молния, приведшая к пожару и последующему разрушению верхней части Меншиковой башни.
Восстановили ее только спустя полвека, но до былых размеров она не доросла. Колокольня вновь стала самым высоким сооружением Москвы и оставалось таковой, пока в 1860 году не построили храм Христа Спасителя.
Стоит отметить, что в наши дни «Иван Великий» — это не просто высоченная колокольня, а целый комплекс с пристройками и церквями. Строительство продолжалось с 1329 и вплоть до 1604 года.
Звон с колокольни разносился на большие расстояния. И это не удивительно – в звонницу входит 22 колокола, у каждого из которых есть своё необыкновенное имя: Медведь, Лебедь, Ревун, Семисотный, Глухой и т.д. Интересно, что их количество является абсолютным рекордом для всех нынешних московских храмов и церквей.
И снова о легенде, которую связывают с золоченными венцами, украшающими купол Воскресенской церкви, входящей в ансамбль колокольни. Якобы, их установили после тайного венчания российской императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского.
Существует миф и о том, как император Наполеон Бонапарт во время оккупации Москвы в 1812-м году велел снять с колокольни «Иван Великий» крест, думая о том, что он отлит из чистого золота. На верх отправили одного из слуг, который таки справился с этой задачей.
Каково же было разочарование, когда выяснилось, что он … медный. «Верхолаза» тут же казнили по аналогии с «гонцом, принесшим дурную весть».
Отступая из Первопрестольной, французы заминировали колокольню, но после взрыва «Иван Великий» не пострадал.
После освобождения Москвы, многие горожане и гости города обязательно посещали это место, ведь существовало поверье, что город простоит до тех пор, пока над ним будет возвышаться колокольня «Иван Великий».
Звон (Колокольня Ивана Великого)
«Звон» – один из самых знаменитых архитектурных пейзажей Аристарха Лентулова. В центре мы видим, как раскачивают колокол. И звонарь, и сам колокол кажутся крошечными относительно того эффекта, которые они производят, который и составляет сюжет картины. От раскачиваемого колокола волнами расходится… звук? цвет? само строение? Архитектурные пейзажи Лентулова обладают собственной, особенной структурой. Здания в них, как правило, скошены – Пизанскую башню воочию лицезрел, да (отправившись обучаться живописи в Париж, посетил и Италию). Части строений у Лентулова теснятся, пританцовывают, витают в облаках, создают ощущение эфемерности и волшебности, словно речь не о реальной Москве, а о сказочной, в которой пространства и плоскости, краски и звуки ликуют, а прямая перспектива отсутствует. Кстати, о пересечении плоскостей. В архитектурных пейзажах Лентулов нередко пересекает их в самом буквальном смысле, используя метод коллажа. Здесь есть и наклейки из фольги, и бумага, на некоторых картинах случаются вставки бархата, атласа. По этой причине ряд его картин практически никогда не выставляется в других музеях. В частности, маловероятно, что увидеть «Звон» можно будет где-то, кроме Третьяковки – коллаж очень легко повредить при перевозке.
В городских пейзажах отражено увлечение художника орфизмом Робера Делоне. Но если Делоне нередко вводит зрителя во внутреннее пространство картины, то на полотнах Лентулова различные плоскости и пространства словно сталкиваются, наслаиваются и вклиниваются друг в друга, создавая пересечение плоскостей, а не объем.
Если находиться рядом со звонарем, то действительно может возникать вот это ощущение, удивительным образом переданное на картине – словно мир рассыпается и тут же собирается из пазлов, деталей, а скрепляющим веществом для него является звук. Искусствовед Ирина Вакар, сравнивая Эйфелеву башню на картинах Делоне и «Ивана Великого» Лентулова, пошутила, что у Делоне с башней «происходит примерно то же, только нет звона».
Аристарх Лентулов очень любил колокольный звон. Его дочь, искусствовед Марианна Лентулова, вспоминает, что когда советская власть «отменила» колокола, отец иногда вешал на веревку над чугунной печкой кочергу, затыкал чем-либо уши и бил кочергой о печку. Получался звон, напоминающий колокольный.
Известно, что Лентулов обладал великолепным музыкальным слухом и относился к картинам как к симфониям в красках. Картина должна звучать! В этом смысле «Звон» является одной из самых удачных работ, от нее исходит неповторимое ощущение колокольного звона, гула, отдающегося резонансом во всем теле.
На посмертной выставке картин Аристарха Лентулова к Марианне подошел молодой парень и сказал, что он совершенно не разбирается в живописи, но глядя на эти картины, может поклясться, что изобразивший их человек работал с песнями и чувствовал музыку.
Ранний период
Ближайшее после окончания студии десятилетие стало наиболее ярким периодом в творчестве Лентулова. Еще во время учебы Аристарх примкнул к кругу молодых художников–футуристов, в своих картинах начал широко использовать приемы контраста, света и тени, яркой цветовой гаммы. Первую известность ему принесли несколько портретов, появившихся на столичных выставках 1907–1908 гг. — «Портрет Н.А. Соловьева» и «Автопортрет в красной рубахе».
В 1908 г. Лентулов женился в Москве на Марии Рукиной, ставшей на многие годы его музой и верным «оруженосцем». Образ Марии Петровны неоднократно появлялся на холстах художника в самых разных обликах и художественных стилях.
В 1910 г. Лентулов стал одним из учредителей знаменитой выставки «Бубновый валет», целью которой, по словам ее участников, стала «атака против старой живописи» и «смена культурных эпох». Вслед за выставкой было создано художественное объединение под таким же названием, членом которого Лентулов оставался вплоть до его распада. Одной из наиболее ярких картин этого времени можно назвать красочное и фееричное полотно «Улица. Москва».
В 1911 г. Аристарх вместе с женой отправился за границу, в Париже более года осваивал технику и приемы кубизма у знаменитых французских мастеров. Вернувшись в Россию, Лентулов окончательно определился со своим творческим стилем, который сам художник определил как «цветодинамика». Основным жанром его картин стали натюрморт и городская архитектура.
Серию московских пейзажей продолжили полотна «Москва. Собор Василия Блаженного» (лучше этого не видеть), «Звон. Колокольня Ивана Великого», «У Иверской часовни», среди натюрмортов наиболее известна картина «Астры». В 1915 г. Лентулов создал «Автопортрет», преобладающим цветом которого стал солнечно–желтый, за что получил от поклонников титул «художника Солнца». После выхода из «Бубнового валета» Лентулов долгое время работал в подмосковном монастырском комплексе «Новый Иерусалим», где продолжил цикл пейзажей на тему древнерусской архитектуры, в оформлении полотен применял коллажи и орнаменты, в качестве материалов использовал бахрому, бархат, бусины, бересту, цветную бумагу и фольгу, стиль этого периода художник назвал «орнеизм».
В эти же годы Лентулов параллельно с живописью занимается декоративно–прикладным творчеством, оформляет сцену для нескольких постановок в московском Камерном театре А.Таирова, декорирует интерьер кафе-эстрады «Питтореск» и литературного «Кафе поэтов». С началом Первой мировой войны работает в издательстве «Сегодняшний лубок», где вместе с другими «левыми» художниками создает серию лубков на военные темы.
Советский период творчества
По словам Аристарха Васильевича, к Октябрьской революции он подошел «с очень большим восторгом и волнением». Он активно занимается общественной деятельностью, входит в Комиссию по охране памятников Москвы, художественно–просветительскую комиссию Московского совета народных депутатов, избирается членом Совета художественных организаций Москвы и коллегии Наркомпроса, становится профессором Строгановского училища.
В 1918 г. Лентулов участвует в оформлении улиц Москвы к празднованию 1 Мая, по словам критиков, только Лентулов мог окрасить «деревья и газоны Театральной площади в неистово фиолетовый цвет». Он по–прежнему занимается театральными декорациями, в 1919 г. за работу в опере «Демон» А.Г. Рубинштейна удостаивается Почетного диплома Парижской выставки декоративного искусства.
В 20-х годах в творчестве Лентулова наступает период «декубизации» и перехода к «новому реализму». В этом стиле создаются новые городские пейзажи — «Ночь на Патриарших прудах», «Ночь на Бронной», «Страстная площадь», в 1928 г. в ходе путешествия по Волге написано полотно «Закат на Волге».
30-е годы отмечены переходом Лентулова к традициям соцреализма и конструктивизма, он много ездит по стране, создает индустриальные пейзажи, портреты советских тружеников в их повседневной жизни. К этому времени Аристарх Васильевич становится профессором Московского института изобразительного искусства им. В.И. Сурикова, преподает живопись студентам ВХУТЕМАС. В 1933 г. в Москве проводится первая персональная выставка художника.
В 1941г. с началом Великой Отечественной войны, Лентулов вместе с семьей был эвакуирован в Ульяновск. Осенью 1942г., будучи серьезно болен, вернулся в Москву для проведения операции. 15 апреля 1943 г. после временного улучшения здоровья А.В. Лентулов скончался в возрасте 61 года.
Наследие художника представлено во многих музеях России и зарубежья, в том числе в Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. Более 40 работ было передано дочерью Лентуловых в Пензенскую областную картинную галерею, при которой также создан Мемориальный музей художника.