«Женщины в саду» (1866)
Это двухметровая картина была полностью написана на свежем воздухе — на пленере. Моделью для трёх женщин, изображённых на картине стала Камилла Донсье. Чтобы уловить свет, в саду была изготовлена специальная траншея для того, чтобы поднимать и опускать подрамник с холстом. На картине изображён летний цветущий сад, в котором гуляют три дамы в белых платьях, и кавалер с букетом цветов. Особое место Моне придал освещению, солнечным пятнам на одежде, листве и дорожке. Моне долго ловил нужный свет, но даже в результате таких гигантских трудов, работа не была принята комиссией.
В этот период художник был ещё не признан и очень нуждался в такой степени, что ему не на что было покупать материалы для картин и он очищал старые холсты от краски. Но в 1921 году, когда Моне стал уже знаменитым, его «Женщины в саду» были приобретены за 200 000 франков.
3
Серия «Вокзал Сен-Лазар» (1872–1877)
В 1872 году Моне пришёл в дирекцию железнодорожного вокзала Сен-Лазар и сказал, что выбрал для написания серии картин именно этот объект, потому что он более живописный, чем остальные вокзалы. Моне писал с натуры, и ради работы художника вокзал чистили, убирали, паровозы красили, а машинисты старались пускать пар изо всех сил.
Паровозы с клубящимся дымом буквально захватили Моне своей мощью. В результате он написал двенадцать полотен. Моне изобразил вокзал в разных ракурсах и в разное время суток. На выставке в 1877 году эта серия произвела неизгладимое впечатление, так например, Эмиль Золя, вдохновившись работой Моне, написал роман «Человек-зверь». Эта серия была первой среди таких знаменитых серий, как «Стога сена» и «Кувшинки».
Кстати, о самых живописных вокзалах Европы на topcafe.su есть очень интересная статья со множеством фотографий.
2
Вредители
На растении появились микроскопические паучки, и роза постепенно покрывается паутиной, что делать?
Паутинный клещ
Мелкие зеленые насекомые уничтожают вашу розу? Эффективные методы борьбы с вредителем.
Зелёная розанная тля
На розе появились гусеницы, которые скручивают листья растения, как бороться с вредителем
Розанная листовертка
На побегах розы или на нижней стороне листвы появились плоские шишки, как бороться с вредителем
Розанная щитовка
Кустарник поливают под корень теплой водой, во избежание появления ожогов на розах нельзя поливать растение из лейки с разбрызгивателем и допускать попадание капель воды на лепестки.
Обрезку нужно проводить весной, удаляя больные ветви. Осенняя обрезка является профилактической, в это время с куста срезают засохшие бутоны и листья, срезают самые длинные побеги.
Укрывать культуру до -7 градусов не нужно, легкие заморозки укрепляют иммунитет розы и развивают ее устойчивость к холодам. Когда температура начинает опускаться ниже, рекомендуется укрыть еловым лапником, предварительно проведя окучивание куста сухой землей или торфом.
Фон
Давнее предпочтение Моне создавать и выставлять серию картин, связанных предметом и перспективой, началось в 1889 году, когда в музее было написано не менее десяти картин. Долина Крез, которые были показаны в Galerie Georges Petit. Среди других его знаменитых сериалов — его Стога сена.
В 1920-х годах французское государство построило пару овальных залов в Musée de l’Orangerie как постоянный дом для восьми водяных лилий фрески пользователя Моне. Выставка открылась для публики 16 мая 1927 года, через несколько месяцев после смерти Моне. Шестьдесят картин с водяными лилиями со всего мира были собраны для специальной выставки в Musée de l’Orangerie в 1999 году.
Картины выставлены в музеях по всему миру, в том числе Художественный музей Принстонского университета, Музей Мармоттан Моне, то Musée d’Orsay в Париже Метрополитен-музей, музей современного искусства в Нью-Йорке, то Художественный институт Чикаго, то Художественный музей Сент-Луиса, то Музей искусств Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити, штат Миссури, то Художественный музей Карнеги, то Национальный музей Уэльса, то Musée des Beaux-Arts de Nantes, то Кливлендский художественный музей, то Портлендский художественный музей и Почетный легион. В 2020 году Музей изящных искусств, Бостон отметила свое 150-летие некоторыми картинами Моне «Кувшинки».
Описание картины Клода Моне «Водяные лилии»
Клод Моне в начале 90-х годов приобрел часть луговины, размером 7500 м2, недалеко от своего дома в Живерни. Этот участок, при помощи небольшого канала, он превратил в чудесный водный сад. Позже в саду был построен арочный мостик. Художник приобрел там покой и место для раздумий.
В октябре 1890 года у Моне появилось желание написать свое излюбленное место в серии видов макового поля. После того, как художник поселился окончательно в Живерни, он создал серию картин, посвященных японскому мостику. Затем Моне перешел к водяным лилиям в водоеме и начал писать из в разное время года.
Свою серию «Кувшинки, пейзажи воды» он показал на выставке в Париже в 1909 году. Но после этого не закончил свои работы над кувшинками и искал для себя все новые и новые образы, создавая холсты больших размеров. С 1897 по 1919 год была создана серия картин “Лилии”.
Как-то утром, Моне взглянул на пруд и увидел там «ничто»: реальность от долгого употребления оказалась стертой, и растворилась в ничтожности. После этого художник заперся в своей комнате и начал создавать образ лилий по памяти.
Немного преувеличивая мелкие детали и придавая своему творению все необходимое количество теплоты, Моне создал замечательную картину «Водяные лилии». На ней мы можем увидеть, оживленный лучами солнца и подернутый легкой рябью пруд, заросший водорослями и окруженный плакучими ивами.
На поверхности воды расположились колонии лилий, сияющих на солнце, как будто жемчуг. Что поразительно, на картине нет горизонта и неба, его можно заметить лишь в отражение на воде.
Искусствоведы утверждают, что живопись в работах Клода Моне достигла полного совершенства и стерла грань между абстракцией и реализмом. Художнику удалось остановить мгновенье, показав, что в нашем мире все уходит, но никогда не исчезнет навечно, а жизнь – это всего лишь ожидание следующего дня.
Выставки
- 1900: Моне , Париж
- 1931: Клод Моне: ретроспективная выставка , Париж
- 1953: Французские импрессионисты , Ванкувер
- 1954-1955: Импрессионисты и предшественники , Ангулем , Брив-ла-Гайард , Ла-Рошель , Ренн
- 1956: Французский пейзаж от Пуссена до импрессионистов , Музей изящных искусств По ,1 — го декабря 1956 — 13 января 1957 г.
- 1971: Марсель Пруст и его время , Париж
- 1975: Делакруа и живописцы природы , Париж
- 1980: Посвящение Клоду Моне , Париж
- 1982: Французская живопись 1870-1920 годов , Пекин
- 1988: Японизм , Токио
- 1997: Золотой век импрессионизма — шедевры из музея Орсе , Тайбэй
- 2004: Моне ла Сенна, ниндзя. Il grande fiume e il nuovo secolo , Брешия
- 2009: Ван Гог, Гоген, Сезанн и другие, постимпрессионизм из музея Орсе , Канберра
- 2008: Моне, взгляд импрессиониста , Париж
- 2010: Постимпрессионизм — 115 шедевров из коллекции Музея Орсе , Токио
- 2010: Клод Моне 1840-1926 , Париж
На пути к абстракционизму
Художник не перестает экспериментировать со стилем написания картин. Он играет со светом, применяет различные новые эффекты. Постепенно техника Моне начинает всё более отдаляться от реалистичных картин мира. С 1890-х годов живописец начинает размывать контуры объектов, находящихся на полотне, и его творчество становится похожим на абстракцию. Некоторые специалисты в изобразительном искусстве считают, что именно Моне стал основополагателем абстракционизма.
Хочется отметить один интересный факт о Клоде Моне. Оказывается, он был успешным садоводом-любителем. Художник не только любил рисовать свой сад, но ему нравилось и покопаться в земле. Моне обменивался семенами со своими соседями по Живерни, ухаживал за цветочными клумбами и другими растениями в саду. Он даже переписывался с питомниками растений по поводу правильного ухода за садом.
За эту картину покупатель заплатил более 80 миллионов долларовКлод Моне «Пруд с водяными лилиями», 1919 годМестонахождение: Частная коллекция
«Сад художника в Живерни» (1990)
Усадьба Моне в городке Живерни имела фантастический живописный сад, который до сих пор поражает своей красотой посетителей. С этим садом Моне был тесно связан, так как большинство своих картин писал именно здесь. Картина «Сад художника в Живерни» одна из таких работ.
Тропинка, ведущая к дому художника, окружена клумбами с цветущими ирисами. Солнце пробивается сквозь густую листву сада и освещает великолепие разноцветных ярких цветов. Ирисы — это главные персонажи картины. Они выглядят трепетными и живыми. Мазки кажутся грубоватыми, но смешиваясь на холсте, они создают настоящую дивную цветовую феерию. Основой картины являются все оттенки розового, сиреневого, коричневого и зелёного. Проглядывающий сквозь заросли, дом художника отсвечивает голубыми чистыми оттенками, как бы маня к себе в гости.
Самые красивые цветы в мире.
11
«Японский мостик» (1900)
В 1990 году Мане написал целую серию картин «Японский мостик». Мостик с ирисами, симфония в розовом, синий и фиолетовый мостик. Все эти работы выполнены с натуры и с одной точки, но в дни с разным освещением, которое придаёт зелени, воде и мостику причудливые цветовые сочетания. Красочный пейзаж передаёт и температуру воздуха — от лёгкой прохлады до изнуряющей жары. Особенно это выражено в картине с фиолетовым мостиком. Пруд, практически заросший лилиями, в островках воды отражает цветовое настроение сада. Вода местами и оранжевая, и ярко-алая, и бордовая, что делает пейзаж фантастически прекрасным и манящим.
14
Как отличить Моне от Мане?
- Details
- Category: Искусство / Выставки / Аукционы
-
Published: Wednesday, 23 January 2019 02:21
-
Hits: 2902
Люди, которые только начинают знакомиться с изобразительным искусством, часто путают Эдуарда Мане с Клодом Моне. Ведь у этих импрессионистов очень похожи не только фамилии, но и многие элементы биографии: они оба родились в Париже, оказывали знаки внимания одним и тем же дамам, а также частенько появлялись вместе, так как были приятелями. Современники, кстати, Моне и Мане также иногда путали, так как оба живописца носили бороды
AIF.ru же решил на этом месте оставить биографию Мане и Моне в покое и рассказать на что начинающим любителям искусства следует обращать внимание, чтобы лучше разобраться в особенностях творчества этих двух импрессионистов:
Сюжет
В интернете можно наткнуться на так называемую «краткую историю искусства», которая состоит из одного правила: «Моне — пятна, Мане — люди». И действительно — у Клода Моне очень много работ с изображением пейзажей («Впечатление. Восходящее солнце»), а у Эдуарда Мане — людей («Железная дорога», «Бар в Фоли-Берьер»).
Клод Моне, «Впечатление. Восходящее солнце», 1872 г.
Но если бы всё было так просто… Дело в том, что у обоих мастеров встречаются полотна как с людьми, так и без. По этой причине искусствоведы советуют более детально присмотреться к другим элементам полотна, таким как стиль, цвет, свет и объём.
Эдуар Мане. Железная дорога, 1872—1873 гг.
Стиль
Оба художника были импрессионистами, однако стиль их картин всё же отличается. Так, Эдуард Мане всегда был значительно ближе к реализму, его картины более чётки и точны. Настолько, что некоторые искусствоведы вообще не относят его к импрессионистам, считая первым модернистом. Поэтому чем более реалистично выглядит полотно, тем больше вероятность, что его автором был Эдуард Манэ («Портрет Леона Леенхоффа», «Завтрак в мастерской»).
Эдуард Мане, Портрет Леона Леенхоффа, 1868 г.
Творчество Клода Моне, напротив, очень далеко от реалистичного изображения действительности, этот художник стремился изобразить подвижность и изменчивость этого мира. В картинах Моне, как правило, нет чётких линий, они выполнены крупными, широкими мазками («Пруд с лилиями»).
Клод Моне, «Пруд с лилиями», 1899 г.
Цвет, свет и объём
Поскольку Клод Моне начинал как карикатурист, большое значение в его работах играет то, какие эмоции они вызовут у зрителя. А одним из самых верных способов для художника передать эмоциональную составляющую — это цвет и свет. Поэтому если в картине главную роль занимает не достоверность предметов, а сочетание света и цвета — перед вами определённо Моне («Тополя», «Нимфеи»).
А вот в картинах Эдуарда Мане цвету уделяется не столь принципиальное значение, в них главный фактор — это объёмные сцены, порой с очень сложной композицией («Матадор», «Музыка в саду Тюильри»).
«Завтрак на траве» Моне и Мане
Эдуар Мане, «Завтрак на траве», 1863 г.
И у Клода Моне, и у Эдуарда Мане есть картина «Завтрак на траве». Правда, первый художник завершил свое полотно в 1863 году, а второй тремя годами позже.
Клод Моне, «Завтрак на траве», 1865—1866 г.
Мастер-класс по живописи маслом картина Клода Моне «Пруд с кувшинками» и «Японский мостик»
Живопись маслом на холсте — особый вид творчества, позволяющий с помощью воображения и технических навыков сотворить красочный объёмный мир на плоской поверхности. Заманчивая перспектива созидания, возможность материализовать свой взгляд на окружающее, свои фантастические идеи, питает желание постичь основы живописи маслом.
Уроки живописи маслом открывают привычное для вас видение окружающего мира с совершенно иной позиции. Помогают приобщиться к искусству.
Мечтаете самостоятельно писать картины, но опасаетесь, что у вас не получится? Даже если вы никогда не держали в руках кисть, предлагаем пережить этот уникальный опыт — опыт художника, нарисовать картину маслом на холсте за 4 часа!
Откройте для себя живопись, станьте одним из тех, кто позволил себе творить прекрасное! Мы убеждены, что научиться рисовать может абсолютно каждый человек, независимо от возраста и начальных навыков. Гарантом освоения мастерства живописи станут ваше сильное желание научиться рисовать и высокий профессионализм наших преподавателей, а техники написания позволяют создавать красивые картины с нуля, без какой-либо подготовки.
Мастер-классы подходят для всех, кто хочет попробовать себя в масляной живописи или пополнить свои знания по этому предмету. Холсты, краски, кисти и все материалы выдаются на месте, от вас нужно только желание и смелость рисовать! На мастер-классе вы напишете настоящую картину маслом, которая украсит интерьер любого дома или отлично подойдёт как подарок другу!
Вы можете прийти на любой из тематических мастер-классов, во время которых вся группа рисует с одной и той же репродукции, или выбрать занятия на свободную тему и выбрать любую свою или понравившуюся картину из нашего каталога. Вы уже сделали первый шаг к своей мечте — свободно рисовать, вы стоите на пути неожиданных открытий и создания великолепной картины маслом.
На мастер-классе вы узнаете:
- Основы рисования и техники.
- По какому принципу художники делят цвета, что такое яркость и контраст цвета.
- Вы научитесь грунтовать холст, самостоятельно смешивать краски для получения всего многообразия оттенков в живописи.
- Научитесь умело обращаться с кистями и другими средствами, а также нанесению краски на холст, чтобы добиться красивых цветовых сочетаний и написать картину, которая долгие годы будет радовать вас и ваших близких!
- Вы узнаете, как гармонично комбинировать работу кистью и мастихином. Узнаете способы использования мастихина, методы передачи фактур и форм предметов с помощью пальцев, бумажных салфеток и других инструментов.
- Получите навыки композиционного построения картины, живописно показывать пространство внутри холста, узнаете какие цвета увеличивают объем предметов, а какие уменьшают, отдаляют и приближают, как показать на рисунке настроение.
При желании в Школе вы сможете оформить картину в багет, чтобы повесить дома или подарить знакомым и близким.
Картина будет упакована, чтобы вы смогли донести её до дома.
Также в Школе вы можете приобрести Абонемент из 7 мастер-классов, который даёт скидку 50%.
Все материалы для творчества предоставляются: холст, мольберт, масляные краски, разбавитель, кисти, мастихин, одноразовый фартук. Вас ждёт творческая атмосфера, сопровождающаяся приятной музыкой и кофе-брейк. С собой нужно взять только желание творить и хорошее настроение!
Итак, выбирайте удобный день, время и тему и не забудьте записаться!
Ждём вас в творческом пространстве Школы творчества «Адамант»! Окунётесь в мир воображения и творчества!
Предварительная запись обязательна.
Скопировано с сайта «Самопознание .ру»
Картины на аукционе
19 июня 2007 года один из Кувшинка картины проданы за 18,5 миллионов фунтов стерлингов на Сотбис аукцион в Лондон. 24 июня 2008 г. еще один его Кувшинка картины Le Bassin Aux Nymphéas, продана почти за 41 миллион фунтов стерлингов на Кристи в Лондон, что почти вдвое превышает оценку в 18 фунтов стерлингов до 24 миллионов фунтов стерлингов.
В мае 2010 года было объявлено, что 1906 г. Нимфеи работа будет продана с аукциона в Лондон в июне 2010 года. Ориентировочная цена продажи картины составляла от 30 до 40 миллионов фунтов стерлингов. Джованна Бертаццони, Кристи Директор аукционного дома и руководитель отдела импрессионизма и современного искусства сказал: «Картины Клода Моне с водяными лилиями являются одними из самых узнаваемых и знаменитых произведений 20 века и оказали огромное влияние на многие из следующих поколений художников». Продажа состоялась 23 июня 2010 года в аукционном доме, и картина привлекла ставки на сумму до 29 миллионов фунтов стерлингов, но в конечном итоге ее не удалось продать.
6 мая 2014 г. один из Водяные лилии, Le Bassin aux Nymphéas, была продана на аукционе Christie’s, Нью-Йорк, за 27 миллионов долларов .
В июне 2014 года одна из кувшинок, Нимфеи, продана за 54 миллиона долларов на аукционе Sotheby’s в Лондоне. Это произведение было продано с аукциона анонимному покупателю, но оно стало частью выставки «Живопись современного сада: от Моне до Матисса» в Кливлендском музее искусств и Королевской академии художеств в Лондоне, начиная с 2015 года. Сопредседатель отдела современного искусства и импрессионизма Sotheby’s Хелена Ньюман утверждает, что результат превышает первоначальную предполагаемую цену продажи. Эта цена составляла от 34 до 51 миллиона долларов.
Хотя многие шедевры Моне были проданы, из этой серии все еще хранится около 250 картин маслом. Коллекция пользуется большой популярностью, многие из этих экспонатов еще не выставлены на аукцион. Картины каталогизированы Даниэль Вильденштейн в его Моне: Каталог Raisonné.
Самые известные «Кувшинки»
Наиболее известными считаются «Кувшинки», хранящиеся в Оранжери. Впрочем, многие искусствоведы воспринимают весь цикл как единое целое. Почти все картины имеют общее построение композиции и отличаются лишь оттенками и расположением цветов и волн. Объединяет их еще и то, что большинство цветов изображено в движении, и в качестве отражения.
Белые кувшинки
Композиция этой картины, написанной в 1899 г., немного сложнее, чем у большинства других из цикла. На полотне «Белые кувшинки» виден мостик, сквозь густые деревья проглядывает небо. В центре композиции Клод Моне поместил медленно проплывающие под мостиком белые лилии. Размер холста — 89×93, хранится он в Пушкинском музее.
Водяные лилии в розовом
Эта работа серии водяные лилии «Кувшинки» получила свое название из-за розоватого оттенка цветов, окрашивающего их отражения в воде в ало-сиреневый цвет. Композиция картины – одна из самых статичных – цветы на ней прорисованы четче, чем на других. Написаны «Водяные лилии в розовом» в 1898 г., размеры полотна – 81×100. Выставляется произведение в Национальной галерее современного искусства, в Риме.
Голубые кувшинки
На этом полотне, точная дата создания которого неизвестна, ярче всего прорисованы кувшинки, как отражения в воде. На самом деле цветы в композиции – белые, но водяная гладь придает им голубой оттенок. Кувшинки будто тонут в воде, проплывая по ветру. Размеры картины — 200×200, хранится она в парижском музее Д’Орзе.
Пруд с водяными лилиями
Картина, называющаяся иначе «Японский мостик» — первая из серии, созданная в 1899 г. На ней, одной из немногих в цикле, видно деревья не в отражении пруда. В центре композиции – голубовато-серый мостик в азиатском стиле, утопающий в зелени деревьев и кустов. Под ним – медленно проплывающие голубоватые кувшинки. Размеры картины — 90×90, хранится она в музее Принстонского университета.
Зеленые отражения
Поздняя работа цикла «Кувшинки, написанная в 1926 г. Полотно имеет горизонтально вытянутую форму, размеры картины — 200×850 см. Главное в этом произведении – зеленовато-синяя вода, из глади которой виднеются бледно-голубые и розоватые кувшинки
Особое внимание в композиции Клод Моне уделил движению волн. Находится это полотно в Оранжери
Сад Моне в Живерни («Пруд с лилиями» и «Японский мостик» Моне)
Импрессионист Клод Моне остановился в Живерни, коммуне на севере Франции, в 1883 году. Здесь художник создал «самый прекрасный шедевр» — собственный сад. В этот личный рай Моне не раз приезжали погостить его коллеги-художники — Сезанн, Анри Матисс, Камиль Писсарро и другие. Они привозили ему в подарок растения, зная о его садоводческой страсти. Так, к примеру, у Моне появились древовидные пионы из Японии. С годами сад разрастался: Моне приобрел участок болотистой земли рядом, где протекал небольшой ручей. Художник создал на этом месте пруд и высадил кувшинки разных сортов, плакучие ивы, ирисы и бамбук, розы и рододендроны. Через пруд были переброшены несколько мостиков, самый известный из которых — увитый глицинией японский мост. Его Моне часто изображал на своих полотнах. Здесь и сегодня можно прогуляться по любимым пейзажам французского живописца.
Сын парижского бакалейщика
У Клода Огюста Моне и его супруги Луизы Жюстины Обре в 1840 году появился на свет второй ребенок. Мальчика, родившегося 14 ноября, назвали Оскаром Клодом. Когда мальчику исполнилось пять лет, семья переехала из столицы Франции в нормандский город Гавр. Там, на берегу Атлантического океана, жила родная тетка Клода Мари-Жан Лекадр, чей муж держал торговую компанию. Туда и устроился работать старший Моне. Летом вся семья отдыхала на даче Лекадров в Сент-Адресс – курортном городке.
Отдав сына в школу, отец надеялся, что мальчик выучится и после окончания учебы продолжит его дело бакалейщика. После кончины мужа тетки Жака Лекадра управление его компанией перешло к Моне старшему. Ожидания Огюста не оправдывались, мальчик совершенно не признавал дисциплины, учиться не любил и постоянно рисовал. Первыми рисунками Клода стали карикатуры на одноклассников и преподавателей в школе.
Младший Моне был парень не промах. Поняв, что карикатуры у него получаются на ура, он стал их продавать по 20 франков. Свои шаржи Клод размещал в багетном салоне, где их выставляли на витрину вместе с инструментами и материалами для живописи.
Клод Моне. Карикатура на Эжена Марселя, 1856 годМестонахождение: Институт искусств, Чикаго, США
Продавая карикатуры, юный предприниматель скопил себе приличное для молодого парня состояние в две тысячи франков. В том же салоне, где продавались рисунки Моне, он однажды повстречал художника Эжена Будена – известного на тот момент пейзажиста, и познакомился с ним. Живописец отметил, что у мальчика, бесспорно, есть талант к изобразительному искусству.
Новый знакомый настоятельно посоветовал парню начать рисовать нечто более серьезное, чем простые картинки. Молодой Клод стал брать уроки живописи у Будена, несмотря на противление этому отца. Огюст Моне ещё надеялся пустить сына по своим стопам.
Занятиям рисованием с настоящим художником против воли отца поспособствовала тетя Клода. Она опекала мальчика после смерти его матери. Беря уроки у Будена, юноша понял, что тяготеет к пейзажам.
Художник Эжен Буден, учивший молодого Моне живописи
Клод Моне — «Кувшинки» | Великие художники
Сентябрь 11, 2012
„…Я погружен в работу. Эти пейзажи с водой и отражениями в ней стали моим наваждением” Моне, 11 августа 1908
Кувшинки, Закат солнца
„Сад Моне можно считать одним из его творений. С удивительной тонкостью художник света переделал природу таким образом, чтобы она помогала ему в творчестве, — писал Клемансо. — Сад был продолжением его мастерской”. Берта Моризо не случайно называла Моне «художником вод».
Больше всего Клод любит наблюдать пруд с водяными лилиями, смотреть на розовые и зеленоватые отблески на неподвижной воде, отображение деревьев и облаков, тени кувшинок, колыхание застилающих дно растений и тень перекинутого через пруд японского мостика.
С 1892 года водные пейзажи захватывают Моне, и он все чаще рисует пруд с кувшинками из собственного сада. В 1900 году в галерее Дюран-Рюэля были выставлены десять полотен серии «Пруд с кувшинками». Девять лет спустя та же галерея экспонировала уже сорок восемь картин серии «Кувшинки».
Пруд с кувшинками
Но в 1911 году, после смерти второй жены, Моне прекращает работу. Он сломлен душевно и долгое время не пишет. Только после общения с Клемансо в 1914 году возвращается к мольберту. Моне начинает работу над серией монументальных «Декоративных панно с кувшинками».
Художник писал их в специально построенной для этой цели в Живерни просторной мастерской, где было организовано верхнее освещение.
В ноябре 1918 года, через несколько дней после окончания войны, Клемансо, которого французы называли «тигром» и «отцом победы», едет в Живерни. Уже известно, что Моне завещает своей стране серию «Декоративные панно с кувшинками», но они окажутся в музее только после смерти художника: при жизни Моне не хотел расставаться с главными, итоговыми работами своего творчества.
Моне считал этот дар своим вкладом в победу в войне 1914-1918 гг. После принятия решения о передаче «Кувшинок» начинаются поиски места, в котором мог быть размещен дар Моне. Выбор падает на парижский музей Оранжери, расположенный в садах Тюильри по соседству с Лувром. Открытие экспозиции состоится, когда Моне уже не будет в живых.
Перед смертью мастер из Живерни еще раз сформулирует определение импрессионизма: «Импрессионизм — это ощущение минуты… это вопрос инстинкта».