Шедевры
Особенно показательны такие шедевры, как «Завтрак в саду» (1872), «Маки» (1873), «Мост в Аржантёе» (1874, все — Музей д’Орсэ, Париж), а прежде всего — знаменитая работа «Впечатление, восход солнца» (1872), которая и дала название направлению — импрессионизм. Моне словно испытывал пейзаж в различных атмосферных условиях: «Ветёй зимой» (1879), «Ветёй летом» (1880). Последний период жизни он провел в Живерни, упражняя свою визуальную восприимчивость вибраций цвета — пытаясь схватить его изменения при смене освещения в разные часы дня и времени года: так появились циклы «Тополя и Стога» (1890), серия «Руанский собор» (1894), виды Лондона (1900-1904) и Венеции (1908-1909) и, наконец, знаменитые «Нимфеи» (Кувшинки), тему которых художник разрабатывал на протяжении многих лет (1909—1926).
Ветёй зимой — (1879, Художественный музей, Гётеборг)
Ветёй летом — (1880, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Впечатление, восход солнца — (1872, Музей Мармоттан, Париж)
Женщина в зеленом платье — (1866,Кунстхалле, Бремен )
Женщины в саду — (1866,Музей д’Орсэ )
Завтрак в саду — (1872, Музей д’Орсэ, Париж)
Ирисы и кувшинки — (1914 — 1917)
Лондон, Парламент — (1904)
Лягушатник — (1869, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Маки — (1887, Музей д’Орсэ, Париж )
Мост в Аржантёе — (1874, Музей д’Орсэ, Париж)
Мост в Аржантёе — (1874, Музей д’Орсэ, Париж)
Мост Ватерлоо, Лондон — (1900)
Мостик над кувшинками — (1918 — 1924)
Руанский собор — (1894)
Руанский собор в тумане — (1894)
Тополя в Живерни — (1891)
история
Железнодорожный вокзал Ле Пек около 1900 года
История вокзала Сен-Лазар начинается в 1837 году, когда железнодорожная компания Compagnie du chemin de fer de Paris à Saint-Germain открыла дорогу на Ле-Пек . Сначала на площади Европы была построена временная железнодорожная станция (Embarcadère de l’Ouest) из дерева .
В 1841 году второй временный вокзал, но на этот раз из кирпича, был построен на улице Стокгольма, прямо напротив площади Европы. План братьев Перере, операторов железнодорожной линии, продлить маршрут в направлении центра Парижа до улицы Тронше провалился из-за сопротивления городской администрации и пострадавших жителей возможной новой линии. Поэтому в том же году проект был закрыт.
Третья станция была построена между 1842 и 1853 годами на ее нынешнем месте на площади Гавр архитектором Эженом Флаша . Район станции граничил с улицей Рима на западе и улицей Амстердам на востоке. Южнее здание вокзала было почти полностью отрезано частными домами на улице Сен-Лазар. Дороги дальнего следования находились на восточной стороне, рядом с ними были пригородные дороги и дороги Ligne d’Auteuil , которые в значительной степени были интегрированы в Petite Ceinture . Всего было доступно девять групп путей с тремя-четырьмя путями в каждой (прибытие, отправление, машина и, если применимо, установочный путь).
Клод Моне : вокзал Сен-Лазар , прибытие поезда (1877)
В 1889 году Compagnie де Chemins де фер де l’Ouest организовал в значительное расширение — сделали необходимым на всемирной выставке — под руководством архитектора Жюля лищь, давшей станцию современный вид. Ряд домов между зданием приема и улицей Сен-Лазар был снесен для ремонта, а освободившееся пространство было использовано для увеличения двух передних дворов и для расширения улицы Сен-Лазар.
Вестибюль во время разлива Сены (1910 г.)
Станция , отель был построен между два АЗС , которые были подключены к увеличенному зданию приема через дорожку . К зданию приемной выделили три зоны доступа на 200-метровом фасаде. Аналогичным образом были устроены западный вход на Кур де Рим и восточный на Кур дю Гавр с семью аркадными проемами между двумя башенными павильонами , из которых путешественники входили в вестибюль . Средняя секция между ними открылась 15 выходами на соединительную дорогу (Rue Intérieure) между зданием стойки регистрации и отелем. Кассы и залы ожидания выходили из вестибюля длиной около 190 метров ; он обслуживал приезд и отъезд местных путешественников и отъезд путешественников на дальние расстояния. Прибывшие на дальние расстояния путешественники покидали станцию через восточное крыло. Были дополнительные служебные помещения в западном крыле и котельные в подвале под зданием с западным входом. За счет отказа от специальных машинных путей на подмосковных путях количество эстакад можно было увеличить с 18 до 22. Погрузочный цех был построен для грузовых перевозок к западу от путей дальнего следования между улицами Берн и Санкт-Петербург . Автомобили поднимали с нижнего этажа в зал с помощью пневмоподъемников, а затем снова опускали.
Залы с рекламой близлежащего универмага Galeries Lafayette (1930-е годы)
В связи с электрификацией западных пригородных линий Парижа в 1914 г. возникли планы по дальнейшему преобразованию железнодорожных систем. Планировалось построить дополнительные платформы, некоторые из которых располагались в туннелях. Выдача билетов и прием багажа для дальних путешествий должны быть реализованы, чтобы избавить пассажиров от лишних проходов. Кроме того, туннель Батиньоль должен быть разрезан , так как система путей в этом районе сбивала с толку. Проект не был реализован из-за Первой мировой войны и был отвергнут в мирное время из-за дороговизны. После разрушительной железнодорожной аварии в туннеле Батиньоль, в результате которой погибло 28 человек, ETAT вскрыл три из четырех труб. Это дало возможность установить две дополнительные гусеницы.
Начиная с 1924 года, пригородные пути от Сен-Лазара были электрифицированы напряжением 750 В постоянного тока и питанием через боковую шину . С 1966 года междугородные пути электрифицированы переменным напряжением 25 кВ 50 Гц и воздушными линиями, последние участки токопроводящего рельса переоборудованы к 1979 году. В 1978 году был открыт пешеходный туннель от Rue de Rome до Rue de Londres, чтобы разгрузить перекрестную платформу .
Сегодня на вокзале 27 путей, и он связан с остановками общественного транспорта Парижа ( метро , RER и автобусы).
Клод Моне картины
Аллея Дю-Шам-де-Фуар в Аржантёе 1874г | Альпы, вид с Кап д’Антиб 1888г | Антиб утром 1888г | Антиб, вид из садов Салис 1888г |
Антиб, вид из садов Салис 1888г | Антиб, вид из садов Салис 1888г | Аржантёй 1875г 67х56cm | Аржантёй 1875г |
Аржантёй, яхты 1875г | Букет из гладиолусов, лилий и ромашек 1878г | Весна в Живерни 1890г | Вид Антиба с Плато Нотр-Дам 1888г |
Вид на Кап-д’Антиб 1888г | Водяные лилии 1908г | Водяные лилии 1914г | Водяные лилии 1915г |
Водяные лилии 1916г | Водяные лилии 1917г | Водяные лилии 1918г | Водяные лилии и агапантус 1917г |
Водяные лилии, желтые и лиловые 1917г. | Вокзал Сен-Лазар 1877г 54х73cm | Вокзал Сен-Лазар, вид снаружи 1877г | Вокзал Сен-Лазар, вид снаружи 1877г |
Вокзал Сен-Лазар, вид снаружи 1877г | Вокзал Сен-Лазар, навесы товаров западного региона 1877г | Вокзал Сен-Лазар, прибытие поезда 1877г | Вокзал Сен-Лазар, рельсовый путь 1877г |
Впечатление. Восход солнца 1872г | Гавр. Торговая гавань 1874г | Гуси в ручье 1874г | Деревянный мост 1872г |
Долина Креза, дневное солнце 1889г | Долина Креза, закат 1889г | Женщина с зонтиком (этюд фигуры, смотрящей налево) 1886г | Женщина с зонтиком (этюд фигуры, смотрящей направо) 1886г |
Ирисы 1917г | Ирисы 1917г | Кап-Мартен 1884г | Кап-Мартен 1884г |
Кап-Мартен 1884г | Корзина винограда, айвы и груши 1885г | Красный дом 1908г | Лилейник 1917г |
Луг со стогами сена близ Живерни 1885г | Маковое поле в долине близ Живерни 1885г | Маковое поле в Живерни 1885г | Маннпорт, вид с востока 1885г |
Маннпорт, скала в Этрета, закат 1883г | Мороз близ Ветёя 1880г 100х61cm | На подходе к деревне Ветёй, зима 1879г | Натюрморт с грушами и виноградом 1880г |
Натюрморт с яблоками и виноградом 1879г | Пейзаж близ Монтекарло 1883г | Побережье в Варанжевиле 1882г | Поля тюльпанов и мельница Рийнсбурга 1886г |
Поля цветов и мельницы близ Лейдена 1886г | Порт д’Аваль, бурное море 1883г | Порт Доннант, Бель-Иль 1886г | Портрет Поли, рыбака из Кервилюэна 1886г |
Пруд с водяными лилиями 1919г | Пруд с водяными лилиями 1919г | Пруд с водяными лилиями 1919г | Розовая тропинка, Живерни 1922г 100х89 Musée Marmottan, Paris, France |
Руанский собор 1894г | Руанский собор в полдень 1894г | Руанский собор 1894г | Руанский собор 1894г |
Сена, вид с высот Шантемеля 1881г | Скала близ Дьеппа 1882г | Скала близ Пурвиля 1882г | Скала в Гранивале 1882г |
Скала в Дьеппе 1882г | Скала и парусники близ Пурвиля 1882г 81х55cm | Скалы близ Дьеппа 1882г | Скалы близ Пурвиля 1882г |
Скалы в Порт д’Аваль 1885г | Стог сена в Живерни 1885г | Стог сена в Живерни 1889г | Стог сена в пасмурную погоду, эффект снега 1891г |
Стог сена на закате 1891г | Стог сена,впечатление в розовом и синем 1891г | Стог сена. Оттепель, закат 1891г | Стог сена 1891г |
Стога сена 1890г | Стога сена в Живерни 1884г | Стога сена в Живерни 1885г | Стога сена в Живерни. Закат 1889г |
Стога сена утром. Эффект снега 1891г | Стога сена, пасмурный день 1884г | Стога сена, солнце в тумане 1891г | Стога сена. Эффект инея 1891г |
Стога сена. Эффект инея 1891г | Сумерки, Венеция 1908г | Тропинка в ирисах 1917г | Тюльпанное поле в Голландии 1886г Musée Marmottan, Paris, France |
Тюльпанные поля в Сассенхайме, близ Лейдена 1886г 73х59 Sterling and Francine Clark Art Institute at Williamstown, MA, USA | Этрета, Порт д’Аваль. Рыбацкие лодки покидают гавань 1885г | Этрета, скала д’Аваль. Закат 1885г | Этрета, скала Игла и Порт д’Аваль 1885г |
Завтрак на траве
Пожалуй, одной из самых известных картин Клода Моне является «Завтрак на траве». Она была написана в 1866 году и сейчас находится в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
История создания этого шедевра очень интересна. В 1895 году в Шайи художник начал работу над большой картиной, но законченный вариант ему не понравился, и Мане уехал в Париж, оставив холст хозяину дома, который художник снимал, в качестве залога. Вернувшись в Шайи, он обнаружил, что картина пострадала от небрежного обращения. Чтобы спасти ее, Мане разрезал холст на три части. Через год, вновь приехав в Шайи, он написал уменьшенную копию большой картины.
Это интересно: еще до встречи со своим будущим наставником, Эженом Буденом, Моне возненавидел его. Причиной послужили морские пейзажи художника, которые Моне считал омерзительными. Буден научил его понимать и любить природу.
Впечатление. Восход солнца
К самым известным картинам Клода Моне относится «Впечатление. Восход солнца» – знаменитое полотно, давшее название импрессионизму. На картине изображено утро в порту Гавр. В туманном рассвете едва заметны лодки, находящиеся в гавани. Ярко-оранжевое солнце, поднимающееся над портом, идет вразрез с общим мрачным настроением картины. Первые зрители не оценили полотно художника и посчитали его незавершенной работой.
Это интересно: после перенесенной операции на глазах художник начал видеть новые цвета. Это произошло из-за замены хрусталика в левом глазу. Его картины изменились – на них появились новые, необычные цвета.
Водяные лилии
«Водяные лилии», созданные в 1905 году, стали одной из самых дорогих и известных картин Моне. В 1915 году произведение великого импрессиониста было продано за 54 миллиона долларов. До покупки ее неизвестным коллекционером картина не выставлялась более 70 лет, поскольку находилась в частной коллекции.
Это интересно: новое течение в искусстве, импрессионизм, получило свое название благодаря картине Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Примечательно, что художник придумал название для произведения в последний момент, готовя картину к первой выставке импрессионистов.
Терраса в Сент-Адрес
К самым известным картинам Клода Моне относится «Терраса в Сент-Адресс», написанная в 1867 году. Это один из ранних шедевров художника. Картина отражает один из моментов жизни художника. Моне из-за финансовых проблем пришлось вернуться домой. На полотне изображены художник и его отец – они сидят в креслах. Чуть дальше стоит кузина Моне с кем-то неизвестным.
Картина написана в том период, когда художник еще не увлекся импрессионизмом – ей свойственны выверенная композиция и тщательное изображение деталей.
Картину можно увидеть в нью-йоркском Музее Метрополитен.
Это интересно: Моне начал зарабатывать на карманные расходы в 14 лет, рисуя карикатуры. Его рисунки пользовались огромной популярностью у местных жителей.
Кувшинки
«Кувшинки», написанные художником в 1916 году, стали одной из самых известных картин Клода Моне. Сейчас полотно находится в Национальном музее Западного искусства города Токио.
Начиная с 1905 года, и до конца жизни основной темой живописи художники стали кувшинки, или водяные лилии. Полотно «Кувшинки» стали частью целой серии великолепных водяных пейзажей художника. Примечательно, что писал Моне картины по памяти, поскольку пора цветения кувшинок ограничена во времени. К тому же зрение художника все сильнее ухудшалось, и он не мог работать с прежней скоростью.
Это интересно: одна из самых дорогих картин художника, «Пруд с водяными лилиями», написанная в 1919 году, была продана на аукционе Christie’s в 2008 году за 80 миллионов долларов.
Вибрации цвета и света
В 1866 г. Клод Моне написал работу «Женщины в саду», ставшую важнейшим этапом в его живописных поисках в русле импрессионизма: светлая цветовая гамма распространяется и на тени, делая их цветными и словно пронизанными светом.
С этого момента неизменным свойством живописного мышления Моне становится отождествление живописи и натуры, образа и формы: он излагает правду видимой реальности на языке вибраций цвета и так, как воспринимает человеческий глаз. В 1869 г., отправившись с Ренуаром в Буживаль, он посвятил себя исключительно пейзажу и изучению рефлексов света на воде. «Лягушатник» (1869) — картина, где впервые наиболее полно реализована импрессионистическая система: художник не пытается подражать объективной реальности, скорее он фиксирует на холсте собственные ощущения — полученные от соприкосновения с фрагментом натуры. В Аржантёе стиль Моне достигает полной зрелости: в произведениях 1870-х годов выражена особенно полно его живописная концепция: он использует наложение коротких мазков чистого цвета — согласно законам дополнительности цветов, — которые становятся у него, чем дальше, тем все более дробными и мелкими.
Дама с зонтиком
«Дама с зонтиком», написанная в 1886 году – еще одна из наиболее известных картин Клода Моне. На ней изображена Камилла Донсье, первая жена художника, и их старший сын Жан. Женщина, держащая в руке зонт, словно чувствует на себе чей-то взгляд. Картина относится к раннему периоду творчества Моне – это видно по тому, что он больше был сосредоточен на передаче цвета и света, и меньше внимания уделял четкости линий.
Это интересно: картины художника не раз становились объектом внимания преступников. В 2012 году в числе похищенных из роттердамского музея картин находилось и полотно Моне «Мост Ватерлоо». По мнению правоохранительных органов, все украденные картины были сожжены преступниками.