Мода на аномалии
Так зачем герцогу понадобилась подобная картина? Дело в том, что в 17 веке была мода на всякого рода аномалии. Картину повесили во дворце герцога. Где ее могли лицезреть многочисленные гости. Вот такое своеобразное увеселение.
Темой природных аномалий интересовались и другие художники. Так, Диего Веласкес создал целую галерею карликов, которые работали шутами при дворе короля.
Диего Веласкес. Дон Себастьян де Морра. 1645 г. Музей Прадо, Мадрид. Wikiart.org
Да что далеко ходить. Даже на самой знаменитой картине Веласкеса “Менины” мы видим карлицу. Рядом с принцессой. Чтобы ещё больше подчеркнуть ее красоту и высочайшее происхождение.
Диего Веласкес. Менины. 1656 г. Музей Прадо, Мадрид
Особенности картины
На своём знаменитом портрете Магдалена Вентура стоит в центре пустой комнаты. Позади неё, облачённый в тёмные одежды, – супруг. На руках женщины ребёнок, которого она прижала к обнажённой груди, словно желая покормить. Сложно сказать, действительно ли этот младенец был сыном Магдалены, которая после гормональных изменений уже не могла родить. Не исключено, что Рибера сам предложил взять на руки ребёнка и открыть грудь, чтобы продемонстрировать неестественность сочетания женского тела и мужской бороды.
Посмотрите на лица изображённых героев. Они безрадостны и растеряны. Несомненно, жизнь у герцога была для супругов тягостной. Только представьте: ежедневно этих людей выставляли на посмешище. Да, им платили немалые деньги, однако мало кому будет приятно сносить ежедневные насмешки. Кроме того, я уверена, что Магдалена очень страдала из-за своего недуга и изменившейся внешности.
Особенное внимание на картине привлекают камни, расположенные в правой части. На них начертаны буквы
Этот текст рассказывает нам, кто такая Магдалена Вентура. Это можно назвать кратким описанием портрета. В переводе оно звучит так:
Выражения лиц людей на картине лучше всяких слов говорят об их печальной, безрадостной жизни
Своим мастерством и созданием картин со столь необычными героями Хосе де Рибера приобрёл популярность среди итальянцев. «Портрет Магдалены Вентура с мужем и сыном» был высоко оценен придворными и герцогом. Художник сумел попасть в самую «точку». В то время, когда всякое уродство находилось на пике моды, он изобразил именно такого человека, отойдя от традиционной темы карликов, к которой прибегали другие живописцы. Однако на самом деле Рибера написал портрет не урода, но глубоко несчастной женщины, в которой видел лишь объект для насмешек.
Жизнь
Розета Изабель Арманда Маури и Сегура родилась в Реусе в 1856 году. Ее отец сам был танцором и работал хореографом в Gran Teatre del Liceu в Барселоне . Он поощрял талант дочери к танцам в раннем возрасте и дал ей первые уроки балета. В Liceu Розета Маури также получила уроки у бельгийского танцора и хореографа Анри Дервина около 1862 года . В возрасте девяти лет она имела ее первое появление в 1865 году на Принципале Teatre в Пальма — де — Майорке . В следующем году она впервые появилась на сцене вместе с Висенте Морено и Мануэлем Панадеро в Театре Директора в Барселоне. Танцовщица, игравшая роль Розиты Маури за пределами своей страны, впервые выступила за границей в Гамбургском городском театре в 1870 году . Через Париж, где она ненадолго получила дополнительные уроки у мадам Доминик, она вернулась в Барселону. Здесь она появилась в балете «Хиджа дель Айре» ( «Дочь воздуха» ) по пьесе Педро Кальдерона де ла Барка и имела большой успех с « Сарсуэла Флама о Ла Филла дель Фок» . С 1871 года Розита Маури была прима-балериной Главного театра, за ней последовали выступления в балетных постановках « Грациела» и « Ла Торера» . Затем она выступала в Миланском театре Ла Скала в сезоне 1872/73 годов . По возвращении в Барселону она сыграла роли в Liceu в пьесах « Барба Асуль» (« Синяя борода» ) по сказке Шарля Перро и « Эдитта ди Белкур » Марии Обиолс и Трамуллас .
Розита Маури в Ла Корриган , открытка около 1890 года
В 1875 году Розита Маури начала обширное путешествие по Европе, которое сначала привело ее в Берлин . В местной придворной опере Unter den Linden она танцевала перед кайзером Вильгельмом I и получила предложение стать постоянным участником ансамбля, от которого она отказалась. Следующей ее остановкой был Театр Комунале в Триесте , а затем оперный театр Хоф в Вене . После дальнейших встреч в Риме и в Театре Реджио в Турине она вернулась в Барселону. В 1877 году ее привез в Париж композитор Шарль Гуно , который ранее видел Розиту Маури на сцене в Милане, и убедил руководство Парижской оперы нанять танцовщицу. Она дебютировала во Дворце Гарнье в 1878 году в партии Венеры в опере Гуно « Полиевк» и в том же году стала прима-балериной Парижской оперы. В последующие годы она вдохновила многих художников. Среди них были такие художники, как Эдгар Дега , который несколько раз рисовал Розиту Маури в ее сценических ролях. Иначе обстоит дело с Эдуардом Мане , на картине которого, созданной около 1879 года, изображена танцовщица Розита Маури Розита Маури в частной обстановке. Он познакомился с танцором через своего школьного друга Антонина Пруста , с которым у Розиты Маури были давние любовные отношения. Шведский художник Андерс Цорн позже изобразил и Пруста, и Маури . Вдобавок художники Пьер-Огюст Ренуар , Людовик-Наполеон Лепик , Леон Бонна и Леон-Франсуа Комерр создали портреты Розиты Маури, а она была моделью для скульпторов Дени Пуэка , Лорана Маркеста и Эусеби Арно .
Писатель Франсуа Коппе написал для нее балет «Корриган» , премьера которого состоялась в 1880 году на музыку Шарля-Мари Видора в постановке Луи Меранте . Коппе последовал за Жюлем Массне , который построил балет специально для Розиты Маури в своей опере 1885 года « Эль Сид» . В 1886 году она появилась в главной роли в опере Андре Мессагера « Два голубя» , где ею восхищался поэт Стефан Малларме . У нее были и другие роли в «Фарандоле » Теодора Дюбуа , в «Темпет » Амбруаза Томаса и в «Маледетте » Поля Видаля . В 1894 году она заменила Карлотту Замбелли на посту примы-балерины Парижской оперы. Розита Маури закончила свою балетную карьеру в 1897 году в балете «Этуаль » Андре Вормсера . Затем она до 1920 года работала учителем танцев в Парижской опере. Она умерла в 1923 году и была похоронена на Cimetière Montparnasse . С 1978 года государственная школа танцев Женералитата Каталонии носит название La Escuela de danza Rosita Mauri . В ее родном городе Реус с 2002 года проводится танцевальный конкурс Premi internacional de dansa Roseta Mauri в ее честь.
История Магдалены Вентура
Магдалена Вентура когда-то вышла замуж. Ее муж – рядом с ней на картине. Родила троих сыновей. Однако в 37 лет случился гормональный сбой. Возможно, вызванный ранней менопаузой.
На лице и теле появились волосы. К 50 годам появились характерные для мужчин залысины.
Как-то на улице родного города Абруццо ее увидел придворный неаполитанского герцога. И практически вынудил супругов (возможно, за плату) отправиться к герцогу. Тот обожал всякие природные аномалии. Поэтому женщину с бородой оценил. Поселил супругов у себя на вилле. И заказал их портрет Рибере.
Рибера писал картину три года. Скорее всего, именно так Магдалена и ее муж выглядели. Однако грудь вряд ли реалистична. Такой она изображена художником для пущей эффектности. Уж слишком она высоко расположена. Да и чересчур округлая. Что вряд ли возможно у трижды рожавшей женщины 52 лет.
На руках женщина держит младенца. Вряд ли это ее ребёнок. Скорее всего, своих сыновей она родила до гормонального сбоя в 37 лет. А дитя у груди – лишь возможность сделать аномалию более наглядной.
Обратите внимание на лица позирующих. Они растеряны и даже печальны… Можно предположить, что у герцога они чувствовали себя неуютно. Кому же понравится несколько лет провести вне дома
Причём в качестве объекта для насмешек.