биография
Вид на Малую Дмитровку, улицу, где родился Леонид Фречкоп (Фото Moreorless, 2008) .
Леонид родился на Малой Дмитровке в Москве, его родители — Исаак Абрамович Фречкоп (родился в Симферополе в 1864 году), а его жена — Евгения Акимовна Калмыкова (родилась в Новочеркасске в 1874 году). Он является младшим братом бельгийского ученого- криптозоолога Сержа Исааковича Фречкопа .
С 1916 по 1920 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Российской академии художеств , учителями были Константин Коровин , Абрам Архипов и Николай Кассаткин , Леонид Фречкоп, покинувший СССР через Рижский порт , прибыл во Францию. в 1921 году, а затем в Бельгии в 1922 году , чтобы поселиться там окончательно, начиная там , как художник-декоратор и вносит свой вклад в реализацию в 1923 году для Королевского театра Антверпене , из украшений оперы Le Coq d’или по Nicolai Римского-Корсакова и « Евгений Онегин » Петра Ильича Чайковского . Он дружит с театральным декоратором, аргентинцем по происхождению, Жюлем Пайро, в котором встречается вся художественная и интеллектуальная среда (мы находим писателя Поля-Алоизу Де Бока и художника- сюрреалиста Поля Дельво ). В 1925 году Леонид Фречкоп женился на пианистке Жозефине Эдвард и приходился зятем бельгийскому художнику Марселю Каннелю .
В 1935 году Леонид Фречкоп провел год в Аргентине (тесно связан с аргентинскими художественными и интеллектуальными кругами, в 1936 году ему была посвящена персональная выставка) и в Венесуэле . Из его работ мы знаем, что курорты во Франции приводят его в Савойю , Прованс или даже на Корсику . В 1968 году его поездка в Турцию по существу вдохновила на создание серии работ на тему Таврских гор .
Леонид Фречкоп , также переводчик стихов Александра Пушкина , Михаила Лермонтова и Аполлона Майкова , искусствовед в статьях, посвященных бельгийскому искусству своего времени, рассматривается Лоуренсом Бронье как один из художников из Бельгии, которые вышли за рамки своего художественного призвания в письмо.
Особенности дореволюционного документоведения
Как известно, грамотность не была сильной стороной Российской империи. По статистике до 1917 года были неграмотными около 80% населения. Образование часто велось в церковно-приходских школах с соответствующим уровнем обучения. Это и многое другое налагалось на ведение гражданской документации. Организация которой в провинции была довольно посредственного уровня, и велась с привлечением церкви.
На последнюю вплоть до Октябрьской революции возлагалась функция регистрации актов гражданского состояния. Обязанности государственных регистраторов выполняли священники (в других религиях — имамы, раввины и др.). Потому крещение и отпевание также считалось актом гражданского состояния. Журналами регистрации гражданских актов тогда служили церковные метрические книги, благодаря которым устанавливалась метрика (родословная) того или иного человека. Ныне эти метрические книги перекочевали в государственные архивы, где к ним могут получить доступ многие исследователи.
С 17 века в Российской империи стали регулярно проводится переписи населения. Данные таких переписей (к примеру, всеобщей переписи 1897 года) сегодня находятся в различных государственных архивах. Благодаря последним исследователи могут помочь получить информацию о своих предках до революции по их фамилии.
История создания
Серов жил в усадьбе Абрамцево летом 1887 года, после поездки в Италию. Он делился с хозяином своими творческими планами, желанием писать не традиционные портреты, а что-то новое, свежее, что он видит в реальности. Живописец говорил Савве Мамонтову, что сейчас «пишут тяжелое, а я хочу отрадного».
Тогда хозяин предложил Серову создать портрет своей дочери Верочки. И скоро представился случай воплотить эту идею.
Вера Мамонтова
Когда художник работал в столовой, туда забежала Верочка, присела за стол и взяла персик. Автор был очарован детской беззаботностью, радостным настроением и живой непосредственностью дочери своего друга. Он попросил ее позировать для картины, и она согласилась.
Работа длилась больше 2 месяцев. Каждый день по несколько часов Веруша сидела неподвижно. Автор вспоминал, что это было для нее настоящим испытанием, он писал, что «измучил ее, бедную». Живописец старался закончить работу быстрее, но часто переделывал, стремясь добиться идеала.
Кто изображен на картине
Картина «Девочка с персиками» посвящена двенадцатилетней дочери Мамонтова Верочке. Она была любимицей семьи и всех гостей усадьбы. Ее называли «музой», так как живописцы, гостившие в Абрамцево, рисовали ее портреты или брали образ за основу для своих картин.
Многие художники отмечали, что в ее внешности воплощена красота русской девушки. Это удалось показать Серову: выразительные темные глаза, короткие каштановые волосы, нежный смуглый румянец на щеках.
Нетерпеливая поза Веры показывает, как тяжело ей усидеть неподвижно. Об этом же говорят озорные выразительные глаза. Она была непоседой, но уважала Валентина Серова, который был другом семьи, поэтому согласилась ему позировать.
Живописец сумел запечатлеть момент из жизни девочки, отразить ее настроение. Верочка только прибежала с улицы, она веселая, о чем говорит румянец на щеках и взъерошенные волосы. Но во взгляде видна не детская мудрость, спокойствие.
Подробно о сюжете
В центре композиции дочь Мамонтова Верочка. Она сидит за столом, который накрыт белой скатертью. Видно, что он большой, так как рядом несколько стульев с высокими спинками. Старинная мебель отражает атмосферу дома.
Девочка одета в свободную блузку светло-розового цвета с отложным воротником и пышным бантом. Она держит в руках персик, рядом на столе лежат еще три фрукта и серебряный нож для разделывания. Они красиво сочетаются с желтыми листьями. Видно, что предметы не разложены специально, а момент выбран спонтанно.
За спиной Верочки видны предметы интерьера: в углу стоит яркая скульптура гренадера, на стене висит декоративная расписная тарелка. За окном живописный пейзаж с уже желтеющими деревьями.
Судьба художника
Серов рос в доме, где царил творческий хаос. Мать Валентина Семёновна была убеждённой нигилисткой. Отец Александр Николаевич — популярным в то время композитором. Кстати, разница в возрасте у супругов составляла 26 лет: 43-летний Александр Николаевич женился на своей 17-летней ученице.
К матери приходили нигилисты и революционеры, к отцу — писатели, скульпторы, музыканты, художники. Уже после смерти отца, когда мальчику шёл седьмой год, мать отдала его Репину в ученики. Мальчик так много времени проводил у учителя, что практически считался членом его семьи.
Автопортрет Серова, 1885 г. (commons.wikimedia.org)
Мамонтовых Валентин тоже знал с раннего детства. Он много времени проводил в их доме. Как вспоминали старшие дети Мамонтовых, все их игры и шалости были непременно связаны с Антоном — так называли его, поскольку Серову не нравилось имя Валентин. Даже маленькая Вера подшучивала над ним.
В основном портреты Серову заказывали буржуа и аристократы. Со временем художник приобрёл репутацию портретиста с «острой» кистью: своих респектабельных моделей он изображал не в самом выгодном свете, что хотя и не особенно нравилось им, но принималось, поскольку было модной и почти обязательной мерой провокации.
Другие источники поиска данных о родственниках до революции по фамилии
Если ваши предки проживали до революции в Москве или Санкт-Петербурге, то существенно помогут в поисках адресные справочники «Вся Москва» и «Весь Петербург». Здесь вы можете отыскать по фамилии бесплатно данные об адресе вашего родственника, а также о его занятии. Эти справочники доступны в интернете на сайте исторической библиотеки https://www.shpl.ru.
Также могут помочь «Памятные книжки» — сборники сведений о людях в губерниях, занимающих какую-либо должность (от обычного врача до председателя собрания). Во всех таких книжках есть указатели, которые помогут отыскать нужного человека. Просмотреть некоторые бесплатные памятные книги можно на сайте http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9503.
Интересные факты
«Девочка с персиками» известна как самая популярная картина Валентина Серова, хотя живописец написал около двух сотен полотен. Но именно об этом творении много говорят, и с ним связаны некоторые интересные факты:
- Сначала картина была названа «Портрет В. М.». Но автор понимал, что на ней изображена не просто Верочка. Это сборный образ юности.
- Это произведение было создано Серовым в 22-летнем возрасте, тогда он еще не был известным. Но после написания «Девочки с персиками» он стал популярным портретистом.
- Картину Серов писал, находясь в Абрамцево. Это место было средоточием русской культуры. Здесь гостили многие творческие люди: живописцы, композиторы, писатели.
- Сюжет появился спонтанно: когда Серов работал в столовой, вбежала Верочка, взяла персик и села за стол. Серова впечатлил этот образ, и он уговорил девочку, чтобы она позировала ему для картины. Свое творение он много раз переделывал, поэтому работа длилась почти три месяца.
- Девочка одета в повседневную простую блузку. Так как момент был выбран спонтанно, и художник решил ничего не менять.
- Все предметы, изображенные на картине, существовали. Это реальная обстановка столовой Мамонтовых. За открытой дверью виднеется гостиная, где любили собираться друзья семьи.
- Художник изобразил персики, выращенные в Абрамцево. Савва Мамонтов оборудовал оранжерею, для южных фруктов. За персиковыми деревьями ухаживал отдельный садовник.
- В углу за плечом девочки виднеется яркая фигурка гренадера. Она была куплена в Троице-Сергиевой лавре у кустарей. Игрушку раскрашивал Серов.
- На полотне изображены разные виды стульев: со спинками в форме лиры, в стиле жакоб, с латунными вставками. Многие достались Мамонтовым от Аксаковых и уже тогда являлись антиквариатом.
- За окном видна Гоголевская аллея Абрамцевского парка. Автор передал реальные детали: на рамах видна облупившаяся краска. Это добавляет полотну естественности.
- На стене висит тарелка, выполненная в технике майолика. Савва Мамонтов увлекался керамикой, создал свою гончарную мастерскую.
- Верочку Мамонтову любили рисовать художники. Но самым известным является портрет работы В. Серова. У него девочка получилась немного старше своих лет. Но ему удалось отобразить живой, веселый характер девочки.
Картина «Девочка с персиками» стала уникальным, неповторимым шедевром В. Серова. Он вложил в нее душу. Сам художник признавался, что это его лучшее творение, и он ни разу больше не смог достигнуть такого уровня.
Судьба девочки
Вера – это долгожданная дочка крупного предпринимателя Саввы Мамонтова. У нее было счастливое детство, ее все любили.
В Абрамцево всегда было многолюдно. Здесь царила творческая атмосфера. Кроме Серова, портреты Верочки писали Н. Кузнецов, Васнецов и другие художники. Ее называли «абрамцевской богиней», отмечая, что в ее внешности воплощена красота настоящей русской девушки.
Портрет Веры Виктора Васнецова
Васнецов признавался, что при написании знаменитой «Аленушки» он вспоминал образ Верочки. Черты ее лица также можно увидеть на нескольких картинах Врубеля.
«Алёнушка» — картина Виктора Васнецова
Но судьба девушки в дальнейшем не была благоприятной. В начале 90-х годов она занималась общественной работой, помогала школам и приютам. А в 1899 году арестовали ее отца и обвинили в растрате.
Через 4 года Верочка обвенчалась с предводителем московского дворянства А. Самариным. Они были знакомы несколько лет и любили друг друга, но отец Александра не давал благословления на этот брак.
Вера Мамонтова и Александр Самарин, муж
Семья у них была счастливой, родилось трое детей. Но прожили супруги всего пять лет. В 32 года Вера заболела тяжелой пневмонией и через несколько дней скончалась.
Похоронили Верочку на родине, в Абрамцево. Родственники считали, что ее ранняя смерть была вызвана тем, что Врубель написал с нее иллюстрацию «Тамара в гробу».
Врубель — Тамара в гробу. Родственники считали ее причиной смерти Веры
А. Самарин тяжело переживал смерть супруги. В память о Вере около усадьбы Аверкиево он построил храм Живоначальной Троицы. Эта уникальная церковь в стиле XVII века оформлялась известными художниками. Во время революции храм был почти разрушен, но потом его восстановили и сейчас он действует.
Приложения
Библиография
- Г. Марлье, «Леонид Фречкоп» , Бельгийская независимость ,31 октября 1938 г..
- Стефан Рей, Леонид Фречкоп , Галерея изданий Breughel, Брюссель, 1952.
- Иллюстрированный биографический словарь художников Бельгии с 1830 г. , Арто, 1987 г.
- Жеральд Шурр, Le guidargus de la peinture , Les éditions de l’Amateur, 1993.
- Эммануэль Бенезит , Словарь художников, скульпторов и граверов , Gründ, 1999.
- Жан Моннере , Резюме каталога Салона Независимых; 1884-2000 — Независимые в истории искусства ; Издания Эрика Келера, 2000 г.
- Поль Пирон , Два века подписей художников в Бельгии , Издательство Art in Belgium, 2002.
- Поль Пирон, Словарь бельгийских художников XIX и XX веков , Editions Art in Belgium, Брюссель, 2003. Том 1, стр. 589.
- Allgemeines Künstlerlexikon — Die Bildenden Künstleraller Zeiten und Völker , KG Saur Verlag, 2005, статья Надьеджи Авдиучевой-Лекомте, стр. 256.
- Надежда Авдиучева-Леконт, Леонид Фречкоп, русский художник в Бельгии , в русском искусстве и культуре за рубежом с 1917 по 1939 год , Издания Vzodornov et Indrikis, Москва, 2008.
- Laurence Brogniez, Сочинения бельгийских художников , Éditions Peter Lang ( Comparatisme и др société коллекция , п о 7), 2008.
Архивы
- Фонд Леонида Фречкопа, Архив современного искусства Бельгии, Королевские музеи изящных искусств Бельгии , Брюссель.
- Фонды Стефана Рея, рукописи, посвященные Леониду Фречкопу , Архив и Литературный музей, Брюссель.
Примечания и ссылки
Рекомендации
- ↑ и
- Галерея Леона Вильницкого — Alte Kunst, Вена (Австрия) , Леонид Фречкоп, биография .
- Millon SVV, Париж, Каталог продаж мастерской Леонида Фречкопа , 25 апреля 2008 г.
- Лоуренс Бронье, Произведения бельгийских художников , Издания Питера Ланга, 2008.
- ↑ и Поль Касо, «По галереям» , Le Soir , пятница, 17 марта 1989 г., стр. 20.
- Revue L «Evenement — Ежемесячная элегантность и искусство жизни , Брюссель, п о 186, 1989.
- Жеральд Шурр, Le guidargus de la peinture , Les éditions de l’homateur, 1993, стр. 413.
- Словарь Бенезита, Грюнд, 1999 г., том 5, стр. 686.
- Жиль Кадрен, Поль Дюбе и Лоран Годбаут, Словарь франкоязычных художников и авторов Западной Канады , Les Presses de l’Université Laval и Faculté Saint-Jean, 1998. См. Фернанда Лабонте, стр. 161.
Контекст
«Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, — вспоминал Серов, — уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров». Незадолго до начала работы над «Девочкой с персиками» живописец вернулся из поездки по Италии. Он был поражён работами мастеров Ренессанса, впечатлён самой страной, её силой, атмосферой. Приехав в Россию, 22-летний художник был решительно настроен писать лишь отрадное. И первая же картина стала олицетворением этого желания.
Вера Мамонтова. (Pinterest)
Веру Мамонтову называли «абрамцевской богиней». Её писал не только Серов, но и Васнецов. Считается также, что Врубель придал её черты Тамаре на иллюстрациях к «Демону», «Снегурочке» и «Египтянке». В 27 лет она вышла замуж за московского губернского предводителя дворянства Александра Самарина, у них родилось трое детей. В 32 года Вера Саввишна заболела воспалением лёгких и скончалась. В 1920-е гг. Самарин был сослан в лагерь, дочь Лиза отправилась с ним. В 1932-м он умер в ГУЛАГе.
Судьба картины
После завершения работы Серов подарил портрет «Девочка с персиками» Верочкиной матери. Картину повесили в столовой, там, где она создавалась.
Художник не спешил выставлять свое творение. Друзья отмечали, что публика еще не готова к восприятию полотен в стиле импрессионизма. М. Нестеров говорил, что, если бы картина выставлялась в Париже, Серов сразу же стал бы знаменитым.
Но все же полотно было представлено на нескольких выставках. В 1888 году в конкурсе молодых художников Серов занял первое место, Московское общество любителей художеств наградило его премией. Критики признали картину шедевром и лучшим творением художника.
Павел Третьяков несколько раз предлагал Мамонтовым выкупить у них картину, но они не соглашались. Но в 1929 году портрет продала Третьяковской галерее сестра Верочки Александра. Сейчас оригинал находится в этом музее.
Могут также помочь узнать данные о своих предках ряд следующих ресурсов:
-
vgd.ru – сайт всероссийского генеалогического древа. Там вы сможете найти огромную базу данных о людях, связанных с Россией. На ресурсе имеется большой форум с огромным количеством участников, где вам помогут ценным советом;
-
gwar.mil.ru/heroes/ – ресурс памяти героев Первой мировой войны (1914-1918 годов), на котором вы можете отыскать нужного вам человека бесплатно и без регистрации;
- myheritage.com – популярный интернациональный ресурс, который поможет в воссоздании генеалогического древа вашей семьи;
- familyspace.ru – популярный генеалогический ресурс с функцией социальной сети;
-
books.google.ru – в этой огромной библиотеке Гугл доступны тысячи оцифрованных изданий. Просто вбейте в поисковую строку имя и фамилию искомого вами человека, и вполне вероятно, что вы найдёте упоминания о своих предках;
-
jewishgen.org/new – ресурс по еврейской генеалогии.
Алгоритм пользования такими ресурсами довольно прост. Вы переходите на нужный ресурс, и в поисковой строке вводите фамилию нужного человека и жмёте на кнопку поиска. Через несколько мгновений вы получите данные по найденным совпадениям, сможете скачать найденные релевантные документы о ваших предках до революции и так далее.
Коллективные выставки
- Повседневная жизнь рабочих , Москва, 1922.
- Антверпенский салон, 1926 год.
- Выставка старого и нового русского искусства , Дворец изящных искусств в Брюсселе , май-Июнь 1928 г..
- Салон независимых , Париж, 1929 год.
- Гентский салон , 1929, 1933 гг.
- Леонид Фречкоп и Альберт ван Дайк , Галерея Жоржа Жиру , 1935 г.
- Художники из Восточной Европы , Брюссель, 1936 год.
- Выставка русских художников в Брюсселе , Galerie de la Toison d’or, Брюссель,Декабрь 1943 г. — Январь 1944 г..
- Выставка современного бельгийского искусства , Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу , 1946 год.
- Зал Федерации ремесел Брабанта , Брюссель, 1976.
- Похищение Европы — Три тысячелетия мифа , Брюссель ратуша, октября-ноябрь 2010.
- Венере Русса , Вилла Регина Маргарита , Бордигера , июль-сентябрь 2014.
Почему картина названа Девочка с персиками
Первоначальное название картины «Девочка с персиками» было другим. Сам автор подписал ее «В. М.», что означало «Вера Мамонтова». На первой выставке она была представлена под названием «Портрет В. М.». Но когда картину увидел художник И. Грабарь, он сразу сказал: «Это девочка с персиками!».
Сам Серов отмечал, что его творение больше, чем портрет. Он задумал картину. Автор хотел написать то, что видит, отразить на холсте свежесть жизни. На картине он запечатлел одно мгновение.
Раскрывается назначение каждой детали
Важно все: обстановка комнаты, солнечный день за окном и персики, лежащие на столе. Это не просто портрет подростка, это обобщенный образ вечной юности, наполненный поэтическим настроением
Последовав совету И. Грабаря, автор переименовал свое творение. Уже в 1888 году картина была известна под названием «Девочка с персиками».
Краткое описание известного полотна
Картину «Девочка с персиками» художник создал в 1887 году. Она написана маслом на холсте размером 91×85 см. Это портрет одиннадцатилетней Верочки Мамонтовой – дочери известного предпринимателя. Автор сумел передать естественность жизни, живость момента, чистоту юности.
Картина была написана в усадьбе Абрамцево под Москвой. Это место, которое вдохновляло многих живописцев. Серов тоже любил здесь работать, хозяин усадьбы Савва Мамонтов поддерживал его и всячески помогал.
Девочка с персиками, картина Валентина Серова
Вдохновившись красотой и непосредственностью его дочери, живописец задумал создать необычное творение. В этой картине сочетается несколько жанров: есть пейзаж, натюрморт, портрет.
Это одно из первых и самых значимых произведений в направлении российского импрессионизма.
Кто написал картину?
Валентин Серов родился в 1865 году в Санкт-Петербурге. Его родители были композиторами, в доме царил творческий хаос – в гости постоянно приходили известные писатели, художники, музыканты. Мать была на 26 лет младше отца.
Когда мальчику было 6 лет, у него умер отец. Мать уехала в Мюнхен, а Валентин жил в коммуне, у друзей. В семилетнем возрасте у него проявился талант к рисованию. Он стал заниматься сначала у немецкого гравера, потом у Ильи Репина.
Валентин Серов, фото
С 1875 года часто жил в усадьбе Абрамцево у Мамонтовых, был почти членом их семьи. В том возрасте он не любил свое имя и просил, чтобы его называли Антоном. За это старшие дети подшучивали над мальчиком.
В 1876 году мать увезла Валентина в Харьковскую губернию. Там мальчик посещал школу рисования, где был награжден серебряной медалью. Через два года из-за эпидемии холеры семья переехала в Москву.
Серов опять стал жить у Репина и заниматься с ним рисованием, а на лето переезжал в Абрамцево. Его привлекали окружающие пейзажи, он мог часами рисовать. Это сказалось на успеваемости в гимназии, откуда его отчислили.
В 1882 году Серов поступил в Академию художеств. Очень любил писать портреты, пейзажи в акварельной технике. В 1885 году получил медаль за лучший этюд с натуры. Но в следующем году, не закончив Академию, забрал документы и переехал к Мамонтовым. Художник стремился писать не по правилам, а отражать свои ощущения.
В 1887 году Серов путешествовал по Италии, его вдохновило искусство этой страны. После приезда он несколько месяцев жил в Абрамцево, где создал картину «Девочка с персиками». Живописец отмечал, что «хотел добиться свежести, которой нет в картинах, но есть в жизни». В ней удалось воплотить идеал «отрадного», который потом повлиял на течение импрессионизма в России.
Через два года художник обвенчался с Ольгой Трубниковой. У них была счастливая семья, родилось шестеро детей. Художник ездил по России, давал уроки рисования, иллюстрировал книги. Он написал много известных картин и портретов. Скончался Серов в 1911 году от сердечного приступа.
Художник прожил 46 лет, всего им написано около 200 картин, среди них много шедевров. Но самым известным, светлым и притягательным творением стала «Девочка с персиками». И. Грабарь отмечал, что Серов не понимал значимости и гениальности этой картины. Сейчас о ней говорят, как о «визитной карточке» живописца.
Смысл и главная мысль картины «Девочка с персиками»
Валентин Серов стремился создать не просто портрет, а живую картину, отражающую момент из жизни. Он вдохновился образом Веруши и хотел передать это радостное ощущение. Изображение наполнено свежестью колорита, гармоничностью и жизненностью.
Цветовые рефлексы и дробные мазки наполняют портрет движением. Образ становится живым благодаря контрастам, игре света и тени. Автор старался создать не обычный портрет, а показать красоту и непосредственность юной девушки.
Центральный образ окружен вроде бы незначительными деталями, но они наполнены глубоким смыслом. Художник хотел показать естественность момента, жизненность изображенной ситуации. Поэтому так подробно выписаны детали: облупившаяся краска, подвернутая скатерть, взъерошенные волосы.
Создавая художественный образ Верочки, Серов сравнивал её с персиком в ее руках.
Сюжет
Одним летним днём Валентин Серов, гостивший у Мамонтовых в Абрамцеве, увидел, как 11-летняя Вера, разгорячённая игрой в казаков-разбойников, вбежала в столовую, взяла персик и уселась за стол. Поражённый, художник начал уговаривать девочку позировать ему. Вера вряд ли подозревала, что Серов будет писать её больше месяца и ей придётся ежедневно сидеть неподвижно по несколько часов в то время, как за окном проносится лето.
Серов смог передать озорной характер Веры: он читается и в лукавом взгляде, и в складке губ, кажется, готовых рассмеяться, и в растрёпанных волосах, и в румянце. В позе девочки, в её одежде нет натужности позирующего. Кажется, что это пойманное мгновение, как луч или бабочка — раз, и упорхнуло.
За окном зеленеют деревья. Это Гоголевская аллея в Абрамцевском парке, по которой любил гулять Николай Васильевич. На столе лежат персики, выращенные в абрамцевской оранжерее. Савва Мамонтов купил деревья в имениях Артёмово и Жилкино в 1871 году.
Фигурка деревянного солдата в углу куплена в Троице-Сергиевой лавре. Гренадёра, изначально нераскрашенного, расписал Серов. Кстати, фигурка до сих пор занимает то же место в Абрамцевском музее. Как и тарелка, изображённая на стене. Савва Мамонтов любил керамику, даже открыл при усадьбе гончарную мастерскую.
Завершив портрет, Серов подарил его матери девочки Елизавете Мамонтовой. Картина заняла своё место в той же комнате, где и была написана. Очевидцы говорили, что благодаря полотну просторная светлая комната, казалось, озарилась ещё более ярким светом. Художник Михаил Нестеров писал, что, будь полотно представлено в Париже, Серов в тот же день стал бы знаменит. Но в России публика ещё не была готова к импрессионизму, а потому было лучше оставить работу в столовой Абрамцева и не показывать публично — ещё, чего доброго, нарекут безумным.
Критический прием
- «Galerie L’il (rue Ravenstein, 7) вспоминает Леонида Фречкопа, родившегося в Москве на рубеже веков, который приехал рисовать вместе с нами своими дарами и своими мечтами. Мы не закончили знакомство с его наследием: выставка объединяет полотна из его фантастического периода, огромные шумные форматы, в которых противостоят силы зла, любви и искупления, а также обнаженная красота, пораженная его врагами. Это великий театр жизни, великолепно оформленный в популярной сегодня атмосфере «ретро». » — Пол Касо
- «Редкая гармония ритмов и красок, большая сила в линии. Надежная и авторитарная компоновка его портретов доказывает, что этот художник, довольно молодым приехавший после учебы у Коровина в Москву, жить во Франции и Бельгии, долго смотрел на мастеров Возрождения . Стройность его обнаженной натуры, сдержанность его савойских и провансальских пейзажей, энергия и чувствительность каждой из его композиций, столько пластических качеств заслуживают того, что сегодня мы ищем полотна этого забытого художника. « — Джеральд Шурр
- «В ее фигурах, танцовщицах, девушках и обнаженных, полных нежности, чувствуется ее вкус к таинственности с оттенком романтизма . » — Словарь Бенези
Цвета, композиция и настроение «Девочки с персиками»
В картине воплощается идеал «отрадного». Это одно из первых полотен в жанре импрессионизма. В этом течении живописцы России стремились показать красоту, очаровать зрителя красками. Серов отходит от канонов портретного искусства того времени.
Основное отличие от полотен других портретистов – наполненность светом. Главная героиня сидит перед окном и хорошо освещается, солнечные блики на всех предметах, на волосах и одежде. Свет растворяет контуры предметов, это приближает произведение к полотнам французских импрессионистов.
Девушка, освещенная солнцем — другая работа Валентина Серова
Образ Верочки и остальные детали центра композиции художник передал теплыми красками. Нежная розовая блуза с ярким красным украшением на синем банте, смуглый румянец на щеках, мягкие тона персиков и яркие желтые листья – все это создает ощущение тепла, радости, легкости.
Теплые расцветки контрастируют с холодными оттенками остального интерьера. А обилие белого цвета подчеркивает чистоту, нежность и легкость образа.
Живописец акцентирует внимание не только на лице. Для него не менее важна красота декоративной тарелки, пейзажа за окном, натюрморта из фруктов и пожелтевших листьев
Он выразил стремление показать «ту особенную свежесть, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах».