Лукас кранах картины. кранах лукас старший и младший

Провалившийся план

По законам Моисея, женщину, совершившую блудодеяние, следовало карать смертью. Её участь должен был разделить и любовник. Конечно, если бы Давид приказал Вирсавии никогда не упоминать его имени, она бы не выдала правителя. Но царю было искренне жаль возлюбленную. От себя хочу заметить, что Давид, как кажется, действительно любил Вирсавию, однако не меньше он дорожил собственным положением.

Однако Давид был царём, а значит, имел и возможности, и расчётливый ум. В его голове родился прекрасный план, который было просто осуществить. Давид тут же вызвал Урию из армии – якобы с целью разузнать о ситуации на поле боя. Напоив воина вином, он отправил того домой, посоветовав не робеть перед супругой, которую давно не видел. Однако вместе с Урией он послал и соглядатаев, что должны были донести о ходе дел.

Утром царя ждало разочарование. Вместо того, чтобы предаваться любви с супругой, Урия просидел всю ночь на пороге своего жилища. Как заметил он, не до страстей ему в те мгновения, когда боевые товарищи складывают головы на поле боя. Выходило, что ребёнка, который должен был появиться в скором будущем. нельзя было выдать за сына Урии.

Рембрандт «Вирсавия с письмом Давида», 1654 годМестонахождение: Лувр, Париж, Франция

Описание и особенности картины

«Вирсавия» описывает классический сюжет из Ветхого Завета, изложенный во 2-й Книге Царств. Согласно легенде, царь Давид увидел молодую жену своего полководца Урии, которую звали Версавия, и был так поражен ее красотой, что послал ее мужа на смерть, а саму красавицу забрал к себе во дворец. За это он был наказан смертью первенца. Основная идея, которую вложил Брюллов в свое полотно на этот сюжет – торжество красоты и ее непреодолимо манящая сила.

Картина имеет сравнительно небольшие размеры – 173×125,5 см. Холст «Вирсавия» обладает формой вертикально ориентированного прямоугольника. Брюллов написал это полотно, по своему обыкновению, масляными красками. Незавершенность композиции наиболее заметна в нижней части картины, лучше всего прорисована сама Вирсавия и ее рабыня.

Цветовая палитра

Полотно «Вирсавия» выполнено в приглушенных теплых естественных тонах. Это цветовое решение придает произведению особую мягкость и правдоподобность. Карл Брюллов использовал для картины следующие оттенки:

  • Темно-коричневый.
  • Кофейный.
  • Кремовый.
  • Светло-бежевый.
  • Бледно-красный.
  • Медный.
  • Серебристый.

Вся композиция «Вирсавия» выдержана в красновато-коричневой гамме – даже листья в верхней части холста окрашены в медный тон. Исключение Брюллов делает только для некоторых деталей костюма героини – в ее волосах мелькает серебристое украшение, да на лежащей рядом одежде виднеются такие же бусины. Особую выразительность картине придает контраст темной кожи служанки-арапки и молочно-белой, словно сияющей кожи ее госпожи.

Сюжет картины

Сюжетная основа работы «Вирсавия» проста и незамысловата. В центре композиции Брюллов изобразил главную героиню, моющуюся в бассейне – лицо ее обращено прямо к зрителю. Ниже, в правом углу – ее темнокожую служанку, восхищенно взирающую на свою хозяйку. Вокруг купальщицы разбросана ее одежда.

Дальний план картины «Вирсавия» размыт и практически незаметен – только тонкие лозы и редкие листочки над головой центральной фигуры. Догадаться о том, откуда Брюллов сюжет для произведения и что за героиня на нем изображена, можно только по названию

Автор убрал из композиции все лишнее, оставив только две центральные фигуры на фоне бассейна, чтобы сосредоточить на них все внимание созерцателя

Контекст

Основной смысл холста «Вирсавия» в любование красотой обнаженного женского тела, торжество жизни и природного начала в человеке. Эти идеи перекликаются с образами и художественным мировоззрением эпохи расцвета эпохи Возрождения. Этим «Вирсавия» перекликается с другими женскими портретами, которые Брюллов создал под впечатлением от путешествия в Италию.

Еще одна идея, которую Брюллов пытается донести до зрителя – непреодолимый, губительный соблазн. Его не избежит ни один смертный, узревший столь совершенную красоту, какой обладает Вирсавия. Именно поэтому художник старается изобразить героиню картины такой, какой ее видел Давид – таким образом он как будто ставит зрителя на место библейского героя. Своим мастерством Брюллов заставляет обывателя поверить, что он стал случайным свидетелем чего-то сакрального, запретного, недоступного взору обычного человека.

Где находится сейчас

Утратив интерес к завершению работы «Вирсавия», Брюллов отдал ее в коллекцию Академии художеств. На сегодняшний день представленная картина хранится в знаменитой Третьяковской галерее, вместе с другими известными картинами этого художника.

Неприятности Давида и Вирсавии

И здесь хочу обратить внимание – нет ни единого слова о том, что Вирсавия сама соблазняла Давида. Во время купания она и не подозревала, что царь наблюдает за ней

Отказать же ему она не могла – тем более, что с визитом к ней явились “слуги” царя. Явно в случае отказа они принудили бы её отправиться в дворец, ведь Давид приказал без красавицы не возвращаться.

Конечно, Вирсавия не была “грешным сосудом”, однако ситуация получилась поистине парадоксальная

Давид развлекался с супругой Урии, а сам Урия отважно сражался на поле боя, отстаивая честь своего государства и, конечно, царя. На первый взгляд казалось, что интрига с Вирсавией оказалась очередной удачей Давида, но на самом деле было не так

Через некоторое время женщина сообщила царю, что ждёт ребёнка. Выдать дитя за сына или дочь Урии было невозможно – тот по-прежнему находился в военном походе. Давид же не на шутку встревожился.

Педро Берругете «Царь Давид», XV век

Жизнь

Родительский дом, ученичество и прием отцовской мастерской

Скульптура змеи Кранаха перед Новой ратушей в Кронахе

Эпитафия для Лукаса Кранаха Старшего Й. с двумя женами в городской церкви Виттенберга, 1608 год.

Надгробие в городской церкви в Лютерштадт Виттенберг

Кранах родился 4 октября 1515 года и был младшим сыном Лукаса Кранаха Старшего и Барбары Бренгебир в Виттенберге. Вместе со своим братом Гансом (* около 1513; † 9 октября 1537) он научился живописи у своего отца и сначала работал со своим братом в мастерской своего отца.

После смерти своего брата Ганса в 1537 году он взял на себя ведение бизнеса в мастерской своего отца. С тех пор Лукас Кранах Старший J. подписывал свои работы модифицированным гербом. Впервые появляется гравюра Иоганна Шейринга 1537 года. На гербе, подаренном его отцу курфюрстом в 1508 году, изображена змея с крыльями летучей мыши, красная корона на голове и золотое кольцо с рубином в оправе. его рот. В знаке Кранаха-младшего у змеи появились птичьи крылья.

Местные политические функции

Его отец, в свою очередь, уступил дом Виттенбергов своему сыну Лукасу в 1544 году. Как и его отец, Лукас Кранах Старший взял J

важное положение в общественной жизни Виттенберга. В 1549 и 1552 годах он был членом совета, 1555, 1558, 1561, 1564 — камергером совета, 1565 — мэром и 1566 — бывшим мэром, асессором мэра в совете Виттенберга

Из-за Генделя против его шурина Кристиана Брюка он отказался от любой политической деятельности.

семья

Первый брак с Барбарой Брюк

20 февраля 1541 года он женился на своей первой жене Барбаре Брюк (* около 1518 года в Виттенберге; † там 10 февраля 1550 года), дочери саксонского канцлера Грегора Брюка . От этой связи вышло четверо детей:

  • Лукас (* 1541; † 16 февраля 1612 г. в Мейсене ), он поступил в Университет Виттенберга в 1554 г. , был советником в Торгау, а с 30 января 1591 г. по 9 января 1609 г. — администратором школы принца Святой Афры

    Дочь Евфросина (* 1585 г. в Торгау; † 6 августа 1627 г. в Виттенберге) вышла замуж. 1604 г. с избирательным секретарем Абелем Фольком (родился 26 июля 1575 г. — † 19 января 1622 г. в Виттенберге, сын Михаэля Фолька из Дрездена и его жены Эстер, урожденной Сирбюргер из Лейпцига)

    в Мейсене. Он женился на Анне 17 октября 1570 года в Виттенберге, дочери секретаря Иеронима Гареса.

  • Барбара (* неизвестно; † 1601) вышла замуж за врача Иоганна Германа 28 ноября 1564 г.
  • Йоханнес (* неизвестен; † 1 мая 1548 г.), умер в детстве
  • Кристиан (* неизвестен; † 7 апреля 1556 г.), умер студентом (зачислен в 1554 г. СШП)

Второй брак с Магдаленой Шурфф

После смерти Барбары 24 мая 1551 года он женился на Магдалене Шурфф (родившейся 19 августа 1531 года в Виттенберге; † там же 3 января 1606 года), дочери саксонского личного врача профессора доктора Ф. Августин Шурфф и племянница Филиппа Меланхтона . У них было пятеро детей:

  • Магдалена (* неизвестно; † 1554), умерла в детстве
  • Августин (* 1554; † 26 июля 1595), последовавший за своим отцом в качестве художника, был также членом совета, городским судьей и казначеем в Виттенберге. Он женился на Марии Селфиш, дочери Самуэля Селфиша , 26 октября 1577 года .
  • Агнета (* неизвестно; † 1560), умерла в детстве
  • Кристоф (* около 1557 г .; † 23 февраля 1596 г.), был советником и женился на Субфроне (Веронике? * 14 сентября 1563 г .; † 29 апреля 1629 г.) Фогель 5 февраля 1583 г.
    • Лукас (родился 30 ноября 1583 г .; † неизвестен)
    • Кристоф (родился 14 января 1585 г .; † неизвестен)
    • Барбара (родилась 16 июня 1586 г .; † неизвестно)
    • Эрнст Август (родился 22 января 1588 г .; † неизвестен)
    • Магдалина (родилась 22 января 1588 г .; † неизвестно)
    • Кристиан (10 октября 1590 г .; † неизвестно)
  • Элизабет (родилась 3 декабря 1561 г. в Виттенберге † 16 сентября 1645 г. в Виттенберге); замужем за Поликарпом Лейзером Старшим

Лукас Кранах Старший Д. умер 25 января 1586 г. в возрасте 70 лет в Виттенберге. Его тело было перенесено в городскую церковь Виттенберга и похоронено там 27 января. Его могила находится перед галереей в районе последней южной колонны, где сегодня установлен мемориальный камень. Его эпитафия , подаренная ему и его двум женам наследниками, находится в алтаре городской церкви Виттенберга . На нем изображено погребение Христа. Две таблички слева хранят память о Лукасе Кранахе Старшем. J., а справа — его жен.

Лукас Кранах Старший Плоды ревности серебряный век

Лукас Кранах — один из крупнейших художников немецкого Возрождения. Наряду с такими мастерами, как Дюрер и Ганс Гольбейн Младший, он в большой мере определил характер немецкого искусства первой половины XVI века. Вместе с тем из всех троих именно Кранах был самым сложным и противоречивым, и его искусство, пожалуй, в меньшей степени отвечало критериям Ренессанса. Политический пафос и злободневность тематики перемежаются у него со сложным ученым аллегоризмом и надуманностью гуманистических сюжетов; острота портретных характеристик — с маньеристической изломанностью форм, грубовато прямолинейный язык агитационных гравюр — с острой, иногда болезненной чувственностью мифологических картин. «Серебряный век» Кранаха—один из ярких примеров этой сложности и противоречивости. Сюжет картины до сих пор не удалось полностью идентифицировать. Известно, что она составляла часть серии, выполненной между 1427 и 1435 годами. Первоначально серия условно называлась «Борьба страстей», и соответственно этому считалось, что в московской картине представлены «Плоды ревности».

Лукас Кранах Старший Плоды ревности серебряный век 1472—1553. Дерево, масло. 0,56 X 0,38

В начале XX века удалось установить, что эта серия была навеяна произведением древнегреческого поэта Гесиода «Труды и дни», где дается периодизация человеческой истории, которую поэт разделяет на пять этапов. Первый, когда обитатели земли были совершенными людьми, незнавшими старости и болезней, Гесиод назвал Золотым веком; второй, гораздо менее совершенный,— Серебряным. Считается, что у Лукаса Кранаха — это именно Серебряный век. Если это так, то в двух стоящих женских фигурах справа, окруженных неразумными детьми, следует видеть иллюстрацию к первым строкам; в левой части картины представлено возмужавшее Человечество, обрекающее себя на беды собственной глупостью. Однако сравнение со строками Гесиода может помочь в расшифровке чисто сюжетной стороны изображения. Образный смысл его этим не исчерпывается. И, конечно, для самого художника, как и для его зрителей, такое изображение имело более широкий смысл, связанный с современной проблематикой. Не лишено значения, что группа на переднем плане изображена на фоне сочной, густой листвы, как бы символизирующей праисторическую растительность; на заднем плане Кранах изображает далекий пейзаж с силуэтами средневековых построек — поэтический образ современности, служащей фоном этой аллегории прошлого. А может быть, этот современный пейзаж, так же как и острохарактерные лица персонажей, особенно женских, следует истолковывать как поэтический намек на то, что толкование серебряного века относится художником не только к далекому прошлому человечества, но и к его настоящему. В этой картине Кранаха чрезвычайно многослойной по своему образному языку, можно найти изобразительные цитаты: и в фигуре мужчины, изображенной в сильном ракурсе, и в фигуре сатира, крепко обхватившего руками женщину, возникают мотивы, характерные для итальянского ренессансного искусства с его интересом к сложным ракурсам, к сильным анатомически акцентированным движениям. Фигуры в центре и в правой части картины по характеру движения и построению тел скорее тяготеют к позднеготической традиции, которой Кранах отдавал дань, в произведениях зрелого и позднего периодов своего творчества. Картина поступила в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в 1924 году из собрания Д. И. Щукина.

Интересные факты

«Вирсавия» — не самая знаменитая из исторических работ, которые создал Брюллов. Интересных фактов о ней можно найти не так много:

  1. Незавершенность работы «Вирсавия» особенно хорошо просматривается в изображении воды – в недостаточно прорисованной текстуре бассейна.
  2. Во взгляде героини можно заметить оттенки грусти и обреченности – Брюллов намекает на то, что Вирсавия уже догадывается об ожидающей ее участи.
  3. Выбор тематики с восточным колоритом обусловлен не только интересов автора к ветхозаветским легендам, но и модой эпохи романтизма на экзотический антураж древнего Востока.
  4. Единственная символическая деталь на картине – стрекоза, порхающая над головой молодой женщины. Она символизирует легкость, молодость и жизненную энергию.

«Вирсавия» — одна из нескольких работ раннего периода творчества, которые Брюллов отказался закончить. В эти годы живописец постоянно экспериментировал, оттачивая и совершенствуя свой художественный метод – и быстро бросал почти оконченные картины, если они не могли в полной мере отразить вложенных в них мыслей, чувств и идей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: