Краткое содержание
У царя было три дочери, все они славились красотой, но больше других – младшая по имени Психея. Слава о ее исключительной внешности разошлась по всем уголкам мира, и люди приезжали отовсюду, чтобы только полюбоваться ею. Доходило до того, что Психее воздавали вполне божеские почести, забыв напрочь про Венеру, богиню красоты.
В результате Венера оскорбилась и приняла решение устранить соперницу. Для чего призвала на помощь своего сына Купидона. Она указала ему на красавицу-соперницу и приказала заставить ее полюбить самого страшного, отверженного и неприглядного из людей.
Сама же Психея вовсе не была счастлива от своей красоты. Люди любовались ей как вещью, и никто не относился к ней серьезно и не звал замуж.
Горевавший отец ее попросил помощи у оракула. Ответ был таков: Психея в погребальной одежде должна пойти на скалу и обвенчаться с кошмарным чудищем. Еще более несчастный отец повел дочь на место, где оставил ее одну. Внезапное дуновение ветра унесло девушку в чудесный замок, наводненный духами, где она стала женой таинственного существа.
Счастливая жизнь Психеи была короткой: когда о ней прознали сестры, то преисполнились зависти и решили разрушить ее жизнь. Они подговорили девушку, чтобы та нарушила обещание мужу никогда не допытываться о том, кто он. Сестры солгали ей, что на самом деле он дракон, который съест ее и ее будущего ребенка, когда она будет меньше всего ожидать.
В итоге они уговорили ее убить своего супруга ночью. Прихватив светильник, и вооружившись мечом, наивная Психея так и сделала. Она зажгла лампу и пошла в спальню. При свете же она узрела, что ее супруг – прекрасный Амур.
Девушка была так поражена красотой своего мужа, что залюбовалась и не заметила, как со светильника упала горячая капля масла. Она попала на Амура, и тот проснулся от боли. Муж был оскорблен и раздосадован легкомыслием и недоверием к нему супруги, и улетел от нее в тот же миг.
Обманутая и покинутая, Психея пошла искать своего суженого. Она долго бродила по миру, пока не была вынуждена прийти на поклон к своей сопернице – Венере. Та все еще искала случая отомстить девушке, для чего даже посылала за ней Гермеса. А обожженный Купидон тем временем пребывал у нее же на излечении.
Так и получилось: супруги оказались под одной крышей, и Психея должна была сносить преследования богини красоты, которая желала ее смерти, для чего придумывала невыполнимые задания.
Образ Психеи
Краткое содержание мифа об Амуре и Психее не дает полной картины превращения женщины в богиню, но именно эта линия в истории насыщена символами и очень полезна для понимания эволюции женской роли в истории.
В искусстве богиня души представлялась в виде молодой девушки с небольшими крылышками. Это могли быть крылья бабочки или небольшого насекомого. Часто ее изображали появляющейся из огня или в погребальном царстве. В мифологии бабочка напрямую связана с умершими.
По-гречески «психея» означает и «душу», и «бабочку». Иногда Психея представлялась в виде орла, устремленного вверх. В ряде работ «психея» также ассоциируется с кровью, потому как кровь — носитель души.
Италия
Неаполь
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.
Мрамор. IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей. Италия
Остия
Саркофаг с портретом покойного в круглом медальоне, поддерживаемом крылатыми Викториями. Мрамор. II—III вв. н. э.
Остия, Археологический музей. Италия
Рим
Амур и Психея.
Мрамор. Римская копия II в. н. э. по греческому образцу II в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал галла. Италия
Детский саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.
Мрамор. III в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей. Италия
Саркофаг с портретом покойной в круглом медальоне, поддерживаемом эротами.
Мрамор. Нач. III в. н. э.
Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини. Италия
Личная жизнь
Сложно сказать, удалось ли Родену построить счастливую личную жизнь. На протяжении всей карьеры его сопровождала преданная Роза Бере, с которой у него были совместные дети, точнее сын. А в 43 года мужчина повстречал юную красавицу Камиллу Клодель, приходившуюся дочерью писателю Полю Клоделю. Девушка мечтала о карьере скульптора, вскоре стала помощницей Родена в мастерской, а по совместительству и любовницей. При этом скульптор не переставал жить с Розой.
С Камиллой Огюст встречался долгих 13 лет, а после разрыва менял одну любовницу за другой, среди его женщин были маркиза де Шуазель, британская художница Гвен Джон и другие женщины. Все это время Бере не покидала любимого и в 1916 году стала его официальной женой.
В 55 лет Роден приобрел поместье под Парижем, где устроил собственную мастерскую и хранил большую часть работ. Затем он занялся коллекционированием художественных предметов.
Миф об Амуре и Психее
Начиная свой рассказ о творении Кановы, я хочу отметить, что сюжет, который продемонстрировал нам мастер, был популярен в далёком прошлом. В Древней Греции миф об Амуре и Психее знал практически каждый. Его можно назвать захватывающей и трогательной историей любви, которая способна преодолеть любые препятствия.
Интересно, что мать Амура, Венера (она же Афродита) весьма подозрительно отнеслась к будущей невестке. Именно она отправила Психею в подземное царство. Девушка должна была принести от царицы подземного мира Персефоны волшебную пудру.
Это испытание Психея прошла достойно, но, как любая женщина, не устояла перед соблазном заглянуть в ларец с волшебным средством для богов. Вдохнув немного пудры, она погрузилась в беспробудный сон. И тогда к Психее спустился с небес Амур, который поцеловал её, возвратив к жизни. С той поры Амур (Любовь) и Психея (Душа) всегда неразлучны.
Иоганн Баптист фон Лампи Младший «Скульптор Антонио Канова», 1806 годМестонахождение: Коллекция Лихтенштейнов, Вена, Австрия
Дания
Копенгаген
Статуя Психеи. Биссен
Нью-Карлсберг Глиптотек, Копенгаген. Дания
Эрос и Психея
Королевское собрание, Копенгаген, Дания
Бертель Торвальдсен 1770-1844: Амур и Психея воссоединились на небесах, ок. 1807.
Музей Торвальдсена, Копенгаген. Дания
Бертель Торвальдсен 1770-1844: Амур воскрешает упавшую в обморок психику, 1810.
Музей Торвальдсена, Копенгаген, Дания
Бертель Торвальдсен 1770-1844: Психея с сосудом красоты, 1806.
Музей Торвальдсена, Копенгаген.Дания
Лауриц Приор 1840-79: Амур и Психея 1865. Мрамор
Государственный музей искусства, Копенгаген. Дания
Иоганн Хоффман, 1844-1920: Крылатая Психея, 1892. Мрамор.
Государственный музей искусства, Копенгаген. Дания
Рудольф Тегнер, 1873-1950: Эрос покидает Психею.
Музей Рудольфа Тегнерса. Дания
Рудольф Тегнер, 1873-1950: Эрос и Психея в полете, 1920-21.
Музей Рудольфа Тегнерса, Дания.
«Подаренный поцелуй» Гудона.
Загадка. Нет ни рук, ни ног, зато парная скульптура на тему, близкую «Амуру и Психее». Кто автор?
Отгадка. Это Жан-Антуан Гудон (1741-1828). Как замечает исследователь Арнасон, Гудон был человек очень большого скульптурного таланта и очень простого нрава, потому и рассудил весьма логично и практично: для поцелуя руки и ноги не требуются
Гудон. Подаренный поцелуй. Мрамор. 1778. Где-то в Лос-Анжелесе
Как истинный портретист, он умудрился сотворить бюст, в котором изображены не сросшиеся туловищем близнецы, а целующиеся он и она. Форма бюста не классическая, это — рококо. Любопытно, если загородить от глаз головы, вполне можно представить бюст с одной головой. Вот какой проказник этот Гудон! Детали сделаны фантастически. И неужели все сделал своими руками? Не верится, если учесть, что после него осталось порядка 2000 скульптур.
Смертельный брак
Анализ «Амура и Психеи» дает понимание мотива, посвященного смерти невесты. Во многих сказках он повторится: всегда это мачеха или свекровь, завидующая невестке и отправляющая ее на гибель. С точки зрения мистерий, каждый брак – это такое одинокое ожидание жениха на горе, предвкушение гибели, страх, что он чудовище. К тому же она была отдана ему против воли и вопреки желанию.
То есть речь идет о феминности, нежной и цветущей, подчиненной маскулинности. Для женщины вступление в брак и лишение невинности – это мистерия и момент перехода, а также символическая смерть, необходимая для перерождения и обретения новой роли – жены. А для мужчины – это завоевание и похищение.
Первая скульптура
Именно заключительный момент этого предания запечатлён в первой и более известной скульптуре Антонио Кановы – «Психея, оживлённая поцелуем Амура». В этом творении проявляется поразительное мастерство скульптора – он передаёт позы и малейшие детали настолько реалистично, что кажется, будто вот-вот Амур и Психея сбросят мраморные оковы и окажутся вполне живыми людьми.
Примечательно, что здесь Канова отошёл от традиционного понимания образов. Несмотря на то, что в мифах Психея часто описывается как девушка с крыльями бабочки, автор не стал использовать эту особенность. Зато Амур, как и полагается, наделён красивыми сильными крыльями. Именно он в этой паре выступает поддерживающей силой, воплощением нежности и одновременно решительности.
В первой скульптуре Кановы мы видим, как нежно Амур приподнимает Психею, которая, только сейчас пробудившись ото сна, тянется к нему, словно к свету и солнцу. Эта скульптура, как я уже заметила в начале своего рассказа, находится в Лувре. Неудивительно, что возле неё всегда много ценителей красоты – творение Кановы продолжает вызывать восхищение у людей. Известно, что скульптор сделал свою первую работу по заказу барона Каудора в 1787 году.
Антонио Канова «Амур и Психея», 1787-1793 годыМестонахождение: Лувр, Париж, Франция
Четвертое
Последнее испытание состояло в том, чтобы добыть из подземного царства шкатулку с мазями для лечения. Спуститься в преисподнюю равносильно самой смерти. И тут прочтение таково: фокусироваться на цели и уметь отказывать людям при необходимости.
По дороге назад Психее попалось много немощных людей, молящих о лекарствах в ее руках. Но она должна была выполнить задание и не позволить себе отвлекаться, несмотря на сочувствие к страдающим.
Психея не была уверена, что может справиться. В этот раз ей помогли камни, пропустив ее к месту хранения ларца. Камни скалы – очень важный символ. Единственный рукотворный помощник Психеи во всей истории – это словно память и опыт всех женщин, проходивших испытания до нее. Они были с ней в самом трудном испытании и наставляли девушку: она, наконец, должна преодолеть то, на что они оказались неспособны.
Богиня Персефона передала девушке шкатулку и приказала не открывать ее. И тут Психее снова стало трудно совладать со своей натурой: на пути назад она все-таки открыла ларец, чтобы взять немного божественной красоты. А в банке была не красота, а подземный смертельный сон, тут же охвативший ее. Но история Амура и Психеи на этом не обрывается.
Долго лежала девушка где-то между миром живых и мертвых. А в это время Купидон излечился от ожогов, улучил момент, когда Венера не могла его видеть, и отправился на поиски суженой. Он снял с девушки сон, положил его обратно в коробочку и легким уколом своей стрелы пробудил Психею. Проснувшейся супруге он приказал отнести шкатулку своей матери и обещал взять все остальные хлопоты на себя.
Когда задание было выполнено, Амур взял суженую на Олимп, где получил разрешение Зевса на брак с Психеей. Чтобы женить пару по всем божественным законам, тот подарил девушке бессмертие и причислил к сонму богов. Состоялась пышная свадьба, на которой были все, и даже Венера занимала почетное место и радовалась за суженых. У супругов родилась дочь Волупия, богиня наслаждения.
Легенда про Амура и Психею сводится к одному простому высказыванию: только союз любви и души порождает подлинное наслаждение и счастье.
Эрос и Психея
Эрос и Психеяsarmata wrote in history_of_artMarch 5th, 2007История Эроса и Психеи, рассказанная Апулеем в романе «Метаморфозы», более известном как «Золотой осел», уже почти два тысячелетия является источником вдохновения для художников. Несмотря на козни Венеры, не желающей становиться бабушкой, самоотверженная любовь Психеи превозмогает все препятствия…Психея (греч. Psyche — душа) была олицетворением человеческой души и изображалась с крыльями бабочки. Эрос (Амур, Купидон), изображавшийся в классическом искусстве в виде прекрасного крылатого юноши, в эллинистическом и римском искусстве превратился сначала в подростка, а затем в ребенка. Отсюда такой странный разброс в возрасте персонажей.Эрос и Психея в упряжке колесницы Афродиты (1 пол. 5 в. до н.э.)
Купидон и Психея. 2 в. н.э.
Симон Вуе (1 пол. 17 в.)
Обручение Амура и Психеи. Помпео Джироламо Батони (1756)
Джузеппе Каммарано (18 век)
Жозеф-Мари Вьен
- Психея, коронующая Амура. Жан-Батист Грез (1725-1805)
- Франсуа Делестр (1785)
- Антонио Канова (1797)
- Франсуа Жерар (1798)
- Франсуа-Эдуард Пико (1817)
- Жак-Луи Давид (1817)
- Вильгельм фон Каульбах (1881)
- Огюст Роден (после 1885)
- Энни Луиза Суиннертон (1891)
- Мидлтон Джеймсон (1898)
- Гийом Сеньяк (конец 19 в.)
- Морис Дени. Эскиз (1908-1909)
- Эдмунд Дулак (1951)
Биография мастера
Первые шаги в своей творческой карьере Франсуа Огюст Роден сделал в 14 лет, когда поступил в Малую школу художников в Париже, где он родился. Путь к славе был для известного мастера очень долгим и трудным. В юном возрасте его даже не хотели принимать в Школу изящных искусств, куда будущий великий скульптор пытался поступать несколько раз.
Огюст Роден (1840-1917).
В молодом возрасте ему приходилось перебиваться скромными доходами от работы декоратором и оформителем. Роден принимал участие в оформлении парижских театров Гоблен и Гаитэ, а также анонимно выполнял другие работы, большинство из которых не сохранилось. Единственным приобретением в это время была бывшая конюшня, из которой Роден и обустроил себе мастерскую.
В последующие периоды жизнь пока еще неизвестного мастера была полна самых разнообразных событий. Он некоторое время участвовал во франко-прусской войне, переехал в Брюссель, работал со скульптором А. Каррье-Беллёзом и затем с А.-Ж. ван Расбургом, представлял свои работы на конкурсах и выставках, но часто терпел неудачи. Жюри не нравились слишком откровенные и разрывающие каноны произведения Родена, из-за чего их не принимали.
Первое признание пришло к мастеру лишь в возрасте сорока лет, когда его скульптуру «Иоанн Креститель» купил министр изящных искусств А. Пруст. С 1880-х годов Родену стали поступать государственные заказы на монументальные произведения. Также ему выделили новую мастерскую. Постепенно критики стали более благосклонно относиться к творчеству Родена, а его работы были отмечены рядом премий на крупных выставках. Его известности в немалой степени способствовали публикации в журналах и участие во Всемирной выставке 1900 года, где скульптор представил полторы сотни своих самых удачных работ.
Скульптор в своем имении в Мёдоне.
В 1900-х годах Родена узнали и как виртуозного графика. Альбомы с его рисунками расходились мгновенно, что привело к появлению новых заказов от богатых людей. Он создал портреты выдающегося драматурга Бернарда Шоу, аргентинского президента Сармьенто, премьер-министра Франции Жоржа Клемансо и многих других известных лиц.
Скончался мастер в ноябре 1917 года, завещав все свои произведения государству.
Родена считают наиболее ярким и талантливым скульптором своего времени. Многие современные ему мастера брали его работы за образец. Необычная архитектура человеческого тела, умение передать его пластику и энергетику задало новое направление для скульпторов следующего поколения.
Россия
Санкт-Петербург
Бенцони, Джованни Мариа. 1809-1873
Амур и Психея
Италия, XIX в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Камея: страдающая Психея
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Канова, Антонио. 1757-1822
Амур и Психея
Италия, 1800-1803 гг.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Тенерани, Пьетро. 1789-1869
Психея, лишившаяся чувств
Италия, первая половина XIX в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Канова, Антонио. 1757-1822
Амур и Психея
Италия, 1794-1799 гг.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Скульптура «Психея»
Россия, Санкт-Петербург, 1902 г.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Вольф, Эмиль. 1802-1879. Психея. Италия, 1839 г.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Карделли, Доменико. 1767-1797
Амур и Психея
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Роден, Огюст. 1840-1917
Амур и Психея
Франция, 1905 г.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Покинутая Психея. Италия, 1832 г. Скульптор: Кали, Дженнаро. 1799-1877
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Французский скульптор, третья четв. XVIII в.
Психея, узнающая Амура
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Эрот и Психея
Создано: Малая Азия. II в. до н.э.
Найдено: Нимфей, некрополь. Крым, окрестности Керчи
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Эрот и Психея
XIX в. (имитация античной терракоты)
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Психея
Франция, 1761-1766
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Гибсон, Джон. 1790-1866
Психея на Зефирах
Великобритания, XIX в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Трискорниа, Паоло Андреа. 1757-1833
Амур и Психея
Италия, конец XVIII в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Вознесение Психеи из Аида
Франция, XVIII в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Судьба работ Кановы
На протяжении долгого времени обе скульптуры оставались в мастерской Кановы. Именно туда приходили посетители, желающие полюбоваться чудесным творением. На эту тему даже создавались отдельные работы.
К примеру, известность приобрела картина Хью Гамильтона, который изобразил Антонио Канову и Генри Трэшема в мастерской скульптора возле гипсовой модели «Амура и Психеи». И эти особенности указывают на то, что скульптуры, ещё не покинув мастерской, уже приобрели небывалую популярность.
В 1801 году соратник Наполеона Иоахим Мюрат приобрёл скульптуры для украшения своего особняка, где они и находились несколько лет. Как мне кажется, Мюрат по-особенному относился к этим творениям, а, кроме того, сам Канова следил за установкой скульптур. В дальнейшем изваяния стали частью императорской коллекции, а позже оказались в Лувре.
Ещё в 1796 году была завершена работа над репликой скульптуры «Амур и Психея». Заказчиком был князь Юсупов. Второй, менее известный вариант творения Антонио Кановы, вновь появился на свет в качестве реплики, созданной по заказу супруги Наполеона Жозефины. В дальнейшем коллекцию французской императрицы приобрёл российский император Александр I. Именно так обе реплики оказались в Санкт-Петербурге, где находятся и сегодня.
Хью Гамильтон «Антонио Канова и Генри Трэшем в мастерской с гипсовой моделью «Амура и Психеи», около 1788-1791 годов
И всё-таки: в чём секрет «Амура и Психеи» Антонио Кановы? Как мне кажется, этот тот самый случай, когда сталкиваешься с подкупающей «правдивостью» автора. Канова виртуозно передаёт каждую деталь в своих творениях, при этом не скрывая, что симпатизирует каждому из персонажей. Это работы, созданные с истинной любовью и демонстрирующие настоящую любовь – вероятно, именно в этом кроется секрет Кановы. Несомненно, «Амур и Психея» будут вызывать восхищение людей, пока живо человечество.
Вторая версия «Амура и Психеи»
Второй вариант «Амура и Психеи» совершенно не похож на первый. Знакомые нам персонажи мифа изображены стоящими на постаменте цилиндрической формы. В этой версии Амур и Психея рассматривают бабочку, которая считалась символом души у древних греков. И если в первом варианте скульптуры заметны чувственность и единство, то здесь, скорее, улавливаются нежность и взаимная привязанность.
Кроме того, различие заметно и в главной фигуре. Если в первом варианте именно Амур занимает большую часть пространства, то здесь всё наоборот. Психея кажется более устойчивой – неслучайно Амур чуть опирается на её плечо, ласково приобнимая. Примечательно, что в этом случае крыльев нет ни у кого из этой пары.
Антонио Канова «Амур и Психея», 1797 годМестонахождение: Лувр, Париж, Франция
Сочинение по картине Любовь окрыляет — Адольф Бугеро
Любовь окрыляет Картина начала XX века «Любовь окрыляет» написана автором, Адольфом Бугеро, под занавес его творчества и жизни. В силу своей опытности и мудрости, в своих последних работах Бугеро выплескивал особенно трогательные сюжеты, наполненные любовью и душевным теплом. Пережив немало утрат, художник стремился излить чувства в сюжетах полотен. «Любовь окрыляет» — как поэтические строки наполнены рифмой повествования и манерой исполнения.
Полотно, предложенное для созерцания, принадлежит к жанру сказки. В сложной градации эпох в искусстве «Любовь окрыляет» относится к салонному академизму. В нем автор Адольф был непревзойденным мастером.
Более того, нельзя упускать из виду размеры самой картины. В написании работы Бугеро стремился к подлинности масштабов, впрочем, письмо в натуральную величину преследовало все работы мастера. Подобная мешанина нюансов подпитывает мастерство художника в изображении чувственных моментов жизни человека.
Наряду с влюбленной девушкой в картине уживается мифический персонаж по мотивам римских историй — Амур. Благодаря появлению в сюжете сорванца со стрелами улавливается замысел Бугеро. Любовь, и все, что связано с эти чувством, не всегда имеет повествование в образе начал мужского и женского. Девушка художника влюблена в мнимого персонажа. Его нет на полотне.
Быть может статься, предмет любви — бестелесная сущность, например Бог, или герой, который вовсе не испытывает взаимности к героине. Ее руки взметнулись к небу, словно крылья.
Название полотна можно понять буквально в этом случае. Еще миг, и девушка воспарит над миром. Она тянется к Амуру, не известно видит ли его образ влюбленная. Сколько стрел любви еще пронзят ее тело?
Маленький Бог тянется за следующей партией колючих палочек…
Полотно очень теплое и светлое. «Холодные» тела с прозрачной кожей отдают привкусом меда. Колорит теплого спектра тронул окружающую картинку. Это трава и дальний план зарослей. Само построение композиции завязано на героях, которые достаточно крупные для размеров картины.
Несмотря на их тяжесть, и девушка, и Амур равновесно вписаны в сюжет. Они, молча, повествуют о зарождении чувств, древнее которых может быть лишь вселенная, и они окрыляют.
«Юпитер и Антиопа» Маринали, «Меркурий и Психея» Сергеля и другие.
Не очень известный скульптор, но очень мастеровитый, Орацио Маринали (1643-1720, родился еще при Бернини и работал во времена Людовика XIV) изваял скульптурную группу, которой никак не могли правильно подобрать название. Фигурировали следующие названия: «Спящая Венера с сатиром», «Обнаженная спящая женщина, к которой подкрадывается фавн», «Сатир и спящая женщина», но правильное название дано ниже.
Маринали. Юпитер и Антиопа
Маринали. Юпитер и Антиопа. Фрагмент
Все очень просто. Согласно очередной легенде Овидия Зевс (Юпитер) в образе сатира подкрался к Антиопе, которая после этого зачала от него. Удивляет то, как в столь явно выраженном сатире со зверской физиономией искусствоведы смогли угадать самого Юпитера. Зато поза Антиопы здорово напоминает позу Гермафродита. Маринали работал во времена барокко в Италии и времена классицизма во Франции, но в любом случае — во времена менее изящные, нежели времена Кановы, потому такой темпераментной получилась скульптура.
А вот еще одна сюжетная «обманка».
Иоганн Тобиас Сергель ( 1740-1814), швед, испытавший влияние Фюсли, картинку которого в одной из предыдущих статей пришлось частично «запикать», изобразил Психею в компании Меркурия.
Сергель. Психея и Меркурий. 1770-ые. Терракота
Любви тут нет и в помине. Конечно, Меркурия с Амуром не спутаешь. Все выдают крылышки: они не на том месте, потому это не Амур. Крылышки на шляпе (могли быть на ногах) у посыльного бога Меркурия (Гермеса), выполняющего роль сопровождающего на Олимп натерпевшуюся всяческих издевательств со стороны Венеры Психею, где ее полностью реабилитируют.
Тот же Сергель изобразил Юпитера с Юноной.
Сергель. Юпитер и Юнона. Терракота
Юпитер действует без выкрутас и сатиром не прикидывается, все же Юнона считается его «официальной» супругой. Зато плохо различимый в левом нижнем углу третий лишний персонаж — орел – с ревностью смотрит на Юнону: вряд ли с неприличными мыслями — скорее, к ее печени примеряется (вспомним, как некогда сам же Юпитер послал орла поклевать печень Прометея).
У скульптора Жозефа Шинара (1756-1813) совсем скверно обошелся с дамой кентавр Несс, отравивший Геракла своей кровью.
Жозеф Шинар. Несс, похищающий Деяниру. Терракота. Примерно 1839
Сергель. Кентавр, обнимающий вакханку. Терракота. Подобные замыслы появились у скульптора в 1770-ых, еще молодой был
Сергель. Кентавр, обнимающий вакханку. Другой ракурс
Сначала Сергель рисовал кентавра с Деянирой, но в этом сюжете главное – похищение, чего не может делать лежащий кентавр, дама похожа на Европу, которую похищает Зевс, но Зевс это делал, прикинувшись быком. Поэтому в итоге название дано по факту изготовления. Сергель вылепил красивую вакханку и в очередной раз продемонстрировал свое мастерство.
Кстати, Геракл убил кентавра Несса за попытку изнасилования Деяниры. Это тоже послужило темой для скульптур и картин. Поскольку кентавр выделяется размерами, данные композиции имеют некоторое сходство с рассмотренными выше парными скульптурами с участием кентавров.
У Геракла и до данного эпизода были натянутые отношения с кентаврами.
Жан Батист Стуф (годы жизни 1742-1826). Геракл, убивающий двух кентавров. 1785. Терракота
Таким образом, Стуф сделал следующий шаг: сразу двух кентавров убивает Геракл, сюжет совсем уж выходит за рамки парных композиций, но три персонажа нисколько не приближают композицию к «Трем грациям», а скорее – к знаменитой античной композиции «Фарнезский бык», но там вообще «куча-мала».
Также по этой теме:
Роден — отец современного искусства, а кто же мать?
О чем мечтал Гудон и что из этого получилось
Лоренцо Бартолини. Начало пути.
Неприятности у Гудона или как не стоит изображать власть предержащих
О Макиавелли и его времени
Аполлон Бельведерский, Персей Кановы, Язон Торвальдсена
«Амур и Психея» Карделли.
Изумительная, больших размеров композиция создана итальянским скульптором Доменико Карделли (1779-1810). При Николае I коллекция новейшей западноевропейской скульптуры находилась в прекрасном зале, откуда позднее подобная скульптура была выдворена на «лестничную площадку» лестницы, ведущей в тесноватый зал Кановы, Торвальдсена и других. Речь идет об Эрмитаже.
Доменико Карделли. Амур и Психея. Мрамор. 1797-1804. Мраморный вариант закончен Пьетро Марчетти
На сей раз не Амур склоняется над Психеей, но Психея склонилась над Амуром и вот-вот его обожжет маслом.
Доменико Карделли по своему таланту и образованности, как никто другой в это время, мог бы составить конкуренцию самому Канове, но он умер в 31 год в 1822. Его изумительная композиция незаслуженно задвинута в Эрмитаже в угол лестничного перехода. Она, как в «Поцелуй Амура и Психеи» Кановы, исполнена в пирамидальной форме, но поражает законченностью и красотой контуров. Скульптор слегка приподнимает тело Амура, поэтому в отличие от многих «лежащих» скульптурных фигур обе фигуры видны и их можно оценить. Эта скульптура превосходит работу Кановы. А мраморный «матрас» Карделли превосходит знаменитый мраморный матрас самого Лоренцо Бернини, сделанный для знаменитого античного Гермафродита, поскольку на вид он мягче.
Скульптура
Неудача с поступлением в Парижскую школу не отняла у Родена желание и дальше развивать в себе творчество. Поначалу он перебивался мелкими заработками, был подмастерьем и декоратором, одновременно посещал курсы признанных мастеров. Среди них был и Антуан Бари, который впоследствии стал наставником молодого человека и сильно повлиял на его дальнейшую биографию.
Вскоре Огюст повстречал Розу Бере, она работала швеей. Позднее она часто позировала Родену, ее образ мужчина передал в скульптурах «Миньон», «Вакханка», «Девушка в шляпке с цветами». Со временем он обзавелся собственной мастерской, а после службы в армии (откуда был уволен раньше времени из-за плохого зрения) стал получать много заказов.
В 1876 году Роден путешествовал по Италии. После этой поездки скульптор вдохновился разными стилями. Вернувшись домой, он полтора года работал над шедевром «Бронзовый век», позировал для которого обычный солдат.
Впоследствии Огюст создал еще не одно произведение искусства — «Мыслитель», «Граждане Кале», «Поцелуй» и другие. С годами он научился виртуозно передавать в работах эмоциональное состояние героев. Для этого мужчина изображал людей в необычных позах, иногда делал их в движении. В работах скульптора хорошо просматривается модернизм и экспрессионизм.
На Всемирной выставке 1890 года для работ Огюста выделили павильон, где было представлено больше сотни его законченных и незаконченных скульптур. Там же ценители искусства впервые увидели знаменитые «Врата ада» автора. В этот же период скульптор выполнил частные заказы от разных влиятельных людей.
Архетип сестер
Как в мифе «Амур и Психея», так и во многих сказках присутствуют такие персонажи, как сестры главной героини. И как правило, это завистливые девушки, желающие сестре зла. Обманом они добиваются того, чтобы Психея предала мужа и попала в опасность. Они тоже желают ей смерти, как и Венера.
Психологи говорят о том, что сестры в мифе отражают теневую сторону самой героини. Это ее протест против заточения, жизни в неволе: она не видит и не знает своего супруга, похитившего ее и овладевшего ею. Психея считает его чудовищем, которому была завещана. И хоть он и нежен и добр с ней ночью, она не может подчиниться, пока не сделает самостоятельный выбор.
Интересен и тот факт, что в мифе, в отличие от сказок (например, «Аленький цветочек» и «Аленушка») Психея делает самостоятельный выбор. Сказочные героини оказываются обмануты и подставлены сестрами: они стопроцентные жертвы обстоятельств и высших сил и не могут ни на что влиять. Может быть поэтому сказки так быстро и заканчиваются – их героини пассивны. То есть в результате отсутствует перерождение. Тогда как Психея после всех приключений превращается из человека в богиню.
Первый контакт
Психея поддается увещеванию сестер (своей тени) и решает убить мужа и освободиться из плена. Миф интересен еще и тем, что девушка действительно любит в нем доброго мужа, но ненавидит чудовище, которое, считает, в нем сидит. Она делает нелегкий выбор.
С масляной лампой в руке Психея подходит к спящему супругу. По одной из версий она сама ранится о его стрелу и окончательно влюбляется в Купидона. Психологи считают этот момент переломным в истории феминности, так как до этого представление об отношениях мужчин и женщин сводилось к божественной силе первых и подчиненном, пассивном принятии и следовании вторых.
В произведении Апулея Психея сама совершает действия, в результате которых знакомится с мужчиной во плоти (которого она до этого не имела права даже видеть). То есть она перестает быть женщиной – жертвой обстоятельств. Это равно выходу из темноты, из области бессознательного. На свету ей открывается, что нет разницы между мужем и чудовищем. Она прекращает быть пассивной и становится любящей и отдающей себя сознательно.
И при этом она не отказывается от своей женской сущности, а наоборот, пробуждает и усиливает ее до уровня амазонки.