Натюрморты питера класа

Учебные работы

С 17 века и по сей день выполненный карандашом натюрморт с черепом входит в программу обучения живописи и рисунку — как в университетах, так и в художественных школах. Сразу после того как ученик осваивает карандашный рисунок черепа с натуры, с соблюдением светотени, ему предлагается вписать его в полноценный натюрморт — как правило, со свечой, книгой и какой-либо посудой. И только после этого начинающие художники приступают к выполнению живописного ванитас в цвете.

Как ни странно, но и для художественных фото натюрморты с черепом очень актуальны. И, как и для обычных живописцев, фотохудожники во время своего обучения обязательно выстраивают подобный натюрморт и делают учебные снимки. Главной задачей подобных работ является цветопередача, максимально близкая к картинам эпохи барокко, а также обилие различных символических предметов, окружающих череп.

Просмотры:
154

Аллегорический натюрморт ванитас

Но все-таки, как называется натюрморт с черепом? Ответ содержится в названии подзаголовка — ванитас, что дословно переводится с латыни как «тщеславие» или «суета». Подобные картины — это не просто один из видов натюрморта, а еще и один из самых ранних, наравне с живописными изображениями дичи и другой добычи с охоты. Но почему именно они получили такое название? Дело в том, что слово «ванитас» несколько раз повторяется в изречении, взятом из латинского перевода Библии:

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!

«Ванитас ванитатум» — это как раз и означает «суета сует». Первые ванитас вообще не были самостоятельными картинами — монохромные натюрморты с черепом и подсвечником традиционно рисовались на обороте портретов эпохи Возрождения. Это символизировало бренность бытия, намекая на смертность изображенного лица, оборотную сторону жизни. Несмотря на то что значительный расцвет ванитас в качестве самостоятельного поджанра пришелся на эпоху барокко, первые подобные натюрморты встречались и в 16 веке, продолжали появляться в 19-20 веках, а также иногда используются и сегодня. Аллегорический смысл, которым наполнены натюрморты с черепом, никогда не утратит актуальности.

Творчество художника

Питер Клас (около 1597, Бургштейнфурт, Вестфалия — 1660–1661, Харлем) с 1617 жил в Харлеме. В молодости увлекался натюрмортами, на которых изображал самые разнообразные предметы домашнего обихода. Совместно с Виллемом Класом Хедой разработал позднее новый тип монохромного банкета — разновидности натюрморта, изображающего завтрак. Избегал напыщенности, свойственной фламандским образцам, и писал небольшое количество предметов на белой скатерти, объединяя предметный мир в целостную картину. Для Класа характерна палитра тонов, состоящая в основном из оттенков коричневого, охры, серого и белого. Предметы на его натюрмортах почти не дают бликов. Такой подход вскоре стал классическим в голландской живописи.

№12 «Натюрморт с сиренью», Кузьма Петров-Водкин

Год: 1928

«Натюрморт с сиренью», 1928 г. Частная коллекция, Кузьма Петров-Водкин

Картина — типичный образец стиля художника. Он характеризовался незаурядной палитрой цветов, различными оптическими иллюзиями и новыми для зрителя точками обзора. Привычные вещи Петров-Водкин изменяет, прибегая к фактурному и цветовому контрасту предметов на картине. Центр композиции — ветка сирени, поставленная в стакан воды, и, скорее всего, свежесрезанная. Она окружена чернильницей из хрусталя, а также письмом, спичечным коробком, опавшими листьями и экземпляром L’Art Vivant. Именно этому французскому журналу в 1925 году Кузьма Сергеевич давал интервью. Композиция расположена на синей скатерти. Это произведение очень напоминает другое его «детище» — более позднюю «Черемуху в стакане» (1932). Натюрморт имеет большое значение в искусстве как жанр, позволяющий говорить языком предметов, создавать эмоциональную атмосферу. Сегодня он не утратил популярности. Многие маститые и начинающие художники изображают плоды, цветы, другие предметы в различных стилях. Наверняка некоторые из них со временем станут предметом восхищения и настоящей классикой.

№13 «Цветы и плоды», Иван Хруцкий

Год: 1839

«Цветы и плоды», 1839 г. Государственная Третьяковская галерея (Москва), Иван Хруцкий

Иван Хруцкий — прославленный мастер живописи, чьи работы сегодня признаны настоящими шедеврами. Его натюрморты породили целую волну подражаний и имели успех у публики. Одним из лучших его произведений смело можно считать «Цветы и плоды». Оно пропитано осенними мотивами. Спелый виноград, груши, лимоны, персики, тыква говорят о том, что пришло время собирать урожай. По смотрящим вниз пионам видно плавное увядание природы. Зеленые, синие, розовые, желтые оттенки символизируют самую пеструю пору осени. В центре композиции — ваза с рельефными животными и растениями. Они являются лишь частью декора вазы, однако привносят в натюрморт оживленность. Стакан с лимонной водой (рядом с вазой) не только гармонирует с виноградом, но и с блестящим стеклянным сосудом позади. Еще один замечательный элемент композиции — тыква. Это самый крупный, весомый плод на картине Хруцкого, он делает ее более основательной. Маленькая гроздь винограда на переднем плане находится так близко к краю стола, будто скоро сорвется и упадет. Такой интересный прием художник использовал, чтобы сделать натюрморт более подвижным.

Хармен ван Стенвейк

Не меньше Питера Класа натюрморты с черепами любил изображать голландский живописец Харвен ван Стенвейк. Выше представлены репродукции следующих его картин:

  • «Натюрморт ванитас», около 1640 года.
  • «Аллегория суеты человеческой жизни», около 1640 года.
  • «Натюрморт», около 1640 года.
  • «Натюрморт из скульптурного бюста, черепа, масляной лампы и других предметов на каменном уступе», около 1650 года.

Но, в отличие от работ Питера Класа, ван Стенвейк не писал однообразных сюжетов — почти всегда они были наполнены различными аллегориями, написаны в разном свете и цветовой гамме, и даже положение черепа всегда разное. Среди представленных картин сходство можно увидеть в первых двух — они объединены изображением ручки меча, раковины и дорогой красной ткани. Значит, в обоих случаях имелась в виду бессмысленность силы и власти перед смертью, а также намек на развратность (раковина). Но на первой картине можно увидеть еще и трубки, и бутыль — злоупотребление зельями и мимолетными удовольствиями. На второй — разнообразная медная посуда, что говорит о накопительстве, скаредничестве, которые художник тоже не одобряет.

Третья картина совсем другая — она выполнена в светлых тонах, там присутствуют спелые фрукты, флейта, книги, а также элементы переписки. Это все, скорее всего, намекает на то, что даже поэтичные юные натуры склонны к грехопадению (виноград и персики — его символы). На последнем полотне вновь изображены трубки и оружие, но интересна она необычным обилием бюстов, скульптур и портретов. Скорее всего, все это говорит о человеческой памяти, которая живет благодаря различным памяткам об умершем человеке.

Питер Клас

Был большим любителем натюрмортов с черепом и Питер Класс, еще один голландский художник. На его счету более сотни различных картин ванитас, порой он перерисовывал одну и ту же композицию несколько раз, меняя в ней какой-либо незначительный предмет или угол падения света. Выше можно увидеть репродукции следующий картин:

  • «Натюрморт с черепом и пером», 1628 год.
  • «Ванитас», 1630-й.
  • «Натюрморт ванитас», 1630 год.
  • «Натюрморт ванитас с книгой, черепом, масляной лампой, рюмкой и ручкой», 1630-й.

Натюрморты с черепом Питера Класа обладают рядом постоянно присутствующих предметов. Почти всегда композицию дополняет масляная лампа или свеча, перо, карманные часы, орехи и опрокинутый бокал — как правило, с шипованной ножкой. Как уже известно, свечи и лампы символизируют угасшую жизнь, перо, как и книги, — ученость. Присутствие часов намекает на быстротечность времени или остановившуюся жизнь, раздавленные орехи говорят о сломанной оболочке тела, опрокинутый бокал — о злоупотреблении пьянством.

Большинство натюрмортов ванитас этого художника хранятся в Метрополитен-музее Нью-Йорка.

Якоб де Гейн Второй

Первый голландский натюрморт с черепом, репродукцию которого можно увидеть выше, являлся еще и первым натюрмортом для Голландии в целом. Его автором стал художник Якоб де Гейн Второй, он написал этот «Натюрморт ванитас» в 1603 году. Эта картина необычайна по своей силе изображения и цветовой глубине, именно так будут выглядеть почти все натюрморты именитых голландских мастеров, среди которых Рубенс и Рембрандт. Здесь череп все еще традиционно помещен в центр композиции и находится в некотором углублении.

В левой вазе изображен тюльпан — классический для Голландии символ расточительства и безответственности, в то время как правая ваза занята лишь одним увядшим стеблем. Это намек на то, что перед смертью равны богатый и бедный, молодой и старый. Рассыпанные перед черепом монеты разного достоинства также намекают на расточительство. Над черепом в проеме расположился огромный стеклянный шар, в котором отражается комната — как и зеркала, в ванитас такие шары означают фальшивое изображение действительности, в которое превращается тело человека после его смерти. Любопытно, что в арку де Гейн вписал декоративные фигуры смеющегося Демокрита и плачущего Гераклита, характерные и для эпохи Возрождения, и для барокко. Хранится полотно в Метрополитен-музее Нью-Йорка.

На главном фото статьи также представлена картина этого художника под названием «Натюрморт ванитас», созданная в 1621 году. Это уже типичный для барокко натюрморт, наполненный множеством символичных предметов, среди которых огромное количество книг, символизирующих ученость, лавровый венок, доспехи и мантия, намекающие на силу и власть, а также музыкальные инструменты и бюсты — все это вещи, которые нельзя забрать с собой в могилу, а потому в центре вновь череп. Художник хотел сказать, что ценность имеет лишь душа, а все остальное — суетливо и временно, ведь даже собственный скелет не остается человеку после смерти.

№2 Rideau, Cruchon et Compotier (Гардина, кувшин и ваза для фруктов), художник: Поль Сезанн

Год: 1894

Rideau, Cruchon et Compotier (Jug, Curtain and Fruit Bowl) (1894) — Paul Cezanne

Поль Сезанн считается величайшим мастером натюрморта, и эта работа является его самой знаменитой картиной в этом жанре. Технически отмечается двойная перспектива, которую создал Сезанн, она визуально захватывает зрителя красиво написанными несбалансированными частями. Подобные картины Сезанна считаются прелюдией к нескольким типам искусства двадцатого века, включая кубизм Пикассо. По состоянию на 2015 год эта картина является самым дорогим натюрмортом, когда-либо проданым на аукционе.

№3 «Васильки», Исаак Левитан

Год: 1894

«Васильки», 1894 г. Частная коллекция (Москва), Исаак Левитан

Левитан любил натюрморты, и иногда, после прогулок в лесу, его мастерская походила на цветочный магазин. Он любил изображать полевые и лесные цветы на своих полотнах, чтил природу даже в самых скромных, простых ее проявлениях.
 
На картине «Букет васильков» мастер не изобразил вокруг вазы с цветами ни одной детали. Ничто не должно отвлекать зрителя от нежных васильков. На первый взгляд, цветы очень похожи между собой, но при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что все иначе. Каждый василек имеет собственный оттенок — здесь и насыщенно-синие, и голубые, и розовые, и нежно-фиолетовые и даже белые.
 
С цветами в букете соседствует пшеница, пара ее колосков. Это создает ощущение небрежности, будто колоски попали в вазу по невнимательности. Однако в этом заключается особая притягательность композиции, ее шарм.

№5 «Натюрморт», Казимир Малевич

Год: 1911

«Натюрморт», 1911 г. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Казимир МалевичЧувствуя себя реформатором, Малевич восставал против реализма, а классицизм считал изжившим себя. Он хотел вносить через искусство изменения в повседневность. Помощниками в этом были холст, краски и кисть. Натюрморт с густыми полосами, объемными фруктами и плоской посудой — плод творческих поисков Малевича. Все ее части объединены лишь контрастным цветом, очень характерным для художника. В центре композиции расположилась белая ваза, которую окружают фрукты. Некоторые из них обозначены лишь контурами с залитым цветом внутри, другие изображены с элементами реализма благодаря частичной прорисовке их объема. Ни белой вазе, ни черному кувшину, ни тарелке теней не досталось. Малевич был уверен, что действительность вторична по отношению к живописной форме.

Задний план

Начиная с неоклассической эпохи , натюрморты в значительной степени игнорировались художниками как тривиальные. Это не считалось таким же важным, как религиозные и исторические картины или даже пейзажи и портреты. Исключением был короткий период в искусстве Северной Европы 17 века, особенно в Нидерландах, хотя это не оказало большого влияния. Это пренебрежение натюрмортами в искусстве сделало его привлекательным предметом для Сезанна, который считал этот предмет чистым листом, на котором он мог экспериментировать. Из-за отсутствия условностей в изображении предмета Сезанну была предоставлена ​​свобода создавать смысл в этой в значительной степени нетронутой области. Своими натюрмортами Сезанн фактически заново изобрел и оживил предмет, который затем оказал большое влияние на художников 20-го века, таких как Пабло Пикассо и Анри Матисс .

Симон Ренар де Сен-Андре

Очень плодовитым мастером данного жанра был и французский художник Симон Ренар де Сен-Андре. Выше можно увидеть копии следующих картин:

  • «Ванитас», 1650 год.
  • «Натюрморт», около 1650 года.
  • «Натюрморт ванитас», год неизвестен.
  • «Натюрморт», около 1660 года.
  • «Натюрморт ванитас», около 1660 года.

Как и Хармен ван Стенвейк, Сен-Андре очень разнообразен в плане композиций своих натюрмортов. Картины различаются по свету, цветовой гамме и символам. Из ранее не упоминаемых элементов аллегорического толка можно выделить мыльные пузыри. Это отсылка к латинскому выражению «человек есть мыльный пузырь», намекающее на скоротечность и хрупкость жизни. Также почти всегда в ванитас Сен-Андре присутствуют не только музыкальные инструменты, но и ноты, что говорит об эфемерности бытия и о том, насколько ценно в ней различно искусство, также способное оставить память о талантливом человеке после его смерти. Увядшие цветы стали в работах этого живописца своеобразной заменой потухшей свече.

Юриан ван Стрек

В свою очередь, от классического натюрморта с черепом из эпохи барокко не отошел голландец Юриан ван Стрек при создании своей картины на тему vanitas в 1680 году

Череп здесь не занимает центральной позиции — напротив, все внимание зрителя привлекают огромные пышные перья, возвышающиеся по центру и четко разделяющие полотно пополам. Также здесь присутствуют военный шлем, кинжалы и книга с пьесой Софокла «Электра»

Скорее всего, именно пьеса является ключом к пониманию задумки художника — перья, вероятно, символизирует гиперболизированное тщеславие, заблуждение в собственной правоте, а шлем и кинжалы олицетворяют убийство и месть. Интересным элементом является и ярко-красный женский портрет на платке, который зритель в первую очередь принимает за бесформенное пятно крови.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: