2.2. Какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб?
Детям о тракторе
Особенно интересен этот материал для мальчиков!
Расскажите ребенку, что раньше машин не было и хлеб было вырастить очень трудно. Сейчас у нас все тяжелые работы делают машины. И немало их нужно, чтобы хлеб в поле вырастить и собрать урожай. Люди придумали удивительные машины. Может быть, когда ты вырастешь, ты тоже что-то придумаешь, что будет помогать всем людям.
Главная машина – трактор. Почему главная? (Выслушайте предположения ребенка).
Трактор – удивительная машина, которая сама для себя дорогу возит. Как трактор это делает Вы узнаете из рассказа (текст даю здесь по мотивам рассказа А. Ивича).
Трактор возит все орудия, которыми обрабатывают землю. Это тягач.
Чем отличается грузовой автомобиль от трактора – тягача? (Выслушайте предположения ребенка и дайте правильный ответ). Грузовой автомобиль на себе груз возит в кузове, а трактор тянет груз за собой.
Но трактор не простой тягач, а вездеход. Как ты думаешь, почему трактор можно назвать «вездеходом»? Правильно, потому что он «везде ходит» — и по дороге, и по вспаханному полю.
Как же так получается, что трактор везде может проехать, даже там, где обычная машина не проедет? (Рассмотрите трактор и машину с ребенком – обратите внимание на колёса – пусть ребенок попробует сам догадаться, за счет чего это происходит). У трактора вместо колёс небольшие стальные катки – по четыре с каждой стороны
На катки надеты стальные ленты. Они сделаны из отдельных звеньев, как цепь. Эти ленты называются «гусеницы». Найдите гусеницы на картинке
У трактора вместо колёс небольшие стальные катки – по четыре с каждой стороны. На катки надеты стальные ленты. Они сделаны из отдельных звеньев, как цепь. Эти ленты называются «гусеницы». Найдите гусеницы на картинке.
Заднее колесо – зубчатое. Оно цепляет звенья гусеницы и передвигает ленту. Катятся по ленте катки, как по рельсам или по ровной дороге.
Выходит, что трактор сам возит для себя дорогу. Гусеницы – это его дорога! Потому он и не боится бездорожья!
Трактор работает в поле с ранней весны до поздней осени. В кабинке за рулем сидит кто? (тракторист). Он управляет трактором.
Много работы выполняет трактор. Осенью к трактору сзади прикрепляют большой плуг. Плуг поднимает и переворачивает верхний слой почвы. Так трактор делает мягкую постельку для семян. Чтобы семена спрятались в землю от ветра и могли брать из земли все соки, которые им нужны для роста.
После этого трактор землю боронит. Если посевы озимые – их сеют перед зимой, то боронят осенью. Если посевы яровые – их сеют весной – то боронят весной. К трактору прикрепляют борону. Борона прочесывает землю зубьями как расческой.
И на этом работа трактора не закончилась. К нему теперь прикрепляют уже не борону, а культиватор. У культиватора нет зубьев, а есть…. Лапы!!!! Да, они так и называются – «лапы». Эти лапы рыхлят землю и срывают сорняки. Чтобы сорняки не мешали пшенице расти!
Вот теперь трактор потрудился на славу! Можно прикреплять к нему сеялку. Сеялка засыпает в землю семена.
Оказалось семечко в земле, прорастет, пробьется наружу зеленым стебельком. Подойдет к концу лето, поспеют колосья. Зерна в колосьях спелые, твердые – пора собирать урожай хлеба.
Тогда приходит на поле другая машина – настоящий великан. Ее называют «комбайн».
Детям о комбайне и комбайнерах. Веселое познавательное видео для малышей
Раньше людям было трудно собирать урожай – они срезали колоски серпом, потом в снопы вязали, укладывали на телегу, везли молотить. А теперь всю эту работу на поле делают умные машины – великаны «комбайны». Может быть, у тебя на кухне тоже есть кухонный комбайн, который помогает маме? А на поле комбайн другой – не такой как кухонный. Он зерно убирает и поэтому называется «зерноуборочный».
Из короткого веселого познавательного видео о комбайне для малышей Ваши дети узнают:
- что такое зерноуборочный комбайн и кто такой комбайнер?
- как устроен комбайн и как он работает?
- какая еще техника работает на поле и помогает людям собирать урожай хлеба?
https://youtube.com/watch?v=BdoV4E-970Q
Вот и получен урожай зерна! Его везут на элеватор, где зерно хранят. Затем зерно везут на мукомольный комбинат, где из него сделают муку. А готовую муку отвезут на хлебозавод. На хлебозаводе из муки испекут хлеб. Хлеб привезут в магазин, и мы его купим. Так хлеб к нам на стол приходит.
Особенности работы хлебороба
Работа хлебороба — это дело тяжелое, ведь трудиться приходится под открытым небом. Часто погода создает дополнительные трудности, но ни дождь, ни снег не могут стать преградой на пути. Каждый этап выращивания зерновых длится всего несколько дней и за этот период необходимо успеть обработать все поле. Если пашню не вспахать вовремя, то придется отложить посевную, а значит пшеница не успеет вырасти и созреть. Если допустить задержку с уборкой урожая, зерна осыпятся и собрать их уже не удастся. Поэтому хлеборобу приходится трудиться с раннего утра до поздней ночи, несмотря на погоду: и в снег, и в дождь, и в палящий зной.
Алексей Жемчужников — Хлеб
Рабочий люд едва не весь
На нашей родине — без хлеба.
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь!»
Так он, голодный, молит небо
О, братья! Хлеба — беднякам
В лихие дни нужды народной;
И хлеба умственного — нам,
Стоящим вне толпы голодной!
Утробной пищей сыты мы;
Но без духовного питанья
Ослабли тощие умы,
Бесплодны скудные познанья.
Хоть удается нам порой,
Пускаясь в хитрость и в обманы,
Прикрыть дешевой мишурой
Неблаговидные изъяны;
Хоть, искусившись в похвальбе,
Среди народов даже ныне
Мы поклоняемся себе,
Как между нечистью святыне,—
Но жизнь осветит темный путь
И правду горькую откроет,
Разоблачив когда-нибудь,
Чего гордыня наша стоит.
О, никогда и никому,
Кто льстит вам, братья, вы не верьте!
Без пищи умственной — уму
Грозит беда голодной смерти.
Всем хлеба! Хлеба — беднякам
В лихие дни нужды народной;
И хлеба умственного — нам,
Стоящим вне толпы голодной!
Часть 2.Как хлеб на стол пришел: рассказ для детей в картинках и заданиях
Спросите ребенка: откуда берется у нас дома хлеб? Правильно, из магазина! А откуда он берется в магазине?
Выслушайте доброжелательно и внимательно любые предположения ребенка – наблюдение за его речью поможет Вам понять, что Ваш ребенок знает, а в чем его представления неточные или ошибочные или их вообще нет! А дальше предложите ребенку узнать секреты о том, как хлеб к нам на стол пришел, какие удивительные машины помогают людям получать хлеб из зернышек.
2.1. Как растет пшеница и рожь?
Хлеб получается из зернышек. А как же эти колоски с зернышками вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи).
Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно). Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес).
Рассмотрите с ребенком на картинке колосок ржи и пшеницы и сравните их. Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые) А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи)
После этого посмотрите короткое познавательное видео для малышей о том, как растет пшеница на поле.
Видео для детей «Как растет пшеница?»
Из этого короткого занимательного познавательного видеоролика для дошколят Ваш ребенок узнает:
- где растет пшеница?
- сколько зерен пшеницы надо вырастить, чтобы испечь один батон хлеба,
- как называются люди, которые выращивают хлеб,
- как люди убирают урожай хлеба,
- как раньше люди выращивали хлеб.
https://youtube.com/watch?v=uR57KBdpzkE
После просмотра видео обязательно побеседуйте с малышом о фильме, спросите:
- что его больше всего заинтересовало в фильме,
- чем он хочет поделиться с папой, друзьями,
- что его удивило в этом фильме,
- что новое он узнал.
- Задайте уточняющие вопросы по содержанию видеофильма.
Вечером или на следующий день поиграйте с детьми в выращивание хлеба – Вам поможет инсценировка по сказке.
Литовская сказка. Как волк вздумал хлеб печь
Эта сказка очень хороша для инсценировки и закрепления представлений о выращивании хлеба у малышей. Пусть ребенок в сценке объяснит волку, как выращивается хлеб.
Сначала прочитайте ребенку сказку, а потом предложите в нее поиграть.
Вариант игры — инсценировки: Можно разыграть сюжет этой сказки по-другому с повторением одного и того же диалога с разными персонажами (как в сказке «Колобок»). Ваш малыш идет в путешествие в лес и всех зверюшек угощает кусочком хлеба. Хлеб нравится зверюшкам, и каждый зверек хочет узнать, как его вырастить. Ребенок каждому зверю рассказывает, как выращивают такой вкусный хлеб (перечисляет последовательность работы). Но все звери отказываются выращивать его, узнав, какой это долгий и тяжелый труд. Ребенок выполняет в игре роль человека, пришедшего в лес. А взрослый – роль всех зверей по очереди. Повторив несколько раз в игре последовательность выращивания хлеба, Ваш малыш уже точно ничего не перепутает. А играть в эту игру он будет с удовольствием, ведь все дети очень любят играть!
С 5 лет можно ребенка познакомить с сельскохозяйственной техникой, которая помогает людям в работе; с тем, как взаимосвязаны разные профессии людей – комбайнер, тракторист, агроном и другие.
Круг обязанностей хлебороба
Что такое хлебороб? Это многофункциональная профессия, которая требует внимательности, собранности, трудолюбия, значительной физической силы и отличных навыков механика по ремонту спецтехники. Самая напряженная пора длится с ранней весны до середины осени. Когда сходит снег, необходимо взрыхлить пахотное поле — бороновать почву, чтобы запечатать влагу внутри. Для этого верхний слой земли разрыхляют до мелких крупинок, благодаря чему вода меньше испаряется. Рыхлый слой быстрее прогревается, хорошо проветривается, а питательные вещества накапливаются вследствие микробиологических процессов.
Затем поле следует засеять семенами, летом убрать урожай, заготовить зерно и кормовую часть. С наступлением осени поле снова необходимо вспахать и засеять озимой пшеницей. Время от времени хлебоуборочная техника выходит из строя: даже при тщательном уходе трактора ломаются, а ремонтировать их нужно предельно быстро. Хлебороб — это мастер на все руки, который может оперативно найти и исправить поломку, а затем вернуться к своим основным обязанностям.
Сергей Есенин — Песнь о хлебе
Вот она, суровая жестокость,
Где весь смысл — страдания людей!
Режет серп тяжелые колосья
Как под горло режут лебедей.
Наше поле издавна знакомо
С августовской дрожью поутру.
Перевязана в снопы солома,
Каждый сноп лежит, как желтый труп.
На телегах, как на катафалках,
Их везут в могильный склеп — овин.
Словно дьякон, на кобылу гаркнув,
Чтит возница погребальный чин.
А потом их бережно, без злости,
Головами стелют по земле
И цепами маленькие кости
Выбирают из худых телес.
Никому и в голову не встанет,
Что солома — это тоже плоть!..
Людоедке-мельнице — зубами
В рот суют те кости обмолоть
И, из мелева заквашивая тесто,
Выпекают груды вкусных яств…
Вот тогда-то входит яд белесый
В жбан желудка яйца злобы класть.
Все побои ржи в припек окрасив,
Грубость жнущих сжав в духмяный сок,
Он вкушающим соломенное мясо
Отравляет жернова кишок.
И свистят, по всей стране, как осень,
Шарлатан, убийца и злодей…
Оттого что режет серп колосья,
Как под горло режут лебедей.
Коньков И. — Самый вкусный, несравненный
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет —
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с мёдом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же — хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят всё со сдобой
И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят —
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье —
То, что мама испечёт,
Для детишек объеденье,
Разевай пошире рот!
И еще промолвил слово:
— С хлебом горе не беда!Не забудьте, мол, какого
Стоил этот хлеб труда!..
Нина Детская — Я сегодня хлеб не ел
Я сегодня хлеб не ел,
В лупу на него смотрел.
Весь он в дырочках узорных…
В ямках – белый, в ямках – черный.
Посмотрю в бараночке,
В булке… Тоже – ямочки.
Я у бабушки спросил:
— И пирог дырявым был?
Засмеялась бабушка:
— И блины-оладушки!
Что же это за секрет?
Надо в тесто посмотреть.
Мама тесто замесила,
Набирало тесто силу!
Круглой шапкой поднялось,
Разрослось и расползлось.
Край из миски выпадал…
Кто же вверх его толкал?
— Мама, в лупу посмотри!
Выползают пузыри!
Что же прячут пузыри?
Воздух! Он у них внутри.
Вот откуда в хлебе ямки,
Вот откуда в хлебе дырки!
Потому что там, внутри,
Пузыри-богатыри!
Часть 4. Пословицы и поговорки о хлебе. Развиваем речь – рассуждение
Попросите ребенка (в возрасте 5 лет и старше) объяснить, почему так говорят, почему люди придумали эту пословицу. Это задание развивает у ребенка умение доказывать свою точку зрения, то есть речь – рассуждение.
Детям 6- 7 лет и старше можно дать задание сложнее – «найди 5 доказательств того, что эта пословица о хлебе верна». Лучше всего выполнить это речевое упражнение в игре. Моя любимая игра, которую обожают мои маленькие ученики – игра в «Мост»
- Нарисуйте мост через речку на листе бумаги. Мостом будет дорожка из 5 прямоугольников . Каждый прямоугольник равен по размеру сторонам кирпичиков из строительного набора.
- Задача ребенка или группы детей – перебраться на другой берег реки. А для этого нужно подобрать 5 доказательств – ответов на вопрос: «Почему так говорят?»
- Дайте ребенку 5 кирпичиков из строительного набора. Каждый кирпичик в игре будет накладываться на прямоугольник моста, поэтому должен быть абсолютно одинакового размера с ним.
- Ребенок начинает подбирать доказательства. Вы помогаете ему наводящими вопросами, или наоборот задаете проблемные провоцирующие вопросы. Например: « Разве хлеб всему голова? Вода всему голова! Без нее человек не проживет. А без хлеба жить можно!» Как только ребенок подобрал доказательство своей точки зрения – точный аргумент – мы кладем на мост кирпичик. Один шаг пройден. А еще почему так говорят? Найди еще другие доказательства!
Полезные советы из моего практического опыта проведения этой игры с пословицами и поговорками:
- Некоторым детям потребуется не просто нарисовать мост, а придумать целую историю о том, зачем нам надо через него перебраться и выполнить это задание. Например, мы в игре идем кого-то спасать или искать волшебное письмо или в гости к другу или отправились на поле смотреть, как растет хлеб.
- Можно построрить мост из 5 кирпичиков по 1 пословице. А можно нарисовать длинный мост из 15 кирпичиков (и использовать 3 пословицы). Второй вариант хорошо подходит для группы детей.
Пословицы для игры с детьми по теме «Хлеб»:
— Хлеб – всему голова! (Что значит «голова»? – главный. Почему хлеб всему главный?). — Доплясались, что без хлеба остались. (Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь). — Хлеб – батюшка, вода – матушка. — Хлеб – дар божий, отец, кормилец. — Хлеб да соль, и обед пошел. — Будет хлеб — будет и песня. — Рожь поспела — берись за дело. — Много снега — много хлеба.+
Еще о хлебе Вы можете найти интересные материалы для занятий и игр с детьми в статьях рубрики «Мир вокруг нас»:
1. Интереснейшую статью в картинках «Детям о профессиях. Кондитер». Из нее Ваши дети узнают:
- кто печет булочки? чем отличаются профессии повара и кондитера?
- какие бывают булочки и пироги?
- как работает кондитерский цех?
Вы совершите настоящее видеопутешествие в цех, в котором выпекают булочки. А также Вы получите серию развивающих игр с детьми в картинках!
2. Осенние традиции на Руси — уборка хлеба, проводы перелетных птиц и не только. Осень — златопряха.
Еще материалы по ознакомлению детей с профессиями Вы найдете в статье «Детям о профессии пожарного: познавательные рассказы в картинках, игры, развивающие задания».
До новых встреч на «Родной тропинке»!
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Высокий уровень отвественности
Чтобы качественно выполнять свои обязанности, специалист должен знать порядок агротехнических операций и успешно применять их в поле, знать принципы работы сельхозтехники, уметь настраивать правильные режимы механизмов и в сжатые сроки устранять поломки. То, что обычному человеку может показаться непосильно трудным, для хлебороба это всего лишь рабочие будни: его натруженные, мозолистые руки и светлая голова легко решают трудности и справляются с самыми сложными задачами. Выращивать хлеб — почетный труд, но он требует от мастера полной самоотдачи, собранности и высокого уровня личной ответственности.
Хлебороб — это великая профессия, благородная и уважаемая. Благодаря тяжелому труду на каждом столе появляется свежий, ароматный хлеб, без которого невозможно представить существование человека.
Набиева И. — Хлеб
Работают эпохи жернова,
Меняет жизнь привычное теченье,
Утрачивая прежнее значенье,
Уходят устаревшие слова.
Но есть слова, чей смысл так велик
Что время обойтись без них не может,
О них еще немало песен сложит
О них серьезней думать повелит.
Хочу сказать о добром слове «ХЛЕБ»,
Которое весомее с годами,
Судьбе его, просоленной слезами,
Впечатавший в историю свой след…
Тот след не зарастает ковылем…
Под грозные военные раскаты
И хлеб пошел с винтовкою в солдаты,
Отстаивая землю под огнем…
Но битва продолжается за хлеб.
Еще сегодня гибнут на планете
Не знающие вкуса хлеба дети,
А кто-то к их страданьям глух и слеп.
За словом «хлеб» — волнение и труд,
Дожди, неурожаи, суховеи,
Величие целинной эпопеи
И времени пристрастие – строгий суд.
Александр Симонов — Легенда о Бородинском хлебе
На Бородинском поле шло сраженье,
Картечи визг, как по стеклу ножом,
И вот французов лёгкою мишенью
Стал наш обоз с мукой и фуражом.
То ли ядро шальное, то ли мина,
То ли снаряд в фургон с мукой попал,
А следом шёл фургон с корицей, тмином,
И взрыв муку и тмин перемешал.
Ну а солдат кормить-то чем-то надо?
Негоже продовольствие бросать!
Ведь с тмином та мука, поди, не с ядом…
Так стали «Бородинский» выпекать.
И говорят, что даже сам Кутузов,
А может быть, и сам Багратион,
Нахваливали меткость тех французов,
Что так удачно вмазали в фургон.
Вот так из века, ставшего былинным,
Пришёл к нам хлеб, который всем знаком.
Как хорошо, что был фургон тот с тмином,
А не с фасолью или с чесноком!
Федоров Василий — Добрый хлеб
Через улицу,
Через будни,
В нежных чувствах
Не сразу понятый,
Добрый хлеб
Под названьем «спутник»
Несу на руке приподнятой.
Скажут:
Хлеб — избитая тема.
Я иду и смеюсь над такими,
И несу домой каравай, как поэму,
Созданную сибиряками,
Земляками моими.
Этим румяным,
Этим горячим,
Пахнущим так заманчиво,
Этим хлебом труд мой оплачен.
Песня моя оплачена.
Но даже самую лучшую песню,
Самую звонкую и земную,
С сухарем в купоросной плесени,
Не стыдясь, зарифмую.
Хлеб несу!..
Поделюсь с женою,
Не скупясь на слова хвалебные.
И припомнится детство мое ржаное,
Юность моя бесхлебная.
С лебедою,
С трухою всякою
Ел «тошнотник» с корочкой тусклой.
А если встречалась булочка мягкая,
То она уже
Называлась французской.
Хлеб несу!..
Удивляются, вижу,
Даже только что евшие
С белого блюда.
Но стоило мне приподнять его
Чуть повыше,
И все увидели чудо.
Сразу пришло
Давно знакомое:
Поле и молодость
С днями непраздными.
Сладко запахло старой соломою,
Мятой-травой
И цветами разными.
И увиделось, как воочью:
И косьба,
И стогов метание,
И межа, бегущая к ночи,
И на меже
С любимой свидание.
Любовь и хлеб —
Извечные темы.
Славя хлеб, как любимой имя,
Несу домой, приподняв его,
Как поэму,
Созданную сибиряками,
Земляками моими.