Агитационные плакаты и политическая пропаганда
Молодому советскому государству для восстановления после революции и Гражданской войны требовалось здоровое, грамотное, в том числе и политически, население. Для каждой прослойки общества были разработаны отдельные рекомендации по просветительской работе. Так, лекторам, выступающим перед крестьянством, то есть малообразованными людьми, предлагалось говорить чётко, ёмко, кратко, минут на 15. Продолжительные мудрёные речи, обилие информации, как считалось, могли дать негативный эффект и вызвать у аудитории раздражение и агрессию.
На плакатах, ориентированных на рабочих, используется авангардный стиль. Те, что обращались к жителям села, напоминали лубок.
Автор плаката — Хвостенко В., 1925. (pinterest.com)
Автор плаката — Черемных М., 1924. (pinterest.com)
Автор плаката — Кругликова Е., 1923. (pinterest.com)
Автор плаката — Клуцис Г., 1927. (pinterest.com)
Автор плаката — Буланов Д., 1928. (pinterest.com)
Советский человек, по версии пропаганды, усердно трудится, правильно отдыхает в коллективе, занимается спортом и следит за своим здоровьем, читает, воспитывает детей. Вредные привычки (алкоголизм, курение), болезни, высокая детская смертность, беспризорники считались наследием прошлого, поэтому риторика пропаганды сводилась к противопоставлению старого (грязного, нездорового) новому (чистому, здоровому). Степень культурности определялась количеству употребляемого мыла. Эпидемии испанского гриппа, тифа, холеры, пришедшиеся на преднэповские годы, ещё были свежи в памяти, а потому плакаты о здоровом образе жизни повторяли классические советы о мытье рук, личной гигиене, дезинфекции, проветривании помещений.
Автор плаката — Бабиченко Д., 1929. (pinterest.com)
Автор плаката — Сенькин С., 1925. (pinterest.com)
Авторы плаката — Клуцис Г., Сенькин С., 1927. (pinterest.com)
Автор плаката — Родченко А., 1925. (pinterest.com)
Автор плаката — Соборова А., 1925. (pinterest.com)
Активными участниками пропагандистских плакатов становятся дети. Они позиционируются как цветы жизни, а их здоровье и счастливое детство — как залог светлого будущего страны. На плакатах дети устраивают митинги в защиту своих прав, требуют от взрослых отказаться от вредных привычек и обеспечить качественную среду. Дети же становятся носителями идеи просвещения и прогресса.
Неизвестный художник, 1926. (pinterest.com)
Автор плаката — Лаптев А., 1929. (pinterest.com)
Автор плаката — Буланов Д., 1929. (pinterest.com)
Автор плаката — Фёдоров А., 1926. (pinterest.com)
Новую роль в обществе приобретает женщина. Она всё ещё мать, которая ответственна за рождение и воспитание детей, то есть будущего всей страны. Но также современное общество видит женщину как участника политического процесса, полноценную личность. Плакаты призывают женщин следить за здоровьем, учиться и беречь честь смолоду, ведь проституция, объявленная пережитком царских времён, была табуирована.
Автор плаката — Комаров А., 1923. (pinterest.com)
Автор плаката — Соколов-Скаля П., 1929. (pinterest.com)
Неизвестный художник, 1929. (pinterest.com)
Авторы плаката — Макарычев И., Раев С., 1925. (pinterest.com)
Были, безусловно, и откровенно пропагандистские плакаты, которые призывали идти на выборы, поддерживать программу электрофикации, покупать акции.
Авторы плаката — Шасс Ю., Кобелев В., 1925. (pinterest.com)
Неизвестный художник, 1926. (pinterest.com)
Автор плаката — Родченко А., 1923. (pinterest.com)
Советские плакаты про работу и труд
Особое место в искусстве плакатов уделялось трудовой жизни. Советский Союз всячески воспитывал в людях правильное отношение к труду. Вся власть — рабочим, все возможности — рабочим, весь мир принадлежит тем, кто трудится.
Советские плакаты про работу наглядно показывали успех рабочего человека и пагубность лени, вызывали осуждение тунеядства. Как правило такие плакаты были очень яркими по своим образам. Образы рабочего и тунеядца представлялись характерными, контрастными. Такие изображения имели определённую силу, и в этом есть настоящее искусство. Далеко не каждый художник сможет создать произведение, способное пробудить в человеке искренние чувства, эмоции, и стать для него мотивирующим.
Это интересно: Поездка в Шанхай, советы для самостоятельных путешественников
Рекламные плакаты
С ростом производства товаров народного потребления возникла необходимость эти товары сбывать населению. Реклама, как известно, — двигатель торговли. Если дореволюционные плакаты напоминали поздравительные открытки или живописные картины, реклама времён НЭПа была приближена к агитплакату. Прямые линии, геометрические фигуры, минималистичный декор и чистые цвета — вместе они создавали образ чистой логики и однозначного утверждения, смысл которого сводился к тому, что покупать — дело правое. Реклама товаров стала ёмкой, хлёсткой, запоминающейся. Слоганы писали поэты, над дизайном работали фотографы, художники, архитекторы. Рекламный плакат был произведением массового искусства.
Авторы плаката — Маяковский В., Родченко А. (pinterest.com)
Авторы плаката — Маяковский В., Родченко А. (pinterest.com)
Авторы плаката — Маяковский В., Родченко А. (pinterest.com)
Автор плаката — Тархов Д., 1926. (pinterest.com)
Один из самых ярких творческих тандемов 1920-х годов — Владимир Маяковский и Александр Родченко. После закрытия плакатного агентства «Окнах сатиры РОСТА», действовавшего в системе Российского телеграфного агентства в 1919—1921 гг., поэт и художник стали работать над рекламой для различных предприятий — от Моссельпрома до ГУМа. Маяковский предложил не только новый стиль речи, с которым реклама обращалась к потребителю, но и принципиально отличный от прошлого подход. «Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдёт. Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создаёт себе имя и вещь. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи», — утверждал Маяковский.
В конце 1920-х годов, сразу после отмены НЭПа, на первый план выйдут призывы вступать в ряды Красной армии и быть всегда готовым встать на защиту Родины. Слова «бей», «борись», «побеждай» используются не только в отношении пагубных привычек, но также против возрождённого образа врага.
Прикольные плакаты СССР
Многие плакаты могут сегодня показаться достаточно забавными или как это сегодня говорится «прикольными». Они являются такими же агитационными и просветительскими, однако могли быть выполнены с юмором. Смешные фразы и образы уходили в народ. Фразы в которых есть умная мысль, посыл, но при этом в которых есть юмор, запоминались людьми ещё лучше, так как их можно было позаимствовать для своего лексикона.
Далее вы можете увидеть собрание плакатов СССР по разным тематикам. Конечно же, здесь представлены не все, и даже не 1%, так как за время существования искусства плакатов их было создано тысячи.
Советские плакаты про алкоголь и пьянство
Просветительские в той же мере относятся к антиалкогольным или плакатам про пьянство. Однако этот раздел можно отнести к отдельному разряду.
В СССР и сегодня идёт борьба с такой пагубной привычкой, как пьянство. Алкоголь разрушает человека, его семью, делает человека неспособным к эффективному труду, плодотворной жизни. В плакатах тех времён данная проблема отражена весьма ярко. Каждый плакат — яркое указание на то, что пьющий человек для общества становится неприятным, тормозящим прогресс и даже лишним.
Особый расцвет антиалкогольных плакатов приходится на времена, когда был введён Сухой закон. Тогда борьба с алкоголизмом была на высоком уровне. Это было отражено и в плакатах, которые буквально кричали о том, что спиртное погубит любого, кто к нему притронется, что необходимо иметь трезвый ум, чтобы стать настоящим героем Светского Союза.
Это интересно: Автомобильный музей Шанхая: изучаем главное
Сфера услуг и прочее
Кошелек или жизнь! В стране бездушных богачей болезни — бизнес для врачей. Свой кошелек ты им отдай, а нет — ложись и помирай!
У них лишь для богатых изобилие, а мы стремимся к изобилию для всех. Около 20 миллионов американцев не имеют средств для того, чтобы купить больше одного литра молока в месяц и потреблять более 6 килограммов мяса в год.
Американская цивилизация «это самая уродливая цивилизация нашей планеты…» — Максим Горький. Культура капитализма: бандитское кино, фашистская пропаганда, растленное искусство, фашизация образования, продажная печать, бульварная литература, людоедская наука.
Обещания: «ПРОЦВЕТАНИЕ». Действительность: «РОСТ ЦЕН», «ИНФЛЯЦИЯ», «ПРОМЫШЛЕННЫЙ ЗАСТОЙ», «БЕЗРАБОТИЦА».
Звуки ударов по барабану капитализма: кризис, разруха, рвачество, взяточничество, продажность, бюррократия, повальная коррупция, алчность, произвол власти, ненависть, воровство, террор, неэффективная экономика.
Европейское содружество. Ясна, понятна для любого цена «содружества» такого: улыбка на губах, елей в речах, в мыслях — ложь, за спиной — нож! А. Безыменский.
***
Богачей с попом брюхатым из-за гор издалека тащут дружно колчака. Радость сытым, радость пьяным, кнут рабочим и крестьянам. Пыль вздымая сгоряча, тащит тройка палача.
***
Американская цифра — минус 22 процента свидетельствует о начавшемся экономическом кризисе в Соединенных Штатах и вместе с тем о кризисе, который нарастает во всех капиталистических странах. Советская цифра — плюс 22 процентов говорит о дальнейшем мощном подъеме советской промышленности.
Усилим борьбу с проституцией — позорным наследием капитализма. Поможем девушке и женщине получить квалификацию. Развернем строительство интернатов, мастерских для безработных, профилакториев и вендиспансеров. Ударим по развратителям.
***
***
***
Хорош друг! Уселся верхом на своих младших партнеров, грабит и закабаляет их, хлещет в хвост и гриву, да еще приговаривает: «подружимся», что у американцев толстосумов означает — сперва вы меня повозите, потом я на вас поезжу.
Источник
Судебная система и выборы
***
Выборные махинации в странах капитала: запугивание, обман, подкуп, посулы кандидата, дела депутата (Урезать зарплату! Стрелять в забастовщиков! Преследовать! Убивать! Душить!). Неграм мест нет. Женщинам мест нет. Колониально-рассовый ценз. Имущественный ценз. Возрастной ценз. Ценз оседлости. Образовательный ценз.
Так проходя выборы в кап.странах! Образовательный ценз. Имущественный ценз. Проверка лояльности. Ценз оседлости. Избирательный налог.
Буржуазный парламент. Обман (мир, свобода, процветание). Избирательные преграды (образовательный ценз, имущественный ценз, возрастной ценз, расовый ценз, ценз оседлости). Подкуп.
Плакаты Англии, СССР и США
Эти плакаты были посвящены тому,что нужно быть осторожными со своими словами, кругом враги и не факт, что тот кому ты рассказываешь окажется тебе другом.
Советский плакат
Британский плакат — “Вот к чему может привести свободный разговор”.
Британский плакат — “Вот к чему может привести свободный разговор”.
“Слушают вражеские уши”.
“Слушают вражеские уши”.
“Вы никогда не знаете, кто находится на проводах! Будьте осторожны с тем, что вы говорите”.
Британские плакаты пропагандирующие экономию: “Когда ты едешь один, ты везешь с собой Гитлера. Вступай сегодня в клуб совместного использования машин”.
К этому плакату так и хочется добавить, что нашей стране бы такие проблемы во время Второй Мировой Войны. Например как жители блокадного Ленинграда отреагировали бы на подобные заявления. Интересную тему про блокаду можете почитать здесь.
А вот наши советские художники постарались над образами Гитлера.
Лицо Гитлеризма.
Британцы тоже от нас недалеко ушли, изобразили Гитлера людоедом обгладывающим кости завоеванных стран.
Вот тоже британский плакат изображающий Гитлера и его прихвостней всадниками апокалипсиса, которые разрушают все на своем пути.
Всадники апокалипсиса
Советский плакат показывающий предательскую сдачу Чехословакии Гитлеру в 1938.
Предательски отдали Чехословакию
Советские плакаты с Лавалем. В 1942 г Берлин поставил премьер-министром коллаборационистского правительства во Франции гражданина Лаваля, который хотел сотрудничества с фашистской Германией. По его распоряжениям уничтожались французские патриоты.
Премьер-министр коллаборационистского правительства во Франции Лаваль
На этих плакатах мы видим солидарность Союзных войск, в разгроме врага со всех сторон.
Американские пропагандистские плакаты:
В Америке во всем бизнес:
«Не дайте этой тени коснуться их. Покупайте облигации военных займов»
А вот сравнение на американском флаге второй мировой войны с их гражданским сопротивлением 1778 года.
«Американцы всегда будут сражаться за свободу»
Американцы всегда будут сражаться за свободу
“Это — враг”.
Это — враг.
«Мы боремся за то, чтобы предотвратить это».
Мы боремся за то, чтобы предотвратить это
“Остановите этого монстра, который не останавливается ни перед чем. Он уже переступил предел. Это твоя война”
Остановите этого монстра
Советские плакаты подбадривающие боевой дух армии и поднимающие патриотизм населения.
Сталин всегда рядом. Следит и поддерживает свой народ