Заточение и смерть
Как пишет французский историк Антуан Варийас, муж Франсуазы весьма болезненно переживал период её отношений с королём. Он был не из тех мужчин, от которых можно было откупиться с помощью званий и титулов. Граф Шатобриан безумно ревновал свою супругу.
Когда та, побеждённая соперницей, возвратилась домой, он приказал запереть Франсуазу в отдельной комнате. Стены этого обиталища были обиты чёрной тканью, а пленнице запрещали разговаривать даже с прислугой.
Полгода Франсуаза де Фуа провела в своей домашней тюрьме. Заключение завершилось гибелью. Согласно версии Варийаса, муж приказал убить Франсуазу, вскрыв ей вены. Судьи были подкуплены, а потому граф так и не понёс наказания. Впрочем, нельзя отрицать, что после заточения в чёрной комнате Франсуаза и сама могла наложить на себя руки. У неё вполне могла развиться душевная болезнь, приведшая к самоубийству.
Франсуа Клуэ «Женский портрет» (не является портретом Франсуазы де Фуа)
Интерес вызывает и несоответствие даты смерти. У Варийаса это 1526 год, а вот на надгробии графини указаны совсем иные цифры — 1537. Упоминания о странной гибели Франсуазы де Фуа не встречаются в других исторических источниках.
С другой стороны, слухи об убийстве графини могли появиться не на “пустом месте”. Несомненно, супруг Франсуазы ревновал её к королю, и был совсем не в восторге от отношений жены с монархом. Современники отмечали, что среди родственников Шатобриана было немало жестоких людей, а потому и сам граф мог в своих страсти и ревности пойти даже на ужасное преступление.
Могла ли предвидеть столь трагический финал своей жизни сама Франсуаза де Фуа? Конечно, нет. В те времена фаворитками королей часто становились замужние дамы, причём их супругов вполне устраивали щедрые подношения от монархов (некоторые даже сами предлагали жён венценосным особам, понимая, что это сулит немалые выгоды). Но граф Шатобриан был человеком иного склада. Он так и не смог простить измену — пусть даже с самим королём.
Брак и проблема
18 мая 1514 года Франциск женился на своей троюродной сестре Клоде , дочери короля Франции Людовика XII и герцогини Анны Бретанской . У пары было семеро детей:
- Луиза (19 августа 1515 — 21 сентября 1518): умерла молодой; помолвлен с Карлом I Испании почти с рождения до смерти.
- Шарлотта (23 октября 1516 — 8 сентября 1524): умерла молодой; помолвлен с Карлом I Испанским с 1518 года до самой смерти.
- Франциск (28 февраля 1518 — 10 августа 1536), который сменил свою мать Клод на посту герцога Бретани, но умер в возрасте 18 лет, неженатым и бездетным.
- Генрих II (31 марта 1519 — 10 июля 1559). Преемник Франциска I на посту короля Франции. Замужем за Екатериной Медичи , возникла проблема.
- Мадлен (10 августа 1520 — 2 июля 1537), которая вышла замуж за Джеймса V Шотландии и не имела проблем.
- Карл (22 января 1522 — 9 сентября 1545), умерший неженатым и бездетным.
- Маргарет (5 июня 1523 — 14 сентября 1574), которая вышла замуж за Эммануэля Филиберта, герцога Савойского , в 1559 году и имела проблему.
7 июля 1530 года Франциск I женился на своей второй жене Элеоноре Австрийской , сестре императора Карла V. У пары не было детей. Во время своего правления Франциск содержал при дворе двух официальных любовниц. Первой была Франсуаза де Фуа , графиня Шатобриан . В 1526 году ее сменила светловолосая культурная Анна де Писселеу д’Эли , герцогиня Этамп, которая после смерти королевы Клода двумя годами ранее обладала гораздо большей политической властью при дворе, чем ее предшественник. Другой его прежней любовницей якобы была Мэри Болейн , любовница короля Генриха VIII и сестра будущей жены Генриха Анны Болейн .
Король и протестанты
В эпоху, когда Францией правил король Франциск 1, ее общество оказалось под воздействием начавшейся в Западной Европе реформации. Первое время монарх относился к новому учению более чем спокойно. Протестантов он считал просветителями и даже поддерживал некоторые их кружки. Однако когда католическая церковь развернула открытую борьбу против еретиков, монарх не стал противиться перемене климата и поддержал репрессии.
Казни протестантов во Франции начались в 1526 году. Поскольку Франциск 1 Валуа был в основном занят внешними войнами, он практически не занимался делами религии и относился к ним легкомысленно. Давление на Реформацию нарастало. В 1534 году в Париже распространились анонимные пасквили, в которых высмеивалось католическое учение. Этот эпизод стал поводом для начала еще более широкомасштабных гонений. Король Франции также участвовал в публичных процессах, на которых жгли еретиков.
Время от времени Франциск колебался. С одной стороны, он запретил в стране печатание книг, с другой – в 1535 году объявил об амнистии еретиков. Однако уже через пару лет глава государства вновь встал на сторону католиков и стал способствовать беспощадному истреблению протестантов. Больше других досталось вальденсам. Своим указом Франциск назначил главным инквизитором страны фанатичного Матье Ори. Костры пылали по всей Франции вплоть до самой смерти короля. Проблема противостояния протестантов и католиков только усугубилась и по наследству досталась его преемникам.
Быстрое повторение пройденного
Мы уже выяснили, что балет, написанный в 16 частях самим королём, якобы в честь платонической возлюбленной и для того, чтоб потешить фривольным сюжетом привилегированную публику, впервые был сыгран в замке недавно казнённого, в канун вступления Франции в общемировую войну. В это самое время, за плотно зашторенными окнами замков, аббатств и ратуши, под вопли четвертуемых на Гревской площади и немоту, не поместившихся на ней, а потому повешенных на горе Монфокон: Погружается в пучину Гиперборея; Уже ополовинившая население планеты Чёрная смерть очагами вспыхивает тут и там, продолжая свою нескончаемую жатву; Годовой и суточный цикл не стабильны; Небо то и дело озаряется всполохами проносящихся мимо комет; Бунтуют папы и антипапы, раскалывая паству; Бунтуют короли, не только отрекаясь от догматов церкви, но даже и громя, и разоряя главные папские гнёзда; Бунтует население, во след за верховными пастырями делая странные религиозные выборы, несмотря на периодические тотальные зачистки не согласных с догматами (..хм.. в свете только что изложенного, не понятно какой веры). Сильно не спокойно, не только в Датском королевстве.
С климатом повсеместные нелады. Картины засыпанной снегом Европы нам ярко демонстрируют и Питер Брейгель Старший (1525-1569, 44 года) и сын его, почти полный тёзка, Питер Брейгель Младший. Годы жизни последнего чаще всего указываются так (1564-1636,72 года), а вот, как минимум, одна картина его кисти, «Перепись в Вифлееме», 1638 годом датируется, с лукавой припиской – «по Питеру Брейгелю Младшему» и оговоркой, что это копия отцовской работы 1566 года. То есть копия копии? Или как? Не договорились меж собой еще историки и искусствоведы..
3. Питер Брейгель Старший, Зимний пейзаж с ловушкой для птиц, 1566 Перепись в Вифлееме.5. Пи́тер Бре́йгель (Мла́дший) Перепись в Вифлееме, Королевский музей изящных искусств, Антверпен (Koninklijk Museum Voor Schone Kunsten, KMSKA, Antwerpen).
Но разве что-то может помешать искусству?! Киркой и лопатой, долотом и зубилом, выжившие во всех передрягах немногочисленные ремесленники и крестьяне, успевают в перерывах меж военными походами туда-сюда, во истребление соседей, за ближним бугром и за дальним, возводить непревзойдённой красоты-совершенства дворцы и соборы, а также ткать, лудить, тачать, засевать и скашивать, дабы знати было, где собираться на свои карнавалы-балеты, да ещё, чтоб не в чём попало и не на голодный желудок.
Как воспитываются таланты
Екатерина Медичи (1519-1589), посланница земли флорентийской в земли французские, долго вынашивает в туне семена родимой культуры, дабы, как возможность представится, взрастить и взлелеять их, проявить во всех областях жизни, включая, опять же, высокую архитектуру и традицию итальянских балов-маскарадов. А как же иначе? Самая могущественная женщина в Европе XVI века, в месячном возрасте ставшая круглою сиротой; год воспитывалась при бабке по отцу, затем, и по её успению, с 1520-го по 1526-й годы — при дворе отцовской сестры, аккурат в разгар войны между французами и испанцами за Северную Италию. В восьмилетнем возрасте, тогда же, когда Рим был зверски разграблен (1527 г.), а Медичи во Флоренции были свергнуты да изгнаны, она осталась заложницей и была отправлена на дальнейшее воспитание в монастырь. А ещё через пару лет, чуть не вывешенная на городских воротах, при осаде Флоренции (1529-30 гг.) войсками всё того же, Рим разграбившего, Карла V Габсбурга, теперь уже снова в союзе с дядюшкой Екатерины папой Климентом VII, собственно гнев императора против Рима и вызвавшим; пережила голод, чуму и падение Флорентийской республики. Как всем понятно по перечисленным событиям, выпавшим на детство и отрочество будущей королевы, она, конечно, имела все шансы получить прекрасное образование, прививку вкуса к красоте и роскошеству.
Судя по тому, что пишут о ней, в этом плане, в разных справочниках и литературных опусах, их авторы совершенно уверены, что именно подобные жизненные этапы способствуют не только оттачиванию характера, но и особых творческих возможностей, как например, самостоятельно проектировать замки. Это и сегодня не каждой светлой личности по зубам. А тогда – сплошь особые случаи. Не только же крестьянам-ремесленникам успевать, начиная с Античности: воевать по всей Ойкумене, в банях-термах, вместе с рабами, массово париться, посещать денно-нощно театральные постановки, ристалища с гладиаторами, и одновременно со всем этим — споро ладить дело своё и пирамидо-храмо-дворцовое возведение. Особо выведенная порода вельможных панов и паночек, безусловно, не должна была отставать от плебса.
Поэтому в 1533 году король Франции Франциск I, по договорённости с папой Климентом VII (что оказывается дядюшкой и ему, вместе с папой сибаритом Львом Х-м, оттого что за родного брата последнему, двоюродного брата первому, герцога де Немур Джулиано II Медичи, в своё время вышла замуж сестра матери, Луизы Савойской, Филиберта), выписывает себе на дом Екатерину Марию Ромола ди Лоренцо де Медичи, внучатую племянницу не только этих двух пап, но и свою собственную (как получается, если покопаться в генеалогических хитросплетениях), дабы женить на втором своём сыне Анри-Генрихе, герцоге Ангулемском. Чувствовал потенциал в девице. Несмотря на её НИЗКОЕ происхождение и четырнадцать, едва исполнившихся, лет.
История жизни Франциска I
При посредничестве Маргариты начались переговоры, окончившиеся в январе 1526 г. заключением договора, очень тяжелого для Франциска: король должен был отказаться от всех завоеваний в Италии, от ленного . суверенитета во Фландрии и Артуа, согласиться на передачу Карлу Бургундии и обещал уплатить выкуп за свое освобождение в размере 3 млн солидов. Франциск поневоле принял все эти требования, не собираясь, впрочем, исполнять их. Уже в мае 1526 г., возвратившись во Францию, король объявил императорскому посланнику, что считает Мадридский договор вынужденным и потому не чувствует себя им связанным. Он заключил в Коньяке союз с папой, герцогом Миланским, Флоренцией и Венецией и постарался вернуть свои завоевания в Италии.
Тициан. Франциск I и Сулейман Великолепный
Война возобновилась. В 1527 г. императорская армия взяла Рим. В начале 1528 г. Лотрек во главе французского войска поспешил на помощь папе, а затем вторгся в Южную Италию и осадил Неаполь. Но поход этот окончился неудачей. От заразных болезней во французской армии за несколько месяцев умерло более 20 тысяч человек. Остальные либо попали в плен, либо были убиты. В августе 1529 г. королева Луиза подписала в Камбре мирный договор с теткой Карла Маргаритой Бургундской.
Он был более сносный, чем предыдущий, Мадридский, но все равно очень тяжелый для Франции: Франциск отказался от всех притязаний на Италию и от суверенных прав на Фландрию и Артуа, но сохранил за собой Бургундию. Он обещал заплатить 2 млн золотых экю в качестве выкупа за двух своих сыновей, которые все еще томились в Мадриде. Союз скреплен был браком Франциска с сестрой Карла Элеонорой. Сам Франциск в эти годы не показывался на поле боя.
Галерея Франциска I во дворце Фонтенбло
После освобождения из плена, словно стараясь наверстать упущенное, он проводил время в развлечениях и удовольствиях. Жизнь французской столицы в это время становилась очень приятной. При восшествии на престол король изъявил желание знатным вельможам, чтобы они являлись ко двору только со своими женами. С тех пор женское общество сделалось неотъемлемой частью придворной жизни. Первой фавориткой короля поначалу стала красавица графиня Шатобриан.
Она царила при дворе почти десять лет, пока не была вытеснена из сердца Франциска Анной де Писсле, сделавшейся после замужества герцогиней д`Этамп. Эта вторая фаворитка двадцать лет, до самой смерти короля, безраздельно владычествовала над его двором. Даже королева Элеонора должна была довольствоваться второй ролью. Из будуара короля герцогиня проникла в его кабинет, ознакомилась со всеми государственными делами и мало-помалу прибрала к своим рукам как внешнюю, так и внутреннюю политику.
Замок Шамбор в долине Луары
Между тем мир в Камбре не положил конец войне. В 1536 г., после смерти своей матери Луизы Савойской, Франциск предъявил права на владения ее семьи и начал войну в Верхней Италии. Французы быстро захватили Савойю и Пьемонт. В 1538 г. имперские войска осаждали Марсель, но отступили, не достигнув успеха. Тогда же Франциск и Карл, встретившись в Ницце, заключили десятилетнее перемирие. Это соглашение тоже не было исполнено. В 1541 г. в Павий испанские солдаты убили двух французских агентов. В отмщение за это Франциск в 1542 г. захватил Люксембург и Руссильон. Но обе эти попытки не увенчались успехом.
В 1544 г. Карл вторгся во Францию. Франциск расположил на пути неприятеля сильные гарнизоны по городам. Императору приходилось тратить много времени на их осаду, но все же он неуклонно продвигался вперед. В июне 1544 г. в Кале высадились англичане и начали осаду Булони. Карл подступил почти к самым стенам Парижа. Здесь царило полное отчаяние. Франциск не решился дать сражение под стенами своей столицы и предложил Карлу мир, который и был заключен в сентябре в Крепи. В 1546 г. война с Англией закончилась. Франциск был так потрясен душевными волнениями во время этих событий, что сильно занемог и вскоре умер.
Герцогиня д’Этамп, фаворитка короля в последние годы его жизни
Начало царствования Франциска I
Франциск (Франсуа) I — французский король (1515—1547), сын герцога ангулемского Карла Орлеанского и Луизы Савойской, двоюродный брат короля Людовика XII. Родился в 1494 г. Ему не было еще двух лет, когда умер его отец. Зависть Анны Бретонской, жены Карла VIII, заставила энергичную, образованную Луизу Ангулемскую поселиться с Франциском и его сестрой, знаменитой Маргаритой, в Коньяке, в собственном замке. В 1498 г. Луиза была призвана ко двору, но скоро удалилась в королевский замок Амбуаз, где и воспитывала обоих детей. В 1504 г. Франциск впервые появился при королевском дворе, а в 1506 г. обручен с семилетней дочерью короля Людовика XII, Клавдией, наследницей, по матери, герцогства Миланского. Этим обеспечивалась за Франциском корона. Уединенная жизнь Франциска в Амбуазе оказала вредное влияние на его развитие: мать боготворила его, он не знал никаких стеснений, привык жить весело и беззаботно. В окружавшем его узком кружке Франциск встречал лишь фанатическую преданность. Занятиями его в молодости были охота и верховая езда. В 1508 г. Франциск переселился в Париж, в 1514 г. женился на Клавдии, а 1 января 1515 г. стал королем Франции, после смерти Людовика XII. Красавец, высокого роста «король-дворянин», как он сам называл себя, Франциск I отличался безрассудной храбростью, вкрадчивым красноречием, честолюбием, рыцарской любезностью, пылкой фантазией, легкомыслием и задором. Царствование Франциска I было временем соперничества Франции с австрийским домом; оно наполнено блестящими войнами и замечательно, вместе с тем, как эпоха французского Возрождения. Все помыслы Франциска I были обращены на приобретение Неаполя, Милана и императорской короны. Видя непрочность священной лиги, он возобновил договоры, заключенные Людовиком XII с Генрихом VIII, заключил союз с эрцгерцогом Карлом, владетелем Нидерландов, условился с династией Альбре отнять Наварру у королевства Кастильского, а с Венецией — завоевать герцогство Миланское. Франциск I совершил неслыханный переход в Италию через Аргентийское ущелье: артиллерийские орудия были перенесены на руках; взрывались скалы, прокладывалась дорога среди утесов и пропастей. Быстро Франциск завладел герцогством Савойским и был признан сюзереном Генуэзской республики. У него было 3 тыс. кавалерии, 20 тыс. пехоты и 72 тяжелых орудия. Перейдя через По, Франциск занял позицию при Мариньяно. 14 сентября произошла «битва исполинов», давшая Франциску I блестящую победу. Миланское герцогство было покорено; Франциск I назначил правителем его коннетабля Бурбона и заключил со швейцарцами «вечный мир» (29 ноября 1516 г.), на основании которого французский король имел право набирать к себе на службу швейцарских наемников, уплачивая кантонам 700 тыс. талеров. Этот поход сделал Франциска героем; его называли «Цезарем, победителем швейцарцев». С этого же времени во Франции расцветает Возрождение, перенесенное Франциском из Италии. Папа Лев Χ решил помириться с Францией и прибыл в Болонью (декабрь 1515 г.) на свидание с Франциском. Не посоветовавшись с духовенством, интересы которого нарушались, Лев Χ и Франциск I заключили (1516) Болонский конкордат (см.), отменивший прагматическую санкцию Карла VII. С австрийским эрцгерцогом Карлом Франциск I заключил Нойонский договор, по которому Карл обязывался жениться на французской принцессе Луизе, дочери Франциска I (ей был всего один год), в приданое которой предоставлялась часть Неаполитанского королевства. После смерти германского императора Максимилиана кандидатами на императорскую корону явились Карл Австрийский (избранный впоследствии под именем Карла V), Генрих VIII и Франциск I. Последний с 1517 г. стал усиленно заводить сношения с немецкими курфюрстами, объявив, что издержит на свое избрание 3 миллиона флоринов; Лев Χ поддерживал его. Перед выборами Франциск написал льстивое письмо Карлу, а после его избрания решил сблизиться с английским королем Генрихом VIII. В июне 1520 г. произошло свидание Франциска I и Генриха VIII близ Кале. Место свидания, вследствие блеска и великолепия, которое придал ему Франциск, было названо «Camp du Drap d’or» (лагерь из золотой парчи). Генрих VIII, однако, вскоре вступил в соглашение с Карлом, Лев Χ тоже перешел на сторону последнего; по договору 8 мая 1521 г. Карл должен был напасть на французов в Пиренеях и на Рейне. Так начались знаменитые войны, положившие начало соперничеству между Габсбургами (Испания и Германия) и династиями Валуа и Бурбонов (Франция). При Франциске I было 4 войны.
Портреты Марии Тюдор и продвинутые живописные технологии
А мы продолжим прогулку среди так красноречиво молчащих картин. Вот эти – молчат про Марию Тюдор (1516-1558), королеву Английскую, по совместительству, с 1554 года, жену Филиппа II Габсбурга (1527-1598), сына Карла V. Того самого Карла V, что в год рождения сына громил Рим, а потом пару лет спустя брал Флоренцию, где в заложницах томилась и чуть не погибла Екатерина Медичи. Осуществи тогда свою угрозу флорентийцы, и не видать балетов-маскарадов Франции еще многие годы вперёд..
Да, кстати, расторжению брака отца Марии Тюдор, Генриха VIII, с её матерью, Екатериной Арагонской, препятствовал наш добрый друг и старый знакомец, дядюшка Екатерины Медичи и Франциска I – Климент VII. А старшая дочь Екатерины, Елизавета (1545-68,23 года), после ухода Марии Тюдор в миры иные, успела также несколько лет (1559-1568 гг.) позамещать должность жены при Филиппе II. Такое вот замечательное макраме-переплетение родных и близких персонажей… Но – всматриваемся!
37. Королева Мария I Тюдор (1516-1558), в юности (1554), by Anthonis Mor, The Prado Museum; 38. Королева Мария I Тюдор, Кровавая, «Bloody Mary», Queen of England, в старости, by Anthonis Mor — Мор ван Дасхорст (Антонис Мор / Антонио Моро, годы жизни приблизительно 1519 – 1577)
39. Королева Мария I Тюдор, дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской; 40. Королева Мария I Тюдор, жена испанского короля Филиппа II Габсбурга
107*Но то, что один из двух портретов есть прямой клон другого, наверное, нет особой нужды доказывать. Цветочек, поза, одежда, креслице… Так что же это, на самом деле — поздний лубок с совершенного оригинала или игра мастера в стиле фоторабот Екатерины Рождественской? Головоломка!..
В третий портрет голова-репринт врисована явно в более позднее время, судя по нарушенным пропорциям и тому, что именно в таком ракурсе-повороте, с этим именно выражением и «количеством волосков в причёске» данный скрин попадается еще на нескольких изображениях Марии, но в других антуражах и с разным качеством подачи, переставляемой с холста на холст части. К примеру, на портретах под номерами 41, 42, якобы от Южнонидерландского живописца Ганса Эворта. Лично я почти по-бычьи уверена, что для ликов под номерами 38,39,41,42 — применена технология, которой сегодня пользуются рекламщики косметической «супер продукции» – ДО и ПОСЛЕ. Высвечиваем на одной и той же фотографии тени, убираем в спецпрограммке морщинки и – вуаля! – омоложение свершилось! Или используем компьютерную программку – «Какими вы будете в старости». Убрали щечки, добавили щечки… Ну, вы понимаете, о чём я.
Четвертый портрет демонстрирует живописную технику просто до боли знакомую. Не могу утверждать, что права на все 100 %, но гляжу на него и вижу один из вариантов Густава Климта – «Золотая Адель», то есть, модернистскую манеру письма, тонировки, очерчивания деталей. Всем своим ноосферным знанием чую – в ХХ-м веке спроворено. А вот — глумится или правду нашёптывает чутьё моё, время покажет.
41, 42. Мария I Тюдор by Hans Eworth (Ewoutsz -Ганс Эворт, (1520-1574);
43. Мария I Тюдор и Филипп II Габсбург, 1554, (Mary I of England (1516–1558), and Philip II of Spain (1527–1598), by Lucas de Heere c.1534–1584, South Netherlandish National Maritime Museum; 44. Мария I Тюдор и Филипп II. Фрагмент картины «The Family of Henry VIII. An Allegory of the Tudor Succession» by Lucas de Heere.
На картине под номером 43, изображающей венценосных молодоженов, мы наблюдаем почти точную копию юной Марии Тюдор, с картины № 37, только здесь возможное авторство приписывается другому Южнонидерландскому художнику — Лукасу де Хир (1534–1584). И ему же, как будто бы принадлежит полотно «Семья Генриха VIII: Аллегория преемственности Тюдоров», фрагмент которого, с молодожёнами (илл.№44), демонстрирует нам очередные странности. Как минимум, всё ту же вставку-клон головы Марии, вдруг резко повзрослевшей, относительно Марии на предыдущем холсте.
На мой взгляд, все клоны произведены с, возможно, единственного подлинника, от Антониса Мор ван Дасхорста, во времена гораздо более поздние. Да и без спец назначения — быть именно этой физиономии – королевской, МариеТюдоровской, не обошлось.
По крайней мере, на данный момент развития сюжета, других объяснений всем этим нонсенсам у меня нет. Нонсенсам сосуществования одновременно портретов демонстрирующих высочайший уровень мастерства, таких как вот эти (илл. 38, 45) Марииного муженька и самой Марии Тюдор, и колоссального множества «лубков-простовиков», несколько, из числа которых я также здесь привожу.
Предки
Предки Франциска I Франции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Война Коньякской лиги
Мадридский мир продержался всего несколько месяцев. Освободившись из плена, Франциск начал новую войну Коньякской лиги (1526 – 1530). Во-первых, он отказался передавать империи Бургундию. Во-вторых, учредил союз, созданный для освобождения итальянских земель. В новую антиимператорскую коалицию вступили Генуя, Англия и папа римский Климент VII.
Французы захватили Павию и Алессандрию, а также осадили Неаполь. Армию поразила чума, помешавшая ей продвинуться дальше. В июне 1529 года это войско было разбито, а в августе стороны заключили Камбрейский мир. Франциск оставил за собой Бургундию, однако лишился Фландрии, Лилля и некоторых других приграничных областей. Он отказался от Милана и Неаполя, а также заплатил 2 миллиона экю.