Картины артемиды

Другие картины, относящиеся к богине

Некоторые художники обращались не к образу самой богини, а к её скульптурам или святилищам. Например, храм Артемиды в Эфесе стал объектом внимания великого художника-сюрреалиста Сальвадора Дали. Этот храм – одно из семи Чудес Света, почти все из которых ныне утеряно. Здание было разрушено много веков назад, но оно сохранилась в рисунках. Некоторые достаточно точно воспроизводят внешний вид Эфесского храма, другие же – это скорее плод фантазии художника.

Произведение Сальвадора Дали – это скорее второй случай. Хотя в картине нет привычных сюрреалистических и фантастических образов, храм всё равно выглядит несколько иначе, чем на рисунках-реставрациях. Также заметны характерные для Дали изогнутые и вытянутые греков, находящихся на площади перед зданием.

Храм Артемиды в Эфесе

Как богиня луны, Артемида часто ассоциировалась с Селеной, ещё одной покровительницей ночного светила. Образы двух богинь были настолько близки, что порой легенды о Селене переносили на Артемиду.

Это касается и мифа об Эндимионе, прекрасном юноше, что покорил сердце богини луны. Эта была достаточно печальная история, потому что Эндимион, желая всегда быть юным и бессмертным, в итоге заснул вечным сном в гроте далеко от людских глаз. Эту историю часто изображают на полотнах как с Селеной, так и с Артемидой. Мотив везде один и тот же – спящий красивый юноша и дева, что приходит к нему, пылая любовью.

Уолтер Крейн. Диана и Эндимион.

Гийом Сиегна. Артемида.

Marc Antonio Franceschini. Титанида Латона с детьми Артемидой и Аполлоном.

Франческини Маркантоньо, Сон Артемиды.

Louis Devedeux, Артемида во время отдыха.

Маратта Карло, Диана во время купания.

Гаулли Джованни Баттиста, Артемида отдыхает после охоты.

Уорд Джеймс, Артемида в купальне.

Антуан Куапель, Диана во время купания.

Хьюз Эдвард Роберт. У него были две картины с этой богиней.

Булонь Луи Младший, Отдых Артемиды после охоты.

Мирис Виллем ван, Купание Артемиды и спутниц-нимф.

Вуэ Симон, Богиня Артемида.

Хайес Франческо, Диана.

Руд Софи, Смерть Цинцирия (сын Нептуна, Артемида случайно пустила в него стрелу).

Десублео Мишель, Диана-охотница со стрелами.

Синьяк Гийом, Диана.

Лефевр Жюль Жозеф, дева-богиня Диана.

Лагрене Луи Жан-Франсуа, Диана.

Хьюз Талбот, Артемида-охотница.

Фридрих Штурм, Диана.

Думонт Цезарь Альварес, Отдыхающая Диана.

Джордано Лука, Артемида карает Ниобу.

Артемида, как богиня деторождения и плодородия

Сразу скажем, у греков за плодородие отвечала Деметра, а Илифия отвечала непосредственно за роды, так что в случае с Артемидой имеется в виду ее косвенная роль в тех или иных делах. Кроме того, эти направления также раскрывают двойственный характер богини.

Так, например, богиня отвечала за деторождение, хотя сама дала клятву навсегда остаться девственницей. Более того, всех, кто хотел посягнуть на ее честь, будь то силой или хитростью – погибали жестокой смертью. Это одна из 3 богинь, которые не рожали детей и единственная, у которых не было даже воспитанников.

Опять-таки, до нас дошли сказания о том, что женщины Эллады часто приносили Артемиде жертвы и дары, дабы испросить у нее легких родов. Кроме того, и мужчины, и женщины задабривали богиню перед свадьбой. Считалось, что Артемида будет защищать их брак, а также покровительствовать их детям. Но есть также и легенды, в которых говорится о том, что Артемида любила наблюдать за умирающими животными. Более того, она часто проявляла сострадания и людей на предсмертном одре. Считалось, что она облегчает муки умирающих.

Что касается отношения Артемиды к плодородию, то об этом говорит статуя Артемиды Эфесской, где она изображается с необычными украшениями на груди, по форме и внешнему виду напоминающими виноградинки. Однако сами греки истолковывают это иначе, называя «бусинки винограда» «сосцами», что также символизирует плодовитость, во всех ее отношениях.

Избранные работы

  • 1861 Смерть Приама (выиграл Prix ​​de Rome ), École nationale supérieure des Beaux-Arts, Париж
  • 1861 Дива Виттория Колонна
  • 1863 Мальчик рисует трагическую маску
  • 1864 Римская благотворительность
  • 1865 Портрет д’Антонио, итальянская модель
  • 1866 Корнелия, мать Гракхов
  • 1868 Лежащая обнаженная, Musée d’Orsay
  • 1869 Le Réveil de Diane
  • 1869 Портрет Александра Дюма
  • 1870 La Vérité (Правда) (1870), холст, масло, Musée d’Orsay, Париж. Картина современна первой небольшой модели, созданной соотечественником Лефевра. Фредерик Бартольди за то, что стало Статуя Свободы, принимая аналогичную позу, но полностью одетый.
  • 1870-е годы Jeune femme à la mandoline (Девушка с мандолиной)
  • 1870 Портрет принца Империаля
  • 1872 Пандора

    Грациелла, 1878 г. (с изображением главного героя Альфонс де Ламартин роман Грациелла )

  • 1872 La Cigale, Национальная галерея Виктории (Выставочный салон, Париж, 1872, № 970; собрание Милтона Лэтэма (1827–82), Сан-Франциско, до 1878 года; кем продано, Нью-Йорк, 1879; собрание Дэниела Кэтлина, Сент-Луис, Миссури, 1879–1893 гг. ; кем подарен Музею изящных искусств Сент-Луиса, 1893–1945; аннулирован и продан, ок. 1945; коллекция Джулиана Стерлинга, Мельбурн, к 1984–2005 годам; у кого куплено для завещания Фелтона, 2005).
  • 1874 Одалиска
  • 1874 Раб с фруктами (Музей Гента)
  • 1874 Портрет Эжена Луи Наполеона Бонапарта
  • 1875 Хлоя, Отель Янг и Джексон, Мельбурн
  • 1876 Мария Магдалина в пещере, Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • 1877 Пандора
  • 1878 Миньон, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  • 1878 Грациелла, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  • 1879 Диана
  • 1879 Диана удивлена, Национальный музей изящных искусств, Буэнос-Айрес
  • 1880 Портрет Джулии Фостер Уорд, Музей изобразительных искусств, Санкт-Петербург, Флорида
  • 1880 Горничная, Музей Пера, Стамбул
  • 1881 Ла Фьяметта из Джованни Боккаччо
  • 1881, , Музей изящных искусств, Будапешт
  • 1882 Пандора (II)
  • 1882 Японский (Японка)
  • 1883 Психея
  • 1884 Пернатый веер
  • 1884 Портрет Эдны Баргер, частная коллекция
  • 1890 Леди Годива
  • 1890 Офелия
  • 1892 Дочь Евы
  • 1892 Джудит
  • 1896 Портрет дамы (II)
  • 1898 Amor beim Schärfen seiner Pfeile (Любовь точит стрелы)
  • 1901 Александр Агассиз
  • 1901 Ивонн (бывший Музей Люксембурга), Портрет дочери Лефевра

Артемида и Каллисто

Каллисто была дочерью Ликаона, короля Аркадии и нимфы по имени Найад. Она была одной из женщин охотниц, которые сопровождали Артемиду и она также рассматривалась как самый преданный служитель. Как спутница Артемиды, она приняла обет целомудрия и согласилась остаться девственницей. Так как она была красивая девица, Зевс возжелал ее. Однажды, когда она была отделена от компании Артемиды и других нимф, Зевс подошел к Каллисто, замаскированную под Артемиду, чтобы заманить ее в свои объятия. В результате этой встречи она забеременела от него и в последующем беременность была обнаружена спустя несколько месяцев, когда Каллисто купалась с Артемидой и ее свитой. Возмущенная на Каллисто за нарушение ее обета целомудрия, Артемида изгнала нимфу из группы. Позже Каллисто родила сына по имени Аркас в лесу, и именно тогда Артемида превратила ее в медведя в качестве наказания.

Диана и Каллисто (1580) — Джиллис Койне

Артемида и Алоады

Алоады — это собирательное название двух гигантов, а именно Отуса и Эфиальта. Они были сыновьями-близнецами Посейдона, бога семьи и смертного по имени Ифидемия. Оба брата были агрессивными охотниками. Алоады вынашивали план штурмовать Олимп, дом богов путем укладки трех горы, а именно Олимпос, Осса и Пелион, один поверх другого. Их основным мотивом было получить доступ к богиням Артемиде и Гере; Отус желал Артемиду, а Эфиальт желал Геру. Арес, греческий бог войны, пытался остановить их, но Ахтае удалось победить его. Впоследствии они заключили Ареса в бронзовую урну на острове Наксос. Артемида пришла на остров Наксос и попросила братьев — близнецов освободить Ареса и обещал себя Отусу. Не в силах принять единогласное решение, Отус и Эфиальт начали спорить, и тем временем Артемида превратилась в красивого оленя и помчалась между ними. Будучи охотниками, они оба бросают свои копья на оленя, но не попали в цель и вместо этого убили друг друга копьями.

Артемида как охотница — Скульптура в Лувре, Париж

Артемида в Троянской войне

Артемида в эпической Илиаде Гомера играет незначительную роль в Троянской войне, которая велась против города Трои со стороны греков. Так, Аполлон, брат Артемиды, был бог — покровитель Трои и выступает за троянцев. Она также приняла сторону Трои. Известный эпизод в начале Троянской войны включает битву между королем Трои Агамемноном и Ахиллесом, величайшим греческим воином. Как раз перед осадой Трои, король Агамемнон, плывя на судне к городу, хвастался, что его охотничьи навыки лучше, чем у богини. Недовольная этим Артемида вызвала штиль на море и остановила плавание Агамемнона в Трою в качестве формы наказания. Пришел оракул и сказал Агамемнону, что единственный способ убедить Артемиду позволить им продолжить свое путешествие — принести в жертву его старшую дочь, Ифигению, богине. Сильно желавший войну с троянцами, Агамемнон солгал своей дочери о женитьбе на Ахиллесе и должным образом предложил её в жертву. Тем не менее, Артемида, являющаяся покровительницей и защитницей молодых девушек,заменила девочку на оленя на жертвенном алтаре и сделал Ифигению жрицей в ее святилище в Тавриде.

Артемида в качестве богини луны

Выше мы уже рассказали о прихотях маленькой Артемиды, которая изъявила желание всегда нести свет. Зевс исполнил свое обещание и сделал ее богиней луны. Вместе с Аполлоном, они олицетворяли собой свет в любое время суток. В греческой мифологии упоминается богиня Селена, которая была полноправной владычицей луны.

В случае с Селеной можно двояко истолковывать ее значение. Согласно первым источникам – Артемида была богиней лунного света, а не самой луны. Согласно вторым – Селена является одним из воплощений Артемиды, а точнее ею самой, только с другим прозвищем. Тем не менее, Артемида достаточно сильно связана с луной. Об этом мы узнаем из многих источников, где богиня изображается с различными украшениями в форме луны или полумесяца.

Помимо этого, лунная магия отождествлялась греками, как женские чары и колдовство, покровительницей которых и стала Артемида. Так Артемида получила еще одно свое выполненное желание – она смогла освещать тьму всегда и везде.

Артемида и Ниоби

Ниоби была дочерью Тантала, злого царя Сипилуса и женой Амфиона, царя Фив. Ниобе и Амфион родили четырнадцать детей, семь сыновей и семь дочерей. На церемонии, проведенной в честь Лето, матери Артемиды и ее брата Аполлона, Ниоби похвасталась, что ей повезло больше, чем Лето, потому что у нее было больше детей, чем у нее. Когда Артемида и Аполлон услышали об оскорблении, они пришли в ярость и сразу, сошли на Землю, чтобы убить всех четырнадцать детей Ниоби. Артемида взяла на себя ответственность убить всех дочерей своими смертоносными стрелами, в то время как Аполлон убил всех сыновей. Ниоби потеряла всю свою семью в один момент. Ей пришлось заплатить высокую цену за свое высокомерие. Опустошенная, она убежала обратно на гору Сипил и превратилась в камень . Плач Скалы в Сипил был связан с мифом о Ниобе с древних времен.

Аполлон и Диана нападают на детей Ниобе (1772) — Жак-Луи Давид

Артемида и Орион

Орион был красивым охотником, рожденным в региональной единице древней Греции под названием Беотия. Однажды, во время охоты в лесу, Орион увидел молодую и красивую Артемиду, которая также отправилась на охоту. Вскоре они стали охотится вместе. Охотясь вместе, они соревновались в стрельбе из лука. Ночью они сидели у костра и рассказывали друг другу о своей жизни. Однако Аполлон, брат- близнец Артемиды, приревновал. Он не одобрял их дружбу из-за страха, что его сестра может влюбиться в Ориона и выйти за него замуж, несмотря на ее обеты целомудрия. Поэтому Аполлон разработал план по прекращению их дружбы и послал гигантского скорпиона, чтобы убить Ориона. В середине ночи началась великая битва, и существо направило смертного к морю. С другой стороны, Аполлон навестил свою сестру и солгал о том, как злой человек изнасиловал Опоса, одну из ее гиперборейских жриц, и уплыл на далекий остров, надеясь избежать ее гнева. Разозлившись и взбешенная гневом, Артемида помчалась к морю и выпустила стрелу с целью убить Ориона. Вскоре она поняла , что совершила ошибку и с большой печалью, она положила тело Ориона среди созвездий , как дань их величественной дружбы.

Диана над трупом Ориона (1685) — Даниэль Сейтер

Картины в Италии и Греции

Итальянские и греческие музеи богаты на произведения, содержащие в себе мифологические сюжеты. И это неудивительно – ведь именно там находилась «родина» греческих и римских богов, оттуда они стали известны всему миру.

В Городском музее Палаццо Кьерикати в г. Виченца, Венеция хранится одно из самых значимых полотен в венецианской живописи XVIII века на мифологическую тематику. Это картина богини Артемиды венецианского художника Джованни Баттиста Питтони, который написал её в стиле рококо. Произведение 1723–1725 гг. является одним из самых наглядных примеров стиля рококо. Это особенно проявляется в изяществе обнажённых персонажей сцены.

Картина Артемиды изображает легенду об Актеоне. Актеон, сильный и умелый охотник, однажды бродил по лесам Греции, пока не наткнулся на купающуюся Артемиду. Её сопровождали нимфы. Юные девы играли и развлекались, отдыхая от охоты.

Юноше следовало удалиться в священном страхе и благоговении. Вместо этого Актеон поддался соблазну полюбоваться на богиню. Артемида в конце концов увидела его и разгневалась. В «Метаморфозах» Овидия говорится, что она плеснула в мужчину водой, превращая в оленя. При этом Диана сказала, что он может рассказать об увиденном, если, конечно, сможет это сделать в такой форме.

По другим версиям, богиня накинула на него оленью шкуру. Также в некоторых легендах рассказывается, что Актеон воспылал страстью, но Артемида, будучи богиней целомудрия, отвергла его.

Актеон погиб, когда на него набросилась свора его же охотничьих собак, не узнавших хозяина. Что интересно, на картине Питтони его поступку и последующей расплате уделено не так уж много внимания. Пока юноша борется с собаками на заднем фоне, Артемида со спутницами продолжают наслаждаться купанием. Нимфы окружили её, подобно золотистым невесомым духам, помогая раздеться.

Эта чувственная, светлая картина Артемиды настолько прекрасна, что разворачивающаяся на заднем фоне трагедия может быть и незамечена невнимательным наблюдателем. Тем более, она тоже изображена в золотистых тонах.

Детство и юношество Артемиды

Как известно, Аполлон начал завоевывать себе имя, начиная с юношеских лет. Уже тогда он мастерски владел луком и даже сумел одолеть грозного Пифона, некогда досаждающего его матери и мешавшего ему появиться на свет.

В этом плане Артемида была полной противоположностью своему брату. Она не гонялась за славой и подвигами, зато потребовала себе у Зевса 60 океанид и 20 нимф, которые должны были стать ее извечными спутницами. А впоследствии Пан подарил ей 20 собак, т.к. с ранних лет богиня проявляла невероятную ловкость охотника и собаки должны были ей в этом помогать.

Кроме того, до нас дошел один интересный и древний документ, примерно 305 года до н.э. Это стихотворение Каллимаха, в котором описывается разговор Зевса и Артемиды. Исходя из этого стихотворения, мы узнаем о богине много нового и интересного. Так, например, она потребовала у отца несколько странных вещей:

  1. Попросила у Зевса разрешения навсегда остаться девственницей.
  2. Попросила дать ей много имен, чтобы в этом плане превосходить Аполлона.
  3. Попросила у Зевса лук и стрелы, которые впоследствии стали ее главными атрибутами.
  4. Попросила разрешения носить тунику до колен (на манер мужчин-охотников), опоясанную лентой, дабы она не мешала ей во время охоты.
  5. Попросила разрешения приносить свет, и даже потребовала сделать это ее обязанностью.
  6. Попросила сделать ее владычицей всех гор, а также потребовала себе отдельный город, в котором бы ее почитали больше, чем кого бы то ни было.

Стоит отметить, что на момент этого разговора Артемиде было всего 3 года, а она уже проявляла невероятную остроту ума и ловкости. Зевс был тронут запросами юной красавицы и выполнил все, что она требовала, в том числе знаменитые лук и стрелы, выкованные Гефестом. Что касается света, то Аполлон, как мы знаем, считался богом солнца, тогда как Артемида стала богиней луны. Почиталась Артемида практически во всех городах Эллады, но главным ее местом стал Эфес, где и был построен знаменитый храм Артемиды.

Артемида и Актеон

Актеон был сыном Аристея, незначительного бога и Автонои, дочери Кадма, основателя города Фивы. Актеон был охотником. Однажды, после утомительной охоты, Артемида купалась в водах весеннего Парфения среди леса на горе Китаерон. Актеон случайно бродил по лесу со своими собаками и наткнулся на богиню, увидев ее голой. Изумленный ее восхитительной красотой, он попытался навязать себя ей. Будучи девственной богиней, Артемида была возмущена его смелостью и превратила Актеона в оленя. Вскоре его заметили его собственные гончие, и они безжалостно преследовали его. Не зная, что олень был их собственным хозяином, яростные гончие загнали животное в угол и убили его, разорвав на части. В древнем искусстве, а также в изображениях эпохи Возрождения и пост-эпохи Возрождения, Актеон узнается по этому знаменательному мотиву, когда охотник становится объектом охоты.

Диана и Актеон (1559) — Тициан

Тея

Оккироя
Франц фон Штук, 1893

Тея — дочь кентавра Хирона.

Эол — или бог ветров, или его тезка, сын Эллина, внук Девкалиона, правнук Прометея — соблазнил дочь кентавра Хирона, пророчицу Тею. (Часто нашу героиню называют Гиппой, но наверное это было скорее прозвище постфактум. У Овидия имя дочери Хирона — Окироя, но в «Метамарфозах» с ней связана другая история. Возможно, у мудрого кентавра было несколько дочерей?) Тея, даром что дочь кентавра, была вполне человек, но что-то кобылье, как покажут дальнейшие события, в ней все-таки содержалось. Свойство ветров оплодотворять жеребиц всем хорошо известна: достаточно развернуться кормой к ветру и поднять хвост: вот Тея подняла хвост и понесла от Эола. Она была спутницей Артемиды на ее охотах, а Артемида, богиня-девственница, весьма строго относилась к нравственности своих товарок. Тея опасалась гнева отца, но и боялась обратиться за покровительством к богине.

Более того, Тея боялась, как бы это не кончилось для нее совсем плохо: с Артемидой не шути!

Эола и Тею выручил Посейдон, временно превративший Тею в лошадь. (Символическая связь Посейдона с лошадиным миром тоже не тайна.) Когда та ожеребилась Меланиппой («Черной лошадью»), он превратил жеребицу в девочку, а мать поместил на небо в виде созвездия Малый Конь. Меланиппу, из конспирации переименованную в Арну, взял на воспитание некий Десмонт. А Хирон так и остался в неведении, что стал дедушкой.

Орион


Диана у тела ОрионаDaniel Seiter, 1685, Лувр(Диана — римский аналог Артемиды;тут же — Асклепий)

Артемида и Орион познакомились на почве охоты (что естественно в виду их пристрастий) и продолжали охотиться регулярно вместе. Затем они стали охотиться только вместе и, похоже, стали испытывать друг к другу чувства, не ограничивающиеся коллегиальными. Как развивались бы события дальше, не известно, но в дело вмешался брат Артемиды Аполлон.

Тогда Орион решил спастись бегством. Он бросился в море и поплыл к острову Делос, под защиту титаниды Эос, с которой был, кстати говоря, в близких отношениях ранее.

А злоковарный Аполлон, восседая с сестрой на Олимпе, обратил внимание Артемиды — что это черненькое плывет по морю в направлении Делоса, к Эос? Поди, ее новый любовник! Спорим, не попадешь? Артемида снисходительно взглянула на брата, натянула тетиву и легко поразила Ориона стрелой в затылок. Обнаружив ошибку, она упросила Асклепия оживить Ориона.. Артемида была не только нетерпима к своим жрицам, вступающим в интимные отношения с мужчинами, но и вообще опасалась быть замешанной в любые ситуации, подозрительные с нравственной точки зрения

Один из примеров — скандальные супружеские отношения Кефала и Прокриды

Артемида была не только нетерпима к своим жрицам, вступающим в интимные отношения с мужчинами, но и вообще опасалась быть замешанной в любые ситуации, подозрительные с нравственной точки зрения. Один из примеров — скандальные супружеские отношения Кефала и Прокриды.

Артемида – дочь Зевса

Много тысячелетий будоражат воображение путешественников легенды о храме Артемиды – грандиозном архитектурном сооружении античности. Святилище посвящено греческой богине Артемиде.

Артемида – дочь Зевса и богини Лето, одна из 12 главных олимпийских богов. Любимица царя богов, Артемида в детстве заявила отцу, что в жизни будет девственницей и властительницей дикой природы.

Красивая, сильная и грациозная повелительница гор и равнин, лесов и лугов, Артемида предавалась неусыпной страсти – охоте. Защитница всего живого на земле, богиня тем не менее убивала живность. Охотница с колчаном за плечами, вооруженная луком и стрелами, с незаменимым помощником на охоте – псом – бесстрашно ходила на охоту в одиночестве.

Одежда Артемиды – короткая туника – совсем не соответствовала статусу богини, зато в ней так удобно преследовать добычу в лесах! Охотники стремились заручиться поддержкой Артемиды, ведь она дарила успех и защищала от раненых зверей.

Артемиду – идеал греческой женской красоты, выносливую, стройную, чаще всего окружают красивые животные и птицы: лебеди, львы и тигры, олени и леопарды.

Крылатая богиня своенравна и непредсказуема. Свита Артемиды состояла из прекрасных нимф, которых она выбирала сама. Нимфы клялись хранить обед безбрачия, как и их повелительница. За нарушение клятвы без промедления следовало возмездие.

Агрессивная и решительная, Артемида в гневе была чрезвычайно жестока. Жуткое наказание постигло охотника, который случайно увидел, как юная богиня купалась в лесном озере. Она обратила несчастного в оленя, и охотника растерзали его же собаки.

Противоречивый характер Артемиды совмещал красоту и жестокость, заботу и беспощадность, изящество и легкость. Защитница молодых девушек и их целомудрия, она даровала счастье женщинам в семейной жизни.

Богиня плодородия, помощница беременным и роженицам, Артемида беспощадно расправлялась с теми, кто посмел даже намеком оскорбить ее мать, богиню Лето, родившую близнецов Артемиду и Аполлона, наперекор ревнивой жене Зевса, Гере.

Артемида освещала тьму, вела людей через незнакомые места и в то же время могла послать человеку безумие, паралич или внезапную смерть. Непростая и загадочная Артемида не любила высокомерных и хвастливых людей, которые нарушают обещание.

Юная Артемида попросила Зевса подарить ей город, в котором бы ее знали и почитали, отец выбрал для дочери Эфес. Греки сравнивали богиню с природой, такой же переменчивой и вспыльчивой, и страстно любили Артемиду. Поклоняясь противоречивой богине, они возвели ей грандиозный храм в цветущем и красивом Эфесе.

Кто пострадал от Артемиды?

Одно из самых известных преданий Древней Греции повествует о нимфе Калипсо.Та не сдержала данного Артемиде слова, потеряв свою невинность.

Узнав о том, что одна из девушек её свиты носит ребёнка под сердцем, богиня намеревалась расправиться с ней. На помощь нимфе пришёл Зевс. Он превратил Калипсо и её малыша в большую медведицу и медвежонка, после чего поместил их на небо.

Возлюбленный Афродиты, Адонис – ещё одна жертва Артемиды. Из-за гнева и ревности охотница заставила огромного дикого вепря броситься на Адониса.

После схватки со зверем юноша получил смертельные раны, ему не могла помочь даже подоспевшая Афродита. По велению богов Адонис превратился в цветок и покровителя весны.

А вот с Ифигенией, дочерью Агамемнона, Артемида поступила гуманнее. Когда царь узнал, что по случайности убил священную лань богини, он отправился к оракулу.

Тот сказал, что спасти от гнева Артемиды себя и свой народ можно лишь одним способом – отдав в жертву богине дочь. Несмотря на жестокий нрав, Артемида помиловала Ифигению, а на жертвенном алтаре оказалась лань. Сама же Ифигения по приказу богини стала служить в её храме.

Артемида и Адонис

Адонис был сыном Теаса, царя Сирии и Мирры, дочери Теаса. Будучи удивительно красивым молодым человеком, Адонис считался богом красоты, а также был смертным любовником богини Афродиты. К сожалению, он умер во время охоты, когда на него напал дикий кабан, которого послала Артемида. Согласно версии мифа, Адонис был наказан Артемидой, потому что он был высокомерным и хвастался, что он был лучшим охотником, чем она. Есть и другая версия мифа. Ипполит был сыном Тесея, основателя города Афин. Он отказался почитать Афродиту и вместо этого стал преданным почитателем Артемиды, поклявшись ей в целомудрии. В качестве акта мести Афродита заставила Федру, жену Тесея и мачеху Ипполита, безумно влюбиться в него. Однако Ипполит отверг успехи Федры, и это заставило ее покончить жизнь самоубийством. Неправильно истолковав предсмертное письмо Федры, в котором содержались ложные обвинения против Ипполита, Тесей проклял своего сына до смерти или, по крайней мере, отправил его в изгнание, призывая своего отца Посейдона для исполнения проклятия. На пути в изгнание Ипполит был убит морским монстром, посланным Посейдоном по просьбе Афродиты. Так как Адонис был самым дорогим у Афродиты, а она была ответственна за смерть Ипполита, Артемида убила Адониса, чтобы отомстить за смерть Ипполита.

Смерть Адониса (1709) — Джузеппе Маццуоли

Рождение Артемиды

Ранее мы уже писали статью об Аполлоне, где и рассказывали о нем. Именно поэтому мы совсем немного можем дополнить ту историю, ибо Артемида является сестрой-близнецом Аполлона, а значит она также познала все горести капризного характера Гера. А дело было так.

Как все мы знаем, Зевс – это один из тех богов, которые не отличались супружеской верностью. Так случилось и в этот раз, только возлюбленной Зевса стала прекрасная титанида Лето. На тот момент Зевс уже был женат на Гере, которая жестоко преследовала его любовниц и их детей от Зевса.

Однако любовникам удалось скрывать свои отношения до тех пор, пока окончательно не стало ясно, что Лето беременна, и не от кого-нибудь, а от самого Зевса. Ревности прибавляло и то, что Гера узнала о том, что Лето должна подарить Зевсу сына.

Самому Зевсу Гера не мстила, т.к. однажды уже поплатилась за попытку переворота и была жестоко наказана, после чего связала себя клятвой преданности. Поэтому она вымещала злобу на любовницах и их детях. Такой жертвой стала и Лето. Когда Гера узнала о ее отношениях с Зевсом, она прокляла ее таким образом, что Лето не могла родить ни на одном участке земли.

Параллельно с этим, Лето преследовал Змей Пифон, который не давал ей нормально отдохнуть. Когда пришло время рожать, Лето не смогла этого сделать из-за проклятия, т.к. ни один клочок земли не принимал ее. Помимо этого, Гера подговорила Илифию (богиню родов) не помогать Лето.

Есть легенда, согласно которой Лето помог Посейдон, который пригнал к берегам Эллады плавучий остров Делос, где Лето нашла пристанище и смогла родить. Более того, Посейдон накрыл остров водяным куполом, чтобы Пифон не досаждал титаниде.

Также олимпийцы уговорили Илифию помочь Лето родить. Долгие 9 дней они уговаривали ее, и все же она сжалилась и выполнила свой дол. Так Лето родила прекрасных близнецов, которые получили имена Артемида и Аполлон. Легенда гласит, что едва дети появились на свет – все вокруг расцвело и засияло новыми красками, настолько они были хороши.

Мероп и Эхемея


Изображение сгенерировано моделью ruDALL-E от Сберапо запросу «царь острова Кос Мероп и его жена Эхемея»

Несладко пришлось супруге Меропа нимфе Ефимии или Эхемеи, если придерживаться правильного эразмового произношения!

Она входила в свиту Артемиды, богини-охотницы, но, вдоволь наохотившись, оставила прежние забавы и вышла замуж за царя острова Кос Меропа. Она стала заботливой женой и родила ему дочь Косу. Вообще-то, остров Кос тогда еще не был Косом, потому что назван он был так позже как раз по имени дочери царской четы, а жители его были наречены меропами. Вот такая царила взаимная любовь между гражданами и их правителями.

По тому ли, из завести или из ревности, но Артемида воспылала запоздалым гневом на Ефимию и начала разить ее своими знаменитыми стрелами. Так и убила ее или, по её просьбе, Прозерпина низвела Ефимию живой в царство Аида.

Мероп был безутешен: он так любил супругу! Он рыдал ночи и дни, вспоминая ее и скорбя о ее участи, до тех пор пока сама Гера, растроганная горем царя, не превратила его в орла и не поместила среди звезд одноименным созвездием. Хотя причем тут орел, совершенно не понятно…

Вот видя такие несправедливости, Тея вот даже согласилась стать кобылой, лишь бы скрыть свою беременность. В этом состоянии она успешно ожеребилась, а потом ей был возвращен прежний облик. Ни отец, ни богиня-покровительница ни чего не узнали.

Артемида и животные

Среди множества функций Артемиды одной из самых интересных была, пожалуй, её сторона как покровительницы живой природы и её обителей. Ещё будучи маленькой девочкой, она попросила у своего отца, Зевса, дать ей власть над землёй, полями, лесам и горами Греции. С тех пор она стала защитницей зверей и птиц.

Но при этом Артемида – в первую очередь охотница, и именно охота была её любимым занятием. Вооружённая луком, она бродила по диким местам вместе с нимфами. Если же люди посягали на её владение, то Диана могла наказать их. Смертные не смели поднимать руку на её животных, особенно священных. В этом проявлялась двойственная сущность богини, с одной стороны – подательницы жизни, с другой – несущей смерть при помощи своих стрел.

И всё же её часто изображали в окружении зверей, которые ластятся к богине, чувствуя её защиту и покровительство.

Гуидобоно Доменико, Диана.

Часто Артемиду «украшали» на картинах шкурами зверей, тем самым подчёркивалась её охотничья слава. Дева-охотница отдыхает, наслаждаясь трофеями, что она смогла добыть во время преследования диких животных на землях Греции.

Ван Лоо Шарль, Отдых Дианы.

биография

Молодежь и обучение

Жюль Лефевр в своей мастерской между 1885 и 1890 годами, анонимная фотография, Нью-Йорк , Frick Collection .

Семья Жюля Лефевра, выходца из Сены и Марны, поселилась в Амьене примерно в 1836 году. Его отец работал там пекарем. Ребенок ходит в муниципальную рисовальную школу, где его талант замечает учитель Жозеф Фузилье. Жюль Лефевр поступил в Школу изящных искусств в Париже в 1852 году в мастерской Леона Конье . Его отец, не имея средств, чтобы содержать его в Париже, обратился в город Амьен, который выделил ему грант, чтобы он мог полностью посвятить себя живописи.

Он выиграл Гран- при Рима в 1861 году за картину «Смерть Приама» .

Художник и педагог

Жюль Лефевр выставил 72 портрета в парижских салонах с 1855 по 1898 год. В 1891 году он был избран членом Академии изящных искусств .

Известный и отзывчивый преподаватель в Академии Джулиана , у него было много учеников, включая шотландского пейзажиста Уильяма Харта , американских художников, таких как Чайльд Хассам , Фрэнк Уэстон Бенсон , Эдмунд Чарльз Тарбелл и Джон Нобл Барлоу , а также французских художников Жоржа. Рошегросс , Анри-Люсьен Дусе , Гастон Дарбур , Адольф Дешено , Камилла Бурже и Мария Антуанетта Маркотт , французский скульптор Поль Ландовски , портретисты Гюстав Брисган , Мари Бермон и бельгийский художник Фернан Кнопф .

Он имеет свою мастерскую в п уплотнительной  5 Рят Лабрюйера в Париже.

Художница-обнаженная женщина

Жюль Лефевр известен в основном своими обнаженными женщинами, жанром, в котором он соревнуется с Уильямом Бугро . В 1868 году он произвел фурор, представив « Лежащую женщину» . Самая известная его работа — это, несомненно, «Верите» , обнаженная женщина, выходящая из колодца с зеркалом на вытянутой руке ( Париж , Музей Орсе ). Мы также можем процитировать леди Годиву 1890 года . ( Амьен , музей Пикардии ). Среди его лучших портретов — портреты М. Л. Рейно и принца Императорского (1874 г.).

Он также расписал потолки отеля Vanderbilt в Нью-Йорке , Кассационного суда и Салона литературы в мэрии Парижа .

Художник раскритиковал

Жюль Лефевр умер от продолжительной болезни на 24 февраля 1912 г.в своем отеле на улице Лабрюйер в Париже. Опубликованные по этому поводу статьи в прессе отражают как уважение к признанному художнику, так и определенную снисходительность, даже откровенную критику, по отношению к вышедшему из моды академическому художнику. Gil Блас был самым суровым: «Жюль Жозеф Лефевр был большим плохим художником. И его ученики были поражены тем, что мягкий, трусливый, непоследовательный патриций был в то же время требовательным человеком, авторитарным и жестким по форме . К тому же карьера Жюля Лефевра была трудной. » Это приговор сейчас кажется очень суровым.

Похороны на кладбище Монмартр

Жюль Жозеф Лефевр похоронен в Париже на кладбище Монмартр , 14- я  дивизия, Chemin Saint-Eloy.

Похороны Жюля Лефевра, Париж , кладбище Монмартр .

Его могила, работа архитектора Самсона, украшена бюстом и мраморным барельефом La Vérité работы Мориса Лефевра и скульптора Эрнеста Дюбуа . Галл из15 июня 1913 г.посвятил статью открытию памятника: «История этого памятника очень трогательна. Его начал три года назад господин Морис Лефевр, сын известного художника, молодой талантливый скульптор, которого безжалостная смерть преждевременно отняла у искусства. В то время, здоровье Жюля Джозеф Лефевр вдохновило наибольшую озабоченность, и М я Жюль Жозеф Лефевр, чувствуя приближающийся конец своего мужа, попросил молодой скульптор подготовить к памятнику своего отца. Работа была почти закончена, когда молодой художник внезапно заболел и умер за несколько месяцев до могилы своего отца. Два друга мастера, г-н Эрнест Дюбуа, который был профессором г-на Мориса Лефевра, и архитектор Самсон с благочестивой и трогательной мыслью взялись установить недостроенный памятник. Именно этот памятник был открыт в присутствии только семьи Лефевров и нескольких близких друзей. »

Кефал и Прокрида


Кефал и ПрокридаТомас Бенджамин Кеннингтон, 1897

Кефал и Прокрида то изменяли друг другу, то вновь сходились, при этом Прокрида, падкая на подарки, меняла любовников, выманивая у них подношения. Это-то и оказалось причиной трагедии.

Однажды Прокрида, страстная охотница, получила в подарок от критского царя Миноса охотничью собаку Лелап, ни когда не теряющую след, и копье, всегда летящее в цель. Но и сам Минос получил их от Артемиды-охотницы! А когда Прокрида решила вернуться к мужу, вновь используя артемидов дар для подкупа, терпение богини лопнуло, и она устроила неверной жене несчастный случай на охоте.

На небе оказалась всего лишь собака за заслуги, не связанные с нравственностью ее хозяев.

Впрочем, не нужно как-то особо безнравственно себя проявить, чтобы попасть под горячую руку Артемиды. Можно быть вполне себе замужней матроной, но прошлое в свите богини- девственницы слишком ко многому обязывает (не всем везет так, как Плеядам).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: