Кающаяся Мария Магдалина, картина Тициана, около 1565. Ка .
English version: Penitent Magdalene (Titian, 1565)
«Кающаяся Мария Магдалина» — картина, написанная около 1565 года итальянский художник Тициано vecelli. принадлежит Государственному Эрмитажу в Санкт-Петербурге. иногда дата создания указывается как «1560-е годы». размер картины — 119 × 97 см.
Картина, изображающая Марию Магдалину Тициана был введен в эксплуатацию в середине 1560-х лет. для этой картины художнику позировали Джулия Фестина. когда картина была готова, она была явлена герцогу Гонзага, которому она так понравилась, что он заказал копию. после этого Тициан сделал несколько копий, меняя наклон головы и положение женщин, а также пейзажного фона картины.
Согласно легенде, эта картина была держал в руках умирающий Тициан. после его смерти, последовавшей в 1576 году, картина перешла по наследству к его сыну Pomponio vecelli Pomponio Vecellio (Pomponio Вечеллио), который в 1581 году продал его вместе с домом и другими картинами Кристофоро Барбариго Cristoforo Barbarigo (Кристофоро Барбариго) из Венеции.
В 1850 году при содействии русского консула Александра Хвостова собрание картин Барбариго было приобретено Николаем I для музея Эрмитажа. впоследствии «Кающаяся Мария Магдалина» был помещен в один из итальянских кабинетов Нового Эрмитажа, где она была вместе с другой известной картине Тициана «Венера перед зеркалом».
На картине изображена Мария Магдалина, глядя в небо. ее длинные волосы, взгляд полный раскаяния, глаза красные от слез. она одета в полупрозрачную одежду, и полосатый плащ перед ней. христианских символов — Священного Писания и черепа.
- Кающаяся Мария Магдалина — картина Тициана написанная около 1565 года. Кающаяся Мария Магдалина — картина Эль Греко, написанная в 1577 году. Кающаяся Мария
- зеркалом около 1555 Аллегория благоразумия середина 1560 — х Кающаяся Мария Магдалина 1560 — е К этому периоду относится и самый знаменитый автопортрет
- список картин Тициана содержит портреты, мифологические и религиозные работы и охватывает 70 — летний период плодотворнейшего творчества автора. Тициан также
- включает в себя образцы экфрасиса, описаний реальных в числе их авторов — Тициан Микеланджело, Рафаэль, Пармиджанино, Гвидо Рени и вымышленных живописных
Святая Мария Магдалина: непридуманная история
Иисус Христос и Мария Магдалина были действительно хорошо знакомы – это подтверждает Четвероевангелие – документы Церкви, которые имеют доказанную подлинность. Различные евангелия от Марии Магдалины, Иуды Искариота и прочие документы называются апокрифами.
Это книги, которые писали авторы древности и средневековья – они сохранились полностью или частично, но настолько, чтобы научным сообществом была доказана их неисторичность, пристрастность, а то и прямое несоответствие фактам. Также многие книги древности являются псевдоэпиграфичными, то есть, не соответствующими заявленному авторству. Лишь четыре евангелия полностью историчны, эпиграфичны и достоверны – от Иоанна, Матфея, Марка и Луки. Именно их признают все христианские конфессии мира.
История Марии Магдалины необычна и загадочна: под влиянием современной культуры и некоторых личных суждений тех, кто по-своему понял библейский рассказ, вокруг святой создался целый ореол таинственности. Некоторые считают, что Мария Магдалина была женой Иисуса Христа потому, что на гениальном полотне «Тайная Вечеря» апостол Иоанн Богослов расположен на груди у Христа, имеет длинные волосы и не имеет бороды.
Многие посчитали его девушкой, а так как Мария Магдалина в числе других жен мироносиц следовала везде за Христом, то ее и выбрали в качестве предполагаемой жены, изображенной на «Тайной вечери». Но рассказчики упускают тот факт, что согласно периодизации евангельских событий «любимый ученик» Христа– как он сам называет себя в своем евангелии – Иоанн являлся еще совсем молодым юношей. Из его Евангелия мы читаем, где располагался Иоанн на Тайной вечере, когда между учениками шел разговор о предателе:
Таким образом, Иоанн свидетельствует, что на Тайной Вечере он действительно возлежал на груди у Христа.
О том, что Мария Магдалина блудница некоторые делают вывод, читая о кающейся женщине, описанной в Евангелии:
Поступок этой женщины продиктован благодарностью Спасителю за прощеные грехи. Тот источник Божественной любви в ее сердце, открытый таким прощением, позволил без страха прийти на пир и выразить свое покаяние и благодарность Учителю. Но нигде не сказано, что это была именно Магдалина и доказательств тому, что Мария была блудницей нет, а домыслы относительно ее пороков так и остаются домыслами, а также желанием людей превратить историческую достоверность в романтическую (на их взгляд) теорию.
В действительности же Мария Магдалина была одержима бесами, ей никто не мог помочь, и она пришла к Христу, прося об исцелении, и получила его.
Почитание
Оно складывается не ранее VI в. – именно тогда документы упоминают о первых паломниках на родину святой.
В православии
К настоящему времени святая почитается как «равноапостольная», что означает признание ее выдающихся заслуг в проповеди Евангелия. Особые службы ей совершаются на день памяти, в Неделю жен-мироносиц.
Как почитают католики
Образ св. Марии не менее тысячелетия считался символом покаяния, так как святую отождествляли с Евангельской кающейся грешницей. Однако воздавать ей почести как «равноапостольной» начали совсем недавно.
3 июня 2016 г. Папа Франциск подписал декрет, по которому память святой становится «литургическим праздником». По словам понтифика, это «подчеркивает достоинство женщины, призывает к новой евангелизации и напоминает о величии тайны Божьего милосердия».
В исламе
Почитание св. Марии у мусульман отсутствует. Хотя они считают Евангельскую историю частью исламской, уважением пользуется только «Мать Иисуса», Богородица. Известно, что церковь в Магдале на месте дома св. Марии, возведенная императрицей Еленой, уничтожена именно во время господства здесь мусульман.
Иконы
Первые изображения святой известны с III в. Как правило, православные иконописцы пишут ее:
- вместе с другими мироносицами у Гроба Спасителя; обычно в ее руках сосуд с благовониями;
- предстоящей Кресту во время Распятия Спасителя; сюжет встречается сравнительно нечасто, как правило, при Кресте изображаются только Богородица и св. Иоанн Богослов;
- иногда Марию можно увидеть на православных и католических иконах, изображающих Положение Христа во Гроб;
- наконец, греческие мастера XVIII-XIX вв. заимствовали у католической традиции сюжет явления Воскресшего Спасителя Марии; она представлена припавшей к ногам Христа, облаченного белыми ризами Воскресения; иногда подобные иконы встречаются и в России.
В России
Особое почитание угодницы Божией здесь начинается с XIX в. Оно связано с тем, что супруги нескольких императоров тезоимениты святой.
В Москве существовало несколько церквей, все они были домовыми – при больницах, приютах. Одна из самых известных была при так называемом Вдовьем Доме, учрежденном самой императрицей Марией Феодоровной, женой Павла I, в начале XIX в. как приют для бедных вдов.
К настоящему времени по всей стране известно несколько десятков церквей, посвященных св. Марии, среди которых немало строящихся.
В Иерусалиме
Строительство этого храма также связано с Россией. Она посвящена памяти другой царицы, Марии Александровны, супруги Александра II, освящена в Иерусалиме 14 октября 1888 г. Она построена по инициативе начальника Русской Духовной миссии на Святой Земле, архим. Антонина (Капустина), а средства на строительство выделила царская семья. Самый крупный вклад, 100000 рублей сделал сын императрицы, Александр III.
Интересный фактНа освящении церкви присутствовали члены императорской семьи, включая великую княгиню Елисавету Федоровну. А в 1921 г. она, убитая большевиками, будет похоронена при этом храме вместе с келейницей, инокиней Варварой. С 1988 г. здесь образован женский монастырь, посвященный св. Марии Магдалине.
В Европе
Так как почитание святой как равноапостольной началось у католиков не более 5 лет назад, храмов, посвященных ей, в Европе относительно немного. При этом, например, из 5 церквей святой в Польше 2 принадлежат Польской Православной Церкви, но только 3 – собственно католические, а в Германии оба храма св. Марии – православные. Немного церквей святой в других странах. Среди наиболее известных:
- во Вроцлаве; собор известен еще с XII в., несколько раз был разрушен; с XVI в. он был известен, как протестантский, ныне – католический; последняя реставрация проводилась после 2 мировой войны, когда здание в очередной раз сильно пострадало;
- в Веймаре; православная церковь появилась с XIX в., она построена для дочери Павла I, принцессы Марии, тезоименитой святой;
- в Париже; католический храм именуется «церковь Мадлен»; его строительство продолжалось около 80 лет, с 1764 по 1842; проект, посвящение церкви несколько раз менялись, ныне она представляет, по мнению специалистов, образец стиля «ампир»; на таком архитектурном решении настаивал Наполеон Бонапарт, считавший храм символом величия Франции.
В США
Храм святой находится в городе Солт-Лейк-Сити. Стиль ее архитектуры считается смешением неороманского и неоготического. Строительство проходило с 1900 по 1918 г., когда окончательно были достроены приделы, завершена роспись. На фресках храма св. Мария представлена помазывающей ноги Иисуса миром, то есть, по католической традиции, отождествляется с кающейся грешницей.
Детство и юность
Биография Магдалины полна загадок и тайн, потому что единственный источник, указывающий на реальность жития легендарной последовательницы Иисуса Христа, это евангельский текст. Поэтому подтвердить или опровергнуть то, является ли Мария Магдалина исторической личностью, биографы и ученые не могут и по сей день.
Портрет Марии Магдалины
Информации о детстве и юности этой героини практически нет. Имя сторонницы мессии упоминается только в некоторых источниках – в Евангелии от Луки, где при повествовании о бытии Сына Божьего упоминается чудодейственное исцеление от бесов, а также в других трех рукописях — Иоанна, Матфея и Марка — имя женщины можно встретить лишь в нескольких эпизодах.
Равноапостольная Мария Магдалина родилась в израильском городе Магдала, располагающемся на берегу Геннисаретского озера, что в северной части Святой Земли.
О том, в какой семье росла и воспитывалась Мария, и кем были ее родители, остается только гадать, потому что священные писания об этом умалчивают. Хотя западноевропейские легенды гласят, что ее родителей звали Сир и Евхария, но другие источники указывают, что Магдалина была сиротой и работала на рынке.
Стоит обратить внимание на имя ученицы Иисуса Христа. Мария происходит от древнееврейского языка, а христианская традиция переводит это имя как «госпожа»
Согласно традиционным библейским представлениям, так звали мать Иисуса Христа, в честь которой называли и другие почитаемые христианские фигуры. А прозвище Магдалина имеет географические корни и означает «уроженка города Мигдал-Эль».
Церковь Святой Марии Магдалины в Гефсимании
Топоним буквально расшифровывается как «башня», и на это есть свои причины. Дело в том, что в средние века эти постройки являлись феодальным рыцарским символом, а, следовательно, этот благородный оттенок перенесся на личностные качества Магдалины, которая была наделена аристократическим характером.
Но бытует и другое предположение касаемо прозвища равноапостольной девы: в многотомном религиозном своде Талмуде есть выражение «magadella», которое в переводе с иврита означает «завивающая волосы».
Образ Марии Магдалины
Мария Магдалина была известна как христианская святая, что прошла весь путь за Иисусом Христом, которого везли к месту распятия. Она присутствовала при казни Сына божьего и одной из первых увидела священный миг его Воскресения.
Примечательно, что в православных и католических традициях сформировался разный образ Магдалины. Если в православии она считается мироносицей, исцелившейся от семи смертных грехов, то в католической вере Мария чаще отождествляется с кающейся блудницей, о которой сложено немало легенд. Именно этот, последний образ и присутствует на полотне Тициана.
Тициан «Кающаяся Мария Магдалина», около 1565 годаМестонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Интересные факты о авторе
Тициан Веччелио – единственный художник, которого признали королем живописи еще при жизни. Среди своих современников Тициан Вечеллио сумел побить рекорды по долголетию, поскольку ранее люди едва доживали до 40 лет, а мастер скончался на 90-м году жизни. Всю свою жизнь художник создавал невероятные шедевры, который покоряли не только зрителей, но и королей. Именно поэтому к Тициану Веччелио выстраивалась очередь среди знатных лиц: королей и князей.
Помимо того:
- Тициано Веччелио стал первооткрывателем психологического портрета, который позволяет передать внешность модели, ее характер и душевное состояние.
- Мастер был награжден славой художника цвета, поскольку он сумел достичь в своих работах широкого разнообразия цветовой гаммы, оттенков и переходных тонов.
- Художником был разработан новый метод накладки масляных красок, используя пальцы или шпатель.
- Тициан Веччелио отдавал предпочтение пышнотелым женщинам, поскольку считал их истинными русскими красавицами.
- Многие короли предлагали Тициану Веччелио апартаменты в своем королевстве, но мастер никогда не задерживался после выполнения заказа.
- Искусствоведы замечают, что Тициано Вечеллио позднего периода отличается незаконченностью и небрежным выполнение работы.
Кающаяся Мария Магдалина. Сочинение по картине Тициана
Вичеллио Тициан создал это полотно в 1560 году. Несмотря на небольшие размеры холста (около 120 см в высоту и 97 в ширину) произведение поражает смысловой мощностью. «Кающаяся Мария Магдалина» является практически совершенным венцом всех творений Тициана.
Полотно было написано по заказу герцога из Урбино, Франческо дела Ровере. Однако полотно до самой смерти художника оставалось в его мастерской. В 1581 году «Магдалину» выкупил Барбариго, который передавал по наследству в своей семье, а в конце 19 столетия ее выкупил Эрмитаж.
Найденный образ Тициан неоднократно повторял в других полотнах, настолько хороша показалась ему модель. К годам, посвященным написанию картины, живописец достиг наивысшего мастерства в передаче точности движений, эмоционального состояния человека и душевных переживаний.
Тициан «Кающаяся Мария Магдалина»
Уникальному художнику удалось превратить кающуюся блудницу, которая шла след в след за Христом по пустыне, смиряя и укрощая свою плоть, дабы смыть с себя позор былой грешной жизни, в прекрасное чувство любви и смирения.
Она запрокинула свою головку вверх, ее взгляд, наполненный слезами, устремлен к небесам. Все в Марии дышит негой и любовью к человеку, который оставил ее, покинул навсегда. Правая рука Магдалины покоится на груди.
Этот жест как бы говорит: « Я отдам все за твое воскрешение! Только вернись!» В прекрасном молодом лице не видно чувства стыда, только скорбь об утрате и неизбывная горечь.
Живописец назвал полотно «Кающаяся Мария Магдалина». Но ведь изображенная на полотне женщина не раскаивается – все в ней дышит любовью. Смысл картины при этом абсолютно не искажен. Тициан проводит некую аллегорию – перед Марией раскрытая книга. Но подставкой для книги служит череп – зловещее предзнаменование.
Эту аллегорию на тему «Ничто не вечно под луной» использовали многие великие мастера живописи эпохи Возрождения. Не ушел от нее и Вичеллио Тициан, достигший зрелости в своем искусстве. Среди всех полотен религиозного содержания, написанных мастером, «Кающаяся Мария-Магдалина» наименее наполнена набожностью и христианским смыслом.
Участь этого полотна живописец увидел совсем в другом – он передал красоту и сияние молодости, неподдельное горе и вечную скорбь, гимн человеческой любви и верности. Мастерски выстроен силуэт – на фоне темной угрюмо нависающей скалы, пронзительного свинцово-синего неба и чахлого вида деревьев.
Лишь она – Мария-Магдалина здесь олицетворяет женское начало «Песни Песней».
Картина настолько была востребована изначально и приобретала своих почитателей, что произведение неоднократно копировалась и сейчас в мире насчитывается порядка 10 копий этого великого образца живописи. Оригинал «Великой грешницы» экспонируется в Государственном музее Эрмитаже г. Санкт-Петербурга.
Автор сочинения: Волкова Элла
Встреча с Иисусом Христом
Исходя из Священного Писания, можно предположить, что первая встреча Иисуса Христа и Марии Магдалины произошла в доме фарисея Симона, где произошло помазание Спасителя миром. Миропомазание – это таинство, в котором верующему, вместе со специально приготовленным освященным маслом, передаются дары Святого Духа.
Мария Магдалина и Иисус Христос
По сказанию, женщина, явившаяся Христу, поливала из алавастрового сосуда голову Иисуса, а также омыла Его ноги слезами и волосами головы своей отерла. Судя по четырем Евангелиям, ученики Иисуса были недовольны тем, что пришедшая гостья нерационально тратила дорогое масло, которое можно было продать, а вырученные деньги раздать нищим. Также фарисей заметил, что прикасающаяся к Христу была грешницей, но Иисус, сопоставив негостеприимность Симона и старания Марии, сказал:
Но некоторые предполагают, что встреча Магдалины и Иисуса произошла раньше, чем в доме Симона. Христос сказал, что «возлюбила много», то есть Его самого, таким образом, можно предположить, что, возможно, Мария была в числе следовавших за мессией в Иерусалим. После прощения Магдалина стала числиться у Христа лучшей ученицей, но Марии не было среди 12 апостолов на картине «Тайна Вечеря».
Магдалина стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием, причем мессия доверял этой женщине даже самые сокровенные тайны, из-за чего Магдалина снискала нелюбовь учеников Христа, которые требовали убрать деву из Его окружения.
Мария Магдалина омывает ноги Иисусу Христу
По сказанию, эта женщина была единственной, кто не покинул Спасителя, когда того арестовали, тогда как Петр, самый преданный из апостолов, трижды отрекся от своего предводителя после заключения оного под стражу.
Известно, что Мария Магдалина присутствовала при казни Иисуса Христа вместе с Его матерью, сестрой матери и Марией Клеоповой. Последовательница Сына Божьего стояла возле Христа, разделяя великие материнские страдания Богородицы. Когда сердце Спасителя перестало биться, Мария оплакивала Спасителя, а далее сопровождала тело Иисуса к высеченному Иосифом гробу в скале.
Мария Магдалина — свидетельница распятия Иисуса Христа
Византийская литература указывает, что после распятия Мария Магдалина вместе с Богоматерью отправилась в древний город Эфес, к Иоанну Богослову, и помогала ему в трудах. Кстати, именно Евангелие от Иоанна содержит больше всего сведений о жизни Магдалины.
По легенде Мария Магдалина вернулась через сутки после смерти Христа в ту пещеру, чтобы показать свою преданность Спасителю, умастив Его тело ароматическими маслами и миром. Но, когда соратница Иисуса подошла к скалистой горе, она обнаружила, что камень, закрывающий вход в пещеру, сдвинут с места, а сама пещера пуста.
Мария Магдалина и воскресший Иисус Христос
Отчаявшаяся Мария в горе отправилась к Иоанну и Петру, дабы рассказать о том, что тело мессии исчезло из места погребения. Тогда апостолы вместе с Магдалиной вновь отправились к скалистой горе и увидели, что в пещере пусто. Ученики Христа в скорби покинули грот, тогда как Мария осталась рядом с гробом, плача и пытаясь понять причину исчезновения Иисуса Христа.
Мария Магдалина подняла заплаканные глаза и увидела, что перед ней сидят два ангела. Когда те спросили о причине страданий несчастной девы, та ответила, что ее мучает неизвестность. Тогда женщина подняла глаза и увидела Иисуса Христа, которого первоначально по ошибке приняла за садовника и попросила указать, где находится могила учителя. Но, когда пришедший произнес ее имя, она узнала Сына Божьего и бросилась к Его ногам. Исходя из евангельских сводов, Иисус ответил Марии:
Далее Иисус поручил Магдалине рассказать апостолам новость о Его воскрешении.
Какая она – кающаяся Магдалина?
В основу сюжета картины Тициан положил историю из евангельских текстов. Согласно преданию, Мария Магдалина была спасена Иисусом. До встречи с ним в ней жили “семь бесов”, которые Спаситель сумел изгнать. Мария искренне раскаялась в своей прежней грешной жизни, стала духовной последовательницей Христа и его верной соратницей.
Позднее “кающимися магдалинами” стали называть женщин, прежде ведших развратный образ жизни, но вернувшихся к праведности и труду. Легенда о Марии Магдалине ярко демонстрирует, что даже падший человек, обуреваемый страстями и грешными помыслами, может встать на путь истинный, если обратится к вере.
Фрагмент картины Тициана «Кающаяся Мария Магдалина».Предгрозовой пейзаж за спиной героини
Если взглянуть на знаменитое творение Тициана, становится ясен глубокий и сложный замысел автора. Художник хотел показать не суть покаяния, не сладость религиозного экстаза, а единство внутреннего и внешнего перерождения человека, которое постигает грешник, возвращающийся к праведной жизни.
В облике Марии можно увидеть волнение самого мастера, что с таким трепетом изобразил её. Густые локоны, пышущее здоровьем тело, живая яркая красота женщины наполняют “дыханием” весь её портрет. Облик Марии Магдалины показан в движение. Рука поднята, грудь словно бы вздымается на наших глазах, а складки платья, кажется, вот-вот всколыхнутся. Тициан сумел добиться эффекта “динамики картины”, что превратило его творение в истинный шедевр.
Фрагмент картины Тициана «Кающаяся Магдалина».Художник намеренно проявляет небрежность к черепу
Примечания и ссылки
использованная литература
- Андре Руссар в своем словаре на странице 365 указывает как год смерти 1911 год.
- и
- Андре Руссар, Словарь художников Монмартра , 1999, стр. 365 ( ISBN ) .
- Маленькая парижанка ,25 февраля 1912 г..
- , стр. 3.
- Где он отдыхает со своей женой Луизой Деслиньер, сестрой Женевьевы Деслиньер (1852-1940), женой архитектора Поля Таффанеля и Марселя Деслиньера (1847-1914), и его дочерью Ивонн Лефевр (1874-1920), женой Жоржа-Фредерика. Ретиг (1873-1961), ученик Жюля Лефевра, французского акварелиста, художника-анималиста, родившегося в Гавре, получившего премию Розы Бонер в 1913 году, и его сын Морис, скульптор (1885-1911).
- Каталог 27- й выставки 1885 года в Амьене , стр. 23 .