Личная жизнь
9 июля 1940 года Борис женился на 19-летней красавице Зое Сорокиной. До свадьбы влюбленные 4 года встречались, вместе ходили в театры, музеи и филармонии. Щербаков не только неоднократно писал портреты жены, но и посвящал избраннице стихи.
Большую часть блокады Ленинграда супруга живописца и его теща прожили в осажденном городе: Зоя Анатольевна, будучи студенткой медицинского вуза, работала в госпиталях. Перевезти родственников в Москву Щербаков смог лишь в 1943 году, причем вначале семья ютилась в маленькой комнатке в коммунальной квартире в Подколокольном переулке.
В 1948 году Зоя Анатольевна подарила мужу дочь Галину, которая, повзрослев, стала искусствоведом. Щербаковы жили в просторной квартире, служившей художнику и мастерской, на улице Горького в Москве. Лето семья обычно проводила в Подмосковье, причем критерием выбора дачи служило наличие поблизости живописных мест, пригодных для написания пейзажей. Одним из самых известных среди них стала картина «Русь подмосковная».
У Бориса Валентиновича всю жизнь было много друзей как среди коллег, так и среди ученых, литераторов и военачальников, портреты которых он рисовал. В 70-х годах XX века в ходе создания серии молдавских пейзажей Щербаков подружился с первым секретарем ЦК Компартии Молдавской ССР Иваном Бодюлом, а также дочерью партийного чиновника, начинающей художницей Натальей, которую часто брал с собой на пленэры.
Скандалы с наследством
В первый весенний день 2018 года ушла из жизни единственная законная наследница художника, его 70-летняя дочь. Причиной смерти Галины Борисовны, посвятившей себя сохранению и исследованию картин отца и не родившей детей, стало онкологическое заболевание.
Последние 15 лет в личной жизни женщины присутствовал Николай Вакась, который познакомился с ней, будучи участковым врачом и придя к Галине Борисовне по вызову. Мужчина утверждал, что влюбился в умную и красивую даму и стал ее супругом. Однако отношения москвичи не узаконили, а по некоторым данным Николай Сидорович продолжал состоять в браке с другой женщиной.
После смерти Галины Борисовны на пороге ее жилища появился Андрей Беличков, утверждавший, что покойная была его кузиной по матери. Вакась не пустил «родственника» в квартиру.
Андрей Николаевич обратился за помощью к своей дочери, работавшей в органах правопорядка, а она — к своему бывшему возлюбленному Алексею Коржневу, отдаленному родственнику друга Бориса Валентиновича, министра морского флота СССР Александра Афанасьева, с просьбой воспрепятствовать расхищению полотен Щербакова. Алексей выставил Вакася из квартиры, в которой Николай Сидорович прожил много лет. Однако, по информации канала «Россия», обнародованной в декабре 2020 года, Коржнев принялся распродавать картины художника, заявив, что перед смертью Галина Борисовна подарила все имущество ему.
Летом 2021 года суд признал наследство Бориса Щербакова выморочным. В сентябре 2021-го скандал между претендентами на квартиру и картины художника стал темой передачи Андрея Малахова «Прямой эфир». В программе принял участие Андрей Беличков. Николай Вакась через 2 дня после интервью, данного корреспонденту передачи, скончался.
Смерть
В 55 лет Борис Валентинович перенес первый инфаркт. Едва начав идти на поправку, художник стал еще интенсивнее работать. Первым полотном, написанным на пути к выздоровлению, стала картина 1971 года «Апрельское солнце». Пейзаж Щербаков создал в больничной палате.
Когда художнику после выписки было противопоказано носить на пленэры складной стул, зонтик и этюдник, эти вещи мужа несла Зоя Анатольевна. Когда болезнь запирала живописца в 4 стенах, жена приносила в квартиру-мастерскую букеты цветов, которые Борис Валентинович запечатлевал в натюрмортах.
Последнее десятилетие сердце Щербакова билось при помощи кардиостимулятора. Поддерживать жизнь и работоспособность живописцу помогал врач Евгений Чазов, портрет которого Борис Валентинович успел написать.
Художник скончался в возрасте 79 лет через 2 недели после изумрудной свадьбы. По одним сведениям, сердце Щербакова перестало биться 24-го, а по другим — 25 июля 1995 года. Живописца похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы рядом с отцом.
Детство и юность
Будущий живописец родился в Петрограде на Благовещение 7 апреля (25 марта по старому стилю) 1916 года в семье ученика Ильи Репина, мастера фресок Валентина Щербакова.
После Октябрьской революции Щербаковы на время уехали на родину отца семейства, в Казань. Боря постоянно крутился в мастерской Валентина Семеновича, брал в руку кисть и пытался рисовать. Когда мальчику было 4 года, отец в шутку отправил «работы» наследника на выставку футуристов, не указав возраст автора. Рисунки Бориса были с восторгом приняты организаторами, и судьба мальчика оказалась предрешена.
В 30-х годах XX века Щербаковы вернулись в город на Неве. Борис учился в Академии художеств у Петра Шухмина и Исаака Бродского. Дипломная работа начинающего живописца «Редакция “Правды” в 1917 году» экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке 1939 года.
С началом войны Щербаков-младший на время сменил кисть художника на саперную лопатку. Борис окончил краткосрочные офицерские курсы и участвовал в минировании подступов к Москве осенью 1941 года. Затем выпускник Академии художеств стал фронтовым живописцем, запечатлевавшим образы героев, возвращавшихся в блиндажи после атак. Портреты советских воинов, созданные Щербаковым, имеют не только художественную, но и историческую ценность, поскольку многие из бойцов, запечатленных на них, впоследствии погибли, не оставив на память родственникам фотографий.
Творчество
Борис Валентинович считал, что задача художника — найти в истории народа момент значительный, в природе — момент, выражающий настроение, а в портрете — отражающий характер человека. В качестве названий работ живописец часто использовал поэтические цитаты или строки из песен («Мороз сребрит увянувшее поле», «Течет река Волга», «Широка страна моя родная» и т. д.).
О признании заслуг художника перед живописью свидетельствует как Государственная премия, полученная в 1952 году 36-летним Борисом за полотно «Заседание Президиума Академии наук СССР», так и тот факт, что в 1973 году министр культуры Советского Союза преподнесла картину Щербакова «Русская зима» в дар президенту США Ричарду Никсону. Слава позволяла живописцу запечатлевать на полотнах (например, в работе «Ростов Великий. Девичий монастырь») и купола церквей.
В 1956 году Борис Валентинович принимал участие в копировании шедевров Дрезденской галереи, возвращенных Советским Союзом Германской Демократической Республике. В ходе поездки на берега Эльбы Щербаков написал картины, ставшие основой персональной выставки «Люди и города ГДР».
Среди циклов наследника художественной династии выделяются «Белая серия», объединившая портреты Героев Советского Союза, и серия пейзажей, написанных в уголках России, вдохновлявших литераторов: Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, Льва Толстого и Ивана Тургенева, Антона Чехова и Михаила Шолохова.