10 работ ван эйка, которые нужно знать

Ранние работы

Период творчества, представляющий первые работы, выполненные в Дренте, отличается реалистичностью, но они выражают ключевые характерные особенности индивидуальной манеры художника. Многие критики считают, что эти особенности объясняются отсутствием элементарного художественного образования: Ван Гог не знал законов изображения человека, поэтому персонажи картин и этюдов кажутся угловатыми, неграциозными, как будто вышедшими из лона природы, подобными скалам, на которые давит небесный свод:

  • «Красные виноградники» (Rode wijngaard) (1888);
  • «Крестьянка» (Boerin) (1885);
  • «Едоки картофеля» (De Aardappeleters) (1885);
  • «Старая церковная башня в Нюэнене» (De Oude Begraafplaats Toren in Nuenen) (1885) и др.

Эти работы отличаются темной палитрой оттенков, передающих тягостную атмосферу окружающей жизни, мучительное положение простых людей, сочувствие, боль и драму автора.

В 1885 году он вынужден покинуть Дренте, так как он вызывал недовольство священника, считавшего рисование распутством и запрещавшего местным жителям позировать для картин.

Личная жизнь

Ян ван Эйк был женат. О его личной жизни, как и о происхождении, известно немного. В 1430-е годы вместе с супругой художник перебрался в Брюгге, где купил дом. В 1434-м в семье появился первенец, крестным которого стал герцог Филип III. Исследователи уверяют, что у ван Эйка было 10 детей.

Портрет Маргарет ван Эйк, жены Яна ван Эйка

О внешности супруги живописца исследователи судят по портрету, созданному им самим. Ян написал картину незадолго до смерти и, судя по всему, собирался преподнести супруге на день рождения. Женщина на картине не идеализирована. Маргарет не была привлекательной, но ее облик хранит печать благородства и глубины.

Любопытно, что это изображение жены художника после его кончины было передано Гильдии художников. Вплоть до 18 века организация выставляла его на обозрение публике в день Святого Луки – национальный праздник художников. Картина считалась образцом мастерства.

Ванэйковские «мадонны»

Отдельного внимания заслуживают знаменитые ванэйковские Мадонны: «Мадонна в церкви», «Мадонна каноника ван дер Пале» и «Мадонна канцлера Ролена». Эти работы изобилуют множеством невиданных на то время новшеств:

  • скрупулезной проработкой архитектуры, интерьера, одежды, украшений и предметов быта;
  • грамотной передачей светотени;
  • яркостью красок и многообразием оттенков;
  • продуманной сюжетной линией, в основе которой заложен религиозный символизм.

Мадонна в церкви

Мадонна каноника ван дер Пале

Мадонна канцлера Ролена

Портрет четы Арнольфини

Ещё одна изобилующая символами картина Яна ван Эйка – «Портрет четы Арнольфини» – раскрывает человеческую индивидуальность в обыденной обстановке.

Портрет четы Арнольфини

Герои как будто дают клятву верности друг другу, на что указывают их лица и жесты, а также пёс на переднем плане, олицетворяющий дружбу и преданность. Символично также изображение горящей свечи только над головой молодого человека. Не исключено, что на момент написания картины его возлюбленная умерла, так как свеча над её головой не горит… Апельсины на столе символизируют на неземное блаженство, а яблоко – грехопадение. Щётка символически показывает чистоту отношений между мужем и женой. Чётки – знак благочестия.

Масляная техника Яна ван Эйка

Эмалевидная поверхность картин Ван Эйка — результат использования техники масляного письма, которая позволяет достичь глубины и богатства цвета. Нанося один поверх другого полупрозрачные слои, живописец достигает слитности мазков и получает смягчённые контуры, что делает композицию в высшей степени реалистичной.

Ещё больше реализма и плавности переходов можно достичь методом сфумато, работая по технологии оптических просветов. Мягкие светотеневые взаимоотношения создаются методом «от пятна» ещё на стадии работы наждачной бумагой.

На этапах проработки композиции оптическими смесями и ввода цвета изображение «оживает», а после финишной лессировки маслом и усиления колорита масляными красками приобретает сочность и глубину пространства. Подробнее о стадиях работы по технологии оптических просветов, материалах и инструментах, применяемых для создания реалистичной живописи, можно прочитать в этой книге.

Несмотря на то, что произведения Ван Эйка – ещё не верх совершенства в плане геометрии и пропорций, его усовершенствованная масляная техника была признана в Европе. Она повсеместно укоренилась в Нидерландах, в 15 веке пришла в Германию и во Францию, а чуть позже завоевала сердца итальянских художников.Нередко встречается информация будто бы Ян ван Эйк изобрел масляную живопись. Это утверждение неверно, ведь маслом работали и до него. Однако достижения фламандца на этом поприще и вправду сродни изобретению. Он усовершенствовал состав масляных красок, сделав их намного более прочными и яркими.

За свою жизнь Ян ван Эйк написал более 100 произведений, большинство из которых, к сожалению, не сохранилось. Но даже по уцелевшим работам можно сделать вывод о том, насколько огромен вклад этого художника в мировую живопись.

Художник Ян ван Эйк: биография и творчество

Ян ван Эйк родился в городе Маасейк, в те времена относящемся к Северным Нидерландам, а ныне — к Бельгии, предположительно между 1385 и 1390 годами. О детстве его известно мало, имена родителей в истории не сохранились, в отличие от имени и биографии старшего брата — тоже художника, Губерта ван Эйка (Hubert van Eyck).

Прошло уже более шести веков, а споры об отношениях братьев и их влиянии на творчество друг друга не утихают до сих пор. Считается, что Губерт обучал брата мастерству живописца и был вдохновителем будущего уникального стиля мастера. Однако некоторые историки утверждают, что часть произведений Губерта и Яна подписана именем не того брата, а другие — что творцы и вовсе не состояли в родстве.

Первые упоминания о художнике относятся к 1422 году, когда он приступил к работе в Гаагском дворце, написав несколько картин для Иоана Баварского (Johann III). Спустя три года он отправился в город Брюгге, начав творить при дворе герцога Бургундского, Филиппа III Доброго (Philippe le Bon). Известно, что в годы работы на Филиппа III ван Эйк не только писал, но и выполнял дипломатические поручения, в том числе дважды ездил на переговоры касательно женитьбы герцога. Вторая поездка оказалась удачной и вскоре после нее Филипп Добрый обручился с Изабеллой Португальской (Isabelle de Portugal).

Выдающийся ум мастера отмечал не только герцог. Современники описывали его как разносторонне одаренного человека. Он увлекался геометрией и географией, хорошо разбирался в растениях и цветах, обладал познаниями в химии, что и позволило ему вывести свою идеальную пропорцию масляных красок.

Первыми работами мастера были миниатюры, а уже после он начал пробовать себя в портретах и произведениях на религиозную тематику. Некоторые историки утверждают, что Ян писал также сцены быта, но эти картины не сохранились до наших дней. Так это или нет — узнать невозможно.

Доподлинно известно, что в 1430 году мастер поселился в Брюгге, получив статус городского художника. Уже через два года он завершил свой шедевр, одну из самых великих и известных работ — Гентский алтарь.

Монументальный многочастный алтарь был расписан для одной из капелл собора святого Бавона в Генте и до сих пор хранится там же. На 26 панелях художник воплотил свои познания и свое уникальное видение земного и небесного. Спокойное величие залитых светом покоев Девы Марии в момент Благовещения, величавый образ Бога Отца, музицирующие ангелы в роскошных одеждах и символизирующий Христа жертвенный агнец, которому будто бы поклоняется все живое… Это произведение и сейчас можно рассматривать бесконечно.

На портретах Яна ван Эйка люди предстают удивительно реалистичными, чувственными, будто живыми. Он одним из первых начал добавлять к изображению человека посторонние предметы, вкладывая в них глубокий смысл. Так, на одной из самых известных работ, «Портрете четы Арнольфини», собачка, предположительно, символизирует преданность, фрукты — плодовитость или грехопадение, а выгнутое зеркало — чистоту и целомудренность невесты.

О личной жизни творца известно так же мало, как о происхождении. «Портрет Маргарет ван Эйк, жены Яна ван Эйка», написанный незадолго до смерти художника, раскрыл общественности имя и внешность его супруги. Историки считают, что портрет должен был стать подарком на день рождения жены, но в итоге был передан Гильдии художников и в течение многих лет выставлялся на любование публики в день Святого Луи как образец высокого мастерства. У пары было 10 детей.

Мастер умер 9 июля 1441 года. Его могила располагается на территории церкви, неподалеку от дома, где он проживал более 10 лет.

Гентский алтарь. Ангелы музицирующие

Гентский алтарь. Ангелы музицирующие, 1432

Хьюберт ван Эйк, старший брат Яна, получил заказ на оформление алтаря от гентского торговца Йоса Вейдта, но умер в 1426 году, оставив своего брата завершать работу. Законченный к 1432 году, он представлял собой полиптих, состоящий из 24-х панелей, окрашенных внутри и снаружи. Высота алтаря около трех метров, а ширина около пяти. Известно, что его много раз вывозили во время европейских войн, и одна панель так и не нашлась после кражи в 1934 году. Работа является прекрасным примером того, как ван Эйк использовал свет и тень для представления глубины. Когда панели закрыты, зрители видят, что пророки и сивиллы объявляют о пришествии Христа, Богородицы и Архангела. Когда они открыты, мы видим (скорее всего) Иисуса Христа, у ног которого лежит корона как указание на то,что он превосходит всех царей; здесь же Иоанн Креститель, Мария, Адам и Ева.

Мадонна каноника ван дер Пале

Мадонна каноника ван дер Пале, 1434—1436

По мнению исследователей, картина написана между 1434 и 1436 годами. Она была заказана для каноника Йориса ван дер Пале. Богоматерь восседает на престоле в центре картины с младенцем Христом на руках; с одной стороны — Святой Донатиан, покровитель Брюгге, а с другой — Святой Георгий в доспехах и стоящий на коленях ван дер Пале в клерикальной одежде. Святые представляют его Богородице, надеясь, что она заступится за него, когда придет его черед предстать перед Богом.

9. Портрет Яна де Лейва

Портрет Яна де Лейва, 1436

Еще один из замечательных портретов ван Эйка. Ян де Лейв, вероятно, был знакомым ван Эйка. Он был известным ювелиром в Брюгге, и ван Эйк показывает его одетым в черную шапочку и халат. Ян де Лейв смотрит на зрителя держа в руке золотое кольцо — символ профессии. На рамке, которая окружает портрет, есть надпись, которая проходит по всем четырем сторонам и закрашена так, чтобы выглядеть отлитой в бронзе. Изречение на фламандском языке гласит: «Я, Ян де Лейв, нарисован Яном ван Эйком.»

Детство и юность

Биография живописца остается загадкой, так как не обнаружено документов, подтверждающих многие факты. Исследователям остается только делать предположения и строить гипотезы. Например, точная дата появления Яна ван Эйка на свет неизвестна. Принято считать, что он родился в период с 1385 по 1390 годы. Его родиной мог быть городок под названием Маасейк или другой провинциальный населенный пункт, Лимбург. Сегодня оба города принадлежат территории Бельгии.

Портрет Яна ван Эйка

Знаменитый художник воспитывался с братьями Губертом и Ламбером, а также с сестрой Маргаритой. С именем Губерта ван Эйка связано много споров. Некоторые ученые считают, что живописи Яна учил именно он. Старший брат передавал младшему свои навыки и участвовал в создании некоторых произведений.

Исследователи предполагают, что своеобразный «семейный дуэт» мог быть успешным. Но в противовес им регулярно выдвигаются версии о том, что брат не был причастен к творчеству ван Эйка и мог не существовать вовсе. Дело в том, что данные книги и источники зачастую расходятся, поэтому выстроить реалистичную картину событий непросто.

Портрет Губерта ван Эйка

Первые работы художника не сохранились, но есть подтверждения того, что его карьера началась в 1422 году. В это время Ян ван Эйк стал придворным живописцем графа Иоганна III Баварского и жил в Гааге. По современным меркам, художник был молод, но подобного статуса мог добиться только искусный мастер. К тому моменту портретист успел обзавестись учениками и собственной школой.

Бизнес

В 1869 году в Гааге Винсента принимает на службу его дядя, носивший такое же имя, которого будущий художник называл «Дядюшка Сент». Дядюшка был хозяином отделения компании Goupil&Cie, занимавшейся экспертизой, оценкой и продажей арт-объектов. Винсент приобретает профессию дилера и делает значительные успехи, поэтому в 1873 году его отправляют трудиться в Лондон.

Работа с художественными произведениями была очень интересна Винсенту, он научился разбираться в изобразительном искусстве, стал постоянным посетителем музеев, выставочных залов. Его любимыми авторами стали Жан-Франсуа Милле (Jean-françois Millet) и Жюль Бретон (Jules Breton).

К этому же периоду относится история первой любви Винсента. Но история была не понятная и запутанная: он жил на съемной квартире у Урсулы Лойер (Ursula Loyer) и её дочки Евгении (Eugene); биографы спорят о том, кто был предметом любви: одна из них или Каролина Хаанебик (Carolina Haanebeek). Но кем бы ни была возлюбленная, Винсент получил отказ и утратил интерес к жизни, работе, искусству. Он начитает вдумчиво читать Библию. В этот период, в 1874 году, ему пришлось перевестись в парижское отделение компании. Там он снова становится завсегдатаем музеев и увлекается созданием рисунков. Возненавидев деятельность дилера, он перестает приносить компании доход, и его увольняют в 1876 году.

Учительство и религия

В марте 1876 года Винсент переезжает в Великобританию, поступает на безвозмездной основе преподавателем в школу в Рэмсгейте. Одновременно задумывается о карьере священнослужителя. В июле 1876 года он переходит в школу в Айзлворте, где дополнительно оказывает помощь священнику. В ноябре 1876 года Винсент читает проповедь и убеждается в предназначении нести истину религиозного учения.

В 1876 году Винсент приезжает на рождественские праздники в родной дом, и мать с отцом упросили его не уезжать. Винсент устроился в лавку, торгующую книгами, в Дордрехте (Dordrecht), но торговля ему не нравится, все время он посвящает переводам библейских текстов и рисованию.

Отец и мать, радуясь его стремлению к религиозному служению, отправляют Винсента в Амстердам (Amsterdam), где он с помощью родственника – Йоганесса Стрикера (Johaness Stricker) подготавливается по теологии для поступления в университет, а проживает у дядюшки – Яна Ван Гога (Jan Van Gogh), имевшего адмиральский чин.

Следующий этап исканий был связан с Протестантской миссионерской школой в городе Лакен (Laken) неподалеку от Брюсселя (Brussel). Школой руководил пастор Бокма (Bokma). Винсент в течение трех месяцев набирается опыта в составлении и чтении проповедей, но покидает и это место. Сведения биографов противоречивы: то ли он бросил работу сам, то ли был уволен из-за неаккуратности в одежде и неуравновешенного поведения.

В декабре 1878 года Винсент продолжает миссионерскую службу, но теперь в южном районе Бельгии, в поселке Патюраж (Paturi). В поселке жили шахтерские семьи, Ван Гог бескорыстно занимался с детьми, посещал дома и рассказывал о Библии, ухаживал за заболевшими. Чтобы прокормиться, он рисовал карты Святой Земли и продавал их. Ван Гог проявил себя как подвижник, искренний и неутомимый, в результате ему определили небольшое жалование от Евангелического общества. Он планировал поступать в Евангельскую школу, но обучение было платное, а это, по убеждению Ван Гога, несовместимо с истинной верой, которая не может быть связана с деньгами. Одновременно он подает руководству шахт просьбу улучшить условия трудовой деятельности шахтеров. Ему отказали, лишили права проповедовать, что потрясло его и повлекло очередное разочарование.

биография

Йос ван Крэсбек родился в Нерлинтере (сегодня это деревня во фламандском Брабанте , Бельгия). Его отца зовут Джус, и он считается пекарем. Его мать зовут Гертруид ван Калленборх. В 1630 или 1631 году Йоос ван Крэсбек женился на Йоханне Тиленс. Отец его жены — пекарь, но в семье Тиленс также есть художники: художник-пейзажист Ян Тиленс — дядя, а двое дядей со стороны матери жены — скульпторы.

Семья Тиленс также отвечает за работу пекарни в Цитадели Антверпена . Когда художник Адриан Брауэр был заключен в цитадель, Ван Красбек, вероятно, познакомился с ним. Основываясь на информации, предоставленной современным фламандским биографом Корнелисом де Би в его книге « Кабинет Хет Гулден», ван Красбек считается учеником и лучшим другом Брауэра. Их отношения описываются де Би как «Soo d’oude songhen, soo pypen de jonghen» (как поют старики, так и шипят молодые). Стилистическое сходство ранних работ ван Крэсбека с работами Брауэра, кажется, подтверждает такое учение.

Искушение святого Антония

Ван Крэсбек стал хозяином гильдии Сен-Люк в Антверпене в 1633–1634 годах в качестве пекаря и художника. В 1637 году он овдовел и получил наследство. Он зарегистрирован как владелец нового дома с пекарней в Антверпене. С этого времени он может полностью посвятить себя рисованию.

Движения Ван Крэсбека между 1637 и 1651 годами, когда он стал хозяином гильдии Сен-Люк в Брюсселе, неясны. Вполне вероятно, что его переезд в Брюссель связан с переездом Давида Тенирса Младшего, который переехал в Брюссель на7 сентября 1650 г.. В 1653 году Адриан Ромбоутс был его учеником в Брюсселе.

Дата смерти ван Крэсбека точно не известна, но она должна быть между 1660 и 1661 годами, поскольку в 1660 году Лукас Витерс зарегистрирован как его ученик в гильдии, а год спустя Корнелис де Бие сообщает о его смерти.

Парижский период

Ван Гог едет в Антверпен (Antwerpen), берет уроки в Академии художеств и дополнительно в частном учебном заведении, где много трудится над изображением обнаженной натуры.

В Париже в 1887/88 году Ван Гог берет уроки в частной школе, постигает основы японского искусства, азы импрессионистической манеры письма, творчество Поля Гогена (Pol Gogen). Этот этап в творческой биографии Ваг Гога называют светлым, в работах лейтмотивом проходят нежно-голубые, ярко-желтые, огненные оттенки, манера письма легкая, предающая движение, «струение» жизни:

  • «Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (Agostina Segatori in het Café «Tamboerijn»);
  • «Мост через Сену» (Brug over de Seine);
  • «Папаша Танги» (Papa Tanguy) и др.

Ван Гог восхищался импрессионистами, познакомился благодаря брату Тео со знаменитостями:

  • Эдгар Дега (Edgar Degas);
  • Камиль Писарро (Camille Pissarro);
  • Анри Тулуз-Лотрек (Anri Tuluz-Lautrec);
  • Поль Гоген;
  • Эмиль Бернар (Emile Bernard) и др.

Ван Гог оказался среди добрых друзей и единомышленников, включился в процесс подготовки экспозиций, которые организовывались в ресторанчиках, барах, театральных холлах. Ван Гога зрители не оценили, признали их ужасными, но он погружается в учение и самосовершенствование, постигает теоретическую базу техники цвета.

Интересно, что человек на холсте приобретает второстепенную роль, а главным является светлый мир природы, его воздушность, сочность цветов, и их тончайшие переходы. Ван Гог открывает новейшее направление – постимпрессионизм.

Первые шаги

Успокоение Ван Гог обретает у мольберта, в 1880 году решается попробовать себя в брюссельской Королевской Академии художеств. Его поддерживает брат Тео, но спустя год обучение снова брошено, и старший сын возвращается под родительскую крышу. Он поглощен самообразованием, без устали работает.

Он испытывает любовь к овдовевшей двоюродной сестре Кее Вос-Стрикер (Kee Vos-Stricker), воспитывавшей сына и приехавшей к семейству в гости. Ван Гог отвергнут, но проявляет настойчивость, и его выгоняют из отчего дома. Эти события потрясли молодого человека, он бежит в Гаагу, погружается в творчество, берет уроки у Антона Мауве (Anton Mauve), постигает законы изобразительного искусства, делает копии литографических работ.

Ван Гог много времени проводит в кварталах, заселенных беднотой. Произведения этого периода представляют собой зарисовки дворов, крыш, переулков:

  • «Задворки» (De achtertuin) (1882);
  • «Крыши. Вид из мастерской Ван Гога» (Dak. Het uitzicht vanuit de Studio van van Gogh) (1882).

Интересна техника, объединяющая акварельные краски, сепию, тушь, мел и др.

В Гааге он выбирает в жены женщину легкого поведения по имени Христин (Van Christina), которую он подобрал прямо на панели. Христин переехала к Ван Гогу вместе со своими ребятишками, стала для художника моделью, но характер у нее был ужасный, и им пришлось расстаться. Этот эпизод приводит к окончательному разрыву с родителями и близкими людьми.

После разрыва с Христин Винсент уезжает в Дрент (Drenth), в сельскую местность. В этот период появляются пейзажные работы художника, а также картины, на которых запечатлена жизнь крестьянства.

Расцвет и поиск своего стиля

В 1888 году Ван Гог, переживая по поводу непонимания зрителей, уезжает в южный французский город Арль (Arles). Арль стал городом, в котором Винсент понял цель своего творчества: не стремиться отразить реальный зримый мир, а с помощью цвета и несложных технических приемов выразить свое внутреннее «Я».

Он принимает решение порвать с импрессионистами, но особенности их стилистики долгие годы проявляются в его произведениях, в способах изображения света и воздуха, в манере расстановки цветовых акцентов. Типичными для импрессионистических работ являются серии полотен, на которых один и тот же пейзаж, но в разное время дня и при разном освещении.

Притягательность стиля работ Ван Гога времени расцвета – в противоречии между стремлением к гармоническому мироощущению и осознанием собственной беспомощности перед дисгармоничным миром. Полные света и праздничной природы работы 1888 года соседствуют с мрачными фантасмагорическими образами:

  • «Жёлтый дом» (Gele huis);
  • «Кресло Гогена» (De stoel van Gauguin);
  • «Терраса кафе ночью» (Cafe terras bij nacht).

Динамичность, движение цвета, энергия кисти мастера является отображением души художника, его трагических исканий, порывов понять окружающий мир живого и неживого:

  • «Красные виноградники в Арле»;
  • «Сеятель» (Zaaier);
  • «Ночное кафе» (Nachtkoffie).

Художник задумывает учредить общество, объединяющее начинающих гениев, которые будут отображать будущее человечества. Чтобы открыть общество, Винсенту помогает средствами Тео. Ведущую роль Ван Гог отводил Полю Гогену. Когда Гоген приехал, они поссорились до того, что Ван Гог 23 декабря 1888 года чуть не перерезал ему горло. Гоген сумел спастись, а Ван Гог, раскаявшись, отсек часть мочки собственного уха.

Биографы по-разному оценивают данный эпизод, многие считают, что поступок этот был признаком сумасшествия, спровоцированного чрезмерным потреблением алкогольных напитков. Ван Гог отправлен в психбольницу, где его содержат в строгих условиях в отделении для буйнопомешанных. Гоген уезжает, заботу о Винсенте берет на себя Тео. После курса лечения Винсент мечтает вернуться в Арль. Но жители города выразили протест, и художнику предложили поселиться рядом с больницей Сен-Поль (Saint-Paul) в Сен-Реми-де-Прованс (Saint-Rémy-de-Provence), под Арлем.

С мая 1889 года Ван Гог живет в Сен-Реми, за год пишет более 150 крупных вещей и порядка 100 рисунков и акварельных произведений, демонстрирующих мастерское владение полутонами и приемом контраста. Среди них преобладает пейзажный жанр, натюрморты, передающие настроение, противоречия в душе автора:

  • «Звёздная ночь» (Nightlights);
  • «Пейзаж с оливковыми деревьями» (Landschap met olijfbomen) и др.

В 1889 году плоды творчества Ван Гога выставляются в Брюсселе, встречены восторженными отзывами коллег и критиков. Но Ван Гог не испытывает радости от наступившего наконец признания, переезжает в Овер-сюр-Уаз (Auvers-sur-Oise), где живет его брат с семейством. Там он постоянно творит, но угнетенное настроение и нервическое возбуждение автора передаются полотнам 1890 года, они отличаются ломаными линиями, искаженными силуэтами предметов и лиц:

  • «Деревенская дорога с кипарисовыми деревьями» (Landelijke weg met cipressen);
  • «Пейзаж в Овере после дождя» (Landschap in Auvers na de regen);
  • «Пшеничное поле с воронами» (Korenveld met kraaien) и др.

27 июля 1890 года Ван Гог получил смертельное ранение из пистолета. Неизвестно, был ли выстрел спланированным или случайным, но через сутки художник умер. В этом же городке он похоронен, а через 6 месяцев от нервного истощения умер и его брат Тео, могила которого находится рядом с Винсентом.

За 10 лет творчества появилось свыше 2100 работ, среди которых порядка 860 выполнено маслом. Ван Гог стал родоначальником экспрессионизма, постимпрессионизма, его принципы легли в основу фовизма и модернизма.

Посмертно прошла череда триумфальных выставочных мероприятий в Париже, Брюсселе, Гааге, Антверпене. В начале XX века проходит еще одна волна показов произведений знаменитого голландца в Париже, Кельне (Keulen), Нью-Йорке (New York), Берлине (Berlijn).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: