Личная жизнь
Первой супругой писателя была Загорская Екатерина Степановна – дочь священника и сельской учительницы. Они познакомились во время Первой мировой войны, когда Паустовский служил санитаром, а Загорская – медсестрой. Летом 1914 года Катя жила в Крыму в небольшой татарской деревушке, где местные женщины называли её Хатидже. Так звал её и Константин, он писал о своей первой жене: «Божественная Хатидже, люблю её больше себя и мамы».
Летом 1916 года они обвенчались в маленькой церкви близ Луховиц под Рязанью. Это место было очень дорого для невесты, так как в церкви служил её отец, умерший ещё до рождения дочки. Спустя почти десять лет, в августе 1925 года, у пары появился долгожданный ребёнок – мальчик Вадим, Константин назвал сына в честь своего погибшего брата. В будущем Вадим, как и отец, занимался литературной деятельностью, писал очерки о Константине Георгиевиче, бережно хранил родительский архив, путешествовал по местам, которые описаны в произведениях отца, был консультантом в литературном музее-центре Паустовского.
В 1936 году Екатерина и Константин расстались, она сама дала ему развод, так как не смогла выдержать нового увлечения писателя полькой Валерией Владимировной Валишевской. Лера стала второй женой Паустовского и вдохновила его на многие произведения, например, в «Броске на юг» именно она является прообразом Марии. В 1950 году Паустовский женился в третий раз на актрисе Татьяне Арбузовой. В этом браке родился сын Алексей, погибший в молодом возрасте от передозировки наркотиков.
Дом-музей Киселева
Кавказские горы, пленившие ум и душу художника, привели к покупке в Туапсе (Россия, Краснодарский край) сначала дачи, а затем и строительству дома городского типа (1902 год), в настоящее время являющегося домом-музеем Александра Александровича Киселева. Он открыт к посещению для всех желающих.
В настоящее время музеем художника был торжественно презентован альбом Александра Александровича Киселева. Участниками данного события являлись ведущие музеи Краснодара, Туапсинские художники, а также представители русских музеев.
Иллюстрированный лучшими полотнами А. А. Киселева, альбом еще имеет приложение — CD диск, включающий записи с научными конференциями об искусстве Киселева.
Идея данного альбома была реализована под руководством директора Дома-музея Александра Киселева — Екатерины Андреевны Козловой
Презентация данного альбома, состоявшаяся восемнадцатого сентября две тысячи тринадцатого года в Туапсе, привлекла внимание и представителей русского музея
А картина «Кадошские скалы», признанная культурным брендом Туапсе, привлекает все большее внимание туристов со всех стран мира
Краткая биография Владимира Андреева
Владимир Алексеевич родился в Москве в августе тридцатого года. Его родители обожали театр, но сами не принадлежали к миру искусства. Они поддерживали творческие наклонности сына, который с ранних лет занимался в театральной студии при Доме пионеров.
Владимир Андреев в молодости
Его детство совпало с тяжелым военным временем, и он после школьных занятий вставал, как и многие его сверстники к заводскому станку. После войны Андреев поступил в ГИТИС, окончив который пришел в Театр им. Ермоловой, и на его сцене сыграл свои первые роли, а спустя восемнадцать лет стал главным режиссером труппы.
На некоторое время Андреев покидал родной коллектив, чтобы руководить Малым театром, но потом вновь вернулся, и работал в нем до последних дней.
На счету Владимира Андреева роли не только в театре – он снялся в полусотне фильмов, был режиссером многих экранизированных спектаклей, всю жизнь Владимир Алексеевич участвовал в культурной жизни страны.
Яблочный пирог
Среди невероятных кулинарных идей в коллекции мастера есть и простые, под силу каждой хозяйке, рецепты, один из которых Александр Селезнев продемонстрировал у себя в программе.
Пакетик разрыхлителя смешать с 300 граммами муки, затем все просеять через сито. Добавить 150 граммов сахарной пудры, 200 граммов измельченных сухарей, 5 яиц и 200 граммов растопленного сливочного масла. Все перемешать деревянной лопаткой. 4 твердых яблока нарезать дольками, освободив их от кожуры и семечек. Противень застелить Вылить на него приготовленную смесь, разровнять лопаткой и сверху выложить яблоки. Выпекать при 180 градусах. Через полчаса достать десерт из духовки.
Александр Селезнев стал известным кондитером благодаря своей настойчивости и любви к выбранному ремеслу. Жизнь этого человека могла быть совершенно другой, если бы он послушал родителей и до конца шел к выбранной ими профессии.
Детство и юность
Константин Васильев родился в Майкопе в августе 1942 года. Он был первенцем в семье Алексея Алексеевича и Клавдии Парменовны Васильевых. Отец занимал руководящую должность на одном из заводов города и за месяц до рождения сына ушел в партизанский отряд. Жизнь Клавдии Парменовны с сыном была в опасности, оккупанты разыскивали тех, кто связан с партизанами. Освобождение Майкопа в феврале 1943 спасло их.
В 1949 году семья обосновалась в поселке Васильево, живописном месте недалеко от Казани, на левом берегу Волги. Рисовать Костя начал в раннем детстве. Отец, увлеченный рыбак и охотник, постоянно брал сына с собой, и на детских рисунках появлялись волжские пейзажи, лодки, эпизоды охоты и рыбалки.
Родители поощряли эти занятия и всячески помогали развитию способностей сына. Клавдия Парменовна собрала великолепную библиотеку, мальчик много читал. Посещал с родителями музеи Москвы, Казани, Ленинграда.
В 1954 году родители Кости, узнав о том, что Московская средняя художественная школа при институте В.И. Сурикова объявила о наборе одаренных детей, отправили на конкурс его работы. Конкурс был высокий, но Костя сдал экзамены на «отлично». К сожалению, в Москве пришлось учиться только два года – в связи с тяжелой болезнью отца Костя вернулся домой и продолжил учебу в Казанском художественном училище. По другим сведениям родителям рекомендовали перевести сына в другое училище из-за его увлечения абстракционизмом.
Константин Васильев в молодости
Туапсинский период
Купив под городом Туапсе недорогой участок земли, Александр Александрович Киселев к 1902 построил небольшой одноэтажный дом. Усадьба бережно сохранена, и в ней сейчас действует музей Киселева. Когда-то художнику пришлось одалживать деньги, чтобы выстроить эту дачу, в которой он отдыхал и работал каждое лето. Киселев создал обширную серию полотен, темой которых стал Туапсе с его живописными окрестностями, а имя художника превратилось в своеобразный символ города. Пейзажист запечатлел великолепные виды побережья с Кадошскими скалами, и одна из них, самая красивая, названа его именем.
В туапсинский период Киселев посетил многие места Кавказа и Крыма. Путешествовал он также за границей, побывав во Франции, Германии, Венеции, Риме. Самые знаменитые картины Киселева Александр Александровича тех лет: «Старый Сурамский перевал», Кадошские скалы», «Горная речка», «Под облаками. На Военно-Грузинской дороге» «Дача в Крыму», «Базар в Туапсе», «Домик в Туапсе», «Уличка Туапсе», «У подножия Казбека», «Ночь на море», «Через пропасть».
Умер Александр Александрович внезапно, во время работы за своим письменным столом. Художника, которому исполнилось 73 года, настиг сердечный приступ. В последние годы своей жизни Киселев добился особой быстроты в работе и необыкновенной живости изображения.
Его жизнерадостные, светлые, немного идеализированные пейзажи отображают искренние чувства автора. Киселев виртуозно умел запечатлеть красоту и безмятежное состояние природы, которое удивительным образом передается зрителю, созерцающему прекрасные полотна пейзажиста.
Причина смерти
Легендарного советского актёра, сценариста и режиссёра не стало 29 августа 2021 года. Сердце Владимира Андреева перестало биться через два дня после его 90-летия. Страшное событие произошло на даче в Подмосковье, где они с супругой проводили весь период самоизоляции. На этой же даче актёр встретил свой последний день рождения и свою смерть.
Прощание с Владимиром Андреевым
В момент смерти Натальи Селезнёвой не было рядом с мужем. Накануне вечером она была вынуждена уехать в Москву. По словам женщины, она чувствовала, что с Владимиром Алексеевичем должно произойти что-то страшное, но не уехать она не могла.
Врачи установили, что причиной смерти 90-летнего народного артиста стал микроинсульт. Прощание с Владимиром Андреевым состоялось 2 сентября 2021 года в Театре имени Ермоловой в Москве. Похоронили легендарного актёра на Троекуровском кладбище.
Смерть
Жизнь художника трагически оборвалась в 1976 году. Вместе с другом Аркадием Поповым живописец возвращался из города в окрестностях Казани – Зеленодольска, где проходила выставка местных авторов. Официально причиной смерти назван несчастный случай – молодых людей сбил скорый поезд. Тела обнаружили на железнодорожном полотне.
Могила Константина Васильева
Тем не менее, родные и друзья считали, что в версии много нестыковок, например, как взрослые мужчины не услышали приближения состава или почему оказались в нескольких часах езды от Зеленодольска у станции «Лагерная», где произошла трагедия. Похоронен художник в родном поселке Васильево.
Детство
Огромное влияние на становление маленького Кости как человека творческого и любящего вокруг всё прекрасное оказали родственники по материнской линии. Тётя Надя (Надежда Григорьевна – сестра матери) – красивая и юная, всегда порывистая я и весёлая, музыкально одарённая личность. Именно она научила Костю смотреть по сторонам и в каждом штрихе находить красоту. К сожалению, она очень рано умерла.
Мамин брат Иосиф Григорьевич (дети называли его дядей Юзей), несмотря на то, что имел военное образование, был неутомимым романтиком, путешественником и искателем приключений, авантюристом и непоседой. Он часто уезжал из дома, а потом неожиданно появлялся и рассказывал племянникам, как строил Китайско-восточную железную дорогу или воевал в Южной Африке против англичан в англо-бурской войне. Дядины рассказы оказали на творчество писателя Паустовского огромное влияние.
После рождения Кости семья Паустовских в Москве прожила шесть лет и в 1898 году перебралась в Киев. Когда мальчику было двенадцать лет, он стал учеником Первой киевской классической гимназии. Среди школьных предметов больше всего Константину нравилась география.
Общие черты картин Константина Маковского
Творчество Маковского можно разделить на несколько периодов, ведь его живописная манера была разносторонней. До 1883 года художник писал картины на социальные темы. Материалы он собирал не только в Петербурге и Москве, но и в Тамбовской, Саратовской и Тверской губерниях. В этих местах он жил подолгу.
Константин Егорович вместе с другими художниками писал картины на темы, требующие глубокого социального осмысления. Объединённые общей идеей, в 1870 году они создали Товарищество передвижных художественных выставок.
В 1873 году по причине болезни жены семья вынуждена была переехать в Египет, где Маковский написал несколько работ «Дервиши в Каире», «Перенесение священного ковра из Мекки в Каир» и другие.
Позже он создаст немало замечательных портретов. Женщины-меценатки, благотворительницы, предпринимательницы, несмотря на торжественную нарядность и величавость, полны нежности, мягкости и сдержанного достоинства. Особое место занимают портреты императора Александра II и других сановных особ. В каждом из них за внешним антуражем просматриваются личные качества. Немало работ посвятил Маковский семье.
В 1890-х годах художника заинтересовала историческая живопись. Он создал ряд многофигурных композиций: «Минин на площади Нижнего Новгорода», «Поцелуйный обряд» и др.
Журнал «Нива» писал в 1911 году:
Под влиянием модного на рубеже XIX – XX веков модерна Маковский увлёкся романтизмом и написал «Демон и Тамара», «Русалки». В последние годы жизни вновь стал проявлять интерес к русским корням.
Возможно, он создал бы ещё немало выдающихся произведений, если бы не погиб в результате несчастного случая в 1915 году.
Образование техническое
Как сейчас каждая мама считает, что творческие профессии — это баловство и себя таким заработком не прокормишь, так и в 90-е было престижно обучаться на инженерной специальности. В поселке, где проживала семья Селезневых, существовала текстильная фабрика, поэтому после окончания школы выбор среди высших учреждений пал на текстильную академию. Специальность, на которой учился Александр Селезнев, называлась «Инженер-конструктор текстильного оборудования». Мама просила получить диплом ради нее, она представляла, как весь поселок гордится ее сыном, работающим на текстильной фабрике.
Статьи и выступления по вопросам литературы
Беседы с В. А. Закруткиным
- «Своих героев я вижу вокруг себя» : [беседа с писателем / записал П. Шестаков] // Дон. — 1978. — № 6. — С. 158—162.
- Поэт-солдат : // Дон. — 1980. — № 2. — С. 151—152.
- «Литература забирает человека сполна…» : // Дон. — 1980. — № 3. — С. 138—146.
- Ответственность: беседа / записал А. Обертынский // Литературное обозрение. — 1983. — № 3. — С. 12—14.
- Своя нива : [писатель о творчестве / записала А. Ласкина] // Литературная газета. — 1983. — 9 марта. — С. 6.
- Виталий Закруткин : и молодость, и мудрость лет : [беседа с писателем / записал В. Воронов] // Советская культура. — 1983. — 19 марта. — С. 6.
О М. А. Шолохове
- Цвет лазоревый // Михаил Александрович Шолохов. — М., 1966. — С. 98—116;
- Цвет лазоревый // Слово о Шолохове. — М., 1973. — С. 194—227.
- Обходя моря и земли… // Наш Шолохов. — Ростов-на-Дону, 1975. — С. 17—24.
- Светлая доброта : // «Тихий Дон» : уроки романа. — Ростов-на-Дону, 1979. — С. 86—88.
- Мир Шолохова // Могучий талант. — М., 1981. — С. 62—65.
- Наш Шолохов // Люди земли донской. — Ростов-на-Дону, 1983. — С. 276—280.
- На гребне великой волны // Шолоховская борозда : полвека роману «Поднятая целина». — Ростов-на-Дону, 1983. — С. 26—28.
Практика
Тяжелые 90-е годы: фабрика в поселке развалилась, денег на питание не хватало и парень чувствовал ответственность за младшего брата и маму. Однажды он увидел, как подруга мамы изготавливает изделия с помощью вязальной машинки, и тут Александр Селезнев сказал: «Я так тоже смогу». Для осуществления задуманного парень окончил курсы швейного вязания и стал масштабно выпускать теплые вещи, дефицит которых ощущали на себе советские женщины и готовы были отдавать за колготы по 8 рублей. Это помогло семье Селезневых неплохо жить в тяжелое для страны время.
Кулинарный колледж, в котором учился Саша, сотрудничал с известными на тот момент ресторанами и гостиницами, где могли пройти практику студенты учебного учреждения. Но попадали туда не все, а лишь те, у кого был блат (вполне уместное слово к лихим 90-ым). Александр Селезнев, личная жизнь которого построена на целеустремленности и познании лучшего, и на этот раз не упустил своего шанса попасть на практику в знатный ресторан. Сначала ему была поручена черновая работа: приготовление фарша, нарезка салатов, жарка блинов. Затем полгода Александр раскатывал трюфеля в кондитерском цеху, в общем, бесплатная практика научила парня всему, даже резать торт на 10 частей ровно по 150 граммов каждый кусок.
Наталья Селезнева в новое время
С наступлением новой эпохи актриса все реже стала появляться на экранах. В 90-е годы ее можно было видеть комедийном телесериале «Дом», фильмах «Импотент», «Агент в мини-юбке», «Примадонна Мэри». В качестве приглашенной звезды она появилась в проекте «Старые песни о главном» (2 и 3): сначала как пани Катарина, затем как Зина Тимофеева из «Ивана Васильевича».
Кадр из фильма «Импотент» (1996)
В двухтысячные годы актриса продолжила сниматься в российских фильмах. Среди поздних работ актрисы сегодня достаточно сложно отыскать ленты, названия которых могли бы что-то сказать непосвященному читателю. Некоторым исключением являются только фильмы «Воры и проститутки» и «Воротилы», которые стали довольно известны после выхода на экраны. Наталья Селезнева: про жизнь, любовь, кино и футбол В настоящее время главное место в карьере актрисы занимает Театр Сатиры. На местной сцене Наталью Селезневу можно видеть регулярно.
Наталья Селезнева в спектакле «Идеальное убийство»
Путешествия по югу России
Когда его полк был расформирован, Паустовский вновь начал путешествовать. То ли он действительно пошёл в своего дядю Юзю, то ли сказались корни отца, который не мог долго уживаться на одном месте. Константин объездил весь юг России. Около двух лет проживал в Одессе, где работал в газетном издании «Моряк». Здесь он познакомился с молодыми, в будущем известными, советскими писателями Исааком Бабелем, Валентином Катаевым, Ильёй Ильфом, Львом Славиным, поэтом Эдуардом Багрицким. Домик, где он жил, располагался на самом берегу Чёрного моря, и Паустовский очень много писал в этот период. Однако пока не печатался, считал, что ещё недостаточно умеет владеть жанром.
Из Одессы Константин отправился на Кавказ, который объездил вдоль и поперёк – Тбилиси, Батуми, Сухуми, Баку, Джульфа, Ереван. Добрался даже до северной Персии, после чего в очередной раз в 1923 году вернулся в Москву.
Выводы
После революции 1917 года творчество Константина Маковского было почти забыто в России. Имя живописца отнесли к салонным буржуазным художникам. Советские искусствоведы не ценили работ – большинство полотен были изъяты из крупных музеев.
Сегодня работы Маковского находятся в крупнейших музеях России: Третьяковской галерее, Русском музее, в региональных живописных хранилищах Омска, Серпухова, Ульяновска, Петрозаводска, Нижнего Новгорода, а также в Тбилиси, Минске, Вашингтоне. Значительная часть полотен мастера рассредоточена по частным коллекциям.
К счастью, в конце ХХ века интерес к произведениям мастера возродился, и сегодня происходит осмысление творческого наследия талантливого художника на новом историческом этапе.