Спустя годы
Бонна пишет портрет Альфреда Ролла , 1918 год.
В свои последние годы он заставил свою живопись развиваться, от влияния художников семнадцатого века и Гойи, к более современной свободе исполнения, царапинам кисти и использованию шпателя, а также к более красочной цветовой гамме, как можно видеть. в его Автопортрете музея Прадо. В знак признательности за помощь, оказанную ему в юности, и с помощью Антонена Персона, Бонна построил музей в своем родном городе Байонна — Musée Bonnat . Большинство работ в музее из личных коллекций произведений искусства Бонна и Персона, собранных за всю жизнь, путешествуя по Европе. Он включает исключительно прекрасную коллекцию рисунков старых мастеров от Леонардо да Винчи и Микеланджело до Энгра и Жерико . Бонна умер 8 сентября 1922 года в Монши-Сен-Элуа и был похоронен в Симитьере Сент-Этьен, Байонна.
Карьера
Бонна получил почетную медаль в Париже в 1869 году, став одним из ведущих художников своего времени. Бонна получил звание Великого офицера Почетного легиона и стал профессором Ecole des Beaux Arts в 1882 году. Бонна пользовался большой популярностью среди американских студентов в Париже. Помимо родного французского, он говорил по-испански и по-итальянски и хорошо знал английский, к облегчению многих одноязычных американцев. В мае 1905 года он сменил Поля Дюбуа на посту директора Ecole des Beaux-Arts. Юлиус Каплан охарактеризовал Бонна как «либерального учителя, который подчеркивал простоту в искусстве выше высокой академической успеваемости, а также общий эффект, а не детали». Акцент Бонна на общем эффекте, с одной стороны, и строгий рисунок, с другой, поставил его в среднее положение по сравнению с импрессионистами и академическими художниками, такими как его друг Жан-Леон Жером . В 1917 году Бонна была избрана в Национальную академию дизайна в качестве почетного члена-корреспондента.
Биография
Леон Бонна родился в городе Байонне 20 июня 1833 года. С 1846 по 1853 год жил в Мадриде, где его отец владел книжным магазином. Там он начал обучаться живописи у Раймундо де Мадрасо, после чего продолжил обучение в Париже в Школе изящных искусств у Леона Конье.
В 1869 году получил Римскую премию. Как лауреат, Бонна использовал возможность отправиться на учёбу в Рим. По возвращении в Париж преподавал в Школе изящных искусств, а в 1905 году стал её директором.
Бонна был одним из наиболее известных портретистов своего времени. Дорогу к светскому признанию живописцу открыл «Портрет актрисы Паска» (1874), хранящийся ныне в Лувре. Он писал многих знаменитых людей, в числе наиболее известных его работ портреты Виктора Гюго, Александра Дюма-сына. Андре Моруа в своих «Литературных портретах» упоминает дружбу Бонна и Мопассана.
«Для того чтобы заказать Бонна портрет, было мало одного желания. Не каждый, кому приходила в голову такая фантазия, мог добиться этого. Портрет у Бонна — удел избранных, он стоит очень дорого».
Прилично зарабатывая живописью, Бонна был страстным коллекционером и много тратил на покупку произведений искусства. После смерти Бонна 8 сентября 1922 года, по завещанию мастера, его родной город Байонна получил крупную коллекцию художественных произведений, в состав которой входило одно из лучших собраний рисунка XIX века.
Студенты
- Раймон Аллегр .
- Жюль-Шарль Авиат .
- Marius Avy .
- Леон Барильо .
- Árpád Basch .
- Анри Бо .
- Жан Беро .
- Луи Беру .
- Абель Бертрам , 1890 год.
- Жорж Люсьен Бойшар.
- Камилла Бурже .
- Жорж Брак .
- Гюстав Кайботт .
- Леон Карре , 1896 год.
- Ахилле Сесброн .
- Поль Чаравель .
- Витторио Коркос .
- Андре Эжен Костиль .
- Юджин Коттин .
- Анри Дабади .
- Пьер Эммануэль Эжен Дамой .
- Жорж Дельфосс .
- Габриэль Делюк .
- Огюст Деш .
- Шарль Дескуст .
- Жорж де Драмар .
- Рауль Дюфи .
- Жюльен-Адольф Duvocelle .
- Томас Икинс .
- Юбер-Дени Эчеверри .
- Жюли Деланс-Феургар .
- Лео Фонтан , около 1906 года.
- Стэнхоуп Форбс .
- Отон Фриез .
- Уолтер Гей .
- Анри Жюль Жан Жоффруа .
- Камилла Годе , с 1898 по 1900 год.
- Поль Антуан Халлез .
- Роберт Харрис .
- Жорж Эбер .
- Гастон Хоффманн .
- Лоран Жако-Дефранс .
- Шарль-Борис де Янковский .
- Уильям Джулиан-Дамази .
- Педер Северин Кройер , между 1877 и 1881 годами.
- Поль де ла Буле .
- Шарль Лаваль .
- Раймон Лекур .
- Адольф-Фредерик Лежен.
- Алексис Леместр .
- Жан-Жюльен Лемордан .
- Огюст Леру .
- Жорж Поль Леру .
- Жан Маршан .
- Жан-Жозеф-Мари-Анатоль Марке-Вассело .
- Чарльз Мартин-Саувайго .
- Каролина де Мопеу .
- Жозеф Поль Месле , около 1875 года.
- Андре Луи Местралле .
- Эдвард Мунк .
- Луи Муратон .
- Альфонс Осберт .
- Анри Пайлер .
- Люсьен Пена .
- Чарльз Франциск Рауб .
- Перико Рибера .
- Пьер-Гастон Риго .
- Арсен Риви .
- Габриэль Роби .
- Альфред Ролл .
- Морис Раффин , 1900 год.
- Джон Сингер Сарджент .
- Мишель Симониди .
- Генри Сиддонс Моубрей .
- Жорж Суийе .
- Марк-Орель де Фуа Сюзор-Коте .
- Соломон Тайб
- Анри де Тулуз-Лотрек .
- Мариус Васселон .
- Фортуне Вигье .
- Шарль-Альберт Валхайн .
- Эмиль Жорж Вайс .
- Густав Вентцель .
- Анри-Ахилл Зо .
Личная жизнь
В 1647 году отец Лафонтена устроил свадьбу Жана с Мари Эрикар, дочерью Луи Эрикара, лейтенанта Бэйливика, и Агнесы Пети из Хёртебиса. Брачный договор подписали в пригороде Шато-Тьерри 10 ноября 1647 года у нотариуса Тьерри Франсуа. Поэту было 26 лет, его жене – 14 с половиной. В качестве приданого невеста принесла супругу 20 тыс. ливров. В 1652 году Мари родила сына Чарльза, больше детей у Лафонтена не было.
Жан де Лафонтен и его жена Мари Эрикар
Юная супруга поэта была красива и умна, но молодые не ладили друг с другом. Враги Лафонтена распускали сплетни о личной жизни Мари, виновной лишь в том, что она была небрежной домохозяйкой и заядлой читательницей.
Жан постоянно находился вдали от дома, имея привлекательную внешность, о которой можно судить по портретам поэта, не хранил верность жене. Постепенно Лафонтена начали преследовать финансовые трудности.
Памятник Жану де Лафонтену
В 1658 году супруги разделили имущество и без всяких скандалов перестали жить вместе. Мари осталась в Шато-Тьерри, где о ней заботился повзрослевший и получивший образование Чарльз. Поэт уехал в столицу Франции.
О парижском периоде жизни и творчества Лафонтена повествует фильм «Вызов судьбе» режиссера Даниэля Виня, вышедший на экраны в 2007 году.
Лафонтен дружил с принцем Конде, Ларошфуко, мадам де Лафайет. Есть версия, что он поддерживал отношения с Мольером, Буало и Расином, но она не подтверждена фактами.
Примечания и ссылки
- 1890, Шантильи , музей Конде .
- Коллекция автопортретов из музея Уффици , (it) Wolfram Prinz (et al.), «La collezione di autoritratti: Catalogo generale» , в галерее дельи Уффици, Гли Уффици , Флоренция, Centro Di,1980 г.( 1 — е изд. 1979), 1211 р. ( ISBN 88-7038-021-1 ) , стр. 816.
- The Universal Monitor , 12 июня 1866 г.
- Теофиль Готье, Клодин Лакост-Вейссер, Пьер Лаубрие, Общая переписка , Женева / Париж, Librairie Droz ,1995 г., 606 с. ( ISBN 2-600-00075-5 ), письмо 3405, с. 71 .
- Теодор Верон, Салон 1876 года: памятник искусству и художникам моего времени , Пуатье,1876 г..
- Альфонс Алле, L’Arroseur , Париж, Juven и др Cie,1901 г.( читайте в Wikisource ) , «Véritable Revolution во французском мушкетере», стр. 98–100.
- (в) на The Met (доступ 2 февраля 2019 г. )
- (в) на The Met (доступ 2 февраля 2019 г. )
- (в) на The Met (доступ 2 февраля 2019 г. )
- (в) , на The Met (доступ 2 февраля 2019 г. )
- (в) на The Met (доступ 2 февраля 2019 г. )
- (в) на The Met (доступ 2 февраля 2019 г. )
- .
- Каталог 28- й выставки изящных искусств в Амьене.
- Записка из Музея Орсе: Череп с выпученными глазами. Автор Жюльен-Адольф Дувосель.
Дань уважения | Лица, переданные в Пантеон • Лица, вошедшие в Пантеон | |
---|---|---|
Специфика | Хронология Пантеона • Пантеон и наука • Пантеон и искусство • Пантеон и история Франции | |
Архитекторы | Жак-Жермен Суффло • Жан Ронделе • Максимилиан Бребион • Катремер де Куинси | |
Декораторы |
Жан Гильом Моитт • Гро • Франсуа Жерара • Nanteuil • Дэвид д’Анже • Пол Ченавард • Ипполит Maindron • Гийом Boichot • Constant-Dufeux • Пюви де Шаван • Леоном Бонна • Жюль-Шарль Aviat • Делоне • Кабанель • Lenepveu • Жан-Поль Лоран • Анри-Леопольд Леви • Жозеф Блан • Эрнест Эбер • Жан-Антуан Инжальбер • Эдуард Деталь • Ландовски • Франсуа-Леон Сикар |
|
События | Безмолвная история глухих |
Критический прием
Теофиль Готье пишет около десяти рецензий на картины Бонна в Le Moniteur Universel . Он скажет о своих неаполитанских крестьянах, что они «маленькое чудо» . Таким образом, он был одним из первых экспонентов Société Nationale des Beaux-Arts в 1863 году.
Критика, однако, не всегда щадила Бонна, который жалуется в письме к Теофилю Готье. 26 мая 1865 г. : «В этом году со мной плохо обращались» . Это намекает на прием Антигоны, ведущей слепого Эдипа , чей реализм кажется вульгарным критикам, привыкшим к представлениям об идеализированной классической Греции.
Но у него есть свои защитники, такие как Теодор Верон, который парадоксальным образом видит в нем одного из «глав реалистического движения » и восхваляет Христа «это драматическое толкование Спасителя тревожило большинство умов, ограниченное бесконечным клише. Это было всеобщее восстание против восстания свободы мысли » .
Доминирующий коричневый цвет в холстах Бонна был предметом множества копрологических шуток среди его недоброжелателей, в частности со стороны Альфонса Алле в его хрониках.
Публичные коллекции
- В Соединенных штатах
-
Нью-Йорк , Метрополитен-музей.
- Орел, связывающий зайца , также известный как Орел, ловящий зайца , 1898 г., гравюра
- Римская девушка у фонтана , также известная как Римская девушка у фонтана , 1875, холст, масло
- Битва Иакова , также известная как « Борьба Иакова с ангелом» , 1876 г., гравюра
- Страна Басков, Сен-Жан-де-Люз , также известная как Страна Басков, Сен-Жан-де-Люз , 1898-99, гравюра
- Египетский крестьянин и ребенок , также рассказанный египетской крестьянкой и ее ребенком , 1869-70, холст, масло
- Портрет Джона Тейлора Джонстона (1820-1893) , 1880 г., холст, масло
- Во Франции
- Байонна , музей Бонна-Хеллеу : Идиллия .
- Шантильи , музей Конде .
- Крей , Музей Галле-Жюйе : Портрет Мари-Шарлотты Трела в детстве , хранится в Музее Орсе.
-
Дижон , музей изящных искусств :
- Пейзаж Иерихона , 1868 г., холст, масло, 24,8 × 32,9 см ;
- Le Sinaï , 1868, бумага, масло, холст, 15 × 33 см ;
- Араб, снимающий шип с ноги , около 1868-1869 гг., Холст, масло, 43,5 × 60,5 см ;
- Портрет Анри Делаборда , 1886 г., холст, масло, 70 × 60 см .
-
Париж :
- ратуша : Le Triomphe de l’Art .
- Музей Орсе : Автопортрет , 1916 год.
- Версаль , Музей истории Франции .
- В италии
Флоренция , коридор Вазари : автопортрет , 1905 год.
биография
Начала
Леон Боннат, выходец из Байонны, жил между и 1853 годами в Мадриде , где его отец Жозеф Боннат был продавцом книг и где он учился живописи у Хосе де Мадрасо-и-Агудо и Федерико де Мадрасо-и-Кюнц . Он прибыл в Париж в году и стал учеником Леона Конье в Школе изящных искусств . Его Воскресение Лазаря принесло ему второе место на Римском в 1857 году .
Изучение испанских мастеров в музее Прадо привело к тому, что его картина оказалась в авангарде французской живописи 1850-х годов, выступая против неоклассицизма и используя палитру землистых тонов и нейтрального фона, а также «свободный и решительный мазок».
Он предпринял поездку в Италию в начале 1860-х , затем в Грецию и на Ближний Восток в конце 1870-х , после чего отказался от исторических и религиозных сюжетов, посвятив себя жанровым сценам и, в частности, портретной живописи .
Художник-портретист
Мы обязаны ему около двухсот портретов личностей его времени, в том числе Луи Пастера , Александра Дюма Филса , Анри Жермена , Виктора Гюго , Доминика Энгра , Жозефа-Николя Робера-Флери , Ипполита Тена , Состена II де Ларошфуко, герцога Дудовиль. и его женой Мари Принцессой де Линь , их сыном Арманом де Ла Рошфуко, а среди политических деятелей — Леоном Гамбеттой , Жюлем Ферри , Арманом Фальером , Адольфом Тьером , Жюлем Греви , Эмилем Лубе , герцогом Амальским или Эрнестом Ренаном .
Он также является автором книги « Мученичество Сен-Дени в Пантеоне в Париже» .
В его автопортрете из музея Прадо мы можем увидеть, как его живопись превратилась в более смелые формы, царапая кисть и используя шпатель, с обширным колористическим подходом, что позволило ему считаться академическим художником.
Учитель
Назначен руководитель мастерской живописи от до , в Школе изящных искусств де Париж , где он воспитал многих учеников, он был избран в следующем году в качестве члена Академии изящных искусств .
С 1900 по 1922 год он руководил Национальными музеями .
Директор Школы изящных искусств в 1905 году заменил умершего Поля Дюбуа , он останется таковым до самой смерти.
Он был назначен Большим крестом Почетного легиона 14 октября 1900 г..
Он умер в Монши-Сен-Элуа в 1922 году, завещав важную коллекцию картин, рисунков и скульптур музею Бонна-Хеллеу в Байонне . Он похоронен на кладбище Сент-Этьен в Байонне .
По словам учеников, которые ходили по его классам, Бонна был прекрасным учителем. Он отвечал за привитие свободы интерпретации и свободы исполнения, которые присущи всем учителям Школы, одновременно знакомя их с испанской живописью и рекомендуя поездку в Мадрид для посещения музея Прадо. Поэтому он был инициатором «испанского способа живописи», который повлиял на эволюцию французской живописи.