Искусство
Творчество ван Дейка оказало огромное влияние на европейское и, прежде всего, на английское искусство. Ван Дейк — лучший и самый известный из учеников Рубенса, он подлинный романтик, сумевший соединить экспрессию стиля барокко, достижения фламандской школы живописи в лице Рубенса, его артистизм, с собственной, также артистичной, манерой, изящной и тонкой техникой письма. «Он проигрывает Рубенсу в мощи воображения, но превосходит его в нюансах колорита, пластике линий и изощрённости валёров. Ван Дейк создал композиционный тип большого парадного портрета, получивший в дальнейшем широкое распространение именно в Англии, например, в творчестве таких антагонистов, какими были Джошуа Рейнолдс и Томас Гейнсборо. Все портреты работы ван Дейка психологичны и отличаются пониманием характера модели и умением выразить её внутреннюю и внешнюю красоту. Природный аристократизм и светская жизнь ван Дейка в Лондоне не помешали его удивительной работоспособности, в которой он уступал лишь Рубенсу, — более полутора тысяч картин, не считая гравюр и рисунков!».
Ван Дейк задумал серию гравированных портретов своих современников под названием «Иконография», восемнадцать из них награвировал сам в смешанной технике офорта и резца. Они отличаются артистизмом и виртуозностью штриха. Первое издание «Иконографии» (80 листов) осуществлено в 1632 году в Антверпене. Второе, после кончины художника, — в 1645 году (100 листов). Эту серию многократно переиздавали.
По живописным оригиналам ван Дейка работали гравёры Л. Форстерман, П. Понциус, Дж. Гринхилл, С. Болсверт, П. де Йоде. Соперником ван Дейка в Англии был голландец Д. Мейтенс, учениками — У. Добсон и Р. Уокер. Последователями и подражателями — П. Лели, Г. Неллер, Дж. Райли, Дж. Вуттон.
Примечания
- Е. В. Иванова. Иллюстрированная энциклопедия мировой живописи. — М: Олма-Медиа Групп, 2008. — С. 82-83. — 600 с. — ISBN 978-5-373-00824-2.
- Ellis Kirkham Waterhouse. Painting in Britain, 1530 to 1790. — Yale University Press, 1994. — С. 70-77. — 394 с. — ISBN 9780300058338.
- М. В. Замковая. Лувр. — Шедевры мировой живописи в вашем доме. — М: Олма- Пресс Образование, 2002. — С. 94. — 128 с. — ISBN 5-94849-110-2.
- Павел Политов. 100 мировых шедевров. — Я познаю мир. — М: Литрес, 2020. — 404 с. — ISBN 9785457949614.
- Скляренко В. М. Иовлева Т. Кустовская Ю. Скачко И. 100 знаменитых художников. XIV—XVIII вв.. — Директмедиа, 2014. — С. 66. — 510 с. — ISBN 9789660320888.
- С. Муртазина, В. Хамматова. История искусства XVII века. — М: Литрес, 2020. — 174 с. — ISBN 9785040021895.
В Англии (1632-1641 гг.)
При дворе Карла I
В 1632 году фламандский художник переезжает в Англию и последние годы жизни работает при дворе Карла I в Лондоне.
В 1632 году английский король посвятил Ван Дейка в рыцари, а в следующем 1633 году — пожаловал статус королевского художника.
В эти годы мастер создает свыше 400 картин. Из них 35 полотен — портреты короля и 20 — королевы Генриетты-Марии и их детей. “Королевская семья” (1632 г.), “Карл I на охоте” (1635-1638 гг.), “Портрет Карла I верхом”(1636 г.), “Карл I с трех сторон (Тройной портрет Карла I)” (1635 г.), “Портрет королевы Генриетты Марии” (1635 г.), “Трое детей Карла I” (1635 г.), “Пятеро детей Карла I” (1637 г.) и другие.
А.Ван Дейк. Карл I с трех сторон (Тройной портрет Карла I). 1635А.Ван Дейк. Королевская семья.1632А.Ван Дейк. Портрет Карла I на охоте.1635-1638
Ван Дейк создает портреты аристократов, знатных вельмож, известных современников. К числу выдающихся произведений английского периода принадлежит небольшой “Портрет Иниго Джонса” (1635-1636 гг.). Талантливый зодчий построил здание Банкетного зала дворца Уайтхолл в Лондоне. Росписи для плафона зала были выполнены Рубенсом. В этой картине Ван Дейк скупыми и лаконичными средствами создал живой, запоминающийся образ знаменитого современника.
А.Ван Дейк. Портрет Иниго Джонса.1635-1636
Детские портреты
Ван Дейк был превосходным мастером детского портрета. Никогда не впадая в кукольность и слащавость, он тонко подчеркивал особенности юного возраста, умело передавал свежесть и наивность восприятия мира.
А.Ван Дейк. Портрет пятерых старших детей Карла I.1637
Изысканные колористические качества отличают “Портрет Филадельфии и Елизаветы Уортон” (1640 г.), одно из лучших произведений художника в английский период. На портрете дочери лорда Филиппа Уортона. Девочки, причесанные и одетые как придворные дамы, позируют мастеру. Но пытаясь сохранить “взрослую” серьезность, они держат себя с непосредственностью и естественностью детей, играют свою роль с удовольствием и немного с лукавством.
А.Ван Дейк. Портрет Елизаветы и Филадельфии Уортон.1640
Влияние Ван Дейка на портретную школу Англии
После поездки в Париж художник серьезно заболел и в декабре 1641 года умер в Лондоне. Король Карл I устроил пышные похороны. И в этот же день были крестины у новорожденной дочери Ван Дейка.
Знаменитому художнику было всего 42 года.
Творчество мастера английского периода в такой же мере принадлежит истории английского искусства, как и южнонидерландского (фламандского). Ван Дейк стоит у истоков портретной школы Англии. От него немало почерпнули такие выдающиеся живописцы, как Томас Гейнсборо, Питер Лели, Джошуа Рейнолдс. Они восприняли, в частности, присущую поздним произведениям Ван Дейка изысканность цветовой гаммы, ее особый серебристый тон, жемчужно-серые и голубые оттенки.
А.Ван Дейк. Портрет молодой женщины с виолончелью.1635-1640А.Ван Дейк. Портрет лорда Джона и лорда Бернарда Стюартов.1638
Итальянский период
Здесь прошло 6 лет плодотворной жизни молодого художника. Он объездил многие города с целью изучения, копирования полотен итальянских мастеров. В его альбоме больше всего набросков работ Тициана – Ван Дейк был восхищён его талантом. Он стремился овладеть таким же искусством построения композиции, работы с цветом, передачи фактуры ткани. Тициан на всю жизнь стал объектом преклонения Ван Дейка. Впоследствии он собрал заметную коллекцию тициановских картин – купил 17 полотен.
Кроме Тициана целеустремлённый молодой художник проявлял интерес к работам Рафаэля, Веронезе, Леонардо да Винчи и других живописцев.
Помимо изучения творчества мастеров, Ван Дейк в Италии написал портрет вице-короля Сицилии, выполнил много заказов для представителей высшего общества.
6-летний итальянский период жизни Ван Дейка окончательно сориентировал его и привёл к пониманию своего истинного призвания. Ранее он предполагал, что его предназначение — многофигурные композиции и крупные жанровые сцены. В Италии он пришёл к выводу, что на первом плане его творчества – портрет.
Второй английский период
В 1627 году скоропостижная кончина сестры заставила Ван Дейка срочно вернуться на родину. В это время Рубенса нет в стране, у него заказы в Испании и Англии. Ван Дейк становится штатным художником испанских наместников Изабеллы и Альбрехта – первым фламандским живописцем. Но вернулся Рубенс, и к нему от Ван Дейка ушли заказы, а вместе с ними и выдержка. Он едет по Европе, работает, как одержимый, стремясь к славе и почестям.
В это время случилось счастливое для него совпадение: английский король Карл I оказался с Ван Дейком на одной волне любви к искусству. Художник с удовольствием принимает предложение и становится личным портретистом короля Англии.
Этот период в биографии Ван Дейка чрезвычайно насыщен и плодотворен: написано около 400 великолепных произведений.
“Святой Бруно”
Картина «Святой Бруно» была написана в 1620 году. По сей день точных данных о том, что это картина Антониса, нет. Тем не менее есть предположение, что это его произведение, которое относят к раннему периоду творчества. Картина была написана в то время, когда молодой живописец помогал Рубенсу работать над росписью церкви.
Описание картины Ван Дейка дать не сложно. Его произведения не замысловаты, и на них все понятно. На холсте, написанном маслом, расположился Святой Бруно. Образ представлен в три четверти и размещен на фоне окна с яркой тканью. Можно разглядеть в окне пейзаж. Мощь Святого Бруно показана ярким светом, который падает сверху. Такое освещение символизирует Христа
Внимание же зрителя сосредоточено на лице и руках Святого Бруно. Никаких больше деталей, которые отвлекали бы от основного замысла, нет
Мифологические сюжеты[ | ]
В основном прославившись как портретист, ван Дейк также создал несколько исторических, религиозных и мифологических произведений.
Название | Год | Место нахождения | Город и страна | Техника | Размеры (см) | Изображение |
Пьяный Силен | 1620 | Галерея старых мастеров | Дрезден | Холст, масло | 107 × 91,5 | |
Юпитер и Антиопа | 1620 | Музей изящных искусств | Гент | Холст, масло | 150 × 206 | |
Фетида, получающая оружие Ахилла от Гефеста | 1630 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 112×142 | |
Пастух Парис | 1632–1634 | Собрание Уоллеса | Лондон | Холст, масло | 105 × 92 | |
Амур и Психея | 1638–1640 | Королевская коллекция | Виндзорский замок | Холст, масло | 188 × 195,6 |
Портреты (1613—1632)[ | ]
Между 1613 и 1632 годами Ван Дейк путешествовал по всей Европе — из родного Антверпена (где он начал работать художником, сначала при Хендрике ван Балене, а затем с Питером Паулем Рубенсом) в Англию для кратковременного пребывания при дворе Джеймса I, и затем в Италию, где он имел возможность познакомиться со старыми мастерами. Затем он, наконец, поселился во Фландрии.
Название | Год | Музей | Город и страна | Техника | Размеры (см) | Изображение |
Автопортрет | 1613–1614 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 25,8 × 19,5 | |
Автопортрет | 1617–1618 | Старая пинакотека | Мюнхен | Холст, масло | 82,5 × 70 | |
Портрет Корнелиуса ван дер Геста | 1619–1620 | Лондонская национальная галерея | Лондон | Дерево, масло | 37,5 × 32,5 | |
Автопортрет | 1620–1621 | Метрополитен-музей | Нью-Йорк | Холст, масло | 119,7 × 87,9 | |
Портрет Томаса Говарда, 2-го графа Эрандела | 1620–1621 | Музей Гетти | Нью-Йорк | Дерево, масло | 102,8 × 79,4 | |
Портрет Изабеллы Брант | 1621 | Национальная галерея искусства | Вашингтон | Холст, масло | 153 × 120 | |
Портрет Франса Снейдерса и его жены Маргареты де Вос | 1621 | Кассельская картинная галерея | Кассель | Холст, масло | 82 × 110 | |
Семейный портрет | 1621 | Эрмитаж | Санкт-Петербург | Холст, масло | 114 × 94 | |
Портрет сэра Роберта Ширли | 1622 | Петуорт-хаус | Петуорт | Холст, масло | 200 × 133,5 | |
Портрет леди Терезы Ширли | 1622 | Петуорт-хаус | Петуорт | Холст, масло | 200 × 133,4 | |
Портрет Франсуа Дюкенуа | 1622 | Королевские музеи изящных искусств | Брюссель | Холст, масло | 77,5 × 61 | |
Автопортрет | 1622–1623 | Эрмитаж | Санкт-Петербург | Холст, масло | 116,5 × 93,5 | |
Портрет Вирджинио Чезарини | 1622–1623 | Эрмитаж | Санкт-Петербург | Холст, масло | 105 × 86 | |
Портрет Джорджа Гейджа с двумя спутниками | ок. 1622–1623 | Лондонская национальная галерея | Лондон | Холст, масло | 115 × 113,5 | |
Портрет маркизы Ломеллини с детьми | 1623 | Художественный музей Сан-Паулу | Сан-Паулу | Холст, масло | 221 × 152 | |
Портрет Елены Каттанео | 1623 | Национальная галерея искусства | Вашингтон | Холст, масло | 246 × 173 | |
Портрет кардинала Гвидо Бентивольо | 1623 | Палаццо Питти | Флоренция | Холст, масло | 196 × 145 | |
Семья Ломеллини | 1623 | Национальная галерея Шотландии | Эдинбург | Холст, масло | 265 × 248 | |
Портрет Эмануэля Филиберто, принца Савойского | 1624 | Далиджская картинная галерея | Лондон | Холст, масло | 126 × 99,6 | |
Портрет генуэзской дворянки с сыном | 1625 | Национальная галерея искусства | Вашингтон | Холст, масло | 189 × 139 | |
Портрет мужчины в доспехах | 1625–1627 | Художественный музей Цинциннати | Цинциннати | Холст, масло | 137,2 × 121,3 | |
Портрет Яна ван Монфорта | 1626–1628 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 114,5 × 88,5 | |
Портрет Йоханнеса Баптиста Франка | 1626–1632 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 117 × 91 | |
Конный портрет Антона Джулио Бриньоле-Сале | 1627 | Палаццо Россо | Генуя | Холст, масло | 282 × 198 | |
Портрет художников Лукаса и Корнелиса Валов | 1627 | Капитолийские музеи | Рим | Холст, масло | 120 × 101 | |
Портрет Николя Ланье | 1628 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 111,5 × 87,5 | |
Портрет эрцгерцогини Изабеллы в монашеском одеянии | 1628–1629 | Сабауда | Турин | Холст, масло | 183 × 121 | |
Портрет Фридриха Генриха, принца Оранского | 1628–1629 | Балтиморский художественный музей | Балтимор | Холст, масло | 112,5 × 95 | |
Портрет герцога Аренбергского | 1628–1632 | Холкем-холл | Холкем | Холст, масло | 315 × 240 | |
Портрет Жана-Шарля делла Фай | 1629 | Королевские музеи изящных искусств | Брюссель | Холст, масло | 130,8 × 118,5 | |
Портрет Марии Луизы де Тассис | 1629 | Замок Вадуц | Вадуц | Холст, масло | 128,2 × 99,5 | |
Портрет Каролюса Скрибани | 1629 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 117,5 × 104 | |
Портрет Оливии Ботелер Портер | 1630-е | Музей Боуз | Замок Барнард | Холст, масло | ||
Портрет мужчины с перчатками | 1630 | Музей истории искусств | Vienna | Холст, масло | 111 × 85 | |
Портрет Мартина Рейкарта | 1630 | Прадо | Мадрид | Холст, масло | 148 × 113 | |
Портрет генерала с красной повязкой | 1630–1632 | Галерея старых мастеров | Дрезден | Холст, масло | 90 × 70 | |
Портрет Марии де Медичи | 1631 | Музей изящных искусств | Бордо | Холст, масло | 246 × 148 | |
Портрет Гастона Орлеанского | 1631 | Музей Конде | Шантийи | Холст, масло | 193 × 119 | |
Портрет Филиппа Леруа, лорда Рейвелса | 1631 | Собрание Уоллеса | Лондон | Дерево, масло | 213 × 120 | |
Портрет принца Карла Людовика | 1631–1632 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 176 × 96 | |
Портрет принца Руперта Рейнского | 1631–1632 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 175 × 95,5 |
Карл I в жизни художника
Не только любовь к искусству роднила Карла I и Ван Дейка. Схожие телосложением, они имели родственные черты характера: каждый обладал твёрдым убеждением в собственной исключительности и избранности. Различались только направления их стремлений и помыслов. Жизнь в почестях и уважении, собственный особняк, роскошное поместье, щедрое содержание и, наконец, страстно желаемое дворянство (титул баронета) – такое признание по душе мастеру. Этим всем отблагодарил обожаемого художника король Англии, любивший лично присутствовать при его работе и подолгу наблюдать за рождением очередного шедевра.
Мифологические картины
Известный в основном как портретист, Ван Дайк также написал несколько исторических, религиозных и мифологических работ.
Заголовок | Год | Место расположения | Город и страна | Материал | Размеры | Изображение |
---|---|---|---|---|---|---|
Пьяный Силен | 1620 | Gemäldegalerie Alte Meister | Дрезден DEU | Масло на холсте | 107 × 91,5 см | |
Юпитер и Антиопа | 1620 | Музей изящных искусств | Гент BEL | Масло на холсте | 150 × 206 см | |
Юпитер и Антиопа | 1620 | Музей Вальрафа-Рихарца | Кельн DEU | Масло на холсте | 150 × 206 см | |
Фетида получает оружие Ахилла от Гефеста | 1630 | Художественно-исторический музей | Вена AUT | Масло на холсте | 112×142 см | |
Пастух Пэрис | 1632–1634 | Коллекция Уоллеса | Лондон GBR | Масло на холсте | 105 × 92 см | |
Амур и Психея | 1638–1640 | Королевская коллекция | Виндзор, Великобритания | Масло на холсте | 188 × 195,6 см |
↑ Творчество Антониса Ван Дейка
Творчество Антониоса Ван Дейка совпало с вершиной расцвета в Западной Европе фламандской школы живописи. Молодой, но явно талантливый художник еще в пору его ученичества у Рубенса безбоязненно, с юношеским максимализмом брался за исполнение любой художественной задачи. Хотя вскоре стало ясно и ему самому, и его наставнику, что по складу характера Ван Дейку удачнее всего удаются портреты. Это проявилось и в первых самостоятельных работах – «Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», написанной в 1618 году. Человеческие лица, изображаемые художником на полотнах, передают чудо жизненных волнений, страстей, чувств. Живописец стремится раскрыть и передать эмоциональный мир человека, колебания его души, которой присущи все возможные чувства – от низменных до возвышенных. Он пытается проникнуть сквозь внешнюю оболочку своего персонажа, сделать его образ живым и одухотворенным. Примером такого проникновения во внутренний, духовно богатый мир своих современников, мы видим на портрете живописца Снейдерса, написанным в 1620 году.
Один из шедевров творчества Ван Дейка – это “Семейный портрет”, который можно увидеть в Эрмитаже. Когда смотришь на этот портрет, появляется ощущение, что ты знаешь давно этих людей. Мягко, спокойно смотрит на вас с портрета миловидная женщина с ребенком на руках. Рядом ее муж с напряженным, буквально пронзающим вас взглядом, и сразу понятно, что это сильная и незаурядная личность с волевым и несколько нервным характером.
В Италии (1621- 1627 гг.)
Пристальное внимание к внутренней сущности человека, интеллектуальной стороне его деятельности получает последовательное развитие в искусстве Антониса Ван Дейка. Это ясно прослеживается в работах итальянского периода
Ван Дейк в 22 года уезжает из Антверпена путешествовать и учиться. В Италии на молодого мастера оказывают влияние шедевры Эпохи Возрождения и особенно художника Тициана.
А.Ван Дейк. Автопортрет.1620-1621
Художник создает великолепные образы: “Портрет скульптора Ф.Дюкенуа” (1622 г.), ”Портрет кардинала Г.Бентивольо” (1623 г.), “Мужской портрет” (1623 г.), “Портрет Марка-Антуана Люманя” (1620-е гг.)
А.Ван Дейк. Портрет Франсуа Дюкенуа. 1622А.Ван Дейк. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. 1623
“Мужской портрет” (1623 г.)
Эта работа особенно хороша. Долгое время это считалось изображением антверпенского врача Лазаря Махаркейзюса. Внешняя строгость и простота отличают композицию произведения. Живописца не интересует ни костюм, ни окружающая обстановка. Только важен духовный мир модели. Мужчина не позирует. Он изображен в момент, вероятно , спора. Он что-то страстно доказывает, подкрепляя слова жестом руки.
Ван Дейк раскрывает эмоциональный настрой человека через внешнее действие. Взгляд, направленный в сторону невидимого собеседника, порывистая поза, движение пальцев — выявляют сущность портретируемого. Портрет колористически сдержан. Только контрасты черного с белым. Но художник достигает впечатления исключительного цветового богатства. Плотные темные тона наполнены горячими красноватыми оттенками, как бы отражающими духовное напряжение изображенного мужчины.
“Автопортрет” (1622-1623 гг.)
А.Ван Дейк. Автопортрет.1622-1623
Образная и живописная утонченность, присущая зрелому искусству Ван Дейка, достигла высоты в “Автопортрете”. Непринужденность, утонченность и в то же время простота характеризуют это произведение.
Ван Дейк изображает себя привлекательным, стройным юношей, с холеным, немного женственным лицом и аристократически тонкими гибкими руками. Он очевидно идеализирует себя . Но облик художника, с изящной небрежностью позы и костюма, взглядом мечтательным, чуть загадочным полон артистизма и поэтической прелести.
Ван Дейк часто изображал себя на полотнах и оставил автопортретов больше, чем другие художники-современники. Такой была его самореклама, и так выражалось его честолюбие и желание прославиться.
Живописец в портретах людей стремился преукрасить их, выразить идеал прекрасной личности.
А.Ван Дейк. Портрет мужчины в доспехах.1625-1627
Личная жизнь Антониса Ван Дейка
Художник вёл крайне взбалмошный и противоречивый образ жизни: замкнутость сменялась шумным времяпрепровождением, учтивость развязностью, меланхолия горячностью. В 1628 году в порыве набожности художник даже примкнул к «Братству холостяков», религиозному иезуитскому содружеству во Фландрии.
По свидетельствам современников, Ван Дейк не был аскетом: он сорил деньгами и имел связи с женщинами. Одна из натурщиц, Маргарита Лемон, долгое время проживала вместе с художником и предъявляла на него права как на мужчину.
Но в 1639 году художник вступает в брак с королевской фрейлиной Мэри Ратвен, то ли из желания окончательно влиться в аристократическую среду, то ли действительно из страсти.
Маргарита, горячая собственница, была в бешенстве. В драке чуть не откусила художнику палец, чтобы лишить его возможности держать кисть. Но, к счастью, ей это не удалось.
Творчество Дейка
К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью.
В 1618—1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира.
Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. С 1618 по 1620 г. он работал в мастерской Рубенса.
Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант — не сохранился; 2-й — Мадрид, Прадо); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618—1620, 1-й вариант — Мадрид, Прадо; 2-й — Минеаполис, Институт искусств); «Несение креста» (ок. 1617—1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); «Св. Мартин и нищие» (1620—1621, 1-й вариант — Виндзорский замок, Королевское собрание; 2-й вариант — Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (1624—1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).
В конце 1620 — начале 1621 г. ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, но затем вернулся в Антверпен. Некоторое время жил в Италии, в основном, в Генуе.
С 1632 г. живописец снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I.
В Англии он женился на дочери лорда Рутвена.
Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 г. в Лондоне, погребен в Соборе святого Павла в Лондоне.