Интересные ответы
- Ломоносов — сообщение доклад Михаил Васильевич Ломоносов – это самый великий учёный-естествоиспытатель мирового значения в истории России. Он обладал широкими энциклопедическими знаниями, совершил множество открытий в сфере химии и физики.
- Животные степи — сообщение доклад Степью называют большую и ровную местность, на которой расположены холмы, покрытые травой. Лишь вблизи водоемов растут мелкие кустарники и деревца. И хотя степные просторы поражают своими размерами
- Ягуар — сообщение доклад Ягуар – это очень крупный и красивый хищник из семейства больших кошек, из рода пантер. Живут ягуары в Северной и Южной Америках, в тропических и горных лесах, на океанском побережье.
- Окружающий мир
- Бобры — сообщение доклад Бобры – млекопитающие животные, ведущие полуводный образ жизни. Являются вторыми по размеру представителями отряда грызунов, уступая первенство лишь капибаре
«Святой Иероним в келье»
Альбрехт Дюрер. «Святой Иероним в келье», 1514 год Public Domain
Святой Иероним — писатель и богослов, который стал отшельником. Его часто изображают со львом: по легенде в монастырь однажды забрел лев, и Иероним единственный из монахов не испугался. Он заметил, что лев хромает, нашел у него в лапе занозу и вытащил. После этого лев больше не покидал спасителя. Рядом со львом на гравюре изображена собака — символ верности.
Еще одна любопытная деталь — шляпа кардинала на стене. Когда-то Иерониму предлагали пост кардинала, но он отказался, выбрав уединение и науку. Линии гравюры создают ощущение, что из окон льется свет — его обычно ассоциируют с «духовным светом», светом знания. Другое световое пятно расположено за головой художника, создавая своеобразный нимб. На ученость персонажа указывают разные предметы — книги, песочные часы, сосуды и емкости на полках.
«Рыцарь, смерть и дьявол»
Альбрехт Дюрер. «Рыцарь, смерть и дьявол», 1513 год Public Domain
При первом взгляде на гравюру кажется, что это обычная иллюстрация к средневековой балладе. Но все не так просто. На заднем фоне мы видим скалу, которая символизирует сложный путь, а замок на вершине считается Царствием Небесным — концом пути любого человека. Самого рыцаря характеризуют две детали: собака у его ног — символ верности, и дубовые листья в гриве лошади — символ силы духа.
Позади рыцаря виднеется Смерть. Она держит песочные часы — символ скоротечности времени. Идея гравюры в том, что человек, который верен своему пути, не остановится ни перед смертью, ни перед своими пороками в лице дьявола.
Живопись Дюрера
Этот художник прославился своим многогранным творчеством, огромным спектром интересов и идей. Основными направлениями его творчества стали рисунок, гравюра и живопись. В общей сложности Дюрер оставил после себя 900 картин: неудивительно, что по объему таких работ Альбрехта часто сравнивают с величайшим Леонардо да Винчи. Этот художник работал карандашом, углем, акварелью, тростниковым пером и серебряным штифтом, но во главу угла он всегда ставил особую концепцию создания своих композиций. Важную роль в его творчестве играла религиозная тематика, что характерно для эпохи Средневековья.
Отличительной чертой этого художника является его нестандартное мышление и склонность к экспериментам, что и позволило мастеру развиваться, создавая столь популярные и уникальные картины. Первым крупным заказом стала роспись особняка Зебальда Шрейера. Эта работа удостоилась исключительных похвал, поэтому неудивительно, что в скором времени курфюрст Саксонский заказал у Дюрера свой портрет. Альбрехт при написании картин следовал европейским традициям: он изображал своих моделей в три четверти на фоне пейзажа, при этом, в отличие от других художников, прорабатывал задний фон с мельчайшими деталями.
Самыми известными работами этого художника являются:
- Четыре ведьмы.
- Адам и Ева.
- Поклонение волхвов.
- Меланхолия.
Особое место в творчестве этого художника занимали гравюры. В своей мастерской на родине в Нюрнберге Дюрер осваивал новую технику выполнения изображений, что позволило ему добиться невероятной реалистичности. Работы этого художника прекрасно продавались, живописец работал с крупными изданиями, писал на заказ портреты и картины. Так, например, в 1497 году для издания «Апокалипсиса» Дюрер с использованием ксилографии изготовил несколько иллюстраций. Именно эта работа и принесла художнику общеевропейскую известность.
В начале XVI века Дюрер перебирается на Апеннины, и именно итальянская школа оказала существенное влияние на этого живописца. Он освоил технику написания человека в движении и со сложных ракурсов, избавившись от присущей для его раннего творчества готической угловатости. Альбрехт в Венеции получил множество заказов на роспись соборов и монастырей.
https://youtube.com/watch?v=RolwCEXVG14
Хвостатые байки
А́льбрехт Дю́рер (
нем.Albrecht Dürer, 21 мая 1471 — 6 апреля 1528) — немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Он был реформатором живописи, впервые написавшим портрет анфас. Дюрер создавал настоящие шедевры, используя разные изобразительные техники: от масляной живописи и акварели до графики и его знаменитых гравюр.
Молодой заяц, Музей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien), 1502 год.
Дюрер был не только блестящим практиком, но и теоретиком живописи, оставившим потомкам наставления в виде трактатов с формулами расчётов, графиками и иллюстрациями. Он был основоположником сравнительной антропометрии и даже оставил заметный след в военно-инженерном деле разработав теорию фортификации.
Восемь эскизов полевых цветов, Музей Бонна-Эллё, Байонна (Musée Bonnat-Helleu, Bayonne) Здесь вы познакомитесь с некоторыми работами мастера, связанными с животным миром и природой, которыми он восхищался с увлеченностью настоящего натуралиста.
Сизоворонка, Музей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien), 1512
Куст первоцвета, Национальная галерея искусств, Вашингтон (National Gallery of Art, Washington).
Жук (1505)
Эскиз лилии, Музей Бонна-Эллё, Байонна (Musée Bonnat-Helleu, Bayonne), 1526
Лев, Музей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien), 1521
Львица, Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris), 1521
Кусок дёрна, Музей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien), 1503
Краб (1495)
Сыч, Музей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina,Wien), 1506
Водосбор (1526)
Крыло синебрюхой сизоворонки, Музей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien), 1512
Лось (1504)
Водосбор, фиалка и незабудка, Берлинский гравюрный кабинет, Берлин (Kupferstichkabinett, Berlin)
Голова оленя (1514)
Снегирь в трех ракурсах
Носорог, Музей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien), 1515
Ирис
Летучая мышь (1500)Лилия кудреватая,
1495
Морж, Британский музей, Лондон (British Museum, London), 1521
Этюды пейзажей и животных, Художественный институт Стерлинга и Франсина Кларка, Вильямстаун (Sterling and Francine Clark Art Institute, Williamstown), 1521
Дом у пруда, Британский музей, Лондон (British Museum, London), 1496
Водяные мельницы на реке Пегнитц среди ив, Национальная библиотека, Париж (Bibliotheque Nationale, Paris), 1496-98
Дорога в Альпах, 1495
Мадонна с множеством животных, Музей графического искусства Альбертина, Вена (Graphische Sammlung Albertina, Wien), 1503
Автопортрет
На Гравюре «Святой Иероним в своей келье» Дюрер изобразил собственную мастерскую
Источники
https://vakin.livejournal.com/1383798.html
https://izbrannoe.com/news/iskusstvo/morzhi-i-zaytsy-svyatye-i-krestyane-peyzazhi-i-misticheskie-gravyury-ot-neprevzoydyennogo-albrekhta-/
5.0
09
Гравюры Альбрехта Дюрера
Среди своих современников Альбрехт Дюрер делает себе имя прежде всего на создании гравюр. Его виртуозные работы отличаются большим размером, тонким и точным рисунком, схватыванием характеров, сложной композицией. Дюрер превосходно освоил технику гравировки как на дереве так и на меди. От начала и до конца все работы по созданию гравюр мастер выполняет сам, в т.ч. резьбу с беспрецедентной детальностью и тонкостью линий. При этом использует инструменты, изготовленные по собственным рисункам. Делает многочисленные оттиски, тиражи которых широко распространяются по Европе. Так он стал издателем своих произведений. Его гравюры были широко известны, очень популярны и хорошо раскупались. Значительно укрепила его престиж серия гравюр «Апокалипсис» 1498 года издания.
Шедеврами Дюрера признаются «Мастерские гравюры»: в 1513 году он вырезал гравюру на меди «Рыцарь, смерть и дьявол», а в 1514 целых две: «Святого Иеронима в келье» и «Меланхолию».
Пожалуй, самое знаменитое изображение носорога так называемый «Носорог Дюрера», созданный в 1515 году. Сам он не видел это диковинное для Германии животное. Художник вообразил его облик по описаниям и чужим рисункам.
«Носорог Дюрера», 1515 г.
Творчество
В 1496 г. Альбрехт Дюрер выполняет первое крупное произведение на заказ – композицию «Дрезденский алтарь».
Раннее творчество
Портреты, написанные художником, положили начало эволюции этого жанра в немецкой живописи. Из него ушли чисто религиозные мотивы, увеличилось число обращений к светской тематике. Вершиной портретной живописи этого периода стал автопортрет, созданный в 1500 г.
Автопортрет
В нем Альбрехт Дюрер реализовал собственное понимание совершенства и идеальных пропорций. Ракурс, в котором мастер изобразил себя, был совершенно необычен – в ту эпоху в анфас рисовали исключительно королей и святых. Этим утверждалась мысль, заложенная в Писании: человек сотворен по подобию и образу Бога.
«Адам и Ева» – гравюра, выполненная на меди, впоследствии диптих. Результат поиска художником идеальных пропорций тела человека, его изучения обнаженной натуры.
Серия гравюр, иллюстрирующих «Апокалипсис», стала новым направлением в искусстве тех лет. Путем использования монохромных приемов художник добился необыкновенной экспрессии.
Апокалипсис
Кроме того, впервые в истории на обороте каждого из отпечатков был помещен сделанный мастером перевод на немецкий соответствующего фрагмента «Апокалипсиса».
Гравюры были переплетены в одну книгу и быстро были раскуплены. Мартином Лютером вместе с другими филологами объявил Альбрехта Дюрера одним из основоположников литературного немецкого языка.
О втором путешествии в Италию
Осенью 1505 г. художник вновь уехал в Италию на средства, полученные от одного из нюрнбергских патрициев-гуманистов. Здесь он узнал, что его гравюры настолько популярны, что их даже пытаются подделывать. Работы, выполненные Дюрером в этот период:
- роспись собора Св. Варфоломея (Венеция);
- композиция «Мадонна с четками», выполненная для церковного алтаря;
- ряд картин и портретов на религиозные сюжеты.
Синьория города предложила художнику остаться в Венеции навсегда, однако Альбрехт Дюрер отклонил предложение. В 1506 г. он проживал в Болонье, где пытался обучаться математике у Луки Пачолли. В 35 лет художник начал самостоятельно изучать геометрию по книгам Евклида. В Риме он посещал Рафаэля, в Милане встречался с Леонардо да Винчи.
По возвращении
В 1507 г. Альбрехт Дюрер возвратился домой. Мастера опередила слава об успехе, которого он добился в столице мирового искусства. В Нюрнберге художник выполняет несколько заказов, ставших шедеврами:
- серию гравюр «Страсти Христовы»;
- «Поклонение Святой Троице»;
- «Образ всех святых»;
- «Жизнь Марии»;
- «Мадонна с лилией»;
- «Мученичество десяти тысяч христиан».
Мученичество десяти тысяч христиан
О технологии гравюры
Основное внимание Альбрехт Дюрер уделял этому искусству. Он был одним из немногих мастеров, в равной степени владеющих приемами как ксилографии, так и гравюры на металлической пластине
Одним из первых художник начал использовать офорт. Исследователи предполагают, что именно Дюрер усовершенствовал эту технику.
Перед тем как наносить рисунок, он покрывал металлическую пластину не воском, а лаком. Высыхая, последний делает поверхность твердой и гладкой. Спустя 400 лет эта технология легла в основу изготовления плат для приборов радиоэлектроники.
Наиболее известные гравюры
Каждая из созданных мастером гравюр для его современников была исполнена глубокого и близкого им смысла и прочитывалась как книга. Наибольшую известность получили произведения Альбрехта Дюрера, выполненные настолько искусно, что были удостоены наименования «Мастерская гравюры».
К этой когорте относят:
- «Меланхолию І»;
- «Святого Иеронима в келье»;
- произведение «Рыцарь, Смерть и Дьявол».
Рыцарь, Смерть и Дьявол
Другие работы этого периода:
Гравюрные изображения 3 карт звездного неба, выполненные в сотрудничестве с немецкими учеными. В книге гравюры были напечатаны впервые.
- Карта восточного полушария, выполненная в виде гравюрного изображения.
- «Триумфальная арка». Масштабная гравюра, выполненная по заказу Максимилиана I. Произведение посвящено прославлению фамилии императора. Размер работы достигает 3,5 м.
- «Четыре темперамента». Последнее произведение, подаренное гениальным художником родному городу. Благодаря совершенному исполнению и глубокому замыслу диптих считают одним из высочайших достижений автора.
Гравюрные изображения 3 карт звездного неба
Без вознаграждения труд живописца не остался. Императором Максимилианом был издан специальный мандат, по которому Альбрехт Дюрер получил право на ежегодную достойную выплату из казны города.
Личная жизнь
В 1494 году Альбрехт Дюрер по настоянию отца женился на Агнессе Фрей, представительнице старинного рода. Как это часто случалось в те времена, молодые люди не виделись до свадьбы. Единственной весточкой от жениха стал автопортрет. Дюрер не был поклонником института семьи и посвящал себя творчеству. Супруга оставалась холодна к искусству. Возможно, в этом причина того, что личная жизнь мастера связана исключительно с его работами.
Альбрехт Дюрер и его жена Агнесса Фрей
Сразу после венчания Альбрехт покинул юную супругу, уехав в Италию. Он оставался безэмоциональным по отношению к жене всю совместную жизнь. Дюрер получил признание, обзавелся статусом и положением в обществе, но так и не достиг согласия с Агнесс. Союз не принес потомства.
Живопись
Творчество Дюрера безгранично, как и спектр идей и интересов. Живопись, гравюра и рисунок стали основными направлениями деятельности. Деятель искусства оставил наследие, исчисляемое 900 листами изображений. По объему и разноплановости работ искусствоведы сравнивают его с Леонардо да Винчи.
Рисунок Альбрехта Дюрера «Заяц»
Дюрер работал углем, карандашом, тростниковым пером, акварелью и серебряным штифтом, ставя во главу угла рисунок как этап создания композиции. Большую роль в творчестве Дюрера играла религиозная тематика, что соответствовало тенденциям в искусстве той эпохи.
Нестандартное мышление, склонность к поискам и экспериментам позволяли мастеру постоянно развиваться. Одним из первых заказов стала роспись дома горожанина Зебальда Шрейера. Узнав об успешной работе художника, курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый заказал ему свой портрет, и этому примеру последовали патриции Нюрнберга. Дюрер следовал европейской традиции, изображая модель на фоне пейзажа в трехчетвертном развороте и детально прорабатывая мельчайшие нюансы изображения.
Гравюра Альбрехта Дюрера «Меланхолия»
Гравюры занимали центральное место в деятельности творца. Циклы работ появлялись в его мастерской в Германии. Дебютные экземпляры созданы с помощью Антона Кобергера. Нюрнберг располагал к экспериментам и поискам, поэтому на родине мастер применил новые техники.
Работы хорошо продавались. Живописец сотрудничал с городскими изданиями, создавая изображения на заказ. В 1498 году он изготовил ксилографии для издания «Апокалипсис», что принесло автору известность в Европе. Дюрера приняли в общество гуманисты, лидером которых был Кондрат Цельтис.
В 1505 году художник создал для Сан-Бартоломейской церкви в Венеции алтарный образ под названием «Праздник четок». Сюжет описывает доминиканских монахов, молящихся с четками. В центре изображения – Дева Мария и младенец Иисус.
Итальянская школа повлияла на манеру живописца. Он совершенствовал технику описания человеческого тела в движении и сложных ракурсов
Художник понял важность гибкости линий и избавился от присущей его манере готической угловатости. Он получил много заказов на алтарные образы
Венецианский совет предлагал Дюреру большое вознаграждение, чтобы творец остался в Италии, но он был верен родине. Слава Дюрера быстро росла и вскоре позволила приобрести дом в Циссельгассе.
Картина Альбрехта Дюрера «Поклонение волхвов»
«Поклонение волхвов» написано по возвращении из Италии и демонстрирует черты, присущие итальянскому Ренессансу. Картина описывает библейский сюжет. Работы Дюрера, созданные в период с 1507 по 1511 годы, отличаются симметрией, прагматичностью, строгой манерой изображения. Дюрер следовал пожеланиям заказчиков и придерживался консервативной традиции, не ограничивавшей цикл его венецианских работ.
Встреча с императором Максимиллианом I стала знаковой для творческого деятеля. Ознакомившись с произведениями живописца, правитель заказал изготовление собственного портрета. Но расплатиться сразу не смог, поэтому назначил художнику ежегодную премию. Она позволила Дюреру отойти от живописи, заняться гравюрой и научными исследованиями. «Портрет Максимиллиана» известен на весь мир: венценосная особа изображен с желтым гранатом в руках.
Картина Альбрехта Дюрера «Портрет Максимиллиана I»
Немецкий художник повлиял на изобразительное искусство Северной Европы в 16 столетии. Он превознес жанр автопортрета, сохраняющий образ для потомков. Интересный факт: Дюрер тешил тщеславие собственными портретами. Он воспринимал подобные изображения как способ подчеркнуть статус и запечатлеть себя на конкретном жизненном этапе. Это дублирует современные возможности фото. Интересны его автопортреты с остролистом и в одежде, отделанной мехом.
Дюрер хранил рисунки, созданные в период обучения, поэтому графические работы мастера сегодня составляют одну из крупнейших коллекций в мире. Работая над изображением, Альбрехт Дюрер не был ограничен желаниями заказчика и раскрывался в нем максимально. Такую же свободу он чувствовал, создавая гравюры.
Гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол»
«Рыцарь, смерть и дьявол» – известнейшая гравюра художника, символизирующая жизненный путь человека. Вера охраняет его от искушений, дьявол ждет момента для порабощения, а смерть отсчитывает часы до кончины. «Четыре всадника Апокалипсиса» – работа из библейского цикла. Победитель, Война, Голод и Смерть сметают всех и вся на пути, воздавая каждому по заслугам.
«Сон»
Альбрехт Дюрер. «Сон», 1498 год Public Domain
Эта гравюра — аллегория на тему лени, что подчеркивает ее второе название — «Искушение лентяя». Во времена Дюрера считалось, что дневной сон распаляет похоть и ведет ко греху.
Мы видим дьявола, похожего на крылатого дракона — он готов вдохнуть в спящего человека искушение. Амур на ходулях говорит о том, что происходящее здесь только кажется невинной игрой, а на самом деле приводит человека в объятия дьявола.
Обнаженная женщина — это одновременно Афродита и Ева. У Дюрера эти два образа тесно сплетены: у них один и тот же атрибут — яблоко, которое лежит на печке и напоминает об искушении. Тело тоже считалось греховным, поэтому изображали так, чтобы не вызывать ассоциаций с чувственной красотой. Дюрер первым начинает изображать тело натуралистично: мы видим не мраморную статую, а настоящее женское тело.
«Четыре всадника Апокалипсиса»
Альбрехт Дюрер. «Четыре всадника Апокалипсиса», 1497–1498 годы Public Domain
К 1500 году Европе предрекали конец света, а в 1498-м Дюрер создал эту гравюру. Она стала одной из самых известных гравюр Дюрера и почти полностью отражает текст Библии. Четыре всадника олицетворяют бедствия, которые сулит Апокалипсис.
В центре композиции изображен Голод — он крупный и упитанный, сразу цепляет взгляд. В руках у него весы, которые, скорее всего, символизируют ростовщичество. Два всадника за ним — это Война и Чума. У Войны в руках меч, а у Чумы — лук. Оба мужчины написаны не как европейцы, а как представители восточных народов — в то время у соотечественников Дюрера Апокалипсис часто ассоциировался с османами или турками из-за их разрушительных нападений. Ближе к переднему плану мы видим Смерть — старый и костлявый всадник с трезубцем. Он скачет последним.
Научные исследования
Вернувшись на родину, Дюрер продолжил работу живописцем, получив заказ от императора Максимилиана I. Художник написал портрет венценосной особы, после чего ему назначили ежегодную премию, которая позволила отойти от искусства и углубиться в научные исследования. Альбрехт получил широкую известность в качестве математика и геометриста. Он изучал теорию перспективы, разрабатывал различные шрифты и исследовал способы построения геометрических фигур.
Дюрер занимался следующими исследованиями:
- изучал астрономию;
- математику и геометрию;
- градостроительством.
Одним из известнейших достижений Дюрера считается магический квадрат, который изображён на его гравюре «Меланхолия». Учёный расположил числа, начиная от 1 и заканчивая 16 в специальной последовательности, что позволяло сумме каждой пары равняться числу 17. Это одна из загадок, которая была разрешена и научно доказана лишь несколько веков спустя. В 1515 году Альбрехт создает свои звездные гравюры, в которых изображалась карта северного и южного полушария неба. Это не только художественное произведение, но и ценнейший памятник науки того времени.
В последние годы жизни Дюрер занялся написанием автобиографии и изучал вопросы градостроительства, в том числе он пытался усовершенствовать используемые в Германии оборонительные укрепления. В первой половине XVI века происходит активное развитие огнестрельного оружия, поэтому старые защитные конструкции просто были бессильны против такой артиллерии. В одной из своих работ, которая была выпущена в 1527 году, он описывал новый тип укреплений, выполнение которых позволило бы защитить жителей городов во время осады и военных действий.
«Меланхолия I»
Альбрехт Дюрер. «Меланхолия I»,1514 год Public Domain
Эта гравюра считается одновременно самой загадочной и наименее расшифрованной из всех работ Дюрера. Она состоит из символов, некоторые из которых не разгаданы до сих пор.
Вопросы начинаются уже с названия, которое написано на самой гравюре — Melencolia I. Никто не знает, что означает символ «I» и для чего он нужен. Есть версии, что это должна быть первая работа из цикла, но нигде не появлялись сведения о работе Дюрера над другими «Меланхолиями».
Еще одно объяснение: Дюрер изображает «меланхолию первого типа» — в Средние века была популярна классификация типов характера. А третья версия говорит о том, что знак «I» — это сокращение от слова ire — «отпускать», и тогда смысл названия — «Меланхолия, уйди».
Одним из самых известных символов с этой гравюры стал магический квадрат — комбинация из чисел в правом верхнем углу. Дюрер стал первым из европейских художников, которые изображали этот знак. В магическом квадрате сумма в любой линии — горизонтальной, вертикальной и диагональной — всегда будет равняться 34. Считается, что он символизирует познание высших тайн. В гравюре есть и другие символы, которые говорят о том же — лестница в небо, ключи, книга.
Второй самый загадочный предмет на гравюре — многогранный монолит слева. Эта фигура получила свое название в геометрии — многогранник Дюрера, а о его значении и строении до сих пор ведутся споры.