Фотографии Колокольни Ивана Великого
Колокольня Ивана Великого: Фото Карта
Страны мираРоссияГородаМоскваДостопримечательностиКолокольня Ивана Великого
В данной подборке находится 38 фотографий Колокольни Ивана Великого в хорошем качестве, которые сделаны туристами, местными жителями и фотографами. На нашем сайте также можно найти фото других достопримечательностей Москвы и России, для этого Вам необходимо перейти в соответствующий раздел на странице объекта. Помимо Колокольни Ивана Великого, наши посетители часто ищут фото Тюфелевой рощи, Царицынского дворца, Шуховской башни, Памятника Минину и Пожарскому и Воробьевых гор.
вконтакте facebook twitter
Фото Москвы и его достопримечательностей Фото Москвы Фото Красной площади Фото Московского Кремля Фото Храма Василия Блаженного Фото МГУ Фото Поклонной горы Фото Большого театра Фото Третьяковской галереи Фото Москвы-реки Фото Пушкинского музея Фото Парка Горького Фото Москвы-Сити Фото парка «Зарядье» Фото Арбата Фото Храма Христа Спасителя Фото Измайловского парка Фото Воробьевых гор Фото Марфо-Мариинской обители Фото Нескучного сада Фото Парка Сокольники
Фото Сада Эрмитаж Фото Московского метро Фото Новодевичьего монастыря Фото Царицыно Фото Коломенского Фото Мавзолея Ленина Фото ГУМа Фото Усадьбы Кусково Фото Александровского сада Фото Царь-колокола Фото Царь-пушки Фото Коломенского дворца Фото Театра сатиры Фото Театра на Таганке Фото Манежной площади (Манежки) Фото Оружейной палаты Фото Геликон-Оперы Фото Театра Ленком Фото фабрики «Красный Октябрь» Фото Планетария в Москве Фото Охотного Ряда Фото Аптекарского огорода Фото Бункера-42 Фото Измайловского Кремля Фото Парка искусств Музеон Фото центра современного искусства Винзавод Фото Московского зоопарка Фото Театра «Современник» Фото Донского монастыря Фото Патриарших прудов Фото Палеонтологического музея Фото Океанариума в Москве Фото Алмазного фонда Фото Гостиного двора в Москве Фото Усадьбы Кузьминки Фото Мастерской Петра Фоменко Фото Бородинской панорамы Фото Новоспасского монастыря Фото Политехнического музея Фото Шуховской башни Фото Останкинской телебашни Фото Воскресенских ворот Фото Казанского собора в Москве Фото Зачатьевского монастыря Фото Дарвиновского музея Фото ЦДХ Фото ВВЦ Фото ЦУМа Фото Исторического музея в Москве Фото Покровского монастыря в Москве Фото Данилова монастыря Фото Архангельского собора Фото Памятника Минину и Пожарскому Фото Петровский путевой дворец Фото Петровский пассаж Фото Театра имени Пушкина Фото Успенского собора Московского Кремля Фото Андреевского монастыря Фото Колокольни Ивана Великого Фото Биологического музея Тимирязева Фото Московского музея современного искусства Фото Церкови Иоанна Предтечи Фото Российской государственной библиотеки Фото Елисеевского магазина Фото Музея Булгакова в Москве Фото Музея Маяковского Фото Памятника Пушкину в Москве Фото Центрального музея Великой Отечественной Войны Фото Кукольного театра Образцова Фото Зоологического музея МГУ Фото Московского Дома фотографии Фото Храма Благовещения Пресвятой Богородицы Фото Музея «Точка G» Фото Театра «Школа современной пьесы» Фото Театра имени Вахтангова Фото Большого Московского цирка Фото Гоголевского бульвара Фото дома Пашкова Фото Триумфальной арки в Москве Фото Центра фотографии братьев Люмьер Фото Серебряного Бора Фото Живописного моста Фото Музея космонавтики в Москве Фото Северного речного вокзала Фото Памятника Юрию Долгорукому в Москве Фото Музея Есенина в Москве Фото Музея современного искусства «Гараж» Фото Музея-усадьбы Остафьево Фото Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Фото Памятнику Есенину в Москве Фото Московского Цирка Никулина Фото Памятника Высоцкому в Москве Фото Тюфелевой рощи Фото Царицынского дворца Фото Памятника Грибоедову в Москве Фото Музея истории и реконструкции Москвы Фото Памятника Крылову в Москве Фото Государственного исторического музея в Москве
Показать все альбомы
Колокольня Ивана Великого
Описание Фото Погода Карта
Строительство колокольни
В 1532 году было принято решение пристроить к зданию храма Ивана великого большую колокольню. Эту задачу возложили на итальянского зодчего Петрока Малого Фрязина. Архитектор с задачей справился, пристроив к храму звонницу вместе с церковью, которую назвали в честь Воскресения Господня. В этой церкви был установлен колокол весом в тысячу пудов (более 1.5 килотонн), названный «Благовестник». Храм расположили на 3-ем ярусе всего архитектурного комплекса, причем для того, чтобы в него попасть, была сооружена специальная лестница. В начале 17 века по инициативе Михаила Романова церковь Воскресения Господня трансформируют в Успенскую звонницу. А в 30-е годы того же века в период патриаршествования отца Филарета храм Ивана Великого дополняется ещё одним строением — пристройкой с шатром из черепицы и пирамидками из белого камня. Пристройка в честь патриарха была названа Филаретовской.
Архитекторы колокольни Ивана Великого
В 1532 году к северной стороне храма зодчим из Италии Петроком Малым была пристроена звонница с храмом Вознесения Господня, в ней разместили колокол «Благовестник» в тысячу пудов. Сама святыня занимала третий ярус, чтобы войти в нее, построили лестницу.
Постройка подобных башен-кампанилл является итальянской традицией, которую в ансамбль московского Кремля привнес архитектор Бон Фрязин, до того момента большое количество времени проработавший в Венеции. Бон Фрязин сохранил замысел первого храма-колокольни из дерева и стал создателем новой каменной колокольни с пространством для совершения служб. Он занимался постройкой двух нижних восьмигранных ярусов и частью третьего. В конструкции первого яруса он заложил балки из металла.
Площадь, находящаяся к востоку от святыни, получила название ИвановскойИменно здесь во всю мощь, «во всю Ивановскую», оглашались указы царя и наказывали провинившихся.
В 1600 году зодчий по имени Федор Конь органично дополнил композицию и надстроил колокольню, не испортив замысел Бон Фрязина. В качестве заказчика выступил царь Борис Годунов.
В XVII веке церковь сделали звонницей, она получила название Успенская. В годы, когда на престоле был Михаил Романов, к северной стороне архитектор Важен Огурцов пристроил еще одно сооружение — Филаретовскую пристройку, имеющую белокаменные пирамидки и черепичный шатер.
Отечественная война 1812 года привела к разрушению звонницы и пристройки, целой осталась лишь колокольня. С нее сняли крест, который до сих пор числится утерянным, в настоящее время на позолоченный купол колокольни разместили железный восьмиконечный крест, его покрывают медные позолоченные листы. Верхняя перекладина дополнена вырезанными на ней словами «Царь Славы».
Сергей Кузнецов
В 1819 году разрушенную звонницу и Филаретовскую пристройку восстановили и вернули им прежний вид, в основу работ был положен проект архитектора Доминико Жилярди, также в восстановлении были задействованы архитекторы Луиджи Руска и Иван Еготов. Строения были дополнены элементами архитектуры XIX века.
На протяжении долгого времени колокольня оставалась наиболее высоким и значительным зданием в столице. Она служила дозорным пунктом и помогала страждущим объединиться в вере. Тем не менее из-за революционных событий привычный ход истории пошатнулся.
В 1918 году территорию московского Кремля превратили в общежитие, ставшее ночлегом для более чем двух тысяч человек. Начавшаяся Великая Отечественная война привела к размещению командного пункта Кремлевского полка на территории Успенской звонницы. В рядом расположенном Царь-колоколе поместили узел связи.
Уже после войны церковь начала превращаться в музей.
Ольга Державина
Картина А. В. Лентулова «Звон. Колокольня Ивана Великого»
Написанная в 1915 году картина изображает святыню в скошенных формах, по центру расположен колокол, его раскачивает двое людей. Вокруг всей постройки кругами расходятся волнообразные плоскости, они являются передатчиком ощущения звука-гула, а благодаря повторяемым отдельным формам композиции в виде натянутых струн создается ощущение органа или огромных гуслей.
Звонящие колокола художник изображает событием космического масштаба. Создается ощущение, что вокруг памятника вертятся светила, то окуная его в ночь, то направляя на него лучи света. Вся картина стала неким портретом архитектурного памятника на фоне истории, наполнила его волнами неистребимой энергии жизни, которая противостоит разрушению.
Колокола
Колокола звонницы, 2005Колокольня Ивана Великого и звонница. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 1993 год
Всего на колокольне Ивана Великого расположено 34 колокола. Русский учёный, писатель и сенатор XIX века Алексей Малиновский (b) писал о звоне Ивановской колокольни: «Когда звонят во все колокола, то все близкое к звукам их приходит в такое сотрясение, что кажется, будто и земля дрожит». Почти все они были перелиты, но сохранили свои исторические названия. На Успенской звоннице и Филаретовой пристройке действует три колокола.
- Основные колокола ансамбля
- Успенский (масса — 65 тонн 320 кг) — второй по величине после Царь-колокола Троицкой лавры (b) . Считается лучшим по тону и звуку. Воссоздан литейщиками Яковом Завьяловым и Русиновым (имя мастера не сохранилось) в 1817—1819 годах из колокола 1760 года весом 58 тонн 165 кг, повреждённого во время взрывов в Кремле в 1812 году. Колокол украшен шестью горельефными (b) портретами членов императорской семьи (b) и рельефными (b) иконами над ними. Имя скульптора осталось неизвестным.
- Реут, или Ревун (масса — 32 тонны 760 кг) — изготовлен по указу царя Михаила Фёдоровича в 1622 году мастером Андреем Чоховым (b) , известным как автор Царь-пушки (b) . После взрыва французскими войсками у колокола отвалились уши, но благодаря искусной реставрации его звон не изменился. В 1855 году во время торжественного звона по случаю восхождения на престол Александра II (b) колокол сорвался с перекладины, пробил пять этажей и убил несколько человек. Его подняли и поставили на место.
- Великопостный, или Семисотный (масса — 13 тонн 71 кг) — расположен на Филаретовой пристройке. Изготовлен в XVIII веке мастером Иваном Моториным (b) , украшен орнаментами (b) в стиле барокко (b) и скульптурными ликами ангелов (b) .
- Памятная монета Банка России, 1998 г. «Всемирные юношеские игры», колокольня Ивана Великого, 1 рубль.Колокола нижнего яруса
- Медведь (масса — 7 тонн 223 кг) — древнейший из сохранившихся до наших дней колоколов. Получил своё название за мощный голос и низкое звучание. Отлит в 1501 году Иваном Алексеевым и перелит в 1775 году Семёном Можжухиным.
- Лебедь (масса — 7 тонн 371 кг) — получил название за звон, напоминающий лебединый крик. Впервые отлит в XVI веке (b) , в эпоху княжения Василия III (b) . Перелит Семёном Можжухиным из старого колокола в 1775 году с сохранением прежней формы и надписи.
- Новгородский (масса — 6 тонн 880 кг) — впервые отлит при Иване Грозном для Новгородского Софийского собора (b) . Затем был перевезён в Москву и перелит мастером Иваном Моториным в эпоху императрицы Анны Иоанновны (b) . На орнаменте колокола изображены апостолы (b) Пётр (b) и Павел (b) , держащие свиток с видом Петропавловской крепости (b) .
- Широкий (масса — около 5 тонн) — отлит в 1679 году мастерами Василием и Яковом Леонтьевыми. Орнамент колокола напоминает скань (b) .
- Cлободской (масса — чуть более 5 тонн) — отлит в 1641 году, автор неизвестен.
- Ростовский (масса — 3 тонны 276 кг) — отлит в 1687 году. Изначально предназначался для Белогостицкого монастыря под Ростовом (b) . Украшен изображениями крылатых существ, надпись на колоколе свидетельствует об одновременном царствовании трёх русских правителей — царей Ивана V (b) и Петра I и царевны Софьи (b) .
- Колокола второго яруса
- Корсунский — 1554 года, мастер Нестор Псковитинов, привезён из Херсона (b) .
- Немчин — 1550 года, изготовлен европейским мастером и привезён в период Ливонской войны (b) .
- Новый Успенский — 1679 года, мастер Фёдор Моторин.
- Даниловский — 1678 года, мастер Фёдор Моторин, изначально отлит для собора Живоначальной Троицы (b) Свято-Троицкого Данилова монастыря (b) в Переславле-Залесском (b) .
- Ляпуновский — 1698 года, мастер — стольник (b) Андрей Ляпунов.
- Марьинский — 1668 года, отлит в память о боярской чете Бориса и Марии Морозовых (b) .
- Глухой — 1621 года, мастера Андрей Чохов и Игнатий Максимов (b) .
- Первый безымянный — XVI века, авторство иногда приписывается Нестору Псковитинову.
- Второй безымянный — 1687 года, мастер Филипп Андреев.
- Архангельский (XVII век) и безымянный колокол (предположительно XVIII век) — не участвуют в звонах.
История колокольни Ивана Великого
В 1329 году на этом месте, по повелению князя Ивана Калиты, был построен небольшой храм с возведенной над ним колокольней в честь христианского подвижника и богослова Иоанна Лествичника. Среди историков бытует версия, согласно которой перед походом на Псков князь дал обет в случае удачи построить новый храм. Фортуна благоволила Калите, псковский поход завершился без жертв, и конфликт был решен миром.
Новая церковь с внутренним пространством в 5 на 5 метров была возведена всего за 3 месяца. Внешне она была похожа на древние армянские соборы: имела очертания восьмигранника с полуколоннами по углам, внутреннее помещение поделено на части по крестообразному принципу. На втором ярусе церкви разместились 5 колоколов. Прилежащая к ней площадь получила название Ивановской. Здесь оглашались царские указы и другие важные государственные решения.
Новым строительством, начавшимся в 1505 году, руководил итальянский зодчий Бон Фрязин, добившийся исключительной прочности храма. Для этого в его основание вбили дубовые сваи, приобретшие под действием грунтовых вод колоссальную крепость. Они служат до сих пор, хотя глубина фундамента не превышает 4,5 метров. Эту же задачу выполняют толстые стены нижнего яруса, металлические скрепы, замешенный на яйцах строительный раствор.
В 1508 году работа была завершена: 60-метровую двухъярусную колокольню увенчали куполом. Сооружение стало примером удачного перенесения на русскую землю итальянской традиции возведения кампанил ‒ отдельно стоящих башен с церковными колоколами. В 1532 году строительство возобновилось. Итальянский архитектор Петрок Малой приступил к возведению на северной стороне здания 4-ярусной Успенской церкви-звонницы.
В годы царствования Бориса Годунова мастер Федор Конь добавил к колокольне еще один ярус, после чего ее стены взметнулись вверх на 81 метр. Постройка стала самым высоким и красивейшим сооружением Москвы. Такой она оставалась до возведения в 1860 году храма Христа Спасителя. Наряду с религиозным и эстетическим, башня приобрела и стратегическое значение: с ее высоты появление противника обнаруживалось за 30‒40 км.
По архитектурному проекту Бажена Огурцова в 1624 году к северной стороне Успенской звонницы для большого колокола была добавлена еще одна площадка с шатровым покрытием, получившая название Филаретовой пристройки. На этом ансамбль, включающий три уникальных сооружения, был окончательно оформлен и стал своего рода архитектурным центром всех исторических памятников, расположенных на территории Московского Кремля.
Колокольня пережила немало испытаний. Во время войны с Наполеоном здесь разместилась штаб-квартира французов. Отступая, захватчики попытались взорвать Кремль. В итоге были полностью разрушены Успенская звонница и Филаретовская постройка. Сама колокольня устояла, но верхний ярус изуродовала огромная трещина. С вершины купола был сброшен крест. Не обнаружив золота, французы бросили изувеченную святыню возле Успенского собора.
Проект восстановления пострадавшего от разрушений архитектурного комплекса разработал зодчий Луиджи Руски, а воплотил его в жизнь архитектор из Швейцарии Доменико Жилярди. На куполе колокольни Ивана Великого установили новый крест с медными позолоченными листами. При воссоздании разрушенных зданий использовался белый облицовочный камень, также был перемещен на западную часть крыши купол Успенской звонницы.
Многие годы в церкви-колокольне ежедневно совершались богослужения. С приходом Октябрьской революции все изменилось. В 1918 году церковь закрыли, на территории Кремля колокольный звон запретили. Все вернулось на круги своя только в 1992 году, когда в пасхальные дни над российской столицей вновь разнесся переливный звон пяти колоколов Ивана Великого. В Пасху 1995 года уже звонили 20 колоколов Ивановской колокольни.
К 120-летию со дня рождения художника
В Переславском музее-заповеднике есть небольшая картина «У Черниговской». Великолепное сочетание многокрасочной, отдающей в синеву зелени и кирпичных строений – невысокая стена, башенка. Но в пейзаже какая-то напряженность. Еще не тревога, нет…
Это работа Аристарха Лентулова. Он – художник необычайно яркий, праздничный, безудержно радостный, один из бубнововалетцев – объединения московских художников, полных молодого задора, дерзости, азарта. Петербургский художник Александр Бенуа писал, что в Москве самый воздух как-то пьянит, дразнит, подстегивает… Искусство там, может быть и грубое, и сырое, а иногда и прямо страшное, пугающее, но всегда интересное, захватывающее, волнующее и бодрящее». Эти слова полностью могут быть отнесены к Лентулову. Он, пожалуй, самый динамичный, самый увлекающийся из художников этого направления.
Вот его «Василий Блаженный» (1913). Собор представлен нам одновременно в разных ракурсах. И как же автор стремится передать эту безудержную фантазию форм и красок! Ему мало тех возможностей, которые дает живопись: он наклеивает на купола золотые звезды из фольги! Мы видим ту «цветодинамику», которую Лентулов провозгласил основным принципом своей работы.
А в панно «Звон (Колокольня Ивана Великого)» (1915) звон такой силы, что раскачивает колокольню. Кажется,– звуковые волны расходятся по холсту. «Это сквозь живопись прошла буря» – писал Велимир Хлебников. Добавим, что в 1909–1910 годах была создана композитором А.Н. Скрябиным симфоническая поэма «Прометей», где был осуществлен синтез цвета и звука. И в 1918-м Лентулов получил невероятно его увлекший заказ на оформление театральной сцены для исполнения этого произведения.
Среди других членов объединения «Бубновый валет» Лентулов выделяется обилием картин, где участвуют храмы (участвуют – именно так хочется сказать). Он писал и Москву с ее «сорока сороками», и Иверскую часовню, и Иерусалимский монастырь, и еще много церквей. Может быть, это связано с тем, что родился он в семье священника, окончил духовное училище, поступил в семинарию… Верх взяла тяга к живописи. Но впечатления детства сказались.
И, конечно, он не мог не обратить взор на Троице-Сергиеву лавру. Только жаль, что приехал Лентулов к Троице поздно – видимо, впервые в 1919-м. Потом он бывал, даже жил в Сергиевом Посаде вплоть до 1923 года, написал целую серию пейзажей. Только ничего нет праздничного в его работах того времени. Он пишет Лавру. Но пишет ее, увиденную сквозь сухие деревья: «Пейзаж с сухими деревьями и башенкой (1920). «Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами» (1920)… Высокие дома заслоняют Лавру, надвигаются на нее. Тянут мертвые ветки деревья. Тяжелые, темные краски… Хочется закрыть глаза и не видеть, не видеть ничего, укрыться, уйти.
Объясняют перелом в искусстве Лентулова различными причинами: от влияния живописи Дерена и Сезанна до возникшего вдруг стремления к реализму. А может быть дело прежде всего в том, что Лавра, закрытая и поруганная, произвела на него столь тяжелое впечатление?
1921 год. Лентулов сообщает в письме художнику А.В. Куприну: «Я работаю в Лавре всё, кроме Лавры». В Лавре – значит, в Посаде, вернее уже просто Сергиеве. Вот его картина «Сергиев Посад» (1921). Нет сухих деревьев и высоких домов. Нет и Лавры. Только видна Пятницкая церковь на Подоле. С покосившейся главкой, словно ее пытались свернуть. Небо с рваными облаками, почти черная листва деревьев, тусклый красный цвет. Не хочется жить в таком городе.
Год 1922-й. «Улица в Сергиевом Посаде». Вполне реалистичный пейзаж. И место узнаваемое: проспект Красной Армии, справа так называемый 4-й дом Советов, слева частично видна Старая лаврская гостиница. Между ними мелкие домишки. Телега, лошаденка, человек с клюкой, еще какие-то люди, столб с многочисленными электрическими изоляторами и в параллель ему изогнутый голый ствол липы. «Скучно жить на этом свете, господа!», повторил бы, глядя на этот пейзаж, Н.В. Гоголь.
Тяжелым катком проехалось время по художникам, еще недавно молодым и дерзким. Еще долго жили и Аристарх Лентулов, и Илья Машков, и Петр Кончаловский. И так грустно рассматривать их альбомы с репродукциями картин, расположенными по хронологическому принципу.
А что же та небольшая картина «У Черниговской», с фрагментом ограды Черниговского скита Лавры и буйной зелени деревьев? Ее датируют 1919–1920-м годами. Должно быть, она из ранних работ Сергиево-Посадского периода в жизни художника. Он тогда только предчувствовал будущее. Но еще не знал, каким оно будет.
Звон (Колокольня Ивана Великого)
«Звон» – один из самых знаменитых архитектурных пейзажей Аристарха Лентулова. В центре мы видим, как раскачивают колокол. И звонарь, и сам колокол кажутся крошечными относительно того эффекта, которые они производят, который и составляет сюжет картины. От раскачиваемого колокола волнами расходится… звук? цвет? само строение? Архитектурные пейзажи Лентулова обладают собственной, особенной структурой. Здания в них, как правило, скошены – Пизанскую башню воочию лицезрел, да (отправившись обучаться живописи в Париж, посетил и Италию). Части строений у Лентулова теснятся, пританцовывают, витают в облаках, создают ощущение эфемерности и волшебности, словно речь не о реальной Москве, а о сказочной, в которой пространства и плоскости, краски и звуки ликуют, а прямая перспектива отсутствует. Кстати, о пересечении плоскостей. В архитектурных пейзажах Лентулов нередко пересекает их в самом буквальном смысле, используя метод коллажа. Здесь есть и наклейки из фольги, и бумага, на некоторых картинах случаются вставки бархата, атласа. По этой причине ряд его картин практически никогда не выставляется в других музеях. В частности, маловероятно, что увидеть «Звон» можно будет где-то, кроме Третьяковки – коллаж очень легко повредить при перевозке.
В городских пейзажах отражено увлечение художника орфизмом Робера Делоне. Но если Делоне нередко вводит зрителя во внутреннее пространство картины, то на полотнах Лентулова различные плоскости и пространства словно сталкиваются, наслаиваются и вклиниваются друг в друга, создавая пересечение плоскостей, а не объем.
Если находиться рядом со звонарем, то действительно может возникать вот это ощущение, удивительным образом переданное на картине – словно мир рассыпается и тут же собирается из пазлов, деталей, а скрепляющим веществом для него является звук. Искусствовед Ирина Вакар, сравнивая Эйфелеву башню на картинах Делоне и «Ивана Великого» Лентулова, пошутила, что у Делоне с башней «происходит примерно то же, только нет звона».
Аристарх Лентулов очень любил колокольный звон. Его дочь, искусствовед Марианна Лентулова, вспоминает, что когда советская власть «отменила» колокола, отец иногда вешал на веревку над чугунной печкой кочергу, затыкал чем-либо уши и бил кочергой о печку. Получался звон, напоминающий колокольный.
Известно, что Лентулов обладал великолепным музыкальным слухом и относился к картинам как к симфониям в красках. Картина должна звучать! В этом смысле «Звон» является одной из самых удачных работ, от нее исходит неповторимое ощущение колокольного звона, гула, отдающегося резонансом во всем теле.
На посмертной выставке картин Аристарха Лентулова к Марианне подошел молодой парень и сказал, что он совершенно не разбирается в живописи, но глядя на эти картины, может поклясться, что изобразивший их человек работал с песнями и чувствовал музыку.