Картины Артемизии
Художественное наследие Артемизи Джентилески поистине великолепно. Кроме вышеуказанных картин предлагаем полюбоваться и другими полотнами.
А.Джентилески.Автопортрет в образе лютнистки.1615-1617А.Джентилески.Смерть Клеопатры. около 1613А.Джентилески.Автопортрет Святой Екатерины Александрийской. около 1616-1617А.Джентилески.Юдифь со своей служанкой. 1618-1619А.Джентилески.Иаиль и Сисара. около 1620
В Книге Судей ветхозаветная героиня Иаиль спасает израильтян, убивая ханаанского военачальника Сисеру. Артемизия показала ее в современной одежде, готовую вбить гвоздь в голову Сисеры. Художница показывает сильную женщину, контролирующую не только свою собственную судьбу, но и судьбу своего народа.А.Джентилески.Даная. около 1612
А.Джентилески.Портрет сидящей дамы (возможно сеньора Екатерина Савелли).около 1620А.Джентилески.Портрет гонфалоньера.1622А.Джентилески.Мария Магдалина в образе Меланхолии.1622-1625А.Джентилески.Женщина, играющая на лютне.1628-1629А.Джентилески.Есфирь перед Артаксерксом. около 1628—1635А.Джентилески.Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя). 1633-1635А.Джентилески.Поклонение волхвов. около 1636—1637А.Джентилески.Изнасилование Лукреции. около 1645-1650А.Джентилески.Аллегория риторики.около 1650
Неаполь (1630- 1654 гг.) и Лондон (1638-1639 гг.)
В 1630 году Артемизия с дочерью переехала в Неаполь и там провела остаток своей жизни, за исключением поездки в 1638-1639 годах в Лондон, где ее отец был придворным художником английского короля Карла I.
А.Джентилески. Автопортрет в образе аллегории Живописи. около 1638-1639
Ее автопортрет «Аллегория живописи» был частью коллекции Чарльза, сына короля.
Артемизия приезжает в Лондон по просьбе отца помочь закончить роспись потолка в Гринвиче, королевской резиденции. После смерти Орацио она возвращается в Неаполь.
А.Джентилески.Аллегория Мира и Искусств под английской короной. около 1638-1639.совместно с Орацио Джентилески, отцом художницы
К этому времени, как она писала Галилею, ее «почитали все цари и правители Европы, которым я посылала свои сочинения». Она не отступала от прямого утверждения своего таланта. Надеясь получить комиссионные от Франческо I д’ Эсте, герцога Моденского, она прислала образец работы и письмо, в котором отмечала: «я служила всем главным правителям Европы, которые высоко ценят мою работу… это послужило бы доказательством моей славы… Поэтому прошу простить мой дерзкий, но честолюбивый поступок».
В Неаполе Артемизия также открыла свою мастерскую и успешно вела свой бизнес.
В 17 веке Неаполь был испанским городом. Большинство заказов поступало от испанцев, отличающихся своими пожеланиями и требованиями.
И стиль местных художников не походил на итальянский. У Артемизии постепенно меняется манера живописи: художественные приемы становятся более мягкими, позы фигур более изящные, очаровательные лица, красивые композиции, спокойные цвета.
Артемизия уходит от драматической и контрастной манеры изображения. Она сотрудничает с местными художниками, с которыми создает несколько картин.
Например, полотно «Купание Вирсавии» написано совместно с живописцами Бернардо Каваллино, Джованни Франческо Барбьери и, возможно, другими.
А.Джентилески. Купание Вирсавии. около 1636-1638
В этот поздний период работы Артемизии включали в себя множество женских обнаженных изображений, таких как «Клеопатра» и «Давид и Вирсавия».
А.Джентилески.Клеопатра. около 1633-1635
Всегда внимательная к практическим аспектам ведения бизнеса, она жаловалась, что нахождение подходящих моделей для этой работы «очень дорого» и «большая головная боль».
«Когда я нахожу хороших, они обирают меня, а в другое время приходится терпеть мелочность с терпением Иова».
А.Джентилески.Давид и Вирсавия. 1645-1650
К этому времени спрос на ее искусство превысил возможности художницы. Часть работ, которые она брала на заказ, выполнялись, как это было принято в тот период, работниками ее мастерской с надписью «Артемизия», хотя ее собственного участия, возможно, почти не было.
Картины художницы пользовались большой популярностью, и некоторые Артемизия повторяла на заказ. Так появилось несколько Клеопатр, Юдифий, Магдалин.
А.Джентилески.Юдифь и её служанка с головой Олоферна. около 1645-1650
Когда дело касалось маркетинга, Артемизия была жестким переговорщиком. В 1649 году она написала Дону Антонио Руффо, известному коллекционеру, отказывая ему в скидке: «я была оскорблена, услышав, что вы хотите вычесть одну треть… Я не могу согласиться на сокращение, как из-за ценности картины, так и из-за моей большой нужды». Она была «недовольна тем, что во второй раз со мной обращаются как с новичком». В последующем письме она не отступала, написав, что Руффо «найдет дух Цезаря в этой женской душе».
Артемизия преодолела барьеры, мешающие женщинам получить профессию, обучаясь в доме своего отца. Но она хорошо осознавала, что рискует подвергнуться не столь достойному обращению из-за своего пола.
Как-то, получив от нее рисунок, один меценат нанял для этой работы художника-мужчину. Артемизия негодовала. «Если бы я была мужчиной, — писала она, — я не могу себе представить, чтобы все так обернулось».
А.Джентилески.Мадонна с младенцем и чётками. около 1650-1651
Последней картиной великой художницы считается в настоящее время «Мадонна с младенцем и чётками».
Артемизия умерла в 1654 году, оставив более 100 произведений. К сожалению, не все сохранились до наших времен.Кроме того авторство многих картин тех веков все еще исследуется. В средние века не было принято подписывать картины. Лишь 17 полотен Артемизии имеют ее подпись.
Значение творчества
А.Джентилески.Автопортрет (Аллегория живописи). около 1637
С середины 17-го века про Артемизию Джентилески забывают. Прошло более 300 лет, прежде чем ее имя и наследие действительно стали известны.
В 1916 году творчество художницы заново открывает Роберто Лонги, итальянский искусствовед, вернувший современной культуре многие имена мастеров 14-17 веков. Р.Лонги изучая Караваджо, нашел эмоциональные живописные холсты Артемизии Джентилески. По словам историка искусств, “…это единственная женщина в Италии, которая понимала, что такое живопись”. На волне растущего интереса к итальянскому Возрождению и Караваджо набирает силу интерес к творчеству Артемизии и Орацио Джентилески.
Благодаря скандальной истории и подробно задокументированному судебному процессу, сохранились архивы в Ватикане. Так, историю молодости Артемизии мы узнали лучше, чем жизнь большинства художников 17 века. Далее после окончания суда о жизни художницы осталось намного меньше сведений, но и они еще не полностью изучены.
В 1947 году Анна Банти, итальянская писательница и супруга Р.Лонги, пишет роман “Артемизия”. С этого времени возрастает популярность Артемизии Джентилески, особенно в 70-е годы 20-го века с развитием феминизма.
В 1997 году снимается кинофильм “Артемизия” (режисер Аньес Мерле, Франция). В 1998 году роман о художнице пишет Александра Лапьер (Франция), в 2002 году- Сьюзен Вриленд (США). Искусствоведы изучают картины Артемизии. Ее полотна появляются на выставках в разных странах.
А.Джентилески.Святая Цецилия. 1620
На волне развития феминизма зачастую работы Артемизии Джентилески воспринимают как творчество художницы- феминистки, что является не совсем корректным. Талант и труд женщины связаны с теми событиями, что были в ее жизни и привели к такому самовыражению. Тема насилия и неравенства в некотором роде определила направление ее творчества, но не была единственной.
Сюжеты картин в 17 веке повторяются у многих художников. Мастера кисти следовали пожеланиям заказчиков и веяниям моды. Тема мученичесва была одной из важных в средние века. Но только эти сюжеты изображаются у разных художников по-разному.
Артемизия Джентилески тоже рисует на популярные темы с насильственными сценами и трагическими переживаниями, но трактует их по своему, создает свое прочтение известных сюжетов.
На своих полотнах Артемизия изображает женщин, эмоционально и страстно сопротивляющихся власти мужчин, патриархату, насилию в разных сферах жизни и в разном его проявлении. Через свои полотна она говорит о бесправии женщин, борьбе за равенство и свободу. Многие героини картин ассоциируются с самой Артемизией, и внешне похожи на нее.
На большинстве полотен изображены женские образы, разные женские темы, повторяющиеся героини с мощной энергетикой, силой, динамизмом, эмоционально аффективные и очень страстные. Картины отличаются большой индивидуальностью, женственностью и чувственностью. Артемизия в своем творчестве возвращается к некоторым сюжетам и образам по несколько раз, как бы заново переосмысливая и пересматривая свои переживания, свой жизненный опыт. А испытаний в жизни женщины было немало: и насилие с последующим судебным процессом, и смерть детей, и вынужденный разрыв романа с Маринги, и сложное ведение бизнеса среди конкурентов-мужчин.
А.Джентилески.Портрет дамы c веером. около 1620-1625
Кроме работ на исторические и библейские темы у Артемизии много портретов и автопортретов. Последние были своего рода саморекламой, своим образом она продвигала свой бизнес.
Артемизия Джентилески — безусловно талантливый художник с высокими профессиональными качествами. Она была необычным явлением в 17-м веке. Ее наследие до сих пор изучается современными искусствоведами. К сожалению, многие работы утеряны, у некоторых до сих пор устанавливается настоящее авторство.
В истории искусства совсем немного известных имен женщин-художниц. И Артемизия — одна из них. Конечно, ее пол повлиял на ее работу. Даже тогда было модно подчеркивать детали ее личной жизни в ущерб профессиональной деятельности. Но нам давно пора перестать смотреть на искусство Артемизии только через призму ее личной жизни. Мы редко делаем это с ее современниками-мужчинами, так почему же мы должны делать это с ней?
Рим (1620-1626 гг.)
Следующие десять лет Артемизия провела сначала в Риме, потом в Венеции.
В свой родной город женщина вернулась знаменитой художницей. Она открыла свою мастерскую и завоевала общественное признание своего профессионализма в Риме.
Артемизия ссорится с отцом: он не одобряет ее поведения, а она все еще помнит старые обиды из-за судебного процесса (именно по инициативе отца начались скандальные разбирательства). Дочь и отец помирились только в Лондоне в 1638 году, незадолго до смерти Орацио.
Брак Артемизии постепенно распадается. В 1624 году они мирно и спокойно расстаются с мужем. Женщина становится свободной и зарабатывает сама.
Несмотря на то, что она была признанным художником и портретистом, большинство крупных значимых работ заказывали художникам- мужчинам. От такого гендерного неравенства Артемизия страдала всю жизнь. И ее заработки были намного меньше возможных.
Симон Вуэ. Портрет Артемизии Ломи Джентилески, ок. 1623—1626
В Риме тоже была академия искусств (Академия Святого Луки). Туда также принимали женщин.
Папа Римский Урбан VIII был важным покровителем творческих женщин, среди которых значились художницы Вирджиния да Веццо и Маддалена Корвини, а также архитектор Плавтилья Бриччи.
Сама Артемизия не поступила в Римскую академию, возможно, потому, что она недолго оставалась в городе перед отъездом в Венецию.
Флоренция (1613-1620 гг.)
Брак с Пирантонио Стиаттези, родственником ключевого свидетеля, помог быстрее восстановить репутацию. Стиаттези был флорентийцем, и у него были связи с влиятельными чинами. В начале 1613 года супруги переехали из Рима во Флоренцию.
А.Джентилески. Автопортрет в образе мученицы. около 1615
Приданое Артемизии было вложено в покупку недвижимости в Пизе и Риме, а также в собственную мастерскую. Девушка становится независимой художницей, что было исключительно в те времена. Быстрому развитию ее бизнеса помогают полезные связи супруга Пирантонио .
Во Флоренции Артемизия учится писать и читать, знакомится с высокой культурой. Муж позволяет ей работать и вести активную жизнь. Они общаются в самых высоких кругах флорентийского общества, участвуют во всех празднествах двора Медичи.
Художница работает при дворе Великого герцога Тосканского Козимо II Медичи. В течение двух лет Артемизия получает заказы на изготовление картин для дворца. Также она рисует «Аллегорию склонности» для Каза Буанаротти (этот дом-музей был создан внучатым племянником Микеланджело, чтобы почтить память своего знаменитого родственника).
А.Джентилески. Аллегория склонности (природного таланта) к искусству.1615-1616.роспись в Каза Буанаротти
Художница общается в интеллектуальных кругах и через этих людей также получает заказы.
Флорентийские годы Артемизии были расцветом ее деятельности: интересные заказы от влиятельных особ, общение в высших слоях общества, финансовые манипуляции с кредитами и рождение пятерых детей (из них, к сожалению, выжила только одна дочь).
Во Флоренции она знакомится с астрономом Галилео Галилеем, который недавно опубликовал свой новаторский трактат «Звездный вестник».
В 1616 году Артемизия стала первой женщиной-художницей, избранной членом Флорентийской Академии живописного искусства, первой художественной Академии Европы.
А.Джентилески. Кающаяся Магдалина.1615-1616
В 1618 году Артемизия завела роман с дворянином Франческо Марией Маринги (часть этой истории была обнаружена только в 2011 году, когда появилась коллекция писем).
Ее муж терпел эти отношения, по крайней мере, какое-то время. Это не было чем-то необычным в контексте браков по расчету, особенно в таком случае, когда покровительство Маринги было полезно для семейной пары.
Однако местные высокопоставленные чины негативно восприняли такие отношения художницы, женщины простого происхождения, и дворянина.
А.Джентилески. Святая Екатерина Александрийская. 1618-1619
После того, как любовный роман снова сделал Артемизию центром общественного скандала, семья художницы покинула Флоренцию.
Пока дела шли хорошо, они могли продолжать выплачивать одни кредиты и брать новые, но это становилось проблематичным, когда брак распадался.
В случае развода художница понесла бы полную ответственность за долги, которые когда-то делила с мужем, и ей грозила бы конфискация имущества, поэтому семья вернулась в Рим.
Джентилески и Караваджо
Единственная дочь Пруденции Монтоне и художника Орацио Джентилески Артемизия родилась 8 июля 1593 года в Риме. В двенадцатилетнем возрасте она потеряла мать, скончавшуюся при родах третьего ребенка. Взяв на себя хлопоты по хозяйству и опеку над младшими братьями, Артемизия вела довольно замкнутый образ жизни, ей редко позволяли выходить на улицу, кроме как посещать церковь. Именно в этот период, проводя долгие часы в мастерской своего отца и вдохновленная его талантом, она начала заниматься живописью.
Это интересно!
Орацио Джентилески (1563-1639) содержал себя и четверых детей, выполняя довольно скромные заказы для некоторых церквей и часовен в Риме. Будучи горячим поклонником творчества Микеланджело Меризи да Караваджо, написавшего в 1601 году две картины для часовни Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези, Орацио один из первых откликнулся на новый эстетический взрыв художественного искусства в Риме начала 1600-х гг., открывшего для него новые перспективы. Дальнейшая дружба с Караваджо, значительно повлияла на все его творчество, однако продлилась недолго. В 1603 году, после того как один из коллег художников обвинил Орацио и Караваджо в написании на стенах городских зданий оскорбительных граффити, оба друга предстали перед судом. Вскоре скандального художника обвинили в убийстве, и в 1606 году Караваджо бежал из Рима в Неаполь.
Первоначально Орацио не питал никаких надежд в отношении художественных навыков своей единственной дочери – он представлял для нее жизнь монахини, но вскоре природный талант Артемизии заявил о себе. В обучении ремеслу под опекой отца она начала осваивать драматический стиль светотени Караваджо, и в 1608-1609 годах их отношения учителя и подмастерья переросли в эффективное сотрудничество: дочь, по сути, начала вмешиваться в некоторые отцовские полотна, чтобы затем самостоятельно создавать небольшие произведения. Примером этому является написанное в 16-летнем возрасте полотно «Мадонна с ребенком», а картина Артемизии Джентилески «Сусанна и старцы» (1610), по мнению некоторых критиков, отмечает ее официальное вступление в большой мир художественного искусства.
«Мадонна с ребенком» (1609) и «Сусанна и старцы» (1610)
Картина Джентилески воспроизводит библейскую сцену истории Сусанны, в которой обнаженная девушка была замечена во время купания двумя престарелыми вуайеристами. Похотливые развратники, возжелавшие тело молодой матроны, шантажируют сладострастную деву ее связью с несуществующим любовником, однако Сусанна остается верной своим убеждениям и целомудрию. Эта наиболее известная ранняя работа стала пророческой в дальнейшей судьбе художницы.
Личная жизнь
В 1611 году произошло событие, которое кардинально изменило личную жизнь девушки и отразилось на дальнейшем творчестве. В то время Орацио сотрудничал с Агостино Тасси — вместе художники работали над росписью зала в палаццо Паллавичини-Роспильози. Однажды, воспользовавшись отсутствием старшего Джентилески дома, Тасси изнасиловал его дочь.
Потрясенная произошедшим, жертва насилия пыталась спасти честь, надеялась, что Агостино женится на ней. Однако позже выяснилось, что свадьба не входит в планы творца. Орацио, узнавший о случившемся, написал послание папе Павлу V с требованием суда над виновным. Началось долгое разбирательство, в результате которого Тасси признали виновным.
Картина Артемизии Джентилески «Мария Магдалина в экстазе» / Web Gallery of Art
Насильника обязали отбыть 5 лет в тюрьме или же навсегда покинуть Рим. Тот выбрал последнее, однако не покидал город, находясь под защитой могущественных римских покровителей. Общественность оказалась на стороне Агостино, поверив показаниям купленных свидетелей, и обвиняла девушку в разврате.
После оглашения приговора Артемизия вышла замуж за малоизвестного художника Пирантонио Стиаттези, которого для дочери нашел отец. Вскоре после венчания супруги покинули Рим и отправились во Флоренцию. В браке родились четверо детей — сыновья Джованни Баттиста и Кристофано, а также дочери Пруденсия-Пальмира и Лисабелла.
Однако союз художников не был счастливым. Во Флоренции Стиаттези влез в большие долги, а у Джентилески появился состоятельный поклонник Франческо Мария Маринги. Муж знал о романе, однако не устраивал сцен ревности: Маринги материально помогал семье. В 1621 году женщина, оставив мужа, вернулась с детьми в Рим.
Изнасилование и месть Джентилески
Примерно с 1610 года частым гостем семьи Джентилески был талантливый художник Агостино Тасси (1580-1644), недавно вернувшийся в Рим из Флоренции и работавший с Орацио над украшением лоджии в Палаццо Паллавичини-Роспильози. Надеясь помочь 17-летней девушке в совершенствовании техники живописи, ее отец попросил своего делового партнера обучить Артемизию искусству перспективы. Во время одного из занятий художник изнасиловал юную Джентилески, что в корне изменило всю ее жизнь.
Чтобы избежать скандала, Агостино пообещал жениться. Надеясь на скорое заключение брака, девушка некоторое время продолжала поддерживать с ним отношения, однако в марте 1612 года, когда Артемизия обнаружила, что Тасси уже был женат, она сообщила отцу о факте сексуального насилия. Орацио Джентилески вскипел от негодования и отправил пламенную жалобу Папе Павлу V, обвинив своего коллегу, что тот лишил девственности дочь против его воли.
Факт
В римском праве XVII века изнасилование или любое посягательство на женщину не считалось преступлением, а рассматривалось как оскорбление чести семьи.
Несмотря на то, что де-юре судебный процесс был выигран, репутация Артемизии Джентилески в Риме была подорвана: многие римляне верили наемным свидетелям Агостино Тасси и считали девушку «лживой шлюхой, которая ложится спать со всеми».