Комментарии к работам Эль Греко
«То, что он делал хорошо, никто не делал лучше; и то, что он сделал не так, хуже не делал никто. »
«Эль Греко очень уважали и высоко ценили в Толедо, несмотря на его экстравагантные картины в суровых и странных цветах, где уверенное знание мастера проявляется в безупречном дизайне. »
«Эта публика, мы это видим. Он занимает небо картины. Господь Оргаза предстает обнаженным перед Христом, Девой и Кругом Благословенных. Сцена резко контрастирует с красивой реалистичной картиной внизу. Живые и сдержанные до нищеты тона, чудовищно вытянутые, истонченные и мучительные формы придают ему призрачный характер, который нас беспокоит, возмущает и притягивает. Странный несогласный гений этот Греко! «
«Вы, должно быть, видели, как они, эти маленькие крысы-ризницы, с длинными палками в руках, указывают на Славу, где Иисус Христос, Дева и граф Оргаз появляются совершенно обнаженными, и повторяют с апломбом:« Demente ! Она сошла с ума! «
Анализ картины
Деталь картины.
В соответствии с условиями, оговоренными в контракте, и преобладающим научным подходом картина разделена на две зоны, сопоставляющие земной мир с небесным, которые композиционно объединены (например, стоящими фигурами, их разнообразным участием в земном мире). и небесное событие, факелами, крестом и т. д.). Франц Филипп подчеркивает элемент предположения о душе ( assumptio animae ) и утверждает, что работу следует рассматривать как трехчастную: центральную часть картины занимает assumptio animae в форме новорожденного, «эфирного». детка. Восприятие Августином души и ее восхождения, развившееся на неоплатонической основе , является возможным источником вдохновения для живописных образов assumptio animae . Способ Греко тематически и художественно связать верхнюю и нижнюю зоны картины был охарактеризован учеными-искусствоведами как простодушный и способствующий дальнейшему воплощению основного послания картины, что почитание и добрые дела ведут к
спасению .
В верхней части, небесной, облака разошлись, чтобы принять «праведника» в Раю . Небеса вызываются кружащимися ледяными облаками, полуабстрактными по своей форме, а святые высокие и фантомные. Христос , одетый в белое и во славе, является сиянием света и венцом треугольника, образованного фигурами Мадонны и Иоанна Крестителя в традиционной православной композиции Деисуса . Эти три центральные фигуры небесной славы окружены апостолами, мучениками, библейскими фигурами (включая Моисея , Ноя и Давида ), а также Филиппом II Испанским , хотя он был еще жив. «Праведный» Филипп II духовно соединен со Христом и небесными тварями в Граде Божьем, как задумал Августин. Небесная и земная земли удивительным образом сливаются воедино, но в них мало ощущения двойственности. В центральной части композиции ангел мощно толкает зарождающуюся душу вверх, это движение снова интерпретируется как визуализация учения о спасении Контрреформации.
Сцена чуда изображена в нижней части композиции, в земном разрезе, где все нормально по масштабу и пропорциям фигур. Святой Августин, носящий характеристики Гаспара де Кирога-и-Вела , архиепископа Толедо , и святого Стефана в золотых и красных облачениях, соответственно, благоговейно склоняется над телом графа, одетого в великолепные доспехи, отражающие желтый и красный цвета. других фигур. Доспехи современны временам Греко и вдохновлены церемониальной военной одеждой испанской королевской семьи, изображенной на портретах Тициана . Дворяне созерцают событие отстраненно и сдержанно. Их сдержанное самообладание было интерпретировано либо как еще один визуальный элемент дидактической цели картины под влиянием Контрреформации, либо как выражение византийского происхождения искусства Греко. Мальчик слева — сын Эль Греко Хорхе Мануэль; на платке в кармане начертана подпись художника и дата 1578 года, год рождения мальчика. Включение Хорхе Мануэля подчеркивает дидактическую цель картины: мальчик занимает видное место рядом с взором зрителя, направляя его указательным пальцем. Самого художника можно узнать прямо над поднятой рукой рыцаря Ордена Сантьяго .
Картина обладает богатой, выразительной и сияющей хроматической гармонией. На черные траурные одежды знати проецируются расшитые золотом облачения, создавая тем самым интенсивный церемониальный характер. В небесном пространстве преобладают прозрачные гармонии перелива и цвета слоновой кости, которые гармонируют с позолоченными охрами, а в мафорионе Мадонны (мантии) темно-синий тесно сочетается с ярко-красным. Риторика выражений лиц, взгляды и перевод жестов делают сцену очень трогательной.
Последние годы
В 1577 г. живописец отправился в Толедо, где и прожил до конца своей жизни. Там его ждал успех, начавшийся со знакомства с деканом собора Диего де Кастилья. Священнослужитель попросил Теотокопули расписать алтарь. Эта работа принесла ему известность среди дворян.
Эль Греко не смог выдержать искушение популярностью. С 1585 года он начал бездумно тратить все заработанные деньги. Художник брал в аренду дворцы у маркизов, требовал огромные суммы за свои полотна, вел себя крайне вызывающе.
В 1607 г. живописец узнал о том, что он тяжело болен. На лечение ушло много денег, постепенно Доменико обнищал. Его имя часто упоминалось в финансовых документах, художник брал взаймы у друзей и знакомых. С 1609 по 1611 год он не мог платить за аренду квартиры, в итоге лишился ее. Эль Греко умер седьмого апреля 1614 года в Толедо, его похоронили в монастыре Сан-Торквато. Позднее здание было разрушено, а останки живописца — навсегда утеряны.
Художник никогда не был женат, но ходили слухи о его отношениях с Жеронимой де лас Куевас, она даже жила вместе с Теотокопули. В 1578 г. девушка родила сына Хорхе Мануэля, который также стал художником. Впоследствии именно ему досталось все имущество живописца.
https://youtube.com/watch?v=uhFYh9BrlA0
Детство и юность
Греческая семья, в которой в 1541 году родился будущий творец испанского мистицизма в живописи, ни в чем не нуждалась. Глава семьи зарабатывал не только торговлей, но и сбором налогов. Сыновья Доменико и Мануссос получили превосходное по меркам той эпохи образование. Есть свидетельства о том, что они учили древнегреческий и латинский языки.
Эль Греко
Когда Доменико было 15 лет, отец умер. Забота о семье легла на плечи старшего брата, художника Мануссоса. Впоследствии всю жизнь он посвятил торговле. Доменико же выбрал путь искусства. В Кандии действовала гильдия живописцев. К сообществу примкнул и юноша.
Презентация на тему: » Эль Греко. 2 часть. Эль Греко. 2 часть.. Толедо Эль Греко Погребение графа Оргаса 1586 Церковь Сан Томе, Толедо.» — Транскрипт:
1
Эль Греко. 2 часть. Эль Греко. 2 часть.
2
Толедо
3
Эль Греко Погребение графа Оргаса 1586 Церковь Сан Томе, Толедо
4
Некоторые особенности картины Соединение двух планов композиции – земного и небесного. Эффектное смешение исторических персонажей с современниками. Нижний ярус – земной – написан в реалистической манере. Верхний ярус – причудливая деформация фигур. Сальвадор Дали, впервые увидев эту картину, упал в обморок.
7
Тициан Ассунта Церковь Санта Мария Глориоза в Венеции. 1518
8
Человек, смотрящий прямо на нас – предположительно сам художник. На переднем плане художник поместил своего сына Хохе Мануэля. На сложенном носовом платке, торчащем из его кармана, можно прочитать дату его рождения
9
Главный герой полотна – граф Оргас умер в 1323, завещав своим наследникам оплачивать содержание церкви Санто Томе. Однако, Эль Греко одевает его в доспехи 16 века. Это должно было усилить непосредственность восприятия данного сюжета.
10
На ризе святого Стефана изображена сцена его мучений (он был побит камнями до смерти). Этот первый христианский мученик был небесным, а граф Оргас земным покровителем монастыря августинцев в Толедо. Бледные, элегантно удлиненные кисти рук отчетливо проступают на фоне черной одежды, указывая на совершающиеся чудеса.
11
Эль Греко Распятие 1589
12
Поклонение пастухов 1596 Благовещение 1596
13
Апостол Иаков Около 1600
14
Апостол Андрей и св.Франциск Около 1600
15
Евангелист Иоанн 1600-е гг
16
Апостолы Петр и Павел Огромная роль рук и жеста в произведениях Эль Греко=. Жест Петра как бы обращающегося с просьбой – несколько робкий и неопределенный, противопоставлен жестам Павла, активным и завершенным в действии. Павел был проповедником, и, согласно преданию, он принес христианство на Крит, родину Эль Греко
17
Христос на Масличной горе. 1605
18
Моление о чаше. 1610
19
Вид Толедо Музей Метрополитен. Нью-Йорк. 1.Один из первых самостоятельных пейзажей в мировой живописи. 2.Пронзительная тревога разлита в пейзаже. 3. Искажение некоторых топографических деталей для придания полотну большей выразительности.
20
«Лаокоон» (1613–1614, Национальная галерея, Вашингтон).
21
Н.Дмитриева: «…нечто загадочное начинает твориться с фигурами – они вытягиваются в длину и причудливо деформируются, словно в зеркале с кривой поверхностью. Как узкие колеблющиеся языки пламени, они тянутся ввысь. Хотя готические фигуры тоже очень вытянуты в длину, хотя изменение естественных пропорций встречается то и дело в искусстве – с сознательной деформацией мы впервые встречаемся только у Эль Греко. Если готические фигуры удлинены, то потому, что удлинены колонны, возле которых они стоят, потому что этого требует общая система готики, конструкция, наконец, общий стиль времени. У Эль Греко деформации выглядят неожиданными и загадочными, так как они не диктуются общим стилем времени, а вытекают из индивидуального стиля художника, построены по законам его духа». «Лаокоон» трактован как тема гибели и одновременно как тема Толедо.
22
Задание: 1.В Риме Эль Греко видел одноименную эллинистическую скульптурную композицию. Что воспринял художник у античных мастеров, и в чем его трактовка совершенно оригинальна? 2. Вглядитесь в фигуру юноши слева. Найдите близкие мотивы в творчестве Микеланджело.
23
Апокалиптический сюжет, где воспрянувшие тела, как раскрученные пружины, снизу вверх словно ввинчиваются в устрашающе грозное небо последнего дня мира «Снятие пятой печати» Метрополитен музей, Нью Йорк
24
Здесь покоится Грек. Природа ему завещала искусство, искусство — знание. Ирида – свои краски. Феб – свой свет, но не завещал свои тени Морфей. Луис де Гонгора Здесь покоится Грек. Природа ему завещала искусство, искусство — знание. Ирида – свои краски. Феб – свой свет, но не завещал свои тени Морфей. Луис де Гонгора
История
Деталь картины
Деталь картины, изображающая Эль Греко
Картина была заказана Андресом Нуньесом, приходским священником Санто-Томе, для придела Богородицы церкви Санто-Томе. Нуньес, инициировавший проект по переоборудованию погребальной часовни графа, изображен в чтении картины (справа в нижней части композиции). Заказ картины стал последним этапом в планах священника прославить приход.
Подписанный 18 марта 1586 года контракт между Нуньесом и Эль Греко устанавливал определенные иконографические требования, оговаривал, что художник будет платить за материалы, и предусматривал доставку работы до Рождества 1587 года. Греко, должно быть, работал в бешеном темпе. и закончил картину в период между концом 1587 года и весной 1588 года. Последовали долгие дебаты между священниками и художником по поводу стоимости работы последнего, и в контракте оговаривалось, что она будет определяться оценкой. Первоначально непримиримый, Греко в конце концов пошел на компромисс и согласился на более низкую первую «экспертную оценку», согласившись получить 13 200 реалов .
Уже в 1588 году люди стекались в Санто-Томе, чтобы увидеть картину. Этот немедленный популярный прием произошел в основном из-за реалистичного изображения выдающихся людей Толедо того времени. У видных и знатных людей города был обычай участвовать в похоронах знатных людей, и в контракте было оговорено, что сцена должна быть представлена таким образом.
Эль Греко воздал дань уважения аристократии духа, духовенству, юристам, поэтам и ученым, которые почитали его и его искусство своим уважением, увековечивая их в живописи. Захоронение графа Оргаза восхищает не только своим искусством, но и тем, что это галерея портретов некоторых из самых важных личностей того времени в Толедо. В 1612 году Франсиско де Пиза писал: «Люди нашего города никогда не устают, потому что есть реалистичные портреты многих выдающихся людей нашего времени».
Сюжет
Темой для картины послужила легенда начала XIV века. В 1312 году умер уроженец Толедо и сеньор города Оргас дон Гонсало Руис. Его семья позже получила графский титул, под которым дон Гонсало Руис стал известен посмертно. Граф Оргаc, набожный человек, известный своей благотворительной деятельностью, издал указ о специальном налоге для расширения и украшения церкви Сан-Томе (Эль Греко был её прихожанином). Согласно легенде, во время церемонии погребения дона Гонсало Руиса с небес сошли святой Стефан и святой Августин, чтобы похоронить его собственноручно. Об этом сообщает мемориальная доска, установленная в церкви Сан-Томе.
Творческий путь
За несколько лет юноша успел научиться масляной живописи, в его картинах присутствовали черты венецианского колоризма. Примечательно, что он часто скептически высказывался в адрес других художников, хотя и был подвержен их влиянию. Свои полотна живописец подписывал полным именем, однако при встрече представлялся людям «Эль Греко» для удобства.
В Риме Доменико встретил Джулио Кловио. Люди искусства быстро подружились, новый приятель даже отправил запрос кардиналу Алессандро Фарнезе, чтобы тот позволил Греко остаться в городе. Правитель был восхищен работами художника, он предложил тому пожить при дворе.
В общей сложности Теотокопули провел в Риме 7 лет. В 1572 он стал членом Академии святого Луки, подружился с местными теологами. В том же году он открыл студию вместе с другими живописцами. Но у них не было заказов, картины не пользовались спросом. Из-за разногласий между коллегами студию пришлось закрыть.
Чуть позднее художник познакомился с испанцами, которые уговорили его переехать в Мадрид. Там он хотел получить работу при дворе короля Филиппа II, но эта затея не увенчалась успехом. Еще в 1573 он предоставил правителю эскиз полотна «Мученичество святого Маврикия», но тот не был впечатлен. Король передал заказ Ромуло Чинчинатто, отказавшись от услуг Эль Греко.
Шедевр маньеризма
Работа Греко разделена на две части по горизонтали между небом и землей, между облаками, залитыми светом, и тьмой внизу, освещенной факелами. Нижняя сцена представляет круг друзей и спонсоров Эль Греко, которые посещают мифическую сцену захоронения правителя Оргаза. Эта сцена типична для испанской литературы о суэно , то есть о сне, сне, сне. Члены общины Толедо слушают священника, который смотрит в небо и делает видимость их глазам и заставляет их стать свидетелями мифической сцены во сне. По мнению испанского искусствоведа Франсиско Кальво Серраллера , сцена, по сути, готическая, с использованием традиционного языка. Разделение на две части картины между небом и землей характерно для многих картин эпохи Возрождения и готики в таких темах, как Успение , Воскресение Иисуса, где свидетели находятся в нижней части картины. Верхняя сцена представляет небесный мир. Между ними ангел несет душу умершего, подобную новорожденному, через проход, который представляет вульву: смерть — это рождение.
Каждый из спонсоров выглядит как колонна церкви, поддерживающая небо, нарисованное по реалистичным портретам спонсоров, как указывает Коссио, Антонио де Коваррубиаса можно узнать слева от священника. Как отмечает английский искусствовед Уэли, нет линейной перспективы (нет могилы, нет линии горизонта), и сама земля исчезает. Это подобие противоречия придает динамизм удивительной композиции между иератизмом касиков Толедо и движением идей, небом.
Литература
- С. Дзуффи.Большой атлас живописи.— М.: Олма-Пресс, 2002.— С.148—149.— 431с.— ISBN 5-224-03922-3.
- О. Д. Никитюк, Греко, Изобразительное искусство, 1984, стр. 16
- Hagen, Rose-Marie; Hagen, Reiner (2003). What Great Paintings Say. 2. Taschen. ISBN 3-8228-2100-4. https://books.google.com/?id=aOzohrk8Mm8C&dq=Nunez,+Greco,+Burial+of+Orgaz.
- M. Lambraki-Plaka.El Greco. O Ellinas/The Greek.— Athen, 1999.
- Philipp, Franz (1981). «El Greco’s Entombment of the Count of Orgaz and Spanish Medieval Tomb Art». Journal of the Warburg and Courtauld Institutes (Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, Vol. 44) 44: 76–89. doi:10.2307/751052
Источники
- Байрон, Роберт (октябрь 1929 г.). «Греко: эпилог византийской культуры». Журнал Burlington для ценителей . Издательство Burlington Magazine Publications, Ltd. 55 (319): 160–174. JSTOR .
- Дэвис, Дэвид (1984). «Эль Греко и движения за духовные реформы в Испании». Исследования по истории искусства . Национальная художественная галерея. 13 : 57–75. JSTOR .
- Каган, Ричард Л. (1982). «Эль Греко и закон». Исследования по истории искусства . Национальная художественная галерея. 11 : 79–90. JSTOR .
- Ламбраки-Плака, Марина (1999). Эль Греко-Грек . Кастаниотис. ISBN 960-03-2544-8.
- Шрот, Сара (1982). «Похороны графа Оргаза». Исследования по истории искусства . Национальная художественная галерея. 11 : 1–17. JSTOR .
- Уети, Гарольд Э. (1962). Эль Греко и его школа (Том II) . Издательство Принстонского университета. ASIN B-0007D-NZV-6.
Влияния
Успение Богородицы . Успение было предложенокачестве композиционной модели для Погребения графа Orgaz .
Композиция картины была тесно связана с византийской иконографии на Успение Божией Матери . Аргументация, подтверждающая эту точку зрения, сосредоточена на иконе Успения Пресвятой Богородицы Эль Греко, которая была обнаружена в 1983 году в одноименной церкви на Сиросе . Роберт Байрон, согласно которому иконографический тип Успения был образцом композиции для Погребения графа Оргаза , утверждает, что Эль Греко как подлинный византийский художник на протяжении всей своей жизни работал с репертуаром компонентов и мотивов по своему желанию, в зависимости от повествовательные и выразительные требования искусства.
С другой стороны, Гарольд Вети отвергает как «неубедительное» мнение о том, что композиция Погребения заимствована из Успения , «поскольку работа более непосредственно связана с прототипами итальянского Возрождения». В связи с устранением пространственной глубины за счет сжатия фигур на переднем плане упоминаются ранние флорентийские маньеристы — Россо Фиорентино , Понтормо и Пармиджанино , а также две картины Тинторетто : Распятие и Воскресение Лазаря , последнее из-за горизонтальный ряд зрителей за чудом. Говорят, что эллиптическая группа двух святых, опускающих мертвое тело, ближе к раннему » Погребению» Тициана, чем к любой другой работе. Уети утверждает, что «маньеристский метод композиции Эль Греко нигде не выражен более четко, чем здесь, где все действие происходит во фронтальной плоскости».
Филипп утверждает, что картина находится под сильным влиянием современного испанского погребального искусства и что Греко придерживался этой погребальной художественной традиции, адаптируя популярный религиозный сюжет, Погребение Христа , к нуждам своего задания. Сара Шрот считает , что Тициан Погребение используется Greco в качестве модели для тонко передать его дидактическое сообщение для значения добрых дел, и она упоминает Альбрехт Дюрер «s Поклонение Троице как вдохновение для би-дольного состава живописи и изображения современных мирян в нижнем, земном поясе. Однако Скрот отходит от абсолютного отрицания Вити присутствия византийских элементов в картине и принимает Успение как фактор, повлиявший на изображение assumptio animae в Погребении . Третья работа Тинторетто, «Страшный суд» , упоминается Шротом как возможное влияние на изображение Глории в Погребении , поскольку Греко хотел включить элементы погребальной литургии в верхнюю часть картины.
Центральная сцена картины была изображена на банкноте 1940 года номиналом 500 песет .
Детство и юность
О первых 25 годах жизни Доменико известно немногое. Он появился на свет приблизительно в 1541 году. Отцом будущего живописца Георгиос был сборщиком налогов, благодаря ему мальчик смог получить достойное образование. О его матери не известно ничего, кроме того, что она родилась в Греции.
Сын Теотокопули был любознательным, увлекался чтением. Позднее он начал общаться с известными учеными, собрал библиотеку из 130 книг. Художник владел испанским, итальянским и греческим языками, читал и говорил на латыни. Еще в школьном возрасте он начал рисовать.
Искусствоведы предполагают, что мастерству живописи Греко учился у иконописцев острова. В 1560 году он перебрался в Венецию, где стал учеником Тициана. Почти через десять лет художник переехал в Рим, чтобы изучать архитектуру. Там он увлекся маньеризмом, изучал работы Микеланджело, Тинторетто и Бассано.
Церковный порядок
В 15 марта 1586 г.подписан договор между Эль Греко (он был грек, отсюда и его имя), приходским священником Андресом Нуньесом Мадридского прихода Санто-Томе и мэром. Он точно фиксирует иконографию нижней части холста, которая должна быть большой:
«На холсте будет изображена процессия с приходским священником и другими членами духовенства, которые в то время совершали похороны дона Гонсало Руиса де Толедо, властителя города Оргаз, когда святые Августин и святой Стефан спустились в похоронить тело этого господина, один держится за голову, другой за ноги, положив его в могилу на глазах у многих людей, которые наблюдали. Прежде всего, это должно быть открытое небо во славе. »
Работа будет оплачена после оценки результата, после получения заказа в размере 100 дукатов, и все работы будут завершены к Рождеству того же года. Работа продолжалась, вероятно, до конца 1587 года и была возвращена к годовщине чуда и празднику Санто-Томе.
При первой оценке Эль Греко попросил 1200 дукатов «без украшений и рам» , что показалось приходскому священнику Сан-Томе чрезмерным по сравнению с ценой Expolio в 318 дукатов или 800 дукатов, запрошенных художником королю за Сен. Морис де l’Эскориал.
Священник договаривается о скидке, прося двух художников прийти и оценить холст в 700 дукатов! Эль Греко чувствует себя преданным и хочет апеллировать к Папе, но отказывается из-за судебных издержек. В30 мая 1588 г., городской совет отметил отклонение апелляции и приказал приходу выплатить 1200 дукатов после консультации со сторонами по вопросу 20 июня 1588 г.. Долг погашен в 1590 году. Священник, похоже, остался верным другом художника и одного из его защитников, которые собирали его картины.